Это означает болезнь – состояние нашего духа, пораженного как бы антоновым огнем, что мы не сочувствуем бедствиям, скорбям, болезням, нищете ближних наших. Мы – одно тело духовное, но в теле здоровый член состраждет больному и стремится оказать ему пособие, возвратить ему здоровье. Так мы должны сочувствовать ближним в их скорбях, болезнях, печали, напасти. Люби принимать нравоучение и от низших тебя, даже от женщины, от девицы, и притом не уважаемой тобой почему-либо. Это ради Бога, Который чрез всех вещает истину, даже чрез ослицу безгласную. Да попираем всячески гордость. Эти бедные, беспомощные, беззащитные, добрые, простосердечные дети, если бы имели свои стяжания, о, как бы они приняли тебя к себе в дом, с какою радостью дали бы тебе всё нужное, с каким радушием угостили бы тебя! Но теперь они ничего не имеют, и за них воздаст тебе Тот, Кого они именуют Отцом Небесным: Отче наш, Иже еси на небесех, – общий всех Отец и Питатель и Спаситель. Вот они явились ходатаями за калеку, за разбитого параличом старика, привезенного сыном его из далекой стороны для испрашивания у христолюбцев милостыни и, забыв свою пользу, с радостью поспешили отдать мою лепту, которую я велел им отдать старику. Какое любезное простосердечие, какая детская сострадательность! Только бы несчастный был удовлетворен, а мы и без ничего пока остались, думали они и, ухватившись сзади за спинку саней, поехали вместе с убогим стариком. Да подоблюсь и я детям в простосердечии и сострадательности! Смотри, земля как щедро приносит плоды, да научит тебя щедрости к ближнему; смотри, как корова щедро дает молоко и не жалеет его, да и ты научишься не жалеть для ближнего приятного ястия и питья; смотри, как овца охотно отдает свою волну, да научит и тебя охотно давать свое другим. Смотри, как кони, волы, коровы, овцы и козы дружно щиплют траву на лугу, на пажити – так мы, люди, наипаче христиане, должны иметь всё общее и дружно пользоваться дарами общего всех Отца нашего Небесного. Удивительное дело: корова, овца не жалеют своего млека, шерсти, не вступаются, когда доят и стригут их, а человек и искреннему своему жалеет нередко пищи и питья, хотя сам сыт и имеет избытки, и ярится, когда берут млеко и волну или произведения земли, ему принадлежащие, дарованные ему Богом для него и прочих, и хочет один пользоваться Божиими дарами, не делясь ими с другими, хотел бы один, завладеть всем. О, лукавство! О, самолюбие! О, человеконенавистничество!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Еле отговорил, мол, владыка Евстафий и то один раз «архиерейским чином» купается. Авторитет владыки Евстафия для борисоглебских прихожан и паломников непререкаем. Иван начитался Сампсона: всё не по мере, не по силам делает и часто ломается из-за этого. У меня же к Сампсону отношение осторожное – уж очень он много подвигов требовал от своих духовных чад. Не по-русски это. Отец Иоанн рассказывал, как отец Павел (Груздев) говорил наиболее дерзким чадам: «Сиди лягушка в луже, не то будет хуже». Очередь продвигалась медленно, и я вспомнил двух женщин с первого крестного хода. Темноволосую и рыжеволосую. Стояли они здесь на колодчике в сторонке, смотрели на нас как на чудаков, но в конце водосвятного молебна благодать и их сердец коснулась. В «Борисоглебском лете» я написал, что даже надеюсь темноволосую встретить в храме – она была посерьезнее. Прошло несколько лет. Темноволосую я так и не встретил, а вот ее легкомысленную рыжеволосую подругу неожиданно увидал прошлым летом здесь, на колодчике, и едва узнал. Она стала такая спокойная, светлая. Набрала воды из колодчика, молча посидела на лавочке, потом искупалась… Вот это был для меня праздник праздников: уж ее-то я никак не ожидал больше увидеть. Радость моя была такая небесная – ведь это на Небе больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем многим праведникам… Вдруг откуда-то московская знакомая Наташа. Раньше я ее не видел. Да и не мудрено кого-то не заметить, когда две тысячи человек собрались вместе. Наташа смиренно: «Сергей Антонович, у вас в машине место найдется?» Говорю: «Пустая машина. Вот только я искупаться хочу…» Показал рукой: мол, очередь большая и ждать ей придется долго. Наташа радостно: «Ничего, я не тороплюсь». Потом понял: она хотела именно со мной ехать – поговорить ей надо было. Стоим-стоим. Подходят три веселых мужичка. Оказывается, тоже впереди меня занимали. С шутками, с прибаутками они. Я откуда-то с детства знаю, что трепет в душе нужно беречь, не то останется душа сиротой, потому сразу вспомнил, что мои-то Марина с Алешкой уехали, не искупавшись, и всё равно их на днях сюда привезу.

http://pravoslavie.ru/62604.html

(Из «Чтений в И. О. И. Д. Р.» 1866–1867). Иоанн Георг Корб. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). Перевод и примечания А. И. Малеина. С приложением 19 рисунков на отдельных листах и указателей. С.-Петербург, А. С. Суворин, 1906. Стр. 4 нен.+ХХ+322+19 табл. «Устр. Ист. II. 4, 82». (Заметка в авторском экземпляре книги). Переводы отрывков указаны у Минцлова. Михаил Литвин (Минцлов, 58.) Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Выпуск I (XVI ст.). Михаил Литвин. Б. де Виженер. Л. Горецкий. Э. Ляссота. Перевод К. Мельник (под редакцией В. Антоновича). Киев. 1890. Стр. 2 нен.+ IV+192. (Из «Киевской Старины» 1889, 5–6 и след.). В. Н. Берх. Суд английского купца Генриха Лена с московским жителем Ширяем Костромитским в 1560 году. [«Сын. Отеч.» 1822, ч. LXXVIII, стр. 158–261]. 30) Минцлов, 57. Московия Джона Мильтона, с статьею и примечаниями Юрия Вас. Толстого. Москва, И. О. И. Д. Р., 1875. Стр. 6 нен.+24+2 heh.+II+84. (Из «Чтений в И. О. И. Д. Р.» 1874, кн. 3). 43) Ян Ласки (lohannes de Lasco), архиепископ гнезненский, получил на Латеранском соборе (1515) титул «legatus novus». См. Zeisberg, Johannes Laski, Erzbischof von Gnesen [E. E. Замысловский. Герберштейн, стр. 40, прим. 15 и след.] 281) Полный текст у Лизека (стр. 47–48) следующий: [Царь] in triginta enim argenteis majoribus patinis, per totidem bajulos, varias huic nationi imprimis charas cupedias, allio et cepis non parce conditas, addito insuper in duodecim cantharis potu, mulso nirimum, cremato et cerevisia transmisit, quibus potius Germanorum oculi, quam stomachus, his condimentis non assuetus cogebantur satiari. 92) Meiners, I, 26: «La Relation de trois Ambassades de... Carlisle de la part de... Charles II... Diese Reisebeschreibung erschien zuerst in Englischer Sprache. Ich habe die erste Englische Ausgabe eben so wenig, als die erste französische gesehen and kann also auch von beiden das Jahr nicht angeben. Die französische Edition hatte vor dem ersten Englischen Druck den Vorzug, dass sie das Original war. Dies sagt der Herausgeber, Guy Miége, in der Dedication an den Sohn des Grafen von Carlisle. Ich führe diese Reisebeschreibung unter dem Namen Miége ап». Ср. издание под редакцией кн. Голицына (Paris, 1857), стр. XXII–XXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Среди этой группы икон на роль протографа могут претендовать только Вл. и Угл. Бросающаяся в глаза близость рисунка этих двух икон была еще большей до того как контур Ил. был сглажен при замене левкаса на фоне. Их иконографическая близость давно отмечена В. И. Антоновой, которая. в соответствии с датировкой, считает первичной Вл. 863 Однако есть один признак. по которому Угл. оказывается ближе к архетипу, чем Вл.: наличие узкого просвета между фигурой Богоматери и спадающим сзади юнцом мафория. Признак этот редкий и потому существенный. Если исключить прямую зависимость Вл. от Угл. (на невозможность этого, помимо хронологии, указывает положение рук Богоматери, более близкое к архетипу на Вл.), то остается только признать снова наличие не дошедшего до нас протографа, к которому восходят обе иконы. Этот второй протограф восходит к первому, поскольку все русские иконы имеют одинаковые отличия от архетипа. Сочетание признаков, замеченное на Угл., на других иконах нам не встретилось. Отдельные черты сходства с нею наблюдаются на Черн.: наличие узкого просвета между фигурой и спадающим сзади концом мафория. складки ткани по контуру фигуры слева, двойная складка материи под левой рукой Богоматери. Некоторое сходство с Угл. можно заметить и на Анис.: похожий просвет слева, странная выпуклость линии контура возле шеи может быть объяснена наличием здесь выпуклых складок на Угл. Можно заметить также некоторое сходство в белильной разделке хитона, причем Анис, схематизирует рисунок складок и высветлений Угл. Это примеры того, как признаки разных генеалогических линий могут сочетаться в одном произведении. Едва ли это можно объяснить тем, что иконописец использовал одновременно два иконных образца. Скорее общие черты восходят к несохранившимся промежуточным спискам. Вл. послужила протографом для большой группы икон. Среди них Тр., Соф., Гост., Кир., Глуш., Яр. Помимо сходства с протографом они обладают некоторыми индивидуальными отличиями от него. Эти отличия позволяют иногда уточнить положение икон в стемме.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Господь в круговращении всех стихий, сил и тел природы: Он премудрою и всемогущею рукою держит их в удивительном равновесии и порядке, Его Дух содержит все эти миры; все эти силы в природе Его силою сильны, все эти стихии Его премудрым умом содержатся в таком согласии и равновесии. Вся тварь да славит Господа, единого Творца всего, и ныне делающего всё везде – на земле и на небе, в морях и во всех безднах. Да возвеличится имя Того Единаго [ Пс. 148, 13 ]. Когда ум наш действует в сердце и дружен с ним, тогда легко голове и работа ума бывает живительна, [верна], дружна; но когда его работа остается только в голове, без участия сердца, оживляющего ум и всё наше существо, тогда скоро неправильною и разрушительною для нервов головных оказывается его работа, и больно и тяжело голове: как котел она делается. И по справедливости наказывается голова: не разноглась с сердцем. На бумаге-то ты хорош, хорошо поёшь, а куда как ничтожен на деле, в любви христианской: как мелок, бессилен, нетерпелив, раздражителен, чужд сердечного участия любви! Отчего меня постигла вчера на исповеди такая страшная сухость сердечная, такая жгучая раздражительность? Не оттого ли, что я не ходил к службам в продолжение Первой недели (не служебная неделя моя) и не постился как должно: пил чай сладкий и ел вдоволь? Не оттого ли, что не приготовил души своей как должно к подвигу врачевать кающихся? Страшно! Сердце мое, кажется, изнежилось и не любит трудов! Это и было видно пред составлением бесед. Как неохотно я принимался за беседу. Не довольство ли во всем научило сердце мое неге и нетерпению? Господи, помилуй! Дивное дело! Я вчера исповедывал с четырех до одиннадцати часов, и хотя немного устал, но, легши спать в двенадцать часов и вставши в четыре с половиной часа, я чувствовал себя бодрым и здоровым! Как хорошо работать Господу! Как Он подкрепляет дивно! А в начале исповеди какая сначала была лень, какая слабость, – надо было только терпеть! Искушал лукавый. Земледелец сеет семена в надежде, что они неведомым для него образом, Божиим велением и промыслом взойдут и принесут плод. Так непременно и ты, сея на нивах сердец человеческих, твердо надейся, что посеянное на многих сердцах человеческих взойдет неведомым для тебя образом и Божиим промыслом, благостию и премудростию и принесет плод. То же и о молитве надо сказать: грех сеять слова без надежды плода от них. Грех молиться без надежды плодов от молитвы. Слова – те же семена. Надо Богу молиться. Враг часто уязвляет своею злобою души наши и палит нас. Это уязвление и распространяется, как антонов огонь 111 , в сердце, если искреннею молитвою веры не остановишь его. А Бог любовию Своею уязвляет души наши, но это уязвление легкое, сладостное, не палящее, а согревающее и оживляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тем не менее сам факт того, что Шеллинг для объяснения зла и в общем понимании человека делает упор на воле, несомненно приближает его мысль к патристической. Именно к этим местам «Исследований о сущности человеческой свободы» может относиться замечание из «Истории обращения Ивана Васильевича» об обнаружении супругами Киреевскими параллелизма между Шеллингом и Св. Отцами, когда И.В. был вынужден признать, что у них есть «многое, чем он восхищался в Шеллинге» с. 286]. Рассмотрим теперь учение Св. Отцов. М.А. Гарнцев очерчивает концептуальную парадигму святоотеческой, византийской антропологии следующим образом: «Связывая тождество человеческой личности не только с функциональным единством сознания или самосознания, но и, в особенности, с дорефлективным ипостасным единством, составляющим основу личности, византийские мыслители были уверены в том, что человеку, как психосоматической целостности, являющейся уникальным способом личностного существования, уготована совершенно особая роль в «космической литургии " » с. 84]. Однако выдающийся патролог и богослов В.Н. Лосский признается, «что до сих пор не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой» с. 106]. Он полагает, что то преобразование понятия «ипостась», которое было произведено Отцами IV в. в отношении к Богу, не было произведено в отношении к человеку. Хотя св. Отцы (св. Григорий Нисский , преп. Иоанн Дамаскин , св. Григорий Палама ) часто используют это слово, оно, похоже, означает для них просто «индивидуума разумной природы» 46 . Но это понимание личности (как индивидуальной природы) не может, показывает Лосский, удержаться в контексте христианского догмата (особенно Халкидонского вероопределения), и есть основания полагать, что Отцы понимали это. Об этом говорит, в частности, тот факт, что постхалкидонское догматическое развитие сопровождалось соответствующей разработкой антропологической проблематики. Я имею в виду, прежде всего, произведенное преп. Максимом Исповедником различение природной и ипостасной воли. Именно в этом случае понятие «ипостась» более или менее приближается к современному пониманию личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

А. Полозковой. Редактор тома Г. М. Фридлендер. Одна мысль (Поэма) Тема под названием «Император» Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста. Черновой автограф хранится в ЦГАЛИ, ф. 212, 1.1. с. 85–86; см.: Описания рукописей Ф. М. Достоевского. М., 1957. С. 125. Впервые напечатано Н. Л. Бродским в 1923 г. (Недра. М. Кн. 2. С. 279–280). Датируется октябрем-ноябрем 1867 г., так как к этому времени относятся записанные в той же рабочей тетради подготовительные материалы к «Идиоту» (среди черновых заметок к которому находятся данные наброски). Заметки к поэме «Император» сделаны Достоевским в несколько приемов. Сначала возник, по-видимому, основной план поэмы (до слов «…умирает величаво и грустно»). Здесь развитие сюжета доведено до трагической развязки. Затем возникли две приписки: 1) до слов: «Тот воспламенен»; 2) дальнейшая часть записей. Они дополняют и конкретизируют отдельные пункты первоначального плана — без изменения намеченного в нем общего замысла. Как справедливо указал при первой публикации плана «поэмы» Н. Л. Бродский, замысел ее не случайно возник у Достоевского в процессе работы над «Идиотом»: биография героя этой поэмы — юноши, который почти до 20 лет воспитывается во «мраке», в темнице, и, изолированный от других людей, «не умеет говорить», а затем, впервые столкнувшись с ними, умирает, познав человеческие страсти и страдания, — по своему внутреннему трагическому смыслу близка биографии Мышкина (ср.: Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947. С. 539). Главный исторический источник, из которого Достоевский почерпнул фактические сведения для замысла «поэмы», установлен Л. П. Гроссманом. Это статья издателя «Русской старины», историка М. И. Семевского, «Иоанн VI Антонович. 1740–1764 гг. Очерк из русской истории», опубликованная в 1866 г. в журнале «Отечественные записки» С. 530–558). Ознакомился ли Достоевский впервые с названной статьей Семевского уже вскоре после ее выхода в свет, т. е. еще в 1866 г., до отъезда из России, или она обратила на себя его внимание лишь в Женеве, где он находился в октябре-ноябре 1867 г., неизвестно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Это – 50-летний юбилей его духовно-учебной службы, ясно показавший, каким искренним сочувствием и глубоким уважением о. Фаворов пользовался среди университетской корпорации и среди бывших своих слушателей академических и университетских. Вместе с тем на настоящем празднестве представлена была подробная оценка полувековой учено-литературной деятельности о. Фаворова. Университетская корпорация торжественно отпраздновала юбилей своего старейшего профессора, законоучителя и духовника. После божественной литургии, отслуженной в университетской церкви самим маститым юбиляром, совершён был молебен высокопреосвященным митрополитом Иоанникием, в сослужении преосвященного Иакова и городского духовенства. На молебне присутствовал начальник края, граф A. П. Игнатьев, губернатор Л. П. Томара, помощник попечителя киевского учебного округа, граф А. А. Мусин-Пушкин, городской голова, C. М. Сольский, г. ректор университета, Ф. Я. Фортинский, профессора и студенты университета, директора и учителя гимназий и многие почитатели юбиляра. По окончании молебна, высокопреосвященный митрополит обратился к юбиляру с приветствием. Указав на то, что достижение пятидесятилетнего служения в вашей скоротечной жизни является редким случаем, особенно для тех, кто жизнь свою и труды свои посвятил служению на поприще преподавания в высших учебных заведениях, высокопреосвященный Иоанникий напомнил, что о. Назарий Антонович начал свою плодотворную деятельность в Киевской духовной Академии, где сам владыка был в числе первых его слушателей. Глубокое впечатление, произведенное преподаванием в то время еще молодого профессора, живо и доныне в памяти его слушателей. Высокопреосвященный Иоанникий в течении 4 лет слушал лекции юбиляра по нескольким предметам и первые впечатления не были ослаблены. Свое слово высокопреосвящ. Иоаникий закончил искренним пожеланием юбиляру долгоденствия, причем благословил его иконой Спасителя. После молебна присутствовавшие перешли в актовый зал, где началось юбилейное торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Стени и скорби, плачь о согрешающих, как пророк Иезекииль; молись за них горячо, ибо они члены наши, члены Самого Христа – больные члены, которые надо неотложно врачевать, как зара­женные антоновым огнем. Дерзкий против ближнего бывает дерзок и против Бога. Вспомни омочившего руку в солило вместе с Господом и предавшего Господа своего; об нем сказано было, что он – диавол ( Ин. 6, 70 ). Поминай кроткого Господа Иисуса, Который, будучи «укоряем, противу не укорял и, страдая, не противился, но предавал Себя Судящему пра­ведно Отцу Своему» ( 1Пет. 2, 23 ); Он не пререкал, не вопиял (не возвышал никакого голоса), и никто не слыхал на распутиях голоса Его (тихого и кроткого). Помни, чье ярмо, как вол молотящий, ты носишь на своей выи (епитрахиль); трудись же охотно и во смирении сердца для Христа Бога, понесшего на Себе все грехи твои, пострадавшего и умершего за тебя, великого грешника, тысячекратно и без числа прогневлявшего Его. Ты не понес нищеты и трудов Господа, но живешь в довольстве и всяческом обилии, и забываешь по временам Господа своего, столько для тебя претерпевшего трудов, озлобления от лю­дей, биений, поруганий и самую поносную смерть. Какое дело почетнее, спасительнее, радостнее, как приходить к болящим и немощным и печальным ближним с св. животворящими Тайнами и причащать их этой духовной, нетленной и Божественной пищи? Какая награда от Бога тем священникам, которые делают это святое дело охотно, со смирением и кротостью! Не ленись же, иерей, и не брезгай больными, бедными, часто невежественными, подверженными всяким болезням! Непригляден вид их, невесела картина, но дело это в очах Владыки и Господа велико. «Болен бых и посетисте Мене» (Мф. 25, 36). «Не огорчайся на тех, которые желают чаще причащаться Св. Таин Тела и Крови Христовой, но люби их и радуйся за них перед Богом; ибо Господь влечет их сердца, испытавшие сладость общения с Ним в сих Тайнах. Ведь и ты сам часто приобщаешься, служа литургию. Не огорчайся и на больных, того же желающих в домах, где лежат они, и не обле­нись заходить к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Много козней и скорбей было, но от всех их избавил меня Господь. Благословен Господь... научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань [ Пс.143:1 ] противу невидимых врагов. Враг бесплотный, мерзкий искушает меня часто воображением грехов неведения, соделанных в юности, грехов неподобных, и внушает отчаяние, якобы они не прощены мне и не простятся. Но нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, и если бы [были] такие грехи, которые не могли бы быть прощены, то диавол и его всепагубный и мечтательный грех был бы сильнее Бога (что нелепо), но явно, что Бог всесилен и Он может очистить всякий грех, сколь бы он ни был тяжел, нелеп и противуестествен, ибо Тот, Кто чрезъестественно воплотился от Чистой Девы, может и избавить человека от грехов естественных и чрезъестественных и самым делом показал и показывает эту силу и власть Свою, спасши и спасая столько великих грешников. 24 . Господь Бог – начало жизни, святыни, благости, правды, премудрости, силы, красоты, сладости, богатства, велелепия 112 , вечности, то есть в Нем Самом имеет престол вечность и от Него проистекает вечность разумных тварей. К Нему прилепимся всем сердцем, презрев земную, временную жизнь, мудрость, красоту, сладость, богатство, лепоту. Благодарю Господа, избавившего меня вчера вечером в квартире Алексея Антоновича от неподобной сердечной сласти плотской по молитве моей ко Господу вездесущему и [...] и даровавшего мне свободу от пакости вражией. Вчера во время молебна в мелочной лавочке враг сильно запнул меня гневом и смятением по поводу холодного кадила, поданного дьячком: я не мог выговорить многих слов. Наука мне – никогда и ни из-за чего не возмущаться, ко всему равнодушно относиться. Дай Боже! 25 . Суббота. Благодарю Господа, скоро внявшего молитве моей в квартире Александровых (в каменном домике Естафьевой) пред собеседованием с присоединяемым к нашей Церкви зятем их Николаем и спасшего меня от гнева на нищих, от скорби, тесноты, восстановившего во мне доброе расположение к нищим и с тем вместе мир, свободу и дерзновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010