См.: Северин Г., диакон. Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий.//ЖМП. 1965. 9. С. 17–19; Митрополит Иоанн (Вендланд) . Памяти друга и учителя.//ЖМП. 1965. 9. С. 17–21; Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы).//Минувшее. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 425–427, 434, 439–441; Его же. «Воскресенье» Мейера и «воскресники» Назарова. Духовные поиски петроградской интеллигенции 1920-х годов.//Невский архив. Вып. 4. СПб. 1999. С. 292, 295, 296, 311, 312, 318; Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде.//С.-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 23. 2000. С. 103–105, 109–112; Варлаам (Сацердотский), архимандрит. Письма из заточения к духовным детям. Публ. А. Воронцова.//Минувшее. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 465, 473, 475, 498, 502, 503, 513, 516; Резникова И. Православие на Соловках. СПб. 1994. С. 136–137; Антицерковные гонения в Ленинградской епархии. 1958–1964. Публ. М. В. Шкаровского.//Невский архив. Вып. 2. М.-СПб. 1995. С. 131, 134, 135, 140, 150, 151; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. СПб. 1995. С. 24; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917–1945 гг. СПб. 1996. С. 23; Их же. С.-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917–1945. СПб. 2000. С. 19, 233. 252, 261, 266, 347, 348, 349 Гусев В. – представитель от прихода Сергиевского собора. 222 Гусева Мария Алексеевна; (ок. 1896 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Гюйо (Guyau) Жан Мари; (28 октября 1854 – 31 марта 1888) – французский философ. 440 Гюнтер (Гинтер) Карл Карлович; (1849 – 6 октября 1901). Окончил Олонецкую гимназию (1867) и 4 курса Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 сдал экзамен на звание учителя немецкого языка и назначен преподавателем Енисейской мужской гимназии. Преподаватель немецкого языка Олонецкой гимназии с 12 декабря 1879 до кончины; состоял секретарем педагогического совета гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[«Дело святейшаго синода» 1757 года. По архивной описи Письмо лжеепископа Анфима к ясскому митрополиту Иакову, от 12-го декабря 1756 года. В 1744 году было покушение похитить трехлетнего Ивана Антоновича и увезти его за границу. Покушение это сделал какой-то монах. Его и Ивана Антоновича поймали в Смоленске. Что сделалось с монахом — неизвестно, а несчастного ребенка переименовали в Григория и увезли в Шлиссельбург (ср. Вейдемейера, «Обзор главнейших происшествий в России». Спб, 1835, т. III, 96). Нет ли тут чего общего с Афиногеном? Дела об Афиногене в св. синоде нет, и мне неизвестно, в каком архиве находится исследование об этом загадочном человеке.] [Липовенами или Липованами зовут в Румынских княжествах, Австрии и Пруссии русских раскольников. Иначе «Пилипоны» что, по всей вероятности, происходит от слова «Филипповщина», последователи которой были одни из первых переселенцев за границу.] [Подле города Бутушаны, подле города Вислуй и три деревни около Галаца.] Так доносил наш резидент, находившийся в Турции, в коллегию иностранных дел. Дело святейшего синода (1757 г., Анд. Иоанн. Журавлева «Историческое известие о раскольниках», стр. 295–296. Может быть, с Гурьевым, который в 1745 году отвозил Иоанна и его родителей из Ораниенбаума (а не Раненбурга). Впрочем, подлежит большому сомнению, чтобы офицер стал в то время разговаривать о «секретной комиссии» с каким-нибудь попутчиком. Из сохранившихся дел о содержании под стражею Брауншвейгской фамилии известно, что все по каким-либо случаям выбывавшие из этой комиссии давали подписку в том, что не будут ни с кем говорить об этом предмете, под опасением смертной казни за малейшую нескромность. Из духовных лиц при Брауншвейгском семействе был один иеромонах Илларион. Иона Курносый говорит «не попусти Бог, ради препростых душ, сицевым прелестником прельщати христиан, ибо в то самое время прииде справка из Москвы, что он, Афиноген, в епископах не бывал, ни во иеромонахах, но церковь, при ней же диаконом был, окрал драгия вещи, камение, привесы, и в Польшу бежа». В доношении коллегии иностранных дел в святейший синод, 27 мая 1757 года, сказано: «бежавший наперед сего из московскаго Воскресенскаго, называемаго Новый Иерусалим, монастыря иеродиакон Анвтиноген (sic) за границу, в польскую раскольническую слободу Ветку, а оттуда в Волощину, и, назвав себя архиереем, многих посвящал в иереи и диаконы». См. «Дело святейшего синода» 1757 года, Но на Ветке Афиноген не бывал, только временно был в Пахомиевом монастыре, близ города Гомеля.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

О будущем России//Царь-Колоколъ. 1990, май, 2 Сендеров Валерий. Перестройка прошлого. Неотмываемая кровь//Выбор. Литературно-философский альманах русской христианской культуры. 1990, 8-9. Подписано в печать 06.06.1990. Карпец Bлaдuмip. Российское Самодержавие и русское будущее. На путях к православному государствоведению//Выбор. Литературно-философский альманах русской христианской культуры. 1990, 8-9. Подписано в печать 06.06.1990. Рябов Гелий. Претерпевшие до конца (Романовы). Сценарий семисерийного телевизионного художественно-документального фильма//Выбор. Литературно-философский альманах русской христианской культуры. 1990, 8-9. Подписано в печать 06.06.1990. Григорий Распутин в воспоминаниях современников. Составители Чернышев А.В. и Половинкин Н.С. М.-Тюмень, Столица-Лад, 1990. Подписано в печать 07.06.1990. Пуришкевич В.М. Дневник " Как я убил Распутина " . Репринтное воспроизведение издания 1924 года (Рига). М., Советский писатель, 1990. Подписано в печать 12.06.1990. Братство Царя-Мученика//Наша страна. 16.06.1990, 2080. Энгельгардт [Юрков]С.В. Боже, царя верни?//Красная Звезда. 30.06.1990. Беленкин Борис. Ганька//Огонек. 1990, июнь, 21. Радзинский Э.С. Об убийце М.Романова – Мясникове Г.И.//Огонек. 1990, июнь, 21. Радзинский Э.С. Расстрел в Екатеринбурге.//Огонек. 1990, июнь, 22. Иоанн (Максимович), Архиепископ Шанхайский. Письмо господину Рейеру об отношении к вождям Белого движения//Пчела. 1990, июнь, 6. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (продолжение)//Вопросы литературы. 1990, апрель, 4. Подписано в печать 02.07.1990. Имя цареубийцы//Наша страна. 07.07.1990, 2083. Деникин А. Революция и Царская Семья (отрывок из очерков А.Деникина " Очерки русской смуты " )//Труд. 07-08.07.1990. Антонов Анатолий. Обращение ко всем гражданам России и Русского Зарубежья//Православная Русь. 14.07.1990, 13 (1418). Антонов Анатолий. Текст речи, произнесенной на молебне в Царском Селе, посвященном Дню рождения Его Величества Государя Императора Николая II 19 мая 1990 года//Православная Русь. 14.07.1990, 13 (1418).

http://religare.ru/2_47504_1_21.html

Л. Анисов II глава Она явно обладала мужским складом ума. Недаром австрийский дипломат князь де Линь 6 оригинально и остроумно называл эту 33-летнюю женщину Екатериной Великим. Он же отмечал: «Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом; в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице... Честолюбие ее было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям... Это была величественная монархиня и любезная дама». Таковой она и была в действительности, пока не вставал вопрос о ее правах на российский престол. Она прошла суровую школу выживания в немецком провинциальном княжестве отца 7 и в покоях елизаветинского двора и с давних пор усвоила существенные правила выживания: иметь четко выбранную цель и всеми путями способствовать ее достижению; иметь терпение и многоликость в общении с окружающими, ни с кем ни о чем не советоваться, ничего не обсуждать. В числе ее политических противников оказались сын Павел и великий князь Иоанн Антонович, отстраненный императрицей Елизаветой Петровной от престола и заточенный в Шлиссельбургскую крепость. Несчастный Иоанн Антонович как-то нечаянно погибнет при попытке офицера В. Я. Мировича освободить его. (Эта непредвиденная шлиссельбургская катастрофа произойдет через два года и закончится казнью Мировича.) Что же касается сына, то Екатерине Алексеевне не доставит труда доказать его сторонникам, что она вправе оставаться у власти до совершеннолетия Павла, ибо мудро и безболезненно решает все важные государственные вопросы. Вряд ли знала она о словах короля прусского, Фридриха, сказанных в ее адрес после гибели Петра III: «Эта принцесса бесконечно умна... У нее нет никакой религии, она только прикидывается набожной». А если бы и узнала, могла бы лишь усмехнуться. ...Кортеж со свитой императрицы направляется в Москву. Перед каретой Екатерины II ехал взвод лейб-гусар, за ней – отряд гвардии. По Высочайшему приказу поезд проезжал по четыре станции в день; случалось, что не останавливались до одиннадцати часов ночи, тогда дорогу освещали факелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Вот еще странность императрицы, про которую я слышала от батюшки. Государыня терпеть не могла яблоков и, мало того, что сама не кушала их никогда, до того не любила яблочного запаху, что узнавала по чутью, кто ел недавно, и гневалась на тех, от которых пахло: ей делалось дурно, и ее приближенные весьма остерегались и даже накануне того дня, когда им следовало являться ко двору, до яблоков и не дотрагивались. Было, говорят, несколько случаев, что императрица, почувствовав с отвращением этот противный для нее дух, от себя прогоняла со строгим выговором. IV Мы ездили в Кронштадт и в Шлиссельбург. Тут уж делать было нечего, в карете не поедешь, – пришлось плыть на пароходе. Сначала мне было очень боязно, я тревожилась и трусила, потом перестала бояться, и под конец мне это очень даже понравилось. Двигаешься вперед и скоро, а тебя не тряхнет, не толкает, как в экипаже – покойнее. Время было хорошее, море спокойно, и мы преблагополучно доплыли из Петербурга в Кронштадт, но на обратном пути что-то такое приключилось с машиной, и мы возвратились уже на боку и еле-еле дотащились до набережной. Будучи в Шлиссельбурге, я живо припомнила все то, что больше чем за пятьдесят лет мне рассказывала покойная тетушка Марья Семеновна Римская-Корсакова. Ее муж, дядюшка Александр Васильевич, стоял там со своим полком в то время, когда вышла смута и произошла известная история Мировича, составившего заговор в пользу Иоанна Антоновича, сидевшего в Шлиссельбургской крепости. 572 В суматохе, которая сделалась, когда распространился слух, что узник бежал, кого-то убили, но говорили, что убитый был не Иоанн Антонович. Иоанн Антонович бежал, а убит был другой по ошибке, и целые три дня обыскивали все дома. Приходили и к тетушке и везде все перешарили, перерыли во всех сундуках, ходили по погребам и чуланам и лазили по чердакам. Такой обыск утвердил всех в мысли, что узник бежал, хотя и говорили, что он убит. Тетушка была твердо уверена, что он бежал. Некоторые подтверждали это мнение и тем, что Мировича казнили, а императрица была милосердна, и ежели бы Мирович не упустил узника, то, наверное, государыня его бы помиловала. 573

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

С. 416, 418, 424): это условное изображение ярусной церкви в свете многочисленных молний и неск. пострадавших (воспроизведение без указания шифра рукописи см.: Москва православная. 2000. Июль. С. 74). Редчайшим примером отдельного житийного цикла И. является гравюра 1862 г. с 7 сценами (Москва, металлография А. Руднева, РГБ), очевидно основанная на современных ей изданиях о святом. Здесь представлены приход И. в Ростов (юродивый, преклонив колени, молится перед Успенским собором), обличение Бориса Годунова (сцена, отражающая позднейшие представления о жизни И.- Кузнецов. 1910. С. 467, 479, 482), беседа с протопопом Покровского собора Димитрием (И. выбирает место погребения), исцеление Григория, 2 года не владевшего правой ногой, у моста через Москву-реку (предсмертное чудо И.), преставление святого, перенесение его тела к Покровскому собору и погребение (без знамения с громом и молнией). Частичное соответствие этого цикла древним текстам об И. сопоставимо с его изображением в среднике гравюры, которое имеет мало общего с иконографической традицией: святой, представленный на фоне собора Покрова на Рву и Верхних торговых рядов (изображено здание, выстроенное после 1812 по проекту О. И. Бове), показан как длинноволосый юноша в короткой подпоясанной рубахе и шапочке, похожей на скуфью (в железном колпаке), без обуви; обратив лицо к лучу исходящего с небес света, И. прижимает правую руку к груди, в левой держит четки (это едва ли не единственная деталь, восходящая к древним произведениям). В клеймах И. представлен с теми же атрибутами, к к-рым добавлена клюка. Лит.: Кузнецов И. И., прот. Покровский и св. Василия Блаженного собор в Москве. М., 1900; он же. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы. М., 1910. (ЗМИАИ; 8); Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 785, 912, 988, 1015; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., 1966. Кат. 99, 114; Morava C. Johannes (Ivan) von Moskau (Jurodivyj)//LCI. Bd. 7. Sp. 154; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Закрыть «Честь и хвала тем, кто ставил этот памятник» В Пушкино состоялось торжественное открытие памятника святому благоверному Великому князю Александру Невскому 23.02.2021 1181 В минувшую субботу, 20 февраля, в Пушкино на территории Дворца спорта «Пушкино» в честь 800-летие святого благоверного Великого князя Александра Невского состоялось торжественное открытие памятника святому, сообщает портал «Пушкино сегодня». На мероприятии присутствовали более 50 человек, в том числе митрополит Муромский и Мончегорский Митрофан, епископ Зарайский Константин, благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек, председатель Совета депутатов Пушкинского городского округа Сергей Бабаченко, депутаты Алексей Волков, Тимур Апарин, Михаил Ждан, представители администрации Пушкинского округа и другие, передает корреспондент Пушкинского информагентства. После торжественной части протоиерей Иоанн Монаршек и один из организаторов установки памятника, член Союза православных единоборцев Борис Антонов сняли с бюста покрывало. Освятил памятник епископ Зарайский Константин, сообщает сайт Московской епархии. «Это великий святой, который всю жизнь воевал за свое Отечество и ушел из этой жизни схимонахом. Честь и хвала тем, кто ставил этот памятник и кто помогал. Я от души поздравляю всех с этим знаменательным днем», – сказал Борис Антонов. В церемонии также принял участие вице-премьер правительства Чечни Джамбулат Умаров. Чеченский политик в своём выступлении не раз произнес слово «империя». По словам заместителя председателя Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), пушкинского мецената и общественника Сергея Забурниягина, «официально Россия не является империей, но по духу мы были, есть и будем империей всегда. Потому что только в империи есть возможность уживаться такому огромному количеству людей самых разных наций и народностей. Только империя способна включать в себя сотни малых народов, при этом они не уничтожаются, а развиваются. А вообще, если посмотреть историю, что бы мы ни строили, у нас получается империя. Даже не потому, что мы этого хотим – это в нашей крови. И кто не разделает этого, не может называть себя полностью русским».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/23/ch...

Сретенский монастырь стал лауреатом Национальной премии Москва, 19 декабря 2017 года Иеромонахи Афанасий и Иоанн на вручении Национальной премии 14 декабря 2017 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла церемония вручения Национальной премии «Человек года — 2017», организованная Русским биографическим институтом, исследующим современное российское общество сквозь призму деятельности его элиты. В рубрике «Религия» премия была присуждена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В рубрике «Органы государственного управления, компании и организации года» одним из лауреатов стал Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Благочинный Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев), получая премию, сказал: «Сердечно благодарим за высокую награду, за то внимание к трудам нашей обители, за внимание к трудам Русской Православной Церкви, к трудам настоятеля нашей обители Святейшего Патриарха Кирилла, к трудам наместника нашего монастыря владыки Тихона и к трудам нашей братии. Сретенский монастырь — это тысячи прихожан. Мы с благодарностью принимаем эту награду и желаем всем помощи Божьей. Спасибо». «За укрепление международного авторитета Российского государства» лауреатом премии стал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, «за вклад в развитие высшей и средней школы» премию получила Ольга Юрьевна Васильева, министр образования и науки Российской Федерации. «За вклад в развитие высшего образования» — ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий. Также лауреатами стали министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров, министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу, хирург Леонид Антонович Бокерия и другие известные лица. 19 декабря 2017 г. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 22 декабря 2017, 22:54 Заслуженная награда достойному монастырю! Слава тебе, Господи! Екатерина. 19 декабря 2017, 22:58 Поздравляю!!!Какое счастье!!! Не могу " взять себя в руки " -плачу от радости за любимую обитель!!! Тамара 19 декабря 2017, 13:32 От всего сердца, искренне всех поздравляем.Божией помощи всем Ира 19 декабря 2017, 12:26 Поздравляем! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/109302.html

в Святейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68–78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259–263; РБС (Дабелов-Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. ПСЗ. 10. 7364, 7790; 11. 8199; Попов. Арсений Мацеевич. С. 51. Пресловутая Тайная канцелярия была учреждена уже 6 апреля 1731 г.: ПСЗ. 8. 5738, 5744; 9. 6937, 6832; ср. 8. 5509, 5510; ПСПиР. 8. 2539, 2703. Титлинов. Правительство. Гл. 3 и 4. Барсов. Св. Синод. С. 280. См. таблицу 1. Анна Леопольдовна прибыла в Петербург в 1722 г.; в 1733 г. она приняла православие, 3 июля 1739 г. вышла замуж за принца Антона—Ульриха Брауншвейгского. С 9 ноября 1740 до 25 ноября 1741 г. она была регентшей при своем сыне Иоанне VI Антоновиче, родившемся 12 августа 1740 г. в Петербурге и 5 октября провозглашенном престолонаследником, а 17 октября — императором всероссийским. 25 ноября 1741 г. он был объявлен Елизаветой утратившим престол и с 2 декабря 1741 до января 1756 г. находился вместе со своими родителями в ссылке (Рига, Дюнабург, Холмогоры). В январе 1756 г. Иоанн Антонович был взят по приказу Елизаветы под стражу и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Когда в 1764 г. подпоручик Василий Мирович пытался освободить его и провозгласить императором, он был убит и тайно погребен в Богородицком монастыре в Тихвине. Соловьев. 26. С. 16–25; Брюкнер А. Император Иоанн Антонович. СПб., 1874. ПСЗ. 11. 8291, 8482; Голубев. Св. Синод, в: Внутренний быт. 2. С. 227; Попов. Арсений Мацеевич. 1912. С. 52–56; Чтения. 1863. Смесь. С. 73; ср. упомянутую выше, в прим. 250, записку Остермана. Попов. Ук. соч. С. 56. Доброклонский. 4. С. 98; Попов. Ук. соч. С. 57. См. протоколы конференции, в: Сборник. 136; Платонов. Лекции. С. 576. Особо важной для знакомства с эпохой Елизаветы является работа: Попов. Арсений Мацеевич (1912), также: Ешевский С. В. Очерк царствования Елизаветы Петровны, в: Сочинения. 2. СПб., 1870; здесь (с. 574–576) упоминается также учрежденная в то время комиссия по разработке свода законов (Уложенная комиссия). По этому вопросу см.: Латкин В. Проект нового уложения, составленный законодательной комиссией 1754–1766 гг. СПб., 1893; Рубинштейн И. М. Уложенная комиссия 1754–1766 гг. и ее проект нового уложения «О состоянии подданных», в: Ист. зап. 1951. 38. Далее: Веденяпин; см. также несколько насмешливую характеристику Елизаветы у Ключевского. Курс. 4 (1910). С. 450. О попытках Елизаветы восстановить дух петровской эпохи и следовать покойному отцу, Петру Великому, в деле управления представляет большой материал очень хорошая работа: Готье Ю. История областного управления в России от Петра Великого до Екатерины II. М., 1913. Т. 1 (также в: Чтения. 1913). О Сенате времен Елизаветы см.: Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры, в: Собрание соч. 1 (1899). С. 207.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские, основатели Сестринского Успенского муж. мон-ря (Изосиминой пуст.) на р. М. Сестре, в 50 верстах к юго-зап. от г. Клина. Святые были родными братьями, сыновьями Юрия Еропкина, принадлежали к дворянскому роду, близкому ко двору вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 52; ср.: Он же. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV-1-й трети XVI в. М., 1988. С. 232-233). О происхождении святых известно из меновной грамоты 1494/95 г., в к-рой сообщается, что «Захарья Юрьев Еропкин променил свою вотчину деревню Кушалово да и починок Кушаловской своей братье игумену Изосиме да Ондреяну», к-рые взамен отдали дер. Дягилево и 2 селища. При сделке присутствовал «Семен Юрьев сын Яропкин - брат наш» ( Антонов. 1998. С. 62, 2). Наиболее ранний датированный источник, в к-ром упоминается З.,- жалованная грамота тверского кн. Иоанна Иоанновича Молодого от 30 янв. 1488 г. «Успенью святые Богородици в дом... игумену Зосиме з братьею» князь дал «деревню Стервище на реце на Сестрице и на Сосновце», с тем чтобы иноки молились за его родителей, а также «за весь наш род» (АСЭИ. Т. 3. 62. С. 94-95; Антонов. 1998. С. 61-62). Т. о., к 1488 г. Изосимина пуст. уже существовала. В XIX в. исследователи считали, что обитель была учреждена ок. 1479 г., основываясь, вероятно, на правой грамоте, выданной пустыни в 1539 г. В документе приведен допрос «старожильцев», один из которых, Власко Пятой, сказал: «Помню за шестьдесят лет, коли та земля еще вся была за великим князем за тферским, и после того, господине, князь великий Иван Васильевич, пожаловал игумена Изосиму дал ему тое реку Сестрицу к монастырю вверх по Городенку, а вниз по Ламу по реку, а с лесом по обе стороны тое реки» ( Леонид (Кавелин), архим. Правая грамота Клинской Изосиминой пуст. 7047 (1539) г.//ЧОИДР. 1876. Кн. 4. Смесь. С. 7). Однако очевидно, что Власко Пятой говорил не о том, что ок. 1479 г. монастырь существовал, а о том, что в то время земли, о к-рых идет речь, принадлежали Тверскому вел. князю. До 1485 г., когда Тверь была присоединена к Московскому вел. княжеству, Московский кн. Иоанн III не мог жаловать эти земли. Вероятно, Иоанн III передал Успенскому монастырю владения по р. М. Сестре после смерти кн. Иоанна Молодого (1490), когда во главе тверских земель были поставлены наместники Московского вел. князя (возможно, вскоре после 1491-1492, когда шла перепись тверских земель «по-московски на сохи»).

http://pravenc.ru/text/200047.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010