Через 11 лет после возникновения у Достоевского замысла «поэмы» о Мировиче исторический романист Г. П. Данилевский разработал тот же сюжет в своем романе «Мирович». Как отметил Л. П. Гроссман (см.: Творчество Достоевского. С. 370), Достоевский мог познакомиться с этим романом (не имеющим, кроме исторической основы, никаких точек соприкосновения с его замыслом) по подробному изложению романа Данилевского в той же книжке журнала «Русский вестник», где была напечатана седьмая книга третьей части «Братьев Карамазовых» (1879. С. 663. При виде Коменданта Иван Антонович смущается: «Я его видел в детстве!» — Эпизод этот навеян историческим анекдотом о том, что в разговоре с Петром III, который, по своему желанию, тайно в марте 1762 г. встретился с Иваном Антоновичем, последний, жалуясь на строгость шлиссельбургского коменданта Бередихина, вспомнил о доброте к нему присутствовавшего при разговоре барона Н. А. Корфа, который присматривал за ним в первые годы заточения: «Да, — отвечал Иоанн, — это был человек, который меня любил, он позволял мне иногда прогуливаться; но этот (указывая на коменданта) не позволяет никогда выходить и не говорит со мною». Слова эти тронули Петра и вызвали слезы на глазах Корфа, признательного за добрую память о нем заключенного» (см. Семевский М. И. Иоанн VI Антонович. С. 536). Идея. Юродивый (Присяжный поверенный) Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста. Черновой автограф хранится в ЦГАЛИ, ф. 212.1.7, с. 76; см.: Описание рукописей Ф. М. Достоевского. М., 1957. С. 124. Впервые напечатано Н. Л. Бродским в 1923 г. (Недра. М. Кн. 2. С. 281). Датируется концом мая-началом сентября 1868 г. на основании следующих соображений: запись сделана в направлении, обратном тексту заметки к «Идиоту», являющейся продолжением наброска от 24 мая н. ст. 1868 г. на с. 77, с. 74–75 остались незаполненными, а с. 66–73 заняты сентябрьскими записями к роману. По почерку она напоминает майские — июньские наброски к «Идиоту». По содержанию замысел связан с восьмым и промежуточным планами первой редакции «Идиота», где в результате эволюции и преображения центрального героя за ним закрепляется эпитет «юродивый». Идиота этих планов с Юродивым в данном наброске сближают доброта, принимающая необычные, удивляющие окружающих формы, и особенно любовь к детям. Об Идиоте в последних планах первой редакции говорилось, что он «тих», всех стремится примирить, «чудак», имеет «странности», «весь в детях». Те же черты отличают и Юродивого. Он принимает «в дом сирот», у него собралась «полная квартира детей, кормилиц и нянек», он «ходит к ним просить прощения и их мирить».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

На могиле митрополита Гурия в Симферополе. В ценре – митрополшит Феодор (Казанов) Милость Божия, но сегодня, сто лет спустя после кончины Николая Антоновича Вендланда и более тридцати лет спустя после кончины митрополита Иоанна, эта могилка не заброшена. Много лет ее навещал профессор математики из Петербургского университета, друг владыки – Сергей Андреевич Зегжда. Бывает там жительница Алушты Нина Павловна Сенник. Она знала митрополита Иоанна еще девочкой. Последние годы приезжает митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор (Казанов). В Ярославле он был келейником архиепископа Михея (Хархарова). И митрополит Иоанн, и митрополит Гурий для него родные люди. К нему присоединяются и другие ярославцы и волгоградцы, которые лично знали митрополита Иоанна или не знали, но любят его. Такое часто бывает в жизни верующих. 12 июля в день памяти митрополита Гурия владыка Феодор служит панихиду на его могиле в Симферополе у храма Всех святых, в Алуште на могиле игумении Серафимы (Яковлевой) и на старом Ливадийском кладбище на могиле Николая Антоновича. Геолог Константин Вендланд и архимандрит Гурий. Узбекистан, 1930-е гг. Еще несколько лет назад Ливадийское кладбище было совершенно заброшено Еще несколько лет назад Ливадийское кладбище было совершенно заброшено. Добираясь до могилы, мы карабкались по склону, цепляясь за колючие ветки кустарников. А если в момент подъема накрывал дождь (такое было), ползли по мокрой скользкой земле, держась друг за друга. Кладбищенская Вознесенская церковь еще в 1927 году разрушена землетрясением. Это то самое знаменитое Крымское землетрясение, когда за несколько дней было зарегистрировано более 200 толчков, разрушен Симферополь, а деревни в предгорной и степной части Крыма превратились в груды развалин. Теперь на месте церкви таксопарк. Коренные ялтинцы в большинстве своем не знают о существовании старого Ливадийского кладбища. Самый лучший способ его найти – спрашивать у местных, где таксопарк. Остатки кладбища нависают над Ялтинским шоссе в том месте, где оно поворачивает в сторону Ливадии. Если идти от этого поворота по тропинке вниз, то придешь к величественному памятнику государя Александра III, а затем к Ливадийскому дворцу. А если по тропинке вверх, то придешь к могилке.

http://pravoslavie.ru/157758.html

Но может быть и проще. Например, как в новом романе Олеси Николаевой " Меценат " - там один из персонажей озабочен анализом " Мухи-Цокотухи " на предмет ее " православности " , он открывает в этом произведении всяческие ереси, тайну беззакония, умысел мировой " закулисы " и  т.д. - очень ярко написано. Константин Антонов 21 августа 2013г. 15:30 ага. А потом мы удивляемся, что научная общественность делает все возможное, чтобы не допустить государственного признания научного статуса теологии. Ведь такие опусы тогда начнут защищать в виде диссертаций, и нормальным профессиональным филологам станут указывать на " грубейшие ошибки " и " недостаточную православность " их интерпретации совсем неправославного Достоевского Феодор 19 августа 2013г. 12:13 Как Вы могли уже заметить, здесь богословский (по крайней мере номинально), а не литературоведческий портал, потому естественно, что разбираются не особенности художественного языка Достоевского, а вполне конкретный вопрос - насколько соответствуют воззрения Достоевского православному христианству. Почему же такое " утилитарное " отношение к творчеству Достоевского, т.е. выяснение того, полезно или вредно читать его христианину - непременно " не-христианское " ? Не заповедь ли апостола Павла - все делать во славу Божию; не он ли нас предупреждает. что хотя все нам можно - но не все полезно и не все назидает? По-Вашему, св. прав. Иоанн Кронштадтский поступал не-по христиански, когда он , не особо вникая в художественную образность Л.Толстого, обвинял его в богохульстве? Неужели сам факт художественного творчества уже изымает писателя от любой мировоззренческой критики?  Что критика А.Буздалова " плохая " - заявление голословное, хотелось бы увидеть более предметные возражения. Константин Антонов 21 августа 2013г. 02:14 В том-то и дело, что для того, чтобы соотнести " воззрения Достоевского " с " православным христианством " нужно для начала иметь точное представление и о том, и о другом. Но понять воззрения Достоевского из его романов (ведь в статье анализируются " Братья Карамазовы " , а не публицистика из Дневника писателя) - невозможно без учета их художественной формы (как, кстати, и воззрения Гете) - но в статье этого нет. Поэтому отдельные мысли внеконтекстно выхватываются из отдельных произведений, мысли персонажей без раздумья приписываются автору и т.д. Это - классические ошибки устаревшего " мировоззренческого " подхода к Достоевскому. (Кстати, о. Иоанн Кронштадский в этом смысле поступал более адекватно - он судил об идеях Толстого на основании его трактатов и статей (и тех глав " Воскресения " , которые имели очевидную идеологическую цель), а не на основании " Войны и мира " и " Анны Карениной " ).

http://bogoslov.ru/article/3373711

Закрыть itemscope itemtype="" > Хоругвеносцы приняли участие в открытии памятника Иоанну Грозному в Орле 18.10.2016 470 Время на чтение 3 минуты 14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, братчики Союза Православных Хоругвеносцев приняли участие в открытии памятника первому Русскому Царю — Царю Иоанну I Васильевичу всея Руси (С восшествием на престол в 1740 году младенца-Императора Иоанна Антоновича, по отношению к русским Царям, носящим имя Иван (Иоанн), ввели цифровое указание. «Прадед Иоанна III Антоновича получил уточненный титул Царя Иоанна II Алексеевича всея Руси, а Царь Иван Васильевич Грозный получил уточненный титул Царь Иван I Васильевич всея Руси». Таким образом, первоначально Ивана Грозного именовали Иоанном Первым. Цифровая часть титула — IV — впервые была присвоена Ивану Грозному писателем Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского»), по указанию которого в 1566 году для охраны южных границ Русского государства была основана крепость Орел, сообщает пресс-служба СПХ. Памятник подарен городу Орлу Международным Фондом славянской письменности и культуры. Автор памятника известный российский скульптор Олег Иванович Молчанов. Прибыв в город Орел, хоругвеносцы поклонились святыням Богоявленского собора Орла, собор располагается на стрелке Оки и Орлика, в центре бывшей орловской крепости, на месте где Царь Иоанн Васильевич основал город (по распоряжению Государя Ивана Васильевича основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей), осмотрели центр города и посетили памятник уроженцу Орловской Области, великому русскому полководцу, покорителю Кавказа - Алексею Петровичу Ермолову, развернув возле памятника знамя «Православие или Смерть» и флаг Донского казачьего войска, после чего отправились на открытие памятника Царю Иоанну Васильевичу. В торжественной церемонии открытия памятника Первому Русскому Царю и основателю города Орла, приняли участие Губернатор Орловской области Вадим Владимирович Потомский, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, член Совета Федерации Владимир Круглый, депутат Государственной Думы РФ Николай Земцов, скульптор Олег Иванович Молчанов, генеральный директор Международного Фонда славянской письменности и культуры Александр Владимирович Бочкарев, схиархимандрит Илий, казачий атаман Валерий Васильевич Камшилов, схимонахиня Николая, православный предприниматель Василий Вадимович Бойко-Великий, писатель, председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов, заместители главы Союза Православных Хоругвеносцев Валерий Александрович Левченко и Игорь Игоревич Мирошниченко, члены Правительства области, руководство города, лидеры и члены общественных организаций, гости и жители Орловщины.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/ho...

А Козьму, государь, Лопухина впредь, Господа ради, с своим, государским, указом ко мн не присылай, для того что он, Козьма, для многоимтельства своего твоего, великого государя, указу ни в чем не хранитъ. Царь государь, смилуйся, пожалуй. Примечания Л. 191 ...на престол срачица... – Престол – освящённый стол в алтаре напротив Царских дверей, который покрывается двумя покровами: льняной срачицей («катасаркий»), которая символизирует погребальные пелены Иисуса Христа, и парчевой индитьей («индитион»), которая символизирует торжественное одеяние Господа как Царя Славы – Антонов 1912, 25. Во время богослужения на срачицу кладётся антиминс, накрываемый литоном – платком, который служит обёрткой для антиминса вне литургии. ...на жертвеник покровъ крашенинищо толстое по дв денги аршинъ... – Жертвенник – стол в левом углу алтаря, на котором приготовляется вещество для Св. Евхаристии, т. е. приносится «бескровная жертва» – хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа. В особых случаях жертвенник (в церковной символике образ Иисуса Христа) опоясывается вервием длиной около 40 м, что знаменует собой путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к иудейским первосвященникам. Другое наименование жертвенника – «предложение» – Антонов 1912, 27. Крашенина – толстый холст, окрашенный краской. ...у Царских, государь, дверей завсы... – Царские двери – главный вход в алтарь. Называются так потому, что через них, по православному учению, в Св. Дарах проходит Господь; через них позволено проходить только освящённым. Царские двери имеют важное сакральное значение при совершении литургии. По традиции, на Царских вратах изображалось Благовещение и либо епископы – творцы литургии ( Василий Великий и Иоанн Златоуст ), либо евангелисты. ...у мстных иконъ пеленъ... – Местные иконы – иконы в нижнем, местном, ряду иконостаса, справа от Царских врат, за образом Христа Спасителя, изображавшие святого или праздник, которому посвящён храм. Пелены – полотенца (убрусцы), подвешиваемые под иконы, нередко шитые золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

526 «Зосима подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобнические, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите, убо братие, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела мои будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножатся паче, и соберется братии множество о любве Христовой» (Филимонов 1876. С. 323–324). Изображения известны с конца XV в. (см.: Антонова, Мнева 1963. Т. 1. 323). 527 Например, с плащаницей, имеющей надпись, что «сделали» ее в 1588 г. игуменья Новодевичьего монастыря Стефанида и келарь Евдокия (Музей «Новодевичий монастырь», 3310/737). См. об этом: Маясова 1973(2). С. 141, ил. на с. 144. 529 Один из основателей Соловецкого монастыря преподобный Савватий умер 27 сентября 1435 г. на берегу реки Выги, где и был похоронен. В 1465 г. его останки перенесены в монастырь и положены у алтаря деревянной церкви Успения Богоматери. С этого времени начинается местное его почитание. В начале XVI в. оформились жития Зосимы и Савватия, на протяжении этого столетия и позднее несколько раз дополняемые (см.: Ключевский 1871. С. 198–203, 269, 270, 327). Всецерковное празднование установлено в 1547 г. В 1566 г. мощи Савватия были перенесены в Троицко-Савватия-Зосимовский придел только что построенного каменного Преображенского собора. Тогда же была сооружена деревянная рака с резными изображениями преподобного и сцен его жития (Музеи Московского Кремля, инв. СК-85/1–2. См.: Сохраненные святыни Соловецкого монастыря 2001. 36, 37). Как и преподобный Зосима, Савватий считался покровителем мореходов, гонителем бесов и исцелителем от недугов. 530 «Да покров чюдотворца Саватея шит по камке таусинной золотом и шелки, около венца прять жемчюжна, а около шит тропарь и кондак серебром, подложен тафтою двоеличною» (Опись Соловецкого монастыря 1597 г., л. 93). 531 «Савватий подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и куколь» (Филимонов 1876. С. 324). Сохранились изображения преподобного рубежа XV-XV1 вв. (см.: Антонова, Мнева 1963. T. 1. 323).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

А Козьму, государь, Лопухина впредь, Господа ради, с своим, государским, указом ко мне не присылай, для того что он, Козьма, для многоиметельства своего твоего, великого государя, указу ни в чем не хранит. Царь государь, смилуйся, пожалуй. Примечания Л. 191 ...на престоле срачица... – Престол – освященный стол в алтаре напротив Царских дверей, который покрывается двумя покровами: льняной срачицей («катасаркий»), которая символизирует погребальные пелены Иисуса Христа, и парчевой индитьей («индитион»), которая символизирует торжественное одеяние Господа как Царя Славы – Антонов 1912, 25. Во время богослужения на срачицу кладется антиминс, накрываемый питоном – платком, который служит оберткой для антиминса вне литургии. ...на жертвенике покров крашенинищо толстое по две денги аршин... – Жертвенник – стол в левом углу алтаря, на котором приготовляется вещество для Св. Евхаристии, т. е. приносится «бескровная жертва» – хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа. В особых случаях жертвенник (в церковной символике образ Иисуса Христа) опоясывается вервием длиной около 40 м, что знаменует собой путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к иудейским первосвященникам, другое наименование жертвенника – «предложение» – Антонов 1912, 27. Крашенина – толстый холст, окрашенный краской. ...у Царских, государь, дверей завесы... – Царские двери – главный вход в алтарь. Называются так потому, что через них, по православному учению, в Св. Дарах проходит Господь; через них позволено проходить только освященным. Царские двери имеют важное сакральное значение при совершении литургии. По традиции, на Царских вратах изображалось Благовешение и либо епископы – творцы литургии ( Василий Великий и Иоанн Златоуст ), либо евангелисты. ...у местных икон пелен... – Местные иконы – иконы в нижнем, местном, ряду иконостаса, справа от Царских врат, за образом Христа Спасителя, изображавшие святого или праздник, которому посвящен храм. Пелены – полотенца (убрусцы), подвешиваемые под иконы, нередко шитые золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По молитвам Валаамских чудотворцев очень многие православные христиане, разных возрастов, званий и состояний получали исцеления от многоразличных телесных болезней и недугов душевных. 10. Исцеление двухлетнего младенца по обету родителей. Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Лунгули, крестьянина Ивана Антонова Меншакова сын двухлетний младенец Иоанн, слишком год страдал расстройством тела от внутренних болезней. Долго пользовали его разными средствами, но все бесполезно. Напоследок родители молили преподобных Сергия и Германа помочь их сыну, обещая, по выздоровлении, везти его во святую Валаамскую обитель – и малютка через несколько дней после сего обета совершенно выздоровел. 11. Исцеление больной руки четырехлетнего мальчика. Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, в деревне Лунгули, у крестьянского четырёхлетнего мальчика Артемия Антонова Меншакова с лишком два года болела рука, подле самой кисти, и малютка не мог ею владеть. Все пособия местного врача оставались безуспешны. Родители Артемия опасались уже, что он на веки останется калекою. Мать ребенка с усердною молитвою обещала отслужить преподобным Сергию и Герману молебен. Язва на руке мальчика с того же дня стала заживать и в короткое время совершенно закрылась. 12. Исцеление, по обету родителей, малолетней священнической дочери Марии, болевшей глазами и расслаблением ног. Дочь священника Либерского прихода, деревни Тайболя (в Финляндии), Михаила Петровича Болотинского, Мария, два года страдала болью глаз и расслаблением ног. Родители, не видя пособий от человеческих врачеваний, прибегли с молитвою к угодникам Божиим Сергию и Герману, прося их предстательства пред Господом о исцелении болящей Марии. Они дали обет, если облегчится недуг дочери, везти ее на поклонение чудотворным их мощам. Вскоре Мария совершенно выздоровела. Благодарная мать в июле 1850 г. приезжала на Валаам с исцелённою и другими двумя дочерьми, где, прославляя Бога и преподобных Его Сергия и Германа, поведала чудесное уврачевание дочери своей святою их помощью. 13. Исцеление расслабленной девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Применение этого же принципа мы можем наблюдать во многих других известных палехских иконах – «Антоний Римлянин» Захария Бронина 1823 г. (Антонова, ДИПК, 1966, илл. 134, кат. 115); «Богоматерь Всех Скорбящих Радости» конца XVIII – начала XIX в.; то же – в романовских письмах: икона М. Архиповского «Исаакий Далматский с житием» (1833) (Антонова, ДИПК, 1966, илл 141, кат. 122); наконец, во множестве провинциальных вариантов не только официальной, но и старообрядческой традиционной живописи. Руководствуясь религиозной функцией иконы как главным стилеобразующим началом, автор первой палехской иконы вносит изменения в первую очередь в формы пейзажа, житийные сцены и элементы атрибутики. Его заказчиком был старообрядец, для которого, видимо, было важно подчеркнуть трагическое звучание образа. Поэтому если на ярославской иконе Иоанн Предтеча своим перстом указывает на лежащего в евхаристической чаше жертвенного Младенца, то на палехской иконе в евхаристической чаше помещена уже отрубленная голова пророка (известный, кстати, мотив «отрубленной головы», получивший широкое хождение в искусстве XVII – XVIII вв). Свободная же рука пророка изображена с двуеперстным благословением, что может пониматься и как знак жертвы в пророческом подвиге тех, кто принимал гонения на пути старой веры. Знак двуеперстия усилен подборкой сцен жития по принципу противопоставления рождения и смерти. В композиции ярославской иконы мастер заимствует только сцены «Рождения Иоанна», его воспитание ангелом и «Усекновение», добавляя к ним «от себя» эпизод «Обретение главы Иоанна Предтечи». Стремясь, согласно вкусам заказчика, к конкретности и «историзму», он меняет символику архитектурных форм: на фоне добавлено отсутствующее в ярославском прототипе изображение русских церквей с луковичными куполами и восьмиконечными крестами, что сразу переводит новозаветную драму на Русскую землю. Так цитата оказалась наполненной конкретным историческим содержанием. (илл. 189) Вместе с тем народный ремесленник мог нарушить архитектонику прототипа почти до неузнаваемости.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Доказательством тут может служить факт блестящих баллотировок в Совете нашего юбиляра 10 . Эти выборы ясно свидетельствуют о симпатии и уважении к Назарию Антоновичу всех профессоров без различия принадлежности их к той или другой партии, к тому или другому племени и исповеданию... В то время Назарий Антонович, бодрый духом и телом, усердно посещал заседания Совета, появляясь нередко и на частных собраниях сослуживцев, принимал их охотно и у себя. В качестве настоятеля университетской церкви он делил с профессорами их частные радости и печали. И кто из нас не припомнит, как всегда в подобных случаях Назарий Антонович умел находить для одних – радостный привет, а для других слова утешения и ободрения... Итак, мы чествуем в лице Назария Антоновича полувековое служение солидного ученого богослова, талантливого преподавателя и церковного оратора, прекрасного товарища и доброго пастыря церкви» 11 . После юбилейного празднества, H. А. Фаворов прожил около полутора лет, мирно отошедши ко Господу 12 января (1897 г). Кончина его вызвала глубокое сочувствие к почившему в среде университетской корпорации и среди духовенства, между которым есть немало учеников его в Академии. Все, знавшие и почитавшие почившего, поспешили отдать ему последнюю дань – молениями у его гроба. Первая панихида, в присутствии только семейных лиц, отслужена была вскоре после кончины о. Фаворова настоятелем Владимирского Собора, прот. И. Корольковым , по облачении им почившего в священнические одежды. Затем почти непрерывно совершаемы были панихиды, как то: преосвященным Иаковом, благочинным, прот. Π. А. Троцким, прот, Κ. И. Фоменко, ηροτ. А. И. Коровицким, в присутствии г. ректора и профессоров университета, и мн. др. Вынос тела из дома о. Фаворова в университетскую церковь состоялся на другой день – 13 января, в 3 часа дня, в сопровождении г. ректора и профессоров университета, студентов и многих почитателей почившего. В выносе тела почившего участвовали: прот. М.Д. Златоверховников, священники: ο. Р. Барилович, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010