Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе, Крещение Господа Иисуса Христа, сорокодневный пост и искушение от диавола, первые Христовы ученики, первое чудо на браке в Кане Галилейской. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И ЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ (Матфея 3:1-12; Марка 1:1-8; Луки 3:1-18; Иоанна 1:15-31) О выходе на проповедь Иоанна Крестителя и об его свидетельстве о Господе Иисусе Христе согласно повествуют, почти с одинаковыми подробностями, все четыре Евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Лишь последний из них опускает кое-что из сказанного первыми тремя, подчеркивая только Божество Христово. О времени выхода на проповедь Иоанна Крестителя, а вместе с тем и о времени выхода на общественное служение Самого Господа, дает важные сведения св. Евангелист Лука. Он говорит, что это произошло «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Луки 3:1-2). Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, св. Лука хочет сказать, что в то время Палестина входила в состав Римской империи, и ею управляли именем императора Тиверия, сына и преемника Октавиана Августа, при котором родился Христос, тетрархи, или четвертовластники: в Иудее, вместо Архелая, управлял римский прокуратор Понтий Пилат, в Галилее Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме, другой его сын Филипп управлял Итуреей, страною по восточную сторону Иордана, и Трахонитидою, расположенной на северо-восток от Иордана; в четвертой области Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа, что надо понимать так: первосвященником был, собственно Каиафа, а его тесть Анна, или Анан, отставленный гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, фактически разделял с ним власть.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

О войне I. Взгляд православного сына Церкви ва позволительность войны Для решения вопроса о дозволительности или недозволительности войны, как и в других случаях, должно прежде всего обратиться к тому, что высказывается относительно этого в В. Завете. В нем неоднократно указывается, что Сам Бог чрез пророков Своих иногда повелевал евреям начать войну против того или другого народа и обещался быть их покровителем и помощником в борьбе с вражеским народом ( Чис. 31:1–2 и др.). Всякий должен признать, что Господь ни в каком случае не только Сам не давал бы таких повелений евреям и не содействовал бы успеху их оружия, но и осуждал бы решение их самих начать войну, если бы она всегда и во всех случаях была не иным чем, как безусловным злом. Повелевать делать зло и помогать совершению его решительно недостойно всесовершенного Существа, каков Бог, и безусловно противоречит Его святости. В каких бы исключительных условиях ни находились евреи и каков бы ни был их национальный характер, никак не мог бы Бог вызывать их на начатие войны и помогать им в ведении ее, коль скоро она на самом деле была бы безусловным злом. Господь неоднократно указывал евреям на Свое совершенство и в частности на Свою святость и внушал им по возможности уподобляться Ему. А если все это так, то, значит, война иногда может быть и добрым делом со стороны предпринимающих и ведущих ее. На рубеже между Ветхим и Новым Заветами ясно и неоспоримо высказался в пользу дозволительности войны Иоанн Креститель, о котором заметил И. Христос, что из рожденных женами невосставал больший Предтечи Его. В евангелии повествуется относительно Иоанна Крестителя, между прочим, следующее. Однажды пришли к нему креститься воины и спрашивали его: что им делать? ( Лк. 3:14 ). Нет никакого сомнения в том, что воины желали знать от Иоанна Крестителя: должны ли они совсем оставить военную службу и избрать другой род занятий, или нет? Очевидно, что требовалось ясное и положительное решение этого вопроса. Что же ответил воинам Иоанн Креститель? Вот его слова, обращенные собственно к ним: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк. 8:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общественное служение Спасителя Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской. Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе (Матф. 3:1-12; Марка 1:1-8; Луки 3:1-18; Иоанна 1:15-31). О выходе на проповедь Иоанна Крестителя и о его свидетельстве о Господе Иисусе Христе согласно повествуют все Евангелисты с почти одинаковыми подробностями. Лишь Иоанн опускает кое-что из сказанного остальными, подчеркивая только Божество Христово. О времени выхода на проповедь Иоанна Крестителя, а вместе с тем и о времени выхода на общественное служение Самого Господа, важные сведения дает св. Евангелист Лука. Он говорит, что это произошло «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний чертверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Кайфе» (Луки 3:1-2). Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, св. Лука хочет сказать, что в то время Палестина входила в состав Римской Империи и управляли ею тетрархи, или четверовластники, именем императора Тиверия, сына и приемника Октавиана Августа, при котором родился Христос. В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей — страной, расположенной на востоке от Иордана, и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвертой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Кайфа, что надо понимать так: первосвященником был, собственно, Кайфа, а тесть его Анна, или Анан, отстраненный гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, фактически разделял власть со своим зятем.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

Перенесение десницы святого Иоанна Предтечи Через некоторое время после того, как ученики Иоанна Предтечи погребли его святые останки в Севастии, святой евангелист Лука пришел поклониться им и забрал с собой правую руку Крестителя. Затем он принес ее на свою родину, в Антиохию, где от нее совершились многочисленные чудеса. Среди прочего рассказывают и такую историю. Местные городские язычники имели обычай каждый год приносить в жертву по одной девушке, едва достигшей брачного возраста, страшному змею, которого они почитали как бога. Однажды бедный отец очередной жертвы, на которую пал жребий, поспешно прибежал в храм, где находились святые мощи, и стал молиться, прося заступничества у святого Иоанна Предтечи, и украдкой унес с собой палец от десницы. В тот момент, когда идолослужители перед лицом всего народа собирались бросить девушку в разверстую пасть чудовища, он кинул туда палец святого. Зверь тотчас упал замертво. В знак признательности на этом месте построили великолепную церковь во имя Иоанна Предтечи. Много времени спустя благочестивые императоры Константин VII и Роман II (956–957) прослышали о неисчислимых чудесах, происходящих от мощей святого Иоанна, и поручили одному диакону по имени Иов перевезти святую десницу в Константинополь. В столице мощи святого Крестителя и Предтечи Христа встретили как раз вечером в день праздника Богоявления. Эта святыня до сих пор хранится и почитается в монастыре Дионисиат на Святой Горе Афон . 20 января 2013 г. Другая часть десницы св. Иоанна Предтечи находится в Сарае – древнем султанском дворце в Константинополе. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 9 марта 2023, 18:06 Святой Иоанн Предтечи моли Бога нашего Иисуса Христа о мне грешной, моём муже Алексее и моих дочерях (Елене,Елизавете,Вере,Надежде). Да, дарует нам Господь веру крепкую, любовь и согласие в семье! Помолись Святой Иоанн Предтечи о моей бабушке Зои. Да, дарует ей Господь прежде конца покояние! Помолись Святой Иоанн Предтечи о моих родителях Анастасии и Владимире,о моем брате Сергее и крестнике Максиме. Да, дарует им Господь здравие душевное и телесное!

http://pravoslavie.ru/58835.html

потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее В темницу, это в Махеронскую крепость, на северо-восточном берегу Мертвого моря (11 гл. 2 ст.). За Иродиаду. Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великого. Ирод Антипа и Филипп были дети Ирода великого, таким образом, Иродиада приходилась племянницею как Ироду Антипе, так и Филиппу. Она была за мужем за Филиппом, и от сего брака имела дочь Саломию, которая очень угодила Ироду своею пляскою (ст. 6). Ирод же был женат на дочери арабского царя Ареты; но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял себе жену его Иродиаду. За это-то и обличал Ирода Иоанн, говоря ему: не достоит ти (не должно тебе) имети её. Поступок Ирода был совершенно беззаконен: если законом Моисеевым повелевалось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и притом её бездетства ( Втор. 25:5–6 ). 5. И хотщь убити, убос народа, зан к пррока имх. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка Ирод хотел (хотящь) убить Иоанна Крестителя, по словам историка иудейского Флавия, для того, чтобы он не произвел народного восстания. Обличение же за Иродиаду было только предлогом к этому. Боялся (убояся) народа и убить Иоанна, чтобы народ не произвел из-за сего восстания, так как народ почитал Иоанна за пророка, т. е. за особого посланника Божия к себе. 6. Дню же бывш рождества ирдова, плса дщ посред и угод ирдови: Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду Восточные цари издревле имели обычай праздновать день своего рождения и делать по сему случаю пиры знатнейшим и близким к ним подданным ( Быт. 40:20 ). Пляса дщи Иродиадина посреде (пред собранием) и угоди Иродови. Плясала вероятно один из таких танцев, которые особенно раздражают сластолюбие и любострастие. Из сего можно заключить, что и Саломия была так же развратна, как и сама мать её, дочь достойная матери; на востоке женщины, особенно же девицы, заботливо скрывались от взора мужчин и, когда являлись в общество, то обыкновенно закрывали лицо (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли Источник Скачать epub pdf I. Несколько времени тому назад в Париже вышли книги протоиерея Сергия Булгакова «Неопалимая Купина», а немного позднее «Друг Жениха». «Их общая тема, – говорит сам автор, – есть догматическое истолкование православного почитания Богоматери и Предтечи в раздельности и совокупности». «Неопалимая Купина» излагает учение о Богородице, «Друг Жениха» – о Иоанне Предтече. Заявив, что целью первой книги является раскрытие учения о безгрешности Богоматери, автор прямо приступает к делу. «Имеет ли Пречистая, Пренепорочная какой-либо личный грех , можно ли помыслить хотя на мгновение сию страшную хулу?» – вопрошает он. И тут же признает, что то, что он назвал «страшной хулой» учили и проповедовали многие отцы Церкви, даже такие великие светильники Православия, как Василий Великий и Иоанн Златоуст . Однако это не смущает прот. С. Булгакова и он пытается установить «церковную точку зрения», от которой отступали, по его мнению, как названные, так и некоторые другие учители Церкви. Церковное учение покоится на двух основаниях – Священном Писании и Священном Предании. И Священное Писание и Священное Предание говорят нам о безгрешности Спасителя. «Беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его», пророчествовал еще пророк Исаия, и апостол Петр повторяет его слова, лишь заменив слово беззаконие словом грех , так как «грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ; 1Пет. 2:22 ). «И греха в Нем несть», – говорить Иоанн Богослов ( 1Ин. 3:5 ). «Не ведевший греха», «Искушен во всем кроме греха», учит о Христе апостол Павел ( 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ). Бесчисленное множество раз говорится о безгрешности Бога, безгрешности Богочеловека в Святоотеческих творениях и в церковных молитвах. А где же свидетельство об отсутствии грехов у Божией Матери? В Священном Писании их нет. Наоборот, Священное Писание говорит, что всё люди грешны. Священное Писание, сообщая некоторые сведения о жизни Пречистой, называет Ее Матерью Господа, благодатною и другими высокими именами, но нигде не называет Ее безгрешною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа. Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. (Лука 1:1-4; Иоанн. 20:31). Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1-4-ый стихи первой главы Евангелия от Луки, в которых ап. Лука говорит о тщательном исследовании всего, сообщаемого им, и указывает цель написания Евангелия: Знать твердое основание христианского учения. К этой цели ап. Иоанн Богослов в 31-м стихе 20-й главы своего Евангелия добавляет: «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанн. 20:31). Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за составление своего Евангелия потому, что к тому времени появилось уже довольно много сочинений подобного рода, но недостаточно авторитетных и неудовлетворительных по содержанию; и он счел своим долгом (из желания утвердить в вере некоего «державного Феофила,» а с ним заодно и всех христиан вообще) написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова.» Так как сам он был, по-видимому, лишь одним из 70-ти учеников Христовых и потому не мог быть очевидцем всех событий — таких, например, как Рождество Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, — то он, несомненно, значительную часть своего Евангелия писал со слов очевидцев, то есть на основании предания (вот где видна важность предания, отвергаемого протестантами и сектантами). При этом совершенно несомненным представляется то, что первым и главным очевидцем наиболее ранних событий евангельской истории была Пресвятая Дева Мария, о которой св. Лука недаром замечает дважды, что Она хранила воспоминания обо всех этих событиях, слагая их в сердце Своем (Луки 2:19 и 2:51).

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Скачать epub pdf 3. Св. апостол Андрей Первозванный Св. апостол Андрей был братом апостола Петра. Так же, как и старший брат, он занимался с отцом рыбной ловлей, но не был так привязан к семейной жизни и мирским удовольствиям. Презирая суету мира сего, он предпочел девство брачной жизни. Недолго Андрей оставался и в родительском доме. Когда проповедь Иоанна Крестителя огласила Иордан, Андрей пошел к Крестителю и стал его учеником. Вскоре после этого он последовал и за Христом. Однажды Иоанн Креститель стоял со своими учениками на берегу Иордана. В это время Иисус после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем возвращался из уединения. Иоанн, не раз говоривший о Нем своим ученикам, указал на Него и воскликнул: «Се Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». На другой день Иоанн с двумя учениками, Андреем и Иоанном, опять стоял у Иордана. Увидев идущего мимо них Иисуса, он повторил свое прежнее свидетельство о Нем. «Се Агнец Божий», – сказал Креститель. Эти слова были как бы особенным указанием для учеников Крестителя. Они тотчас оставили учителя своего и пошли за Христом. Иисус, обратившись и увидев, что они идут за Ним, спросил: «Что вам надобно?» Они отвечали на это: «Учитель, где Ты живешь?» В их словах слышалось желание идти за Христом. «Идите и увидите», – отвечал им Господь. Они пошли за Христом и провели у Него весь этот день ( Ин.1:29–40 ). Это было первое призвание Христом учеников. Св. апостол Андрей поэтому и получил наименование Первозванного. После этого он был еще раз призван Христом. Это было после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Всех объял ужас при виде этого чуда. Тогда Господь, обратившись к рыбакам сказал: «Идите за Мною, – Я сделаю вас ловцами человеков», – и св. Андрей с братом своим Симоном-Петром, оставив сети, последовали за Христом ( Мк.1:16–18 ; Мф.4:18–20 ; Лк.5:1–11 ). С этого времени св. Андрей уже неотступно был с Господом. Когда после Вознесения Господня все апостолы разошлись с благовестием по разным странам, и св. Андрей отправился на проповедь учения Христова. Главным местом его проповеди была Малая Азия и собственно – побережье Черного моря. Много скорбей и страданий за имя Христово претерпел здесь св. Андрей, но, укрепляемый силой Божией, он с радостью перенес все бедствия. Самые большие мучения он испытал в Пафлагонском городе на берегу Черного моря. Там его влачили за руки и за ноги, без пощады били палками, бросали в него камнями, вырывали пальцы и зубы. Только благодатью Христовою св. апостол остался жив и невредим от ран. Мужественное терпение, с которым он переносил страдания, значительно умножило число верующих в Синопе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 5. Евангелие от Иоанна Евангелие от Иоанна существенно отличается от трех синоптических. Подробные сведения о причинах написания четвертого Евангелия и о его отличиях от трех других приводит Евсевий Кесарийский : Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершённых в самом начале Его проповеди. И это верно. Трое евангелистов знали, по-видимому, только то, что совершил Спаситель в течение года после заключения Иоанна Крестителя в темницу. Об этом они написали и с этого начали свое повествование... Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершённых Спасителем тогда, а именно – до заключения Крестителя... Вот почему человеку, который это учтет, не придет в голову, что они разногласят между собой; Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность Христа, остальные дают историю последних Его лет; Иоанн, видимо, умолчал о родословной по плоти Спасителя нашего потому, что Матфей и Лука ее уже изложили, и начал с учения о Его Божественности, которое для него, как более достойного, словно оберегал Дух Божий. Как писал Климент Александрийский , Евангелие от Иоанна дополняет другие Евангелия, которые отразили человеческую сторону служения Иисуса – Его чудеса и речения, но не раскрыли с достаточной полнотой сторону Божественную. Клименту вторит блаженный Августин : ...Три вышеназванных евангелиста останавливались преимущественно на тех деяниях, которые Христос совершал в человеческой плоти, Иоанн же сосредоточил свое внимание на Божественности Господа, по которой Он равен Отцу, и стремился тщательно изобразить именно это. Таким образом, он устремился гораздо выше первых трех, так что когда видишь тех вращающимися как бы на земле с Христом как человеком, этот, превзойдя пределы туманов, плотно облегающих землю, вознесся к чистому небу, откуда с проницательной и крепкой остротой ума созерцал в начале Слово, Бога у Бога, Которым создано было все, и возвестил, что Оно стало плотью, чтобы обитать среди нас ( Ин. 1:13–14 ); что Оно приняло плоть, но не изменилось во плоти... И если мы знаем еще что-либо подобное, столь достоверно указывающее нам на Божество Христа, по которому Он равен Отцу, то и это сообщил в своем Евангелии Иоанн; ведь не случайно же именно он возлежал у груди Иисуса во время вечери Его ( Ин. 13:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 21-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 31 зач., 7, 17—30 Такое мнение о Иисусе распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всем том. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. Радость спасения мира возвещает Господь. Однако в Евангелии сегодняшнего дня нам показано, как труден путь к этой радости. Мы видим в каменной темнице того, кто этого никак не заслужил. Святой Иоанн Креститель имел мужество взывать к совести царя Ирода, обличая его за то, что он взял себе в супруги Иродиаду, жену брата своего. Иродиада возненавидела Иоанна и восхотела отомстить ему. По ее наущению Ирод повелел заключить Иоанна в темницу. В конце концов она потребует голову Иоанна и получит ее. Когда Предтеча находился в темнице, Господь посетил его глубоким испытанием. Больший из рожденных женами должен был приобщиться в исключительной степени той богооставленности, которую примет Спаситель в Гефсиманском саду и на Кресте.

http://pravoslavie.ru/3703.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010