1. Церковно-славянский текст Минеи (7/20 января) Кондак, глас 6: Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/Иордан страхом возвращашеся;/пророческое же служение исполняя,/Иоанн трепетом спряташеся;/Ангельския чини ужасахуся,/зряще Тя, во струях плотию крещаема;/и вси, сущии во тьме, озаряхуся,/воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся. Икос: Ослепшу Адаму во Едеме, явися Солнце из Вифлеема/и отверзе ему зеницы, омыв сия Иорданскими водами/. Очерневшему и омраченному Свет возсия неугасимый/. Уже ему несть нощь, но всегда день,/еже ко утру утро,/его ради родися/; к вечеру бо сокрыся, якоже пишет/, обрете зарю, возставляющую того./Иже к вечеру падый изменися мрака/и достиже ко утру Явльшагося и Просветившаго вся. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова Святому Иоанну Крестителю на 7-е января 1 . Кондак, глас 6-й. Иордан, убоявшись Твоего во плоти пришествия, страшно возвращался назад (течением вод своих); Иоанн же, совершая пророческое (свое) служение исполнялся трепетом: ангельские чины ужасались, видев Тебя крещающагося в водах (иорданских), и все сущие, во тьме просвещались светом, воспевая Тебя Явившагося и Просветившаго все. Икосы. 1) ( Τ τυφλωθντι) Ослепшему в Едеме Адаму ( Быт. 3:8 ) явилось из Вифлеема Солнце, и отверзло ему зеницы, омывши их водами Иордана, (ему) потемненному и омраченному возсиял свет неугасимый; уже нет ему ночи, но все день ( Зах. 14:7 ); что пред утром было (т. е. мрак), для него сделалось (совершенным) утром; ибо к вечеру он (Адам) сокрылся, как написано. Падший к вечеру нашел зарю, его просвещающую; он освободился от мрака и скоро достиг утра, – Явившагося и Просветившаго все. 2) ( τε) Как скоро повредился добровольно Адам, вкусив от плода слепотворнаго, -тотчас невольно обнажился. Ибо повредивший (диавол) раздел его, нашедши его как бы слепаго. Итак он был наг и убог, и осязанием искал схватить раздевшаго его. Сей же, смотря на него смеялся, как он простирал повсюду длани (свои) и искал одежды. Но после обнажения, увидев сего, Милосердый по естеству (Своему) пришел, вопия к нему: «Я принимаю тебя обнаженнаго и убогаго, иди ко Мне, Явившемуся и Просветившему все.»

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Скачать epub pdf О покаянии 37 В сегодняшнем евангельском чтении на литургии мы слышали замечательные слова, которыми Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4, 17 ). В этих кратких словах заключается, в сущности, все учение истины, вся истинная религия. Этими словами проповедовал Иоанн Креститель, этими же словами продолжил проповедь о покаянии Господь. Каков смысл слова покайтесь, или, согласно некоторым современным переводам, кайтесь? Я надеюсь, что все мы хорошо знакомы с творениями святителя Игнатия (Брянчанинова) , который уделяет покаянию особенное внимание, считая его сущностью христианской жизни. Но что понимать под покаянием? Только ли осознание своих грехов, сожаление о них, чувство скорби и печали о том, что ты совершил нечто противное совести и евангельскому учению и этим прогневал Бога? Если мы вспомним, что говорил Иоанн Креститель тем, кто приходил к нему каяться, то увидим, что в покаянии, кроме сокрушения и печали о грехах (что само по себе, конечно, очень важно), есть и еще нечто весьма значимое. Для того чтобы покаяние было истинным, а не фиктивным, необходимо иметь желание исправиться. Когда к Иоанну Крестителю обращались люди, осознававшие свою греховность – а это чувство, наверное, есть почти у всякого человека, за исключением разве что людей с уже совершенно окаменевшим сердцем, – но не желавшие исправлять свою жизнь, он обличал их очень жестко, даже гневно. Делал он это не из ненависти, а потому, что таким откровенным, грубым обличением желал разбудить в них совесть, освободить оледеневшие души от холода, который их сковывал, и таким образом научить людей настоящему, внутреннему, а не декларативному покаянию. Он говорил им такие слова: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3, 7–10 ). Итак, человек сравнивается здесь с деревом, которое или плодоносит, то есть приносит плоды, достойные покаяния, или посекается и вметается в огонь. Покаяние – это дар Божий. Вопрос кто внушил вам бежать от будущего гнева? подразумевает ответ: «Бог». То есть мысль о покаянии внушает Господь. Но нужно принести плоды, достойные этого Божиего дара, и тогда покаяние принесет пользу, а иначе оно будет для человека бесполезным. Этому есть пример в Евангелии: бесплодное и весьма печально окончившееся покаяние Иуды Искариотского. Он раскаялся в том, что сделал, но не сотворил плодов, достойных своего раскаяния и насильственно прервал свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Глава седьмая Ин.7:1 . И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху его Иудее убити. Выше по поводу 5мы видели, что св. Иоанн Златоуст 731 полагал, что праздник, поименованный в приведенном месте, был Пятидесятница (после первой Пасхи Ин. 2:13 ). О второй Пасхе упомянуто в гл. 6:4, причем Господь был в Галилее и по-видимому в этот год на Пасху в Иерусалим не ходил. По всей вероятности со дня Пятидесятницы Ин. 5после первой Пасхи вплоть до праздника Кущей второго года Господь не был в Иерусалиме «яко искаху Иудее убити Его», о чем упоминается в Ин. 5по поводу исцеления расслабленного в купели Вифезда. Все это время Господь провел по-видимому в Галилее и это именно время описано в подробности у Евангелиста Матфея в главах 12–18 (и парал.). Мы указываем на эти главы потому, что в 11 главе Матфея указано, что Иоанн Креститель был уже в темнице (ср. Ин. 3Иоанн еще на свободе) и в 19 гл. Матфея сказано: «И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския обонпол Иордана» 732 . По поводу слова хождаше ( περιπτει) Иисус по Галилеи, мы обратим внимание читателя на то, что это хождение, или лучше сказать «перехождение» знаменовало и заключало в себе все дела любви и милосердия, творимые Господом и все благодатные поучения, разносимые Им по многим местностям, согласно слову Его: «се изгоняю бесов и совершаю исцеления, сегодня и завтра и в третий (день) кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает чтобы пророк погиб вне Иерусалима» 733 . Посему, когда мы видим, что Господь входит в Иудею, то надо помнить, что хождение по Иудее совершенно подобно хождению Господа по Галилее, т. е. сопровождается и благодатными словесами, и исцелениями, и изгнаниями бесов, и если не все чудеса и словеса Господа записаны, то только потому, как говорит Иоанн 734 , что «и самому миру не вместить бы написанных книг». Ин.7:2 . Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени. По-гречески этот праздник назывался σκηνοπηγα ( σκην куща, γνομι посадить, воткнуть). Он означает создание шалашей из древесных ветвей, которые втыкались в землю для образования временного помещения на время семидневного осеннего праздненства, начинавшегося в октябрьское полнолуние, как о том подробно сказано в Левите 23:39–43. Это было воспоминание о странствовании в пустыне. Праздник был один из самых торжественных и притом обязательно соединенный с веселием: «веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней», говорил закон Лев. 23:40 . Ср. Втор. 16:13–15 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Гневайтеся – и не согрешайте Гнев как чувство, защищающее желания человека. – Священное Писание о гневе Божием. – Необходимость гнева против страсти, ереси и уклонения от истины. – О страсти гнева и о гневе против страстей. – Мир с людьми нужно ставить выше жертвы. – Когда гнев безгрешен и даже необходим. – Как из сердца вырвать обиду? – Средства против гнева: молитва и напряжение собственной воли. – Как правильно гневаться на свои страсти, не поддаваясь унынию? Сегодня мы продолжим беседы о борьбе со страстями и коснемся того, что говорится в Евангелии о страсти гнева. Эта страсть присуща всем, потому что гнев, по святоотеческому учению, есть чувство, защищающее желания человека. Когда влечение человеческой души, злое или доброе, к тому или иному предмету встречает на своем пути препятствия, тогда в душе появляется гнев. Поэтому нельзя сказать, что гнев всегда плох. Так, в Священном Писании гнев иногда приписывается Богу. Конечно, Бог вообще не испытывает таких чувств, какие испытывают люди. Он не знает перемены желаний – одно прошло, другое возникло – и не меняет Своего отношения к нам в зависимости от того, что мы делаем. Богу приписываются человеческие чувства, в том числе и гнев, для того чтобы объяснить действие Промысла Божия применительно к нашему пониманию. Когда говорится о гневе Божием по отношению к грешникам, то Бог сравнивается с человеком, находящимся в ярости, как бы опьяненным: Воста Господь, яко шумен от вина 259 . Конечно, так сказано для того, чтобы мы поняли, что неправильно себя ведем и сами являемся причиной тех или иных проявлений Промысла Божия о нас. И эта строчка из псалма не означает, что Бог человекообразен в каком бы то ни было смысле: ни в смысле внешнего устроения, ни в смысле душевных свойств. Однако сама возможность приписать гнев Богу говорит о том, что это чувство не всегда является греховным. Иоанн Креститель, обличая фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, спрашивал: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 260 . Конечно, он имел в виду гнев Божий. В Евангелии есть и другие изречения, подобные этому. Например, апостол Иоанн приводит слова Спасителя, обличившего неверующих в Него иудеев: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем 261 . Последствия неверия здесь названы гневом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Отправная точка благовестия Иоанн Креститель и Господь наш Иисус Христос – оба начинают свою проповедь одними и теми же словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф 3, 2; 4, 17 ). Такова отправная точка Благовестия – покаяние. Без покаяния не может быть ни новой жизни, ни спасения, ни вхождения в Царство. Обращаясь от Священного Писания к святым отцам, мы встречаем ту же самую существенную истину. Авва Милесий, которого спросили, что он делает в пустыне, отвечает: «Я пришел сюда оплакивать свои грехи» 50 . И покаяние это не есть только подготовительная стадия, оно – пожизненно. Когда авва Сисой лежал на смертном одре, окруженный своими учениками, оказалось, что он с кем-то говорит. «С кем ты говоришь, отче?» – спосили ученики. Он ответил: «Вот, ангелы пришли взять меня, но я прошу их дать мне еще немного времени, чтобы покаяться». «Ты не имеешь нужды в покаянии», – сказали ученики. «Воистину, – ответил старец, – я не знаю, начинал ли я каяться» 51 . Марк Монах утверждает: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог , но даже Он не прощает непокаявшегося [... ]. Все множество Божиих заповедей можно свести к одному началу – покаянию [... ]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться... [... ]. И для великих, и для малых покаяние остается несовершенным до самого смертного часа». 52 «Господь наш Иисус Христос , – говорит авва Исаак Скитский, – заповедал нам пребывать в покаянии до последнего нашего дыхания. Ибо если бы не было покаяния, никто бы не спасся». 53 И Исаак Сирин учит: «В каждое мгновение в течение двадцати четырех часов суток мы имеем нужду в покаянии». 54 Духовные наставники более близкого к нам времени отводят покаянию столь же решающую роль. Преп. Иоанн Кронштадтский в своем духовном дневнике «Моя жизнь во Христе» говорит: «Наша молитва состоит прежде всего в покаянии» 55 . И о. Серафим Папакостас, возглавлявший движение «Зои» в Греции в 1927–1954 гг., начинает наиболее известную из множества своих книг такими словами: «В каждом веке, а особенно в настоящем – полном тревоги, усталом и беспокойном веке, нет ничего более существенного, чем покаяние. Нет ничего более глубокого, к чему бы стремился человек; однако у него нет ясного понимания того, чего же он в действительности хочет». 56 Следует отметить, что Иисусова молитва – гораздо более широко распространенная сегодня, чем пятьдесят лет назад, – является особенной покаянной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

1 . Давайте подумаем, вместо ваших рукоплесканий, о том, что вам полезно, и, напомнив немного собранию кое о чем относительно нравственного образа жизни, побеседуем с вами о том, за что проповедник награждается самыми незначительными рукоплесканиями, но после чего у слушателей рождается сильное желание достигнуть спасения души. Хороша и подходяща для набожных душ речь о вере; и когда мы видим ревность вашу, пробуждающуюся во время выслушивания слова о вере, мы ясно понимаем любовь вашей души к своему Владыке. Как худой раб порицает господина, так благоразумный слуга радуется, когда господина все хвалят; поэтому желание похвалы для господина есть доказательство благорасположения слуги. Хорошо бывает мыть сосуд души, чтобы, очистив его нравоучением, под готовить к восприятию мира (благовония) богословия, потому что «в лукавую душу не войдет премудрость» (Прем.Сол.1:4). Нам предстоит коснуться в настоящей беседе вопроса о жизни с той как раз стороны, которая требует весьма тщательной осмотрительности. Именно, если я буду очень обнадеживать вас покаянием, то должно опасаться, чтобы кто-нибудь в расчете на будущее покаяние не ослабел и не сделался беспечнее в жизни. С другой стороны, если я буду замалчивать надежду на покаяние, то опасаюсь, как бы кто не отупел духовно и не предался телесным страстям. Одинаково, как беспечность, когда душа расслабляется от удовольствий, так и потеря надежды на покаяние располагают к изнеженной жизни. Поэтому речь должна быть разделена на две части, – одну для здоровых, а другую для слабых. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ). Кто начал падать, пусть предупредит падение покаянием; Если кто подвергся опасности падения, пусть не падает; если кто и после предохранения упал, пусть не теряет надежды на человеколюбие Того, Кто восстановляет падших. Случается иногда испытывать незначительное колебание: «едва не пошатнулись ноги мои» ( Псал. 72:2 ). Бывает, что тот, кто уже поколебался, получает помощь от Господа: «когда я говорил: «колеблется нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня» ( Пс. 93:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 24. «Горе вам, книжники и фарисеи!» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, 23-я глава. Рассмотрим две темы: 1) «Горе вам, книжники и фарисеи!» (13–36); 2) Судьба Иерусалима (37–39). Самозванцы от святости 363  – такими были книжники и фарисеи. Они занимались имитацией праведности и святости. Святость на языке библейского иврита означает «посвященность», «отделенность» и «отличие», но в действительности они мало чем отличались от обычных людей, скорее даже, в чем-то проигрывали им (те, по крайней мере, не лицемерили и ничего из себя не воображали). И все же Христос, обличая их, как мы увидим далее из толкования Оригена , искал для них покаяния. Из текста адресованных им «проклятий» видно – на это обращают внимание и истолкователи, – Сын Божий как бы ставит их между горою Гаризим (гора благословения), и горою Гевал (гора проклятия), возвращая их во времена вхождения в Землю Обетованную ( Втор.27:11–26; 28, 1–68 ). Неслучайно и Иоанн Креститель начинает проповедь в пустыне, они (Христос и Предтеча) таким образом напоминали Израилю о лучших временах их истории. Очень важно, когда человек находится на грани нравственного коллапса, предложить ему вспомнить и о более лучших временах, какие он переживал в своей жизни. Тем более что ветхозаветные тексты неоднократно настаивают, что еврей должен переживать славные события своих предков, как свои собственные, произошедшие с ним самим. И Христос, чередуя слова: «горе вам… горе вам… горе вам», возвращает слушающих в прошлое на полторы тысячи лет, как некогда между горами Гаризим и Гевал чередовалось: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир… Проклят злословящий отца своего или матерь свою… Проклят нарушающий межи ближнего своего… Проклят, кто слепого сбивает с пути… Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь» ( Втор.27:15–19 ). А с другой стороны, с горы благословения Гаризим звучало: «Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих… Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих… благословит тебя на земле» ( Втор.28:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 16 Иез.16:1 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, засвидетельствуй Иерусалиму беззакония его. Обличение грехов благодетельно и служит на пользу, в страждущих бесчувственностью влагает чувство и побуждает их к памятованию собственных свих грехов. Горестно и крайне тягостно страдать болезнью, но гораздо тягостнее даже не знать о своей болезни. Недаром нередко и врачи дошедшим до такого состояния, что не хотят почувствовать своих страданий, стараются объяснить всю тяжесть их болезни, чтобы, почувствовав это, перестали беспорядочною жизнью доставлять обильную пищу болезни, но стали следовать законам врачебного искусства. Так поступает всегда и Бог всяческих с предающимися беззаконию и пребывающими в бесчувствии. Ибо устами Давида говорит грешнику: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» ( Псал. 49, 21 ); а устами Иеремии Иерусалиму: «веждь, яко в Господа Бога твоего преступила еси» ( Иер. 3, 13 ); и еще: «виждь пути твоя в месте многогробищном, и увеждь, что сотворил еси» ( Иер.2, 23 ). Можно же найти и тысячи других подобных мест. Посему повелевает сделать это Пророку Иезекиилю. Ибо говорит: «засвидетельствуй Иерусалиму беззакония его», то есть покажи язвы, укажи струпы его, чтобы наказания не почитал делом жестокости, но дознав, что сечение сие делается для уврачевания, принес благодарение врачу. Потом Сам подробно описывает проступки. Иез.16:3 . И речеши сия глаголет Адонаи Господь (усугубление сие везде дает знать истинность владычества) дщери иерусалимстей: корень твой и бытие твое от земли хананейски: отец твой аморреанин, и мати твоя хеттеаныня. Иудеи высоко думали о родстве своем с Авраамом, почему Господу в священном Евангелии сказал: «семя Авраамле есмы, и ни кому же работахом николи же» ( Иоан. 8, 33 ). Сию кичливость низлагает и блаженный Креститель Иоанн, говоря: «порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите убо плод достоин покаяния. И не начинайте глаголати в себе; отца имамы Авраама: аминь, глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» ( Матф. 3, 7–9 ). Посему, как богомудрый сей муж иудеев, соделавшихся зверонравными и живущих порочно, уподобил ядовитым зверям, так и здесь Владыка Бог устами Пророка корень Иерусалима называет хананейским, отца аморреем, а матерь хеттеянкою, – одним словом, происхождение его – иноплеменным. Ибо кому поревновали в нечестии, от тех, конечно, заимствовали и родство, по нравам вступая в единство с родом сим. Сего же достаточно было к крайнему унижению иудеев, по причине не только тогдашнего беззакония упомянутых народов, но и бесславия их происхождения. Ибо Ханаан подлежал проклятию, и прародителем Ноем осужден на рабство. Сего-то Ханаана потомок ты, говорит Бог, и никакого родства не имеешь с Ноем и Симом, ибо отвергся их благочестия, утратил и самое родство с ними и совершенно лишил себя оного благородства. Так укорив их худородством Ханаана, подробно изображает и их беззакония, и Свои благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 19 1. И бысть сконча словеса прейде и въ предлы б нъ полъ Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за-Иорданскою стороною 2. И по немъ идоша народи мнози, и исцл ихъ т. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там И. Христу лежал путь из Галилеи в Иудею чрез Самарию; но Он сделал этот переход другим образом за иорданскою стороною (обонпол Иордана), т. е. перешед из Галилеи реку Иордан, восточным берегом его, Переею, Он пошел вниз, и тут, вероятно, близ Иерихона снова перешел Иордан и вступил в Иудею. (См. карту). Почему Господу угодно было так поступить, неизвестно. Зач. 78-е. Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака Читается в субботу 11-й недели по Пятидесятнице 3. И пристпиша къ нем искшающе и глаголаша аще достоитъ человк пстити жен свою по всцй вин; И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Вопрос о разводе с женами у Евреев быль спорный: одни говорили, что разводиться можно только в случае неверности жены, другие же утверждали, что по всякой причине, по которой жена не нравится мужу. Самый закон Моисеев дозволял развод он дозволял дать жене разводное письмо, на следующем основании: «если она после брака не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное» ( Втор. 24:1 ). Между тем Господь И. Христос в Нагорной беседе учил, что не следует разводиться, кроме только одного случая неверности или прелюбодейства жены (5:31–34). И вот фарисеи, как враги И. Христа, которые всюду и всячески преследовали Его (чит. объясн. 21 ст. 16 гл), вздумали искусить Его и предложили Ему спорный вопрос о разводе. Искусить, т. е. поставить Его в затруднение или даже, уловив в словах, обвинить за ответ. Если, напр., И. Христос ответит, что разводиться позволительно, то фарисеи скажут Ему: «почему же Ты прежде говорил не так?» (это в нагорной проповеди, 5:31–32); а если скажет: не позволительно, тогда они скажут: «Ты учишь вопреки закону Моисееву. Моисеев закон допускает развод». Нужно заметить еще и следующее обстоятельство. Фарисеи дают Господу вопрос о разводе в Галилее, где так недавно царь Ирод убил Иоанна Крестителя за обличение его в незаконном разводе с неповинною женою и женитьбе на жене, бросившей законного мужа. И фарисеи думали, что если Господь выскажется прямо против развода, то на Него можно будет донести Ироду. Как же отвечает Господь на такой хитрый и предложенный с злым намерением, вопрос фарисеев?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

До сих пор никто еще не оспаривал того, что св. Предтеча и Креститель Христов Иоанн был предан на усекновение по повелению нечестивого Ирода Антипы. Но вопрос: где кроется истинная причина этого, в сущности невозможного события, в ученой литературе принадлежит к числу открытых и нерешенных. Пока главное дело в том, что, кроме Евангелия, о мученической кончине св. Крестителя рассказывает еще иудейский историк И. Флавий. И в то время как евангельское повествование о ближайших обстоятельствах этой кончины за главную виновницу поставляет Иродиаду, Флавий весь почин и всю вину переносит безраздельно на Ирода; прикрывается в этом случае авторитетным доносом всего подвластного Антипе народа, и ни единым словом не упоминает ни о пире, ни о «плясавице», ни о внушении, которое сделала ей Иродиада относительно предмета просьбы, исполнение коей заранее было обещано четверовластником. Таким образом, если и на Евангелие в данном случае также смотреть как на исторический документ, то оказывается, что в рассуждении поставленного на вид события первоисточники представляют сведения, разногласящие до прямого противоречия. В каком направлении пользуется этим разногласием отрицательная рационалистическая критика, это само собой понятно каждому, кто имеет общее представление о ее тенденции. Для дела важно, что так называемые «гармонизаторы», стараясь согласить данные первоисточников, далеко не достигают такого успеха, какого бы заслуживали их примирительные попытки в принципе. Не говорю о том почтенном экзегете, который настаивает на полной возможности примирения, но не показывает, как, однако провести его на деле 1 . Если Гаусрат в живом рассказе события умеет сопоставить оба источника – первую половину картины нарисовать в духе объяснения Флавия, а для второй воспользоваться полнотой живых подробностей, указываемых и подразумеваемых Евангелием 2 , то ведь каждый видит, что в противоположность первоисточникам у него являются два одинаково ответственных виновника, а не то, чтобы один был только ослепленным орудием – как это по Евангелию, или другая была совершенно непричастна злодеянию – как это по Флавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010