1 Так, например, вещество, из которого составлена земля, доступно для наших чувств. Но кора земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие, и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования. 2 Преподобный Макарий Великий, беседа 49, 4. 3 Смотр. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Аскет. оп. т. II, изд. 1865 г. 4 Растлевати — соблазнять, развращать; разорять, сокрушать, повреждать (здесь и далее подстрочн., прим. ред.). 5 Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 6 Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 7 Sanct. Chrysost., pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 4, с. 820. 8 S. Chr. Tom I, pag. 915, contra iudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, с. 718. 9 S. Chrysost. Tom XI, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 50. 10 Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отъятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога. 11 Слово 68-е. 12 Слово 8-е. 13 Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия. 14 Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. Смотр, о сем во 2-й части Аскетических опытов. 15 Слово 89-е. 16 Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть. 17 Слово 21-е. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен: но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 7; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу. Аскетические опыты, ч. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

VII. Прообразовательный и духовный смысл святоотеческих толкований на книгу Иова: основные итоги Итак, по убеждению древних экзегетов, книга Иова весьма сложна для понимания и вместе с тем глубоко поучительна, преисполнена разнообразными богословскими и нравственно-аскетическими смыслами. Все экзегеты согласны в том, что книга Иова – одна из древнейших в Библии, кто бы ни был ее автором – Моисей (так думал священномученик Мефодий Олимпийский 1156 ), Соломон (к этой версии склонялся святитель Иоанн Златоуст 1157 ) или иной неведомый нам ветхозаветный писатель (так считал Ориген 1158 ). В то же время большинство экзегетов высказываются в пользу авторства Соломона (X век до Рождества Христова). Древние толкователи единомысленны и в том, что имя «Иов» в переводе означает «страждущий» (блаженный Иероним 1159 , святитель Григорий Двоеслов 1160 ). Считается, что страдалец жил в эпоху патриархов и был или потомком Исава (святитель Иоанн Златоуст 1161 , блаженный Феодорит 1162 , блаженный Августин 1163 , Амвросиаст 1164 и другие), или же потомком брата Авраама – Нахора (блаженный Иероним 1165 ). Тем самым Иов происходил из языческой среды и жил до дарования Богом еврейскому народу ветхозаветного Закона. В Библии говорится, что Иов жил в стране Уц (см.: Иов. 1:1 ) или же (по версии Септуагинты) – в стране Авситидийской. Где же находилась эта страна? Иов, по мнению древних толкователей, вероятно, мог проживать или на границе Идумеи и Аравии (в соответствии с текстом Сирской книги – святитель Иоанн Златоуст 1166 и другие восточные Отцы, а также паломница Эгерия 1167 ), или же в Заиорданье – в границах Ватанеи, древнего Васана, между Палестинской и Сирийской возвышенностями (блаженный Иероним 1168 ). Некоторые толкователи (преимущественно греческие) полагают – вслед за текстом Сирской книги, – что Иов был царем своей страны (блаженный Феодорит 1169 ). Тем самым в святоотеческой экзегетической традиции нет единого мнения по вопросам, связанным с авторством книги Иова, с датировкой времени ее написания, а также с происхождением и местом жительства ветхозаветного страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

А.В. Круглов Глава первая I раздел Когда св. Григорий Богослов покидал Константинополь, он просил избрать на свое место мужа достойного, который явился бы крепким борцом за православие. Преемник Григория, Нектарий, не был, однако, таковым. Но желание Григория Богослова исполнилось, когда после Нектария константинопольскую кафедру занял св. Иоанн Златоуст . Характерно определение его личности: «Он совсем не боялся людей, потому что боялся Бога. Если он находил что-нибудь справедливым, необходимым высказать, то никакие посторонние соображения не могли воспрепятствовать ему в этом». Он не знал сделки с совестью, не налагал молчания на уста, если нужно было говорить. В этом отношении он не только не уступал, но, можно сказать, даже превосходил нередко Григория. Поистине он является «светильником мира, учителем вселенной, столпом и утверждением Церкви». Его величавый образ, окруженный славой мученичества, ярко выделяется на фоне IV века. Не даром дано ему такое наименование: самые блестящие церковные ораторы всех протекших веков христианства уступают Златоусту-проповеднику, который жег сердца людей своим глаголом. «Его грозное, огненное слово (и надо прибавить, всегда дышавшее любовью) и обличило, и осветило древний мир, по имени христианский, но погруженный в бездну беззакония; оно вызвало подъем его духовных сил, привело его на путь возрождения». Слово Златоуста не умолкло с его смертью . Его творения и ныне являются истинно питательной пищей и благодатным светом. Они – отражения жизни, ибо, во-первых, изобилуют любопытными сведениями о том времени, его нравах, а, во-вторых, Иоанн как поучал жить, так и жил сам. Слово и дело не расходилось у св. проповедника, который «во свидетельствование истины сносил всеобщий укор и хотел быть оправданным пред лицом Бога», не заботясь о суде мира. Но мир, когда-то гнавший его, его же и признал своим светильником, стал искать истины и уроков христианской нравственности не только в его творениях, но и в его жизни, которая показывает всем дивную высоту христианского совершенства. Отдав всего себя на служение Богу и Его Церкви, пройдя тяжелый путь жизни, закончившейся смертью в изгнании, Златоуст покидает земную юдоль с благодарностью Богу за все. «Слава Богу за все!» – таковы последние слова изгнанника-святителя, испившего ту чашу страданий, одной капли которой довольно для большинства, чтобы вызвать на уста ропот укоризны и чуть не возмущения против воли Провидения. Понятно, что такая жизнь поучительна уже сама по себе, потому что она сама по себе уже – свет, разгоняющий тьму. Знакомство с жизнью Златоуста может не только уяснить его личность, дать понятие о его времени, но и принесет нам укрепление в борьбе с грехом, поднимет наш слабый дух и осветит мрак наших мятущихся душ. Великий проповедник может служить для нас образцом неустрашимости в беде, верности правде, образцом любви к ближнему и беззаветной покорности воле Божией. II раздел

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Азбука веры Православная библиотека святитель Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия Пожертвовать Вход святитель Иоанн Златоуст Беседы на Книгу Бытия Бeceдa LXII Бeceдa LXIV Скачать epub pdf Оригинал: pdf 23 Мб Беседа LXIII «Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа» ( Быт.39:23 ). 1. Сегодня мы хотим сообщить вашей любви остальное из сказанного нами вчера и опять коснуться повествования об Иосифе. Вы знаете, что вчера в очень продолжительной нашей беседе мы не могли подвинуться далее, а остановились на том, как Иосиф, по клевете египтянки, ввергнут был архимагиром в темницу. Сегодня любви вашей нужно показать, что с ним случилось в темнице. Будучи заключен в темницу и поручен начальнику темничных стражей, он и там получил столь великую помощь от Бога, что главный страж вверил ему полное начальство над темницей. «И старейшина стражей темничных, – сказано, – ничтоже бе ведый ради Иосифа». Видишь, что он среди самых скорбей не имел никакого чувства горести; а благопромыслительная премудрость Божия изменила все неприятное (в приятное). Как перл, хотя бы брошен был в тину, показывает свою красоту, так и добродетель, куда бы ты ее ни свергнул, проявляет свою силу – и в рабстве, и в темнице, и в бедствии, и в счастье. Так как заключенный в темницу расположил к себе темничного начальника и получил от него начальство над всеми, в ней находившимися, то отсюда мы должны видеть, как открывалась в нем сила присущей ему благодати. «Бысть же, – сказано, – по словесех сих» ( Быт.40:1 ). Каких словесех? То есть, после рассказанных обстоятельств оклеветания Иосифа и осуждения его на темничное заключение; также после того, как мы узнали, что Господь был с ним и что начальник темницы доверил ему управление всей темницей. «Бысть же по словесех сих», когда он был ввержен в темницу, что главный виночерпий и главный хлебодар учинили преступление и были осуждены царем на заключение в ту же темницу. Приняв их, начальник стражей поручил их Иосифу. Он обходился с ним уже не как с узником, но как с участником в его заботах, или лучше – как с таким, который способен был облегчать тяжкую участь заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вся Церковь есть Церковь кающихся, как нетрудно видеть имеющему разум; вся она есть Церковь погибающих, как постигает сие глубокий ум мудрых (прп. Ефрем Сирин , 33, 142). Источник. ...Духовный рай есть Церковь , в ней древо жизни святый жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец, и все единогласно взывайте: хвата Благому, Который по любви Своей раздробил нам Тело Свое, чтобы насладились мы им!., (прп. Ефрем Сирин , 33, 280–280). Источник. Ты, , основал на земле Святую Церковь по образу горнего Царства. Ты создал ее любовию, насадил щедротами, с нею обручился духовно, стяжал ее страданием Своим. Но ненавистник человечества, по бесстыдной дерзости своей, нападает на нее в лице своих служителей (прп. Ефрем Сирин , 33, 315–316). Источник. Церковь святых есть образ рая; в ней ежедневно собирается всеоживляющий плод и для пития влагается в точило грозд, исполненный животворного врачевства (прп. Ефрем Сирин , 34, 378). Источник. Церковь ... есть соль, осоляющая всю землю, предохраняющая ее от гнилости (прп. Ефрем Сирин , 34, 381). Источник. ...Небесная Церковь , будучи единою, неисчислима, и каждый в ней особенным образом украшен славою Духа (прп. Макарий Египетский , 67, 241). Источник. ...Тело (Церкви) подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает (свт. Иоанн Златоуст , 44, 453). Источник. Не то одно удивительно, что Он во всей вселенной устроил Свою Церковь , но и то, что сделал ее непреодолимою, и неопреодолимою тогда, как она испытывает столько враждебных нападений (свт. Иоанн Златоуст , 44, 635). Никто не мог бы построить даже одну стену из камня и извести, подвергаясь гонению и встречая препятствия; а они устроили столько церквей по всей вселенной, подвергаясь ранам, узам, гонениям, ссылкам, отнятию имений, бичеваниям, задушению, сожжению, потоплению вместе с учениками, и устроили не из камней, но из душ и волей человеческих, что гораздо труднее построения из камней. Не все равно, построить ли стену или душу, столько времени бывшую во власти демонов, расположить к покаянию и от безумного неистовства обратить к целомудрию (свт. Иоанн Златоуст , 44, 639).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст IV и первая половина V в. было временем яркого расцвета святоотеческой литературы. Великие Отцы Церкви раскрывали догматы веры, насаждали христианское нравственное учение, составляли богослужебные последования, трудились над устройством церковной жизни. Церковь чтит имена Святых Отцов восточных: Афанасия Великого (ум. 373), Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. около 390), Григория Нисского (ум. 394), Кирилла Иерусалимского (ум. 386), Епифания Кипрского (ум. 403), Иоанна Златоуста (ум. 407), Кирилла Александрийского (ум. 444) и западных: Амвросия Медиоланского (Миланского) (ум. 397), Иеронима Стридонского (ум. 420), Августина Иппонского (ум. 430), Льва Великого (ум. 461). Святой Афанасий Великий , о котором мы уже говорили в 11-й главе, родился и получил образование в Александрии. Еще мальчиком он обратил на себя внимание епископа: играя на берегу моря с товарищами, он совершил крещение одного из них, и сделал это совершенно правильно и сознательно. Будучи молодым диаконом, он сопровождал своего епископа Александра на I Вселенский Собор. Позднее он сблизился с отшельниками в пустыне, написав житие самого знаменитого из них – преподобного Антония Великого . Он постоянно испытывал преследования со стороны ариан и сочувствовавших им властей, проведя немало времени в изгнании. Мужественный борец и яркий церковный писатель посвятил весь свой литературный дар защите православия. Только последние годы своей жизни он провел в Александрии, трудясь как архиепископ над устройством церковной жизни Египта. Святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в IV в. был наиболее влиятельным Отцом Церкви на латинском Западе. Он происходил из знатной семьи и занимал высокий пост, пока его не выбрали в епископы. Ему удалось добиться разных прав для Церкви, как, например, «права убежища» для преследуемых. Жизнь, подвиги и сочинения Отцов и Учителей Церкви, которых мы здесь упомянули, и некоторых других изучает особая богословская наука, именуемая патрологией (по-гречески – наука об. Отцах). С ней подробно знакомятся студенты в духовных академиях, богословских семинариях и на богословских факультетах в разных странах. Мы же постараемся здесь описать немного подробнее жизнь одного из наиболее известных Отцов Церкви – святого Иоанна Златоуста , память о котором живо сохранилась в Православной Церкви. Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава вторая. Служение Иоанна Златоуста в сане диакона и пресвитера в Антиохии (381–398 гг.) Приняв священный чин диаконства, Иоанн опять возвратился в мир, но уже не как раб его, а как Деятель в нем. Во дни своей юности он увлекался разными прелестями и удовольствиями обыденной мирской жизни; теперь он как служитель Церкви выступил на борьбу с этими прелестями и, исполненный духовного мужества, начал с ревностью исполнять свое служение. Обязанности диакона в то время были весьма сложны. Кроме исполнения поручений епископа и служения в церкви, он должен был особенно заботиться о разных нуждах немощных и бедных христиан. Ему приходилось посещать больных и утешать умирающих, помогать бедным и изыскивать средства на их содержание. Должность трудная, требовавшая полного самоотвержения и любви, но вместе с тем она была и превосходной школой для приготовления к высшему пастырскому служению. В пустыне Иоанн, заботясь о спасении своей собственной души и не видя всех немощей и бедствий, удручающих страждущее человечество, мог ослабеть в своем человеколюбии, так как, не видя пред собою несчастных, нетрудно и совсем забыть о них. Теперешнее служение вновь поставило его в среду действительной жизни и открыло пред его глазами весь этот мир, полный слез и страданий. И раньше, будучи адвокатом, он мог знакомиться с оборотного стороною мирской жизни; но там самое его занятие побуждало его становиться на сторону сильных и богатых в их тяжбах со слабыми и бедными; теперь же он выступил непреоборимым защитником этих последних, и ему часто приходилось бороться с жадностью богачей, укрощать их хищные посягательства на тощую казну бедняков, защищать обездоленных от притеснений алчных и бессердечных чиновников и таким образом, по возможности, облегчать жизнь тех труждающихся и обремененных, которых особенно призывал к себе и Спаситель Христос. Таким образом Иоанн принял двойное воспитание: воспитание в пустыне, укрепившее в нем дух и очистившее в нем сердце до способности созерцания Божества, и воспитание в общественной жизни, которая показывает людей в их немощах, бедствиях, неправдах и пороках. Картина печальная, но знакомство с ней было необходимо для него в предстоявшем ему служении, и именно она сделала из него того истинного пастыря и благотворителя страждущих, каким он стал впоследствии. Первое серебро, которое он отдал бедным, было его собственное, и с этого времени до самой смерти он ничего не называл своим и все, что имел, считал принадлежностью бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Дерзновение Ты не имеешь дерзновения? Но великое дерзновение, великая польза в том и состоит, чтобы считать себя не имеющим дерзновения; равно как стыд и крайняя опасность – считать себя имеющим дерзновение (свт. Иоанн Златоуст , 44, 544). Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит ... Старание необходимо потому, что с... добродетелями смешиваются пороки: с дерзновением – дерзость, с кротостию – малодушие. Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 418). ...Дерзновение... и мужество – когда кто отваживается на опасности и смерть, презирает и дружбу и вражду для угождения Богу (свт. Иоанн Златоуст , 54, 263). Крайне дивлюсь тем, которые смешивают и вещи и имена. Ибо до такой доходят премудрости, что дерзновение называют бесстыдством, а бесстыдство – дерзновением, погрешая в том и другом. Делают же сие или чтобы заградить уста дерзновению, или чтобы бесстыдство обучить большему пороку, не зная, или и зная, но обманывая себя самих, что бесстыдство есть не сознающее срамоты пустословие о самых гнусных страстях, а дерзновение смелая защита прекрасного. Посему надлежит последовать не мнениям людей развращенных, но истине самих вещей. Ибо таковые вооружают язык не против людей только, но и против Божественного Всемогущества, долготерпение Божие не стыдятся называть непопечительностью. Посему нимало не удивительно, если сии на все дерзкие перемешивают имена, когда бросают стрелы даже в самое небо (прп. Исидор Пелусиот , 62, 322). Авраам, ученик аввы Сисоя, был однажды искушен от демона. Старец, увидя его падение, встал, простер руки к небу и сказал: «Боже! угодно ли Тебе или не угодно исцелить, но я не отступлю от Тебя, пока Ты не исцелишь его!» И ученик тотчас исцелился (97, 250). Наступил праздник Святой Пасхи. В обители аввы Аполлония была отслужена торжественная утреня, братия причастились Святых Тайн. Из бывших запасов было приготовлено кое-что для подкрепления. Что ж у братии было? Всего только немного черствого хлеба да соленые овощи. Тогда святой Аполлоний сказал: «Если мы имеем веру, как истинные слуги Христа, пусть каждый из вас испросит для радостного дня то, чего бы он охотно ныне вкусил!» Братия просили его самого обратиться к Богу с молитвой, потому что он превосходил всех возрастом и своими подвигами. Себя же они сочли недостойными такой просьбы. Тогда авва с живейшей радостью излил молитву перед Богом, по окончании ее все сказали: «Аминь!»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дружба Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся, потому что мир полон лукавства (прп. Антоний Великий , 89, 100). Источник. Не держи дружбы с людьми, которых совесть твоя боится увидеть другими (нежели как кажется, и нежели как тебе желательно, – или боится, что через них с другими спознаешься), да не дашь преткновения в ведении (прп. авва Исаия , 89, 307). Друг тем особенно и отличается от льстеца, что один для услаждения беседует, а другой не удерживается и от того, что может огорчить (свт. Василий Великий , 10, 52). Если не тверд ты во нравах, не дружись с человеком, который слаб рассудком; говорю же сие не с тем, чтоб гнушался ты кем-либо, как грешником, но чтобы, когда обе стороны слабы, и ты не потерпел от него вреда, и он от тебя (прп. Ефрем Сирин , 30, 195–196). Источник. Прилепись... к человеку, боящемуся Господа, но не люби проводить время с небрежными (прп. Ефрем Сирин , 30, 197). Источник. ...Если захочет кто иметь с тобой льстивую дружбу и вольность, не угодную Богу, то тщательно соблюдай себя от такого человека и вовсе не дозволяй себе с таким человеком вольности, не угодной Богу (прп. Ефрем Сирин , 30, 570). Источник. Кого приобретаешь, приобретай не ради себя, и избежишь яда самолюбия (прп. Ефрем Сирин , 31, 627). Источник. ...Друг верный – сокровище одушевленное (свт. Григорий Богослов , 12, 299). Источник. Никакое приобретение не лучше друга, но никогда не приобретай себе в друзья худого человека (свт. Григорий Богослов , 15, 367). Источник. Не столько умножение имущества, не столько оружие и стены, окопы и другие бесчисленные средства могут обезопасить нас, сколько искренняя дружба (свт. Иоанн Златоуст , 44, 597). , хоть и целует меня, противен; , хоть уязвляет меня, любезен: поцелуй того подозрителен, рана от этого есть признак заботливости... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 120–121). Не имей же друзьями учителей вреда, не имей таких друзей, которые больше любят (сытный) стол, нежели дружбу (свт. Иоанн Златоуст , 50, 506). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Е. Казенина. Святитель Иоанн Златоуст в документах истории Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 31 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Трудно оспаривать факт, что истоки российской цивилизации, а тем более православной духовности во многом, если не прежде всего, связаны с Византией, с духовным наследием византийских Отцов Церкви. Греко-византийские образцы оказали глубокое влияние не только на речевые структуры русской словесности, но и на структуру мысли, и на формирование типа личности. В этой связи тема духовного опыта святителя Иоанна Златоуста, одного из виднейших мыслителей Византии, святого, образ жизни и способ мышления которого сильнейшим образом повлияли на становление культурного архетипа русского человека, представляется чрезвычайно актуальной. Духовное наследие Иоан­на Златоуста, воспринятое отечественной культурой прежде всего через перевод его творений на древние славянские языки, оказало мощное воздействие на формирование наших собственных традиций мышления, нашей оригинальной литературы, философии, способствовало формированию образцов, норм и стандартов жизнедеятельности отечественной христианской куль­туры. Творения Иоанна Златоуста встречаются в составе древнерусских сборников духовно-назидательного содержания (“Златоструй”, “Измарагд”, “Маргарит” и т.д.) чаще творений других авторов, и поэтому вряд ли будет ошибкой сказать, что именно Иоанн Златоуст пользовался на Руси наивысшим авторитетом как учитель и как толкователь Священного Писания. Однако влияние Златоуста на древнерусскую культуру не ограничивалось его творениями. Начиная с XIV в. (а скорее всего и ранее) в славянском мире стали распространяться и обрели популярность разные редакции жития святителя Иоанна Златоуста. Раньше других на Руси стало известно византийское житие этого святого, приписываемое Георгию Александрийскому ( VII b.) .  Êðèòè÷åñêîå êîììåíòèðîâàííîå èçäàíèå öåðêîâíîñëавянского перевода этого жития осуществил Э. Ханзак 1 .  По словам Ханзака, это житие — первое в ряду житий Златоуста VII– XI bb.,  êîòîðûå “íå èìåþò öåííîñòè â êà÷åñòâå èñòîðè÷åñêîãî èñòî÷íèêà, íî ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êîìïèëÿöèè áîëåå ðàííèõ ìàòåðèàëîâ” 1 .  Íåèçâåñòíûé àâòîð, ñîñòàâëÿÿ òåêñò æèòèÿ Èîàнна Златоуста, открыто заявляет, что собрал информацию “от писанаго Съкратомь церковнымь историкомь, а другое от инех писаний” 3 ;  íå çàáûâàåò îí è î ðàáîòå ãëàâíîãî áèîãðàôà Çëàòîóста — епископа Палладия, “самому в тыи годы сущу в Коньстянтине граде и видевъшу своима очима все то бывшее” 4 . В свое повествование автор жития включает также обширный материал из устной традиции: “а другое слышахь от верных иерей, еже суть чистители, и от рядник благочьстивых, клятвами страшными известивьше, вписано и обретено еже намь исповедаша о нем” 5 . Внесение элементов устного предания в повествование о Златоусте явилось ответом на требования житийного жанра в Византии 6 .

http://pravmir.ru/e-kazenina-svyatitel-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010