П.З.Белодед Скачать epub pdf Иоанн Златоуст святитель, архиепископ Константинопольский. В блестящей плеяде отцов и учителей Церкви VI века, Златоуст – звезда первой величины. Если некоторые церковные светила и превосходят его по спекулятивной глубине и оригинальности богословствования, по учености и организаторскому таланту, то как толкователь Священного Писания , как учитель нравственности и как высокий образец пастыря Златоуст не уступает величайшим церковным деятелям, а по дивной силе своего ораторского дарования непререкаемо пользуется в христианском мире исключительной славой: Церковь почтила его названием Златоуста, которое с VII века является обычным украшением его имени. Златоуст родился в Антиохии, вероятно, в 347 г. в знатной и богатой христианской семье. Отец его Секунд, занимавший высокое военное положение, умер вскоре после рождения сына, оставив его и старшую дочь (которая, впрочем, жила недолго) на попечение своей двадцатилетней жены Анфусы. Это была благороднейшая женщина, давшая в своем лице высокий образец истинно-христианской верности супружескому и материнскому долгу. По ее адресу вырвалось у знаменитого языческого ритора Ливания полное восторга восклицание: «Ах, какия у христиан находятся женщины!» Не смотря на свою цветущую молодость и полную независимость, не смотря, далее, на соблазны и невзгоды своего вдовьего положения в таком городе, как Антиохия, где необузданная страсть к наслаждениям, особенно среди высшего сословия, не брезговала никакими средствами для своего удовлетворения, – Анфуса решительно отказывается от вторичного замужества и в тиши своего дома всецело посвящает себя воспитанию сына. В тепле ее материнской любви и неустанной заботливости, в атмосфере ее возвышенной религиозной настроенности и безупречной нравственной чистоты возрастали в богатоодаренной и чрезвычайно восприимчивой душе Златоуста те семена любви, веры, добра, которые дали впоследствии такие обильные и роскошные плоды. Наверное уже в детстве, под благотворнейшим влиянием матери, зародилась у Златоуста и та великая любовь к слову Божию, какой он так отличался в течение дальнейшей своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святой Иоанн Златоуст, имя которого чествуется во всей Церкви восточной и западной как имя величайшего из святых отцов Церкви, вселенского учителя и святителя, в своей неусыпной заботливости о приумножении среди христиан ведения слова Божия, побуждая неустанно слушателей своих церковных бесед к чтению слова Божия и надлежащему восприятию его учения, нередко поставляет на вид, что читающему слово Божие надлежит иметь точные руководственные сведения о Священном Писании вообще и в частности о каждой отдельной книге его состава. " Знаете ли вы, - говорит он с укоризною своим слушателям в одной беседе, - что за слово Писание? Знаете ли, что такое Евангелие? Почему четыре Евангелиста? " (Златоуст. Беседы на Деян. Беседа 19, 5). И сам святой отец в ряду своих истолковательных бесед на отдельные книги Священного Писания первую беседу о каждой книге обычно посвящает изложению общих руководственных о ней сведений. Между прочим, у Иоанна Златоуста есть целая беседа о том, что нельзя оставлять без внимания и надписаний или заглавий священных книг (Беседы на надписание книги Деяний). " Потому-то, говорит он, и церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паримий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или Апостола и Евангелиста, а потом произносит и его изречения, дабы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и то, кто сказал это " (Златоуст. Толк. на Посл. к Евреям. Бес.8, 4). Равным образом и все другие отцы и учители Церкви великие прилагали заботы о том, чтобы в их паствах было надлежащее ведение Священного Писания и всего к нему относящегося, ибо и " ереси происходят не от иной вины, а от неведения Св. Писания " (Златоуст. Бес.3. О Лазаре). Сея ради вины и предназначавшиеся для домашнего употребления православных христиан издания священных книг, как в древней Греческой, так и в Православной Российской Церкви, нередко сопровождались предварительными отеческими предисловиями и руководственными примечаниями. Еще задолго до книгопечатания между древнеславянскими рукописями священных книг для келейного употребления чаще встречаются списки библейского текста с предварительными предисловиями, чем без них (см. Описание Слав. рукоп. Моск. Синод. Библиотеки. Отдел I). По их примеру и в первых печатных изданиях всей славянской Библии были помещены даже довольно большие руководственные предисловия, каковы Синопсис (обозрение) свящ. Книг, именуемый Афанасиевым, предисловия Феофилакта, архиепископа Болгарского и др. По примеру таковых прежних отечественных изданий Библии, и ныне здесь предлагаются вниманию твоему, православный читатель, те общие руководственные сведения о Свящ. Писании, на которые указывал своим пасомым св. Иоанн Златоуст. Они и извлечены не откуда-нибудь, а из творений того же Иоанна Златоуста и других святых отцов и учителей Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Богоискание Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его (прп. авва Исаия , 60, 138). Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; Он не вне нас, но в нас самих... (свт. Афанасий Великий , 1, 165). Источник. Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем (прп. Ефрем Сирин , 30, 157). Источник. Если хочешь прийти к Нему , то исполнен Он благ, исполнен милосердия. Для тебя пришел из Отчего недра (прп. Ефрем Сирин , 30, 293). Кто ищет Христа, тот пусть вступает в странническую жизнь и ищет Его, и он действительно найдет Бога в сей жизни, Бог радостно примет и не оставит его (прп. Ефрем Сирин , 34, 291–292). ...В какой мере собираешь ты ум свой к исканию Его , в такой и еще в большей мере понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостию Своею прийти к тебе и успокоить тебя (прп. Макарий Египетский , 66, 237). Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обращаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедовать, что Бог Помощник и Избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (поступит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует (свт. Иоанн Златоуст , 49, 840). Кто же ищущий Господа? Тот, кто стремится к справедливости и одобряет правду (свт. Иоанн Златоуст , 50, 298). ...Как можно обрести Господа? Вспомни, как отыскивается золото – с великим трудом... Как мы ищем потерянное, так будем искать и Бога (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186). Если, желая найти что-нибудь, мы употребляем все меры к тому, чтобы найти желаемое, то не тем ли более касательно Бога нам следует поступать так, как при отыскании чего-нибудь необходимого, или, лучше сказать, не так, а гораздо более? Но так как мы немощны, то ищи Бога по крайней мере так, как ты ищешь своих денег или сына. Не предпринимаешь ли ты для этого путешествий? Искание требует многих забот, особенно касательно Бога, потому что при этом (встречается) много препятствий, много недоразумений, много такого, что поражает наши чувства... если мы закопаем себя в глубину порочных пожеланий и во мрак страстей и дел житейских, то с трудом в состоянии будем взглянуть , с трудом поднять голову (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если ближнего своего, согрешившего против тебя, подвергаешь ответственности за то, что согрешил он против тебя, то сим уличаешь самого себя, что и ты в состоянии был не грешить ни против ближнего своего, ни против Бога (прп. Ефрем Сирин , 34, 36). Кто осуждает других, тому нужно, чтобы не осуждали ею собственные его дела (прп. Ефрем Сирин , 34, 299). Разбирай больше сам себя, нежели дела ближних: одно доставляет пользу тебе, другое – ближним (свт. Григорий богослов , 16, 202). Источник. Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о другом. Ежели кто, желая позабавить тебя, выставляет ближнего на посмешище, то воображай себе, что предметом смеха служишь ты сам, в таком случае слова его всего более огорчат тебя (свт. Григорий Богослов , 16, 204). Источник. ...Кто судит чужой порок, скорее сам подпадет обвинению, нежели положит конец пороку (свт. Григорий Богослов , 17, 206). Источник. Не услаждайся насмешками и не соучаствуй с пересудчицами, потому что их оставит Господь (авва Евагрий, 89, 616). ...Несмотря на то что этот грех подвергает такому наказанию, а нисколько не доставляет удовольствия, мы все бежим на зло, как будто стараясь и соревнуя войти в геенскую пещь не одною, а многими дорогами (свт. Иоанн Златоуст , 44, 140). Если бы мы не сделали даже никакого другого греха, то уже этот один может свести нас в преисподнюю геенну... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 140). Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнесет суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и твоему суду о других (свт. Иоанн Златоуст , 45, 53). Источник. Согрешил кто-нибудь и строго осудил другого, совершившего тот же грех: за это в тот день он подвергнется наказанию не такому, какого требует свойство греха его, но больше чем двойному и тройному, – потому что Бог назначит ему наказание не сообразно с тем, в чем он сам согрешил, но за то, что строго осудил другого, который согрешил в том же (свт. Иоанн Златоуст , 46, 200).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Злопамятство ...Злопамятство производит смерть, забвение зла – жизнь вечную (св. Ерм , 94, 165). Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия , 59, 49). Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев? (свт. Василий Великий , 5, 122). Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение (прп. Ефрем Сирин , 30, 188). Источник. Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины (прп. Ефрем Сирин , 30, 209). Источник. Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя (прп. Ефрем Сирин , 31, 592–593). Источник. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата (прп. Ефрем Сирин , 32, 17). Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге... (прп. Макарий Египетский , 67, 19). Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души (авва Евагрий, 89, 609). Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах (авва Евагрий, 89, 609). Христос наказывает не только злопамятных, но и тех, которые, освободившись от этой страсти, небрегут об оскорбленных (ими) братиях (свт. Иоанн Златоуст , 44, 135). Источник. ...Если блудодею и богохульнику невозможно быть причастником Священной Трапезы, тем более имеющему врага и злопамятствующему невозможно вкусить Святого Причастия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 224). Как беснующиеся никогда не бывают спокойны, так и злопамятный и враждующий никогда не будет вкушать мира... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 227). Источник. ...Нет никакого прощения нам, и никто не избавит нас, если мы злопамятствуем (свт. Иоанн Златоуст , 45, 233). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Любомудрие ...В строгом смысле любомудрый, имея собственное тело свое приютом и безопасным пристанищем для души, хотя бы случилось ему быть на рынке, или в торжественном собрании, или на горе, или в поле, или среди народного множества, всегда заключен в этом естественном своем монастыре, внутрь собирая свой ум и любомудрствуя о том, что ему прилично (свт. Василий Великий , 9, 342). Все любомудрие разделяется на две части – на умозрительную и деятельную, из коих первая выше, но труднее к уразумению, а другая ниже, но полезнее. У нас обе они одна другой способствуют. Умозрение служит нам сопутником к горнему, а деятельность – восхождением к умозрению: ибо невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро (свт. Григорий Богослов , 12, 167). Источник. ...Любомудрие умеет... и счастьем пользоваться умеренно, и в бедствиях соблюдать благоприличие (свт. Григорий Богослов , 17, 176). Источник. ...Деятельное любомудрие не заключает в себе достаточной пользы, если не управляет делами истинное благочестие (свт. Григорий Нисский , 20, 341). Благочестивый образ жизни обязателен для всех, как мужей, так и жен; отличие же жизни любомудрой – целомудренность, а она сохраняется при несмешанном и отдельном образе жизни, чтобы природа не оскорблялась смешением и тесным сближением ни женщин с мужчинами, ни мужчин с женщинами, коль скоро они стремятся к соблюдению целомудрия (свт. Григорий Нисский , 25, 456). Источник. ...Любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук, насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов (свт. Иоанн Златоуст , 44, 96). ...Когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно назидаться (свт. Иоанн Златоуст , 46, 147). ...Не будем враждовать даже против тех, кто оскорбляет нас, хотя бы это были и облагодетельствованные нами (в этом-то и состоит самое высокое любомудрие)... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). ...Любомудрой душе свойственно не мстить за оскорбление себя, но сильно восставать против оскорбления Бога (свт. Иоанн Златоуст , 48, 45).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Месть Боголюбивое сердце чуждо мщения (прп. авва Исаия , 59, 136). Если друг спрашивает тебя, как отомстить, не будь ему содейственником (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. Если просит кто у Бога оставления грехов своих, то о сем же просит и за ближнего своего. Если призывает Бога отмстителем, то Бог – и его Судия (прп. Ефрем Сирин , 34, 37). ...Великая награда тому, кто не ищет на обидчике от мщения, (принадлежащего ему) по праву... (прп. Ефрем Сирин , 37, 94). Источник. ...Кто отмщает сам за себя, тот, очевидно, делает несправедливость Господу всякого отмщения, ибо не признает Того, Кто могущественнее его и (Кто) привлекает преступников к Своему судилищу (прп. Ефрем Сирин , 37, 194). Источник. ...Не будем умышлять худого сами на себя, не утратим дерзновения пред Богом, оказавшись огорченными и чрез меру негодующими на обидевших. Предоставим человека Богу и тамошним наказаниям, а себе приобретем человеколюбивого Судию, оказавшись сами человеколюбивыми; сделаем снисхождение, чтобы и нам было сделано снисхождение. Да не обольщает тебя суетная мысль, что нет вины справедливо отомстить и преступника выдать законам. У римлян свои законы, а у нас свои: но те неумеренны, жестоки, не щадят даже и крови; у нас же законы милостивы, человеколюбивы и не позволяют предаваться гневу и на обидчиков. Их будем держаться, им станем следовать, чтобы, оказав малую милость, потому что маловажна и никакой не имеет цены здешняя жизнь, получить взамен великое от Самого Бога, т. е. Его человеколюбие и тамошние надежды (свт. Григорий Богослов , 17, 330). Источник. Если одно злопамятование достойно наказания, то какого мучения заслуживает мстительность? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 57). Источник. ... повелел не воздавать зла обидчику, чтобы, воздавая обижающему, ты не погубил сообразной с природою кротости (свт. Иоанн Златоуст , 45, 922). Кто мстит, тот поднимает меч на самого себя (свт. Иоанн Златоуст , 48, 270). Если ты хочешь и себе сделать добро и отомстить , то отзывайся хорошо об оскорбившем тебя, тогда ты вместо себя сделаешь многих обвинителями его, и сам получишь великую награду; если же будешь отзываться худо, то никто не поверит тебе, подозревая в тебе вражду (свт. Иоанн Златоуст , 48, 270–271).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мирность сердца Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 275). Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им (см.: Лк. 23, 34 ; Деян. 7, 60 ), и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 97). Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоугодна Богу (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Где нет мира с ближним, там нет Бога (прп. авва Исаия , 59, 180). Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире (прп. авва Исаия , 89, 388). ...Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим... (свт. Василий Великий , 5, 213–214). Источник. Кто любит мир, вкусит соты его; и кто умножает его, исполнится меда (авва Евагрий, 89, 613). Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью (ближних), но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 47, 544). Когда душа свободна от всякой вражды и ум наслаждается спокойствием, тогда она с великой бодростью призывает Владыку и привлекает себе свыше великую помощь... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 564). Кто живет в ... расположении духа, тот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но... проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 575).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Предисловие Святой Иоанн Златоуст жил в IV веке. Этот век – золотой век христианской литературы имеет в нем наилучшего своего представителя. Впрочем, справедливость требует сказать, что самые знаменитые церковные ораторы в христианстве всех девятнадцати веков должны уступить Златоустому проповеднику пальмы ораторского первенства. Всякому христианину, хотя немного образованному, известен Златоустый проповедник Восточной церкви. Это отец и учитель церкви из великих – величайший. Свет его учения льется чрез его творения и поныне на всех, желающих черпать из великого и глубокого океана премудрости. Как количеством проповедей, так и их внутренними достоинствами, Златоуст производит на читателя неотразимое впечатление. Один из древних русских книжников выразился: «Златоустовы уста – Павловы уста; Павловы уста – Христовы уста; убо (следовательно) Златоустовы уста – Христовы уста». Впрочем, все восторженные отзывы о Златоусте представляют собой лишь лепет ребенка, пораженного грандиозностью какого-либо памятника и не могущего его описать… Златоуст более, чем кто-либо, достоин изучения. И находились люди, всей жизни которых едва хватало на изучение его творений… Но у св. Златоуста слово не расходилось с жизнью. Это было живое и действенное слово. Жизнь св. Иоанна показывает нам дивную высоту христианского совершенства, коей может достигнуть христианин. Жизнь св. Иоанна высокопоучительна. Доблести жизни и слова возвели сирийского аскета на высоту кафедры «нового» Рима, а злоба и зависть осатанелых врагов св. Иоанна уготовили ему глубокую чашу тяжелых страданий, испив которую до конца, он и умер в изгнании, с хвалой к Богу за радости и скорби жизни: Слава Богу за все! Глава первая. Рождение, семейное воспитание, образование и светская жизнь св.Иоанна Лучшим из «христиан», каких дала миру Антиохия Сирийская, был св. Иоанн, архиепископ Константинополя и патриарх Востока, от современников и потомства прозванный Златоустым за свое неподражаемое красноречие. Нужно познакомится с городом, в котором родился св. Иоанн, чтобы точно определить ту среду и обстановку, в которых прошли детство и первая половина пастырской деятельности Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Родители Изо всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы... (прп. Ефрем Сирин , 30, 144–145). Источник. Легко отречется и великого Бога , кто отрекся отца (свт. Григорий Богослов , 15, 363). ...Немалая награда ожидает нас за почтение к родителям; нам заповедано чтить их, как владык... (см.: Сир. 3, 7 ) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 74). Был у иудеев один священник, человек скромный и кроткий; имя ему было Илий. Этот Илий делается отцом двух сыновей. Видя, что они предаются нечестию, он не удерживал их и не останавливал, или вернее, он удерживал и останавливал, но делал это не с надлежащим усердием. А поступки этих сыновей состояли в любодеянии и чревоугодии Источник. Он выставлял на вид грех, показывал его ужас, объявлял и угрожающее за него тяжкое и страшное осуждение; однако же так как не все сделал, что следовало, то и сам погиб вместе с ними. Следовало бы и усилить угрозы, и прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и суровым (свт. Иоанн Златоуст , 44, 83–84). Источник. Для того Он и вложил такое влечение в природу родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о детях. И самим детям Он заповедует многое относительно их родителей, награждая послушных, а неблагодарных наказывая, и таким образом делая их еще более любезными для родителей. Так, когда кто сделает нас властными над кем-либо, то этою честию он налагает на нас сильнейшее обязательство заботиться о нем... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 86). Дабы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Его повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и от самих родителей, таким образом и детей весьма строго подчиняя (родителям), и в родителях возбуждая любовь к детям. И не этим только, но и другим еще... способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостоивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст , 44, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010