Святитель Иоанн Златоуст Жизнь В истории Церкви св. Иоанну Златоусту принадлежит место самого блистательного и популярного проповедника, которого когда-либо знал восточно-христианский мир. Его значение, разумеется, не исчерпывается проповеднической деятельностью: он был выдающимся церковным администратором, великим молитвенником и аскетом, плодовитым писателем. Но не столько его архипастырские труды, не столько составленные им трактаты и письма, сколько многочисленные проповеди , записанные стенографами прямо в момент их произнесения, принесли ему не меркнущую в веках славу. Житие Златоуста было составлено Палладием Эленопольским, автором «Лавсаика», спустя несколько лет после его кончины. Святой Иоанн родился между 344 и 354 гг. в Антиохии, в аристократической христианской семье. Его отец, Секунд, занимавший пост магистра армии, умер вскоре после рождения Иоанна. Мать, Анфуса, хотя и была лишь 20 лет от роду, когда лишилась мужа, не захотела вступать в брак вторично, а посвятила свою жизнь воспитанию двоих детей. Она позаботилась о начальном образовании сына, и сама стала его первой наставницей в изучении Священного Писания . В ранней юности Иоанн решил избрать карьеру адвоката и поступил в школу прославленного ритора Ливания, у которого прежде учились и с которым дружили святые Григорий Богослов , Василий Великий и Григорий Нисский . Ливаний, воспитавший несколько поколений великих христианских проповедников, но сам до конца дней оставшийся язычником, обучил св. Иоанна классическому греческому языку и ораторскому искусству. Иоанн был любимым учеником престарелого ритора; когда последнего незадолго до смерти спросили, кому бы он хотел передать управление своей школой после смерти, он ответил: «Иоанну, если бы не отняли его христиане» (Созомен. Церк. ист. 8,2). Другим учителем Иоанна был Андрагафий, преподававший ему философию. Окончив училище, Златоуст становится адвокатом. Вскоре Златоуст приобретает известность в Антиохии своим ораторским искусством. Однако его все более влечет внутренняя жизнь и христианское «любомудрие». Будучи около 22 лет от роду, он сближается со св. Мелетием, епископом Антиохийским, от которого принимает святое крещение. В это же время посещает христианских учителей, из которых наиболее знаменитым был Диодор Тарсийский, ставший его наставником в изучении Священного Писания . Он общается также с Феодором, впоследствии епископом Мопсуестийским, – ему св. Иоанн адресовал два трактата под общим названием «Увещания к Феодору падшему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Что если Он вздумает возмущать народ, чтобы отомстить мне за свою смерть?» «Так человек злой боится и мертвых, а человек добродетельный возбуждает к себе страх в живых и после своей смерти», – замечает один древний толковник. «Примечай, – говорит святитель Златоуст, – сильное действие страха; Ирод не смеет еще выговорить всенародно, но все же говорит своим придворным; он как бы ищет у них уверенности и успокоения себе, что Иисус не есть воскресший Иоанн, что поэтому и бояться Его нет причины». Евангелист Лука ( Лк. 9:9 ) говорит, что Ирод даже искал случая увидеть Иисуса Христа, но Господь удалился из Галилеи. Далее святой Матфей рассказывает нам о самом событии. «Почему же он не описал его прежде? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает; – Потому что единственным намерением его было говорить о делах Христовых, а евангелисты ничего не говорили лишнего и постороннего; и теперь они не упомянули бы о происшествии, если бы оно не касалось Христа, и Ирод не сказал, что Иоанн воскрес».  ИБО ИРОД ,  ВЗЯВ ИОАННА ,  СВЯЗАЛ ЕГО , заковал его в узы,  И ПОСАДИЛ В мрачную  ТЕМНИЦУ  в крепости Махерус или Махеронт, находившейся на границах пустынной Аравии, к северо-востоку от Мертвого моря, за Иорданом. Развратный властелин не мог перенести обличений грозного пустынника-пророка,  ЗА ИРОДИАДУ ,  ЖЕНУ ФИЛИППА ,  БРАТА СВОЕГО , которую Ирод отнял у живого мужа;  ПОТОМУ ЧТО ИОАНН ГОВОРИЛ ЕМУ: НЕ ДОЛЖНО ТЕБЕ ИМЕТЬ ЕЕ . «Обличая Ирода, святой Иоанн хотел разрешить его душу, связанную грехом, а Ирод связал того, кто хотел разрешить его; но пророк Божий, и связанный, не переставал говорить, и заключенный в темницу продолжал обличать и учить» (свт. Иоанн Златоуст ). В беседах со своими учениками и другими слушателями, которые могли иметь доступ к святому узнику, нередко слышалась и обличительная речь его против Ирода. Слух об этом мог доходить и до Иродиады, возмущать ее и подстрекать, чтобы она настойчиво требовала у Ирода смерти пророка-обличителя. Ирод не мог не слушать злых наговоров своей любимой сожительницы, и сам желал освободиться от ненавистного ему обличителя, но все еще не решался исполнить свое намерение.  И ХОТЕЛ УБИТЬ ЕГО ,  НО БОЯЛСЯ НАРОДА ,  ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПОЧИТАЛИ ЗА ПРОРОКА , ибо он и в самом деле был больше, чем пророк. Бывали минуты, когда даже сам Ирод, этот бессовестный сластолюбец, ни во что ставивший Божий законы, невольно внимал прямому, вдохновенному слову Иоанна и многое делал, слушаясь его, как пишет евангелист Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Святитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл " истинной философией " . Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал " Шесть слов о священстве " , великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги " Против вооружающихся на ищущих монашества " и сочинение " Сравнение инока с царем " ( " Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни " ), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: " О Провидении " ( " К Стагирию подвижнику " ), " Книга о девстве " , " К молодой вдове " (два слова), " Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников " .

http://patriarchia.ru/db/text/912599.htm...

Проповедь, сказанная в день памяти святителя Иоанна Златоуста в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года Источник «В память вечную будет праведник» ( Пс111:6 ). Сегодня по всей православной церкви от края ее и до края прославляется одно имя – имя великого учителя и святителя Христова св. Иоанна Златоуста . Все полно им. Все стремятся так или иначе выразить свою любовь и благоговение к славному пастырю Христова стада. Радуется ныне Церковь Константинопольская, на престоле которой некогда сиял сей великий светильник, торжествует и Церковь Антиохийская, ибо в недрах ее он возрос и укрепился, празднует и Церковь Российская, столь усердно во все века своего бытия назидавшаяся его творениями. Что же случилось, что дает повод к такому торжественному празднованию памяти св. Иоанна Златоуста ? А то, что ежегодное воспоминание блаженной кончины его и переселения из земной юдоли в вечную бессмертную славу на небесах ныне усугубляется тем обстоятельством, что в текущем году, в праздник Воздвижения Креста Господня, исполнилось 1500 лет со времени кончины великого святителя. Пятнадцать веков непрекращающегося и неумаляющегося, но возрастающего в своей силе и объеме влияния на весь христианский мир – это торжество великого духа над смертью и временем, которым подвластно все человеческое, это своего рода историческое чудо – вот что заставляет нас на рубеже новых веков и тысячелетий того же неизменного влияния великого святителя обратиться к нему всею душою, излить пред ним всю благодарность любящих чад и восхвалить его всеми похвалами, на какие мы только способны. Это и происходит ныне по всему пространству православной Церкви: всюду воспевается великий иерархах Иоанн, и тысячи похвальных слов произносятся в честь и память его. Но кто может по достоинству восхвалить св. Иоанна Златоустог о? Еще св. Прокл Константинопольский , один из ближайших преемников его по кафедре, говорил, что этого никто не может сделать, разве другой бы такой же Иоанн ныне явился. Но Церковь имела только одного Иоанна Златоустог о, и нет поэтому слова достойному служителю Слова. Однако так как память его, слагающаяся, по выражению того же св. Прокла, из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, подобно переполненной водами реке напаяет души верных, то и мы с вами, братие, должны прильнуть к этой реке и, хотя мало, испить от ее живительных вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Почему Иоанн Предтеча проповедует именно в пустыне? О каком Царстве его проповедь? Зачем Сын Божий принимает Крещение? Где еще и как в Библии говорится о Святой Троице? Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, и тема сегодняшней – Крещение Господне. Читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Мф. 3: 1). Великий пророк Иоанн Креститель был сродником Христа по плоти, так как мать Иоанна праведная Елисавета и Пресвятая Дева Мария были южницы . Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях . Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до 30-го года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» . По выражению церковных песнопений, Иоанн Креститель был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя. Современные исследователи Библии предполагают, что воспитывался Иоанн Креститель в общинах ессеев, живших в пустынях. Кумранские отшельники вели столь строгий образ жизни, что еще их современники называли их «земными Ангелами» . Так или иначе, но жизнь будущего Предтечи Христа проходила до 30-летнего возраста более чем в строгих и тяжелых условиях. И мы читаем далее: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). По истолкованию святых отцов, именно за проповедь о Царствии Небесном святой Иоанн Креститель и был назван Предтечею Господним. Ибо потом главным содержанием всех проповедей Сына Божия станет именно тема о Царствии Небесном, которую как бы предваряет проповедь Иоанна Крестителя. Такая проповедь была предназначена отвращать внимание слушателей от значимости земных царств и возводить их сознание к принципам небесной теократии. Блаженный Иероним Стридонский писал: «Иоанн Креститель первый проповедует Царство Небесное, так что за это преимущество свое почитается Предтечей» .

http://pravoslavie.ru/93462.html

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинοпольские епискοпы Номер по порядку Константинοпольские епискοпы Время поступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Доген Елевферий Феликс (св. апр. 15) Афиноген Евзовий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константинт) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий) Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (авг. 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел 1 (во второй раз) Македоний (арианин) Павел 1 (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел 1 (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (окт. 24) Флавиан, блажен Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во втор. раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй ра) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфиродный Антоний II Николай IV, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний I, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн III, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II Куркуас Косма II, Антик

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Закрыть «Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души!» Ко дню памяти святителя Иоанна Златоуста Андрей Костерин   12:30 26.11.2023 205 Время на чтение 5 минут Фото: al-eparhiya.ru Иоанн Златоуст – один из отцов христианской Церкви, писатель, оратор, святой – появился на свет примерно в 347 г. в Антиохии, в знатной христианской семье. Воспитанием Иоанна занималась преимущественно его благочестивая мать Анфуса, так как отец умер довольно рано. Мать приложила много сил, чтобы сын получил качественное образование – классическое, обогащенное богословским. После того как образование было получено, Иоанн начал работать адвокатом и снискал себе известность благодаря таланту оратора. В 367 г. он принял крещение, через три года святитель Мелетий Антиохийский сделал его чтецом. Когда скончалась мать Иоанна, он смог реализовать свое заветное желание – стать монахом и удалиться от мирской жизни. На протяжении четырех лет местом его жительства была уединенная обитель, затем он на два года переселился в пещеру, где жил в полном одиночестве, ведя крайне аскетичный образ жизни. Серьезно ухудшившееся здоровье заставило его вернуться в Антиохию. Поддавшись уговорам святителя Мелетия, принял сан диакона в 381 г., в 386 г. был рукоположен в священники. Уже через 5 лет он стал пресвитером и снискал славу неутомимого проповедника, активно участвующего в жизни своих чад. Именно в годы антиохийского священства его стали называть Златоустом – с легкой руки одной прихожанки, на которую выступление священника произвело глубочайшее впечатление. Проповеди Златоуста до сих пор не утратили статуса образца ораторского искусства. Откликнувшись на просьбу императора, в 397 г. Иоанн Златоуст возглавил кафедру и стал архиепископом. Святитель ставил перед собой задачу просвещать народ, вчерашних язычников, отвращать их от прежнего образа жизни. Он подавал личный пример, активно занимаясь благотворительностью, за счет выделявшихся на его содержание средств он обустраивал больницы для бедняков. В Константинополе Златоуст столкнулся с еще большей развращенностью, но не отчаялся, а принялся с еще большим усердием наставлять паству, погрязшую в пороках, и обличать знать, утопающую в роскоши.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/26/bo...

Святитель Иоанн Златоуст как участник арианских споров Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 IV век в истории христианской Церкви стал временем небывалого триумфа Евангельской проповеди и вместе с тем — временем тяжелейшего внутреннего кризиса христианской веры. Триумф отразился в решительной переориентации Римской империи в отношении христианства. В начале века при императоре Константине христианство из гонимой религии становится религией, равноправной с другими. К концу века дело заходит настолько далеко, что христианское исповедание фактически становится государственной религией в рамках Римской империи. Кодекс Феодосия Младшего (438 г.) 1 лишь подтвердил это положение дел. Но изменение условий существования христианства совпало с острым внутренним кризисом христианской веры, которая была подвергнута искажающей саму ее суть арианской интерпретации. В арианских спорах в течение более полувека с середины 20-х гг. IV в. приняли участие все наиболее видные представители православного богословия. В ходе арианских споров можно условно выделить три периода: 1) деятельность основателя ереси Ария с начала проповеди его учения до самой смерти (318–336), 2) поиски компромиссного решения — выделение партий омиусиан, омиев, проведение соборов в Сардике (342) и Сирмии (357–359); 3) появление аномейства — последней версии арианства, представленной двумя богословами — Аэцием и Евномием (ок. 350 до смерти Евномия в 398 г.). Святитель Иоанн Златоуст принял участие именно в последнем периоде арианских споров, причем в его заключительной фазе. До нас дошло 12 гомилий, имеющих отношение к полемике с арианами. В editio princeps Фронтона де Дюка (1609 г.) эти гомилии собраны вместе и озаглавлены: Contra anomoeos 2 , однако не все они имеют непосредственное отношение к арианским спорам. Обыкновенно эти гомилии рассматриваются в двух группах: 1) 1–5-я о непостижимости Божией 3 , 2) с 6-й по 12-ю о единосущии, которые лишь отчасти соответствуют своему названию и в целом посвящены обоснованию никейского учения о равенстве Сына Отцу по сущности 4 . Обоснованность данного разделения среди прочего подтверждается рукописной традицией, в которой первые пять гомилий представлены в едином цикле 5 . Гомилии против аномеев имеют вполне определенные датировки — первая группа создана в 386 г. в Антиохии, в бытность Златоуста пресвитером, вторая — в Константинополе, когда Иоанн был уже епископом, и датируется временем после 397 г. 6 .

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010