Великая душа познается в страданиях. И св. Златоуст выступает перед нами в своих письмах, прежде всего, как мученик, страдалец – Златоуст низверженный, Златоуст поруганный. Вот как описывает он свое положение в изгнании:«Живем в пустыннейшем месте, пустыннее которого нет во всей нашей вселенной; мы постоянно в осаде от страха со стороны разбойников и терпим множество скорбей, как это естественно на чужой стороне и в такой пустыне». 4 «Живем в самой жесточайшей пустыни». 5 «Прежде в самый разгар зимы мы постоянно переходили с места на место, останавливаясь то в городах, то в ущельях и лесистых долинах, и повсюду преследуемые исаврийцами. Наконец, когда здешние бедствия несколько поутихли, оставив пустыни, мы поспешно двинулись в Аравис, находя его крепость безопаснее других месть и теперь живем в ней... хуже, чем в любой тюрьме». 6 Особенно много страданий испытал св. Златоуст на пути к месту своего заточения. Из Кесарии Каппадокийской по дороге к месту своей ссылки он пишет Феодоре: «Мы убиты, мы измучены, мы перенесли тысячу смертей. Подробнее могут рассказать тебе об этом податели сего письма... Я должен был ехать и день и ночь, томимый зноем, измождаемый невозможностью заснуть, погибая от неимения самых необходимых предметов и недостатка людей, которые могли бы оказать помощь. Даже участь каторжников и острожников не так тяжела, как то, что мы вытерпели и до сих пор терпим». 7 А в письме к Олимпиаде читаем: «Не говорю уже о бедствиях, какие терплю я в Константинополе, но ты можешь вообразить, сколько потерпел я по удалении из Константинополя, сколько перенес неприятностей во время долгого и тяжкого путешествия моего, а многие из этих неприятностей достаточны были к тому, чтобы уморить человека, сколько перенес по прибыти сюда, сколько по переселении меня из Кукуза, сколько после пребывания моего в Арависе». 8 «Ничем не лучше, даже гораздо хуже, чем мертвецы, провел я эти два месяца. Я жил только для того, чтобы чувствовать одни несчастия, которые со всех сторон обложили меня; все было для меня ночь – и день, и рассвет, и полдень». 9 Святитель не один раз говорить о своей утружденной плоти, о своих разбитых костях. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

По поводу этюда проф. Мишо «Св. Иоанн Златоуст и евхаристия». Revue internationale de théologie, 1903 г., 41. Prof. Dr. Michaud. Saint Jean Chrysostome et l’Eucharistie. P. 93–111 В своём этюде «Св. Иоанн Златоуст и евхаристия» проф. Мишо утверждает, что св. отец знал учение только о духовном причащении Христа в евхаристии, но ничего не знал ни о телесном присутствии Его в евхаристии, ни о материальном Его вкушении, словом – ничего такого, что содержится в термине «пресуществление» (transsubstantiatio) 1 . По словам проф. Мишо, «замечательно то, что св. Иоанн Златоуст , неоднократно изъясняя учение о евхаристии, ни разу не приблизился ни прямо, ни косвенно к понятию перемены самого хлеба и вина. Перемена эта, по смыслу его истолкований, состоит только в благословении или освящении, совершаемом самим Христом, но не в перемене физической 2 . Он не усматривает здесь никакого чуда физического или химического, но видит только то, что, как в благословении воды крещальной вода очищает душу, так (в евхаристии) хлеб и вино освящённые питают и укрепляют. Он никогда не говорит о нарушении законов природы. Правда, он говорит о посредничестве ангелов, о небе отверстом, он называет страшною совершаемую жертву, страшною святую трапезу, равно как именует чудесным напиток, который мы пьём; но (ведь) этот же самый оборот речи он употребляет также в рассуждении о таинстве крещения. Не ясно ли, что всё это только оборот речи поэтический, обращённый к искренне верующим и благочестиво празднующим таинство веры. Всё здесь содержится в вере, чрез веру и для веры, и нет речи о материальных субстанциях, они очевидно существуют налицо не без причины и не без доброй цели, а вера переносит к другим предметам. Вера именно рассматривает любовь Христа, эту безмерно проявившуюся любовь, когда Слово Божие, восприняв наше тело и нашу кровь, затем предало за нас эту саму плоть и эту самую кровь на кресте и показало, чтобы мы питали нашу душу Его любовью, его жизнью, Его смертию, Его жертвою. «Faites ceci en mémoire de moi» – творите всё это в воспоминание о Мне» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Эме Пюш Глава III. Семья Девство и брак. – Брачный возраст. – Женитьба из-за денег. – Свадебные обряды Прежде изучения того, в каком положении находилась семья в эпоху св. Златоуста, нужно узнать, как он смотрел на самый брак и какое место предназначал ему в христианском обществе, какую, наоборот, роль отводил он девству, и насколько высоко ценил его. Этот спор о взаимных достоинствах девства и брака был в Церкви традиционным, он уже живо занимал св. ап. Павла. Особенно горячим спор сделался в IV-м веке, с того времени, как была установлена монашеская жизнь, которую одни встретили с таким энтузиазмом, другие с таким недоверием и враждою. Нет почти ни одного св. отца этого времени, который бы не принял участия в споре написанием трактата о девстве. Трактат св. Златоуста принадлежит к первому периоду его деятельности; он предшествует его рукоположению во священство. Как все произведения его, относящиеся к этой эпохе, оно полно свежести и блеска, а некоторые страницы в этом творении поистине изысканны. Но этот трактат не чужд страстности, и в нем можно встретить даже противоречивые мысли. Здесь св. Златоуст зараз имеет дело с двумя противоположными сторонами, с двумя различными противниками. Он борется с еретиками: маркионитами, валентинианами и манихеями, весьма могущественными на всем Востоке, и в частности в Антиохии. Эти еретики хотели вменить девство в обязанность, и, признавая плоть и материю радикально дурными, с беспощадною суровостью относились к браку. В то же время св. Златоуст опровергает и тех из православных, которые пытались поставить брак и девство в одинаковой цене, а иногда доходили даже до более или менее открытого презрения этого последнего. Отсюда в сочинении некоторая принужденность и нерешительность. Как всегда, и в данном случае св. Златоуст прибегает под защиту Св. Писания; он, по-видимому, хочет ограничиться только изъяснением священных текстов, но в действительности часто отвлекается в сторону. Авторитетом для него служат некоторые слова из евангелия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии Источник Предводитель готов Гайна, один из тех, который добивались ниспровержения Евтропия, злоупотреблял слабостью ленивого и боязливого государя. Он угрожал Аркадию все опустошить своими войсками, если ему не выданы будут Аврелиан, Сатурнин и князь Иоанн. Это были первые люди при дворе и главные личности в империи. Гайна боялся всех их троих, и он не скрывал своей цели, что намерен предать их смерти. Они принесены были в жертву для спасения государства и отправились к Гайне. Вместе с ними отправился и св. Иоанн Златоуст , и его красноречие настолько смягчило сердце жестокого врага, что он, после издевательства над ними, даровал им жизнь и удовольствовался только их изгнанием. 1. Долго я молчал и спустя много времени опять возвратился к вашей любви; впрочем это – не от какой-нибудь беспечности или телесного расслабления, а от того, что я успокаивал смятения, укрощал волны, утешал бурю, спасал терпящих кораблекрушение, старался ввести утопающих в тихую пристань. Я – общий отец всех; мне необходимо заботится не только о стоящих, но и о падших, не только о плывущих при попутном ветре, но и о колеблемых волнами, не только о живущих в безопасности, но и о находящихся в опасностях. Потому и в минувшие дни я на время оставлял вас, и везде ходил, увещевая, упрашивая, умоляя избавить тех господ от бедствия. Когда же те горестные события прекратились, я опять возвратился к вам, находящимся в безопасности и совершающим свое плавание в полном спокойствии. К тем я ходил, чтобы прекратить бурю, а к вам возвратился, чтобы у вас не было бури; к тем я отправлялся, чтобы избавить их от бедствий, а к вам прибыл, чтобы вы не подверглись бедствиям. Мне надобно заботится не только о спящих, но и о падших, и опять – не только о падших, но и о стоящих: о тех, что встали; об этих, чтобы не пали; о тех, чтобы освободились от тяготеющих над ними бедствий, об этих, чтобы не подвергались угрожающим горестям. Нет ничего твердого, ничего постоянного в делах человеческих, но они подобны разъяренному морю и ежедневно испытывают удивительные и жестокие крушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Рамки этой статьи ограничены. Здесь в нашу задачу не входит детальное обсуждение истории диаконата Восточной Православной Церкви. Мы обратимся к современной ситуации и связанным с ней проблемам. С другой стороны, эта ситуация может быть вполне понята и оценена только в исторической перспективе. В течение истории диаконат очевидным образом неоднократно менял свою форму и назначение; отсюда православный богослов в своем исследовании руководствуется традицией, особенно в спорных вопросах. С ранних пор диаконат признавался неотъемлемой частью тройственной структуры апостольского служения, хотя бы только и на третьем месте. Как ни странно, вопрос о действительном происхождении диаконства, как не вполне прояснённый, остаётся открытым. Общепринято считать, что диаконат начинается с описанного в шестой главе Деяний избрания апостолами Семи, однако само название «диаконы» в тексте не появляется. Это была интерпретация, принятая на Западе со времён св. Иринея. В современную эпоху, однако, эта интерпретация была оспорена. Православный богослов в этом вопросе неминуемо должен принять в расчёт древнюю экзегетическую традицию, авторитетным сторонником и выразителем которой являлся св. Иоанн Златоуст . Говоря в своих «Беседах на Деяния апостолов» об избрании Семи, Златоуст строго и категорично отрицает, что Семеро были «рукоположены» как диаконы, по той простой причине, что в то время не существовало различия между иерархическими степенями: не было ни епископов, ни священников, ни диаконов. Согласно Златоусту, Семеро были избраны по определённому поводу, для выполнения только одной задачи, а именно – «служения столам» (Acta Apostolorum, hom. XIV, MG LX, c.116). Можно возразить, что эта интерпретация лишь отражает ситуацию времён Златоуста, когда диаконство стало институтом богослужебным, особенно на Востоке. Однако Златоуст никоим образом не был склонен преуменьшать важность благотворительной диаконии в Церкви; и действительно, этого рода ответственность Церкви перед обществом была одной из его главнейших забот. Просто он утверждал, что изначально диаконат был установлен в Церкви для иных целей и задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Глава четвертая. Личное спасение и спасение мира Горячее и многократно выраженное желание святого Силуана, чтобы все люди спаслись, несомненно, являемся важной стороной, лейтмотивом его духовной жизни. И тут следует признать, что эта одна из главных забот старца в основных святоотеческих творениях занимает сравнительно ограниченное место. Правда, вопрос о том, какое именно место в святоотеческих размышлениях должно отводиться стремлению к спасению ближнего в связи с собственным спасением, представляется, по крайней мере, сомнительным и чаще всего спорным. Исследование святоотеческой традиции на эту тему позволит лучше понять и саму проблематику, и способ решения спорных моментов святыми отцами. Вместе с тем оно выявит и несомненную оригинальность позиции преподобного Силуана, безусловно находящегося в русле святоотеческой традиции и продолжающего ее. I. Святоотеческая традиция 1. Личное спасение неотделимо от спасения мира и в определенном смысле предполагает его Личное спасение во многом неотделимо и зависит от усилий ко спасению других людей – мы не можем спастись, если не содействуем спасению ближнего. Святитель Иоанн Златоуст – один из тех отцов, кто особенно настаивает на этом. Он утверждает без обиняков: «.. .сам я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего» – и затем добавляет: «Несчастному рабу нисколько не помогло то, что он не уменьшил таланта, но погубило его то, что он не умножил и не принес вдвое больше ( Мф. 25:24–30 )» 218 . Основываясь на евангельской притче и обращаясь к другим подобным примерам, Иоанн Златоуст обличает бесплодность и никчемность жизни того, кто не содействует спасению своих братьев, и приходит к убеждению, что такой человек недостоин даже называться христианином: «Таков был зарывший талант в землю, безукоризненный по своей жизни, но бесполезный для другого ( Мф. 25:18–28 ). И как такой может быть христианином? Скажи мне: если закваска, смешанная с мукою, не сообщает своего свойства всему (смешению), то закваска ли это? Также если миро не сообщает благовония приближающимся, то можем ли мы его назвать миром? Не говори: мне невозможно помогать другим; если бы ты был (истинным) христианином, то невозможно было бы этому не быть» 219 . А чуть выше он говорит: «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Скачать epub pdf Псалом Давиду, Аггея и Захарии, 137 Псалом сей есть благодарственная песнь Господу за Его благоволение к псалмопевцу, за спасительную помощь в опасностях во время гонений жестокими врагами и особенно за возвещенное ему величественное откровение, имеющее некогда обратить к Господу все народы земные. Согласно его надписанию и означенному содержанию, нужно считать его принадлежащим Давиду, как составителю его. Что же касается Аггея и Захарии, то прибавление имен этих пророков к древнейшему надписанию псалма нужно считать позднейшим и сделанным с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во время Аггея и Захарии. Начинается он теми же словами, как и псалмы 110 и 9. Пс.137:1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Пророк прежде всего выражает здесь сердечное желание принести Богу жертву хвалы и благодарения за спасение себя и всего народа не словами только, но с особенным вниманием и теплейшим расположением духа. «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим, пред богами пою Тебе» (пер. с евр.), причем в подстрочном примечании замечено, что в переводе LXX стоит: «пред ангелами», как и в нашей Псалтири. Яко услышал еси вся глаголы уст моих, воспою Тебе, Господи, – прибавляет, – за то, что Ты выслушал все прошение мое и исполнил оное, в чем следовало. Св. Иоанн Златоуст к сему прибавляет: «Пред ангелами, т.е. с ангелами, буду воссылать песнь, стараясь соревновать им, или ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или: я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов». И тот же св. Иоанн Златоуст о благодарности делает такое замечание: «Видишь ли великую благодарность? Не так, как другие, вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным» с. 1075]. Пс.137:2 Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Содержание К Стагирию подвижнику, одержимому демоном К тому же Стагирию, о том, что уныние хуже демона К тому же Стагирию, об унынии     Стагирий, происходивший из знатного и богатого дома и воспитанный в правилах христианской веры, по благочестивому настроению своему отказавшись от богатства и мирских занятий в Антиохии, посвятил себя подвижнической жизни отшельников, в которой вскоре, по попущению Божию, подвергся действию демона (беса или злого духа), страдал припадками беснования, причинявшими ему такие мучения и такое душевное уныние, что он покушался даже лишить себя жизни. Св. Иоанн Златоуст , узнав о бедственном состоянии Стагирия, с которым находился в дружеских отношениях, желал доставить ему духовное утешение посредством письменных увещаний, не имея возможности лично посетить его по причине собственной болезни, постигшей его после подвигов в пустыне в конце 380 г. по Р. Х. В это время или в начале 381 года и могли быть написаны предлагаемые три слова святителя. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном Ужасное испытание, постигшее Стагирия, и желание утешить его хотя бы письменно. – Попущение нам испытаний и польза как их, так и самого падения. – Примеры – Адама в Раю, Каина, Ноя во время потопа, Авраама и Иосифа. – Испытание, как одно из средств, которыми Господь увеличивает нам заслуги и приводит наш разум в подчинение Божественному. – Причина, почему Бог допускает благоденствие злых и огорчение добрых. – Неисповедимость путей Божиих. – Вечность, как праведное воздаяние добрым и злым. – Обязанность истинного христианина быть покорным Промыслу Божию. – Увещание Стагирию укрепляться в таком убеждении. 1 . Нам следовало бы теперь быть при тебе, любезнейший мой Стагирий, и принимать участие в твоих страданиях и хоть сколько-нибудь, по мере наших сил, облегчать твое уныние, утешая словом, помогая делом и употребляя все другие средства; но так как телесная слабость и приключившаяся головная боль, принудив оставаться дома, лишила нас возможности послужить в столь полезном деле, то не замедлим исполнить по нашим силам то, что еще остается и для твоего утешения, и для нашей пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Всякое божественное учение обыкновенно имеет в виду пользу любознательных людей, в особенности же праздники, всегда бывающие в определенное время; их можно бы сравнить с потоками воды, к которым стремятся жаждущие и которые, служа к утолению жажды, тем приятнее бывают для пользующихся ими. Но зачем понадобилось мне такое предисловие? Лазарь, четырехдневный мертвец, в эти именно дни поста воскрес. В это время Христос уже шел на свою спасительную страсть, прежде чудес проявляя чудеса, прежде праздника устанавливая новый праздник и прежде дела показывая дело, чтобы, когда Он будет вознесен на крест, ученики Его не усомнились в воскресении своего Учителя, но верили бы, что Он подпал смерти ради других, а сам по Себе ничего ужасного от смерти потерпеть не может. Итак, вполне справедливо – и по времени, и в видах собственной пользы, и ради наступающего праздника – принять участие и нам со своей стороны в радости о воскресении Лазаря, не только в оплакивании его принять участие, но и разделить торжество и радость добрых жен, окружавших Марию, да и наставника нашего Иисуса почтить вниманием к повествуемому об этом событии. Несомненно, кто оказывает честь Его друзьям, тот Ему самому делает приятное: будучи человеколюбивым, Он обыкновенно всегда усваивает Себе честь, им оказываемую. Он сам сказал в евангелии: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Мф.10:40 ). «Был болен некто, – говорит евангелист, – Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее» ( Ин.11:1 ). Без прикрас выливается повествование из уст бесхитростного писателя: недаром Иоанн был рыбак. Приступая к описанию поразительного чуда, он не постарался доставить удовольствие слушателю выбором выражений. А что это так, убедись сам. Он описал, что чудо совершилось в Вифании, способ его совершения, указал женщин, присутствовавших при этом, описал, что было сказано, что было сделано, где встретили Учителя, как Он заплакал, как Его просили, как упрекали, жалуясь самому Господу, что Он не на­ходился близ умиравшего Лазаря, не заключил словом врат смертных, не удержал волн гибели: ведь, конечно, при кормчем судно было бы спасено. И писал он это, находясь в Ефесе, чтобы таким образом – по нестяжательности и бедности – даже собственными чернилами и бумагой не пользоваться. Между тем, когда Иоанн описал это, все стекаются увидеть гроб, потерявший покойника, – цари, простецы, судьи, племена варваров, толпы солдат. Что я говорю – гроб? Место упокоения Лазаря сделалось церковью. Все стремятся помолиться там, где помолился Иисус, из общения в деле извлекая себе пользу. «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа». Пусть никто не относится пренебрежительно к месту: Бог ведь всюду – и в деревне, и в городе, и в горах; Он все видит. Бог везде, но обращает Он внимание не на место само по себе, а на расположение людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава седьмая Ин.7:1 . И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху его Иудее убити. Выше по поводу 5мы видели, что св. Иоанн Златоуст 731 полагал, что праздник, поименованный в приведенном месте, был Пятидесятница (после первой Пасхи Ин. 2:13 ). О второй Пасхе упомянуто в гл. 6:4, причем Господь был в Галилее и по-видимому в этот год на Пасху в Иерусалим не ходил. По всей вероятности со дня Пятидесятницы Ин. 5после первой Пасхи вплоть до праздника Кущей второго года Господь не был в Иерусалиме «яко искаху Иудее убити Его», о чем упоминается в Ин. 5по поводу исцеления расслабленного в купели Вифезда. Все это время Господь провел по-видимому в Галилее и это именно время описано в подробности у Евангелиста Матфея в главах 12–18 (и парал.). Мы указываем на эти главы потому, что в 11 главе Матфея указано, что Иоанн Креститель был уже в темнице (ср. Ин. 3Иоанн еще на свободе) и в 19 гл. Матфея сказано: «И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския обонпол Иордана» 732 . По поводу слова хождаше ( περιπτει) Иисус по Галилеи, мы обратим внимание читателя на то, что это хождение, или лучше сказать «перехождение» знаменовало и заключало в себе все дела любви и милосердия, творимые Господом и все благодатные поучения, разносимые Им по многим местностям, согласно слову Его: «се изгоняю бесов и совершаю исцеления, сегодня и завтра и в третий (день) кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает чтобы пророк погиб вне Иерусалима» 733 . Посему, когда мы видим, что Господь входит в Иудею, то надо помнить, что хождение по Иудее совершенно подобно хождению Господа по Галилее, т. е. сопровождается и благодатными словесами, и исцелениями, и изгнаниями бесов, и если не все чудеса и словеса Господа записаны, то только потому, как говорит Иоанн 734 , что «и самому миру не вместить бы написанных книг». Ин.7:2 . Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени. По-гречески этот праздник назывался σκηνοπηγα ( σκην куща, γνομι посадить, воткнуть). Он означает создание шалашей из древесных ветвей, которые втыкались в землю для образования временного помещения на время семидневного осеннего праздненства, начинавшегося в октябрьское полнолуние, как о том подробно сказано в Левите 23:39–43. Это было воспоминание о странствовании в пустыне. Праздник был один из самых торжественных и притом обязательно соединенный с веселием: «веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней», говорил закон Лев. 23:40 . Ср. Втор. 16:13–15 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010