Ветхозаветный закон предписывал иудеям давать десятину от стяжаний в пользу храма ( Числ. 18:26 ; Втор. 12:6, 14:28 ), но при этом, конечно, не имелось в виду доводить дело до той крайности, какую встречает Христос у лицемеров. По выражению древнего учителя церкви, фарисеи со своими скрупулезными десятинами казались просто «безумными: презирая важнейшие заповеди, они старались об исполнении неважных, являлись людьми мелочными» 12 . Фарисеи заботливо отчисляли десятину с таких произведений своих огородов, которые, даже взятые в своей совокупности, почти не имели никакой ценности в земледельческой стране, какой была Палестина. Дальнейшую часть обличений книжников и фарисеев составляют следующие речи Господа. «Горе вам, лицемеры, что очищаете внешность чаши (т. е. стаканов) и блюда, между тем как внутри они (эти сосуды) полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф. 23 ). Нельзя позабывать того, что ветхозаветный закон много обращал внимания на внешнюю чистоту израильского народа, но фарисеи до последней степени утрировали предписания этого рода, почему Христос и восстал на этих мнимых законников. Он обличает их за то, что «они обмывали стаканы, блюда и столы, на которых кладется пища, но в тоже время пили вино и ели пищу, добытые неправдой (это-то Христос и называет «внутренностью чаши и блюда»), что собственно и осквернило их сосуды» (Феофилакт) 13 . Вообще фарисеи, вроде наших раскольников, если дело касалось принятия пищи, придавали чуть не сакраментальное значение пустым обычаям. Они удивлялись на Христа, видя, что Он садился за стол, не умыв рук ( Лук. 11:38 ); осуждали за тоже и Его учеников ( Мф. 15:2 и дал.). Да и вообще они были безмерно требовательны в вопросах о пище и питании. Угодить на них в этом отношении было просто невозможно. Вот что говорил о них Сам Христос: «Пришел Иоанн Креститель ни хлеба не ест, ни вина не пьет, и вы (книжники и фарисеи) говорите: в нем бес. Пришел Сын человеческий: ест и пьет, и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, Он – друг мытарей и грешников» ( Лук. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Во времена Ветхого Завета о смирении Искупителя свидетельствовал пророк Божий Исаия: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» ( Ис. 53:2–3 ). На некоторых иконах эта мысль оттеняется ещё более остро и решительно через то, что Спаситель представлен даже и в меньшем масштабе, чем Иоанн. Достойно замечания, что в очах огромного количества людей Он и действительно выглядел меньшим, чем Его Креститель (именно такое отношение ко Христу высказали вознегодовавшие ученики Иоанна: «Тот, который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:25 )). Наклон головы Искупителя указывает на пророческую сторону Его общественного служения, символизирует послушание Богу. В этом смиренном наклоне нельзя не увидеть знака добровольного подчинения Христа (по человеческому естеству) воле Отца. При Иордане свободное подчинение Спасителя, как Человека, Божественной воле обнаружилось в Его ответных словах Иоанну: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ). Некоторое время спустя Он высказался в этом смысле особо: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Смирение и покорность Мессии Божественной воле просматривалось на всём протяжении Его земного служения: перед страданиями и во время страданий, во время схождения в адовы бездны, до Воскресения и после Воскресения: Он «смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ). С учётом сказанного, в наклоне головы Богочеловека на иконах Крещения читается Его согласие на будущие Крестные страдания, Крестную смерть. Обнаженность Спасителя в контексте иконографии Крещения подразумевает несколько важных смыслов. В историческом плане нагота указывает на реальное обнажение тела Христа. Вполне вероятно, что Он и действительно сбросил Свои одежды перед вхождением в воду, оставил их на берегу (хотя бы ради того, чтобы не замочить).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Во всяком случае, курение табаку есть каждение многострастной плоти – этому многоглавому истукану – и равносильно курениям идольским. Благодарю Тя, Господи, яко восставил еси мя и помиловал мя еси, падшего люте в гнев и злобу на слугу Анну и брата Алексея. 12 октября Понедельник. Благодарю Господа, вразумившего мя не жалеть ястия и пития ближнему и не прилепляться сердцем к этому праху, но надеяться на Его милость, щедроты, никогда меня не оставлявшие; благодарю Господа за сокрушение сетей вражиих и за скорое от них избавление и мир душевный. 12 октября Благодарю Господа, сподобившего мя совершить непреткновенно утреню, раннюю литургию и общий молебен Царице Небесной, Архангелу Михаилу, святому апостолу Филиппу с водосвятием; благодарю за победу над невидимыми врагами, за неосужденное причащение Святых пречистых, небесных, бессмертных и животворящих Таин. Благодарю Господа за скорую помощь и спасение, дарованные мне Господом в квартире моей, в зале, при твердом, с верою воззрении на нерукотворный образ Христа Спасителя, что в углу в зале, когда я сидел близ сестры Анны Константиновны родильницы и диавольская скрытая вражда теснила меня; я обратил к Господу умоляющий взор, да запретит злобе и исторгнет самый корень из сердца моего, – и Он исторг ее, и отошла теснота, и мне стало свободно и легко. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Господи! Научи брата моего Григория ревностно посещать храм святый Твой и прилежно молиться о себе, о жене своей и детище, и о нас, и о своих родственниках, и о всех близких и дальних. Сегодня (19-я Неделя по Пятидесятнице) читано было Евангелие о любви к врагам и о даянии взаймы без отдачи: Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым... И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: «Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой». И Иисус говорит им на это: «Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь»? И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это – кому уготовано». Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали. Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига. Вот Апостолы приходят ко Христу и говорят: «Господи, мы хотим быть рядом с Тобой. Но будет ли для нас какая-то польза от того, что мы рядом с Тобой, или нет? Если Ты – Царь земной и Небесный, обетованный Мессия, должны же мы хоть что-то получить». И Господь им отвечает: «Вы можете пить чашу и креститься крещением, которым Я крещусь».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Вот поэтому-то возникает сам собою вопрос: не лучше ли перенести, согласно с практикою церквей восточных, чтение евангелия на различных языках за вечерню пасхальную. Это облегчит значительно молящихся, которые целую ночь проводят без сна, и даст им возможность с полною бодростью тела и духа прослушать вечернее богослужение, которое от присоединения к нему чтения евангелия на различных языках сделается еще более интереснее и торжественнее. Это одна сторона настоящего дела. Другая, более серьезная, заключается в том, что настоящее пасхальное евангелие, излагая возвышенное богословское учение о Боге Слове, с трудом может быть усвоено чисто православными людьми, а о единоверцах и нечего говорить... Тогда как вечернее евангелие, трактующее о втором явлении Господа своим ученикам, собранным в одно место, – это евангелие, так сказать, чисто миссионерского характера и для всех верующих и неверующих может давать обильный урок назидания. Здесь мы слышим Христа, наделяющего своих учеников дарами благодати: «Приимите дух свят»... Здесь мы слышим укор тем, кто желает все осязать и на опыте узнать: «Блажени невидящие, но веровавшие» (Иоанн. 20, 22, 29). Такое евангелие, будучи прочитано на понятном наречии, и само по себе может быть легко усвоено присутствующими в храме и может дать обильный материал для слова научения пастырям. В этом случае об употреблении разных языков при богослужении нужно помнить мудрое наставление учителя языков св. апостола Павла. «Кто говорит на незнакомом языке, – пишет он в послании к Коринфеянам, – тот назидает себя... Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается... Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке... Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...» (14, 4, 9, 16, 17, 19, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вполне ожидаемо, что зачатие и рождение богопротивника, в соответствии с провозвестием Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 )), будет лживо преподано людям как чистое и непорочное. Считается, что антихрист «объявится» также «внезапно», как это произошло со Спасителем: «Итак, … он рождается от блуда и тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает и царствует» (преп. Иоанн Дамаскин ) с. 268 – 269]. При этом, признанию Божественного достоинства псевдомессии будет способствовать деятельность псевдопредтечи, равно как признанию мессианского достоинства Иисуса способствовала проповедь святого Иоанна Креститля : «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» ( Откр. 13:11–12 ) (ср.: толкование св. Андрея Кесарийского : «Предтеча отступника – лжехриста волшебством и обманом будет совершать всё к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих ко Спасителю: ибо и ложь для обольщения людей пытается подражать истине» с. 108]). Полагают, что возраст объявившегося «беззаконника» будет соответствовать возрасту вышедшего на общественную проповедь Христа. Опять же, продолжительность царствования ложного мессии будет соответствовать времени общественного служения истинного (3:5 года): «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13:5 ). Мы помним, что деятельность Иисуса Христа ознаменовалась множеством чудес. Этим, помимо их буквального и непосредственного значения – помощи людям – подтверждалось мессианское, Божественное достоинство Спасителя: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» ( Ин. 14:11 ). Не удивительно, что и деятельность псевдо-спасителя будет отмечена комплексом небывалых чудес и знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Впрочем, и сама содержательная структура Нового Завета оказывается несколько размытой — в ней возникают логические неувязки, туманные места, не поддающиеся окончательной дешифровке. Что, например, означают слова Иисуса Христа о Хлебе Небесном, о виноградной лозе, о воде, текущей в жизнь вечную ? Или к чему призывает апостол Павел, говоря: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 )? О какой лозе, воде, хлебе и чаше идет речь? Сам новозаветный текст однозначного ответа нам не дает. Однако все эти вопросы и проблемы тут же снимаются как только мы включаем Писание в его родную среду — то есть в Предание. Протоиерей Иоанн Мейендорф прямо пишет, что приведенные выше изречения Христа «не могут быть вполне поняты без знания о том, что христиане в первом веке совершали Крещение и Евхаристию». Изречения о чаше, виноградной лозе и хлебе приобретают законченность и ясность, как только мы включаем их в сферу Предания. И это еще раз демонстрирует: Писание и Предание — взаимообусловлены и нерасторжимы. Только их единство обуславливает концептуальную завершенность Божественного Откровения. Можно вспомнить характерный сюжет из книги Деяний, когда евнух, читавший Ветхий Завет, на вопрос апостола Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? — отвечал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян.8:30–31 ). Предание как раз и «передает» верующему человеку это наставление, касающееся, правда, не только того, как читать Писание, но и того, как спастись. Вне Церкви нет ни Предания, ни Писания Священномученик Илларион Троицкий прямо пишет об этом: «Священное Писание — одна из сторон общей благодатной церковной жизни, и вне Церкви Священного Писания, в истинном смысле этого слова, нет». И Алексей Хомяков замечал, что «вне Церкви живущему непостижимо ни Писание, ни Предание, ни дело». Поначалу такие заявления покажутся декларативными и в некотором смысле даже чересчур громкими. Однако если мы зададим верный контекст, то все возможные недоразумения отпадут сами собой.

http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-svy...

Вторая функция государственной власти есть обережение государства извне или со стороны другого государства. Власть оберегает государство как от врагов внутренних, так и от врагов внешних. Государство должно защищать себя от нападений и несправедливых притязаний, но оно может также действовать наступательно при достаточных основаниях. Война есть величайший бич человечества, так как она есть смертоубийство в широчайших размерах и разрушение мирной жизни и ее плодов. Благотворная сторона войны та, что она поднимает народные силы, оживляет патриотизм, призывает граждан к самопожертвованию ради общего дела, научает молиться и смиряться перед грозным судьбами Царя царей. Некоторые оптимисты мечтают о водворении «вечного мира на земле». Но войны неизбежны, пока будет жить грех на земле. Во всякое время мы можем услышать о войнах и военных слухах... ибо надлежит всему тому быть ( Матф. 24:6 ). Остается только по возможности ограничивать войны. Война невозможна без войска. Следов., и государство немыслимо без войска. Главная обязанность воинов – строжайшая субординация и подчинение низших старшим. Столь же свойственно воинам геройство, отсутствие боязни убивающих тело, души же не могущих убить ( Матф. 10:28 ). Иоанн Предтеча указывал воинам: никого не обижать...и довольствоваться своим жалованием ( Лук. 3:14 ). А обязанности подданных по отношению к правительству (и к Высочайшей Власти) есть общие обязанности – соблюдать гражданские добродетели, вытекающие из любви к отечеству, или патриотизма. Любовь к отечеству есть любовь к стране, в которой мы родились и живем, к своему народу, его религии, его обычаям, и, наконец, к государству и его главе. Любовь к отечеству выражается в добросовестном исполнении обязанностей своего звания, в содействии общему благосостоянию страны, помощи нуждающимся, а также в почитании высшей Власти (Бога бойтесь, царя чтите – 1Пет. 2:17 ) и в повиновении ее указаниям (будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли или верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым; или: всяка душа властям предержащим да повинуется ( 1Пет. 2:13 ), в готовности защищать отечество даже ценой жизни, и платить следуемые налоги в пользу государства (отдавайте кесарево кесарю; или: воздавайте всякому должное: кому подать, подать, кому оброк, оброк ( Рим. 13:7 ), наконец – в молитве за царя, и за всех начальствующих ( 1Тим. 2:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Второе послание Иоанна адресовано «избранной госпоже и детям ее (eklekth kuria kai tois teknois auths)»  . В экзегетической литературе имеется масса предположений о правильном прочтении этого места. На наш взгляд, самым разумным было бы увидеть в «избранной госпоже» лидера местной Церкви. «Старец» Иоанн обращается к общине («ее детям») именно через нее, их госпожу. Отдельного внимания заслуживает отрывок из послания к Филиппийцам, где Павел наставляет неких Еводию и Синтихию. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании (еп tw euaggeliw sunhqlhsan) bмecme со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками мouмu (sunergwn тои), которых имена — в книге жизни . Этот чрезвычайно любопытный отрывок привлек внимание исследователя Бойда Лютера  . В своей статье с говорящим названием «Partnership in the Gospel» Бойд Лютер обращает внимание на ряд уникальных моментов в этом письме: 1.Флп. — единственное павлово послание, где он непосредственно (не в конце, перечисляя адресатов) обращается к женщинам в Церкви; 2.всего Павел упоминает четырех лиц (Синтихию, Еводию, Епафрадита и Климента), но упомянутые мужчины — посланцы Павла, то есть не являются членами Церкви в Филиппах; иначе говоря, два упомянутых христианина из Филипп — Еводия и Синтихия; 3.Синтихия и Еводия — помощники Павла в миссии, они «подвизались в благовести вместе с ним»; 4.тема послания — единство Церкви; так вот именно Еводия и Синтихия, оказываются угрозой для этого единства, поэтому Павел и призывает их «мыслить то же о Господе». Вообще тема особой заинтересованности знатных женщин в христианстве, проповедуемом Павлом, заслуживает особого рассмотрения. В Деян.17.4 мы читаем, что уверовали «из Еллинов, чтущих [Бога], великое множество, так и из знатных женщин немало (polugunaikwntetwnprwtwn)». Далее читаем о множестве уверовавших «из Еллинских почетных женщин (gunaikwn twn euschmonwn)».  Отдельно в связи с религиозным лидерством женщин в исследуемый период можно упомянуть о том, что христианка могла служить экклесии не только предоставляя стены своего дома для религиозных собраний, но и помогая финансово христианским общинам и отдельным деятелям в их служении.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Даже в Талмуде находим сказание раввинов, из которого видно, что время явления Мессии давно наступило; там читаем, что однажды Мессия совсем собрался спасти израиля, приблизился уже к Иерусалиму и был на горе Сионе, но, взглянув на мир, особенно на дела чад израиля, и увидев беззакония их, вернулся назад, и сказал Иегове: «не достоин еще израиль спасения, – надобно обождать, пока он исправится – принесет покаяние о грехах». Как не баснословно это, тем не менее видно, что пришествие Мессии давно наступило. И сомневаться ли в этом, когда, с появлением Господа И. Христа на землю, лучшие из сынов израилевых признали в нем Мессию. Были такие созерцательные мужи, которые, увидев издали Христа, узнали в нем сразу Мессию; так Иоанн, увидев идущего к нему Иисуса, сказал: се, агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Ин.1:29 ). Замечательно, что даже между Самарянами были такие, которые из одной речи Спасителя узнали в нем Мессию. Так, самарянка, беседуя с Господом у колодца Иакова и услышав речь Его о живой воде, которую Он даст, и что пьющий ее не будет жаждать, а также о сокровенных тайнах ее души, воскликнула: Господи! вижу, что Ты пророк ( Ин.4:19 ). Затем, из дальнейшей беседы И. Христа самарянка узнала в нем тождественного лица Мессии и так восторгается Им, что оставляет водонос у колодца, уходит в город и говорит жителям: подите, посмотрите человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему, и многие Самаряне из города того, по свидетельству Евангелиста Иоанна, уверовали во Христа ( Ин.4:28, 29, 39 .). Но сильнее и яснее высказали свой взгляд о Христе, как Мессии пришедшем, св. Апостолы; они, как только завидели Христа, сразу узнали и исповедывали Его, как Мессию. Вот их подлинные слова: Мы нашли того, говорить Ап. Филипп Нафанаилу, о котором писал Моисей в законе и пророки, – Иисуса, Сына Иосифа, из Назарета ( Ин.1:45 ). Тоже говорит Андрей брату своему Симону: мы нашли Мессию, что значить – Христос ( Ин.1:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010