Ап. Иоанн уверяет нас в возможности такой жизни: Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире ( 1Ин. 4:4 ). Ап. Павел говорит: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так чтобы вы могли перенести ( 1Кор. 10:13 ). Посему в послании к филиппийцам он пишет: я молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов (1:9–10). Но возможны, к прискорбию, и такие случаи, когда нравственно возрожденный изнемогает в борьбе и падает. Такие случаи имеет в виду ап. Павел, когда заповедует христианам совершать спасение свое со страхом и трепетом ( Фил. 2:12 ). Падения возможны различные. Бывает падение, от которого христианин скоро спохватывается и встает, омывая слезами покаяния греховное пятно и укрепляя себя на дальнейшую борьбу верой в прощающую и помогающую благодать Божию. Возможно падение, после которого человек продолжает лежать беспечно в грязи греха. Возможно падение, происшедшее вследствие неосмотрительности; или такое падение, которое произошло из-за услаждения грехом и внутреннего расположения ко греху. В последнем случае угрожает опасность потерять вкус к духовному благу, потерять благодать Божию и возвратиться к тому состоянию, в котором человек находился до обращения. При таком виде падения христианину необходимо снова пройти весь процесс обращения, который изображен нами выше. Если же он остается в состоянии нераскаянности, то совершает грех против Св. Духа, следовательно, погибает. В отличие от возрождения в крещении, которое не повторяется, обращение может быть повторяемо. Сколько раз? Возможно случаи его повторения по несколько раз (так как Бог не хочет смерти грешника); но возможен и такой случай, что после первого отпадения от Бога человек погибает. Во всяком случае Господь Спаситель указывает на большую опасность отпадения от Бога после обращения, когда говорит: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и пришед находит его выметенным и убранным.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Ап. Павел оставил нам завещание исполняться Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Ефес. 5:18,19 ). И мы знаем из книги Деяний апостольских, что уже апостолы и первые христиане собирались для совместной молитвы: все они единодушно пребывали в молитве и молении, говорится об апостолах (1:14; 2:1); они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах, говорится о первых христианах (2:42–46), обращенных проповедью ап. Петра. Сам Господь Иисус Христос молился не только в уединении, но и перед народом (при воскрешении Лазаря, Ин. 11:41 и д.), и среди Своих учеников (на тайной вечери, Ин. 17и д.). Сила общественной молитвы зависит от того, что в церковном собрании молитва изливается от живущего особенно в церкви или христианском обществе Святого Духа, и слабость и недостаточность молитвы одного восполняются крепостью и совершенством молитвы всех. Кроме того, общественная молитва возвышает чувство сопринадлежности всех верующих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «можно, конечно, молиться и дома; но ты не можешь молиться здесь так, как молишься в церкви, где собрано столько лиц, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не так скоро будешь услышан, молясь Господу один, как молясь с братьями своими, ибо здесь есть нечто более: единомыслие, союз любви, молитвы священников. Во время общественной молитвы не только люди возносят глас свой, но и ангелы припадают ко Владыке и архангелы молятся». Общественное богослужение важнее частной молитвы и в том отношении, что оно сложнее и полнее последней. Здесь не только возносятся молитвы и поются песни, но и совершаются многие богослужебные действия и проповедуется Слово Божие. Проповедание Слова Божия есть необходимая часть общественного богослужения; без него верующие не могут сознательно и разумно усвоить себе таинств христианской веры и преуспевать в благочестии. Потому-то Господь Иисус Христос оставил апостолам завещание «идти во весь мир и научить все народы, уча их блюсти все заповеданное Им» ( Матф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11:14–16 ). Так что авторы 40й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот. Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину. Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию всецерковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят? Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе. 21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют. Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

http://azbyka.ru/mozhet-li-pravoslavnyj-...

Архелай, услышав это, уверовал в Бога и в слово своего друга. И, встав утром, оба ревностно пошли в монастырь и, придя к блаженному Иоанну, нашли его сидящим под кровлей ворот. Простершись возле честных его ног, они просили его сотворить молитву. Он же, встав, спросил их о причине, из-за которой они пришли. И Архелай, отвечая, сказал: «Честной отче, умоли Бога удалить от меня эту болезнь. Ибо я знаю, что не презрит тебя Бог в том, о чем бы ты ни попросил Его». Он же, отвечая, говорит ему с радостным лицом: «О человек, кто есть я, наименьший из всех людей и живущих здесь братьев, чтобы мне молиться о тебе и силой моления моего исцелить тебя?» Он же вместе со своим другом еще усердней умоляет его со многими слезами снизойти к их просьбе, чтобы не уйти им ни с чем и не потерять надежды. Итак, поскольку он увидел, что у них есть настоящая вера, то говорит Архелаю: «Войди в завет с Богом, сотвори угодное Ему и наполни руки нищих из имений твоих, веруя, что Он может исцелить тебя, и Он устранит твою болезнь». Архелай же, отвечая, сказал ему: «Все приказанное мне твоей святостью я совершу и, если у кого-то незаконно что-то отнял, воздам ему вдвое. Только исцели меня, отче святой». Тогда блаженный Иоанн говорит предстоящим: «Возьмите его и омойте в воде пруда, из которого пьют братия, во Имя Господа нашего Иисуса Христа, и он будет исцелен». Итак, они, взяв его, сотворили так, как он заповедал им, и в тот же час очистилась проказа на лице его. Человек же вернулся к блаженному Иоанну, благодаря Бога и его, припав к ногам его и свидетельствуя об исцелении. Он же, отвечая, говорит ему: «Отныне храни себя оттого, чтобы обижать бедных. Ибо есть Бог, их помощник и попечитель, и Он не перенесет, если ты будешь оскорблять и обижать их. И достаточно для тебя, чтобы удостовериться в сказанном в притче о богаче и Лазаре 1139 , каким образом из-за бесчеловечного и лишенного милости духа он был без милости мучим, – и у него не было ничего из того, что он похитил у него, поскольку он ничего не мог взять, – другой же на лоне Авраамовом, радуясь, нашел упокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ах, братья мои, боюсь, не о нас ли это Господь сказал: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина» ( Лк.14:24 )? А кроме этого – не накажет ли Он нас строжайшим образом, если не покаемся и не исправим себя? Я хочу вас спросить вот о чем: если бы во время Тайной Вечери кто-нибудь из апостолов сказал: «Я сегодня не причащаюсь», интересно, что бы тогда сказал Господь? Безусловно, кажется мне, Он сказал бы то, что сказал и Петру во время священного умовения ног: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Ин.13:8 ). Непременно, Он и на Тайной Вечери сказал бы непричащающемуся: «Если не будешь есть Мое Тело и пить Моей Крови, не имеешь части со Мною». То же самое Господь и теперь говорит нам, возлюбленные, на каждой Литургии: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ), если только кто-то лишает себя такой небесной благодати не потому, что имеет препятствие по своим грехам и отлучен от Причащения своим духовником, а по одному лишь дурному обычаю. О лукавый обычай! Этот злейший обычай так укоренился, что мы не только не причащаемся сами, но и если каких-нибудь других людей увидим, что они часто приступают к Божественному Приобщению, то мы их порицаем, осуждая их как якобы неблагоговейных и не уважающих Божественные Тайны, тогда как нам следовало бы брать с них пример». К частому Причащению призывали также: сщмч. Игнатий Богоносец , мч. Иустин Философ , африканские мученики, сщмч. Киприан Карфагенский , блж. Августин Иппонский, свт. Афанасий Великий , свт. Григорий Богослов , свт. Григорий Нисский , свт. Геннадий Константинопольский , прп. Онуфрий Великий, прп. Антоний Великий , св. Исихий Иерусалимский , прп. Нектарий Эгинский , Алексей (Мечев), Серафим (Звездинский) и множество других. Налицо консенсус патрум (согласие отцов) по этому вопросу, откуда очевидно, что практика частого Причастия – неотъемлемая составляющая Свящ. Предания. Свидетельства отцов о необходимости Причащения на Пасху: Свт. Иоанн Злат.:

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

БОЖИЯ ПРАВДА О ЦАРЕ-МУЧЕНИКЕ. «Не прикасайтеся помазанным Моим» (Пс. 104, 15). После смерти царя Саула, павшего на свой меч во время битвы с Филистимлянами, сын пришельца-Амаликитянина известил об этом гонимого в то время Саулом невинного Давида, надеясь на награду от него. Отрок выдал себя за убийцу раненого Саула, по просьбе которого он, якобы, умертвил его. Но Давид не был рад этой вести, и он, и все его люди разодрали свои одежды, рыдали, плакали и постились до вечера. И спросил Давид: «Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня? Кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: «Я убил помазанника Господня» (II Царств, 1, 1-16). Давид сомневался в правдивости рассказа и не был уверен, что Амаликитянин убил Саула, но он приказал слуге казнить иноплеменника, выдавшего себя за убийцу Саула, считая достойным смерти даже название себя цареубийцей и похвальбу сим поступком. Если жестокой казни был подвергнут иноплеменник – мнимый убийца Саула, сделавшего много зла, за которое отступился от него Господь, то во сколько же раз тяжелее и греховнее убийство православного Помазанника Божия? «Во сколько раз большая кара должна лежать на убийцах Царя Николая II и его семьи? – восклицает святитель Иоанн. – В противоположность Саулу, отступившему от Бога и за то оставленному Им, Царь Николай II является образцом благочестия и полной преданности воле Божией». Император Николай II воспринял не ветхозаветное возлияние елея на главу, а благодатную «Печать дара Духа Святаго» в Таинстве Миропомазания. До конца жизни он был верен своему высокому званию, в каждом поступке отдавал отчет перед своей совестью, вечно «ходил пред Господом Богом», сознавал свою ответственность перед Ним. «Благочестивейший» в дни своего земного благополучия не по имени только, а и самым делом, он в дни своих испытаний проявил терпение, подобное терпению праведного Иова Многострадального. И вот на Царя, которого перенесенные им испытания очистили, как злато в горниле, и который был невинным страдальцем в полном смысле того слова, поднялись руки преступников. Преступление против Царя Николая II тем страшнее и греховнее, что вместе с ним была убита вся его семья, ни в чем не повинные дети! Такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. За убийство беззащитного Царя-Страдальца и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/ro...

В более позднем богословии в качестве пояснительной аналогии стали употреблять пример с магнитом и железною стружкой: как бы хаотично она ни распределялась по поверхности, но если поднести к ней мощный магнит, она враз соберется на нём и совокупится. Собственно, о взыскании крови от всякого зверя знал уже Ной. Об этом ему сообщил Вседержитель: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» ( Быт. 9:5 ). Поскольку зверь не имеет нравственного чувства, постольку речь в данном стихе может интерпретироваться не столько как предостережение от наказания, сколько как обещание о возвращении потребленных им элементов в состав соответствующих человеческих тел. Иоанн Богослов созерцал сцену отдания водами моря содержащихся в них мертвецов: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем» ( Откр. 20:13 ). Но ведь и утопшие, и нарочито захороненные в море тела подвергаются (преимущественно) поеданию их обитателями водных глубин. Значит и элементы всех этих тел силою Божьей вернуться туда, куда должно: каждый элемент в своё тело. Удостоверяя читателей в возможности восстановления тел из элементов действием всеведущего и всемогущего Творца, некоторые церковные писатели добавляли, что и сама душа не теряет связь с элементами родного ей тела, как бы ни разбросал их по миру круговорот веществ; и при благодатном содействии свыше душа способна соединить их в единый состав. Важнейшим подтверждением того, что воскресшее тело будет не заново созданным, то есть чужим, а тем самым, которым душа управляла до отлучения от него, подтверждается фактом наличия язв на теле Воскресшего Искупителя. Так Господь, желая удостоверить Фому в том, что перед ним предстоит именно Он, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Ин. 20:27 ). Несмотря на кажущуюся трудность решения задачи по воскресению мертвых, актом всесильного Божьего волеизъявления оно осуществится достаточно быстро . Земля содрогнётся, гробы отверзутся, море всколыхнётся, и все люди живыми предстанут на Суд (в иконографии Страшного Суда эта идея подчеркивается изображением зверей, рыб, чудищ, извергающих из пастей человеческие останки).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

(в оригинале Иеремии, но это Икезекииль) Привязывать и развязывать ремни сандалий было обязанностью рабов, и новокупленный раб вступал в свою службу тем, что снимал сандалии со своего нового господина и нес их пред ним в известном расстоянии, как об этом рассказывает Талмуд. Ученики также считали за честь надевать и снимать сандалии со своего учителя; только, по мнению, раввинов, они не должны были делать этого в присутствии посторонних, чтобы последние не могли почесть их и в самом деле за рабов. Таким образом, вошедшие в пословицу выражения: „отрешить ремень сандалий“ и „понести пред кем-нибудь сандалии“ означали совершенно одно и то же. Эти выражения употреблял Иоанн Креститель, говоря о том, насколько выше его грядущий агнец Божий. „И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его ( Мк. 1: 7 ). Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф. 3: 11 ). Так как при такой обуви ноги во время пути покрывались пылью и грязью, то входя в дом, необходимо было обмывать их. Хозяева всегда должны были позаботиться о том, чтобы умыть ноги своим гостям. Это было знаком учтивости и уважения. В Библии не раз упоминается об этом обычае, например, когда говорится о принятии Авраамом трех странников ( Быт. 18: 4 ). Спаситель упрекал Симона фарисея за то, что он не дал Ему воды умыть ноги ( Лк. 7: 44 ). Выражение „омыть ноги“ значило поэтому окончить путешествие, достигнуть отдохновения. Так, вызвав Урию с поля сражения, Давид говорит: „Иди домой и омой ноги свои “. ( 2Цар. 11: 8 ). Омовение ног было обыкновенно делом рабов и только для некоторых, особо высоких гостей, эту обязанность исполняли сами хозяева. На Тайной Вечери Господь показал величайшую степень смирения, когда стал умывать ноги ученикам Своим. Поэтому апостол Петр и сказал ему: „Господи! Тебе ли умывать мои ноги “( Ин. 13:6 ). В дополнение к описанию одежды евреев мужчин надо сказать о том, что должен был иметь на себе еврей, когда он собирался молиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

В ряду ветхозаветных пророчеств о Мессии занимают важное место пророчества о чудесах Его. Еще задолго до пришествия Христа пророки возвещали, что Мессия совершит множество великих и благодетельных чудес; что тогда откроются глаза слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит, как олень и язык немого будет ясен. 42 Все это как нельзя лучше исполнилось во время земной жизни Иисуса Христа его чудесами, которые были совершаемы им в присутствии многочисленного народа и в таком множестве, что приводило лучших израильтян к Мессии, что Господь Иисус есть Мессия. Так, известно из Евангелия, что когда Иоанн, услышал в темнице о чудесах Христовых, то послал двух учеников своих к нему спросить: »Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого? " Христос в это время исцелял многих и сказал им в ответ: «пойдите и скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне. 43 Чудеса были Иисусом Христом совершаемы повсюду и сделались известными по всей земле; больные были так уверены в чудесной силе Спасителя, что считали достаточным прикоснуться к одежде Его, чтобы получить исцеление. Так одна женщина, страдавшая двенадцать лет кровотечением, увидев шедшего Иисуса с учениками, прикоснулась к одежде Его, говоря сама себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя. 44 Женщина с того часа стала здорова. Такую же веру в чудесную силу Спасителя питали и другие: и принесли к нему, говорит евангелист Матфей, расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: «дерзай чадо! прощаются тебе грехи твои; встань, возьми, постель твою и иди в дом твой. И он встал, и взял постель свою, и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился, и прославил Бога, давшего такую власть человекам. 45 Страждущие так надеялись на чудесную силу Христа Спасителя, что, бывало, как узнают, что Иисус Христос идет, то кричали ему вслед: «помилуй нас, сын Давидов!» Вопль этот был воплем двух слепых, сидевших у дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

В чем заключается основание любви, и где ее источник? Если мы любим друг друга, то основание нашей любви заключается в сродстве человеческой природы, и даже при индивидуальных различиях есть между нами существенная связь, скрытая в глубинах человеческого рода. В силу этой связи все люди составляют одно тело, по выражению ап. Павла, или «один город», – по выражению Зенона. Это кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт. 2:23 ): этими словами Адам выразил свой восторг при появлении Евы и любовь свою к ней, и как на основание своей любви, он указывает, что в ней видит ту же природу, какую носит в себе. Эту же мысль выражают слова Бытописателя: для человека не нашлось помощника, подобного ему (2:20). Следовательно, подобие составляет условие тесной связи или любви между существами. Но общая человеческая сущность, лежащая в основе их лиц и побуждающая ко взаимной любви, указывает на более общую сущность, всеобъемлющую, или божескую, лежащую в основании первой. Как человек есть подобие другого человека, от которого он родился, так все в совокупности человечество есть подобие своего Творца, и в силу этого подобия побуждается к любви Творца. В Свящ. Писании прямо говорится, что мы божеского рода ( Деян. 17:20 ). Говорится также: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его ( Быт. 1:22 ). И еще: в Нем мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). И, следовательно, источник любви есть Бог. Он и в Самом Себе, в Своей Собственной сущности есть вечная любовь: «Бог есть любовь», – говорит ап. Иоанн (4:8, 16). Сотворивши по любви мир, как Свое подобие, Бог обязал этим и человека любить Его, как свой первообраз. Любовь Божия есть первая любовь, а любовь наша есть вторая любовь. Потому говорит апостол: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ). Любовь Свою к миру Бог выразил в особенности ниспосланием Сына Своего для искупления человеческого рода. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин. 3:16 ). В этом Божием действии выразился самым ясным образом существенный элемент любви – самопожертвование. Этот элемент должен характеризовать и нашу любовь к Богу. Мы должны отвергнуться и забыть себя, чтобы жить Богом и в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010