Действительно, известно много имён, занимавшихся подобной деятельностью и в советское время, и ранее, и в настоящие дни, им трудно подражать, учитывая их неординарную деятельность. Но здесь особый случай. Подвиг игумении Таисии состоит в том, что всё своё служение она исполняла по послушанию святому отцу Иоанну Кронштадтскому, и посвящено оно было раскрытию в каждом человеке, с кем бы она ни соприкасалась, способности познания Бога и служения Ему теми силами души, которые раскрывали в человеке желание быть похожим в служении ближнему на Бога. А это особый дар, редко кому удаётся совместить в себе такой талант и добродетели, и ни в коем случае нельзя их забывать и выпроваживать из жизни города. Что же такое можно в игумении Таисии узреть, чего не предполагается увидеть в большинстве живущих? Простой пример из природы: куры копаются в огороде, утки пытаются, к примеру, взлететь и едва в стрессовой ситуации поднимаются над водой на некоторое мгновение. А вот гуси, журавли, цапли и аисты имеют более сильные крылья и могут летать уже более длительное время и подыматься высоко над землей, планируя в вышине. Так и человеку в каждом новом поколении суждено самой природой возрождаться духовно, отрываясь от сиюминутных проблем и возноситься в вышину, и не пресмыкаться, поработившись мирской суете, уподобляясь курочкам и подобной живности, копошащейся в земной пыли, не подозревая о существовании водных объектов, взирая на них только через экран монитора. Но немало тех, которые, вкусивши евангельское учение и приняв таинство Крещения, предпринимают попытку взлететь, но тяжестью пристрастий вновь плюхаются в воду. Да, об этом действительно предрекали святые, что люди последнего времени будут пытаться взлететь и падать, и опять, и опять предпринимать попытки взлетать. Это самая важная и необходимая для современников деятельность − участие в собственном церковном разностороннем восхождении, которое, в первую очередь, не только не противоречит государственному созиданию и сплочению народа через послушание закону, а, напротив, только способствует этому собиранию и является движущей его силой. Одному Богу известно, насколько можно преуспеть в личном становлении. Но, кроме храмов, уже отреставрированных и повсеместно украшающих улицы городов и поселений, в нашей Северной столице также стоит украсить и центральную часть города, вблизи Ратуши, − и не уплотнительной мещанской застройкой, подобно нагромождениям «Черкизона», а прославлением истинной дочери города – и в доме, посвящённом творческой деятельности игумении Таисии и расположенном как раз вдоль основной, ведущей к Смольному, улице Новгородской. Такая продуманная инициатива может стать примером и правилом для молодого поколения и продолжаться ныне и в последующие времена по Божьему Промыслу под покровом Матери Божией, Которой святая игумения служила своим искренним, кротким, доверчивым девичьим сердцем.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/27/ka...

Заседания московского Общества происходили в доме М. К. Морозовой в Мертвом переулке (теперь улица Островского). За столом президиума обычно сидели: председатель Общества Г. А. Рачинский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев , Е. Н. Трубецкой , «православный софианец», по определению Вл. Лосского, С. Н. Дурылин (секретарь)» (цит. по: Сергей Фуделъ. Воспоминания//Новый мир. 1991. 4. С. 183–185). 379 Соловьев Всеволод Сергеевич (1849–1903) – исторический писатель и литературный критик, облекавший в беллетризованную форму страницы «Истории» своего отца С. М. Соловьева . В обозрениях современной литературы в журнале «Русский мир » неоднократно упоминал романы Леонтьева, а в «Ниве» за 14 мая 1879 г. выпустил заметку о нем. Был близок к Ф. М. Достоевскому и о. Иоанну Кронштадтскому . Как и младший брат – философ, интересовался спиритизмом, собирал материалы по теософии и магнетизму, выпустил книжку о Е. Блаватской. Корреспондент Леонтьева, большая часть писем приходится на конец 70-х гг. – время наибольшего сближения с ним. Обширные фрагменты писем, автографы которых хранятся в ЦГИАРФ (ф. 1120, оп. 1, ед. хр. 98), включены Д. Соловьевым в книгу « Константин Леонтьев . Избранные письма. 1854–1891» (СПб., 1993). 380 Намерение познакомиться с Вл. Соловьевым возникает у Леонтьева, по крайней мере, на год раньше цитируемого письма. 15 февраля 1877 г. он пишет Вс. С. Соловьеву : «Я все это время раздумывал, не поехать ли мне к Вашему батюшке и брату и представиться им: такой-то! Но все думаю: а если у них вдруг на лицах изобразится вопрос: да кто же это и зачем он нам? Так и не поехал» («Избранные письма», с. 141). Письма к М. В. Леонтьевой (племяннице и другу К. Н.) дошли до нас в рукописной копии, сделанной, вероятно, рукой адресата (РГАЛИ, ф. 290). 383 Значительное число цитат о. И. Фудель берет из письма Леонтьева к нему от 22–31 января 1891 г. из Оптиной пустыни, часть которого была включена им в сборник « К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни» (М., 1912). Мы указываем ссылки по этому изданию. Его перепечатку см. в журнале «Начала» (М., 1992. 2. С. 41–62). См. часть письма, написанную 24 января, с. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

И так скажем еще в заключение нашей беседы: блажени милостивии: яко тии помиловани будут. О, какая великая награда за милость к ближнему – быть самому помиловану от Бога на всеобщем и страшном пред всем миром испытании и наследовать уготованное от сложения мира Царство Небесное. Аминь. Беседа 8-я Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. В этой заповеди Господь, ублажая чистых сердцем, внушает всем нам пещись о стяжании чистоты сердца, которое есть вместилище жизни, как говорит Писание: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота 387 , и от которого зависят радости и печали наши, довольство и недовольство. Есть ли из живущих на земле чистые сердцем? В Новом Завете, в Царстве благодати, конечно, есть чистые сердцем люди, ведомые Господу, как сказано: позна Господь сущия Своя 388 , и являемые иногда людям, каковы святые угодники Божии, еще при жизни прославляемые Богом дарами прозорливости и чудес, и все незлобивые и смиренные сердцем. Если Господь ублажает чистых сердцем, то без сомнения, действительно есть таковые; но чистота сердца в людях очень, очень редка, как редко чистое злато, как редки драгоценные камни; редки ныне, но еще реже они были в Ветхом Завете, когда люди Израильские жили под законом, а не под благодатию, и когда наибольшая часть людей погрязала в идолопоклонстве. Все люди зачинаются и рождаются в беззакониях; только благодать Божия отъемлет эти беззакония и соделывает некоторых достойных избранными сосудами своими, очищая их сердца и души. Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит 389 , сказал пламенный Серафим Исаии, избранному в пророка, прикоснувшись горящим углем к устам его, – и отъята была через это прикосновение греховная нечистота человека Божия. О, если бы происходил чистый от нечистого, – восклицает Иов Многострадальный, и продолжает: ни один 390 ! Откуда же эта всеобщая греховная нечистота в людях, когда они сотворены по образу и по подобию Божию, а Бог Пречист и Пресвят? От дьявола, братия мои, от дьявола, который и называется чаще всего в Писании духом нечистым, а в церковных молитвах, именно – при заклинании злого духа – духом чуждым, скверным и омерзенным. Он-то, этот нечистый дух, сделавшись после своего отпадения от Бога скверным сосудом всякой нечистоты греха, осквернил изначала своим нечистым дыханием сердца первых человеков, и глубоко заразив нечистотою греха все существо их, душу и тело, передает эту нечистоту, как наследственную порчу, всему их потомству, даже до нас, и будет осквернять, особенно неосторожных и неверующих до скончания мира, как сказал св. Ангел св. апостолу Иоанну в Апокалипсисе: время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всеволод 3 ноября 2009, 21:00 Очень взвешенная, ТРЕЗВАЯ статья; к сожалению, не полная. Так, ничего не сказано о разумной мере пития; по моим оценкам, для взрослого здорового мужчины это МАКСИМУМ 24-32 г алкоголя в день, т.е. два бокала сухого вина. Справедливо замечание, что изобилующие ныне суррогаты приносят гораздо более вреда, чем пользы, а количество употребляемых " слабоалкогольных напитков " превосходит все разумные пределы. К глубокому моему огорчению, эта умеренная и здравая позиция раздражает сторонников известного профессора антиалкогольных наук - что видно по комментариям к статье. Одумайтесь! пьянство - смертный грех, но и ересь, как гнушение вином - смертный грех. Всё писание постоянно напоминает о том, что злоупотребление вином погибельно, однако тут же оговаривает, что " вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно " (Сир 31:31). Сиж 3 ноября 2009, 20:27 Трезвение без Бога - дорога в ад. Николай Авдулов 3 ноября 2009, 18:09 Действительно не простая тема для богословов... С одной стороны, вино - творение Божие, а с другой - миллионы спивающихся хороших людей. Я высквзывал своё мнение на многих форумах: вино - яд, приём вина (кроме Евхаристии, где вино уже вином не является)для человека вреден. Да, есть и целебное действие вина в отдельных случаях, но ведь и лекарственные препараты по сути тоже яды, не свойственные организму (за редким исключением). Поэтому, как правильно выделено в статье, " ...строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды Здесь надо поставить большую жирную точку и прекратить разговоры о пользе вина. Иван Осипов 3 ноября 2009, 14:55 Статья очень понравилась. -Батюшка! - говорил отцу Иоанну Кронштадтскому один писатель, - я всегда, а в настоящее время особенно настойчиво ратую против пьянства и спаивающих народ водкой. Но находятся люди, которые негодуют на это, говорят, что я пристрастен, что я преувеличиваю, что пьянство… Глаза пастыря засверкали, он взял его за руку и вдохновенно произнес:

http://pravoslavie.ru/32523.html

Теперь вернемся к Вашей рекомендации: где больше духовности - в час смерти помнить заповеди и суметь исполнить их, или убить во имя любви к ближнему, а потом помолиться и благословить мертвого врага? Юрий 17 сентября 2012, 17:28 правдиво иерей Евгений 17 сентября 2012, 08:13 Геннадию-либералу. Нельзя сводить действия " духовной природы " только к молитве. Иначе получится, что Бог ставит нас в определенную ситуацию, побуждает к поступку (да, духовному, а не зверскому), а мы говорим Ему: " Господи, сделай за нас Ты " . Мы - воины, и должны сражаться во всеоружии (Еф.6,13), а это не только молитва. Главное не забывать, что сражаемся за Любовь, и не хотим потерять ее в пылу ревности: " Не будь побежден злом, но побеждай зло добром " (Рим.12,21). Любовь может быть строгой (иной раз это неизбежно), но она остается любовью. Для нее равно дорог и оскорбленный пастырь, и заблудшая овца (а может, овца еще дороже: Мф.18,12). Любовь всегда активна, в ней равным образом нет и ненависти, и равнодушия. Зачастую мы не видим альтернативы между жестокостью и бездействием, потому что слабы в своем грехе. Есть пример, который помогает нам понять Божественный закон любви: " ...Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим... " (Лк.11,13). Мы остановим своего ребенка, когда он делает зло, накажем его, но никогда не отвергнем и тем более не убьем. Мы строги настолько, сколько нужно для его блага. Евгений 16 сентября 2012, 14:57 Христианина останавливает от активных действий многое, главное это сами постулаты Веры, если коротко, - ударили по правой щеке, подставь левую. Это касается всего, кроме одного, нам нужно твёрдо и однозначно помнить, что хула на Духа Святого не простится никогда и никому!!! Пресечение этой хулы, - наш долг. Как православный, верующий человек, думаю, что единственно, от чего необходимо воздерживаться православным наказуя кощунника, это от ярости, ругани и ненависти, ибо в противном случае мы пойдём на поводу у этого провокатора. Действия должны быть быстрыми, без лишних эмоций, криков толкотни, фанатичных призывов к крови, - скрутили, вывели из храма, вызвали полицию, составили акт и собрали свидетельства, после процедур передали в руки полиции. Но исходя из реалий нынешнего дня, необходимо обеспечить массовый контроль за дальнейшей судьбой кощунника, всеми возможными способами информировать широкие народные массы о содеянном и принятых мерах, дабы не допустить искажений и кривотолков.

http://pravoslavie.ru/55726.html

А Григогий то хоть и с ошибками зато ОТ ДУШИ сказал. И мне как русскому " православному фундаменталисту " его слова по-сердцу. А вот Вы - мягко стелете, да жестко спать.(рус.посл.) А послушаешь «Эхо Москвы» и видишь и невежество и ложь и откровенный либеральный фашизм (или шовинизм), но главное ТОТАЛЬНОЕ лицемерие и презрение к русскому народу. И народ вам платит тем же - презирал, презирает и презирать будет.Так что... Мели Емеля - твоя неделя.(рус.посл.) :) Ольга 5 сентября 2012, 14:23 Вы посмотрите какой разбег мнений, каков радикализм! Люди не знают как правильно реагировать на подобные случае (оскорбление Церки, Веры, народа, страны - всего того, за что нужно зубами держаться, что нужно оберегать от унижений и оскорблений), которые сейчас множаться. В самых высоких чувствах люди готовы защищать от попрания святыни, охранять храмы. Но одновременно мы читаем призывы ко всепрощению,к неразжиганию злобы и т.д. И это правильно - нельзя отвечать на злобу тупой злобой. Но есть ведь понятие и праведного гнева. Как можно прощать, оставлять без внимания такие вещи?! Не предаем ли мы сами своим молчанием свою Веру, свое Отечество? И при этом нет четкой позиции нашей Русской Православной Церкви, нет ответа на вопрос - а что делать-то?! Что делать, если ты становишься свидетелем этих страшных, изуверских действий? Даже если не становишься свидетелем, но узнаешь о них. Что? В эфире -полное молчание. Почему, когда наши предки защищали от поругания наши храмы и Веру от посягательств иноверцев и вот таких изуверов, это нами понимается и принимается. А почему сейчас активные действия против кощщунников и их приспешников оцениваются негативно? К сожалению, я не слышала ответа на свои вопросы ни в одном храме. Ну не разъясняют священники прихожанам как быть. Не говорят об этом активно. Боюсь, что такое молчание всем нам выйдет боком. Если мое сообщение путанное, непонятно или еще какое не очень хорошее, не нужно его публиковать. Но разобраться в этом так хочется! Сергей 5 сентября 2012, 13:43

http://pravoslavie.ru/55726.html

Рассказ подполк. Митрофана Михайловича Чайковского, живущего в Сербии в г. Белграде, Бирчанинова ул., 10. В 1901 году, в бытность мою молодым офицером 16 конной батареи в Житомире, заболел мой денщик, Григорий Бабичук (из села Пески Волынской губ.), жалуясь на сильные боли в желудке. Он был отправлен в военный госпиталь, где я его и посещал. Состояние его здоровья все ухудшалось и, наконец, однажды вечером дежурный доктор Громыко мне сказал, что у Григория заворот кишок, что все принимаемые меры не помогают и положение больного безнадежно: «едва ли он переживет сегодняшнюю ночь», заключил он. Я очень любил Григория и, прощаясь в этот день, с трудом удерживался от слез, а вид его был ужасен: исхудавшее с заострившимся носом лицо, и от слабости он едва мог сказать несколько слов. Придя домой, я начал молиться Богу о его здоровье и тут меня осенила мысль об о. Иоанне Кронштадтском , о чудесных деяниях которого я уже много слышал. Уже была почти ночь, но я написал телеграмму и сейчас же сам отнес на почту, такого содержания: «Кронштадт, о. Иоанну, помолитесь о здравии раба Божия Григория». Следующее утро, когда я, со страхом ожидания наихудшего, пошел в госпиталь, д-р Громыко встретил меня с улыбкой и сказал: «Поразительная вещь! Ночью у него все прошло и теперь он скоро встанет!.. Такого случая я еще не знал»... И действительно, Григорий Бабичук скоро поправился и возвратился снова в батарею. Глава 51. Исцеление ослепшего от несчастного случая Один из русских эмигрантов г. П., проживающий в Париже, описал следующий случай, происшедший с его отцом. «В начале 90-х годов прошлого столетия Кинбурнский драгунский полк, которым командовал мой дед и в котором служил мой отец, был расквартирован в г. Кременчуге. Великий Князь Николай Николаевич старший инспектировал в тот период полки, бывшие на театре русско-турецкой войны. После смотра Кинбурнцев, Великий Князь пожелал видеть вольтижировку. Из рядов полка были вызваны лучшие кавалеристы, а в том числе и мой отец с приятелем своим Демантовичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Любовь иногда требует милости, а иногда – строгости… Еще раз об отлучении от причастия 15 июля, 2016 Еще раз об отлучении от причастия Разговор на тему отлучения от причастия продолжает игумен Нектарий (Морозов). Игумен Нектарий (Морозов). Фото: Александр Курочкин/eparhia-saratov.ru В тропаре святому праведному Иоанну Кронштадтскому есть такие слова: «В тайне Пречистаго Тела и Крови верныя со Христом соединяти», которые как нельзя лучше выражают смысл пастырства. И, наверное, служить делу этого соединения и есть самая главная радость для любого священника, то наполнение, которого требует его собственная жизнь. А самое скорбное – переживать моменты, когда ты оказываешься вынужден сказать человеку: «Подожди, сейчас ты не можешь приступить к Святым Дарам, иначе и тебе они могут обратиться в суд и осуждение, и мне – за мое человекоугодие, малодушие и, в конечном итоге, небрежение». И такие моменты бывают нередко… Как понять, когда ты, несмотря на то, что кажется препятствием, должен допустить кающегося до причастия, и когда ты, собравшись с силами, исполняешь тот долг любви и ответственности, который повелевает тебе возбранить ему причащение? Есть каноны, но современная церковная жизнь не предполагает их применения «по всей строгости», мы руководствуемся в большей степени принципом икономии, нежели акривии, учитывая людскую и собственную свою немощь и сознавая, что каноны даны нам не для разрушения Церкви, а для ее созидания. Есть существующая практика, есть общецерковные документы (в первую очередь – «Об участии верных в Таинстве Евхаристии»), есть, разумеется, мнение правящего архиерея и мнения уважаемых тобой собратий-пастырей, на всё это естественно и опираться, и этим, вкупе с пониманием смысла канонов, руководствоваться. Но еще… Еще есть твое личное пастырское чувство, твоя личная пастырская совесть и твоя личная пастырская ответственность, и этого тоже никак нельзя сбрасывать со счетов. Ведь Господь привел вот этого, конкретного человека не к кому-то иному, а к тебе, и Он хочет, чтобы ты позаботился о нем, и смотрит: как именно ты это сделаешь, есть ли в тебе та любовь, без которой твое служение невозможно, и есть ли та строгость и та внутренняя твердость, без коих в определенных случаях также не обойтись?

http://pravmir.ru/lyubov-inogda-trebuet-...

Всякое удовольствие было дорого и желательно, пока нельзя было его получить, а как только получал – чувствовал пустоту, скуку. Разве это настоящая радость, наслаждение? А теперь, когда он молился, и когда вся душа его трепетала, все фибры его тела немели в тихом, нежном покое, когда сердце переполнялось восторженным порывом, – он воистину был счастлив, счастлив так, как раньше не имел даже представления, понятия. И это счастье ни от кого не зависело, никто не мог его похитить, оно всегда с ним, при нем и в нем. Бывало, считаешь себя «счастливым» в обществе какой-нибудь красавицы; но эта красавица упорхнет, оставит пустой бумажник, и счастье превращается в мираж. Да и какое это «счастье», когда оно несет одни страдания, болезни и разочарования. Новое же счастье, которое он нашел, не только постоянно, прочно, неизменно, но оно и вечно, загробно. Это счастье самую смерть делает радостной... Три дня Бв катал дрова... Сильный, здоровый, бодрый, веселый, он, казалось, был совершенно доволен своею судьбою... Семья повеселела, была сыта и тоже довольна; рубля с гривенником без пьянства хватает за глаза на все скромные нужды... У них получились даже сбережения, так что на четвертый день Бв не пошел работать, а с первым пароходом поехал в Кронштадт к отцу Иоанну... «Прежде исправь свою жизнь, а потом приступай к св. Тайнам», – звучали у Бва слова батюшки... Но он, кажется, исправил свою жизнь! Он примирился со всем светом, со всеми друзьями и недругами, с обстановкой, работой... Но главное, примирил душу свою с Церковью , блудным сыном которой он пробыл 23 года! Теперь, когда он слышал благовест колоколов и не мог оторваться от своей тачки, он мысленно присоединялся к молящимся в храме с ними заодно... Теперь он страдал бы, если работа или болезнь не позволили бы ему в воскресенье пойти в храм, а прежде 1.196 (23X52) воскресений он пропустил и не подумал ни разу о церкви; спал до 12 часов, потому что накануне был пьян и поздно вернулся. Итак Бв начал исправление своей жизни, начал новую жизнь: в мире, вере и любви; но ему предстояла еще нелегкая задача – загладить прошлое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мысль, что я сама то не стоила лучшего священника, мне тогда в голову не приходила: к себе была я снисходительна, а к нему требовательна, себе я прощала свою греховную нечистоту, а от него требовала кристальной чистоты. Впоследствии обнаружилось, что его ужасная душевная нечистоплотность не мешала прихожанам любить в нем доброго, хорошего человека, не мешала и ему всех любить, много добра делать, – тогда как я, сохраняя внешний вид опрятным и изящным, скрывая в клочья изодранные покровы души своей, опустошив эту душу, расточив все ее сокровища и богатства, не простила батюшке слабому его болезни, оклеветала Бога в жестокости и немилосердии и посылала Небу хулу и ропот. После этого случая здоровье мое пошло совсем на убыль. Доктора послали за границу, оттуда отправили обратно, находя положение безнадежным. Становилось очевидным, что медицинская помощь оказывалась несостоятельной. Учебные интересы детей потребовали моего переезда в Петроград и здесь уже моя болезнь приняла колоссальные размеры. Еще молодая по возрасту, я совсем состарилась, поседела, и становилось ясно всем, что катастрофа надвигается. Страдания моей души возросли до апогея. Я не могла сидеть дома, мне казалось, что потолок должен рухнуть и меня задавить, я бросалась на улицу и там пугалась чего-то, на меня надвигавшегося. Я видела вокруг себя как бы вздымавшиеся волны, среди которых бедственно погибали мои дети, а к 7 часам вечера я теряла способность двигаться, меня охватывала неудержимая мучительная дрожь, и я вполне ясно сознавала, что на меня надвигается извне какая-то сила, которая неминуемо меня уничтожит и раздавит, и что мое внутреннее бессилье не может этому противостать. Люди духовного опыта знают, что такая болезнь не что иное, как «одержание», или приражение злой силы, победить которую может только Господь. В это время кто-то из близких посоветовал обратиться к отцу Иоанну Кронштадтскому , известному своей молитвенной силой. Много чудесного о нем рассказывали, и мне указаны были близкие ему два лица, могущие, по моей просьбе, его привести. Обе эти личности, повидав меня, впоследствии сознались, что не решались даже привести ко мне Батюшку, боялись с моей стороны каких-то безумных выходок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010