Однако, “ крестившись, Иисус тотчас вышел из воды ” (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился , очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения. “ И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него”. Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: “Явился еси днесь вселенней… ” Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32). Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, “голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде”. По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского , “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего”. Голос Бога Отца: “ Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”, указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества. Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Однако, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения. «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней…» Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан . 1:32). Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.» По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.» Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,» указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества. Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-bo...

Одним словам: «...призрел Он на смирение рабы Своей» ( Лк.1:48 ), соответствуют другие слова: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ); «...за мною идет Муж, Который стал впереди меня» и «...я не достоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин.1:30,27 ). И еще соответствие: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» ( Лк.1:47 ) – «...а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия-то радость моя исполнилась» ( Ин.3:29 ). Настоящая радость, прозрачная и чистая, есть всегда радость за другого, потому что она является самой блестящей победой над «эго», над «существованием для себя». Только смирение, через полное самопожертвование и безоговорочное снижение самооценки, искореняет до конца черты, свойственные злу: обман, паразитическое и пародийное существование. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), – скажет позднее апостол Павел. Именно в смирении, которое восстанавливает первоначальную структуру, именно в служении рабов, ангелов Воплощения, Пресвятая Дева и Иоанн Предтеча изрекают то необходимое «да будет», которое является ответом человеческой свободы на «да будет» Творца. И тогда они онтологически становятся «своими»; здесь «материнское чрево» и «перст свидетеля», которые обуславливают пришествие Слова: «...надлежит нам исполнять всякую правду» ( Мф.3:15 ), – говорит Господь Иоанну Крестителю. Их восприимчивость и открытость, их «да» входят как конститутивные человеческие элементы в правду Божью. Богородичен канон Иоанну Предтече подчеркивает это их общее «да»: «Якоже сродством естественным и молитвенным согласием едино вы суще, Мати всех Царя и божественный Предтече, мольбу сотворите вкупе» 353 . Иоанн Предтеча приготовляет путь ( Лк.1:76 ); более того. Он и Пресвятая Дева являются этим путем: они – лествица Иаковля ( Быт.28:12 ), которую Слово опускает и на которую Оно ступает, чтобы оставить «горнее молчание» и спуститься на землю. Характерной чертой четвертого Евангелия является отсутствие всякого исторического описания; оно начинается словами: «Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн» ( Ин.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Около этого времени Спаситель получил краткое, но взвол­нованное послание от Иоанна Крестителя. Он в это время то­мился в темнице, и до Него не могли не доноситься слухи о проповеди и необычайных делах Иисуса. Он мог бы только радоваться этим делам Того, о Котором он не раз давал самое торжественное свидетельство как об утешении Израилеве. Но его собственное тяжелое положение не вполне соответствовало светлым ожиданиям, и некоторые из учеников его стали высказывать ему сомнения касательно истинности его свидетельства. Чтобы уверить их, он отправил нескольких из них к Спасителю с вопросом: «Ты ли Тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» Ученики нашли И. Христа среди необычайных дел Его Божественного милосердия, и Он прямо указал на эти свои дела. Чтобы подкрепить унывающий дух великого пророка, Спаситель велел его ученикам пойти и рассказать Иоанну, что они видели и слышали, – именно, что «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне», прибавил Христос, высказывая этим, что истинная вера в Мессию не должна коле­баться от неисполнения с Его стороны каких-либо личных желаний, как это могло быть с самим Иоанном, который не мог не питать тайного желания какого-либо чуда со стороны засвидетельствованного им Мессии в деле освобождения его от тяжкого тюремного заключения. И когда ученики Иоанна отошли, Спаситель, обратившись к народу, произнес Иоанну высшую по­хвалу, какой только мог удостоиться человек. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Кре­стителя; но, прибавил Христос, меньший в царстве небесном больше его», т. е. не смотря на всевеличие Иоанна как пророка ветхозаветного, всякий непосредственный слушатель Христа, искренно принимающий веру в Него, имеет больше прав на вступление в новое царство, чем даже этот великий пророк, который был как бы новым Илией, предвозвещавшим наступление нового царства. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» торжественно заключил Спаситель свою возвышенную беседу об Иоанне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

" Он начал со слов покаяния, - продолжил архипастырь. - Грешниками были все до единого, и все знали и понимали, что с ними делает грех. Нужно было покаяться, прийти к Иоанну на Иордан, исповедовать грехи и погрузиться в воды. Он сказал: " Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3:11). Иоанн указал людям на Мессию - Иисуса из Назарета, который пришел к нему креститься, и теперь народ израильский знал, что Мессия явился. Те, кто уверовал в Него, пошли за Ним, и мы до сих пор идем за нашим Спасителем благодаря тому, что Иоанн Креститель указал нам, что Он - истинный Мессия. Иоанн был последним пророком Ветхого Завета, после него начал уже действовать сам Господь. Он принял эстафету у Иоанна, начав проповедь со слов: " Покайтесь и веруйте в Евангелие " (Мк. 1:15). И начал с того же, что и Иоанн, - призвал народ к покаянию. Покаяние для нас - второе крещение. Оно открывает нам двери в Царствие Божие. Без покаяния никто не спасется. Нужно постоянное возгревание в себе покаянного чувства " . " Мы вспоминаем сегодня и воинов, которые погибли, защищая Отечество, как Иоанн Предтеча погиб за правду Божию. Воины и в прошлые века погибали, и сегодня отдают себя в жертву за то, чтобы после них люди жили счастливо, мирно и спокойно. Сегодня мы молимся и о тех, кто страдает страстью винопития. Редко можно найти семью, где нет пьющих родственников: диавол так поражает этой страстью, что справиться с ней трудно. Мы вознесли молитвы об этих страждущих, чтобы Господь дал им благодать справиться со страстью. Вообще сегодня - день воздержания от всего мирского, бесполезного и ненужного. Многое из того, что мы делаем, не пригодится никогда. Лучше всего от мирского отказываться - об этом говорили еще апостолы. Почитайте их послания, там везде сказано, что не надо " дружить с миром " , это отдаляет от Бога. Мир лежит во зле, а зло всегда враждует против добра, высмеивает его. Мы знаем по опыту, как смеются, например, над смирением и возвеличивают гордыню. Смеются над всеми христианскими добродетелями. Но мы должны четко следовать заветам Спасителя, они открывают нам правильный путь. Мы сегодня молились Иоанну Предтече, чтобы он помог нам открыть путь ко Христу и, находясь у престола Господня, возносил молитвы за нас, грешных " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Ответ звучит следующий: «По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом; по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святый сходит на Него теперь видимым образом? Для того, чтобы исполнилось предсказание, данное Иоанну: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1: 33). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресвятой Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась в и дению и слуху человеческому». Итак, схождение Духа Святого в виде голубя имело, прежде всего, миссионерское значение. Это знамение предназначалось главным образом святому Иоанну Крестителю. V. О гласе Бога Отца Особенного внимания стоит стих: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17). Предложение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» – состоит из двух цитат. «Сей есть Сын Мой» – цитата из Пс. 2: 7. Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию; «в Котором Мое благоволение» – цитата из Ис. 42: 1 (в синодальном переводе: «к которому благоволит душа Моя»). Это описание Страждущего Раба, которое получает свое завершение в Ис. 53. «“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” – то есть на Котором Я успокаиваюсь, к Которому Я милостив», – поясняет блаженный Феофилакт. «“О Немже благоволих”, т.е. в Котором Я нахожу увеселение… Благоволение значит доброе желание, а доброе желание состояло в том, чтобы спасти людей; посему теперь сказал, что это есть Тот, в Котором Я желал людям добра, т.е. через Которого пришло спасение людей», – пишет Евфимий Зигабен. Итак, по творениям святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов мы сделали попытку экзегетического осмысления одного из самых таинственных эпизодов Евангелия – Крещения Христова. Впрочем, разнообразие толкований говорит нам о том, что перед нами одна из тайн домостроительства нашего спасения. С ощущением этой тайны и, главное, с радостью о нашем Спасении во Христе встретим светлый праздник Крещения Господня.

http://pravoslavie.ru/136773.html

По сравнению с апокалиптическими речами, речи Иисуса Христа о присутствии Царствия Божия сейчас и здесь не только лучше сохранились древним преданием, но также и по существу занимают более центральное положение в евангельской эсхатологии. А) Знамения спасения Право утверждать, что Царствие Божие приходит уже ныне, Иисус Христос обосновывает, прежде всего, теми исцелениями, которые Он совершает. Свои чудесные исцеления Он называет знамениями спасения: «Если же Я перстом [Мф: Духом] Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» ( Лк. 11:20 пар. Мф. 12:28 ). На вопрос Иоанна Крестителя о мессианском посланничестве Иисуса Христа следует ответ: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают» ( Мф. 11:4–5 пар. Лк). Этот ответ свободно воспроизводит пророчества Исаии о времени спасения ( Ис. 29:18–19; 35:5–6 ). Здесь о деяниях Иисуса Христа говорится как об исполнении Божественных пророчеств. И в этом современники не могли не услышать неслыханного доныне дерзания: обетованное универсальное спасение приходит ныне через деяния Иисуса! Тем не менее, в исцелениях, экзорцизмах и прочих чудесах внешне происходило не более того, что сообщалось, например, о Моисее или Илии. Об универсальном спасении пока речи нет. Более того, иудейские экзорцисты внешне делали то же самое, как об этом говорит сам Иисус Христос: «Если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?» ( Мф 12. 27 ). Как же разрешается это внешнее противоречие между притязанием и реальностью? Что придает явлению Иисуса Христа и Его деяниям характер исполнения великих пророчеств Ветхого Завета? Б) Благовестие Продолжение ответа Иоанну Крестителю таково: «…мертвые воскресают и нищим возвещается благовестие » ( Мф. 11:5 ) [в Синодальном переводе: «нищие благовествуют»]. И в этом слове тоже слышится отзвук ветхозаветного пророчества: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим , послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Ис. 61:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Посланные нашли Господа Иисуса Христа в пустыне, куда Он удалился по отшествии апостолов на проповедь. Это была пустыня, в которой действовал Иоанн. Втечение Своего служения людям Господь Иисус неоднократно искал уединения, и не мог скрыться. Так было и в этот раз. И в пустыне Он был окружен толпами народа. Когда пришли посланные от Иоанна, Он многих исцелил от болезней и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Потом Он сказал посланным: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали. Блажен, кто не соблазнится о Мне». Для Иоанна этот ответ означал: и в пустыне Господь Иисус делает то же, что делал прежде; Он есть тот, которому надлежало прийти. Но полный смысл ответа Господа Иисуса был более глубок. Он творил чудеса, в них можно было видеть Его славу. Но Ему Самому чудеса приготовляли смерть; Его проповедь была смиренным благовестием нищим. Поэтому Его слова: «блажен, кто не соблазнится о Мне» относились не только к настоящему соблазну Иоанна, но и к будущему соблазну многих Его страданиями. Когда ученики Иоанна отошли, Господь Иисус Христос стал говорить народу о Иоанне: «был ли Иоанн, которого вы видели в этой пустыне, человеком с изменчивыми мыслями? Нет, он был пророк и даже больше пророка. Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Его немощь только от того, что он был провозвестником царства небесного, но не членом его. Но что сказать о роде сем, кому его уподобить?» Так Господь Иисус от Иоанна перешел к иудейскому народу. В соблазне Иоанна Его духовный взор видел более знаменательное явление, чем личную немощь Иоанна. Основа его соблазна – неверие народа. Если бы иудеи поверили Иоанну Крестителю, если бы поверили Сыну человеческому, не постиг бы их грозный суд, не потерпел бы Сам Сын человеческий страданий и смерти. Но иудеи не поверили. Мало того, пред духовным взором Христа иудеи, от которых Он Сам пострадал впоследствии, являлись виновниками вскоре последовавшей смерти Иоанна Крестителя, с которым поступили, как хотели ( Мф. 17:1213 ). «Тогда» начал Господь Иисус укорять города, в которых наиболее явлено был сил Его, за то, что· они не покаялись. Он укорял Хоразин, Вифсаиду, Капернаум, до неба вознесшийся. Он говорил, что, если бы в Тире, Сидоне и Содоме явлены были силы, явленные в этих израильских городах, то те города покаялись бы; Он угрожал этим израильским городам страшным грядущим судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Посланные нашли Христа в пустыне, куда Он удалился по отшествии апостолов на проповедь. Это была пустыня, к которой действовал Иоанн. В течение Своего служения людям Иисус неоднократно искал уединения, и не мог скрыться. Так было и в этот раз. И в пустыне Он был окружен толпами народа. Когда пришли посланные от Иоанна, Он многих исцелил от болезней и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Потом Он сказал посланным: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали. Блажен, кто не соблазнится о Мне». Для Иоанна этот ответ означал: и в пустыне Иисус делает то же, что делал прежде; Он есть тот, которому надлежало прийти. Но полный смысл ответа Иисуса был более глубок. Он творил чудеса, в них можно было видеть Его славу. Но Ему Самому чудеса приготовляли смерть; Его проповедь была смиренным благовестием нищим. Поэтому Его слова: «блажен, кто не соблазнится о Мне» относились не только к настоящему соблазну Иоанна, но и к будущему соблазну многих Его страданиями. Когда ученики Иоанна отошли, Христос стал говорить народу о Иоанне: «был ли Иоанн, которого вы видели в этой пустыне, человеком с изменчивыми мыслями? Нет, он был пророк и даже больше пророка. Из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Его немощь только от того, что он был провозвестником царства небесного, но не членом его. Но что сказать о роде сем, кому его уподобить?» Так Христос от Иоанна перешел к иудейскому народу. В соблазне Иоанна Его духовный взор видел более знаменательное явление, чем личную немощь Иоанна. Основа его соблазна – неверие народа. Если бы иудеи поверили Иоанну Крестителю, если бы поверили Сыну человеческому, не постиг бы их грозный суд, не потерпел бы Сам Сын человеческий страданий и смерти. Но иудеи не поверили. Мало того, пред духовным взором Христа иудеи, от которых Он Сам пострадал впоследствии, являлись виновниками вскоре последовавшей смерти Иоанна Крестителя, с которым поступили, как хотели (Мф. 12:12–13). «Тогда» начал Христос укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Он укорял Хоразин, Вифсаиду, Капернаум, до неба вознёсшийся. Он говорил, что, если бы в Тире, Сидоне и Содоме явлены были силы, явленные в этих израильских городах, то те города покаялись бы; Он угрожал этим израильским городам страшным грядущим судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

" Правда Божия " января 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Чесменском храме " На второй день после великого праздника Крещения Господня мы прославляем участников этого евангельского события, - сказал владыка в проповеди. - Одним из них был Иоанн Креститель, которому посвящен ваш храм. Мы знаем житие этого святого - как его воспитала пустыня, как потом он вышел на берег Иордана: голос Отца Небесного позвал его совершить то, ради чего он явился на земле. Он явлен, чтобы указать народу на воплощение второго Лица Святой Троицы - Единородного Сына Божия. Иоанн нашел на Иордане тихую заводь, в которую люди могли бы заходить для крещения покаянием. Иордан - довольно бурная река, не в каждом месте можно войти и спокойно стоять. Он нашел такое место в Вифаваре, недалеко от Иерихона, где река впадает в Мертвое море, и там обратился к народу с проповедью. Пророк говорил, что нужно довольствоваться не одной земной жизнью, а иметь попечение о жизни вечной, Царствии Небесном. Оно уже пришло - Мессия здесь, на земле, и надо подготовиться ко встрече с Ним. Жизнь людей совершенно не соответствует критериям, которые нужны для жизни в Царствии Божием. Иоанн призывал их покаяться, исправиться " . " И люди к нему пошли: неожиданно появился пророк, говорящий, как Исаия, при этом аскет, как пророк Илия, - живет в пустыне, носит одежду из верблюжьего волоса, - продолжил архипастырь. - Раньше все передавалось из уст в уста: один сказал другому, другой - третьему. Люди пошли из городов в пустыню посмотреть на великого пророка. У некоторых возникла мысль, не он ли Христос, но Иоанн отвечал - нет, я никто, просто " глас вопиющего в пустыне " (Мф. 3:3), а вот за мной идет как раз Тот, Кого ожидают все народы. Иоанн обещал показать Его: " Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым " (Ин. 1:33). И вот, Иисус в толпе подошел к Иоанну и попросил о крещении. Мы помним этот диалог между Спасителем и Предтечей: " Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3:14-15). Иоанн понимал, что Иисус, наоборот, должен крестить его, потому что он, как всякий человек, грешен и нуждается в очищении от Господа. Мессия - это Бог, которому нужно поклоняться. А Иисус Своими словами, Своим смирением говорит, что Мессия - не господин, Он пришел послужить людям. Христос не раз так смирялся - помните, как на Тайной вечере Он омыл ученикам ноги (Ин. 13:4-10)? Вот и здесь Он говорит Иоанну, что тот должен Его крестить. Предтеча возложил руки на Спасителя и крестил Его, засвидетельствовав, что Он и есть Агнец Божий, берущий на себя грехи всех людей (Ин. 1:29) " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010