Вскоре после этого настал день рождения Царя Ирода, тогда предстал случай Иродиаде умертвить Иоанна Крестителя. Ирод праздновал своё рождение в своём Самарийском городе Севастии, и давал вечерний пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Во время пиршества вошла к пировавшим дочь Иродиады и начала плясать так привлекательно и соблазнительно, что прельстила Царя Ирода и гостей его. Ирод, восхитившись пляскою девицы, сказал ей при всех: «проси у меня, чего хочешь, и дам тебе», и с клятвою прибавил: «чего бы ты у меня ни просила, дам тебе, даже до полуцарства моего». Она вышла и спросила мать: – чего просить у Царя?». Злая Иродиада не на доброе дело наставила дочь, не надоумила просить у Царя хотя дорогих нарядов, сколько нибудь приличных ея девическому возрасту, но научила просить того, что свойственно желать не девице, а злым мучителям, воспользовалась удобным случаем исполнить своё зверское желание. Иродиада сказал дочери: «прости главу Иоанна Крестителя». Девица тотчас же поспешно вошла на пиршество и с просьбою сказала Царю: «хочу, что бы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но дав клятву, не хотел ей изменить, тем более, что клятва дана была в присутствии гостей. Ирод, будучи пьян, не только забыл святость Иоанна, но и прежнюю свою боязнь – убить его. И тотчас послал стража в темницу к Иоанну, повелев отрубить Иоанну голову и на блюде принести к себе. Страж исполнил повеление Царское, отрубил главу Иоанну Крестителю в темнице. Так окончил земную жизнь свою Предтеча Христов на 33 году от рождения. Это было в глубокую ночь; потому что пир был вечером, продолжался долго, все уже опьянели, когда вошла плясать дочь Иродиады, не мало времени забавлялися её пляскою, и тогда уже послано было совершить беззаконное убийство. Вдруг, среди весёлого пира, принесена на блюде глава Святого Иоанна Предтечи. Ещё кровь капала из нея, и внезапно, как пишут некоторые, замершия уста Крестителя проговорили Ироду те же обличительные слова, какия вещали ему при жизни: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– «И возвестили Иоанну» и пр.: у ев. Матфея говорится общее, что Иоанн в темнице – «услышал о делах Христовых», у ев. Луки частнее, что Иоанн от учеников своих услышал о всем том, т. е. о тех чудесах Господа, между прочим и о воскрешении Наинского юноши, о которых непосредственно перед этим повествовал ев. Лука. – «Ты ли тот, которому должно придти» и пр.: см. прим. к Мф.11 и дал. – «А в это время Он многих исцелил» и пр.: обстоятельство замеченное только у ев. Луки и объясняющее дальнейшие слова Господа ученикам Иоанновым – «скажите Иоанну, что вы видели и слышали» (ст. 22; у Мф: «что видите и слышите», ст. Мф.11:4 ). Далее см. прим. к ст. Мф.11:4–11 . – «И весь народ» и пр.: эти изречения (ст. 29–30) составляют особенность сказания ев. Луки об этой речи Спасителя и не находятся в речи, изложенной у ев. Матфея. – «Народ, слушавший Его», т. е. Крестителя, и мытари, считавшиеся во мнении народа великими грешниками наряду с язычниками (ср. прим. к Мф.5:46, 47 ). – «Воздали славу Богу»: прославляли Бога за то, что Он воздвиг народу великого пророка, предвозвещавшего пришествие Мессии, что они и засвидетельствовали крещением своим от Иоанна, так как крещение это свидетельствовало об их вере в проповедь Иоанна о пришествии Мессии. – «А фарисеи и законники» и пр.: простой народ и грешники верили в проповедь Иоанна, а мнимые духовные руководители их – фарисеи и законники – «отвергли волю Божию», выражавшуюся в проповеди Иоанна, волю, состоявшую в том, чтобы все покаялись и крещением приготовили себя к принятию грядущего Мессии ( Мф.3 и дал.).– «Не крестившись от Него»: по сказанию ев. Матфея, некоторые из фарисеев приходили к Иоанну креститься ( Мф.3:7 ), но, вероятно, не крестились, а если и крестились, то должно быть не многие; большинство же не уверовало в Иоанна, как предтечу Мессии, и не крестилось, отвергая тем волю Божию, возвещаемую им в проповеди предтечи Господня.– «Тогда Господь сказал» и пр.: см. прим. к Мф.11:16–19 . Лк.7:36 . «Некто из фарисеев»: по имени Симон (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из Иерусалима Иисус Христос пошел по направлению к Иордану, где крестил Иоанн; и взошел на высокую гору. Там диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. Как бы высока гора эта ни была, все-таки с вершины её нельзя было видеть все царства земные; поэтому, Евангелист Лука и поясняет, что диавол показал эти царства во мгновение времени. И сказал диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак если Ты поклонишься мне, то все будет Т в о е! – Евангелисты кратко передали речь диавола; но, судя по мысли, заключающейся в ней, и по характеру первых искушений, можно мысль эту подробнее выразить в следующих, примерно, словах: Всмотрись в них и рассуди: кому послушен, кому подвластен этот мир? Богу или мне? Кто правит им? Большинство людей совсем не знают Бога; а знавшие Его прежде поклоняются теперь мне больше, чем Ему: меня все чтут, все делают то, чего я захочу; все порабощены мне. Здесь – все мое, здесь – власть моя! Но я готов Тебе дать власть над всеми сими царствами и славу их, если Ты поклонишься мне. Если Ты будешь служить не Богу, а мне; если объявишь Себя тем Мессией, какого ждут евреи, – то все это будет Твое! и Ты будешь владыкой мира, великим Царем Израилевым! Поклонись же мне! Отойди от меня, сатана! сказал Иисус; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему единому служи. Сатана отошел. Сорокадневные искушения окончены. Иисус-Человек выдержал их без всяких колебаний. Воля Отца была для Него высшим законом, недопускающим никаких отступлений. Отцу угодно, чтобы Он шел к Своей цели путем страданий и смерти на кресте; и Он избрал этот тернистый путь. Когда диавол ушел, Иисуса-Победителя окружили Ангелы и служили Ему. Повествование свое об искушении Евангелисты могли основывать только на словах Самого Иисуса Христа, так как посторонних свидетелей при искушениях не было. 14. Посольство к Иоанну Крестителю от Синедриона. Свидетельство Иоанна об Иисусе. Ин. 1:19–34 Слава об Иоанне Крестителе, как о новом пророке росла: несметные толпы народа стекались к нему на Иордан креститься; а наиболее ревностные последователи его оставались при нем в качестве учеников его. Синедрион, то есть Верховный Совет и Суд еврейского народа, не мог равнодушно смотреть на это религиозное движение. Он знал уже от фарисеев и саддукеев, ходивших к Иоанну, что новый Пророк не выдает себя за Христа-Мессию, что, по словам этого Пророка, Христос идет ним и будет крестить Духом Святым. Зная все это, Синедрион посылает к нему священников и левитов с поручением дознать, кто же он сам, если не Христос? Посланные пришли к Иоанну и спросили: «Кто ты?» Он прямо объявил им, что он не Христос, и трижды повторил свой ответ. Тогда, посланные спрашивают: если ты не Христос, так кто же ты? ты И л и я? – Он сказал: нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Иоанн Предтеча свидетельствовал народу, что до того, как он встретил Иисуса Христа, он не знал Его. Ему было открыто Господом, что придет Мессия, Спаситель, но он не знал, Кто это. И только когда Иисус Христос появился на берегах Иордана, тогда Господь подсказал ему, что это и есть Агнец Божий, Который возьмет на Себя грехи мира. Будучи уже в темнице Иоанн Креститель посылал к Спасителю учеников, чтобы те задали Ему прямой вопрос: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11. 3). И мы не знаем, почему Иоанн Предтеча послал своих учеников задать этот вопрос. Потому ли, что усомнился в тяжелую для него минуту или потому, как считают многие толкователи, что он тем самым хотел своих учеников укрепить в вере в пришедшего в мир Спасителя. Но Господь сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11. 4-6). Может быть, это было то последнее предупреждение, которое Христос послал Своему Предтече, то послание, которое он должен был получить и окончательно убедиться, что Иисус Христос есть Спаситель мира. После того как произошло это страшное событие, когда была отсечена глава Предтечи, как верует Церковь, святой пророк и Предтеча спустился в адские бездны, чтобы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Его. И когда Господь Иисус Христос после Своей крестной смерти душой Своей сошел в адские бездны, то и там путь Его был уготован этим божественным человеком, который стоит на границе между Ветхим Заветом и Новым Заветом. И сегодня мы молимся Иоанну Предтече и просим его, чтобы он помог нам быть верными нашему призванию, на которое Господь нас поставил; чтобы Он помог и нам всегда распознавать глас Божий, обращенный к нам, слышать и исполнять то, что Господь нам повелевает. Будем в этот день престольного праздника нашего храма молиться святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, чтобы он помогал нам твердо хранить православную веру, быть истинными последователями и апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Итак, Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Две природы, Божеская и человеческая, каждая из которых обладала всеми своими свойствами, в одной Ипостаси Господа Иисуса Христа, Сына и Слова Божия. Аминь. 14 января 1999 года Святое Богоявление (Мф., 6 зач., III, 13–17) Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. О послушании воле Божией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем Крещение Господне. Вот как повествует об этом Божественное Евангелие: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (ст. 13). Из евангельских чтений, которые читаются в дни предпразнства Богоявления, мы знаем, что Иоанн Креститель крестил всех, кто к нему приходил: и людей самого низкого звания, и знатных, занимавших высокое положение в обществе, и даже книжников и фарисеев, которые считались учителями и праведниками, но чувствовали, что на самом деле они грешники. Господь наш Иисус Христос, до конца желая исполнить закон и испытать все, что испытьшал каждый израильтянин, тоже прошел через Крещение. Конечно, как единственный безгрешный Человек, Новый Адам, родившийся от непорочного зачатия и чуждый первородного греха, совершенный, чистый и безгрешный по Своему человечеству, Он не нуждался в очищении грехов. Однако Он пришел к Иоанну Крестителю на Иордан. Иордан, вероятно, представляется вам величественной, прекрасной рекой. Но на самом деле это обыкновенная узкая и извилистая река с зеленоватой водой. В самых широких местах ее может переплыть даже неопытный пловец. Недаром Нееман Сирианин сказал такие слова, которые мы читали в навечерие Богоявления: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» ( 4 Цар.5:12 ), — то есть «Неужели Иордан лучше, чем реки сирийские? Ведь реки сирийские прекраснее, чем Иордан и вообще все израильские реки». А если мы сравним с Иорданом величественные русские реки, то он и вовсе покажется нам не представляющим ничего особенного. Однако это только внешнее впечатление. Израиль тоже в то время был незначительной провинцией Римской империи, но именно в этой провинции произошло великое событие, имевшее значение для всего мира и человечества: как для людей, живших в то время, так и для нас и для многих последующих поколений.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Лк.7:35 .  И оправдана премудрость всеми чадами ее. Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.11:2–19 ). «Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. Мф.11:2 ). «А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятными следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22). Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. Мф.21:31–32 ). Стихи 31–35 представляют собой повторение Мф.11:16–19 . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: «говорите»). Лк.7:36 .  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». «Некто из фарисеев». Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40). «Просил Его вкусить с ним пищи». По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47). Лк.7:37 .  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. Ин.8:7 ), узнав...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14) Он духом узнал Того, о Ком за тридцать лет «взыграл радостно» во чреве матери своей (Лк. 1:44), потому и сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим с Адама на весь род человеческий. Но Господь сказал Иоанну: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Под правдою святой Златоуст разумеет здесь заповеди Божии, как будто бы Иисус говорил так: «поелику я совершил все заповеди, какие даны в законе, и осталась только одна — относительно крещения, то Мне подобает исполнить и эту». Крещение же Иоанново также было Божественною заповедью, как это видно из слов Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне» (Иоан. 1:33). Кто же посылал? Очевидно, Сам Бог: «был  — сказано в Евангелии, — глагол Божий к Иоанну» (Лк. 3:2). И еще потому крестился Иисус, будучи тридцати лет от роду, что возраст тридцатилетнего, — по словам Златоуста и Фефилакта, удобопреклонен ко всякому греху. Ибо возраст юношеский подвержен огню плотских страстей, при тридцатилетнем же возрасте — времени полного раскрытия сил мужских — человек подчиняется златолюбию, тщеславию, ярости, гневу и всяким грехам. Посему-то Христос Господь медлил принятием крещения до этого возраста, дабы во всех возрастах человеческой жизни исполнить закон и освятить все естество наше и подать нам силу побеждать страсти и остерегаться смертных грехов. После принятия крещения Господь тотчас же, без всякого замедления, вышел из воды. Есть сказание, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его, доколе тот не исповедовал все грехи свои; после сего крещаемому дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, и потому евангелие прибавило, что Он вышел из воды тотчас (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

" При этом Иоанн подчеркивал, что он - не Мессия: " Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Лк. 3:16), - продолжил архипастырь. - Господь еще не пришел, не пострадал, но когда люди приходили к Иоанну, исповедовали грехи и крестились в Иордане, они чувствовали себя лучше. Некоторые оставались на Иордане, молились о пришествии Мессии - так у Иоанна появились последователи, которые в скором времени стали учениками Христовыми. Накануне Крещения Господня все заходили в воду, крестились и ждали Мессию. Приходили к Иоанну и богатые, и первосвященники, фарисеи, книжники. Они интересовались: " А нам зачем креститься? Мы живем без греха, все предписания Закона исполняем, все 366 заповедей! " Но Иоанн отвечал, что на самом деле они ничего не исполняют, и им в первую очередь надо покаяться. Он предостерегал их: " Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10), и грядущий Мессия изберет тех, кто достоин Царствия Небесного: " Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым " (Мф. 3:12). Когда веют хлеб, пшеницу в одну сторону ссыпают, а шелуху, сорняки - в другую; надо попасть туда, где будет зерно " . " Кто-то внимал Иоанну, кто-то нет, часть людей остались на Иордане и дождались Спасителя. И однажды Иоанн Креститель указал на человека, стоящего в толпе, - Иисуса из Назарета, сына плотника, который пришел также креститься от Иоанна, но об этих событиях мы будем говорить сегодня вечером и завтра утром. Сегодня в первый раз мы освятили воду великим чином. Ее надо принести домой, беречь, хранить благоговейно, употреблять натощак, можно окроплять ею жилище. Господь приходит к нам Своею благодатью, в том числе через материальные вещи: масло или освященную воду. Но чтобы получить благодать, прикасаясь к этой святыне, нужно иметь покаянный дух. С наступающим великим праздником Крещения Господня! " - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Столь великими и грозными были эти два чуда, что скорее ужас и трепет охватили людей, нежели радость. И все повторяли друг другу: Бог посетил народ Свой. О чудесном воскрешении Лазаря мы побеседуем позже. Иисус [возвещает]Иоанну [Крестителю] о Своих чудесах. Слух об этих чудесах проник и через стены Иродовой темницы и достиг ушей святого Иоанна. И послал Иоанн двух своих учеников, чтобы пошли они и удостоверились, вправду ли Иисус – чаемый Мессия. И вот, придя к Иисусу, они спросили Его: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Иисус не ответил им ни да, ни нет, но на их глазах в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и злых духов, и многим слепым даровал зрение. Это, собственно, и было ответом Иоанну – [ответом] ясным и утвердительным. И лишь после этого Иисус сказал: Пойдите, скажите Иоанну, что видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (в серб., букв.: нищим проповедуется Евангелие. – Пер.) ( Лк. 7,19–22 ). Такой правдивый, основанный на фактах ответ должен был утешительно подействовать на Христова Предтечу, Крестителя, пророка и мученика, а Его учеников удостоверить в том, что Иисус – это и впрямь Тот, Который должен прийти. Да и в самом народе зародилась вера в то, что Иисус – действительно Христос, т. е. ожидаемый Мессия. Ибо когда Иисус исцелил бесноватого слепого и немого, то дивился весь народ и говорил: не это ли Христос? ( Мф.12:22–23 ). Когда уврачевал он от падучей болезни юношу, единственного сына у отца, в Евангелии говорится, что все удивлялись величию Божию ( Лк.9:38–43 ). А когда исцелил Он глухого косноязычного, произнеся одно–единственное слово: еффафй (отверзись!) – присутствующие чрезвычайно дивились и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими ( Мк.7:32–37 ). Видя столь много дивных чудес или слыша о них, целые потоки народа со всех концов с шумом и гамом спешили к Нему, к Иисусу чудотворцу, посредством Которого Бог посетил народ Свой. И с каждым новым чудом это волнующееся море людей становилось все более безбрежным и раскатистым. Так однажды, как повествует евангелист Лука, нахлынули к Нему тысячи народа, так что теснили друг друга (в серб., букв.: так что топтали [наступали]друг [на]друга. – Пер.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. 11 сентября. ПРАВМИР. Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. Он приходился по материнской линии родственником Господу Иисусу Христу и родился на шесть месяцев раньше Господа. По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010