Скачать epub pdf ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА 1. Сведения о книге Откровение и ее писателе Откровение, или по-гречески Апокалипсис, – пророческая книга, заключающая собой Новозаветный канон книг Священного Писания . Это богодухновенная, возвышенная песнь о торжестве Агнца-Христа над древним змием – диаволом. В ней открывается судьба Церкви в продолжение всех времен до обновления мира и наступления Царства славы. В ней находим разрешение многих тайн Священного Писания; здесь оканчивается то великое действие промысла Божия об искуплении рода человеческого, которое началось еще в раю обетованием о семени жены, которое сотрет главу змия. Автор книги называет себя Иоанном ( Откр.1:4, 9 ), самовидцем Иисуса Христа ( Откр.1:2 ), находящимся на о. Патмосе ( Откр.1:9 ), где он и получил откровение (откровение возвещено Иоанну в «день Господень» (kuriakoz hmera), т. е. в воскресный день, а не в смысле эсхатологическом. Это день, следующий за еврейской субботой, ставшей уже в апостольское время праздничным днем у христиан). Эти краткие биографические данные, а также общность выражений Откровения и книг св. ап. Иоанна Богослова подтверждают древнее общецерковное мнение о нем как писателе этой книги. Подтверждают это также и многие Отцы Церкви: Иустин Философ , Ириней Лионский , Поликарп Смирнский и др. 2. Время и место написания Откровения По свидетельству самой книги Откровения, оно написано ап. Иоанном на о. Патмосе во время его заточения. Время же написания указывается различное. Западные Отцы и учители Церкви (св. Ипполит, св. Ириней Лионский , Евсевий Кесарийский , блаж. Иероним) считают, что Патмосское заточение было при императоре Домициане (81–96 г.), и время написания относят к 96 г. Но, судя до тому, что в Откровении только предсказывается разрушение Иерусалима и храма ( Откр.11:2 ), случившееся в 70 г., а также по другим данным, большинство наших богословов считают, что эта книга написана в 68 г. при императоре Нероне или Гальбе. 3. Цель написания Откровения С самого начала существования Церкви Христовой с ней повели ожесточенную борьбу иудейство и язычество. Изображение воинствующей на земле Церкви, ведущей борьбу под водительством Христа с силами зла и неверия и наконец побеждающей их, предсказание и изображение наступившего Царства славы для всех племен и народов, сохранивших верность Христу, составляет главный предмет Откровения. Главная же цель книги – укрепить веру и стойкость христиан ввиду непрестанных гонений и преследований за веру. 4. Замечания о толковании Откровения

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Скачать epub pdf Содержание 1. Догмат о Святой Троице или о Боге вообще 2. Христология 3. Учение о Церкви     Превосходнейшие, Отцы, Братья и Сестры, с глубокой растроганностью я воспринял разговор на тему богословия св. Силуана. Выбор темы обязан тому факту, что с помощью его духовного ученика и моего духовного отца, приснопамятного о. Софрония из монастыря Эссекс, я уже почитал св. Силуана не только как христианин и член Православной Церкви, но и как один из учеников, и учитель богословия, а в последнее время и как епископ. Св. Силуан и далее продолжает быть моим личным руководителем в духовной жизни, поскольку его мысль, со всеми охватываемыми ею аспектами, имеет переломное значение не только для живущих монашеской жизнью, но и для тех, кто посвятил себя богословской мысли и причастен к управлению Церковью в миру. К тому же, я буду говорить о св. Силуане с глубоким чувством признательности и уважения. Так чему же научил меня сей старец относительно богословия? В наше время богословие отождествилось с некой деятельностью разума и обычно считается одной из граней науки. В первой Церкви наименование “богослов” было присвоено немногим людям (как нам известно, оно было дано только св. Иоанну Евангелисту, св. Григорию Назианзину и св. Симеону Новому Богослову) , в то время как сегодня употребляется для тех, кто обладает дипломом некоторой Богословской Школы, который им вручают после известного времени обучения. В случае св. Силуана выходит так, как будто полностью отсутствует то, что мы называем “академическим богословием”. Он никогда не обучался в Богословской Школе и никогда не писал ничего такого, что могло бы использоваться в богословском обучении или исследовании. Похоже, нельзя назвать его “богословом” в современном значении этого слова. Означает ли это, что не существует того, что могло бы называться “богословием св. Силуана Афонского ”? С оживанием монашества и открытием пустынных Отцов и так называемых “мистических” писателей Церкви многие люди нашего времени стали резко противодействовать академическому богословию, которое считают, по меньшей мере, лишним, если не плохим и враждебным духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Слово в день Иоанна Богослова, на всенощном бдении Священное Писание Ветхого и Нового Завета, содержа в себе начала чистейшей нравственности и преподавая множество прекрасных правил касательно разных добродетелей, не дает открытых наставлений в отношении к добродетели дружества. Такое умолчание, без сомнения, произошло от того, что у святых писателей или, паче, у Духа Святого было в намерении не то, чтобы обнять наставлениями все случаи жизни и дать людям полное собрание правил поведения, а то, чтобы посредством Писания вдохнуть в них такой образ мыслей и чувств, чтоб они сами, без предписаний и правил, знали, как при каждом случае надобно поступать христианину. В сем отношении можно сказать: о чем сказано в Священном Писании, сказано для примера, и о чем не сказано, не сказано также для примера. Между тем нет ни одной книги, в коей находилось бы столько примеров и образцов для истинного дружества, как в книгах Ветхого и Нового Завета. Кто из имеющих сердце и душу не возблагоговеет пред дружеством Авраама и Лота? (Быт. 12; 5; 13; 1, 5). Кто без умиления может читать описание дружеской любви Ионафана к Давиду? (1 Цар. 18; 1,2, 3,20,2, 12, 17) Илия и Елисей, Ездра и Неемия, Иосиф и Никодим, Павел и Варнава, Мария и Елисавета, Саломия и Магдалина - это такие имена, из коих каждое пробуждает в душе чувство дружества самого постоянного и чистого. Но всего более поучителен пример Самого Иисуса Христа, ибо и Ему Самому благоугодно было оставить нам в Своем лице образец дружества. Вы знаете, кто был удостоен чести быть другом Богочеловека; это сей самый апостол, коего память мы ублажаем ныне. Посему мы не уклонимся от празднества в честь его, если оживим, по возможности, в уме нашем образ дружества его с Богочеловеком, дабы поверить им образ нашего дружества. Святой Иоанн имел все качества, потребные для возбуждения и поддержания святой любви дружеской. Особенная приверженность его к своему Учителю украшалась в нем особенною невинностью нравов и чистотою сердца; ум возвышенный соединялся в Иоанне с такою полнотою чувств любви в сердце, которая уступала одной преизбыточествующей полноте любви Иисусовой. Таким образом, поелику душа святого Иоанна более прочих была открыта для чистейшей души Иисусовой и более прочих приближалась к ней своею чистотою, то святейший Учитель и святой ученик соединились между собою узами дружеского единства. Плодом сего святого соединения долженствовал быть совершеннейший образец истинного дружества. И действительно, Господь Иисус в отношении к святому Иоанну представляет наилучший пример друзей благодетелей; а святой Иоанн, в отношении к своему Учителю, являет прекрасный образец друзей благодетельствуемых. Рассмотрим с благоговением то и другое порознь: первое - ныне, а последнее - завтра.

http://pravoslavie.ru/48976.html

сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский Откровение Иоанна Богослова Этот апокалипсис выделяется среди других подобных текстов тем, что авторство его приписано Иоанну Богослову, создавшему Откровение, признанное Церковью каноническим. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. В апокрифе обильно цитируются Книги Ветхого и Нового Заветов, но не все цитаты подлинные. Возможно, определенная часть текста (та, где содержатся эти неподлинные цитаты) является позднейшей вставкой. Editio princeps: A. Birch. 1804. Перевод выполнен по второму изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866. В. В. I. После вознесения Господа нашего Иисуса Христа оказался я, Иоанн, один на горе Фавор, где чистое Божество Свое явил Он нам. И не мог я стоять, и пал на землю, и взмолился к Господу, и сказал: Господи Боже мой, удостоивший меня стать рабом Твоим, внемли голосу моему и научи меня о пришествии Твоем. Когда должен будешь Ты прийти на землю, что будет тогда? Что станется в те времена с небом, землею, Солнцем и Луной? Открой мне все. Чаю, что услышишь Ты раба Твоего. II. И провел я в молитве семь дней 393 , и после того унесло меня с горы светлое облако и поставило меня пред ликом небесным, и услышал я голос, говоривший мне: Смотри, слуга Божий Иоанн, и знай. И посмотрев, узрел я небо разверзшееся, и из глубины неба изошел запах, полный аромата благовонного, и увидел я свечение великое, много более светлое, чем солнечное. III. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И возвел я взор и узрел книгу лежащую, и показалась мне толщина ее в семь гор. Длины же ее не может объять ум человеческий, и было на ней семь печатей 394 . И сказал я: Господи Боже мой, открой мне, что написано в этой книге? IV. И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. В книге, которую видел ты, записано то, что на небе, и то, что на земле, и то, что в аду, и всякого естества человеческого грехи и праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

составитель О.А. Платонов И Иаков Апостол см.: Яков день. Иван Богослов см.: Иоанн Богослов. Иван Бражный (Иван Бражник, День Бражника) Народное название дня собора Иоанна Предтечи, 7/20 янв. Название этого дня, по-видимому, связано с тем, что от Крещения до Масленицы было принято справлять свадьбы, на которых не обходилось без «бражничанья» (употребления алкогольных напитков). Иван ветхопещерник (Новины) Народное название дня прп. Иоанна Ветхопещерника, 19 апр./2 мая. По старому русскому обычаю, имевшему еще языческие корни, в этот день «одевали весну в новины», поэтому день так и назывался: «новины». Обряд обряжания весны в новину заключался в том, что крестьянки впервые выносили на весенний свет новину – новые, в этом году сотканные холсты и новопошитые рубахи, выполаскивали их в свежей весенней воде и развешивали на чуть позеленевших кустах. Сама весна нарядная – и холсты на ней новые. Нарядные одежды вбирали в себя солнечный свет и весеннюю свежесть. Женщины выходили с обетным концом в поле, кланялись на все четыре стороны и, повернувшись к востоку, говорили: «Вот тебе, матушка- весна, новая новина да пирожки домашние». Затем расстилали холстины, оставляли на них пироги, чтобы матушка-весна оделась в новину, а за пироги- угощение (в иных случаях выставляли хлеб-соль) уродила в изобилии и лен, и коноплю, и травы высокие, и рожь крепкую. В обычае также было выходить всем, от мала до велика, на улицу – весну смотреть, где и как она свою красоту проявляет. Всматривались в природу и загадывали при этом свои заветные желания. По-своему русские представляли образ св. Иоанна Ветхопещерника. Молясь в пещере, он обновлял людские души, учил, что мир, созданный Богом, светел и прекрасен, что надо стремиться к настоящему обновлению и духовной чистоте. Поэтому новина, прежде всего, должна ложиться на чистую душу. Иван воин Народное название дня св. мч. Иоанна Воина, 30 июля/12 авг. В этот день св. Иоанну Воину молились в случае тяжелых нужд, обид и об «открытии потайных краж». Особенно святому молились знахари и ворожеи, считавшие его своим покровителем. Считалось, что в это время «обмирают ведьмы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть VIII. Покаяние Архиепископ Верейский Евгений. Таинство Покаяния: богословские аспекты 223 Покаяние: содержание понятия Слово «покаяние» происходит от глагола μετανοω, исходное значение которого – «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола shub, означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср. Иер. 18:11 ). В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние становится уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). В святоотеческой письменности представлена целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому , покаяние – это исцеление (Clem. Alex. Paed. 1. 9), согласно прп. Иоанну Лествичнику , оно – «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей» (Ioan. Climacus. Scala. parad. 5.), согласно прп. Симеону Новому Богослову – «сознательная борьба с самим собой» (γνωσιμαχσας κα μεταμεληθες – Sym. N. Theol. Eth. 10). В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения»; не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца (Maximus Conf. Cap. theol. 1. 23). Таково вообще значение слова «покаяние». Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие – исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние – это «одно из таинств» (Sym. Thessal. De poenit. 254//PG. 155. Col. 477 ). Определения В настоящем докладе будут затронуты именно богословские аспекты таинства Покаяния. Существует множество специальных вопросов, касающихся исторического становления современного чинопоследования этого таинства, его святоотеческих толкований, дополняющих и обогащающих одно другое, а также канонических аспектов (включая сложный вопрос о покаянной дисциплине), – но все это предполагается рассмотреть в других сообщениях, нас же интересует доктринальная сторона этой темы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Чемал (остров Патмос). Скит Барнаульского Знаменского монастыря. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь на острове Патмос Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В связи с постройкой в Чемале новой церкви Всех Скорбящих Радость, первый миссионерский храм перенесен на остров Патмос и вновь освящен в честь Апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополитом Макарием (Невским). В 1930-е этот храм разрушили. Восстановлен в 2000 г. трудами московского журналиста Виктора Павлова по имеющимся фотографиям. Освящен в 2001 г. Ныне остров Патмос - скит Барнаульского Знаменского монастыря. Первый храм в честь апостола Иоанна Богослова был построен в селе Чемал в 1849 году. Остров Патмос на реке Катунь, названный так в честь греческого острова, на котором проповедовал святой апостол Иоанн Богослов, был освящен епископом Томским и Енисейским Парфением (Поповым) в 1855 году. Ровно сто лет назад, в 1915 году здание Иоанно-Богословского храма было перенесено на остров из Чемала. Его освящение было совершено епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) в том же году. Святитель Макарий (Невский), бывая в Чемале, подолгу молился на о. Патмос. В 1920-е годы храм был уничтожен. В 2000 году усилиями московского фотохудожника В.Н. Павлова церковь Иоанна Богослова на о. Патмос была восстановлена по сохранившимся чертежам. В 2001 году храм был освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Масендичем), являлся скитом Барнаульского Знаменского женского монастыря. В 2013 году из состава Барнаульской епархии была выделена Горноалтайская епархия, после чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского. Сегодня остров Патмос на Катуни — место паломничества тысяч людей из самых разных уголков России и зарубежья. http://eparhia-gorniyaltay.ru/?p=2266 «Патмос» - скала на Катуни, получила название в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов - тот самый, который написал последнюю книгу Нового Завета - " Апокалипсис " . Как гласят местные легенды, с середины XIX века на катунском острове искали уединения монахи, соорудившие там небольшую келью. В том числе и Иоанн, мирское имя которого забыто. Это особое место на Алтае. С ним связано предание, что евангелисту Иоанну Богослову в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой, один - в Средиземном море, другой - далеко от него, в алтайской глубинке. Любопытно, что название острова Патмос в Средиземноморье и на Алтае совпадает. Остров Патмос на Катуни - небольшой каменный остров, до которого добраться ранее можно было только на лодке по бурным водам.

http://sobory.ru/article/?object=11476

Январь Максим Исповедник, св. Вопросоответы к Фалассию/Пер., предисл. С.Л. Епифановича//Богословский вестник 1917. Т. 1. 1. С. 65–80 (Продолжение.) —65— ...листу Иоанну 1 , как видно из разделявших их? И какие это одежды? 2 Ответ Спаситель не имел пяти хитонов, но один, что при теле, и (ещё) верхнюю одежду. Из этих одеяний (v) исподнее, что при теле называют хитоном (ризой), а верхнее – плащом (одеждой, μτιον). Впрочем, великий евангелист Иоанн таинственно преподал (здесь) в Духе под буквой истории неизреченную (тайну) созерцания, чтобы посредством повествуемого возвести наш ум к истине умопостигаемого. Цельный сотканный сверху хитон Спасителя, которого не растерзали распинатели, хотя и получили попущение совлечь (его), есть взаимная и неразрывная связь и сплетение добродетелей, сей (κα) 3 подобающей и приличествующей от нас покров для Сло ва, или же свыше сотканная Духом благодать в новом во Христе (κατ’ ατν) человеке. Верхняя же одежда есть чувственный мир, разделяющийся на четыре стихии; его, как четыре одежды, делят распинающее в нас духовно (νοητς) Господа. Итак, демоны делят себе по частям видимую тварь, (состоящую из) четырёх стихий 4 , склоняя нас созерцать (её только) чувством к возбуждению страсти (πρς πϑος), Оставивши без внимания заключённые в ней божественные идеи (λγους) 5 . Что же касается до хитона добродетелей, то хотя они и со- —66— влекают его с нас в силу неделания (нами) добра, однако не могут убедить (нас), что добродетель есть зло. Не будем, поэтому, делать себе поводом к корыстолюбию пять одежд Спасителя, но познаем, каково в данном случае (πρχει) намерение Писания, и как в нас, при нерадении нашем к добру, распинается Господь и обнажается в силу нашего неделания добра, а демоны для порабощения нас страстям делят, подобно одеждам, Его тварь, – и станем твёрдыми хранителями дарованных нам от Бога благ и с добрым расположением (καλς) будем созерцать тварь к одной только Его славе и будем в неприкосновенности соблюдать хитон для Слова ведения, т. е. (разные) добродетели 6 , через прилежание к добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. [Почти тысячу лет назад в Константинополе среди богословов и монахов разгорелся спор: кто из святых является самым великим. Благочестивые образованные люди разделились на три партии, одна из которых считала таковым Василия Великого, другая — Григория Богослова, третья — Иоанна Златоуста. У каждой партии были свои аргументы в этом споре, на компромисс идти никто не хотел. И тогда все три святителя явились во сне Иоанну Мавроподу митрополиту Евхаитскому, повелев ему засвидетельствовать, что все они находятся в полном согласии друг с другом и желают, чтобы этот раздор среди церковных людей был прекращен. После того как митрополит рассказал всем об этом чудесном явлении, споры были прекращены. В честь этого события и был установлен праздник, прославляющий трех вселенских учителей и святителей]. Ил.: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.  - С.4;     15 февраля. Сретение Господне. [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского слово «сретение» — встреча. Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию]. Ил.: Симеон и Иисус. Андрей Шишкин. 2012. - С.4; 19 февраля. День памяти вмч. Феодора Стратилата. [В переводе на русский язык Стратилат означает «воевода». Феодор был крупным военачальником в римской армии. За выдающуюся храбрость и воинские успехи император отдал ему в управление Гераклею — портовый город, расположенный на южном берегу Черного моря. Узнав, что император Ликиний начал гонения на христиан и собирается приехать в Гераклею, Феодор попросил императора дать ему изваяния божеств на некоторое время, чтобы он смог лично почтить их у себя дома молитвой и жертвами. Ликиний с радостью согласился и приказал отвезти драгоценные статуи в дом градоначальника. Успокоенный император даже предположить не мог, что за этим последует. Когда золотые и серебряные изваяния оказались во дворе Феодора, он изрубил их на мелкие куски, которые потом два дня раздавал городской бедноте. Когда император прибыл в город, Феодор спокойно признался в том, что действительно разбил всех идолов и раздал обломки беднякам: «Смотри, Ликиний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?» Разъяренный Ликиний тут же велел предать Феодора жесточайшим мучениям, после чего святой Феодор был казнен через усечение головы]. Ил.: Святой Феодор Стратилат. Византия, XI век. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

1 . Вот опять я приглашаю вас к наслаждению евангельскими струями, вот опять призываю почерпать вместе со мною эту чистую и светлую влагу, следуя словам пророка: «в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:3 )! Источников много, но спасение одно, один источник всех благ – Господь наш Иисус Христос , источивший всякую мудрость и всякое ведение. И удивительно, что собственно странного находили иудеи в том, что Он знает книги не учившись? Об этом именно прочитано было нас сегодня, – что когда Спаситель предлагал Свое божественное учение, иудеи удивлялись и говорили: «как Он знает Писания, не учившись»? О книгах спрашивают они, когда речь идет об источнике слова, или лучше сказать о самом Боге – Слове; допытываются, откуда знает книги Христос, Который даровал закон и вдохновил пророков, от Которого истекает всякое ведение, и учение, и совет, и разумение, потому что «всякая премудрость – от Господа» ( Сирах 1:1 ). Спрашивают о книгах у (Источника) слова, из которого черпали вдохновение все пророки и от которого все богословы получили все то, что стало достоянием их душ. Его воспринял Моисей, от Него почерпали все пророки, этим источником пользовались все апостолы, как об этом свидетельствует и Иоанн: «и от полноты Его все мы приняли» ( Иоан.1:16 ). Требуешь (изучения) книг от Бога, как будто книги породили разум, а не разумом изобретено искусство письма? Разве разум от книг? Напротив, разуму обязаны книги своим происхождением: как не искусство произвело вещество, но вещество послужило поводом к развитию искусства, так не книги породили разум, но разум создал самое искусство письма. Не книги сначала, а потом разум, но сначала разум, а благодаря ему появились и книги. Прежде всего то, что есть дар Божий, а потом уже то, что является плодом искусства. Не глаз произвел предметы видимые, но глаз служит к познанию того, что им созерцается; не ремесла дали руки, но руки трудились над развитием ремесла; не бег выработал ноги, но ногам обязаны люди способностью бегать. Так и не книги одарили человека разумом, но разум изобрел книжное искусство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010