Святая Православная церковь вспоминает ныне труды и деятельность равноапостольной жены Марии Магдалины. Это одна из тех жён, которые, будучи облагодетельствованы Господом, – а св. Мария исцелена Спасителем от страшной болезни беснования, – из благоговения и благодарности к Нему, сопровождали Его всюду в его путешествиях, постоянно слушали его учение и служили Ему от своих имений. Вместе с другими жёнами св. Мария присутствовала при страданиях Спасителя и горько плакала о Нём как при его шествии на лобное место, так и при Его мучениях на кресте. При снятии Господа с креста св. Мария, неутешно рыдая, припадала к Божественному телу и своими слезами омывала пречистые раны Господа. В день воскресения Иисуса Христа св. Мария, как верная Его ученица, ещё до рассвета пришла ко гробу, чтобы помазать ароматами тело Распятого, но она не нашла здесь Господа, с ужасным горем поспешила к апостолам Петру и Иоанну, чтобы известить их, что тело Спасителя унесено кем-то из гроба. А сама между тем немедленно возвратилась снова к погребальной пещере и здесь-то первая удостоилась лицезреть воскресшего Господа, который повелел ей идти к братьям Его и сказать им о восхождении Его к Богу Отцу. По вознесении Иисуса Христа на небо св. Мария пребывала в единодушной молитве со св. апостолами и Матерью Господа ( Деян.1:14 ). Впоследствии она много потрудилась в великом деле проповеди о Спасителе, путешествовала с этою целью в Рим, где жаловалась императору Тиверию на Пилата, несправедливо осудившего Христа Спасителя на смерть. Далее мы видим её в Ефесе, здесь помогала она св. Иоанну Богослову в деле распространения учения Богочеловека, здесь же с миром опочила после равноапостольных трудов своих. Св. мощи её при императоре Льве I из Ефеса перенесены были в град Константинополь. Св. христианская Вера, возвестившая новое спасительное учение, даровавшее нам спасительные благодатные средства быть наследниками уготованных Спасителем вечных благ для праведников, сделала участницей их и женщину (чего мы не видим в дохристианском мире).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Святитель Иоанн Златоуст Жизнь В истории Церкви св. Иоанну Златоусту принадлежит место самого блистательного и популярного проповедника, которого когда-либо знал восточно-христианский мир. Его значение, разумеется, не исчерпывается проповеднической деятельностью: он был выдающимся церковным администратором, великим молитвенником и аскетом, плодовитым писателем. Но не столько его архипастырские труды, не столько составленные им трактаты и письма, сколько многочисленные проповеди , записанные стенографами прямо в момент их произнесения, принесли ему не меркнущую в веках славу. Житие Златоуста было составлено Палладием Эленопольским, автором «Лавсаика», спустя несколько лет после его кончины. Святой Иоанн родился между 344 и 354 гг. в Антиохии, в аристократической христианской семье. Его отец, Секунд, занимавший пост магистра армии, умер вскоре после рождения Иоанна. Мать, Анфуса, хотя и была лишь 20 лет от роду, когда лишилась мужа, не захотела вступать в брак вторично, а посвятила свою жизнь воспитанию двоих детей. Она позаботилась о начальном образовании сына, и сама стала его первой наставницей в изучении Священного Писания . В ранней юности Иоанн решил избрать карьеру адвоката и поступил в школу прославленного ритора Ливания, у которого прежде учились и с которым дружили святые Григорий Богослов , Василий Великий и Григорий Нисский . Ливаний, воспитавший несколько поколений великих христианских проповедников, но сам до конца дней оставшийся язычником, обучил св. Иоанна классическому греческому языку и ораторскому искусству. Иоанн был любимым учеником престарелого ритора; когда последнего незадолго до смерти спросили, кому бы он хотел передать управление своей школой после смерти, он ответил: «Иоанну, если бы не отняли его христиане» (Созомен. Церк. ист. 8,2). Другим учителем Иоанна был Андрагафий, преподававший ему философию. Окончив училище, Златоуст становится адвокатом. Вскоре Златоуст приобретает известность в Антиохии своим ораторским искусством. Однако его все более влечет внутренняя жизнь и христианское «любомудрие». Будучи около 22 лет от роду, он сближается со св. Мелетием, епископом Антиохийским, от которого принимает святое крещение. В это же время посещает христианских учителей, из которых наиболее знаменитым был Диодор Тарсийский, ставший его наставником в изучении Священного Писания . Он общается также с Феодором, впоследствии епископом Мопсуестийским, – ему св. Иоанн адресовал два трактата под общим названием «Увещания к Феодору падшему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf 19-го января – Праздник Богоявления или Крещения Господня. Он широко известен у нас уже хотя бы потому, что в этот день совершается освящение воды. Около храмов выстраиваются длинные очереди людей с банками, бутылками, канистрами. Эта вода считается в народе целебной, и все хотят ее иметь. В его основе лежит событие, о котором рассказывают все четыре Евангелия – Крещение Христа на реке Иордан 1 . Перед началом Своего служения Иисус из Назарета пришел креститься на Иордан к Иоанну. А около того уже собирались толпы людей со всей Иудеи, потому что стало известно, что из иудейской пустыни вышел святой человек, который проповедью напоминал пророка Исаию, а жизнью пророка Илию. Вот как говорит об этом Евангелие от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» ( Мф. 13–17 ) 2 . Иисус таинственно помазуется Духом Святым, и с этого времени получает имя Христос – помазанник 3 . Макс Фасмер, автор 4-томного этимологического словаря русского языка, предполагает, что славянское krьsmъ (крест) – старое заимствование из древневерхненемецкого Krism, Christ – Христос. У славян его значение изменилось и стало означать Крещение, т.е. обращение ко Христу. Кстати, в других славянских языках это слово так и осталось в первоначальной форме: чешское Kresm, польское Chrzest 4 . Бурное течение Иордана позволяет крестить только у брода. А это была Вифавара, в переводе – место брода, тихая заводь на восточном берегу Иордана к востоку от Иерихона, которую до сих пор показывают как место Крещения Господня 5 . Но почему так важно это событие на Иордане? Известный богослов протоиерей Сергий Булгаков (+1944) говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

ЦВ 8 (333) апрель 2006 /  30 апреля 2006 г. Встречи со старцем 10 апреля состоялся вечер, посвященный памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 11 апреля отцу Иоанну должно было исполниться 96 лет. Он скончался 5 февраля этого года в своей келье в Псково-Печерском монастыре. Вечер проходил в новом здании ПСТГУ в Лиховом переулке. Место проведения вечера было выбрано не случайно. Это здание, построенное в начале XX века, было Московским епархиальным домом. Именно в нем проходили заседания Собора 1917 года, более 40 участников которого причислены к лику святых. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал: «Благословение на создание нашего университета я просил у отца Иоанна, и он всегда внимательно следил за нашим развитием. Я думаю, что не случайно этот дом, связанный с памятью новомучеников Российских и патриарха Тихона, спустя столько лет оказался единственным официально принадлежащим нашему университету зданием. Думаю, что молитвы отца Иоанна также способствовали нам в этом». В начале вечера была отслужена лития по архимандриту Иоанну. Затем протоиерей Владимир Воробьев рассказал о жизненном пути батюшки. Рассказ сопровождался показом слайдов на большом экране. Среди фотографий были и ранее не публиковавшиеся редкие архивные кадры. Среди выступавших было немало тех священнослужителей, чей духовный путь был связан с отцом Иоанном: протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Сергий Правдолюбов, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владимир Волгин и другие. «Чем же отличаются старцы от ярких духовников, от ярких священников, от людей, которые стремятся в той или иной степени к праведной жизни? Ну конечно, это любовь, — сказал в своем выступлении один из духовных чад отца Иоанна протоиерей Владимир Волгин. — И конечно, это то, о чем сказал апостол и евангелист Иоанн Богослов: кто видел и познал Господа, тот перестает грешить. Старцы, как мне кажется, это небожители среди нас. Они вестники Божии, и благодать, истекающая от них, навсегда остается в сердце того человека, который соприкоснулся с этим потрясающим явлением — старчеством».

http://e-vestnik.ru/analytics/vstrechi_s...

Вышел очередной номер " Revue d " Histoire Ecclésiastique " : Богослов.RU Комментарии //Не приписывайте и св. Иоанну Домаскину свои мысли. Думайте над его мыслями.// И Вам от души того же желаю. Алексей Владимирович Гоманьков — 12:01 На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский //Предопределение по предведению - не то же самое, что предопределение по изначальному установлению определенного количества водного естества для завершения существования мира в определенный срок его ... Алексей Владимирович Гоманьков — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Когда я, однажды, признал свою неправоту и согласился с истинностью православного вероучения - мне, буквально, хотелось рвать на голове волосы. Так было обидно за годы(!) жизни, потраченные на... Владимир — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Это - точное изложение православной веры для православных. Вы мыслите католическими категориями. Предопределение по предведению - не то же самое, что предопределение по изначальному установлению... Владимир — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский //Для православного сознания, предопределение невозможно.// " Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/event/6026424

Воронеж. Церковь Иоанна Богослова. Богословская церковь, Иоаннобогословская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Апостолу Иоанну Богослову была посвящена церковь на берегу реки Воронеж. Основание церкви относится к 1676 году, когда часть приречных дворов воронежцев решила отделиться от церкви Успенского мужского монастыря. Рязанский митрополит Иосиф (тогда собственная епархия еще не была учреждена) разрешил построить помимо существовавшей монастырской приходскую церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя апостола Иоанна Богослова. В благословенной грамоте упоминался уже и священник, отец Василий. Как предполагал архимандрит Димитрий (Самбикин), в 1676 году началось строительство не всей церкви, а только придела, который десять лет спустя превратили в главную церковь; тогда же был достроен новый алтарь во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радости». В Переписной книге Воронежского уезда за 1678 год храм упомянут так: «В Успенской слободе на посаде ж церковь Иоанна Богослова, у церкви поп Василий Терентьев». Наверное, постройка не пришлась по душе окрестным обитателям, и они ее продали на своз в пригородную Троицкую слободу. Осталось неизвестным, почему желание жителей тамошней слободы иметь собственный храм переменилось и они отказались от его строительства. Здание перепродали в село Богословское, где он стоял еще в конце XIX века. Вместо него горожане построили у реки новую, тоже деревянную, церковь, сгоревшую несколько десятилетий спустя. В ночь с 9 на 10 мая 1748 года в Воронеже произошел сильный пожар. В пепел превратилась вся приречная часть города, Немецкая слобода, жилые дома и казенные здания, почти все деревянные храмы. В том же 1748 году началось строительство каменной церкви. Прежде всего наскоро был устроен придел во имя иконы Скорбящей Божией Матери, освященный 25 октября 1748 года. Через десять лет была достроена и стала действовать вся церковь Иоанна Богослова, освященная 25 сентября 1759 года. В 1799 г. расширили придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости» (праздник установлен в память об исцелении от этого образа сестры патриарха Иоакима, Евфимии), для работы был употреблен кирпич от разобранной тесной колокольни. Ее же к 1807 году возвели вновь. Звонница стояла отдельно, не соединяясь с трапезной, была четырехъярусной и намного выше самого храма. В нижнем этаже разместились кладовая и лавка.

http://sobory.ru/article/?object=35984

Памяти протоиерея, доктора богословия Иоанна Михайловича Скворцева, как профессора философии и богословия Источник Поминайте наставников ваших (Св. Ап. Пав. Евр.) Иоанна Михайловича Скворцева лекциями по логике пользовались мы еще в семинариях. Законы мышления, формы мышления, теория познания истины в этих лекциях, преподанных нам его по академии слушателями – а нашими в семинариях профессорами, изложены при краткости о них речи обстоятельно, точно, и – что важнее всего – ясно. Особенно благодарны мы были Иоанну Михайловичу за преподанные нам юношам мудрые наставления (в теории познания), как предохранить себя от увлечений различными заблуждениями, и как – избежав сей опасности – достигнуть мыслью к достожелаемой истине. Тогда же (во 1840-х годах) явилась в печати и логика профессора Киевского университета Ореста Марковича Новицкого , бывшего слушателем Иоанна Михайловича в VII-м курсе Киевской духовной академии: книга истинно великолепная. Ее мы читали, перечитывали, назидались ей, не менее сколько наставлялись и услаждались другим творением О.М. Новицкого : его драгоценной, истинно-христианской психологией. Тем не менее краткие уроки Иоанна Михайловича по логике остались столь драгоценны для памяти умов наших, что и теперь в летах преклонной старости находясь – желали бы мы, чтобы краткая логика Скворцева явилась в печати. В 1845-м году привел Господь пишущего сие самолично узреть Скворцева, и стать в числе слушателей его в академии, где он преподавал тогда логику и метафизику. Когда начались лекции по логике, некоторые из слушателей относились к ним равнодушно, безучастно, как уже выслушанным ими в семинариях. Заметив это отец иеромонах Михаил (Монастырев), экстра-ординарный в Киевской академии богословия профессор 1 , когда приходили студенты получать от него, как помощника-библиотекаря учебники, или же книги для чтения, часто говаривал: «слушайте внимательно лекции Иоанна Михайловича. Не теперь, а после сами узнаете их цену». Внимая доброму совету высокоуважаемого и всеми любимого отца Михаила, мы навострили уши, чтобы не проронить слова из лекций Иоанна Михайловича, и многие оные записывали что было и необходимо: ибо Иоанн Михайлович, сказав лекцию, тотчас поручал кому-либо из студентов: обработать оную и подать профессору, в качестве месячного сочинения, – но не пространнее, как только на полулисте, и много, много если на листе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

И.Ц. Миронович Лекция 8. Христос – Пастырь добрый Итак, почему мы с вами занимаемся по Иоанну? По одной простой причине – потому что в нём сосредоточено всё богословие. У синоптиков же много чисто исторического материала. И вот пересказать Рождество Христово, поклонение пастырей, поклонение волхвов, явление Ангелов, бегство в Египет и другие события – этого достаточно всё-таки для человека, который живёт церковной жизнью. У него всё это на слуху, и ему значительно проще всё это ответить и пересказать. Но, вот, Ιαανν Πνευματικς– его Евангелие духовное – он и изображается с орлом. Символ этого Апостола – орёл. И Ωεολγος, Богослов – Церковь не разбрасывается такими эпитетами: Богословов много, но в Церкви их три: Иоанн Богослов, Григорий Богослов , Симеон Новый Богослов – вот люди, которые запечатлели себя, свой ум таким богословием. Они были чистыми богословами, а не философами. Потому что философия является неустранимым препятствием при богословствовании. И даже ереси – характер ереси – бывает в зависимости от того, на каких философах был воспитан тот или иной еретик. И это неустранимое препятствие. Как быть с этим предметом, с этой наукой о любви к мудрости? Философия: софия – мудрость, философия – любовь к мудрости. Как быть с этим после Евангелия? Вот заканчивается экзамен, присутствует на нём очень духовного состояния епископ. И спрашивает ученика: – Скажите, что такое философия? – Философия – это наука о сущем в его бытии: как сущее обнаруживает себя в действительности, в бытии. Ответ-то ведь какой глубокий! А он говорит: – Запомните, молодой человек, что философия – это наука о заблуждениях человеческой мысли. Она только и делает, что ищет истину и никак её не может найти. Сомневается во всём, ни на чём не останавливается: плетёт своё кружево до безконечности и запутывает себя саму и тех, кто туда входит – вот в эту паутину. И выхода из этого – нет! А потому что и истины никак – во всём сомневается, всё только предполагает, одни только предположения: а так! а может быть, это и не так! Но мы не ищем с вами истину – она нам дана! Она свидетельствует о Себе со страниц Евангелия: Азъ есмь Путь, Истина и Животъ (см. Ин. 14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Иоанн Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был младшим братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии – дочери от первого брака святого Иосифа Обручника. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником. Спаситель называл Иоанна и его брата Иакова «сынами грома» (Воанергес), возможно, за их порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. До призвания в апостолы Иоанн, как и многие ученики Христовы, был рыбаком (в церковнославянском переводе – рыбарем). Согласно Евангелию по Иоанну, после того как двое учеников Иоанна Крестителя, одним из которых был Андрей, услышали от учителя, что Христос – Агнец Божий, они последовали за Христом. Вторым учеником, согласно известной трактовке, был Иоанн Богослов. Считается, что он не назвал себя по имени по причине свойственной ему благочестивой скромности. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту, это отношение подчеркивается в Евангелии: «Один из учеников… которого любил Иисус», «ученик... которого любил», «ученик, которого любил Иисус». После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Христом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на горе, которая согласно преданию, носит название Фавор. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Иоанн Богослов занимает особое место в ряду апостолов также потому, что следовал за Господом, Которого, связав, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы (впрочем, по мнению некоторых исследователей, это мог быть и апостол Марк). Он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.

http://azbyka.ru/test/apostol-ioann-bogo...

Скачать epub pdf Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Память 30 января В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина 1057 , который принял царскую власть после Никифора Ботаниата 1058 , был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого , называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста , имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова . Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова , утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью 1059 . Они сказали ему едиными устами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010