А.И. Никольский Канонники 435. Канонник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., полууставом XVI в., без переплета. Состав: 1) конец канона Пресвятей Богородице (1); 2) канон молебен Пресвятей Владычице нашей Богородици Одигитрии, творение Игнатия иеромонаха (1 об.–6); 3) правило Благовещению Пресвятей Владычице нашей Богородици, творение Феофаново (6–9); 4) в туж среду правило молебно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, творение Феофаново (9–12); 5) правило молебно Покрову Пресвятыа Богородица (12–15 об.); 6) канон благодарен Пресвятей Богородици акафист, творение Иосифово (16–24); 7) правило молебно Всем Святым (24 об.–28); 8) правило молебно Рождеству Пресвятыа Богородица (28–31); 9) в туж неделю канон молебен святому апостолу Иакову, брату Господню по плоти (31–34); 10) канун на Воскресение Христово, творение Иоанна Дамаскина (34–35); 11) правило молебно преподобному Варламу чудотворцу (Хутынскому) (36–40);12) правило молебно преподобному Сергею чудотворцу (40–44); 13) евангельскиа чтения из служб на каждый день седмицы, преподобным, Иакову брату Господню по плоти и Иоанну Богослову (44 об.–49); 14) правило молебно к архангелу Михаилу и прочим Бесплотным, с акафистом (50–60 об); 15) правило честнейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Иоанну, с акафистом, творение Андреево (60 об.–70); 16) в той же вторник канон честному Предтечи Иоанну, с акафистом (70–78), отличный от предыдущаго; 17) правило молебно Успению Пресвятыа Богородицы, с акафистом (78–88); 18) канон молебен 12-ти апостолом, – Феофанов, с акафистом (88–100); 19) канон молебен святому Николе по алфавиту, с акафистом (100–108 об.); 20) канон честному Кресту, с акафистом (108 об.–118 об); 21) святейшаго патриарха Константиня града кир-Филофеа служба Всем Святым – канон с акафистом, неполный (118 об.–133); 22) правило молебно иж в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, с акафистом (133 об.–145); последование о стихословии икосов (145 об.–146 об.). 436. Канонник , в четвертку, 138 л.л.,полууставом XVI в., в кожаном переплете. 1, 2 и 138 листы позднее вставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Внутренний конфликт души, согласно святителю Иоанну Златоусту Творения святых отцов нам говорят о трех видах войн: о духовной войне, о душевной и вещественной. Каждая война имеет своей причиной предыдущую, согласно исторической последовательности (вначале произошла духовная война на небе). Где война, там и травмы, и жертвы. Герои войны почитаются за мужество или за самопожертвование, и чем более жестокой бывает война, тем больше славы приносит ее участникам. Статья Святитель Иоанн Златоуст действительно был свидетелем и участником всех трех видов войны. I. Антропология Человек, согласно Иоанну Златоусту, двусоставен, состоит из души и тела, которые не смешиваются в нечто единое и не пребывают раздельно, но пребывают в форме целостного дуализма. Душа с момента своего творения состоит из сознательной части (знаменитое деление по Платону — разум, воля и чувства) и бессознательной (темной части, по свт. Иоанну Златоусту). Эта целостная душа посредством таинств тянется к Богу на основании ее творения «по подобию» и преображается в духовную душу, и в этом случае она действует и поступает правильно, здраво; если же нет, то душа болеет и человек становится плотским. Тем не менее православная восточная святоотеческая антропология отличает состояние душевного человека и духовного человека, но не разделяет эти два состояния, потому как не все душевные болезни являются грехом (ср. Ин. 9:2), также не все грехи ведут к душевным болезням .

http://bogoslov.ru/article/6195710

Глава первая     О ВТОРОМ СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА 2-е послание Иоанна Богослова, подобному третьему его посланию, а также посланию Ап. Иуды, в древней Церкви до IV века принадлежало к так называемым «пререкаемым» ( αντιλεγμενα) писаниям, как свидетельствуют о том Ориген (у Евсевия, Ц. Ист VI:25), блаж. Иероним («О знаменитых муж.» гл. XIX) и Евсевий (Ц. И. III:25). При этом из творений Евсевия и блаж. Иеронима известно, что второе и третье послание иногда некоторыми приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием (у Евсевия, Ц. И. III:39): гробницу у этого Иоанна-пресвитера показывали также в Ефесе, где была и гробница св. Ап. Иоанна Богослова (там же, и у блаж. Иеронима «О знаменит. муж.», гл. IX). На этом основании и многие новые исследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний апостольских ( Деян.12:12, 25, 15:37 ). Поводом к сомнениям в апостольском происхождении послания служили частью краткость послания и малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу – «избранной госпоже и детям ее» ( 2Ин. 1:1 ), частью отсутствие имени Апостола в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, напр., в Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви в апостольском написании и авторитете послания. Наряду с колебаниями отдельных церковных писателей стоят авторитетные свидетельства других представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и евангелисту Иоанну. Канон Муратория упоминает о нескольких посланиях Ап. Иоанна. Св. Ириней Лионский , бывший учеником св. Поликарпа Смирнского , ученика самого Ап. Иоанна, приводит слова 2Ин. 1:7–8, 10–11 (о лжеучителях и воспрещении общения с ними), как подлинные слова ученика Господа (Adv. haer. III:16, 8). Климент Александрийский написал и на это послание, как на истинно апостольское произведение, свое толкование. Дионисий Александрийский (у Евсевия, Ц. И. VII:25) и Ориген (у Евсев. Ц. И. VI:25) признают 2 Иоанна писанием св. Апостола Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. Гимны и молитвы патриарха Филофея Гимны и молитвы Филофея можно разделить: 1) воспевающие церковные праздники (на успение Богородицы, Живоносному гробу и Воскресению, на Благовещение), 2) прославляющие святых ( Григорию Паламе , Иоанну Крестителю, великомученику Георгию, Иоанну Дамаскину , св. Николаю, трем святителям – Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; всем святым и отцам, бывшим на шести вселенских соборах), 3) написанные по случаю тех или иных общественных нужд (голод, землетрясение, эпидемия, засуха, болезнь, гражданская война, интервенция, – «за князя и за люди, егда исходити противу ратным») и 4) не имеющие видимого внешнего повода для создания (прокимены дневные, припевы к псалмам, стихи-тропари). Сразу бросается в глаза место, какое занимает в этих гимнах и молитвах тема общественных бед. В отличие от произведений в честь святых и праздников, которые предназначались для службы соответствующего дня и, следовательно, должны были исполняться в определённом месте годового цикла, гимны третьего разряда нашей классификации исполнялись нерегулярно – от беды к беде. В них громче, чем хвала, догматика и абстрактное молитвословие, звучит призыв о помощи в конкретной беде. Этими гимнами и молитвами автор как бы представляет бедственные картины настоящего пред очи Вечности. Хотя эти тексты, как и остальные, имеют предшественников (например, кондак Романа Сладкопевца и канон Иосифа Гимнографа по случаю землетрясения, – не говоря уж о ряде псалмов) и хотя здесь видна общая для жанра традиционность, богословско-экзегетическая основа и устремлённость едва ли не каждого образа и даже оборота речи к библейским образам и оборотам, особенно к Псалтыри (я укажу некоторые параллели), тем не менее, гимны такого рода историчнее других. Вот отрывок из канона «В усобных и иноплеменных бранех» 42 , написанного во время гражданской войны и турецкой интервенции: III. 3 Окрест псы лукавыи обидоша, Спасе, бесчеловечие погубити ищуще, в усобие внутренее, Боже, расслабляют паче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Между творениями апостольских отцов более всего спорны послание св. Игнатия. И хотя споры, начавшиеся еще в 16-м веке, привели к многим весьма важным открытиям; но и до сих пор остаются нерешенными окончательно. Первые начали высказывать сомнение в подлинности посланий Игнатие магдебургские богословы, подобные Кальвину, Хемницу, Социну. Их сомнение впрочем не было совершенно неосновательным; потому что текст посланий Игнатия, бывший в руках писателей 16 века, заключал в себе много весьма важных ошибок. При том же в числе посланий, стоявших с именем Игнатия, было несколько таких, которые действительно не могут принадлежать ему; разумеем восемь следующих посланий: 2 к Иоанну Богослову, 1 к св. Деве Марии, 1 к Марии кассобелисской, 1 к Тарсийцам, 1 к Антиохийцам, 1 к диакону Герону, 1 к Филиппийцам. Первые три очень кратки, и дошли к нам только в переводе латинском. В 1-м послании Игнатий, только что просвещенный христианством, просит св. Иоанна Богослова придти к нему вместе с Матерью Божией и Марией Саломией. Во 2-м высказывает Иоанну желание видеть Богоматерь и брата Господня св. Иакова, по прачине наружного сходства его с Спасителем, и для исполнение этого желание испрашивает у св. Иоанна позволение отправиться в Иерусалим. В 3-м послании Игнатий предлагает Пресвятой Деве вопрос: действительны ли те происшествия, о которых говорил ему св. Иоанн? Св. Дева отвечает ему письмом, в котором говорит, что ручается за правдивость любимого ученика Христова, и дает ему обещание посетить верных Антиохии. Такого рода содержание посланий, конечно, еще не дает права заподозрить их в неподлинности: св. Игнатий мог писать письма и к св. Иоанну и к св. Деве. Но писал ли? Это весьма важный вопрос, который не может быть решен положительно, потому что древние писатели не дают на него никакого ответа. Что касается остальных пяти посланий, которые писаны, по видимому, во время путешествие св. Игнатия в Рим, то в них очень трудно заметить какое либо сходство с подлинными произведениями Игнатия. Изложение их представляется безжизненным, и текст исполнен разного рода ошибок, исторических и хронологических.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Патриарх Кирилл: Мы возносим молитвы святому праведному Иоанну Кронштадтскому об умиротворении междоусобной брани на Украине 15 июня, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Причина особого отношения нашего народа к святому праведному Иоанну — в силе его слова, в силе его веры, в тех добрых делах, которые он совершал, и в том мужестве, с которым он боролся за Святую Русь. 15 июня. ПРАВМИР. 14 июня 2015 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 25-летия канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского на малой родине святого — в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Успенском храме Иоанно-Богословского женского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Даниил! Честная матушка игумения Митрофания! Дорогие отцы, братья, сестры, матушки игумении! Уважаемый Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области! Сердечно поздравляю всех вас с замечательным событием — 25-летием со дня прославления в лике святых праведного Иоанна Кронштадтского, великого чудотворца, пламенного проповедника, мудрого богослова, доброго пастыря. Хорошо помню события, связанные с канонизацией святого праведного Иоанна Кронштадтского, особенно первое богослужение в Иоанновском монастыре на Карповке, за которым я имел радость сослужить покойному Святейшему Патриарху Алексию II. Наш благочестивый народ воспринял канонизацию праведного Иоанна Кронштадтского особенно горячо. В то время прославлялись и иные угодники Божии, но, наверное, ни одна другая канонизация, за исключением, быть может, блаженной Ксении Петербургской, не сопровождалась таким духовным подъемом, такой радостью в сердцах православных людей, как канонизация отца Иоанна Кронштадтского.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-myi-vo...

Скачать epub pdf Глава одиннадцатая «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» ( Откр. 11:1 ). Иоанну говорится об одном великом задании, которое он обязан выполнить – снова выйти на пророческий путь. Кто дал посох Иоанну, мы не знаем, но, скорее всего, речь идет о Господе. Иоанн Богослов как бы оказался в том времени, в каком ему предстоит жить – в самом конце времен. И ему было приказано измерять посохом Храм Божий, жертвенник и людей, поклоняющихся в Храме. Видимо, здесь указывается на тайное действие, которым должен будет заниматься евангелист при приближении поры антихриста. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно вспомнить, как был устроен храм Божий во времена Ветхого Завета и во времена Нового Завета и каков первообраз его на небе. Храм Божий состоит из трех частей: Святая Святых, святилище и двор. Святая Святых – это престол, святилище – основная часть храма, а двор – это притвор, где находятся оглашенные, то есть некрещеные, и кающиеся – отлученные от Причастия. Сейчас в святилище молятся все христиане, а в ветхозаветные времена там имели право молиться только священники, тогда как все остальные могли входить только во двор (в притвор). А в Святая Святых входил только первосвященник, причем лишь один раз в год. И вот Иоанну Богослову велено измерить людей, входящих во святилище, и жертвенник. Что значит измерить их? Это значит проверить тех людей, которые являются храмом Божиим. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» ( 1Кор. 3:16–17 ). И в другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ). Таким образом, все христиане, которые находятся в Церкви Божией, составляют единый Храм, единый Дом Божий (это тоже одно из названий Церкви). И все крещеные люди являются священниками Бога – Господь соделал всех христиан царями и священниками, чтобы они приносили Ему жертву на жертвеннике своего сердца, и жертва эта – вся их жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ποκλυψις ОБ ОТКРОВЕНИИ (АПОКАЛИПСИСЕ) СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА Предание об Апокалипсисе Самосвидетельство Апокалипсиса о писателе Единство Апокалипсиса Время, место и цель написания Апокалипсиса Цель и метод толкования Апокалипсиса Содержание Апокалипсиса Литература Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22     Предание об Апокалипсисе В ряду свидетельств о происхождении какой-либо священной книги первое место принадлежит свидетельству предания. Если вся церковная древность с самого почти того времени, какому приписывается книга, высказывается известным образом о ее происхождении, то мы вполне уполномочены верить этому голосу Церкви, и внутренние данные самой книги имеют тогда второстепенное значение. Это и необходимо прежде всего помнить при критическом исследовании Апокалипсиса. На основании рассмотрения содержания и языка книги в связи с содержанием и языком четвертого Евангелия критика изобрела много гипотез относительно ее происхождения, но для нас имеет главное значение факт, что древнейшее церковное предание считает Апокалипсис писанием св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Правда, Игнатий Богоносец не говорит ничего о происхождении Апокалипсиса, но он знает уже его. Ничем иным, как отношением к этой священной книге, должно объяснять некоторые выражения апостольского мужа, как, напр., в послании к Ефесянам XV, 3 – ср. Откр 21 и под. От сочинения другого важнейшего свидетеля древности – Папия мы имеем только фрагменты. Но, к счастью, епископ Андрей Кесарийский (V в.) во введении к своему толкованию на Апокалипсис относит Папия к поручителям за его достоинство. Свидетельство ученого комментатора имеет тем большую цену, что он, конечно, читал сам сочинение Папия, следы существования которого находятся еще и в гораздо более позднее время. В другом месте своего толкования Андрей цитирует Папия буквально. В ряду тех звеньев, которые соединяют апостольский век с последующими поколениями, не обращавшимися с апостолами, первое место принадлежит св. Поликарпу Смирнскому . Он является главным и непосредственным свидетелем апостольского предания для своего ученика Иринея, а через последнего – и для всей Церкви. Ириней свидетельствует, что Поликарп не только был научен апостолами и обращался со многими, видевшими Господа, но апостолами же был поставлен и во епископа Смирнского. Из числа апостолов особенно близок был Поликарп к св. Иоанну, что засвидетельствовал Ириней в послании к Флорину и к Виктору Римскому. Все значение Поликарпа и зиждется на его отношении к Ап. Иоанну, а затем на том факте, что Ириней является, конечно, устами Поликарпа и других пресвитеров. Следовательно, и сообщения Иринея об Апокалипсисе можно возводить к тому же источнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Иоанновская семья» возрождает Суру В Санкт-Петербурге состоялась благотворительная ярмарка «Дети нашей Родины - святому праведному Иоанну Кронштадтскому» 10.01.2012 1063 Время на чтение 4 минуты 9 января в Выставочном центре Слюза художников прошла благотворительная ярмарка «Дети нашей Родины - святому праведному Иоанну Кронштадтскому». На ней были представлены работы детей, в том числе инвалидов, из разных городов России и зарубежья: Москвы , Петербурга, Иркутска, Витебска, Кишинёва, Бийска, села Сура Архангельской области — родины отца Иоанна Кронштадтского. Некоторые изделия были выполнены взрослыми: например, совершенно неправдоподобные, сказочные пряничные домики испекла прихожанка Иоанновского монастыря Анна Семак — супруга известного футболиста. Все вырученные на ярмарке средства пойдут на восстановление Успенского собора Иоанно-Богословского Сурского монастыря. Более подробно о цели ярмарки и о восстановлении святынь села Сура рассказывает отец Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. - В истории Русской Церкви есть имена, которые дороги каждому православному человеку. Наиболее близки нам Святейший Патриарх Тихон и батюшка Иоанн Кронштадтский. Они скончались около ста лет тому назад, но то, что они сделали, останется в памяти народа на многие десятилетия и столетия. Поэтому всё, что связано с их именем, должно иметь достойный вид. Место захоронения батюшки Иоанна - в порядке. Квартира в Кронштадте, где он жил, тоже в порядке. Собор в Кронштадте сейчас восстанавливается. Но его родина, которую он любил и называл «родиной дорогой, родиной святой, Сурой благословенной», к большому нашему стыду, находится в запустении. В большом запустении находится собор Сурского Иоанно-Богословского монастыря, когда-то процветающего. Перед революцией там было двести сестёр. Но в двадцатые годы монастырь был разогнан, закрыт, сёстры либо расстреляны, либо утоплены. Никольский храм был взорван уже в брежневские времена. Сейчас от него остался только остов — остатки стен без крыши.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/10/io...

Письма. Часть вторая Из ватопедского сборника «Опыты Божественной благодати» Письмо 1 Иоанну, студенту Богословской семинарии Честного Креста, Бруклин, Бостон Святая Гора, 5 июня 1959 Дорогому моему Иоанну желаю крепкого здоровья и просвещения от Бога. Да отверзет Он твой ум Духом Своим благим, как Он ниспослал Его святым Своим ученикам. Итак, добрый сын, бойся Бога и твори Его заповеди, и благо тебе будет. Сегодня я получил твое письмо, прочитал его и очень обрадовался тому, что ты просишь пищи для своей души. Понуждай себя, доброе мое дитя, и прежде всего твори Иисусову молитву. Поминай Имя Божие, дабы и Бог помянул тебя в час искушения. Что бы ты ни делал, [делай то] с размышлением и рассуждением и говори себе в каждое мгновение: «Иоанн, будь внимателен, тебя видит Бог. Он здесь, рядом с тобой. Он всё видит и видит хорошо. Ты ничего не можешь сокрыть от Него. Ты – червяк рядом с Ним, муравей». Ведь Бог есть Бог многоочитый, Он видит всё вокруг. Прежде чем твой ум попытается образовать помысл, Бог это уже знает. Почему же ты не видишь, [что это так]? Видение Бога есть вéдение о Боге. Итак, когда ты не грешишь, не лжешь, не осуждаешь, не имеешь злых помыслов против твоего ближнего, тогда у тебя есть страх Божий. Тогда ты мудр и постигаешь Бога. И дабы не опечалить Его, не грешишь. И это есть видение Бога. И Бог, видящий всё, покрывает тебя от ловушек сатаны. Вот способ, как уберечь себя от ловушек сатаны, мой дорогой сын. Сего тебе пока достаточно. Молюсь о вас. Смиренный о. Иосиф Письмо 2 Фотию, студенту Богословской семинарии Честного Креста, Бруклин, Бостон Святая Гора, 18 марта 1959 Дорогое чадо, Фотий, желаю тебе всего доброго, дитятко мое! Фотий, получил я твое письмо и прочитал его, и возрадовался. То, что ты пишешь, дитятко мое, – это помыслы от лукавого, который тебя мучает. Это пустяки, дитятко мое, всё это у тебя пройдет. Сотворим теперь Иисусову молитву. Уши зимой можно отморозить, и поэтому их надо держать в тепле. Искушение пользуется удобным случаем, чтобы напасть на тебя. Ты же не обращай внимания на то, что говорит тебе помысл. Мы прочитаем молитву над ваткой, я положу ее в письмо, а ты положишь ее себе в ухо. И не беспокойся.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010