«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Я видела его, его речам внимала…» Из стихотворения матушки Таисии об отце Иоанне Кронштадтском 1 ноября 2007 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день Ангела святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось торжественное открытие Мемориального музея при храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского монастыря. Музейная экспозиция посвящена настоятельнице монастыря игумении Таисии и святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Когда нам передали ансамбль Леушинского подворья, мы стали думать, с чего начать, - рассказывает корреспонденту «Воды живой» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, - и решили сделать самое главное - почтить память тех, кто здесь подвизался: святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии Леушинской. Мы их называем «дорогой батюшка» и «дорогая матушка». За полтора месяца, в основном собственными силами, прихожане храма св. Иоанна Богослова создали на подворье музей. Открывает экспозицию выставка архивных фотографий святого праведного Иоанна Кронштадтского. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов хранится около полусотни фотографий Карла Буллы - некоторые вообще не публиковались, другие публиковались редко. В 2001 году сотрудники архива согласились напечатать уникальные фотографии прямо со стеклянных пластинок. Больше они этого делать не будут, потому что стеклянные пластинки - вещь хрупкая и дорогая. «Но мы даем их сканировать, да и сами издаем в качестве открыток», - сказал отец Геннадий. Из редких снимков - единственная фотография отца Иоанна с матушкой Елизаветой Константиновной, где они запечатлены только вдвоем; фотография батюшки Иоанна среди своих родственников на даче в Мартышкино, которая принадлежала сестре матушки Елизаветы, Анне Константиновне. Дача, кстати, сохранилась, недавно на ней установлена мемориальная доска. Много снимков Иоанна Кронштадтского с самыми разными людьми: от губернатора Петербурга фон дер Лауница до дворников и нищих. Вот фотография - Иоанн Кронштадтский с ребенком: «Мы установили, что это Игорь Николаевич Шемякин, сын племянницы Иоанна Кронштадского Руфины Григорьевны (она была дочерью Анны Константиновны). Сама Руфина Григорьевна жила в Кронштадте у отца Иоанна на правах приемной дочери. Материнское начало Елизавета Константиновна воплотила, воспитывая свою племянницу, а этот мальчик, Игорь, был для нее, по сути, внуком. И для отца Иоанна тоже». Сила благословения святого праведника явлена в судьбе Игоря Николаевича: в годы церковных гонений он не был репрессирован, хотя родство с Иоанном Кронштадским в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Потомки Игоря Шемякина сейчас живут в Москве.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/41...

Лермонтов. Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Успенский монастырь на горе Бештау был основан русскими иноками Иоанно-Богословской кельи Хиландарского монастыря на Афоне. Настоятель этой кельи иеромонах Герасим, желая с частью келиотов переселиться в Россию 27 июля 1902 года, благословил иеромонаха Иоанну (Мирошникову) и монаха Сергию найти удобное место под строительство новой обители. Иеромонах Иоанн остановил свой выбор на пустынном юго-западном склоне горы Бештау близ Пятигорска. Директор Кавказских Минеральных вод Хвощинский, идя навстречу желанию афонских иноков поселиться на Бештау, решил вопрос о выделении им небольшого участка. 13 мая 1903 года иеромонах Иоанн подал прошение в Священный Синод об открытии обители на Бештау. Не дожидаясь формального решения вопроса, по возвращении в Пятигорск, он принялся за обустройство обители. Строительство шло быстро. За полгода были возведены братский корпус и хозяйственные постройки, а 2 мая 1904 года настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев в присутствии четырех тысяч богомольцев освятил место строительства Успенского храма. 21 июля 1904 г. новостроящийся монастырь посетил великий князь Дмитрий Константинович Романов, по просьбе братии принявший на себя обязанности ктитора обители. По окончании основного строительства 16 сентября 1904 года в обитель приезжает иеромонах Герасим с 20 насельниками Иоанно-Богословской кельи. 22 сентября состоялась встреча Владикавказского епископа Гедеона (Покровского) с отцом Герасимом. Владыка Гедеон сочувственно отнесся к братии, разрешив совершение в новоустрояемой обители богослужений суточного круга, кроме Литургии. Вскоре 12 ноября 1904 года последовал указ Святейшего Синода об учреждении Второ-Афонского Успенского мужского монастыря на горе Бештау, около Пятигорска. К этому времени уже было завершено строительство Успенской церкви. 28 ноября 1904г. епископ Владикавказский Гедеон в сослужении ректора Александровской миссионерской Семинарии архимандрита Никодима (Кроткова), консисторского и епархиального духовенства, а также братии обители, при пятитысячном стечении народа совершил освящение Успенского храма. Этот Успенский храм просуществовал чуть больше года. В ночь с 9 на 10 января 1906 года он сгорел вместе с братским двухэтажным корпусом. Благодаря народной поддержке 15 августа того же года Успенский храм был воссоздан и вновь освящен. Необходимо отметить, что пожары в обители были частыми. В январе и ноябре 1911 года сгорели братский корпус и странноприимница. Бедствия монастыря были не только от пожаров.

http://sobory.ru/article/?object=05784

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Фирсов; † осень 1667, Иосифов Волоколамский мон-рь), деятель раннего периода старообрядчества , писатель, полемист. До поступления в 1-й пол. 40-х гг. XVII в. в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где Г. принял постриг, он какое-то время жил в Москве. В сер. 40-х гг. на Соловках Г. создал первые произведения: Похвальное слово прп. Иоанну Лествичнику и цикл сочинений, посвященных Московскому митр. св. Филиппу , - Службу, Похвальное слово на перенесение мощей и краткое Житие,- цикл был приурочен к перенесению мощей святителя в Спасо-Преображенский собор Соловецкого мон-ря в 1646 г. В 1652 г. соловецкий уставщик Никодим намеревался представить сочинения Г. о митр. Филиппе патриарху Никону , но это не осуществилось из-за смерти Никодима. Судя по свидетельству Г. в его письме архим. Саввина Сторожевского мон-ря Никанору («Показание от Божественных писаний», ок. 1657), соловецкий книжник рассчитывал на утверждение своих сочинений патриархом и использование их в торжествах, связанных с переносом мощей свт. Филиппа с Соловков в Москву в 1652 г. Однако надежды Г. не оправдались. В 1653 г. он после наказания плетьми был сослан в Корельский во имя свт. Николая мон-рь , причиной чего послужила челобитная Г. патриарху Никону на соловецкого архим. Илию (ее текст неизвестен). Возможно, этот эпизод связан с попыткой соловецкой братии в 1653 г. сменить настоятеля: на место архим. Илии по общему приговору был избран соловецкий постриженик Никанор - друг Г. Никанор выехал для поставления в Москву, но неожиданно стал архимандритом Саввина Сторожевского мон-ря, а Илия сохранил должность. К 1658 г. Г. уже был на Соловках, в чине соборного старца. Исполнял приказную службу на рыбных промыслах в Варзуге, Умбе и дважды в Яренге. Его отношения с архим. Илией заметно улучшились; так же как и настоятель Соловецкого мон-ря, Г. был противником богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном. Между 1656 и 1658 гг. книжник написал в защиту старых обрядов Трактат о двоеперстии («О сложении перстов десныя руки»). Сочинение разделено на 2 части: в 1-й автор приводит авторитетные свидетельства в пользу двоеперстия , выстроенные в хронологическом порядке (эта часть похожа на мн. ранние старообрядческие сочинения), во 2-й разбирает вопрос о перстосложении для крестного знамения с богословской т. зр., показывая, какие догматы должна иллюстрировать та или иная форма сложения перстов. В трактате Г. демонстрирует прекрасное знание богословской лит-ры, умение логически выстраивать систему доказательств.

http://pravenc.ru/text/164589.html

Митрополит Феодосий (Процюк) ЖМП 8 август 2016 /  16 августа 2016 г. 14:50 Митрополит Феодосий (Процюк) Митрополит Феодосий (Процюк) 07.01.1927–28.05.2016 28 мая в отошел ко Господу бывший управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк).         Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского). 24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий. Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея. С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского Нил Синайский (ум. ок. 450 г.) — ученик Златоуста, выходец из знатной и богатой фамилии, дослужился до префекта столицы, но имея жену и двоих детей, решил уйти в монахи (вместе со всей семьёй): подвизался на Синае вместе с сыном. Нил Синайский обличал императора в гонении на Златоуста. Вёл обширную переписку на аскетические и нравственные темы. «Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского» Викентия Фрадински — чуть ли не единственная монография о Ниле Синайском. Фрадински, представитель дореволюционной русской церковной историографии написал её в 30-е гг., будучи профессором Белградского Университета. Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется " золотым веком христианского просвещения " . Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания. До 1915 года не было ни одной монографии, посвященной жизни и учению этого великого учителя Церкви, особенно прославившегося в качестве духовного руководителя монахов. И лишь в новейшее время появились две работы на немецком языке: 1) католическое сочинение д-ра Фр. Дегенхарта (Degenhart) " Der hl. Nilus Sinaita. Sein Leben und seine Lehre vom Moenchtum " . (Beitraege zur Geschichte des alten Moenchtum und des Benediktinerordens. 6. Heft), Muenster in Westf., 1915; 2) протестантское сочинение К. Хойсси (K. Heussi) " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " . (Texte und Untersuchungen. 42. Band. Heft 2), Leipzig, 1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Прокопий Кесарийский Скачать epub pdf Книга пятая Глава I 1. То, что было создано по воле императора Юстиниана во всей Европе, насколько я мог, я рассказал в предшествующей книге. Теперь мне нужно перейти к оставшимся у меня не рассказанными частям Азии. 2. Уже раньше мной указано, какие укрепления для городов и крепостей, какие другие сооружения воздвигнуты императором на востоке от пределов Мидии вплоть до города Пальмиры, находящейся в Финикии под склонами Ливанских гор. 3. В настоящий момент я приступаю к рассказу также и о том, что сделано по его воле в остальной Азии и Ливии или какие укрепления им сооружены; по дорогам он приказал исправить труднопроходимые и вообще полные опасностей места как там, где они были отвесными, так как шли по горам, поднимающимся вверх, так и там, где вследствие соседства с рекой тонули те, кто на этих дорогах оступался. Одним словом, он исцелял все бедствия городов. Отсюда я и начинаю свой рассказ. 4. Было место перед городом Эфесом на крутой возвышенности; это не был земляной холм, способный приносить плоды, если бы кто попытался его возделывать, но вообще оно было каменистым и сухим. 5. На этом месте в прежние времена местные жители воздвигли храм апостолу Иоанну, называемому богословом. Богословом этот апостол был назван потому, что относительно божества им все изложено лучше, чем это двойственно человеческой природе. 6. Этот храм, маленький и за длительное время много пострадавший, император Юстиниан разрушил до основания и создал новый такой величины и красоты, что, кратко говоря, он был совершенно подобен и во всех отношениях мог соперничать с храмом, который император воздвиг в столице во имя всех апостолов, как я об этом рассказывал в предшествующих книгах (I,4,9). 7. Вот что было создано этим государем в Эфесе. На острове же Тенедосе он создал то, что послужило спасением как для столицы, так и для тех, которые работают на море. Об этом я сейчас расскажу, сделав маленькое введение. Море у Геллеспонта делается очень узким проливом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

протоиерей Илия Соколов Предварительные сведения о первом послании св. Иоанна Богослова Писатель послания Древние Церковные писатели, по свидетельству Евсевия (Ист. кн. 3 гл. 24), безспорно усвояют послание сие Св. Апостолу Иоанну Богослову. И действительно, в нем повсюду виден тот свет учения о Божественности Иисуса Христа, которым озарены п другие сему Апостолу принадлежащие писания, и тот дух любви, который свойственен наперснику вечной любви Богочеловека. Общества, к которым писано послание Седьмой стих второй и двадцать первый последней главы рассматриваемого послания дает видеть, что Иоанн писал оное к обществам Христиан, обращенных из Иудеев и язычников, по всей вероятности Малоазийских. Ибо эта часть света, по свидетельству Климента Александрийского (Ист. Евс. кн. 8 гл. 23), была главным поприщем, на котором Св. Апостол Иоанн подвизался по отбытии из Палестины. Время и место написания В памятниках древности не находим прямого указания, где и когда написано послание сие. Впрочем, принимая в соображение свидетельство Евсевия (Истор. кн. 3 гл. 24) и соглашаясь с мыслью Амвросия Медиоланскаго (Зап. на 36 псал.), должно полагать, что послание писал Св.Апостол в глубокой старости, т.е. после заточения, претерпенного им на острове Патмосе. В это время, живя в Ефесе, он и лично посещал верующих и писанием назидал их, как то видно из второго и третьего послания ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Повод к написанию В исходе первого века юная Христова Церковь имела уже многих врагов. Между ними Св.Иоанн видел сеятелей всякой лжи и неправды, истых клевретов Антихриста ( 1Ин.2:19, 22, 26 ). И видев это, признал за благо обличить таковых, изложив в письмени лжемудрие их, а вместе с тем начертать для верующих правило, по которому могли бы они различать проповедников истины от лживых учителей, водимых духом лести и приводящих в погибель. Содержание и ход послания Послание, при поверхностном на него взгляде, не дает замечать ни главного предмета, ни составных своих частей. Углубляясь же в оное, скоро усматриваем и то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Путь святого апостола Иакова Святой Иаков Алфеев апостол XIII век, Греция Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников. И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой. Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова. «И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент. Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками. По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

http://pravoslavie.ru/54758.html

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Артемий Владимиров Апокалипсис нужно читать сердцем " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис,— последняя из книг Нового Завета и последняя из книг Библии. Книга таинственная, страшная и светлая одновременно. Книга, без которой нет подлинно христианского осознания бытия, и вокруг которой при этом — масса мифов и кривотолков. Об этой книге мы беседуем с протоиереем Артемием Владимировым — настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе, заведующим кафедрой гомилетики Свято-Тихоновского богословского университета, автором многих книг. — Почему современному христианину нужно читать Апокалипсис? Чего должны мы искать в этой книге? — Читать Откровение Иоанна Богослова нужно потому, что само слово Божие побуждает нас к этому —  Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко  ( Откр.1:3 ). И Церковь своим Преданием свидетельствует: книга Откровения на протяжении столетий изучалась ею, хотя и не читалась непосредственно за богослужением. В Апокалипсисе Господь через Ангела Своего открыл апостолу Иоанну судьбы мира, показал особенности той брани, которую Церковь Агнца ведет с древним змием — «багряным драконом». Читая Откровение, мы получаем представление о том, как лукавый воюет с чадами Матери-Церкви и о том, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы в этой брани устоять и победить. — Обывательское, иначе говоря, дилетантское восприятие Апокалипсиса таково: предсказание нашего будущего и, главное, конца света. Во все времена люди искали буквальных совпадений апокалиптического пророчества и современных им событий. В год Чернобыльской катастрофы вспомнили звезду Полынь ( Откр.8:10 ), поскольку чернобыльник — это именно полынь, а в минувшее лето с его аномальной жарой и засухой — чашу, вылитую ангелом на солнце ( Откр.16:8 ). Стоит ли заниматься такими поисками? Как разместить события Апокалипсиса в земном времени, как ответить себе на вопрос: что уже произошло, что происходит, что произойдет?

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Священные писатели новозаветные мало говорят нам о событиях из жизни Пресвятой Богородицы. И это потому, как говорит предание, что Богородице самой не было угодно, чтобы подробности святой Ее жизни вошли в содержание книг нового завета. Святые Апостолы, благоговея пред Пресвятою Девою, Матерью их Небесного Учителя, в своих писаниях действительно упомянули только о некоторых слишком немногих событиях из жизни Богородицы, умолчав о всех прочих. Но тоже благоговение пред Благословенною Владычицею не могло не быть и причиною того, что почитатели Ее позаботились о сохранении для потомства подробностей касательно тех или других событий из Ее жизни. Сама Пренепорочная Владычица некогда пророчественным голосом сказала о Себе: Се бо отныне ублажат мя вси роди 1 . Естественно ли забывать о том, кого мы ублажаем и почитаем?... Вот почему и в ряду праздников, установленных вселенской церковью в честь Преблагословенной Матери Господа, встречаются праздники не только в память таких событий из Ее святой жизни, которые известны из богодухновенных писаний новозаветных, но и таких, которые не известны из них, а известны по преданию, свято хранившему память о них. Праздник Успения Пресвятой Богородицы установлен именно в память одного из таких событий. Считая приличным времени изложить историю события, послужившего поводом к установлению праздника в пятнадцатый день Августа, мы будем излагать эту историю именно так, как она известна из предания 2 . По совершении Спасителем великого дела искупления рода человеческого и по вознесении Его на небо, Пресвятая Матерь Господа оставалась еще не мало времени на земле среди Апостолов и других людей, благоговейно чтивших великое дело искупления, совершенное Ее Сыном – по человечеству. Услышав от Спасителя во время Его крестных страданий: жено, се сын твой 3 – (слова, обращенные к Богородице и указывавшие на Иоанна Богослова), – се мати твоя 4 – (слова, обращенные к Св. Иоанну Богослову и указывавшие на Богоматерь), – Она большую часть остальной своей земной жизни провела в дому Св. Иоанна Богослова. Во все это время она непрестанно горела желанием оставить земное поприще и переселиться в небесные обители, чтобы скорее видеть возлюбленного Сына своего, приявшего по вознесении на небо свою божескую славу. Об этом Она неоднократно молила и своего Господа. Свои молитвы к Нему Она воссылала на горе Елеонской, той самой, с которой славно вознесся на небеса Господь и Сын Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010