Виктор Афанасьев „Поеду домой...“ Купец Денис Евфимович Феодоров, житель города Епифани, что близ Куликова поля на Дону, был человек благоговейный, проводивший жизнь в страхе Божием. У него были жена, три дочери и сын. Дочери, придя в возраст, отказались идти замуж, так как душою преданы были одному Жениху – Иисусу Христу. К 1853 году, с которого начинается наше повествование, старшая из дочерей скончалась, а две другие, черницы, уже несколько лет как жили возле кладбищенской церкви Иоанна Предтечи в построенной для них отцом келлийке. А сын Пармен, юноша восемнадцати лет с большими серыми глазами, русыми волосами, высокий ростом, но некрепкого склада, – он, по благословению отца своего, поступил послушником в Иоанно-Предтеченский Скит, что при Оптиной Пустыни. Сам же глава семейства, приведя к завершению все свои мирские дела (он вел торговлю скотом, воском и медом), уговорился с женою разойтись по монастырям. Она поселилась в Белевском Крестовоздвиженском, а он в Оптиной Пустыни, но не в Скиту, а в монастыре. „Старуху“ свою (как называл он супругу) и дочерей он обеспечил необходимым содержанием, оставив и себе небольшой капиталец. Так семья Феодоровых рассчиталась с миром. Скитоначальник о. Пафнутий, иеромонах, назначил Пармена в помощники скитскому повару. Но там он не очень пригодился, несмотря на свою старательность. Был слабосилен и скоро уставал. Старец Макарий взял его к себе в келейники и поручил попечению старшего своего келейника о. Илариона (который спустя два года станет скитоначальником). Отец Иларион (будущий преподобный старец) был снисходителен к немощному послушнику, видя его детски чистую веру и незлобивое смирение. Старец Макарий весьма полюбил послушника Пармена и часто призывал его, поручая ему всякие мелкие келейные дела. Отец Иларион был келейник не простой. Молодой послушник удивлялся разнообразию его интересов и занятий. Так, он занимался цветоводством, сажая в Скиту цветы, в каждый сезон иные; по весне, распускаясь, они образовывали красивый многоцветный узор. А летом келлия Старца почти вся скрывалась в цветах, растущих в палисаднике и вьющихся по стенам. А уж какое шло благоухание от этих кринов Божиих – и говорить нечего... Стал и Пармен понемногу помогать ему в этом деле, учиться. От о. Илариона услышал он, что цветы, эти создания Господни, есть хвала Творцу. Заметил Пармен, что о. Макарий иной раз остановится на дорожке и, как бы забыв обо всем, смотрит на цветы. А потом услышал от Старца, что добродетели души человеческой – те же благоухающие цветы, но взрастить их намного труднее.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Виктор Афанасьев Кошки и соловьи Иеромонах Платон (Покровский), помощник старца Макария в деле оптинского книгоиздания, был человек образованный. Учился он в Тамбовской духовной семинарии в одно время с будущим Оптинским старцем Амвросием, с которым тогда был дружен. Но в монастырь пришел позже о. Амвросия. В миру звали его Павел Степанович. Еще не будучи постриженным, он жил в Иоанно-Предтеченском Скиту и был одним из келейников старца Макария. К монастырской жизни привыкал он с трудом, и иногда у него появлялся помысел об уходе назад, в мир... Но все же любовь к жизни духовной, молитвенной преобладала в нем – и Господь Бог , видевший его сердце, удерживал его в ограде. Он был музыкант, играл на скрипке, хорошо пел. А в Оптиной стал регентовать на клиросе. Вот несколько эпизодов из его воспоминаний о Старце. „Одно время, когда я шел к Старцу, скрипичная музыка особенно одолевала меня. Всю дорогу воображением я наигрывал разные увертюры, вариации и т.п. Когда же вошел в келлию к Батюшке, он, как старец прозорливый, встретил меня такими словами: „Что ты все играешь? Какие там польки, вальсы, мазурки? А по-нашему вот как...“ И так как Старец в миру сам был скрипач, то начал тут же руками представлять игру на скрипке, копируя меня и вместе приговаривая: „Барыня, барыня...“ Старец действовал руками с проворством и искусством артиста и принял такую позу отчаянного скрипичного игрока, что я, удивленный этим явлением, рассмеялся и совершенно растерялся. „Вот как по-нашему! – прибавил Батюшка, живо выпрямившись и приняв обычное свое, но веселое положение, – а то что там по-французски... завывает, завывает“. Рассмешив меня этим до крайности и вполне утешив, Батюшка меня отпустил... Вот уже более десяти лет живу я в Скиту, и прежние скрипичные грезы уже не беспокоят меня... Пришел я однажды к Батюшке испросить у него благословение пропеть в церкви вместо причастного стиха вновь расположенный по нотам догматик 6-го гласа: „Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево...“ Батюшка в это время сидел в своей келлии один за письмами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Выйди из плена безумья греховного, русский крещеный народ!» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 03.01.2012 1014 Время на чтение 5 минут 1 января, в день памяти святого мученика Вонифатия, состоялся традиционный, уже двенадцатый по счету, крестный ход православных трезвенников Санкт-Петербурга на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В праздничном шествии приняло участие более двухсот человек. Как обычно, в десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин, а некоторые, поскольку праздник выпал на воскресный день, приехали уже непосредственно к крестному ходу со своих приходов. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняло участие значительное количество мирян-трезвенников. Участники крестного хода посетили могилку священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который еще в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Затем крестный ход двинулся к могилке приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в начале 1993 года, благословил основателя одной из известнейших трезвеннических организаций Санкт-Петербурга, Православного клуба «Бодрствование», Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на работу по руководству клубом. На могиле владыки Иоанна также прошла панихида. По ее окончании православные трезвенники направились к могиле признанного лидера Всероссийского православного трезвеннического движения, первого председателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А.Михайлова, похороненного неподалеку. Здесь также была отслужена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест на берегу (Часть 1) Командировка к русской Атлантиде 16.05.2015 472 Время на чтение 12 минут 24-25 апреля в Череповецкой епархии отмечают 100-летие памяти игумении Таисии (Солоповой) и 140-летие с момента основания Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Совместно с мэрией города составлена обширная программа празднования - концерты, выставки, презентация книги. В Череповецком госуниверситете пройдут Таисиевские чтения. Давняя наша читательница сообщает: «На второй день планируется поездка в Мяксу, с мечтой побывать на острове, который остался от монастыря. Но мы, мяксинцы, думаем, что лёд будет ещё наплаву. Хотя надеемся». Осенью прошлого года наши корреспонденты побывали в тех местах. Уже не в первый раз... РОМБИК С ТОЧКОЙ ...Прошло почти десять лет, когда мы в последний раз останавливались здесь. Точно так же за деревьями мелькали синие осколки бесконечного Рыбинского водохранилища, как вдруг глазам предстал высоченный Поклонный крест на самом берегу - а далее огороды, аккуратные домики старинного села Мякса. В тот раз мы спешили: сфотографировали свежий сруб будущей церкви в центре села, попытались найти председателя общины. «Их нет дома», - сообщила соседка из-за забора, отложив в сторону грабли. С мужем она убирала палисадник от зимнего мусора. Здесь, на Севере, весна поздняя, и снег только-только сошёл. Женщина представилась полным чином: «Галина Борисовна Тихова, заместитель председателя приходского совета при строящемся храме в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», именуемой «Спасительница России». Эта икона была главной святыней Леушинской обители, которую затопили при устройстве Рыбинского водохранилища. А ещё я преподаю в обычной школе и веду воскресную школу. Вы-то по какому делу?» Так, у забора, мы тогда и поговорили («По пророчеству игуменьи», 492, июнь 2005 г.), не воспользовавшись приглашением войти в дом. Узнали общую обстановку, посочувствовали горю Тиховых - прямо на этой дороге, где мы стояли, шесть лет назад погиб их сын Валера, разбился на мотоцикле. После этого женщина дала обет, что все силы отдаст, чтобы в Мяксе появился православный храм. «Валеру я успела крестить, - вздохнула женщина, - а вот другого сына никак не получается к вере повернуть».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти подвижника православной трезвости В Петербурге почтили память основателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского братства «Трезвение» Владимира Михайлова 10.04.2012 1643 Время на чтение 6 минут 8 апреля, в праздник входа Господня в Иерусалим, в Петербурге православные трезвенники почтили память основателя клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимира Алексеевича Михайлова (1939-2006). В 14.00 на могиле В.А.Михайлова на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры была отслужена заупокойная лития. Затем в помещении православного драматического театра «Странник» состоялся вечер памяти подвижника трезвости. Вечер вели руководитель клуба «Бодрствование» Юрий Кладиков и настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев при Санкт-Петербургской Педиатрической Медицинской Академии священник Евфимий Добрянский. Открывая вечер, Юрий Кладиков отметил, что Владимир Алексеевич, который 13 лет, с 1993 по 2006 гг. руководил клубом «Бодрствование», всегда личным примером показывал, как нужно бороться с пороком пьянства. Он четко осознавал цель православного трезвеннического движения – спасаться самим и помогать спастись другим. Как отметил Кладиков, В.А.Михайлов часто в своей речи употреблял фразу: «Поверьте мне на слово». И ему действительно верили, хотя в наше непростое время, чувствуя повсюду обман, уже мало кто кому вообще верят. «Мы должны возрождать традиции, установленные Владимиром Алексеевичем», - отметил в заключение Кладиков и сравнил понятие «традиция» с огнем, который надо нести другим людям. Выступая перед собравшимися, заместитель руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии священник Евфимий Добрянский рассказал о плане мероприятий, который разрабатывается епархиальным отделом. Напомнив, что В.А.Михайлов был пионером православного трезвеннического движения, отец Евфимий подчеркнул, что очень важно хотя бы раз в год, в день памяти, вспоминать о Владимире Алексеевиче. Также священник поделился личными воспоминаниями о Михайлове. В частности, он напомнил слова Владимира Алексеевича о том, что если в трезвенническое движение придет кто-то лучше его, то он готов отойти в сторону. Это говорит о личной скромности и смирении основателя трезвеннического движения. Также отец Евфимий рассказал, что В.А.Михайлов относился всегда ко всем окружающим с неподдельным уважением и любовью. В этой связи священник напомнил слова Владимира Алексеевича о том, что нас, православных трезвенников, очень мало, и мы должны ценить каждого приходящего в ряды трезвенников.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/10/pa...

Закрыть Игуменья Мария Балашовская Жизнь и духовное возрастание настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря 28.11.2013 672 Время на чтение 37 минут Яркой личностью второй половины XIX - начала XX вв. является настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (Мандрыка). Почти 60 лет жизни она отдала служению Богу, несла послушание в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, два десятилетия являлась старшей в живописной мастерской Казанско-Богородицкого монастыря, слыла в Казани не только известным иконописцем, но художницей и духовным стихотворцем. К сожалению, стихи монахини Марии в дореволюционных изданиях до сих не обнаружены, хотя судя даже по письму архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 29 ноября 1884 г. к своим родителям можно сделать вывод, что она была высокодуховным стихотворцем. Особенно её духовно-организаторский талант в укреплении монашеских традиций раскрылся в Балашовском Покровском женском монастыре, становлению которого она отдала более тридцати лет жизни. Но безжалостное время почти стёрло из памяти её подвижническую жизнь. Безвозвратно исчезли почти все, написанные ею иконы. Не известен год её смерти. Утрачено место последнего упокоения. По крупицам исследователи из Казани, Саратова, Балашова собирают разрозненные сведения об этом замечательном человеке, деятеле Русской Православной Церкви. Будущая монахиня Мария родилась в 1841 г. в малороссийской дворянской семье. Её отец - Мандрыка Захар Николаевич (род ок. 1811 - умер между 1841 и 1845 гг.) был есаулом Оренбургского казачьего войска. Мать - Екатерина Захаровна Мандрыка (в девичестве - Рокасовская), рано овдовев одна воспитывала единственную дочь. Екатерину определили в престижный по тому времени Казанский Родионовский институт благородных девиц. Основание института связано с именем Анны Петровны Родионовой (1751 - 1827), на средства которой и было в 1841 году открыто это учебное заведение. Согласно уставу, в институт принимались девочки из семей дворян, духовенства, купцов 1- м 2-й гильдии в возрасте от 8 до 13 лет. Срок обучения составлял шесть лет. Программа включала - Закон Божий, русский язык и литературу, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, рисование, музыку, рукоделие.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Закрыть «Матерь Божия, нам помоги!» Состоялось традиционное паломничество православных трезвенников в храм Смоленской иконы Божией Матери в деревне Высокий Остров на Новгородчине Дмитрий Стогов   05:26 26.08.2022 506 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлены автором 10 августа, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, состоялся традиционный престольный праздник в одноименном храме деревни Высокий Остров Окуловского муниципального района Новгородской области. О прошедших ранее крестных ходах и об истории храма уже не раз  приходилось писать . Напомню, что с начала 1990-х годов за дело восстановления этого храма после поругания взялся основатель православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ и основатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимир Алексеевич Михайлов (1939–2006). Ежегодно петербургские трезвенники из клуба «Бодрствование» по сложившейся традиции вместе с трезвенниками и богомольцами окрестных населенных пунктов Окуловского района участвуют в престольном празднике этого храма. В 10 утра началась Божественная Литургия. Благочинному Боровенковского округа протоиерею Андрею Попову сослужил клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Алексий Успенский. Многие паломники причастились Святых Христовых Таин. После причастия состоялся традиционный крестный ход вокруг храма.   Затем отец Андрей Попов произнес проповедь. Священник, напомнив, что престольный праздник в период нынешнего возрождения храма отмечается уже в юбилейный тридцатый раз, сказал о важности почитания Божией Матери, нашей Заступницы Усердной. По его словам, мы обращаемся к Ней с усердием в скорбях и болезнях. Важно, добавил он, всем нам осознавать нашу немощность и не допускать горделивых помыслов. Гордыня ведет человечество к погибели, что мы сейчас воочию видим на примере современной западной цивилизации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/26/ma...

«Иду причащаться, как на расстрел». Что общего у священника и автомата по продаже газировки И как мы становимся мнимой церковью 27 июня, 2019 И как мы становимся мнимой церковью «Нельзя же сказать людям: “Господь заповедовал любить друг друга. Ну-ка давайте быстро, начинайте”». Что мешает людям в Церкви полюбить друг друга, почему они боятся переступить границу, которая не дает им причащаться часто, нужно ли священнику бояться выгорания и в чем выражается потеря Христа – размышляет священник Георгий Белькинд, клирик Иоанно-Предтеченского храма (г. Венев Тульской области), президент Образовательного фонда им. братьев Сергея и Евгения Трубецких (г. Москва). Желание креститься и плавки – Вы крестились поздно, в 30 лет. То есть в детстве и юности пересечений с верой не было вообще? – Да. Папа, учитель истории, умер через несколько месяцев после моего рукоположения, оставаясь коммунистом. Мы приезжали с детьми прощаться с ним за месяц до его смерти, и у нас состоялся один-единственный разговор, когда я сказал, что мог бы крестить его. «Можно, наверное, – ответил отец. – Но что это будет значить? Я всю жизнь прожил, Бога не встретил». Так что Церковь в нашей семье была только в культурном контексте – древняя архитектура, Рублев… Крестился я, можно сказать, от счастья. В 1992 году 5 октября мы семьей приехали в Москву, с помощью друзей получили комнату в общежитии ПТУ 100, прямо напротив Николо-Перервинского монастыря. Проснулся однажды под звон колоколов в полном счастье, пошел посмотреть, что там внутри, откуда раздается этот звон, и все, что увидел – мне понравилось. Через некоторое время подошел к священнику: «Я креститься хочу. Как это сделать?» Он ответил: «Для этого нужны две вещи: желание креститься и плавки». Этот священник стал моим духовным отцом. При крещении присутствовал будущий игумен Симеон, настоятель Соловецкого подворья в Кеми, где снимался фильм Павла Лунгина «Остров». – Священником вы стали через десять лет после крещения. – Да, до этого я девять служил в алтаре, а в 1998 году духовный отец сказал мне: «Приходите ко мне домой чай попить». И во время беседы вдруг говорит: «Ты будешь служить. Не знаю где, когда, но будешь». Его слова сбылись через 6 лет, в 2004 году в Туле.

http://pravmir.ru/idu-prichashhatsya-kak...

Иоанно-Предтеченской церкви больше 280 лет. Начали ее строить в 1714 году, закончили в 1723 году. Вятские краеведы, изучая историю строительства, удивлялись: как это было возможно после знаменитого указа Петра I, который в 1714 году запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга? Но факт остается фактом – храм построили, и за прошедшие столетия через него прошли тысячи судеб духовенства и мирян. В 20-м веке здесь служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. В августе 1918 года предтеченского старосту Федора Леонтьевича Ездакова расстреляли " в ответ на убийство Урицкого и ранение Ленина " . В 1930-е годы храм недолгое время был даже … " обновленческим кафедральным собором " (видимо, когда большевистская власть начала потихоньку додавливать и обновленцев). Для многих нынешних горожан Предтеченская церковь с храмом не ассоциировалось – здесь с конца 1960-х гг. располагался планетарий. Помню, как нас всем классом водили смотреть панораму звездного неба над родным городом, и только потом пришло осознание: зрительный зал располагался… в алтаре. Там, где и свершится 11 сентября первая престольная служба. В 1994 году храм передали епархии – началось его возрождение. То, что свершилось вскоре, иначе как Божиим благословением не назовешь. На берегу реки Вятки во время работ в земле … был обретен образ, на котором позже удалось рассмотреть лик преп. Трифона Вятского. Причем, в одном из храмов икону даже отказались принять, а в восстанавливающемся Предтеченском храме, где тогда и икон почти не было, напротив, приняли с радостью. Теперь образ преп. Трифона почитают как храмовую святыню (художник Александр Набиуллин, бережно поновлявший образ в 1994 году, в 2003 году был сильно удивлен тем, что, по его словам, лик святого " стал в несколько раз светлее, приобрёл ощущение свечения, светоносности " ). Храм восстанавливался постепенно: была воссоздана колокольня, заново сделана роспись, с периодом в несколько лет освящены приделы в честь Грузинской иконы Божией Матери, а затем – св. прав. Захарии и Елизаветы. Первый праздник – 4 сентября (22 августа ст. стиля), второй – 18 сентября (5 сентября ст.стиля).

http://sobory.ru/article/?object=03210

Култаево. Церковь Иоанна Предтечи. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Архитектурные стили: Эклектика , Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1904 и 1917. Ссылки:   Адрес: Россия, Пермский край, Пермский район, с. Култаево, ул. Романа Кашина, д. 69 Координаты: 57.895508, 55.93689 Проезд: на автобусе: от Пермского АВ или с любой остановки на Шоссе Космонавтов, на автобусе " Пермь-Култаево " до предпоследней остановки (по требованию). Пройти вперёд примерно 240 м. Храм будет слева. на автомобиле: ехать из Перми по Шоссе Космонавтов, затем по трассе 57К-0014. После первого указател ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на автобусе: от Пермского АВ или с любой остановки на Шоссе Космонавтов, на автобусе " Пермь-Култаево " до предпоследней остановки (по требованию). Пройти вперёд примерно 240 м. Храм будет слева. на автомобиле: ехать из Перми по Шоссе Космонавтов, затем по трассе 57К-0014. После первого указателя " Култаево " , перед ТЦ " Новый " , повернуть направо на улицу Сибирская. Проехать примерно 520 м и на третьем перекрёстке повернут налево, на улицу Романа Кашина. Ехать примерно 1,5 км. Храм будет справа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая церковь деревянная перестроена в 1870 г. из часовни. Освящена 13.09.1870 г. Первоначально была приписана к церкви с. Нижние Муллы. Приход образован 22.02.1878 г. Взамен её в 1904 г. заложена каменная. Освящена 28.08.1917 г. соликамским епископом Феофаном. Закрыта 10.10.1936 г. и отдана под колхозный склад. Вновь открыта в 1991 г. Е. Н. Шумилов. История храма Старинное село Култаево известно в источниках с 1623 г. Раннее название - деревня Польская. Переименование произошло после того как маленькая, возведённая в середине XIX века деревянная Иоанно-Предтеченская часовня была преобразована в церковь. Култаево раньше было селом богатым. В нем дружно жили русские и татары. Главная култаевская улица, старый Казанский тракт, когда-то была главной дорогой, которая вела из Перми в Москву.

http://sobory.ru/article/?object=09268

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010