Церковь — когда любящие стремятся к единению Ощутить это может лишь чистое сердце 19 июня, 2016 Ощутить это может лишь чистое сердце В праздник Святой Троицы или Пятидесятницы, в День рождения Церкви о том, что такое Церковь Христова, и как ее следует понимать, размышляет протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область). Рождение Церкви Сегодня — День Святой Троицы. Мы вспоминаем, как на пятидесятый день Апостолы Христовы приняли Духа Святого и обновленные, исполненные новых сил, а точнее, Силы Свыше, вышли на первую проповедь о распятом и воскресшем Спасителе. Эта проповедь зажгла сердца множества людей. В тот день приняли крещение три тысячи человек. Так родилась наша Церковь. Эти три тысячи, вместе с Апостолами, стали начатком, первым ростком того дерева, которое живет, растет и приносит плоды уже около двух тысяч лет. Каждый крещенный православный — член Ее. Но далеко не каждый, к сожалению, понимает это, понимает не только свое место в Церкви, свое призвание, но даже и то, что такое сама Церковь. В древности было много верующих, но не крещеных. Они уже, подобно Блаженному Августину, всем сердцем приняли Христа, не сомневались в истинности христианской веры, хорошо знали Писание, но не решались принять крещение, чувствуя себя не готовыми взять на себя всю огромную ответственность, которая лежит на каждом члене Церкви Христовой. Сейчас все наоборот. Большинство из наших соотечественников крещены, и, едва родив, торопятся покрестить своих детей, но ни разу в жизни не открывали Евангелие, никогда не причащались и очень смутно понимают, что такое Церковь. Церковь — единство кого? Самое короткое определение, которое мы знаем: «Церковь это единство верующих во Христа». Определение точное, все, что нужно — просто объяснить эти слова, которые можно понимать очень-очень по-разному. Церковь единство тех, кто всей душой желает стать лучше, чем он есть. Мы даже не представляем, какими прекрасными, чистыми и светлыми можем стать, а точнее, должны стать, если сосредоточим усилия на непрестанном развитии всего доброго, что носим в себе и освобождении ото всего гадкого, грязного и постыдного, на что указывает нам совесть.

http://pravmir.ru/tserkov-kogda-lyubyash...

Черницк. Церковь Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты Многие в Барнауле знают Черницкое городское общественное кладбище, расположенное недалеко от поселка Черницк. При входе или въезде на это кладбище через главные ворота, по левую сторону, видим сверкающие купола небольшой церкви. Но не все знают, что у этой небольшой церкви была предшественница, которая более 200 лет назад была построена в Барнауле. А история этого события такова. В 1774 году, после построения нового каменного Петро-Павловского кафедрального Собора г.Барнаула, прежнее деревянное здание храма решено было перенести на нагорное кладбище. И дали название церкви во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К середине XIX века это здание обветшало, и в 1857 году " ноября, третьего дня, тщанием горных чиновников " была построена новая каменная с таковою же колокольнею церковь. По своему очертанию она напоминала Петро-Павловский Собор в г.Санкт-Петербурге. Проектировал храм ученик Карла Росси, архитектор Алтайских заводов Яков Николаевич Попов. Именно его деятельность во многом определила архитектурный облик исторического центра Барнаула. Сохранились в архиве чертежи фасада, фасадного разреза и иконостаса кладбищенской церкви. На фасадном проекте изображен храм-башня на высоком фундаменте. К притвору верующие поднимались по ступеням к четырехколонному портику. Трехступенчатое, рвущееся ввысь сооружение завершалось остроконечным шпилем. Европеизированное, в классическом стиле, стройное здание венчало панораму города и его силуэт вторил ритму портиков заводского госпиталя и заводской богадельни ансамбля Демидовской площади. Церковь была видна практически с любого места города Барнаула той поры и своим видом как бы напоминала о бренности нашей жизни: " ЖИВИ, НО ПОМНИ! " Проект иконостаса красив и, видимо, был точно исполнен. В центре, над Царскими вратами, крест с расходящимися лучами. Также вверху, справа и слева от врат надписи из Евангелия от Иоанна: " ВЕРУЯЙ В МЯ ИМАТЬ ЖИВОТ ВЕЧНЫЙ " и " АЩЕ ЛЮБИТЕ МЯ ЗАПОВЕДИ МОЯ СОБЛЮДИТЕ " .

http://sobory.ru/article/?object=27224

  ЖУРНАЛ 21 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о развитии диалога с Коптской Церковью. Справка: 29 октября 2014 года на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Коптского Феодора II в Москве были достигнуты договоренности о начале двустороннего диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании от 25 декабря 2014 года (журнал 127) постановил «считать полезным дальнейшее развитие двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью». Во исполнение данных решений с 9 по 13 февраля 2015 года в Каире состоялось заседание Рабочей группы по подготовке диалога между двумя Церквами. Согласованы предложения по формированию Двусторонней комиссии по диалогу. В качестве приоритетных тем развития сотрудничества определены: богословские собеседования, сотрудничество в монашеской, академической и медийной сферах, в области развития паломничества, обмена опытом миссионерского и социального служения, координации усилий в деле противодействия различным проявлениям христианофобии и защиты традиционных нравственных ценностей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить Двустороннюю комиссию по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. 2. Со стороны Русской Православной Церкви определить следующий состав Комиссии:   ЖУРНАЛ 22 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся поездках в Великобританию и на Святую Гору Афон. Справка: С 5 по 8 февраля 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил Великобританию. В ходе этой поездки митрополит Иларион выступил с лекциями на богословских факультетах Винчестерского и Кембриджского университетов, принял участие в открытии симпозиума «Право правящий слово истины», посвященного 80-летию со дня рождения митрополита Диоклийского Каллиста. Председатель Отдела внешних церковных связей также совершил Божественную литургию в ставропигиальном Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе (Константинопольский Патриархат) и в соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых в Лондоне (Московский Патриархат).

http://sedmitza.ru/text/5569442.html

А.К. Кулясов I. Село Алаты 1. О храме Успенский храм стоит на четырехугольной площади в южной части села. Храм построен по достоверным данным в 1712 г. 1 создателем Петропавловского собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Иоанно-Предтеченского храма села Потонихи и села Болгар Ив. Аф. Михляевым. 2 Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и сведений, кем был освящен храм. Известный в Казани купец и фабрикант Михляев, вероятно, для большей торжественности освящения храма в инородческой глуши приглашал ревностного храмоздателя и просветителя инородцев митрополита Тихона III. Престол в главном храме носит ясные знаки архиерейского освящения: полное (крестообразное) опоясание. Главный храм существует в том виде, как он был первоначально построен из громадных брусьев дикого камня. Лишь три окна в алтаре, и одно на правом клиросе, расширены. Придельный храм за исключением алтаря, из-за тесноты и трещин, и колокольня, в 189798 г. перестроены и увеличены в размерах на средства местного уроженца 3.И. Бажанова и других. О посещении храма Владыками до 1867 года документальных данных нет. Лишь, как выше отмечено, на освящении храма в 1712 году был митрополит Тихон (Воинов), а митрополит Вениамин (Пуцек-Григоровоч), по преданию, любил жить на даче около приходской деревни Алан-Бексер, следовательно, мог посетить храм в Алатах. Из архиепископов в 1867 и 1869 годах посетил Антоний, и в 1896 г. – Владимир. Из викариев – епископы: Сергий в 1890 г.; Иоанн в январе 1901 г.; Алексий (Молчанов) в июле 1902 г., 2 сент. 1913 г. – Михаил; 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 г. – Анатолий. Как видно из напечатанных проф. И.М. Покровским приходо-расходных книг Казанского митрополита Тихона за 1706 год, здесь до существующего каменного храма были одновременно, по-видимому, деревянные церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанския и 2) Воскресения Христова. Из надписи на цветной постной триоди, изд. 1660 г., видно, что в 7170 году в Казанской церкви был придел «чудотворца Николы», а в надписи «попа Дмитрия Федосеева по реклому Зубарева» на октоихе, изд. 1683 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Каширина Скачать epub pdf В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников. Одним из первых оптинских писателей, к сожалению, в настоящее время практически забытый и мало известный широкому читателю, является иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (17631849). Его книги, посвященные полемике со старообрядцами, были подготовлены в скиту Оптиной Пустыни и опубликованы в первой половине XIX века. Оставшись в детстве сиротой, будущий оптинский инок был воспитан старообрядцами, в 17 лет удалился в Керженские леса недалеко от Нижнего Новгорода. У старообрядцев был пострижен в монашество с именем Исаакий. Видя постоянные нестроения и разномыслие внутри своих собратий, он стал посещать православные храмы и монастыри. Позднее об этом периоде о. Иоанн писал: «Путешествуя по сим местам, по любопытству своему, я нередко входил с благоразумными людьми в разговоры, в рассуждении Православия Российской Церкви, и о раскольническом состоянии. Они представили мне как из Священного Писания , так и из разных церковных учителей достовернейшие и убедительные доказательства того, что у нас в России в Православной Церкви ересей и отступлений от правоверия никаких не имеется; но правоверие в оной сохраняется и сияет, яко солнце, в полной мере, так как оно сияло и в древности. Притом они доказывали и то, сколько потребно для душевного спасения соединение со Св. Церковью. Яко корабль для преплытия моря потребен, тако и Церковь для безбедного преплытия житейского моря к Царству Небесному; ибо без нее спастися невозможно. И грех отступления от Св. Церкви столь душевреден, что сего греха даже и смерть мученическая загладить не в состоянии» 1 . Сердцем восприяв истинность Православного вероучения, о. Иоанн пытался убедить в этом и своих собратьев-раскольников, за что претерпел множество побоев с их стороны. В 1808 году он поступил в единоверческий Корсунский монастырь Таврической области, где был посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Через 10 лет переместился в православный Балаклавский монастырь в число духовенства Черноморского флота. В 1825 года определен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1829 году перешел в Александро-Невскую лавру, и, наконец, по собственному желанию был переведен в скит Оптиной Пустыни, куда прибыл в августе 1834 года и поступил под духовное руководство преподобного старца Льва, возродителя старчества в знаменитой обители. Здесь же в 1836 году на 74-м году жизни был пострижен в схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Вахитовский район. Церковь Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев Карта и ближайшие объекты Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Закрыть itemscope itemtype="" > Сплачивая ряды православных трезвенников Паломничество на престольный праздник в деревню Высокий Остров Новгородской области 31.08.2021 1556 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 10 августа, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, слушатели «Школы трезвения» при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ совершили паломническую поездку в деревню Высокий Остров Боровенковского сельского поселения Окуловского района Новгородской области. Отправились паломники из Санкт-Петербурга рано утром, чтобы успеть на Божественную литургию в престольный праздник храма во имя Смоленской иконы Божией Матери в деревне Высокий Остров. В дороге читали Акафист Святителю Николаю. Храм, расположенный на высокой точке отрогов Валдайской возвышенности, имеет богатую историю. Основанный еще при Екатерине II , в 1788 г., усилиями крестецкого помещика Гавриила Андреевича Котова, он получил широкую известность в дореволюционное время. Несколько ранее, в 1757 г., в деревне, на высоком холме, была возведена деревянная Никольская церковь, возле которой расположилось кладбище. В 1976 г. храм был перевезен в Музей деревянного зодчества «Витославлицы», где и находится в настоящее время. В соседней деревне Заручевье, которая к настоящему времени слилась с деревней Высокий Остров, под горой стояла часовня, рядом с которой бил чистейший родник. Волна безбожия не миновала и храмы деревни Высокий Остров. Смоленский храм в конце 1930-х гг. был закрыт, а священник храма о. Николай Озеров в 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян. Вплоть до 1992 г. в церкви находились ремонтные мастерские совхоза «Куйбышевский». Ненадлежащее использование помещения храма привело к значительным разрушениям и утратам в его облике - были разрушены балюстрады, разобрана колокольня, частично заложены окна, разграблено внутреннее убранство. С западной и южной стороны церкви были сделаны проёмы для въезда тракторов. После 1993 г., когда храм был вновь передан верующим, началось постепенное его восстановление. Ктитором (старостой) храма с 1993 по 2006 г. служил уроженец этих мест (родился в поселке Торбино Окуловского района), подвижник православной трезвости, основатель клуба «Бодрствование», первый председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимир Алексеевич Михайлов (1939-2006).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/31/sp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1.08. 1872, с. Подклинье Порховского у. Псковской губ.- кон. 1920/кон. 1921?), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ. Из мещан. В 1894 г. окончил Рижскую ДС по 1-му разряду, в 1898 г.- СПбДА со степенью кандидата богословия. Во время обучения в СПбДА участвовал в проведении внебогослужебных бесед. 4 авг. 1898 г. был рукоположен во диакона к Иоанно-Предтеченской ц. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 31 июля 1899 г. назначен законоучителем в Юрьевскую муж. гимназию и в Юрьевскую жен. гимназию им. А. С. Пушкина (Рижская епархия). 29 авг. 1899 г. рукоположен во иерея Рижским и Митавским еп. священноисповедником Агафангелом (Преображенским , впосл. митрополит). 1 авг. 1900 г., согласно собственному прошению и предложению управляющего Рижским учебным окр., перемещен законоучителем в Юрьевскую учительскую семинарию с оставлением места законоучителя в местной жен. гимназии. В 1901-1903 гг. Е. принял участие в работе 3-го и 10-го заседаний Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. 16 авг. 1903 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) назначен настоятелем ц. св. Александра Невского при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т) и законоучителем этого об-ва в С.-Петербурге. В 1905 г. Е. в числе «группы 32-х» священников обращался к митр. Антонию с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. С 31 мая 1906 г. член Братства ревнителей церковного обновления, возникшего на основе «группы 32-х», а с 1 дек. 1906 г. секретарь братства. В 1906-1908 гг. сотрудничал с журналами «Век» , «Вопросы религии». 16 окт. 1908 г. назначен настоятелем ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц (Суворовский просп., 4). С 1908 г. председатель братства Св. Креста при той же церкви. Написал и издал цикл брошюр под общим названием «Братские письма» (СПб., 1909-1910). Одновременно служил священником при городском Рождественском барачном лазарете памяти имп. Марии Александровны и законоучителем жен. гимназии А. П. Никифоровой. 16 июня 1910 г. назначен служить в собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, возглавил детский приют Об-ва вспоможения бедным при соборе. С 1911 г. сотрудничал с ж. «Русский паломник», в к-ром публиковал многочисленные статьи в жанре «религиозно-нравственных размышлений» и проповедей.

http://pravenc.ru/text/189533.html

Никита (Сапожников), иеромонах Будущий иеромонах Никита (в миру Николай Петрович Сапожников, в схиме Никандр) родился 19 февраля 1891 г. в с. Контакузовка Одесской обл. в семье псаломщика. Учился в Московской духовной академии вместе с Сергеем Сахаровым, будущим святителем Афанасием. Во время обучения принял монашеский постриг с именем Никита. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, в 1914 г. во иеромонаха. По окончании Московской духовной академии в 1915 г. со званием кандидата богословия о. Никита был назначен преподавателем каноники в Самарскую духовную семинарию. Там же он преподавал курсы литургики, гомилетики и церковной археологии. После закрытия семинарии служил настоятелем самарской Иоанно-Предтеченской церкви, затем до 1927 г. настоятелем церкви в с. Колдыбань Самарской губ. При церкви о. Никита организовал скит, где собралось около тридцати девушек и вдов, желавших вести монашеский образ жизни. В 1927 г. был арестован и сослан на 3 года в Сибирь. Срок был продлен на 10 лет. С 1941 г. проживал в Куйбышеве (Самара). В этом же году был вновь арестован и приговорен к 5 годам лишения свободы. Был освобожден в 1946 г., после этого проживал в Киеве, что было ему запрещено. Был арестован за нарушение паспортного режима. Первые письма написаны святителю Афанасию из лагеря для больных и престарелых заключенных в пос. Абезь. В 1956 г. иеромонах Никита был освобожден со снятием всех судимостей и полным восстановлением во всех правах. В лагерях о. Никита отказывался работать в церковные праздники, за что его нередко оставляли без пайка. С 1960 г. по благословению Патриарха Алексия о. Никита выполнял послушание по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии, но его труд не был утвержден. В 1963 г. пострижен в великую схиму с именем Никандр в честь Псковского чудотворца-пустынножителя. Скончался в 1974 г. 949 1. (к святителю Афанасию и о. Иоанну 950 от иеромонаха Никиты и священника Феодота) 26 ноября 1954 г. 26.XI.54 г. Абезь Благословите нас именем Господним, дорогие наши отцы: Афанасий и Иоанн, Ваших о Христе сынов и послушников Феодота и грешного Никиту!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Старая Русса. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Старая Русса. Воскресенский собор. Кафедральный. Построен в XVII в., с многочисленными поздними перестройками. Действует. Воскресенский собор 1692–1696. Колокольня 1797–1801. Здесь, при слиянии Полисти и Порусьи (Перерытицы), в 16-17 веках стоял городской острог. Воскресенский собор сооружен по заказу купца Сомрова «с прихожанами» на месте деревянной Покровской церкви. В 20 –30 гг. 19 века оба памятника были перестроены В.П. Стасовым. Завершение собора изменено в начале 20 века. После войны памятник восстановлен в 1956–60 годах. Основанный сравнительно недавно, в начале царствования Петра Великого, он тем не менее обладает более древней историей. Раньше на этои месте была построена церковь во имя Покрова Богородицы. В конце того же столетия, когда Старая Русса вновь стала многолюдным городом, Покровскую церковь, небольшую по своим размерам, в соответствии с ее назначением - собирать все городское население в особо торжественных случаях - решили перестроить заново. На ее месте в 1692 году заложен был новый обширный храм в честь Светлого Христова Воскресения, завершенный строительством, как гласят документы того времени в лето 1696 года. В воспоминание о бывшей здесь ранее церкви один из его придельных алтарей, расположенный с севера, получил название Покровского. Другой (южный), Иоанно-Предтеченский алтарь, равно как и основной, главный алтарь собора также унаследовал имя от храма, находившегося неподалеку от того места, где он был построен. Покровский алтарь был устроен первым и был освящен в октябре 1697 года. В нем единственно совершались храмовые богослужения вплоть до 1705 года, когда освящен был главный алтарь собора, а в 1708 году - второй придельный алтарь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Молитвенная жизнь, происходившая в храме, а также ему принадлежащие святыни привлекали к себе многих именитых гостей города. Так, достоверно известно, что здесь бывал Петр Первый, который горячо молился перед древним образом Покрова Божией Матери, перенесенным в собор из Покровской церкви. Посещала храм во время своего пребывания в Старой Руссе и Екатерина II, а также почти все последующие русские императоры и члены их семей. В 1797-1801 годах возле храма вместо прежней ветхой была построена новая, первоначально - трехъярусная колокольня. В 1811 году в ее верхнем ярусе устроены были звонящие часы с 8 колоколами, изготовленными тульскими мастерами. В 1828-1833 годах по ходатайству горожан Воскресенский собор был перестроен - вследствие его тесноты и обветшалости - по проекту выдающегося русского зодчего Василия Петровича Стасова. Ему были приданы черты только еще зарождавшегося в то время русско-византийского стиля: храм приобрел более торжественный и величественный характер. Почти одновременно с этим в 1835 году на средства города надстроен был также и четвертый ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00839

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010