Монастырь был закрыт в 1929 г. Здесь размещалась сельхозартель «Красный Октябрь», отделение совхоза «Скреблово», школа садоводства, а после войны – турбаза. Возле собора располагалось кладбище на котором хоронили окрестных помещиков. В советское время кладбище было разграблено и пришло в запустение, сохранился только один склеп. Это могила матери Александра Половцова, владельца усадьбы Рапти. Склеп выполнен из знаменитого бетона начала XX века, модного в то время материала. Частично сохранилась искусная декоративная отделка. Бытует легенда, что все, кто покушался на склеп падали от сердечного приступа или ломали руки-ноги, склеп стал пользоваться дурной славой и его оставили в покое… Сохранился дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса (1860-е гг.), трапезная и ряд хозяйственных построек XIX в. В 1992 г. Череменец вернули епархии, как подворье Александро-Невской лавры. Монастырь был возрожден в 1997 году.  Информация: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871; http://www.pon.ru/; http://www.rusk.ru/; http://lavra.spb.ru; http://www.vseposelky.ru/news/; http://enclo.spb.ru. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006. Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (Скребловская вол.) – собор во имя Св. ап. Иоанна Богослова, XV–XVI вв., перестроен в сер. XIX в., с 1940-х гг. – в руинированном виде, в настоящее время восстановлен по состоянию на сер. XIX вв.; церковь во имя Преображения Господня, 1707 г., перестроена в 1870-е гг. по проекту арх. П. Лукашевича и К. Кольмана, ныне действующая; церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в., после 1585 г. не упоминается. Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь находится на Западном берегу Череменецкого оз., на полуострове, в 24 км южнее г. Луги. Монастырь основан в XV в., закрыт в 1930 г., действующий с 1991 г. Череменецкое оз., имеющее ледниковое происхождение, считается одним из самых красивых водоемов края. Оно протянулось на 14 км с юга на север узкой лентой, между холмистыми берегами с сохранившимися парками старинных усадеб, придорожными аллеями, заповедными лесными угодьями.

http://sobory.ru/article/?object=00129

Череменецкий монастырь – памятник единения Руси. В 1471 г. произошла битва при р. Шелонь, в которой московский князь Иван III разбил новгородское ополчение. Вскоре новгородские земли вошли в состав Московского княжества. В это время Ивану III становится известно о явлении на Череменецком оз. иконы с ликом его небесного покровителя, св. апостола Иоанна Богослова. По преданию, она открылась пастуху Мокию, крестьянину из окрестной д. Русыни (ныне Батецкого р-на Новгородской области). Икона светилась «лучезарным сиянием». Образ Иоанна Богослова стал особенно почитаем на Руси с XIII в., когда с его помощью были спасены от разорения пригороды Рязани во время Батыева нашествия. Явление иконы было воспринято великим князем как благословение его объединительной миссии. Вскоре на Череменецком оз. был основан мужской монастырь и при нем храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Традиция относит явление иконы к 1476 г. Монастырь и Богословская церковь, еще деревянная, впервые упоминаются в Писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. как относящиеся к Петровскому погосту. Следующие сведения отражают состояние Череменецкого монастыря спустя сто лет с момента его основания. В Писцовых книгах Шелонской пятины 1581–1582 гг. указывается, что в монастыре было две церкви – каменная (Богословская) и деревянная (Рождества Пресвятой Богородицы), 16 келий, конюшня, четыре житницы, мельница конная, ограда и, наконец, деревни и земли на трех погостах: Петровском, Дремяцком и Передольском. Бедствия, постигшие Полужье в конце XVI в., не обошли и Череменецкий монастырь. В 1580 гг. он был «зжен и воеван литовскими людишками». Монахи частью погибли, частью были уведены в плен. В обители остались лишь «черный поп» Закхия да два старца. Сожжены были все 16 келий. Но церкви и хозяйственные постройки уцелели. Второе разорение монастыря случилось уже в конце XVII в., когда по челобитной двух пришлых старцев, Симона и Прохора, его приписали к новгородскому Вяжицкому Никольскому монастырю. Вяжицкий архимандрит буквально разграбил Череменецкую обитель, перевезя к себе монастырскую казну, хлебные припасы, библиотеку, церковную утварь, уведя монастырских крестьян, а лошадей и скот распродав. Лишь ходатайство окрестных помещиков: Елагиных, Неплюевых и других – к самому патриарху Иоакиму остановили грабеж и вернули Череменецкому монастырю прежнюю самостоятельность, но без возвращения вывезенных ценностей. Впрочем, и сами местные помещики, бывало, норовили захватить самовольно часть монастырских угодий, из-за чего у монастыря с ними случались затяжные тяжбы.

http://sobory.ru/article/?object=00129

Известно, что на крестном ходе ежегодно присутствовал митрополит Вениамин (Казанский). Обитель никогда не была многолюдной, управлялась архимандритом. В 1920-х годах монастырь был закрыт. В 1930 г. здания монастыря отданы артели «Красный Октябрь», почти все иноки были арестованы. В последующие годы здесь находилась школа садоводства, а с 1967 г. до конца 1980-х гг. - Череменецкая турбаза. Уцелевший даже в Отечественную войну Иоанно-Богословский храм был снесен местным чиновником. Современное состояние [ править править код ] Возобновлен монастырь в 1997 г. В 1999 г. из Казанского собора города Луги в обитель перенесена главная ее святыня - явленная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.). Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 9 июня 1996 г. Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола. Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведёт древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров покрыт тихим старинным парком. Храмы [ править править код ] Храм апостола Иоанна Богослова [ править править код ] Храм Преображения Господня Главный храм обители — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка — стоял на высоком насыпном холме посреди острова. Богословский собор имел над папертью высокую колокольню в виде восьмигранного столба, который венчался главкой с крестом. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола. Храм Преображения Господня [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Купол над иконостасом расписан изображениями Пресвятой Троицы и четырех евангелистов, а у столбов помещаются две большие иконы Словенской и Печерской Матери в сребропозлащенных ризах. Трапезная в 1863 г. поновлена и вновь расписана. Весь западный простенок трапезы над входными дверями занят большою картиною страшного Суда. В алтаре три большие иконы: Рождества Христова, Сретения и Моления о чаше. Местные иконы Спасителя и Божией Матери, обе живописные, пожертвованы в 1845 г. с.-петербургским купцом Лебедевым, образ Тихвинской Божией Матери и Святителя Николая чудотворца, обе иконного письма, пожертвованы в 1838 г. чиновником 5-го класса Моложаниновым. Образ Рождества Пресвятой Богородицы, живописный, пожертвован в 1848 г. гг. Буксеевыми; все перечисленные иконы, находящиеся в верхних простенках и в алтаре, также картина страшного Суда, писаны в 1855 г. художником Чернышевым по заказу и на иждивение игумена монастыря, тогда иеромонаха Авраама, и все они, за исключением Моления о чаше, писанной с картины Бруни, с копии с итальянских произведений. Стенная живопись в куполе храма, произведенная в 1867 году, принадлежит тому же художнику Чернышеву, а находящаяся в трапезной и произведенная в 1863 г., принадлежит художнику Солонину. Позолотою риз на иконах в восточной части храма, произведенной в 1867 г., монастырь обязан усердию Нарвского почетного гражданина Павла Ивановича Орлова. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 2, Санкт-Петербург, 1871 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. 15. Монастырь расположен на одном из островов Череменецкого озера. Точная дата его основания неизвестна. Первое документальное упоминание о Череменце появляется в Переписной книге Вотской пятины 1500 г., но оно не содержит точной информации о том, когда он был основан. Предположительно возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше. В 1680 г. монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи. Однако храмы и монастырские строения сохранились. Храмов в обители было два. Главный - пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка, стоял на высоком насыпном холме посреди острова. Рядом находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви. На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=08079

В верхнем этаже престол и собственно храм. Этаж этот или лучше сказать храм, находящийся в сем этаже, состоит из отделений: алтаря, трапезной и паперти, находящейся уже под колокольнею и имеющей по обеим сторонам пристройки для ризницы с особыми ходами из трапезной. Вход в храм составляет особенная каменная пристройка с каменною же лестницей. Храм сей пятиглавый, с большою главою посередине и четырьмя малыми по бокам. Колокольня, помещающаяся над папертью храма, представляет собою прямой, тонкий, восьмигранный столб, заканчивающийся сперва семигранным полукругом, потом кубическим фонарем, и, наконец, грушеобразною главкою с четвероконечным крестом. Крыша на соборе из простого железа, а купола и кресты на храме и на колокольне - из белой жести. Собор со всех сторон окружен высокими деревьями, из-за которых в летнее время только и видна издали часть колокольни. Из внутренних украшений храма, конечно, первое священное украшение его есть издревле чтимая чудотворная икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Та ли самая эта икона, чудотворное явление которой послужило к основанию Череменецкого монастыря, или другая - об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств. Самое древнее свидетельство, имеющееся о ней в монастыре, составляет надпись на ней, гласящая, что икона сия в 1707 году поновлена, но в чем состояло поновление, опять остается неизвестным. Икона в богатой сребропозлащенной ризе с стразовым венцом и украшена; риза сооружена в 1845 г. при строителе Варсонофии,а позолота на ней и украшения сделаны в 1858 г. при игумене Исихии; все это произведено от доброхотных дателей. Четырехъярусный иконостас, сделанный в половине прошлого столетия, в 1867 г. весь обновлен и богато вызолочен. Местные иконы в богато вызолоченных сребропозлащеных окладах и венцах. Венчающие иконостас богатый фронтон и большое распятие с предстоящими Пресв. Девой Марией и Иоанном Предтечей - все это представляет великолепный и в то же время древний строго-церковный вид, похожий на вид известного Кирилло-Белозерского собора.

http://sobory.ru/article/?object=08079

Каменный храм Преображения Господня построен и освящен в 1707 г. В 1870 г. перестроен (архитектор К. К. Кольман). В 1930 г. храм был закрыт. Возвращен Церкви в 1992 г. Фотоальбом монастыря в 2006м году представляет практически запустение и разруху. В настоящее время восстановлен. Святыни [ править править код ] Икона Апостола Иоанна Богослова Главная святыня обители — явленная чудотворная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.). Она имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырёхъярусном иконостасе рядом с образом Спасителя. В 1895 году Великий князь Константин Константинович подарил для иконы большую серебряную лампаду в память о последних посещениях монастыря. Престольные праздники [ править править код ] 9 октября, 21 мая Апостола и евангелиста Иоанна Богослова; 19 августа Преображение Господне. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Отправиться в Череменецкий монастырь удобнее всего либо на велосипеде, либо на своей машине. В первом случае необходимо добраться до Луги на электричке (примерно 2,5 часа с Балтийского вокзала), затем выехать на Киевское шоссе (оно проходит прямо через середину города - ошибиться невозможно), и ехать по нему на юг около 12 километров до указателя [Иоанно-Богословский монастырь - 15]. Этот участок дороги не очень приятен, так как на шоссе довольно сильное движение. Дорога идет через сосновые боры, затем немного по полям, с которых открывается отличный вид на озеро. Наконец, дорога совершает большой разворот и выводит вас прямо под стены обители. Небольшой километраж позволяет не спеша прокатиться от Луги до Череменца, спокойно осмотреть монастырь и вернуться не поздно назад. Можно в Луге воспользоваться местным автобусом до деревни Госткино, откуда до монастыря остается чуть более 3 километров пешком. Адрес : 188273, Ленинградская область, Лужский район, Скребловская волость, место Череменец Телефон: 8-921-554-00-41 (отец Владимир, по вопросам паломничества, экскурсий, крещения и др.) Расписание богослужений [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви. Адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100 Телефон: 8 (812) 252-37-59 (Дом паломника, с 09:00 до 17:00); 8 (901) 305-58-04 (группа самопомощи для зависимых) Подробнее... Зеленецкий Троицкий мужской монастырь [ править править код ] В новгородских летописях указывается дата основания монастыря — 1564 год. Основателем монастыря считается монах Мартирий (в миру Мина), а среди строителей упоминается Фёдор Сырков, представитель богатой купеческой семьи, который известен благодаря участию при возведении ряда архитектурных ансамблей в Москве, Новгороде и Тихвине. Первоначально здания монастыря были рублены из дерева и окружены деревянной оборонительной оградой. В 1612—1613 годах монастырь был разграблен и сожжен шведами, но был восстановлен по единому плану благодаря Новгородскому митрополиту Корнилию. Большинство сохранившихся зданий монастыря построены в 1680-х годах. Комплекс монастыря представляет собой группу культовых построек, окружённых жилыми и хозяйственными сооружениями. Монастырь окружён массивной оградой. Проезд: От Московского вокзала Санкт-Петербурга до станции Волховстрой, а затем до Зеленца. Адрес: 187370, Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Зеленец. Телефон: 8 (263) 37-131 , 8 (921) 598-69-46 , 8 (812) 365-03-00 Подробнее... Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь [ править править код ] Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от Луги. Как говорит местное предание, в 1478 г., во времена царствования Великого московского князя Иоанна III, на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова и князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Поэтому можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.

http://azbyka.ru/palomnik/Ленинградская_...

В начале XVIII в. монастырь обрел второй каменный храм – церковь Преображения Господня, построенную на средства Емельяна Васильевича Курицына, принадлежавшего к дворянскому сословию. Освятили ее 12 июня 1707 г. Церковь поставили на том месте, где когда-то находился деревянный Рождественский храм. Правда, местный краевед И. Половинкин пишет, что эта церковь вначале была деревянной и лишь через несколько десятилетий ее перестроили в камне. Обе церкви – Богословская и Преображенская – были поставлены рядом друг с другом на высоком холме, находящемся почти в самом центре острова. «В середине XVIII века к Иоанновскому собору пристроили трапезную и высокую колокольню, сложенные из кирпича» (Н. В. Мурашова). Колокольня располагалась над папертью, была двухъярусной, имела вид восьмигранного столба с купольным завершением, увенчанным главкой на барабане с узким арочным проемом. С учетом высоты рельефа, колокольня почти на 50 м возвышалась над уровнем озера. В 1764 г. приписанный к столичной епархии монастырь по указу Екатерины II оставлен на своем содержании без назначения от казны годового жалованья, то есть стал «внештатным». Лишь в 1897 г. он был возведен во 2-й класс. Число монашествующих не превышало 15–20 человек, послушников – 40–45. Как правило, монастырь управлялся строителями, реже игуменами. Лишь в 1906 г. его настоятель был возведен в сан архимандрита. Собственное содержание монастыря складывалось за счет принадлежавших ему угодий, включая рыбные ловли. Причем за взятые в казну рыбные места на р. Нарове монастырю ежегодно выдавалась компенсация. Определенный доход шел от приношений богомольцев и от частных пожертвований, которые нередко представляли значительные суммы, например, вклад графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785–1849) был размером 5715 руб. серебром. До середины XIX в. монастырь окружала деревянная ограда, имевшая вид широкого прямоугольника. Вдоль нее размещались монастырские строения: кельи, трапезная, хозяйственные постройки. Число их постоянно увеличивалось по мере процветания монастыря. До завершения строительства дамб к монастырю подплывали на лодках. Нижняя кольцевая дорожка вела к широкой каменной лестнице, огражденной чугунной решеткой, установленной взамен деревянной в 1841 г. Лестница поднималась ко второй кольцевой дорожке, охватывающей склоны холма, и приводила к его вершине с расположенными на ней храмами.

http://sobory.ru/article/?object=00129

В начале 1850-х гг., при настоятеле Иакинфе, деревянную монастырскую ограду заменели на каменную, сложенную из булыжного камня. Ее протяженность превышала 500 м при высоте около 3 м. Примерно в это же время капитально отремонтировали и частично видоизменили Богословский собор. Его оштукатурили, обновили, покрыли железом кровлю и купола. С мая 1862 по январь 1868 г. настоятелем монастыря являлся игумен Антоний (1803–1872), личность, безусловно, интересная. В миру был известен, как писатель Алексей Поликарпович Бочков, автор повестей на исторические темы, в основном из жизни средневековой Прибалтики. Читателям нравилась живость их языка, хорошее знание описываемой эпохи. Смерть жены в 1827 г. привела писателя к душевной болезни. Он дал обет в случае своего выздоровления принять монашество. 10 лет Бочков странствует по монастырям, в 1837 г. становится послушником, а в 1844 г. постригается в монахи. Годом позже он получает сан иеромонаха. По своим взглядам он был близок к видному церковному деятелю и духовному святителю Игнатию (Брянчанинову) и, будучи настоятелем Череменецкого монастыря, вел с ним активную переписку. Согласно преданиям, свт. Игнатий бывал в Череменецком монастыре по приглашению игумена Антония. С этим посещением связывают несколько вековых деревьев, якобы посаженных им на территории монастыря. Став настоятелем монастыря, игумен Антоний не порывал с творческой деятельностью, продолжал писать религиозные, политические и даже юмористические стихи, переписывался с поэтессой-монахиней Е.Н. Шаховой. Игумену Антонию принадлежит инициатива устройства в г. Луге подворья Череменецкого монастыря на участке, подаренном монастырю в 1860 г. мещанской вдовой Екатериной Орловой. Дом Череменецкого монастыря находится по адресу: пр. Кирова, 59. Он является старейшим из сохранившихся деревянных строений Луги, состоит на учете как памятник архитектуры. В 1869 г. Антоний переселяется в Москву, где через три года умирает, заразившись во время эпидемии тифа при посещении одной из больниц для оказания пастырской помощи. В свою бытность игуменом Череменецкого монастыря Антоний, обладавший художественным даром, выполнил значительное число рисунков с видом обители, ее храмов и колокольни. Все рисунки сделаны свинцовым карандашом на бумаге и являются уникальными документами, передающими облик монастыря в середине – конце 1860-х гг. В изображенном Антонием Богословском соборе ясно чувствуется принадлежность этого храма к памятникам древнерусского зодчества, несмотря на его более поздний пятиглавый верх. Антоний запечатлел и вид Преображенской церкви, такой, какой она была в его время: приземистой, с высоким восьмигранным барабаном, перекрытым восьмигранным куполом. Его венчала небольшая вытянутой формы главка на изящной удлиненной шейке.

http://sobory.ru/article/?object=00129

Наместник Александро-Невской Лавры, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандрит Назарий: «Наступило время качественного развития монашеской жизни» Архимандрит Назарий отметил, что количественные показатели развития монашества в Епархии - безусловно, позитивные. Так, к настоящему времени в Епархии насчитывается 13 монастырей, причем восемь из тринадцати обителей открыты попечением нынешнего правящего архиерея, митрополита Владимира. Рост числа монашествующих за последние годы также очевиден: в 2004 году в постриге было 133, на сегодняшний день - 183 насельника. Некоторое сокращение числа постригов в последние годы, по мнению отца Назария, вполне естественно: «Сейчас кандидатов в монашество не очень много. Прошел период количественного умножения числа насельников и открытия новых обителей, наступило время качественного развития монашеской жизни и пополнения уже существующих обителей». Тревожным симптомом, по мнению отца Назария, является увеличение доли белого духовенства в клире монастырей: «Если в 2004 году в монастырях Епархии служило 20 белых священников, то в этом году уже 31». В частности, белое духовенство преобладает в Свято-Успенском Тихвинском монастыре и в Иоанно-Богословском Череменецком монастыре. Рождество-Богородичный Коневский монастырь также «с помощью белого духовенства решает свои проблемы на подворьях». Исключение составляет только Свято-Сергиева Приморская пустынь, которая полностью обходится своим, монашеским духовенством. «Я это отмечаю не потому, что я плохо отношусь к белому духовенству. Напротив, я считаю, что это явление свидетельствует о нашей собственной слабости, - сказал отец Назарий. - Конечно, можно, чтобы так оставалось и дальше, но все же лучше, чтобы в мужских монастырях служило духовенство из монашеской среды». Также бедственным, по словам отца Назария, является хозяйственное положение ряда монастырей. В особенно тяжелом положении находятся монастыри Старой Ладоги - Никольский мужской и Свято-Успенский девичий. Говоря о хозяйственных трудностях, отец Назарий призвал отцов-настоятелей и матушек-настоятельниц обращать наибольшее внимание на послушников и трудников, которых они принимают в обитель. Он подчеркнул, что часто из-за недостатка в рабочих руках настоятели монастырей вынуждены прибегать к помощи случайных людей. «Очень важно, чтобы послушников и трудников было как можно больше, - именно из этих людей должна пополняться монашеская община», - добавил он.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/36...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010