Констанцский собор (1414-1418) Е. Гергей. История папства Германо-римский император и венгерский король Сигизмунд (1387-1437) взялся сам за ликвидацию раскола, ибо его имперская власть нуждалась в консолидированной церковной поддержке. Германии и Венгрии, погружавшимся в феодальную сословную анархию, грозила опасность с двух сторон: внешняя опасность в лице все более глубоко проникающих на Балканы турок и внутренняя - гуситское движение. Сигизмунд более точно, чем церковь, понял сущность гусизма, в котором он видел не только опасную ересь, но и национальное движение наоода, угрожавшее всему феодальному общественному строю. Чтобы сдержать это движение, Сигизмунд, для центральноевропейской монархии которого эта проблема стала весьма актуальной, поставил задачу ликвидировать церковный раскол. С другой стороны, и крестовый поход против турок, требовавший европейского сплочения, без ликвидации раскола тоже невозможно было себе представить. Сигизмунд хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. Вспомнив опыт византийских, а затем франкских императоров, он сам выступил инициатором созыва вселенского собора. В то же время и избранный на Пизанском соборе папа Иоанн XXIII, теснимый неаполитанцами, надеялся на церковное признание со стороны германского короля и собора. В соответствии с договоренностью, достигнутой между Иоанном XXIII и императором в Комо, Сигизмунд осенью 1413 года направил обращение ко вселенскому христианству, в котором сообщил о созыве вселенского собора в городке Констанц в Швейцарии. В декабре 1413 года Иоанн XXIII опубликовал церковный документ о созыве собора. Повестка дня собора, открытие которого было назначение на 1 ноября 1414 года, включала следующие вопросы: 1. Преодоление «Великого раскола». 2. Реформа церкви «in capite et membris» (т. е. в голове и членах). 3. Преодоление ересей. Констанцский собор из всех западных соборов может быть действительно назван вселенским, ибо в нем приняли участие также руководители восточной церкви. (Первоначальное значение слова «вселенский»: всеобщий, универсальный, охватывающий весь мир. Экуменическими, вселенскими называли те соборы, на которых была представлена вселенская церковь во всей своей совокупности. После раскола церкви на западную и восточную католическая церковь продолжала претендовать на универсальность; вот почему и соборы католической церкви назывались вселенскими. Католическая трактовка экуменизма вплоть до II Ватиканского собора означала, что отколовшиеся христианские церкви вновь должны воссоединяться в католической церкви.) Одновременно это был также первый европейский конгресс, ибо наряду с духовенством на нем присутствовали и светские власти, которые не только представительствовали на соборе, но и оказывали свое влияние на него.

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

Закрыть itemscope itemtype="" > О рабстве и свободе 29.11.2007 395 Время на чтение 4 минуты Рецензия на книгу архиепископа Марселя Лефевра " Они предали Его. От либерализма к отступничеству " . - М.: Издательство " Владимир Даль " , 2007. - 350 стр. Книгу Марселя Лефевра " Они предали Его. От либерализма к отступничеству " должен, на мой взгляд, прочесть каждый, кого интересует проблема христианства в современном мире. В узком смысле перед нами - изложение тезисов одного из высших иерархов Католической Церкви, с которыми он выступил против нововведений Второго Ватиканского собора (1962-1965) и политики папского престола последних десятилетий, определявшейся Иоанном XXIII, Павлом VI и Иоанном Павлом II. Но на самом деле это глубокое и аргументированное исследование тех опасностей и недопустимых компромиссов, которые угрожают не только Католической Церкви, но всей христианской цивилизации нашего времени - последствий вторжения в жизнь (и в жизнь Церкви) либеральной идеологии или того, что за подобную идеологию выдается. Во вступительной статье о. Александра (Шаргунова) подчеркнуты основные положения книги архиепископа Лефевра: либерализм, на недопустимо широкий компромисс с которым пошла после Второго Ватиканского собора Католическая Церковь, стремится освободить разум от всякой объективно установленной истины, от непреложных догматов, освободить волю от какого-либо закона (исключая нормы общественной безопасности), освободить государство от каких-либо связей с Церковью. Но о. Александр (в отличие, понятно, от монсеньора Лефевра) показывает, что такая эволюция Католической Церкви была закономерным результатом предпринятых много раньше искажений основных догматов христианства, главным образом " филиокве " . Тем, кто не понимает, как сказывается искажение Символа веры (исхождения Святого Духа " и от Сына " ), на жизнь и учение Церкви, культуру, философию и науку, даже повседневную жизнь и быт западного общества, советую внимательно прочесть эту статью о. Александра. Второй Ватиканский собор, пишет архиепископ Лефевр, руководствуясь желанием " облегчить " людям принятие Церкви и пребывание в Ней (неупоминание о благодати и чудесах, замена латинского языка, " упрощение " литургии, отказ от нравственных императивов и т.п.), на деле способствовал растворению Церкви в лежащем во зле мире, в человечестве - в его постгрехопадном состоянии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Папа-валькирия 28.11.2007 355 Время на чтение 8 минут Современная демагогия имеет свой " формат " . Отвечать на вопросы принято " в формате туманном и комфортном " . Чтобы и отвечающему, и журналистам было и комфортно, и денежно. Я не религиевед, не политолог, не саммитовед. Я русский обыватель, следящий с любопытством за мировой интеграцией. И кажется мне - немецкий (баварский) папа Ратцингер, он же Бенедикт XVI, хочет восстановления средневековой германской империи. Католицизм сам по себе его не очень волнует. Теоретические рассуждения наводят на него скуку. Всё отвлечённое он направляет в практическое русло - к пользе Германии. Польский космополитический папа Иоанн Павел II, сын австрийского офицера и Эмилии Кацаровской из Вильно, видел всё в отдалённой перспективе. Кроме объяснимого желания блеснуть своими актёрскими талантами, Войтыла думал о расширении католического влияния в мире. Ради этого он объездил самые дальние уголки мира. Широк и разнообразен был польский католический туризм! Бенедикт XVI равнодушен к экзотике. Предпочитает родную Германию и её родную сестру Австрию. Слетал в Бразилию, правда, там огромная немецкая колония ещё с 1930-1940-х годов. Был разок в Испании и в Польше. Собирается на Ближний Восток, но когда там установится мир. То есть никогда. Об Африке и Азии и разговора нет. Польский папа ради международных связей незаметно разбавлял католицизм в вареве под названием " единая мировая религия " . Немецкий папа презрел дипломатию и за два года подрубил на корню могучее древо экуменизма, любовно взращенное тремя папами - Иоанном XXIII, Павлом VI и Иоанном Павлом II. Мощи ударов старика Ратцингера может позавидовать любой молодой дровосек. Прежние папы трудились, создавая единый фронт против СССР , потом против России! Тщательно выпестованный католическо-магометанский союз был испробован и против Югославии, и против России. Сербская Босния почти подчистую съедена " мусульмано-хорватской федерацией " . В сербском крае Косово и Метохия албанская мафия неизменно прикрывается папской дипломатией. В " западенском " Львове и в польской Варшаве даже появились улицы " в честь " чеченских боевиков, подкармливаемых турками.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXIIXXIII • XXIV • XXV • XXVI     Содержание Предисловие От издателей Раздел 1 Раздел 2     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники. Однако внимательное чтение и изучение дневников праведника показывает, что нет, совершенно не такой и что между им и нами лежит едва ли не пропасть. То, к чему современные христиане уже привыкли, то, что составляет, можно сказать, почти бытовую сторону жизни современного человека, тот мир помыслов, который является почти обычной обстановкой внутренней жизни современного христианина и даже и не осознается им и никак не оценивается, – то осознавалось праведником как горькое падение, требующее с его стороны самого жестокого, беспощадного обличения. Его самоукорение столь велико, последовательно и неотступно, что показывает, что воистину Дух Божий действовал в нем, – и пусть Господь и попускал ему оступаться, но Он же и воздвигал его вскоре. По силе борьбы с мысленными искушениями посреди житейского моря и посреди мира, в котором он жил, святой праведный Иоанн являет пример одного из величайших святых XIX – начала XX столетия, на котором почила великая милость Божия, которая, по слову апостола Павла, зависит не от подвизающегося, а от Бога милующего ( Рим. 9, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXIIXXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Неделя молитвы в тюрьмах Москвы Эта неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России 27 января, 2015 Эта неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России Доклад Сергея Кобелева, директора филиала Бутырского музея при храме Покрова Пресвятой Богородицы в СИЗО 2, о неделе молитвы, который был зачитан на заседании секции тюремного служения XXIII международных образовательных Рождественских чтений 22 января 2015 года. Хотелось бы рассказать о новой молитвенной практике в тюремном служении: неделе молитвы, прошедшей в декабре 2014 года во всех тюрьмах Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это зарождающаяся добрая традиция, надеемся, в будущем должна распространиться по всей Святой Руси, проникнуть во все тюрьмы и колонии на территориях, окормляемых Московским Патриархатом, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Казахстане. Впервые неделя молитвы прошла в марте 2014 на Крестопоклонной неделе . Теперь она была проведена во второй раз. Подобная практика «недели молитвы» существует и у протестантов, но та неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России. Старшим священником храма святителя Николая в СИЗО 5 Иоанном Чураковым были разработаны особые прошения и молитвы в соответствии с канонами Русской Православной Церкви. Раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных, но нельзя не согласиться с тем, что между человеком, попавшим в плен, и заключенным в тюрьму по решению суда, существует большая разница. Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, связанных с печальной тюремной темой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни.

http://pravmir.ru/nedelya-molitvyi-v-tyu...

поиск:   разделы   рассылка Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI к епископам всего мира для представления " MOTU PROPRIO " об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе 1970 года, 07.07.2007 09 июля 2007 С огромным доверием и надеждой я вручаю в ваши пастырские руки текст нового Апостольского Послания " Motu Proprio data " об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе, осуществленной в 1970 году. Этот документ является результатом долгих размышлений, множества консультаций и молитвы. Появившиеся без достаточной информации сообщения и оценки вызвали немало замешательства. Реакции на замысел, содержание которого было еще в реальности неизвестно, сильно отличались между собой, от радостного принятия до жесткой оппозиции. Этому документу большей частью противостояли два опасения, которые мне хотелось бы рассмотреть в этом письме более подробно. Во-первых, есть страх, что здесь наносится ущерб авторитету II Ватиканского Собора и что одно из его важнейших решений – о литургической реформе – ставится под сомнение. Этот страх необоснован. В связи с этим следует прежде всего сказать, что Миссал, опубликованный Павлом VI и затем дважды переизданный Иоанном Павлом II, естественно, является и остается обычной формой – ординарной формой – Евхаристической Литургии. Последнее издание Missale Romanum, предшествовавшее Собору, которое было опубликовано по указанию Иоанна XXIII в 1962 году и применявшееся во время Собора, может быть, напротив, использоваться в качестве экстраординарной формы литургического богослужения. Неправильно говорить об этих двух версиях Римского Миссала как о " двух Обрядах " . Речь идет о двух видах одного и того же Обряда. Что касается использования Миссала 1962 года в качестве экстраординарной формы Литургии Мессы, мне хотелось бы обратить внимание на факт, что этот Миссал никогда юридически не отменялся, и, следовательно, он всегда оставался разрешенным. В момент введения нового Миссала не показалось необходимым издать специальные нормы для возможного использования предыдущего Миссала.

http://religare.ru/2_44212.html

прот. Имрих Белейканич Введение 1054 год всеми признается вехой, когда произошел раскол в христианском мире. Тем не менее правда и то, что и ранее возникали различия, которые отдаляли друг от друга Восток и Запад. Мы не собираемся говорить о том, что было причиной раскола. Очевидно, что и в наше время существуют непреодолимые принципиальные различия. Мы живем в экуменическую эпоху, когда христиане стремятся к восстановлению единства. Эти устремления можно назвать благими, поскольку Христос желал, чтобы христиане были едины, о чем свидетельствует и Его первосвященническая молитва ( Ин. 17:1–26 ). Грех есть причина разделения, поэтому нужно стремиться к восстановлению первозданного единства христианского мира. Христос хочет, чтобы христиане жили в единстве. С этой точки зрения упомянутое стремление обосновано. Современность убеждает нас в том, что христиане хотят жить в единстве. Однако у каждого о нем свои представления. Свои взгляды на восстановление единства христианства уже формулировали и католики, и евангелики, и разумеется, должны выразить их и мы, православные. Реальным проявлением стремления к восстановлению единства христиан было учреждение в протестантской среде Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей. По прошествии определенного времени их членами стали и отдельные Поместные Православные Церкви с целью нести в протестантском мире свидетельство об истине. Сегодня ситуация такова, что Поместные Православные Церкви выходят или же высказывают намерение выйти из этих экуменических центров. В связи с этой ситуацией Его Святейшество Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, выступил с инициативой проведения встречи высших представителей Поместных Православных Церквей, на которой эта проблема была бы решена и было бы принято общее решение либо о выходе, либо о дальнейшем пребывании во Всемирном Совете Церквей и Конференции Европейских Церквей. Проявлением стремления к восстановлению христианского единства был также II Ватиканский собор, созванный папой Иоанном XXIII и закончившийся при понтификате папы Павла VI. Этого собора многие христиане ожидали в надежде, что он будет шагом к сближению христиан разных вероисповеданий. В этой надежде жили и православные христиане во всем мире. Некоторые Поместные Православные Церкви прислали на собор своих наблюдателей, что было всеми воспринято как позитивный шаг. Собор принял очень важные документы, и одним из них является декрет об экуменизме, в котором выражено представление римско-католических теологов о будущем единстве христиан. Мы не будем подробно анализировать этот декрет, лишь констатируем, что он расходится с представлениями православных богословов о восстановлении единства разделенного христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание DEI VERBUM [лат.- Слову Божию], догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви. Утверждена 18 нояб. 1965 г. папой Римским Павлом VI . На создание DV оказало влияние католич. библейское движение (Bibelbewegung) кон. XIX - 1-й пол. XX в., развернувшее широкую издательскую и просветительскую деятельность по ознакомлению верующих со Свящ. Писанием. Его становлению способствовали 3 энциклики о Свящ. Писании Римских пап: Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893), Бенедикта XV «Spiritus Paraclitus» (1920) и Пия XII «Divino Afflante Spiritu» (1943). С нач. XX в. в католич. богословии остро стоял вопрос применения историко-критического метода в изучении Свящ. Писания. Несмотря на то что энцикликой «Divino Afflante Spiritu» папа Пий XII поддержал католич. экзегетов, использовавших историко-критический метод при исследовании библейских текстов, проблема его легитимности вновь была поднята в предсоборную эпоху. На составление DV повлияла дискуссия о природе Откровения, состоявшаяся накануне II Ватиканского Собора. Одни католич. историки и богословы (Й. Р. Гайзельман, К. Ранер , И. Конгар , Г. Кюнг , М. Шмаус, Г. Един и др.) выступали за содержательную самодостаточность Свящ. Писания, другие (Г. Леннерц, М. Бевено, А. Шпинделер, Н. Хенс) отстаивали учение о 2 независимых источниках Откровения - Свящ. Писании и Свящ. Предании. Противоречия достигли кульминации при подготовке DV. История составления Из документов, принятых на II Ватиканском Соборе, процесс создания DV был наиболее длительным (17 мая 1959 - 18 нояб. 1965). DV в течение 3 лет (с 14 нояб. 1962 по 18 нояб. 1965) обсуждалась на соборных заседаниях. 1-я схема конституции - De fontibus Revelationis (Об источниках Откровения) была составлена Подготовительной богословской комиссией под председательством кард. Альфредо Оттавиани ; представлена участникам Собора 13 июля 1962 г. и обсуждалась на 1-й сессии. В схеме в духе посттридентского католического богословия излагалось учение о «двойном источнике Откровения». Документ подвергся критике за отсутствие вступительных глав о сущности Откровения, неосхоластическое понимание Свящ. Писания и Свящ. Предания, изложение «теории двух источников Откровения», консервативный характер построения, концепцию «вербальной богодухновенности», подчинение Свящ. Писания Учительству Церкви и частое апеллирование к нему, излишнюю полемичность по отношению к новым заблуждениям, отсутствие сотериологической перспективы, ограничение свободы экзегетического исследования, недостаточную экуменическую и пастырскую направленность (История II Ватиканского Собора. 2005. Т. 2. С. 304; Hoping. 2005. S. 725-728). Большинство участников Собора высказались за пересмотр схемы, к-рый был санкционирован папой Иоанном XXIII .

http://pravenc.ru/text/171585.html

поиск:   разделы   рассылка Екатерина Синицына-Сантони Кардинал Поль Пупар: Встреча Путина и Папы Франциска – историческая Источник:  Голос России В канун визита Владимира Путина в Ватикан и его встречи с папой римским Франциском, корреспондент " Голоса России " побеседовала с одним из самых влиятельных кардиналов Святого Престола Полем ПУПАРОМ – до недавнего времени председателем Папского Совета по делам культуры и председателем Папского Совета по межрелигиозному диалогу – Что вы можете сказать о предстоящей встрече между Путиным и папой римским? – Мы говорим об исторической встрече. Президент Путин выразил желание в рамках своей поездки в Италию встретиться с папой Франциском. Как подтвердил мне посол Российской Федерации при Святом Престоле, Путин считает встречу с папой абсолютно приоритетной. Путин поедет в Рим специально, чтобы встретиться с папой Бергольо. Все это вписывается в современную историю. Мне выпала честь работать в Риме с 1959 года с Блаженным папой Иоанном XXIII. Если говорить о наших, я специально говорю наших, двух церквях – то каждая живет по-своему одной единой верой. Я до сих пор помню свою первую поездку в Москву, когда я участвовал в литургии. Я был настолько впечатлен, что почти потерял чувства. Это был приблизительно 1975 год, ужасные времена. Но вера, несмотря ни на что, жила словно река: люди пели, священники исповедовали. После на " Красной Стреле " я поехал в Ленинград. Кто бы мог тогда сказать, что спустя четверть века я туда вновь вернусь, но город будет называться Санкт-Петербург? Туда меня привела Божья рука. После Ленинграда на самолете я полетел в Одессу: стоял февраль, все было белым. Из самолета я видел только деревни. Как это возможно, что такие верующие люди – преследуемые и гонимые? Однако, в конце концов, страшный атеистический режим рухнул. Вернулось время Христа. Как я сказал на одной конференции после падения Берлинской стены, Христос стал европейским – с Востока до Запада. Вера крепчайшим образом связывает русских, итальянцев, французов.

http://religare.ru/2_102943.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010