Мы нередко в мыслях обращаемся к умершим знакомым или родным людям, считая, что они прожили достойную жизнь, не дожидаясь никакой официальной канонизации. Святцы Католической Церкви пополнились именами еще двух святых: недавно были канонизированы сразу два понтифика Иоанна Павла II и Иоанна XXIII. Есть различия в процессе канонизации в Католической Церкви и Православной Церкви? Как православным относиться к святым, которым поклоняются католики? Отвечает иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке (Москва), историк. — Особых отличий в понимании канонизации в Католической Церкви и Православной Церкви по существу нет, — рассказывает отец Иоанн. — Правда, в Католической Церкви существуют более четкие правила для процесса канонизации. Требуется довольно серьезное разбирательство жизни человека, причем рассматриваются разные случаи, как положительные, так и отрицательные, необходимы четкие свидетельства о нем, практически задокументированные чудеса (подтвержденные, например, врачами). По этой причине, как правило, процесс канонизации – длителен. Почти никогда еще не было, чтобы Папа начал процесс канонизации своего непосредственного предшественника, как это случилось в ситуации с Иоанном Павлом II. Его преемник – Папа Бенедикт XVI – уже начал первый этап, который необходим для начала процесса канонизации – беатификацию (причисление умершего к лику блаженных) и вот все завершилось недавней канонизацией, когда Иоанн Павел II был объявлен святым. — Если в Католической Церкви столь четки правила для канонизации, почему во время канонизации Иоанна XXIII Папа Франциск отступил от правил, ограничившись подтверждением одного чуда, хотя правила канонизации говорят о двух подверженных чудесах? — Папа в Католической Церкви имеет все прерогативы власти, он в этом смысле – монарх. Он может самолично принимать подобные решения. Но вообще для канонизации важны не только чудеса, но и вся жизнь человека. Католики считают, что для канонизации необходима virtus heroica – «героическая добродетель». Так, во время подготовки канонизации нужно доказать, что человек прожил жизнь благочестиво, что у него были серьезные подвиги и его жизнь можно назвать подвижнической.

http://pravmir.ru/ieromonah-ioann-guayta...

Главный вопрос заключался в том, кто будет новым папой. Сразу же после смерти Папы Uoahha XXIII основное внимание сосредоточилось на архиепископе Миланском кардинале Монтини. Именно ему будет суждено войти в историю с именем Павла VI. Глава 6. «...Оставляю Вам три моих главных заботы – о Церкви, о Соборе, о мире» Эти слова умирающего Папы Uoahha XXIII были обращены к архиепископу Миланскому Монтини, прибывшему проститься с понтификом. Известно, что с момента своего избрания Иоанн XXIII подчеркивал сердечное расположение к архиепископу, и особенно близость их мышления. В последний год его понтификата стал известен один не очень значительный, но характерный и показательный эпизод. Так, при вручении Иоанном XXIII Монтини перстня Папы Пия XII (Пачелли) понтифик отметил, что кардиналу представится случай возвратить его Церкви. По традиции, после смерти Папы вся полнота власти в Римско-Католической Церкви перешла к Священной коллегии кардиналов, но практическое руководство духовными и светскими делами осуществляла группа кардиналов из четырех человек во главе с деканом Коллегии кардиналов Евгением Тиссераном. В руководящую четверку входил также и кардинал-камерленг Алоизий Бенедетто Мазелла (управляющий имуществом Св. Престола), которому в период времени между смертью прежнего Папы и выборами нового надлежало руководить всей светской деятельностью Римской Церкви. Этой руководящей группе нужно было не ранее 15 дней и не позднее 19 дней после смерти Uoahha XXIII созвать всех кардиналов Римской Католической Церкви на конклав для избрания преемника почившего Папы. Днем начала выборов стал день 19 июня. Сама процедура выборов складывалась веками и имеет свои традиции. Вначале кардиналы присягают в том, что они сохранят в тайне все сведения, связанные с избранием Папы. После присяги раздаются три удара колокола конклава, и все посторонние лица покидают Сикстинскую капеллу, где проходят выборы. Вплоть до момента избрания Папы кардиналам под страхом отлучения от сана запрещается получать из внешнего мира любые печатные документы и письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1956 г. по приглашению Страсбургского архиеп. Ж. Ж. Вебера К. преподавал богословие на теологическом фак-те Страсбурга; оставался там до ухода на пенсию (1968). В 1959 г. К. опубликовал сборник статей «Большой мир, мой приход: Истина и возможности спасения» (Vaste monde, ma paroisse: Vérité et dimension du salut), посвященный таким богословским темам, как замысел Божий, мистическое Тело Христово, грех, проблемы зла и смерти. В 1960 г. вышел 1-й том, в 1963 г.- 2-й том большого историко-богословского исследования «Предание и предания» (La Tradition et les traditions), в к-ром К. изложил взгляд на различные аспекты Предания (Traditio) Церкви, обосновав возможность изменения некоторых сторон церковной жизни в соответствии с совр. нуждами христианской общины. Это исследование К. сыграло важную роль при подготовке многих документов Ватиканского II Собора , созванного папой Римским Иоанном XXIII для обновления католич. Церкви (см. «Aggiornamento» ). Папа Иоанн XXIII, избранный на Папский престол в 1958 г., в 1944-1953 гг. был нунцием во Франции и хорошо знал работы и публикации К. В 1960 г. папа назначил его и теолога-иезуита пресв. А. де Любака консультантами богословской подготовительной комиссии Собора, о чем К. узнал из сообщения в ж. «La Croix». Участие К. в подготовительном периоде Собора было минимальным, т. к. возглавлявший богословскую подготовительную комиссию кард. Альфредо Оттавиани был противником «новой теологии» и одним из инициаторов преследований теологов-«прогрессистов». С началом 1-й сессии Собора в окт. 1962 г. К. был назначен экспертом (peritus) Собора, однако смог приступить к работе лишь в марте 1963 г., в т. ч. по причине занятости издательской деятельностью. В это время выходит неск. его книг, в т. ч. своего рода учебник богословия «Вера и богословие» (La foi et la théologie), сборник выступлений и докладов за 1945-1954 гг. «Пути Бога Живого» (Les voies du Dieu vivant), собрание статей «Евангелизация и цивилизация как задачи, стоящие перед священством и мирянами» (Sacerdoce et Laïcat devant leurs tâches d " évangelisation et de civilisation), ставшее уточнением и дополнением соч. «Заметки по богословию мирян» (1953).

http://pravenc.ru/text/1841884.html

Ибо я знаю, кто ты и кто я. По положению-ты мой брат, по характеру-мой отец. Поэтому не мне приказывать, но я только пытался указать на то, что считаю желательным… Я сказал, чтобы ты не употреблял такой титул (то есть «вселенский епископ»), когда пишешь ко мне ли или к кому-нибудь другому. Но теперь в своем последнем письме ты, несмотря на мое запрещение, опять обратился ко мне с гордым титулом универсального (вселенского) папы. Я прошу твою Святость, кого я так люблю, больше этого не делать… Я не считаю для себя честью ничего, что лишает моих братьев подобающей им чести. Честь моя есть честь Вселенской церкви, честь моя есть объединенная сила моих братьев. Тогда и только тогда я истинно почтен, когда никто не лишается чести, справедливо ему принадлежащей. Но если твоя Святость именует меня универсальным (вселенским) папой, то ты отрицаешь, что сам ты есть то же, что ты приписываешь мне, — универсальный (вселенский). Запрети то Бог! Да будут далеки от нас титулы, которые надмевают человеческую гордыню и ранят любовь».    После смерти Иоанна Постника (595) его преемник Кириак (596—606) продолжал употреблять титул «вселенский патриарх», и император Маврикий прямо повелел папе прекратить спор. Однако, каковы бы ни были недоразумения, этот эпизод предоставил святому Григорию подходящий случай выразить экклезиологию и богословие епископата, которых как раз и придерживался православный Восток относительно папских претензий позднейшего периода церковной истории.    Вероятно, было бы преувеличением говорить, подобно Гансу Кюнту, что Григорий I «решительным образом перестроил авторитарную концепцию примата, которой придерживались его предшественники Виктор и Стефан, Дамас, Иннокентий, Лев и Геласий», и что его следует сравнивать с папой Иоанном XXIII. Ни Григорий, ни Иоанн XXIII в действительности не были в оппозиции взглядам, преобладавшим у их современников. И сам Лев Великий не был вполне последователен в своем утверждении «апостольских» привилегий Рима. Но правда и то, что зарождавшаяся папская экклезиология, выраженная в Decretum gelasianum, была чужда святому Григорию Великому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

В 1967 году в духе реформы значительно возросла роль Папского государственного секретариата, ставшего первостепенным по значению органом Ватикана, который координировал работу всех конгрегации, секретариатов и комиссий, куда тянулись нити этих учреждений. Кардинал-государственный секретарь (или: кардинал-статс-секретарь) стал теперь уже подлинным премьер-министром. Свою прежнюю приоритетную задачу - заниматься внешними вопросами (иностранными делами) он перепоручил секретарю, возглавляющему Совет по церковным общественным делам, находящийся в персональном объединении с Государственным секретариатом. Этот последний орган одновременно принял на себя и функции Конгрегации по чрезвычайным делам церкви. Во время понтификата Павла VI Ватиканское государство по своему существу продолжало оставаться монархией, основанной на пожизненных выборах, в которой папа олицетворял всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Ближайшим сотрудником папы Павла был кардинал-государственный секретарь француз Жан Вийо. За ним следовали два его заместителя: возглавлявший внутренние дела церкви Джованни Бенелли и возглавлявший внешние дела архиепископ Агостино Казароли. Бенелли раньше был секретарем кардинала Монтини, а Казароли был выдвинут в число руководителей курии Иоанном XXIII: с 1961 года он - заместитель секретаря Конгрегации по чрезвычайным делам церкви, а с 1967 года, будучи титулярным епископом, стал секретарем созданного тогда Совета по церковным общественным делам. Личным секретарем и доверенным лицом Павла VI был священнослужитель левого направления Паскуале Макки. Реальные решения принимались в курии «триумвиратом»: Павел VI - Бенелли - Казароли. Правое крыло здесь представлял Бенелли, а левое - Казароли, в то время как папа был сторонником «среднего пути». Усилился и международный характер персонала курии. В момент смерти Иоанна XXIII количество служащих в ней составляло 1322 человека, из них 749 итальянцев; в 1973 году число служащих возросло до 2260 человек, а итальянцев среди них было только 573. Однако наиболее важные позиции по-прежнему занимали итальянцы либо же в их руках был надзор. Так, например, две трети личного состава Государственного секретариата составляли итальянцы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441713/

отчет комиссии см.: Ioannis Gersonii Opera Omnia. Hagae Comitum, 17282. T. 5. Col. 639; 51 отзыв «против» и 24 отзыва «за» опубликованы: Ibid. Col. 719-1010; в рукописях имеются дополняющие эту публикацию указания имен авторов отзывов, к-рые при публикации не были известны; см.: ACConstanc. Bd. 4. S. 244-246). Это усилило позиции бургундской партии; ее представителям удалось добиться проведения публичного диспута (contestatio litis), в ходе к-рого франц. позицию защищали кард. П. д " Айи и Жерсон, а бургундскую позицию - францисканец Жан де ла Рош († 1434) ( Mansi. T. 28. Col. 807-808). Еще одним успехом бургундской партии стало издание кардиналами Дж. Орсини, А. Панчьерой и Ф. Забареллой, к-рым Иоанн XXIII поручил рассмотрение дела в 1414 г., постановления (judicium) об отмене решения Парижского Собора на том основании, что местный епископ (в данном случае - утвердивший решение епископ Парижа) не вправе выносить окончательного суждения о «деле веры», а обязан направить его на рассмотрение папы Римского или вселенского Собора католич. Церкви (Ibid. Col. 813-821). Однако сторонники франц. партии немедленно оспорили это постановление, заявив, что кардиналы не имели права решать дело, т. к. делегированные им Иоанном XXIII полномочия потеряли силу после его низложения. Представители обеих партий подавали многочисленные записки и апелляции, адресованные рассматривавшей дело комиссии и К. С. в целом; к нач. 1417 г. всякая надежда на достижение компромисса была потеряна и заинтересованные стороны признали, что из-за политической сложности дела принять окончательное решение по нему на К. С. невозможно и нежелательно (подробнее см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 95-115). III. Дело Иоганна Фалькенберга. В заключительный период работы К. С. был вынужден вновь вернуться к вопросу о допустимости убийства тирана в связи с делом принадлежавшего к ордену доминиканцев магистра теологии Иоганна Фалькенберга (о нем см.: Boockmann. 1975), автора памфлета «Сатира против ересей и прочих гнусностей поляков и их короля Ягелло» (Satira contra hereses et cetera nephanda Polonorum et eorum regis Jaghel; текст см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Папа Пий VI (1775–1799 гг.) — последний папа «старого режима». Его исключительный по длительности понтификат (24 года) завершился уже в условиях Французской революции, которая вызвала его активное противодействие. Однако в 1798 г. французы оккупировали Рим и изгнали папу. Папа Пий IX (1846–1878 гг.) в 1854 г. провозгласил католический догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. В 1864 г. опубликовал «Силлабус» — перечень общественно-политических заблуждений, подрывающих учение Католической Церкви (социализм, атеизм, рационализм, требование свободы совести и т.д.). Он созвал I Ватиканский Собор 1870 г., провозгласивший догмат о папской непогрешимости в делах веры и морали. В том же году окончательно потерял Папскую область, ликвидированную революционным движением. II Ватиканский Собор (1962–1965 гг.) был созван папой Иоанном XXIII для осовременивания (т.н. аджорнаменто) Церкви. Создал новую концепцию церковной жизни — не власть над таинствами, но служение людям. По смерти Иоанна XXIII это направление Собора продолжил папа Павел VI. Особый акцент был сделан на экуменических отношениях и сближении с Православной Церковью: 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (Константинополе) были разорваны грамоты взаимных проклятий между Западной и Восточной Церквами, после чего с кафедры Иоанна Златоуста предстоятели обеих Церквей прочли совместную декларацию о прекращении схизмы. Глава 16. Учение о спасении. Введение в сотериологию Цель и смысл христианской жизни — обожение Богообщение было естественным состоянием человека в раю. Это видно из тех немногочисленных строк первых глав книги Бытия, где говорится об общении Бога и человека. Даже после грехопадения Господь не оставляет человечество, зачастую первым выступая инициатором этого общения на протяжении всей человеческой истории. Это видно на примере жизни многих праотцов, отцов, пророков, проповедников, апостолов и многих святых. Логос, сотворивший мир, не оставлял человечество своей премудростью и божественным детовождением до тех пор, пока по благоволению Бога Отца не воплотился в Богочеловеке Иисусе Христе для спасения человека от смерти, тлена и первородного греха; для дарования ему благодати усыновления, обожения и вечной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

1148 О соборе у Льва Алляция, De consens. 664, 555–558. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, V, S. 609. – Δημητρακοπουλος , ρϑοδοξος λλας, ν Λειψ, 1872, 30: упоминает о Диалоге Анхиала, на основании Müller " а, Catalog. manuscrits Grecs de la bibliotheque de l’Escurial, Paris, 1848, p. 503 (список диалога хранится в Эскуриале). – Соч. Этериана прот. греков: Этериана: s. I. CCII, 231. 1149 См. рассказ анонимного писателя у Алляция (De consensu, р. 694, 695) о том, как 13 монахов после трехлетнего заключения в тюрьме, за отказ принять латинскую веру, были замучены: одни были привязаны к конским хвостам, а другие вместе с игуменом Иоанном сожжены на костре. 1150 В реферате нунциев времясчисление флорентийское, начинающее новый год с Благовещения, поэтому январь 1233 года, обозначенный у нунциев, соответствует январю 1234 года нашего счисления. 1153 Сведения об этом соборе сохранились в отчете или записи нунциев напеч. у Манси, XXIII, 279–319 и Гардуина, VII и в сочинениях патриарха Германа: 1) πντησις πρς τν μολογαν το ππα Γριγοριου κα πρς τος π’κενου σταλντας φρεμενουρους περ τς εκπρεσεως το γου Πνεματος (Издано в Венеции в 1796 г. вместе с хроникой Францы); 2) Два послания на остр. Кипр (Colelerii, Monumenta eccl. Graecae II 462–482); 3) Λγος περ τς εκπορεσεως το γου Πνεματος; 4) Περ ζμων πρς Θεδορον (τινα) Στουδτην (Рукоп. Парижск. библ. 1295); 5) Περ το καϑορτηρου πυρς; 6) Περ το βαπτσματος (упом. Алляцием, De consens. p. 712); 7) μολογα τς ’ντως ληϑος πστεως к монахам монастыря Иоанна Предтечи τε οκ πειϑοντο τος δγμασι τν Λατνων. (В рукописи Московск. Синодальной библ. 208), и 8) Послание к латинскому Константинопольскому патриарху (Рукоп. библ. св. Марка в Венеции, 575). См. Димитракопула (ρϑοδ. λλας), стр. 39–47. – Migne, Patr. CXL, 593–602 (по Fabric. XI, 162–171). – Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi, 1873, II, 5. 1155 О Лионской унии: статья в l’Union Chretienne 1861. – Иеромон. Владимира (Никольского) Лионская уния. Правосл. Обозрение, 1867, XXIII, XXIV. – Hefele, Conciliengesch. VI, 1867, стр. 103–147. – Raynaldi, Annales ecclesiast.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Систематика Кодекса канонического права 1917 г. по-прежнему тесно связана с классическим трехчастным делением римского права: Personae – res – actiones (лица – вещи – действия) 109 . Однако сегодня такое деление представляется малопригодным для выражения связи между канонической нормой и церковным таинством. Например, тот факт, что юридические нормы касательно таинств отнесены к разделу De rebus (О вещах), уже давно воспринимается как недопустимый. Кроме того, если неверно рассматривать Кодекс 1917 г. просто как юридическую проекцию политической программы централизации власти (программы, направленной на удушение любых форм законного плюрализма в Церкви), то в то же время невозможно отрицать справедливость критического замечания, высказанного Ульрихом Штутцем 110 . C точки зрения протестантского канониста, Codex iuris canonici 1917 г., с одной стороны, находится под столь сильным влиянием I Ватиканского Собора, что может быть назван Ватиканским каноническим правом (Vatikanisches Kirchenrecht). С другой стороны, прилагая к Церкви социо-философское понятие societas perfecta (совершенного общества), законодатель в конечном счете сводит конституционное право к организации публичной церковной власти, а само каноническое право – к праву, существующему почти исключительно для духовных лиц (ein fast ausnahmsloses Geistlichkeitsrecht). Тем не менее достоинства канонической кодификации Пия-Бенедикта таковы, что лишь сорок лет спустя серьезно задумались над его модернизацией. А именно, с тех пор, как 15 января 1950 г. папа Иоанн XXIII объявил о созыве в ближайшем будущем римского диоцезального синода и вселенского собора 111 . б) Кодификация 1983 г. Ровно через двадцать четыре года после этого заявления, 25 января 1983 года, папа Иоанн Павел II принял новый Кодекс канонического права для латинской Католической Церкви. Между этими двумя датами состоялся двадцатый вселенский собор, учение которого вдохновило новую реформу канонического права. Сам Генеральный секретарь Второго Ватиканского собора Перикле Феличе позднее был призван возглавить Папскую комиссию по пересмотру кодекса канонического права (Pontificia Commissio Codici Iuris Canonici Recognoscendo), учрежденную 26 марта 1963 г. папой Иоанном XXIII и первоначально состоящую только из кардиналов .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

XIX в. и до II Ватиканского Собора. В дальнейшем собеседования между Московским Патриархатом и Римско-католической Церковью попеременно проходили в Италии и СССР: в Бари (1970), Загорске (ныне Сергиев Посад; 1973), Тренто (1975). Н. активно способствовал обмену визитами офиц. делегаций между Московским Патриархатом и Римским престолом. Об особом интересе Н. к католич. Церкви свидетельствует выбранная тема его научной работы на соискание ученого звания магистра богословия - личность папы Римского Иоанна XXIII. Двухтомная диссертация объемом в 657 машинописных страниц включала 5 глав: жизнь буд. папы до вступления на Римский престол, его понтификат, социальная, миротворческая деятельность, роль папы в организации II Ватиканского Собора. Будучи правящим архиереем Ленинградской епархии, Н. посчитал некорректным защищать диссертацию в Ленинградской ДА и представил работу в МДА. 15 апр. 1970 г. решением Ученого совета МДА (из 18 голосовавших только один был против) Н. присуждена ученая степень магистра богословия. В 1984 г. работа «Иоанн XXIII, Папа Римский» издана в Вене на русском языке с предисловием кард. Франца Кёнига, а в 1988 г. опубликована в СССР. Договоренность о проведении новых переговоров была достигнута во время IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Уппсале (в июле 1968) на встрече Н. с архиеп. Иоанном (Шаховским) и др. представителями Американской митрополии. В 1969 г. состоялись 3 раунда переговоров между делегацией Московского Патриархата во главе с Н. и делегацией Американской митрополии во главе с еп. Киприаном (Борисевичем): в Нью-Йорке (янв.-февр., предварительные консультации), Женеве (авг.) и Токио (нояб.). По воспоминаниям прот. Шмемана, переговоры были чрезвычайно трудными, «иногда болезненными и не однажды оказывались на грани срыва. И я должен сказать со всей ответственностью, что каждый раз переговоры спасало безраздельно искреннее желание митрополита Никодима не потерять возможность достижения согласия между нашими Церквами» (Там же. С. 183). Сторонам удалось прийти к соглашению о даровании Московским Патриархатом Американской митрополии статуса автокефалии при одновременном отказе митрополии от притязаний на Японскую Православную Церковь (в 1947 в Японии была создана епархия Митрополичьего округа, в которую вошла большая часть правосл.

http://pravenc.ru/text/2565592.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010