17). Ее согласие стать Матерью Воплощенного Слова имело решающее значение: «Если бы Она не уверовала и не изъявила согласия, то не мог бы быть приведен в действие совет Божий относительно нашего спасения… Как без участия [Трех Божественных Ипостасей] решение о Воплощении не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры [предвечный] совет не мог бы быть осуществлен» (In Annunt. 4). Пресв. Дева мыслится Н. К. как неразрывно связанная, неразлучная со Христом: от Нее Им воспринято человечество, «никто никому не был так близок, как Дева Спасителю» (In Dorm. 11). Как Христос страдал, умер и воскрес, так и Она умерла, как и Ее Сын, и затем воскресла, разделив с Ним полноту жизни: «Так как Она первой стала причастна смерти Спасителя, то прежде всех стала и участницей Его Воскресения» (Ibid. 12). Вместе со Христом Пресв. Богородица царствует на Небесах, с душой и телом: «Надлежало, чтобы сия всесвятая душа разрешилась от всесвященного тела. Она разрешается и соединяется с [Душой] Сына, с Первым Светом - второй. Тело же по кратком пребывании в земле и само вместе [с душой] удалилось [отсюда]. Надлежало Ей пройти по всем путям, по которым прошел Спаситель, воссиять живым и мертвым, в полноте освятить естество и снова получить подобающее место» (Ibidem). Н. К. и исихазм Несмотря на то что Н. К. был тесно связан с одним из главных защитников учения свт. Григория Паламы той эпохи - имп. Иоанном VI Кантакузином (что почти автоматически относило его к лагерю паламитов: Plested. 2012. P. 101), а также с самим свт. Григорием и его соратниками, принадлежность Н. К. к сторонникам исихазма, некогда воспринимавшаяся как нечто само собой разумеющееся (ср.: Мейендорф. 2001), в последние десятилетия XX и в нач. XXI в. стала предметом дискуссий. Одни исследователи считают Н. К. антипаламитом (И. Димитракопулос, И. Полемис); другие, напротив, отстаивают исихастский характер богословия и аскетики Н. К., хотя и принимают во внимание оригинальные и даже проблемные моменты его учения (М.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

18–12 ст. Славное состояние Церкви Христовой здесь изображается такими чертами, которые скорее могут быть отнесены к открытию царства славы после кончины мира и второго пришествия Христа на землю. Подобными же чертами это Царство славы изображается св. ап. Иоанном в Апокалипсисе (XXI, 23–27), Слова пророка: малый будет в тысящи (от малого произойдут тысячи), а малейший во язык велик (а от малейшего великий народ): Аз Господь по времени соберу их (Я, Господь, в свое время соберу их) указывают на то, что при конце мира после всеобщего воскресения и страшного суда все праведники, в разное время и в разных местах подвизавшиеся на земле, собраны будут Господом в один бесчисленный сонм и вот тогда-то малое вначале стадо Христово явится как многочисленный народ, тогда-то малый и будет в тысящи, а малейший на язык велик. Глава LXI-я. Пророчество о Помазаннике Господнем и благодатном Его служении Пророк говорит от лица Самого Иисуса Христа, что на Нем чрез помазание опочил Дух Божий для того, чтобы благовествовать нищим. Бог Отец послал Иисуса Христа в мир для того, чтобы уврачевать людей, имеющих сокрушенное сердце, проповедовать пленникам свободу и слепым прозрение, объявить наступление благоприятного времени Господня и дня воздаяния, утешить всех сетующих, даровать оплакивающим Сион радость вместо печали, елей радости вместо плача, славное украшение вместо унылого духа. Верующие в Иисуса Христа, приобщившись к спасительным плодам Его пришествия, будут именоваться родом праведным и будут походить собою на прекрасный сад, украшенный плодами благочестия и добродетелей (1 – З ст.). Они постепенно будут расселяться на земле, даже займут собою такие пустынные места, в которых никогда не было жизни. Члены Церкви Христовой будут иметь в качестве руководителей новых пастырей (не ветхозаветных) и в своем великом звании христиан, как людей святых, оправданных Христом, удостоятся особенной близости к Богу. Эта славная участь их естественно будет вызывать в сердцах их великую радость (4–7 ст.). Все это совершится по требование правосудия Божия и для прославления Бога (8–9 ст.). Созерцая такое славное состояние и вечное духовное веселие верующих членов новозаветной Церкви, пророк сам восторгается великою духовною радостью и из глубины переполненного сердца поет от лица их победную песнь Богу (10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1. Святой апостол Андрей Первозванный был родом из галилейского города Вифсаиды, что на берегу Генисаретского озера. По занятию рыбак, он был одним из первых учеников Спасителя. Последовал он за Христом по указанию Иоанна Крестителя и привел к нему еще своего брата Симона (Петра). О жизни и деятельности первозванного апостола сохранились только позднейшие сказания, по которым он представляется проповедующим в Каппадокии, Вифинии, вообще по восточным и северным берегам черного моря и в Скифии. По преданию Русской Церкви он был в Херсонесе Таврическом и по Днепру дошел до гор Киевских, поставил здесь крест и предсказал, что на этих горах будет большой город и «церкви многи Бог воздвигнути имать». Проповедовал он также во Фракии, основал Церковь в городе Византий, где епископом поставил своего ученика Стахия. Мученическую кончину принял в греческом городе Патрасе (в Ахаии), где его распяли на кресте. Личность святого апостола Андрея была особо почитаема в Российском государстве. Император Петр Великий в качестве высшей государственной награды учредил орден Андрея Первозванного. На рубеже XX-XXI веков достоинство этого ордена было восстановлено. 2. Святой апостол Петр – брат Андрея, также рыбак, был одним из ревностных учеников Спасителя, поэтому вместе с апостолом Павлом носит в Церкви название Первоверховного. Он был уже женат, когда Господь призвал его к апостольству. Он вместе с Иаковом Заведеевым и Иоанном Богословом был свидетелем воскрешения дочери Иаира, Преображения Господня и молитвы в саду Гефсиманском. Апостол Петр принял на себя труд распространения христианства между иудеями. После сошествия Святого Духа апостол Петр проповедует учение Спасителя иудеям палестинским, и только по особенному внушению Божию обращает ко Христу одно языческое семейство. В 44 г., когда ему в Иерусалиме угрожала смерть от Ирода Агриппы, апостол Петр, освобожденный Ангелом из темницы, оставил на долгое время Иерусалим. В это время апостол проповедовал в соседних с Иерусалимом провинциях и особенно в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2215 Об этой эволюции, начавшейся в IV веке, см. у Bayet, Recherches, 44–47, 53-S6, u мoю кн. Ravenne, 36–38, 40–42. 2219 Aed., 178–179; P. Silent., 617– 647; Ps.-Cod., 141; Ср. Salzenberg, 89–94, и главным образом Lethaby & Swainson, 235–247. 2221 Ср. воспроизведения, помещенные в соч. Lemhaby u Swainson " а на стр. 244–245 и у Salzenberg " а, табл. IX, XVI, XXI и XXII. 2228 Пал. Силенц., Dcscrip. Ambonis. Отрывок, переведенный в первый раз в сочинении Зальценберга (т. XXIII-XXXI), недавно воспроизведен Lemhaby u Swainson " ом, стр. 54–60. 2250 Aed., 187–190; Ps.-Codin., De S. Sophia, 147–148; Constantin le Rhodien, Descr. de l " église des Saints Apôtres (éd. Reinach et Legrand) u koммehmapuu к нему Рейнаха, стр. 62–69. Ср. Choisy, Hist de 1 " architecture II, 51–53. 2278 Id. Но еще раньше Павел Силенциарий высказал, что Юстиниан этим благочестивым делом уже при жизни открыл себе путь на небо (307–309). 2281 Couret, L,a Palestine sous les empereurs grecs; Олтаржевский, Палестинское монашество с IV до VI beka, u Usener, Der heilige Theodosios. 2284 Жизнеописание Мены имеется в A. Ss., Aug., т. V, стр. 169; Житие Евтихия помещено в Patr. Gr., т, 86, стр. 2273 и сл. 2289 См. у Marin, Les moines de Constantinople, стр. 38 и сл.; в особенности же много отдельных фактов, приводимых Иоанном Ефесским в его Комментариях. стр. 167–171, 102–103, 178–179, 69 и сл. 174–176. 2305 См. особенно Nov. 5 (535 г.), 133 (539 г.), 123 (546 г.). См. превосходное сочинение W. Nissen " a, Die Regelung des Klosterwesens im Rhomäerreiche, Hamburg, 1897. 2310 См. хризобуллу, пожалованную Юстинианом настоятелю синайскому, в которой говорится об этой «божественной и священной горе, славной делами и добродетелями святых» (P. G., 86, I, 1149 и сл.) и надпись, касающуюся основания монастыря (С. I. G., 8634). 2311 Aed., 328, 253–254, 327, 339, u Diehl, Une charte lapidaire du VI siècle (C. R. de l " Acad. des Inscrip., 1894, 383–393). 2313 Относительно первых монастырей, основанных в Константинополе. см. Pargoire, Les débuts du monachisme à СР., (Rev. des quest, hist., янв. 1866, 67–119).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

3. Но то, скажешь, были апостолы. Что же из того? Не находились ли они в одинаковых с тобою обстоятельствах? Не в обществах ли жили? Не ту же ли несли участь, не занимались ли ремеслами? Разве ангелы они были? Разве с неба сошли? Но, скажешь, они имели дар чудотворения. Но не по чудотворениям они сделались сами чудными. И долго ли эти чудеса будут служить для нас прикрытием нашего нерадения? Посмотри на целый сонм святых, просиявших не чудесами. Многие изгоняли даже бесов, но потому, что творили беззаконие, не только не сделались чудными, но еще подверглись и наказанию. Что же такое, спросишь, соделало апостолов великими? Пренебрежение богатства, презрение славы, свобода от житейских попечений. Если бы не имели они этого, но оставались рабами страстей, то хотя бы и тьмы мертвецов воскресили, не только бы не принесли никакой пользы, но сочтены были бы еще и обманщиками. Итак, одна жизнь блистает всюду; ею только привлекается и благодать Духа. Какое знамение сотворил Иоанн, привлекший к себе многие города? Что он не чудодействовал, о том послушай евангелиста, говорящего: яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго (Иоан. X, 41). Отчего и Илия соделался чудным? Не от дерзновения ли пред царем? Не от ревности ли по Боге? Не от нищеты ли, не от милоти ли, пещеры и гор? Чудеса сотворены им уже после всех этих подвигов. Чудом ли каким Иов изумил дьявола? Никаких чудес не творил он, а показал блистательную жизнь и терпение, тверже адаманта. Какое знамение сотворил Давид, находясь еще в юности, когда Бог сказал о нем: обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему (Деян. XIII, 22)? И Авраам, Исаак, Иаков воскресили ли кого из мертвых? Очистили ли кого от проказы? Знаешь ли, что дар чудотворения, при нашей беспечности, может часто даже вредить? Так многие из коринфян впали в расколы; многие из римлян возгордились; Симон извержен, и пожелавший идти за Христом оказался недостойным, услышав, что лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда (Лук. IX, 58). Все они, желая себе от чудотворения или денег или славы, отпали и погибли. Но ревностная жизнь и любовь к добродетели не только не рождают такого желания, но, если бы оно и было, истребляют его. И что говорил Христос, когда изрекал законы ученикам Своим? Сказал ли: творите чудеса, чтобы видели человеки? Совсем нет! Так что же? Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрыя дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Матф. V, 16). И Петру не сказал: если любишь Меня, то твори чудеса; но — паси овцы Моя (Иоан. XXI, 17). И если его с Иаковом и Иоанном Господь всегда предпочитал прочим апостолам, то скажи мне, за что такое предпочтение? За чудеса ли? Но все они одинаково очищали прокаженных, воскрешали мертвых; всем равно Господь дал всякую власть. В чем же было их преимущество? В душевной доблести. Итак видишь, везде потребна жизнь и явление дел. От плод бо их, говорит Господь, позн а ете их (Матф. VII, 16).

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

43 Serm. 3, р. 3. Всех возрожденных во Христе знамение креста соделывает Царями; а помазание Св. Духа освящает во священников». 45 Тайновод. поуч. 3. §§. 6. 7. Говоря о таинстве миропомазания, он поучает: «сохраните его непорочно: ибо оно само учит вас о всем, как вы слышали от блаженного Иоанна, так много любомудрствующего о сем помазании. Оно есть святость, духовное охранение телу и спасение душе». 48 In Ер. 1. Iolhan. tract. 3. §. 5. «Духовное помазание есть самый Св. Дух; его таинство состоит в помазании видимом». 56 У Фотия, в его библиотеке. Беседа на притчу о Блудном сыне: ς γρ εν τ δι τς βαπτσματος παλιγγενεσφ χα ςολ α σφραγς δωρες πνεματος αγς· ατω χα εν τ δι τς μετνοιας φαγγενσει… Сод. 271. р. 1439. 58 Seluaggio Antiquit. lib. III. cap. 6. §. 5. Marten. de antiq. Ecclesiae ritib. lib. 1.· cap. 2. 65 Толков. на Посл. к Рим. гл. 6. «Все мы, по преданному чину церкви крещены в водах сих видимых и· с хризмою видимою». Смотр. выше. 72 Contr. Lucif. cap. 4. «Quodsi obloqueris, quare in Ecclesia paptisatus nisi per manus Episcopi non accipiat Spiritum Sanctum, quem nos asserimus, in vero baplismate tribui: disce hanc obserualionem ex ea auctoritate descendere, quod post ascensum Domini Spiritus S. descendit. Multis tamen in locis id esse factum reperimus ad honorem potius sacerdotii, quam ad legis necessitatem.» 79 Прав. 2. «Еретиков, находящихся в смертной опасности, если они желают быть Православными, можно запечатлевать миром и благословением и пресвитерам, если нет Епископа». 80 Прав. 16. « Желая спасения душам всех, мы позволяем пресвитерам служить хризмою еретикам, лежащим на одре и отчаянным, если сии пожелают скораго обращения...». 84 Сие позволение дано было Папами: Иоанном XXI, Евгением IV, Николаем IV, Львом Х, Урбаном V, Адрианом VI, Венедиктом XIV, Пием VII и др. (Gau dissert. de ualor. man. impos. atq unct.). 106 Апост. Пост. книг. 7. гл. 44. « После крещения во имя Отца и Сына и Св. Духа помазывает (священник) миром, говоря: Господи Боже самосущий, над которым нет иного Господа, но ты Господь всего, ты который преподал благоухание Евангелия для всех народов, соделай и ныне, чтобы сие помазание миром было действенно в крещенном, чтобы благая воня Христа твоего пребывала в нем постоянно святою, и чтобы умерший со Христом, с ним совоскрес и сооживился,» и другое сему приличное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

66 Например: Книга о церковной иерархии. Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 9246 (с толкованиями Георгия Пахимера (1240–1310) и примечаниями преп. Максима Исповедника ). 67 Например: в Эдессе или соседней области (Westcott). Первым цитируем Corpus Север Антиохийский в 513 году. 68 Например: сирийская анафора с именем Св. Дионисия Ареопагита . 69 См., например: Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви. Т. IV. Петроград, 1918. С. 376. 70 См. подробнее: Edmund Bishop. Appendix к Texts and Studies. Vol. VIII, 1. C. 112. 71 Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. Т. 1, С. 75. 72 Ibid. С. 72. 73 Ibid. С. 109. 74 Интересно, что в некоторых списках греческой Литургии св. Иакова, молитва «при внесении св. Даров» надписывается именем Дионисия Ареопагита ; «Вступив на страшный помост Твой, Господи, мы ужасаемся, приступая к святой трапезе Твоей, и, находясь близ страшного Твоего седалища, трепещем и содрогаемся членами, принося неприступную жертву… Посему мы страшимся и трепещем от страха». Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 162, прим. Подробнее о ней: Петровский А. Апостольская Литургия Восточной Церкви. СПб., 1897. С. 37–39. 75 Woodbrooke Studies. С. 100. 76 Ibid. С. 90–91. 77 Ibid. С. 93. 78 Гомилия XXI (с). Texts and Studies. С. 57. 79 Ibid. С. 149. 80 По мнению С. Епифановича , известные под именем Преп. Максима Исповедника . Если Иоанна Скифопольского можно отождествить с Иоанном III Схоластиком, Константинопольским патриархом (565–577) ( Соколов И. Православная Богословская Энциклопедия. Т. VII, столб. I), при котором была введена, а, по мнению еп. Порфирия Успенского (Первое путешествие в Афонские монастыри II, отд. I. С. 452–453), которым была составлена Херувимская песнь, то влияние Corpus’a становится очевидным. 81 «Диаконы выносят это приношение, или символ приношения, которое они помещают на страшном алтаре… Мы должны думать о Христе, ведомом в это время на страдание»… «Мы должны думать, что диаконы, несущие евхаристический хлеб для жертвоприношения, представляют образ невидимых сил… Когда они полагают хлеб на святом престоле… мы думаем о Нем, как помещенном в гробнице после страстей. Вот почему диаконы, распространяющие на престол покровы, представляют ими погребальную плащаницу». Феодор. Woodbrooke Studies. С. 85, 86; Нарсай, «Будем взирать на Иисуса, ведомого на смерть за нас». Поставление Даров на престол – символ погребения. Диаконы – ангелы, охраняющие страшную тайну Царя царей. Texts and Studies. С. 34; 55–56; Песнь «Да молчит всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом…» – введенная в употребление, вероятно, более или менее одновременно с Херувимскими песньми «Иже херувимы» (по Кедрину в 573 г.) и «Ныне силы небесные» (в 615–620 гг.). О неправильном понимании Великого входа, см. Евтихия Константинопольского († 582). Слово о Пасхе и Евхаристии. Собрание древних литургий. Вып. 4. С. 65.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

70 Сохранилось предание, что вдова великого князя Дмитрия Донского заказала икону в память мужа с изображением Архистратига Михаила. Однако А. И. Яковлева считает, что заказ этой иконы, стоящей в местном ряду иконостаса Архангельского собора, и ее идейное содержание связаны с митрополитом Киприаном (см.: Яковлева 2002). 73 Эти плащаницы имеют много общего не только и технике шитья, но и в композиции (сокращенный «исторический» вариант с Богоматерью, Иоанном Богословом и множеством ангелов) и в деталях (светила, звезды, киворий), и, главное, – в художественных особенностях изображений изящных тонких фигур. Наиболее ранней считается так называемая «Голубая плащаница» начала XVb., являющаяся, по-видимому, вкладом в Троице-Сергиев монастырь великого князя Василия I (Сергиево-Посадский музей, инв. 2437, см.: Маясова 1971 (1). С. 9–10. Ил. 2; Средневековое лицевое шитье 1991. С. 10, кат. 6). Вкладом Василия I Л. Д. Лихачева считает и плащаницу Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ, инв. ДГТ-281, см.: Лихачева 1995. С. 103–107). На плащанице Софийского собора есть вкладная надпись 1456 г. о вкладе ее великим князем Василием II (Новгородский музей, инв. см.: Николаева 1971. С. 8. 10–11, 36, табл.21:73). Ко второй половине XV в. относят четвертую плащаницу, из музея Штиглица, где у гроба вышиты еще Никодим и Иосиф (ГРМ, инв. ДРТ-280). 74 ЦМиАР, инв. 800–11. На палице имеется надпись о вкладе ее в Спасо-Андроников монастырь в 1439 г. невесткой Владимира Храброго (см.: Маясова 1970). 75 См.: Средневековое лицевое шитье 1991. Кат. 8 и 23 (греческая епитрахиль начала XV в. митрополита Фотия и южнославянская епитрахиль XVI в.). Многочисленные примеры см. также: Millet 1925. Tab. V, XXI, XXXVII. Переплетающиеся круги встречаются и в других видах искусства, например в серебре и мелкой пластике (см.: Николаева 1976. С. 73, ил. 29; Рындина 1978. Ил. 47). 78 ГИМ, инв. РБ-1 (См.: Маясова 1971 (1). С. 10–11, ил.5:6). Куда был вложен воздух, поступивший в музей из частной коллекции П.И. Щукина, неизвестно. Можно лишь предполагать, что это был кремлевский Спасский монастырь, где великая княгиня уже «в черницах» через десять лег, в 1399 г., была похоронена, или Андроников монастырь, также посвященный Спасу, откуда начинало свой путь войско Дмитрия Донского (см.: Маясова 1970. С. 491; Маясова 1971 (1). С. 10–11, ил.5:6).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

«Orationes adversus Arianos», Or. IV n. 35; S. Hilarius Pictaviensis «De Trinitate». lib. VI; Isidore of Pelusium. epistola. 238. 225 «Враги Церкви будут восставать на нее; ... но решительно не одолеют ей. Долго ли? – Без сомнения, до скончания века. Ибо если бы могли одолеть когда нибудь то Провидящий времена до вечности, не мог бы сказать решительно, что не одолеют» («Слова синодальн. члена Филарета, митроп. московск.» Изд. второе 1848 г. Част. II, стр. 35). 235 Свидетельства, из св. Писания, на коих безпоповцы стараются утвердить свое лживое учение о прекращении св. Церкви, св. таинств и священноначалия во времена антихриста, собраны и рассмотрены в книге митрополита Григория (Постникова) : «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь ». (Часть I., стр. 41–46: 51–56; 230–236. изд. 1856 г.). 237 S. Ambrosius Mediolanensis. Opp. T. I. «In Expositionem evangelii secundum Lucam». lib. VII. pag. 1431. 239 Hom. de captive Eutropius n. 6. Conf. in Ephesios. hom. VII, n. 2, in Hebræos. hom. XXI n 3. Тоже учение о непреодолимости Церкви и с такою же силою излагает св. Златоуст и в других местах («Христианское чтение» на 1832 г. 47. стр. 79). 255 «Связаннии вещьми житейскии... удобь приступять к диаволу и знаменуются» но «слышащии божественная Писания и в руках тая имушии... мнози прелести его убегнут» (Больш. Соборн. лист. 133 и на оборот). 256 Это слово в первый раз было издано Иоанном Пиком, каноником Парижским в 1537 году (смотр. Фабрициево изд. Творений св. Ипполита 1716 г). Слово сие было признано за подлинное Ипполитово некоторыми учеными, каковы: Бароний (Arinal. ad апп. 229. § 10), Ляббей (Script. eccl. pag. 471 ), Беллярмин (Lib. 3. cap. 8. Vid Histoire générale des Auteurs Sacrés et Eccles, par Remy Ceillier, 1730. T. 2. pag. 360). Но решительно все другие ученые, нарочито занимавшиеся разбором сего слова, единогласно отвергают его подлинность. Назовем здесь – Гуго Гроция, Роберта Кока, Франциска Комбефизия, Тильмона (мнения коих приведены в предисловии к «слову о антихристе» в Фабрициевом издании 1716 г), Фабриция, Сейлье (Tom.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

А5 Зографское глаголическое четвероевангелие XI в., хранившееся в Зографском монастыре на Афоне до 1860 г. когда оно было принесено в дар зографскими монахами Императору Александру II, по повелению которого поступило в Императорскую Публичную библиотеку, писано на довольно тонком пергамине в малую 4-ку, по 23 строки на странице, на 304 л. Правописание юсовое. Текст не полон, именно недостает: ( Мф.1–3:10; 9:12–21; 17:6–23 . Мк. 3:30–4, 11; 16:14–20 . Лк. 4:5–27; 13:28–14:2; 24:30–44 . Ин. 3:12–35; 17:12–24; 20:3–27 ). Кроме того, ( Мф.17:20–24:20 ) написаны на 17 листах хотя и глаголическими письменами, но другим писцом, более грубым почерком и на более толстом пергамине. На лл. 289–304 месяцеслов, писанный кирилловскими буквами неким иереем Иоанном, как видно из записи на л. 288 об.: Иань гршный иерей прблжн тетр.. По Ягичу, этот Иоанн, внесший в рукопись кирилловские добавления и приложивший месяцеслов, жил позднее первоначального глаголического писца по крайней мере на 150 лет (Prolegom. IX), или, как выражается в другом месте, в конце XII в. (Proleg. XXXVI). В издании Ягича месяцеслов не напечатан, но он издан в „Свед. и Зам.“ И. Срезневского , ст. XVI. Славянские названия месяцев: роуенъ, грде, студе, просщ. Месяцеслов прерывается на 8 января. 19 октября: прпобнаго ца рылска (о праздновании памяти Иоанна Рыльского, скончавшегося в 946 г., см. в нашем исследовании об Апостоле, М. 1879, стр. 41. примеч.). – Срезневский, И. Древн. глагол. памятники, стр. 115–156. Издано кириллицею Ягичем: Qvattvor evangeliorum codex glagoliticus olim Zographensis nunc Petropolitanus. Berolini. 1879, с тремя листами снимков (рецензия на это издание В. Качановского в Журн. Мин. Нар. Просв. 1879, авг.). В введении изложена история открытия и изучения этого памятника (Prolegom. XXI–XXIV). Подробное исследование языка этой рукописи помещено Ягичем в его журнале Arhiv fur slav. Philologie, I, 1–55 и II, 201–269. А6 Мариинское глаголическое четвероевангелие XI в., известное в науке также под наименованиями Евангелия Григоровичева, Афонского, найдено в 1844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010