XXI, 875). 743 Нельзя сказать с решительностью, что это письмо есть ответ на сообщение Дорофея Александру Иерапольскому и блаж. Феодориту о посланиях новопоставленного Константинопольского епископа (в апреле 434 года: Сократ, Ц.И., кн. VII, гл 40) Прокла к клиру и народу с наветами на «восточных» и с приглашением – и им обратиться в столицу с коллективною просьбой к императору (Synodicon, сар. CXXXVIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col 753). 744 По другому списку и под иным заглавием заключенный в кавычках отрывок см. выше в письме 173-м на стр. 395–306. 745 В другом месте Тит называется еще заместителем, викарием (locisservator, vicanus. Synodicon, сар. CLIV – t. ар. Migne, gr. ser. LXXXIV col. 768), поскольку временно он заступал военачальника (ibid, сар. CLXXXIII, col. 798; см выше к письму 40-му на стр. 39,1) Дионисия, которому было поручено предложить Елладию Тарсийскому, Максимину Аназарвийскому, Александру Иерапольскому и Феодориту, чтобы они или примирились с Иоанном, или покинули свои церкви (ibid, сар. CXLII и CXLIII, col. 758–759) См. еще письма 197 (XVII) , 235 (гл. 60) и 249 (гл. 133) на стр. 330,3 380,2 415,12. 747 См «Историю Боголюбцев» блаж. Феодорита, гл. 21. 28. 26; ср еще к письму 200 (XX) на стр. 334,1. 749 Т.е. те епископы, которые незаконно поставлены вместо изгнанных. См в письмах 247 (гл. 128), 249 (гл. 133) и 250 (гл. 133) на стр. 411–412 417–418. 751 Александр отвечал на предыдущее послание блаж. Феодорита, что ни в каком случае не войдет в общение с еретиком Кириллом Александрийским и его другой Иоанном, если они не откажутся от своего нечестия и от низложения Нестория; он, видимо, не одобряет намерений Кирского епископа и для предупреждения отправляет ему «те грамоты, которые он (Иоанн) прислал ныне» ему (Synodicon, сар CXLVIÏ Migne, ser gr. t LXXXIV, col. 761–763). 752 Видимо, разумеются проекты ответов Иоанну Антиохийском, приложенных Александром Иерапольским. 753 Люп (Вольф) считал эти письма за грамоты Прокла о своем поставлении, но, кажется, вероятнее будет видеть в них послания собора Антиохийского, каковые должны были быть приняты и в Константинополе и на «Востоке».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Интервью с заведующим кафедрой древних и новых языков Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонахом Иоанном (Гуайта) 13 мая 2014 г. 11:18 Иеромонах Иоанн (Гуайта), заведующий кафедрой древних и новых языков Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , преподаватель итальянского и французского языков, ответил на вопросы сайта ОЦАД . — Добрый день, отец Иоанн. Расскажите о возглавляемой Вами кафедре и направлениях ее работы. — Кафедра древних и новых языков осуществляет обучение циклам английского, французского, немецкого, итальянского, новогреческого, древнегреческого, латинского, древнееврейского и сирийского языков. Нам удалось привлечь хороших специалистов. Среди них преподаватели вузов и переводчики с большим стажем работы, часть из них являются непосредственными носителями преподаваемого языка, другие долгое время проживали за границей и имеют практический навык общения. Основная задача нашей кафедры — подготовить профессиональных, компетентных выпускников, которые будут востребованы как в церковных, так и в государственных учреждениях. Мы формируем у учащихся навык свободного чтения научной литературы на иностранных языках, а также развиваем разговорную речь, необходимую для участия в международных научных конференциях и церковно-дипломатических переговорах. Для учащихся из стран дальнего зарубежья кафедра организует курсы русского языка. — На Ваш взгляд, насколько современному богослову необходимо знание иностранных языков? — Я бы сказал, что это чрезвычайно важно. Для того чтобы быть в курсе последних открытий богословской науки, нужно иметь возможность читать новейшие научные статьи и монографии, выходящие на иностранных языках. Не зная современный иностранный язык, молодой исследователь закрывает для себя потрясающие труды зарубежных патрологов, историков, библеистов. В XXI веке совершенно очевидно, что ученый должен знать те иностранные языки, на которых написана основная научная литература по его предмету. Так, помимо древних языков, патрологу необходимы французский и английский языки, библеисту — немецкий, литургисту — английский и итальянский, и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/3646770.ht...

Португальский кардинал заявил, что не видит никаких богословских доводов против рукоположения женщин в священный сан 28 июня, 2011. Новостная служба Патриарх Лиссабона Жозе да Круж Поликарпу выступил с заявлением о том, что не находит никаких аргументов с точки зрения католической теологии против поставления женщин в священники. Лиссабон. 28 июня. ПРАВМИР — Патриарх Лиссабона Жозе да Круж Поликарпу выступил с заявлением о том, что не находит никаких аргументов с точки зрения католической теологии против поставления женщин в священники. По словам иерарха, он не выступает за рукоположение женщин из-за сложившейся традиции рукоположения исключительно мужчин, восходящий еще ко временам Спасителя, «но для рукоположения женщин в будущем никаких фундаментальных препятствий нет». Это утверждение идет в разрез с изложенным Папой Иоанном Павлом II 1994 году в Апостольском послании «Ordinatio Sacerdotalis» учением о том, что женское священство невозможно именно по богословским основаниям. Жозе да Круж Поликарпу стал Патриархом Лиссабона в 1998 году, в кардинальское достоинство возведен в 2001 году Папой Римским Иоанном Павлом II. В феврале этого года кардиналу исполнилось 75 лет, что является каноническим основанием для ухода на покой — в настоящее время ему уже назначен помощник, который сменит его на посту Патриарха Лиссабонского в следующем году. Примечательно, что после смерти Иоанна Павла II кардинал Поликарпу рассматривался как один из возможных кандидатов на папский престол — в случае своего избрания, как пишет британское издание The Guardian, он стал бы первым Папой, курящим сигареты и вторым римским понтификом — уроженцем Португалии (после Иоанна XXI, находившегося на престоле в конце XIII века). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/portugalskij-kardinal-...

Сегодня собор Усекновения главы Иоанна Предтечи живет полнокровной жизнью: совершаются богослужения, действует воскресная школа, а в летнее время работает детский православный лагерь. Святыни [ править править код ] Икона, по преданию подаренная царем Иваном Грозным алатырцам, хранилась в зимнем соборе Иоанна Предтечи г. Алатыря, вплоть до 1918 года. В дальнейшем, след исторической реликвии, как и многих других, хранившихся здесь, теряются. Лишь в начале XXI столетия её обнаружили в ризнице Свято-Троицкой Лавры. На обратной стороне иконы сохранилась надпись: «Сей образ Иоанна Предтечи, яко Божие благословение града Алатыря от Царя пожалованный будет носим с числа января в крестных ходах. 1813 года января 6 дня сей образ поновлен. Он в собор Алатырской пожалован Царем благочестивым Иоанном Васильевичем. С онаго образа списком благословлен князь Димитрий Васильевич Тенишев, вышедший из города Алатыря с воинством декабря 30 дня 1812 года против разорителя России Наполеона. Онаго собора протоиерей Иоанн Миловский…» Текст на обратной стороне иконы. «Сей образ Иоанна Предтечи, яко Божие благословение городу (Алатырю) от царя пожалованный будет носим 6 числа января (по новому стилю 19) в крестных ходах.1813 года января 6 дня сей образ поновлен. Он в собор Алатырской пожалован Царем благочестивым Иоанном Васильевичем. С онаго образа списком благословлен князь Димитрий Васильевич Тенишев, вышедший из города Алатыря с воинством декабря 30 дня 1812 года против разорителя России Наполеона. Онаго собора протоиерей Иоанн Миловский.» Дальнейший текст разобрать невозможно. При следовании ополчения через Алатырь, который являлся крупным сборным центром губернии по формированию Симбирского народного ополчения, протоиреей Рождественско-Богородского собора Иоанн Миловский от имени горожан торжественно обратился с речью к князю, статскому советнику Дмитрию Васильевичу Тенишеву и руководимому им ополчению и благословил иконою «Образа Усекновения Честныя главы Иоанна Предтечи». Высокопреосвященный Анатолий (в миру Андрей Максимович) прибыл в Симбирск 8 мая 1832 года. Его трудами открылся Дом попечительства для помощи малоимущим священно-служителям, в 1840 – открыта Симбирская духовная семинария, в 1841 – освящен Свято-Троиц-кий кафедральный летний собор – храм-памятник героям Отечественной войны 1812-1814 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

197 Желтов М., свящ. Православное богослужение Великого Чет­верга: происхождение и особенности. С.184. 199 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 81, 1 (PG 57, 731–732). Рус. пер. С.811. 205 Воспроизводится по : Успенский Н.Д. [Труды.] Т.3. C.10–14. Не­которые ученые, впрочем, относят эту практику к концу II в. 211 Brown R.E. The Gospel according to John (XII-XXI). P.556. («a meal that had Passover characteristics»). Отметим в данной свя­зи выдвинутую недавно гипотезу, согласно которой противоре­чие между Иоанном и синоптиками в отношении того, была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, является мнимым, основанным на неправильном понимании терминологии, использу­емой Иоанном. По мнению автора гипотезы, Иоанн также го­ворит о пасхальной трапезе (Pitre B. Jesus and the Last Supper. P.331–373). 212 Bovey E.H. L’Évangile de Jean. P.227 («Лишенный радости со­вершить Пасху в Иерусалиме, видя, как сбегаются толпы, Иисус сымпровизировал Пасху» для Своих учеников). 215 Отсутствие слов в Мое воспоминание в кодексе Безы (V в.) и ряде связанных с ним манускриптов породило научную дискуссию об аутентичности этих слов. К настоящему времени дискуссию можно считать завершенной и аутентичность слов доказан­ной – как на основании подавляющего большинства рукопи­сей, в которых эти слова имеются, так и на основании многих иных факторов. См.: Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. P.150 (автор считает опущение слов в Мое воспоминание ошибкой переписчика); Billings B.S. Do This in Remembrance of Me. P.175–177 (автор доказывает аутентич­ность слов на основании совокупности свидетельств). 216 Установительными они называются в латинской традиции на основании того, что этими словами Иисус установил таин­ство Евхаристии. Евхаристическими они нередко называются в научной литературе (напр.: Jeremies J. The Eucharistic Words of Jesus. P.138). 217 Во многих рукописях Первого послания к Коринфянам сло­ва Приимите, ядите отсутствуют, как и в Евангелии от Луки. Слово ломимое тоже отсутствует в некоторых рукописях. См.: Novum Testamentum graece. P.445.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он не только не захотел последовать учению истины, но и прислал ко мне послание за своим подписом, в котором делает мне упрек за то, что я будто бы огорчил его, и при этом он прямо высказал, что святую Деву нельзя называть Богородицею. А это не значит ли прямо сказать, что Еммануил, в котором основание нашего упования на спасение, не есть истинно Бог. Предположив, что может склонить к себе и римскую Церковь , он писал к господину моему, благочестивейшему и боголюбивейшему брату и сослужителю Келестину, епископу римской Церкви, и изложил в посланиях свое извращенное учение. Он также прислал туда много истолковательных сочинений, из которых обнаружилось, что он мыслит неправо. И он решительно был осужден, как еретик. Благочестивейший и боголюбивейший епископ римской Церкви, Келестин, писал о нем то, что верно узнал о нем, и ко мне прислал эти письма. Я почел нужным переслать их к тебе и ими возбудить в твоем благочестии ревность к святому делу, которая в тебе сильна всегда своею внутренней силой, для того, чтобы нам, при единодушии и ревностном усердии, препоясав себя поясом любви ко Христу, спасти людей, повергшихся опасности, и поддержать Церковь в ее свете. Без сомнения все мы, в единомыслии между собою, определив для себя план, будем писать к нему и к народу. Если мы будем иметь успех и возвратим его от настоящего образа его мыслей к истине, то мы приобрели брата ( Матф. 18, 15 ), и спасли пастыря. А если наше намерение останется безуспешным, то он сам будет виновником своей судьбы, и сам от себя вкусит плодов дел своих. Нам также непременно надобно писать к христолюбивому и благочестивейшему императору и ко всем государственным сановникам, и советовать им, чтобы они человека не ставили выше благочестивой веры во Христа, но утвердили бы в ней вселенную и избавили бы стадо его от злого пастыря, в том случае, когда он не примет от всех нас вразумлений. Скажи наше благожелание братиям, находящимся при тебе. Тебя приветствуют о Господе те, которые со мною. XXI. Послание, писанное Иоанном, епископом антиохийским, к Несторию. Владыке моему, боголюбивейшему и преподобнейшему епископу Несторию Иоанн о Господе желает всякого блага. I. Мои желания в отношении твоего благочестия со всею правдивостию я открыл твоему вниманию чрез господина моего, сиятельнейшего комита, Иринея. Предполагая, что я под защитой искренности, не возбуждаю уже в тебе никакого против себя подозрения, предлагаю твоему благоразумию мой прямой совет. В том, что буду советовать, можно тебе видеть и ручательство за нашу искренность в отношении тебя, и немалую в нас заботливость руководиться любовию по Боге: руководствующиеся ею исполняют закон Божий: а те, которые оставляют се и поступают коварно против своих сочленов, более вредят себе самим, нежели тем, против кого действуют. Считая эти слова лучшим началом для нашей беседы, прошу тебя: прими меня за доброго советника, не отвергай полезного в том, что буду говорить тебе, того, что будет говорено по чувству любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Из старейших икон XVIII века сохранилась лишь одна. Это икона Покрова Пресвятой Богородицы в ризе, она находится на правой стороне от алтаря. Храмовая утварь датирована XIX веком, большая часть её подарена приходу. В 1870 году в храме был проведён ремонт и установлен новый иконостас, приобретённый в Петербурге. Иконы написаны академиком Никанором Тютрюмовым. Малые иконостасы подарены приходу в 1903 году Петербургским подворьем Киево-Печерской лавры. В 1864 году приход получил в подарок от местных русских купцов паникадило. Хоругви и два больших подсвечника перенесены в Покровский храм в 1918 году из Лаппеенрантского Никольского полкового храма. Последний ремонт в Покровском храме был проведён в 1985 году к празднованию 200-летия. Рядом с храмом располагается причтовый дом, построенный в 1890-е годы. Канцелярия прихода расположена в казарменном строении, построенном в 1910-е годы. Покровский храм является главным храмом Лаппеенрантского православного прихода и самым старейшим из сохранившихся православных храмов в Финляндии. Из российских монархов посетивших храм были Александр I (в 1803 году) и Александр III с семьей (в 1885 и 1891 годах). Православный приход Лаппеэнранты [ править править код ] Лаппеэнрантский православный приход насчитывает около 2000 членов и относится к Хельсинкской Епархии Финляндской православной церкви. Приход объединяет восемь муниципалитетов провинции Южная Карелия: Лаппеэнранта, Иматра (Никольский храм, Вуоксеннискантие 3), Леми, Париккала (Часовня Иоанна Предтечи), Раутъярви, Руоколахти, Савитайпале и Тайпалсаари. Канцелярия прихода расположена в городе Лаппеэнранта. Часть прихожан составляют потомки русских эмигрантов, переселившихся в XIX в., во время революции 1917 года и в конце XX — начале XXI века, а также карельские переселенцы, вынужденные переехать в Финляндию из Карелии, и финны. Святыни [ править править код ] Главными духовными сокровищами церкви являются частица мощей преподобного Арсения Коневецкого и покров, подаренный святым праведным Иоанном Кронштадтским . Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Также и папа Пий IX, наш приснопоминаемый предшественник, уча, что благородная роль богословия – в том, чтобы показывать, каким образом учение, определенное Церковью, содержится в этих источниках, добавил, не без существенного основания, такие слова: «в том смысле, в каком это определила Церковь ». Экклезиология II Ватиканского Собора II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) (11 октября 1962 г. – 7 декабря 1965 г.) 3-я сессия (15 сентября – 21 ноября 1965 г.) Обстоятельства, при которых был приостановлен I Ватиканский собор 243 , могли оставить впечатление, что его работа будет продолжена, когда в Европе воцарится спокойствие. Между тем, некоторые считали, что определение безошибочности папы [ХВ 466–485] сделало отныне соборные заседания ненужными. Если папе Пию XI и папе Пию XII приписывалась намерение созвать новый Собор, то нужно было ждать папы Uoahha XXIII , чтобы этот замысел стал реальностью. Объявленный 25 января 1959 г. и созванный 25 декабря 1961 г., Собор должен был, как наметил папа, преследовать три основных цели: реформу Церкви, сближение всех христиан, отношения Церкви и мира. Открытый 11 октября 1962 г., отмеченный 3 июня 1963 г. смертью папы Uoahha XXIII , которому наследовал папа Павел VI, Собор закончил свою работу 7 декабря 1965 г. Работа была разделена на четыре сессии. Первая (11 октября – 8 декабря 1962 г.) не утвердила никакого документа, но решающие направления здесь уже были намечены. Во время последующих сессий 244 были утверждены конституции и декреты. Догматическая конституция «Lumen Gentium» (21 ноября 1964 г.) В конце 3-й сессии были утверждены три документа: Lumen gentium [ХВ 510/1–510/27], Orientalium Ecclesiarum [ХВ 510/28–510/30] и Unitatis redintegratio [ХВ 510/31–510/58]. Наиболее важным с доктринальной точки зрения, бесспорно, является первый. Отвечая на вопрос: «Что такое Церковь ?», Собор, задуманный папой Иоанном XXIII как пастырский и вносящий обновление [aggiornamento], больше осознает природу Церкви. I Ватиканский Собор правел к утверждению юридического примата Римскою Понтифика и к определению его безошибочности, но не смог определить существующих отношений между епископами, преемниками Апостолов, и папой, преемником Петра. Адекватное постановление о епископской коллегии не могло быть ни разработано, ни обнародовано. Не хватило времени. Время еще не пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В соборе был устроен подземный ход из южной подалтарной части в здание Архиерейского дома. Для обогрева и принудительной вентиляции собора рядом на соборной площади построили " паровичное здание, " также соединенное с собором особым тоннелем длиной около 30 м. Предусматривалась паровоздушная колориферная система отопления. В 1904 году, в связи с достройкой постоянного собора, временный деревянный кафедральный собор неподалёку был закрыт, разобран и перенесен в богоугодные заведения города - на место, где на рубеже XX - XXI веков было двухэтажное кирпичное здание кожно-венерологической больницы. Завершенный каменный собор стал одним из самых величественных церковных зданий России , уступая по вместимости (5 тысяч человек) только Московскому храму Христа Спасителя (10 тыс. чел.) и Санкт-Петербургскому Исаакиевскому собору (7 тыс. чел.). Строительство третьего варианта в итоге обошлось казакам в 2 миллиона рублей. 9 мая 1904 года состоялось освящение нижней церкви собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы возглавленное архиепископом Донским Афанасием и епископом Аксайским Иоанном , в присутствии многих высоких мирских начальников и других почетных лиц. 25 июня того года в соборе было совершено благодарственное молебствие, возглавленное теми же владыками, по случаю полного окончания работ по сооружению и отделке. Освящение главного престола в честь Вознесения Господня было отложено до 6 мая 1905 года, т.к. ожидали прибытия императора Николая II - в итоге царь не смог прибыть, но прислал телеграмму на следующий день. Освящение, при огромном стечении народа, возглавили те же два архиерея, причём престол был освящен на соборной площади, а затем внесён в алтарь собора. Освящение придела во имя Воскресения Христова возглавил архиепископ Афанасий 22 мая того же года, а придела в честь иконы Божией Матери Одигитрии - 12 июня того же года. В память об освящении и открытии собора многие потрудившиеся в деле его возведения были награждены специально изготовленными памятными медалями, некоторые - орденами Российской империи.

http://drevo-info.ru/articles/24951.html

24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на «сербском» этапе их развития. Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией. Покойный Митрополит в 2007 году говорил: «Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)». Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, «радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал» (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков.

http://pravoslavie.ru/36678.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010