Для библиотеки МДА при Греческом кабинете академии был собран огромный книжный фонд, включающий в себя около 35000 томов. В начале собирательской деятельности кабинет занимался в основном вывозом отдельных книг богословского содержания из Греции, так же, как и патрологических серий Ж.П. Миня, переиздававшихся в Афинах протопресвитером Иоанном Диотисом, которые распределялись между Греческим кабинетом, фундаментальной академической библиотекой и библиотекой Лавры 2 . Впоследствии открылись новые возможности для получения книг-дубликатов из европейских университетов. Начиная с 2006 года, благодаря постоянному содействию Эмилио Бенедетти было организовано 5 поездок: в библиотеку Борха (окрестности Барселоны, Испания) (в результате было получено ок. 2500 книг), в университеты Испании (ок. 5700 книг), затем в университеты Германии (ок. 8500 книг), отдельно во Фрайзинг под Мюнхеном (ок. 4300 книг) и к профессору классической филологии господину Райзу, живущему в пригороде Кельна. Последний пожертвовал библиотеке все свое собрание книг по классической филологии, а также ряд ценнейших изданий и альбомов, в частности, посвященных I и II мировым войнам и пр. (в совокупности 1300 книг). Наконец, в мае 2010 года состоялась поездка в Неймегенский университет (Голландия), ставшая особо плодотворной. За считанные дни группой из нескольких человек было предварительно каталогизировано (для прохождения необходимых таможенных процедур) несколько тысяч книг, среди которых – основные труды по латинской христианской литературе (в прошлом предмет особой специализации в Неймегене), собрания книг по истории мистики и монашества, ключи греческих отцов (clavis partum graecorum), ценнейшая агиографическая серия «Subsidia hagiographica», некоторые иностранные журналы, включая полный комплект «Analecta bollandiana», который выписывался библиотекой МДА до революции. Данная библиотека принадлежала когда-то богословскому и философскому факультету Неймегенского университета, а после закрытия факультета в 1967 году оставалась центральной библиотекой для всех членов Общества Иисуса Голландии. В результате на данный момент было собрано и вывезено около 30 тысяч книг на немецком, французском, английском, испанском, латинском, итальянском языках, изданных в период с XVI по XXI век. Наибольшее число книг приходится на время II Ватиканского собора (середина 1960-х годов), когда ученая и книгоиздательская деятельность на Западе была достаточно интенсивной. В настоящее время книги каталогизированы, но еще не прошли библиотечную регистрацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Н. К. принадлежал к знаменитой аристократической семье Кавасил, различные ветви которой были известны в Македонии, Эпире и К-поле. Род. не позднее 1300 г. в Фессалонике ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 44-45; Σπουρλκου. 1966. Στ. 337). При крещении получил имя Николай; его племянник, также знаменитый визант. богослов, св. прав. Николай Кавасила Хамаэт, предположительно был назван в честь Н. К. (см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 45-46). О родителях Н. К. ничего не известно. Сохранились сведения о том, что сестра Н. К. в конце жизни (в 1362) поступила в мон-рь св. Феодоры в Фессалонике ( Georg. Sphrantz. Chron. Min. 18. 2; Th é ophile (Kislas). 2001. P. 44). С юных лет Н. К. отличался аскетическим настроем: по свидетельству Никифора Григоры , в течение всей жизни Н. К. были свойственны «глубокое воздержание и нестяжание» ( Niceph. Greg. Hist. XXI 5. Vol. 2. P. 1025:18). Еще в молодости Н. К. прилежно воспитывал в себе смирение и старался жить скромно, незаметно, что стало его характерной чертой на всю жизнь. Т. к. Фессалоника в нач. XIV в. была очагом учености и привлекала многочисленных риторов, философов, грамматиков и др. наставников, преподававших различные науки, Н. К. имел возможность получить блестящее образование. Фессалоника славилась и как важный монашеский центр, тесно связанный со Св. Горой Афон. Овладев всеми необходимыми познаниями, Н. К. стал преподавать фессалоникийским юношам различные науки: риторику, философию, астрономию и др.; вероятно, он также преподавал богословие. Известно, что Н. К. был связан с Иоанном XIV Калекой (Ibid. XXII 4. P. 1052:12-13) и последовал за ним в К-поль, когда в 1334 г. тот был избран патриархом ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 47). Н. К. также был знаком с Варлаамом Калабрийским и связан особыми узами дружбы с Никифором Григорой (Ibidem), что свидетельствует о его принадлежности к визант. интеллектуальной элите того времени. В 1334-1339 гг. Н. К. преподавал в К-поле, после чего на некоторое время возвратился в Фессалонику. В 1343 г. он вновь находился в К-поле. Возможно, перемещения Н. К. в это время были связаны с восстанием зилотов (Ibidem). В 1343-1361 гг. Н. К. постоянно пребывал в К-поле, где занимался преподаванием и участвовал в церковной жизни. Его ближайшие и наиболее известные ученики - св. прав. Николай Кавасила (в возрасте 15 лет прибывший в К-поль, чтобы учиться у своего дяди, см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 46; Γκλτσου. 1989. Σ. 8) и Димитрий Кидонис - также стали видными визант. богословами и оказывали влияние на интеллектуальную атмосферу Византийской империи. Димитрий Кидонис в своей 1-й Апологии восхищался мудростью и познаниями, а также добродетельным и неконфликтным нравом Н. К.; он чтил его как «друга и учителя» ( Mercati. 1931. P. 391).

http://pravenc.ru/text/2577639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Коржавин. Икона. Нач. XXI в. Петрович Коржавин (1866, с. Дунилово Шуйского у. Владимирской губ.- 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых), свящ. Учился в семинарии, но курса не окончил. Служил в родном селе диаконом. В 1932 г., когда в селе не осталось ни одного священника, И. решил принять священство и в том же году был рукоположен во иерея. В кон. 1937 г. арестован, заключен в тюрьму г. Шуи, затем переведен в тюрьму г. Иванова. Обвинялся в «антисоветской агитации». С 25 янв. 1938 г. проходил по новому коллективному делу вместе со священномучениками свящ. Иоанном Розановым , свящ. Иоанном Доброхотовым , свящ. Иоанном Успенским , прот. Николаем Бухариным , свящ. Петром Зяблицким и свящ. Иаковом Зяблицким . Виновным себя не признал. 3 февр. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Арх. УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 8244-П. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 256-259; Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ 1918-1998 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. (Прил.). Иваново, 1999. С. 28; ЖНИР. Янв. С. 505-506. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИАКОВ Алексеевич Зяблицкий (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) ИОАНН Стефанович Рождественский (1872-1922), свящ., сщмч. (пам. 27 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) ИОАНН Андреевич Розанов (1873-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/469117.html

Португальский кардинал заявил, что не видит никаких богословских доводов против рукоположения женщин в священный сан 28 июня, 2011. Новостная служба Патриарх Лиссабона Жозе да Круж Поликарпу выступил с заявлением о том, что не находит никаких аргументов с точки зрения католической теологии против поставления женщин в священники. Лиссабон. 28 июня. ПРАВМИР — Патриарх Лиссабона Жозе да Круж Поликарпу выступил с заявлением о том, что не находит никаких аргументов с точки зрения католической теологии против поставления женщин в священники. По словам иерарха, он не выступает за рукоположение женщин из-за сложившейся традиции рукоположения исключительно мужчин, восходящий еще ко временам Спасителя, «но для рукоположения женщин в будущем никаких фундаментальных препятствий нет». Это утверждение идет в разрез с изложенным Папой Иоанном Павлом II 1994 году в Апостольском послании «Ordinatio Sacerdotalis» учением о том, что женское священство невозможно именно по богословским основаниям. Жозе да Круж Поликарпу стал Патриархом Лиссабона в 1998 году, в кардинальское достоинство возведен в 2001 году Папой Римским Иоанном Павлом II. В феврале этого года кардиналу исполнилось 75 лет, что является каноническим основанием для ухода на покой — в настоящее время ему уже назначен помощник, который сменит его на посту Патриарха Лиссабонского в следующем году. Примечательно, что после смерти Иоанна Павла II кардинал Поликарпу рассматривался как один из возможных кандидатов на папский престол — в случае своего избрания, как пишет британское издание The Guardian, он стал бы первым Папой, курящим сигареты и вторым римским понтификом — уроженцем Португалии (после Иоанна XXI, находившегося на престоле в конце XIII века). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/portugalskij-kardinal-...

Философия Канта как Wahrheitskriterien для русской религиозной мысли (в оптике профессоров МДА Н.К. Гаврюшина и А.Т. Казаряна). Н.К. Гаврюшин как выдающийся представитель духовно-академического философского теизма в Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI вв. Вклад профессора А.И. Сидорова в отечественную церковную патрологическую науку. Полемика свт. Феофана Затворника со св. прав. Иоанном Кронштадтским: малоизвестная страница из истории русской богословской мысли. Интерпретация мч. Иоанном Поповым учения свт. Афанасия Великого о первозданном человеке и ее истоки. Богословие образа в исихазме (византийский паламизм и его новейшие интерпретации). Гипотетические логосы Дионисия Ареопагита. В 14:00 прошли секционные заседания конференции. В секции «Богословие» были представлены следующие доклады. Неопатристический синтез: возможность естественнонаучного русла. Источники и методология догматического богословия. Проблема возобновления богословского диалога с Армянской Апостольской Церковью и преподавание истории и богословия Армянской Апостольской Церкви в духовных школах Русской Православной Церкви. Отвержение Халкидонского Собора Армянской Церковью: терминологические или философские затруднения? Православное богословие в условиях атеистического давления в СССР в 1946–1988 гг. Богословский персонализм В.Н. Лосского в контексте русской и европейской философской мысли. Опыт применения семиотического метода в богословии в трудах С.С. Аверинцева. Попытки идентификации богословия Исаака Ньютона: критический анализ. Статус римской Церкви в раннехристианский период в трудах богословов Парижской школы (на примере Афанасьева, Шмемана, Мейендорфа). Богословский взгляды А.В. Карташева на Халкидонскую формулу. Православная теология перед вызовом современности. Иван Киреевский: «Новые начала» философии. Соотношение понятий долга и вины в библейском и богословском контекстах. Любовь к себе в контексте христианской психологии: грех или добродетель? «Samaritanus bonus»: ключевой документ Ватикана об уходе из жизни и эвтаназии с позиций православного учения.

http://sedmitza.ru/text/9945931.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай. Икона. 10-е гг. XXI в. (Ок. 1877 - 2.10.1919, с. Искровка Верхнеднепровского у. Екатеринославской губ. (ныне Петровский р-н Кировоградской обл., Украина)), сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Источником сведений о жизни и мученической кончине Н. являются воспоминания знавших его жителей с. Искровка, дошедшие в пересказах их детей и младших родственников. Содержащиеся в этих рассказах отрывочные сообщения о жизни Н. до служения в Искровке (в т. ч. о личном близком знакомстве со св. прав. прот. Иоанном Кронштадтским и имп. мч. Николаем II Александровичем ) документально не подтверждаются и не являются достоверными. Место и точное время рождения святого остаются неизвестными, как и его фамилия. Начало служения Н. в Искровке относится приблизительно к 1905 г., когда в селе был построен новый Крестовоздвиженский храм, где молодой священник стал настоятелем. Вскоре он обрел известность как проповедник, духовник и молитвенник, имел дар провидения и исцеления больных. К нему приходили паломники из окрестных сел, приезжали страждущие и из отдаленных мест. Н. выкопал близ храма источник, где часто совершал водосвятные молебны, проводил отчитку бесноватых. Через неск. лет служения был возведен в сан протоиерея. Во время гражданской войны, 2 окт. 1919 г., Искровку занял отряд махновцев (по др. сведениям - красноармейцев). Трое из отряда вошли в храм, вывели оттуда Н. и после издевательств и избиений расстреляли на окраине села, перед кладбищем. Тело обнаружили шедшие с поля женщины. Они укрыли его, забросав листьями, а потом тайно похоронили. В следующем году Н. был перезахоронен около храма, при погребении его отпел приехавший в Искровку священник из др. села. Могила Н. и выкопанный им источник почитались верующими как чудотворные все годы советской власти. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. 17 сент. того же года были обретены мощи святого, которые с этого времени пребывают в Крестовоздвиженском храме Искровки.

http://pravenc.ru/text/2565650.html

Богословие XXI века: что дальше? Что нужно современному человеку, который ищет веру 16 января, 2016 Что нужно современному человеку, который ищет веру В редакции журнала «Гефтер» 14 января прошел круглый стол «Богословие XXI века: что дальше?». Круглый стол стал третьей встречей из цикла «Современное богословие», который проводится редакцией журнала «Гефтер» в помещении Русского института. По словам ведущих, Ирины Чечель и Александра Маркова, целью круглого стола является выработка нового богословского языка и картографирование различий между богословием и науками, что послужит развитию как науки, так и богословия. В работе круглого стола приняли участие: доктор филологических наук библеист Андрей Десницкий; доктор философских наук, доцент, завкафедрой современной философии РГГУ Светлана Коначёва; доктор культурологии Анна Шмаина-Великанова; кандидат философских наук, доцент кафедры общей социологии и социальной философии РАНХиГС Ирина Дуденкова; кандидат философских наук Маргарита Шилкина; доктор философских наук Игорь Чубаров; игумен Петр Мещеринов; кандидат философских наук Дмитрий Узланер; кандидат филологических наук, почетный доктор богословия Европейского гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института истории и теории мировой культуры МГУ Ольга Седакова. Вели круглый стол шеф-редактор журнала «Гефтер», кандидат исторических наук Ирина Чечель и доктор филологических наук Александр Марков. В ближайшее время «Гефтер» планирует опубликовать полную видеозапись круглого стола. Предлагаем вам краткий конспект выступлений. Ольга Седакова: Современные ученые избавились от необходимости быть атеистами, а новое время открывает богословию безграничные возможности Ольга Седакова Богословие не то чтобы исчезло, но заняло маргинальное и очень небольшое место в жизни общества по сравнению со средневековым миром: люди больше не обязаны изучать традиционное догматическое богословие, чтобы стать учеными. Если говорить о богословии как о творческом занятии, то есть занятии, связанном с Творцом, то новое время открывает для богословия бесконечные возможности. Богословие избавилось от очень многих ограничений прошлого, так же, как и естественные науки. В качестве пояснения своих слов Ольга Седакова рассказала историю о том, как ей довелось участвовать во всемирном конгрессе ученых, организованном Папой Иоанном Павлом II.

http://pravmir.ru/bogosloviye-xxi/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Чествование одного из старейших священников Санкт-Петербургской епархии, которому исполнилось 70 лет, состоялось 15 января в Большом Драматическом театре во время традиционного – уже седьмого по счету - Таисиинского концерта. Церемонию предварило изумительное по красоте духовное песнопение " Как хорошо в Твоем храме, Владычица " на слова игумении Таисии Леушинской, положенные на музыку приснопамятным старцем с острова Залита, протоиереем Николаем Гурьяновым. Оно прозвучало в исполнении одного из лучших теноров XXI века, солиста Большого театра Александра Захарова.   Духовное послание архимандрита Гурия, занесенное на страницы " Золотой книги " , прочел народный артист России Иван Краско. В нем отец Гурий говорит простые и проникновенные слова назидания о любви к Богу, к друг другу, ко всему живому на земле.   Затем на сцену вышел сам архимандрит Гурий. Он поделился воспоминаниями о своих встречах с великими подвижниками веры - святым Серафимом Вырицким, блаженной Любушкой Сусанинской, архимандритом Иоанном Крестьянкиным и протоиереем Николаем Гурьяновым.   Как рассказал отец Гурий, самое дорогое для него воспоминание в жизни - это  служение последней панихиды по праведному Иоанну Кронштадтскому в подвале Иоанновского монастыря. Это было незадолго до канонизации дорогого батюшки, и все собравшиеся глубоко прониклись чувством его святости, так что  заупокойное поминовение уже было похоже на молебен.     

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-23/4...

ПРАВОСЛАВИЕ.RU РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ         ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛЛАРИОН ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА " СРЕТЕНИЕ " ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ shroud@pravoslavie.ru " Я С ВАМИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА... " Из материалов конференции " Научные и богословские аспекты исследования Туринской Плащаницы и чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви " С того дня 1898 года, когда перед закрытием выставки христианского искусства в Париже археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы, представленной на выставке в качестве плохо сохранившегося творения раннехристианских художников и обнаружил, что изображение на ткани - негатив, ученые вот уже более ста лет пытаются и не могут разгадать тайну загадочного полотнища. Используются самые совершенные методы анализа и самая современная аппаратура; проводятся сложнейшие эксперименты; выдвигаются различные научные гипотезы, но результаты, кажется, не приближают, а только отдаляют решение проблемы, и миллионы - как верующих христиан, так и людей, далеких от веры, задаются вопросом: что же такое Туринская плащаница? Интерес вызывает не только занимательная научная загадка с элементами детектива, всегда привлекательного для широкой публики. С Туринской плащаницей сопряжено нечто куда более серьезное; не будет преувеличением сказать, что от того, какой ответ мы дадим на предложенный вопрос, во многом зависит отношение людей XXI века к Христу и Христианству. Восприятие Иисуса либо останется таким, каким оно сложилось на протяжении последних двух столетий, либо изменится радикально... Так что же такое Туринская плащаница? Достоверной истории плащаницы около 650 лет. В 1353 году граф Жоффруа де Шарни представил на всеобщее обозрение длинное льняное полотнище (4,3 х 1,1 м.) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру; затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело. По утверждению графа, это полотнище являлось ничем иным, как подлинной погребальной пеленой Иисуса Христа, той самой, в которую завернул распятого Учителя Иосиф Аримафейский и которая, согласно Евангелию была обнаружена в гробнице Петром и Иоанном:

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/dosk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Иванович Языков (1881, г. Шуя Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) - 10.05.1922, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново)), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мирянин. С детства ходил в храм и пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика, работал на Шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской. В марте 1922 г. в Шуе начала действовать уездная Шуйская комиссия по изъятию церковных ценностей в рамках кампании по изъятию церковных ценностей (см. в ст. Шуйский процесс ). 13 марта, когда комиссия должна была прийти в собор для проведения описи, П. шел на фабрику и проходил неподалеку от Воскресенского собора. Увидев, что у входа в собор собирается народ, и узнав, что придут представители советской власти и будут переписывать церковное имущество, он вошел в храм. Когда члены комиссии проходили мимо него, П. увидел, что председатель комиссии А. Н. Вицин пьян, и сказал стоящим рядом: «Смотрите, эти люди вошли в церковь пьяными, это оскорбление верующих. К тому же они вооружены. С оружием входить в алтарь нельзя». Комиссия, встретив сопротивление верующих, удалилась. П. был арестован в марте того же года в ходе массовых арестов по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Проходил по делу вместе со священномучениками прот. Павлом Светозаровым, священниками Иоанном Рождественским , Иоанном Лавровым и Александром Смельчаковым, со старостой Воскресенского собора Александром Парамоновым и с 19 др. мирянами. После окончания следствия к суду было привлечено 19 чел., в т. ч. П. На состоявшемся в Иваново-Вознесенске процессе П. виновным себя не признал и подтвердил свою позицию - что изъятию подлежат только излишки. Постановлением Выездной сессии Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 25 апр. 1922 г. П. вместе с прот. Павлом Светозаровым и со свящ. Иоанном Рождественским приговорен к расстрелу. Они расстреляны и погребены, по одним данным, в общей безымянной могиле на месте казни, по другим - на пустыре за 1-й городской больницей.

http://pravenc.ru/text/2580280.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010