Восхищённый Аркадий пропускал мимо уха все наговоры придворных о том, что якобы Фравита имел возможность полностью разгромить Гайна ещё раньше, и в знак благодарности наградил его консульством на следующий, 401 г. На вопрос, какую дополнительную награду Фравита хотел бы получить из рук царя, старый воин ответил, что ему хотелось бы поклоняться своим богам по примеру предков 522 . Впрочем, эта история не имеет счастливого конца. Как только Гайна погиб, и готский элемент резко ослабел в Империи, все ранее сосланные патриоты были возвращены на свои должности. Аврелиану вернули прежний пост, и он стал фактическим идеологом внутренней политики вместе с императрицей Евдоксией, которой по его инициативе ещё раньше, в январе 400 г., царём был дарован титул августы . Для своего времени это было революционное событие, имевшее целью уравнять императора с его супругой в правах по управлению государством. Не исключено, впрочем, что такая новационная мера являлась также особым способом обеспечения безопасности императрицы против возможных происков её врагов. Брат Аврелиана Кесарий был заточён в тюрьму (всё же Аврелиан сумел спасти его от смерти), но излишне резкие патриоты во главе с комитом Иоанном сумели посеять недоверие императора к Фравите, и мужественный спаситель Империи закончил жизнь на эшафоте, ложно обвиненный в государственном преступлении. Удивительно, но вскоре после описываемых событий «готский вопрос» почти перестал волновать Восточную империю. Нет, готы ещё продолжали занимать многие ведущие должности в армии, их подразделения по-прежнему играли заметную роль в защите государства и даже император Аркадий, строго и последовательно сохранивший жёсткую линию поведения ко всем еретикам и благоволивший исключительно к православным, был вынужден считаться с арианством готов. Но подъём национального самосознания, особенно в Малой Азии, был чрезвычайно велик. В считанные десятилетия Империя, как «плавильный котел», смогла «переварить» в своей культуре готскую массу. После этого становится понятной гениальная стратегия св. Феодосия Великого, призвавшего готов на римскую службу и за счёт этого сохранившего государственность в безопасности. На время варвары стали самыми надёжными защитниками восточных провинций ото всех иных захватчиков. А по прошествии лет римское общество смогло найти иные резервы для обеспечения безопасности своего государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кириллом, а с Иоанном. Из этого следует, что «Тайноводственные слова» и иерусалимская литургия не являются источником той обрядовой последовательности, которую мы видим как в «Канонах Ипполита», так и в «Апостольском предании», но что последование, о котором говорят документы середины и конца IV века, в конце концов появляется в «Тайноводственных словах» 325 . Хотя Дэй не видит здесь прямого воздействия египетской традиции, остается вероятность косвенного влияния или общего источника, который еще предстоит выявить. И если этим общим источником окажется одна из версий «Апостольского предания», документа, к которому восходят «Каноны Ипполита» и «Апостольские постановления», то стоит вспомнить старую гипотезу Ансана 326 о том, что «Апостольское предание» само имеет александрийское происхождение! Вполне может быть, что Египет оказал гораздо большее влияние на развитие раннехристианских обрядов, чем это считалось до сего дня. Ханс-Юрген Фёльнер. Таинства Крещения и Миропомазания в западной традиции до VIII века327 Первые описания организованного катехумената и христианской инициации в доникейский период Мученик Иустин Философ 328 Он родился в начале II века в сирийской Палестине. Великий христианский философ и апологет, он жил и учил в правление императора Антония Пия (138–161) в Риме, где и претерпел мученическую кончину около 165 года. Коснемся очень кратко его наследия, имея в виду, что оно, возможно, отражает раннюю римскую практику, тогда как его собственное богословие христианского посвящения имеет много общего с раннесирийским богословием в целом. В данном случае важно обратить внимание на 61 и 65 главы его «Первой Апологии», которая была написана в 150 году 329 . В сообщении мч. Иустина о подготовке к Крещению особенно важны следующие утверждения: (1) верь в истину того, о чем учит катехизатор; (2) обещай жить по заповедям; (3) учись молиться и просить Бога о прощении грехов; и (4) учись поститься. В период подготовки обычно молилась и постилась вся община. Мч. Иустин умалчивает о самом обряде, поскольку его «Апология» адресована языческому императору.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«Между пастырями и овнами и вождями стада различие то, что пастыри – это разумное, а овны это богатые, которые и сами составляют часть стада. Исполнились дни ваши для умерщвления вашего: дни их исполнятся тогда, когда будут исполнены грехи; и они рассеются и падут, как сосуды драгоценные, так что, быв разбиты, не могут быть восстановлены». (т. VI, стр. 435–6). Приведённых слов достаточно, чтобы видеть, что пастыри в настоящее время оскудели. Здесь прямо сказано: они рассеялись и разбились (значит, по Коновалову, ещё в IV веке, когда жил Иероним?), как сосуды драгоценные, разбились так, что не могут быть восстановлены.» 311 (Мис. Об. стр. 1032 17, 1904 г.). Далее Коновалов так извращает и перетолковывает слова Иеронима об остатке израилевом, который спасётся при кончине мира. «Из прочитанного видится, говорит он, что после замены худых пастырей добрыми спасётся и остаток народа. Что это за остаток? Иначе сказать: к какому времени относится прочитанное – к начальному времени Христовой Церкви или к последнему, о коем у нас речь? Приведённые слова Иеронима относятся к первому периоду Христовой церкви. Доказательством этому служит следующее толкование блаженного Иеронима на 52 гл. пр. Исаии... «Он (народ еврейский), падший при страдании Христа, восстал при воскресении Его, когда многие тысячи из иудеев уверовали, и остаток спасся». (Иерон. VIII). Остаток народа, по прочитанному месту, спасся при воскресении Христа. 312 Следовательно и замена худых пастырей (ветхозаветных) добрыми (новозаветными) произошла около того же времени (А Усов говорит, что это случилось в 1846 г. с приходом Амвросия). Выходит, указанное свидетельство говорит не о том времени, о коем мы рассуждаем. Пророческая речь о повсюдном прекращении в последнее время начала исполняться по частям ещё с XVI столетия. «Спасайтесь, братие, писали с Афона малорусцам, спасайтесь сами, а попы вас не спасут». (Миссион. Об. 18, 1904 г., стр. 1244). Так, говорит Коновалов, подкрепляемый монахом Иоанном (см. выше), которого он не понимает, но не то говорят св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Отчасти это может происходить потому, что до корней своих страстей человек просто не хочет добираться, не хочет анализировать свое прошлое, свое поведение, причины и следствия, и это вполне понятно: мало кому нравится заглядывать в бездну… Впрочем, не всегда все так уж страшно, но чтобы это узнать, нужно все же заглянуть. Без этого освобождение от страстей может стать невозможным, как невозможно искоренить сорняки, обрывая у них только макушки. У нас есть несколько разных инструментов борьбы с духовными сорняками: наряду с церковными таинствами, постом, молитвой, делами милосердия и т.п. очень мощным оружием является понимание, знание, разум. А результаты работы человеческого разума в отношении жизни души систематизированы как раз наукой психологией. В то время как гносеомахия – «борьба со знанием», отрицание необходимости рационального познания мира для верующего человека – еще в VIII веке была включена святым Иоанном Дамаскином в список ересей.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 марта, 2024 18 марта, 2024 12 марта, 2024 8 марта, 2024 17 февраля, 2024 3 февраля, 2024 26 января, 2024 13 января, 2024 14 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/zachem-pravoslavnyim-p...

Затем Ричард Белл внес существенный вклад когда, отойдя от совершенно некритичного копирований сведений, имеющихся в исламской традиции по поводу свода Корана, он взял на вооружение в своем изучении Корана методы, используемый библеистами при исследовании Библии. Во второй половине XX века Джон Вансброу в своих фундаментальных работах anic Studies и The Sectarian Milieu на основе текстуального и лингвистического анализа пришел к выводу, что нет никаких свидетельств «канонической» версии текста Корана ранее чем в конце восьмого – начале девятого века и что коранический текст принял свою каноническую форму более или менее одновременно с появлением комментариев к нему. Мы считаем необходимым отметить, что в научном обороте имеется ряд исторических свидетельств, подтверждающих эту гипотезу. Так, существует запись беседы, имевшей место 9 мая 639 года в воскресенье, между халифом Умаром и монофизитским патриархом Антиохии Иоанном I. Из текста этой беседы совершенно очевидно, что ни Евангелие, ни Тора не были переведены на арабский язык на тот момент; что Умару и присутствовавшим мусульманам было знакомо учение Корана в отношении его отрицания божественности Христа и что ни с той, ни с другой стороны нет упоминания ни о какой священной для мусульман книги. Неизвестный автор седьмого века, опубликованный Guidi, ничего не знает о священном писании ислама в 680 году при халифе династии омеядов Яазиде, сыне Муавии, и уверен, что арабы лишь проповедуют старую веру Авраама, а о Мухаммаде говорит просто как о военном предводителе. John Bar Penkaye, писавшему свою хронику в 690 году при Абд аль Малике, абсолютно ничего не известно о священном писании мусульман. Лишь в конце первой четверти VIII века Коран становится известным христианским историкам, и о нем начинают говорить как в несторианских, так и в яковитских и мелькитских кругах 470 . При этом свидетельства христианских полемистов, опровергающих Коран, содержат сведения, подтверждающие свидетельства исламских источников о том, что Коран тех времен существенно отличался от нынешнего Корана.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   Итак, оставив без обсуждений ясные и общепризнанные истины, займемся спорными в учено-богословской литературе положениями и сделаем потом нужные выводы. Первый из спорных вопросов: когда появилась, как обозначение гласных звуков, существующая ныне в свящ. еврейском тексте пунктуация и какова ее история? Более древнее мнение, общераспространенное среди евреев, принятое еврейскими грамматиками и средневековыми комментаторами, с Хиугой, Абен-Эзрой и другими авторитетами во главе, всесторонне научно-обоснованное Иоанном Буксторфом, Фляцием, Гергардом и другими позднейшими учеными, приписывало всецело происхождение еврейской пунктуации Великой Синагоге с Ездрой во главе (Tiberias. VIII — X гл.). Но более распространенное мнение, впервые обстоятельно высказанное и обоснованное на тщательном изучении еврейских памятников первым ученым издателем масоры Элией Левитом (†1590 г.), повторенное Кальвином и Лютером, поддержанное новыми доводами учеными филологами Капеллусом, Морином, Гезениусом, разделяемое современными учеными Кёнигом, Ренаном, Гретцом, Эвальдом и прочими, приписывает происхождение пунктуации масоретам. Середину между этими двумя крайностями составляют мнения Гупфельда и Буля. Гупфельд (Studien u. Kritik. 1830 г.) находил для масоретской пунктуации полные основы в устном предании и даже многие знаки вокализации в древних домасоретских памятниках, и считал масору лишь записью этого предания и пополнением числа уже существовавших знаков. Буль (Kanon u. Text... 1891) считает изобретателями и вводителями пунктуации неизвестных по имени еврейских ученых предков Аарона бен-Ашер, а масоретов только закрепителями и утвердителями этой ранее их кем-то введенной системы пунктуации. — Вот как разнообразны мнения о времени происхождения существующей еврейской пунктуации. Так как в связи с ними, как выше сказано, ставится вопрос и об авторитете и неприкосновенности последней, то займемся обстоятельно историей происхождения пунктуации, насколько свидетельства о ней заключают в себе общеизвестные памятники, причем естественно будут здесь обозреваемы и разнообразные доводы в подтверждение вышеприведенных мнений. К каким выводам приведут нас памятники, те и будут для нас наиболее вероятными. Суждение наше, т.о., будет не априорным, а апостериорным и освободится от нарекания в тенденциозности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

III. Испания. IV. Галлия. V. Ретия, Носикон, Паннония. VI. Италия. VII. Сардиния, Сицилия. VIII. Сарматия Европейская. IX. Дакия. X. Македония. XI. Мавритания Тингитанская. XII. Северная Африка. XIII. Мармарика Африк. и Египет. XIV. Ливия, Нубия, Абиссиния до Лунных гор. XV. Малая Азия. XVI. Сарматия Азиатская. XVII. Колхида, Кавказ, Прикаспие. XVIII. Сирия. XIX. Месопатамия. XX. Аравия, Персидский залив. Скифия внутрь Имайских гор. XXI. Сирика т.е. Китай. XXII. выше Индии. XXIII. Индия. XXIV. Индия вне Гангеса. XXV. Тапровани, остров. Из числа сих карт сняты мною только 8, кои представляют Россию, Придунайские Области, Афонскую гору с ее окрестностями, Египет, и Скифию с Китаем. На вопрос, почему бы не снять все? отвечаем: Deus nobis otium non fecit. При первом взгляде на литографированные карты всякий заметит, что градусы на них означены сбивчиво. Как я нашел их в подлиннике, так и снял. Что касается названий мест, то они написаны точь в точь с подлинными, но сами буквы – моего почерка, исключая нескольких местоназваний у устья Волги, кои скопированы с подлинника для показания почерка карт. Ватопедские карты весьма любопытны. Без сомнения, они списаны были с других подобных карт в одно время с перепиской всей рукописи. Сличение их с текстом Птоломея удостоверит, согласны ли они с ним, или нет, но во всяком случае они достойны внимания и исследования. Архимандрит ПОРФИРИЙ УСПЕНСКИЙ . Отделение I Статья 1. Уставы монастырей и скитов Св. горы Афонской Монастыри. Устав, начертанный Святогорцами и утвержденный Царем Иоанном Цимисхием. Протат. Подобный Устав, утвержденный Константином Мономахом. Протат. Определение отношений Прота Св. горы к Патриарху Цареградскому, изложенное к хрисовуле Анроника Ангела Комнина. 6821, ноября Инд. 11. Иверский. Устав отношений монастырей Афонских к Проту Св. горы, начертанный Собором, бывшим на Афоне под председательством Солунского Митрополита Гавриила, и утвержденный Патриархом Антонием. 6902, мая Инд. 2. Протат. Устав, данный Святогорцам Мануилом Палеологом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Психологический анализ чувств и мыслей, побудивших жену искать прощения у Христа 818 . VI. Покаяние жены. Она кается не словами, потому что знает о всеведении Христа, а слезами. Слезы – внешнее выражение покаянных чувств 819 . VII. Грешница помазала тело Иисуса, имевшего ради нее целый день висеть на кресте 820 . Она с Иоанном разделила тело Иисуса: тот приник к груди Христа и из нее почерпнул учение, а она помазала ноги, ради нас ходившие 821 . VIII. Риторика 822 . IX. О порицающих женщину за трату. Риторика 823 . Δεσπτης 824 . За тридцать сребреников Иуда продает Бога в человеческом образе, как раба, как варвара 825 . X. В Ветхом Завете был дан закон справедливости: око за око, и так как люди не могли его выносить, то закон справедливости заменен законом благодати 826 . Жизнь человека есть книга, в которую вписываются все грехи. Но благой Заимодавец не только разорвал ее, но и смыл крещением все ее буквы 827 . Так как должники не имели, что отдать, то отпустил им. Одно – не иметь, другое – не хотеть. Бог от нас требует только покаяния. Если мы хотим покаяться, но множество грехов делает покаяние слабым и недействительным, то мы не отдаем долга не потому, что не хотим, а потому, что не можем. Тогда по милосердию Он расположение к покаянию принимает за деяние 828 . Беседа V. В Страстную Субботу I. Спаситель разрешил узы смерти в аде, наполнил его Своим светом, разбудил усопших. Мы не боимся уже тления, которое не имеет силы над нетлением Владыки. Смерть поглотила Его, но не могла удержать. Поглотила, не зная, и изблевала с Ним многих. Он добровольно содержится сегодня, чтобы завтра победить и воскреснуть 829 . Сегодня смерть утрачивает свою силу, приняв чуждого мертвеца 830 . II. На древе простирается простерший словом небо; оковами облагается связавший море песком; желчью напояется даровавший источники меда; тернием венчается увенчавший землю цветами; тростью по главе ударяется поразивший Египет десятью казнями и покрывший главу фараона волнами; в лицо заплевается Тот, Кого не в силах видеть херувимы. Снося всё это, Он молится за распинающих 831 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

е) Свт. Григорий Палама и свт. Марк Эфесский понимают миссию и ниспослание Святого Духа через Сына как это становится очевидным при знакомстве с некоторыми древними святоотеческими текстами, в смысле явления Святого Духа в мире по энергии и во времени. То есть, иным является предвечное по сущности исхождение Святого Духа, которое совершается только от Отца, и иным является явление по энергии во времени Святого Духа, которое совершается от Отца через Сына, или даже от Отца и от Сына. Это незначительное отличие, которое является существенным, не поняли латиняне и перетолковывают соответствующие тексты. ж) Самое основное отличие между Православием и Папизмом обнаруживается в вопросе о сущности и энергии Бога. Мы, православные, верим, что поскольку сущность Божия является нетварной, то и энергия Его является нетварной. Сущность не существует без энергии-действия. Если сущность является нетварной, то нетварной является и ее действие-энергия, и если сущность является тварной, то тварной является и её действие-энергия. Фома Аквинский и современные папские богословы верят в actus purus. (чистое действие). То есть он считает, что нетварная энергия-действие абсолютно ассоциируется с чистым действием Бога и человек не может прийти к общению и связи с Богом с помощью actus purum, но с помощью тварной энергии Бога. Таким образом в Божество латиняне вводят тварные энергии, что в действительности делает невозможным спасение человека, поскольку оно не может быть достигнуто с помощью тварных энергий. Если кто-либо проявит внимательность, то он убедится в том, что обсуждение вопроса об исхождении и ниспослании Святого Духа имеет отношение к вопросу о сущности и энергиях-действиях Бога. Характерно то, что диалог между свт. Григорием Паламой и схоластом Варлаамом начался с filioque и сразу же перешел к вопросу о том, является ли энергия-действие Бога нетварным или тварным. з) История введения filioque весьма интересна. Исследования, которые были сделаны профессором протопресвитером Иоанном Романидисом, излили свет на исторические события. Он считал, что filioque использовалось франками против римлян, как западной, так и восточной частей единой Римской империи. Римские православные папы героически сопротивлялись введению filioque в Символ веры . В конечном итоге оно было внесено, когда в первый раз на кафедру Ветхого Рима взошел итало-франкский папа Бенедикт VIII (1009–1014). Западные и восточные римляне в IX в. были православными и боролись с франками как инославными. Схизма произошла не между Римскими Папами и Римскими Патриархами, но между Римскими Папами-Римскими Патриархами с одной стороны и франками еретиками – с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В настоящем случае они, по-видимому, имеют и основание именно в том, что на соборном чтении папского послания было опущено условие, чтобы Фотий принес покаяние и испросил прощение за неправильное прежде овладение патриаршеством. Действительно, это условие опущено в актах собора; но исходило ли это опущение от воли Фотия? Сомнительно, чтобы остальные члены собора, при известном единодушии с Фотием, при глубоком уважении своем к правам церкви, что доказывается всеми действиями собора, позволили прочитать условие, столь унизительное для их патриарха и для всей церкви, которая избрала его в свои представители. Для подобного опущения одного из условий не было вовсе надобности искажать, и, вероятно, сами легаты вполне согласились на него, видя в этом всеобщее желание. Всякое намеренное искажение имеет целью обман, а до какой степени Фотий был чужд его в настоящем случае, он доказал своим посланием к Иоанну, написанным по окончании собора, где прямо сам говорит папе, что просить прощение считал вовсе излишним, и именно потому, что только одни преступники просят о помиловании. Да и на каком сравнении документов позволяют себе латинники утверждать искажение в переводе греческом писем Uoahha VIII ? Они указывают на латинский текст этих писем, упомянутый Баронием в следующем выражении: in codice vaticano charactere longobardo exarato, his ferme temporibus scripto 139 ; но ученый Бамбергер едва ли безосновательно признал эту рукопись положительно подложною 140 . И некоторые из тех выражений, на которых думают опереться ученые католические в своих утверждениях об испорченности греческого текста, говорят решительно в пользу подложности текста латинского. В пример приведу выражение папы касательно условия о Болгарии. В латинской редакции читается: fieri jubemus... Bulgarorum dioecesim... a modo suo jure vindicare; в греческой слово jubemus переведено: просим, умоляем. Не говоря уже о том, что подобный тон и такой подбор выражений, как fieri jubemus, скорее относятся к порицанию папы за превышение своей власти относительно равностепенного ему иерарха, к которому ни разу притом не обращался он ни с чем подобным в действительных своих посланиях, они до несомненности опровергаются и предпринятою в 879 году политикою Иоанном VIII в делах церковно-восточных вследствие стесненного отовсюду своего положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010