Не менее умилительно было видеть этого смиренного, седовласого, сгорбленного старца, подпиравшегося мотыгой или топором, в пустыни за рубкой дров, возделыванием гряд, в убогой камилавке, в белом балахоне, с известной уже нам сумой за плечами. Но всего более усладительна была его беседа. Ум у о. Серафима был светлый, память твердая, взгляд истинно христианский, сердце для всех доступное, воля непреклонная, дар слова живой и обильный. Речь его была столь действенна, что слушатель получал от нее душевную пользу. Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, снимали с очей как бы некоторую завесу, озаряли умы собеседников светом духовного разумения, приводили их в чувство раскаяния и возбуждали решительную перемену к лучшему, невольно покоряли себе волю и сердце других, разливали в них мир и тишину. Как собственные действия свои, так и свои слова старец Серафим основывал на слове Божием, подтверждая их наиболее местами Нового Завета, на писаниях св. отцов и на примерах святых, Богу благоугодивших. Все сие потому еще имело особенную силу, что прямо прилагалось к потребностям слушателей. По чистоте духа своего он имел дар прозорливости; иным, прежде раскрытия обстоятельств, давал наставления, относившиеся прямо ко внутренним их чувствам и мыслям сердечным. Впрочем, старец, украшенный высокой духовной опытностью, наблюдал известные правила в раскрытии пред другими своих благодатных дарований. Правила сии изложены им в наставлении: о хранении познанных истин. «Не должно, – говорил он, – без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи найти можно только одного, который бы сохранил свою тайну. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть сохранена другим? С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных. Исполненные духовной мудростью люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию , смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

378). 42 Прим. ред. – Крестоносцы Запада, полностью разгромившие и разграбившие Константинополь в 1204 г., дали такой «прилив культурных и политических сил», что мало не показалось. Помнили это византийцы. 43 О событиях после смерти Uoahha VIII см. с. 57–58. О восстановлении стен см. с. 86–87 u Van Mil. 2 (автор называет императора Иоанном VII, а не VIII). Часть восстановительных работ была осуществлена на средства деспота Сербии Георгия Бранковича. 44 Прим. ред. – Ошибка. Кукурузу (маис) завезли в Европу из Америки в конце XV в. Откуда она взялась в Малой Азии до плавания Колумба? Возможно, ошибся переводчик. 58 Не так уж невероятно, как это полагает Кёпрюлю, что у династии Османов могли оказаться предки как из Сельджукидов, так и Комнинов; но если это справедливо, то последние, вероятно, появились позднее, в результате брака Баязида I с одной гермиянской княжной. 63 Bab. 4; Koprulu, c. 125–126. Дата смерти Орхана точно неизвестна. Узюнчаршили (Ozuncarsili, I, с. 62) называет 1360 г. Виттек, ссылаясь на [На греческом] (Chronica Minora), датирует ее 1362 г. (Wit. 2, с. 44, 54). 69 Taf. 2, с. 283–286; Charanis, с. 301; Jirecek, II, с. 99 и сл.; Osmr., с. 485; Bab. 1, с. 65 и сл. 70 Bab, 1, с. 1, 24; Jirecek, II, с. 119 и сл. Дата битвы на Косовом поле носит дискуссионный характер, но 15 июня, похоже, соответствует действительности. Ссылки на источники см.: Atiya 2, с. 5, u Osmr., с. 486, примеч. 1. 76 Лучшее изложение событий этого периода см.: Jorga 2, 1, с. 325 и сл. См. также: Kramers, с. 657–658. 78 Ducas, XXXIII, с. 285; Бертрандон де ля Брокьер пишет: «Они говорили мне, что он не любит войн, и это кажется мне правдой». Лаоник Халкокондилас утверждает, что перед битвой под Варной Мурад дал обет вступить в религиозный орден, хотя это свидетельство осталось неподтвержденным. Однако деятельность Мурада в связи с созданием корпуса янычар (см. ниже, примеч. 39) заставляет думать, что он был в хороших отношениях с дервишским орденом бекташи (см.: Bertrandon de la Broquiere.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. р. 9, дающей образ Божией Матери Оранты сирийского типа, но с надписью MP ΘV , причем Богоматерь стоит на особом подножии, рядом с евангелистом Иоанном, пишущим евангелие. 212. Миниатюра Евангелия в Эчмиадзине, по рис. Д. В. Айналова 213. «Поклонение волхвов» – сирийская миниатюра в Эчмиадзинском Евангелии В миниатюре (рис. 212 и 213) Эчмиадзинского Евангелия, изданной профессором Стриговским 211 , оригинальный тип Божией Матери, держащей овальный щит (ореол) с Младенцем, является, непонятным образом, в связи с изображением «Поклонения волхвов» и с торжественным образом Божией Матери с Младенцем, обращенных лицом к зрителю. Рассмотрение этой сирийской миниатюры важно по отношению к памятникам последующего периода. Мы видим здесь продолговатое здание – видимо, базилику – с двумя портиками по концам и с орнаментально показной, высокой нишей или абсидой в середине его, верх которой сведен в виде раковинного свода. Открытые по обоим концам портики полуприкрыты приподнятыми завесами. Единственное значение подобной декорации можно было бы отыскать в желании миниатюриста представить абсиду христианской базилики, посвященной Богоматери, с изображением ее в своде или на стенах абсиды 212 . Представлена в середине Божия Матерь – по обычаю, в пурпурных одеждах – сидящая на пышном троне с подножием, украшенным жемчугом, и держащая перед собой Младенца, посаженного на колени. Но в этом положении Божией Матери есть особенно важная деталь, заключающаяся в том, что Богоматерь поддерживает обеими руками, вверху у головы и внизу у ног, не Самого Младенца, как должно быть в «Поклонении волхвов», но овальный голубой ореол, Его окружающий. Руки Божией Матери придерживают именно края этого ореола, как бы это был металлический щит с рельефным образом Младенца или, точнее, Эммануила. Наконец изображение Младенца в божественной славе казалось бы деталью неуместной при поклонении волхвов, так как основной смысл этой сцены есть противоположение Божественного Младенца, родившегося в вертепе среди пастухов, царям волхвам, принесшим Ему дары с Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Соображение находчивое, но фактическими данными не подтверждённое. Прямой же, непосредственный смысл посвящения, изображения святых и надписи, находящиеся на гравюре 1668 , скорее говорят об об- —430— ратном, т. е., что она появилась на свет во время управления Академией Колачинского и была презентована ему, как действительному начальнику её 1669 . Сообразнее с хронологией и вообще правдоподобнее было бы искать первоначального вида, начавшегося постройкой в 1703–1704 гг. каменного сооружения в Киевской коллегии в изображённом на наших тезисах двухэтажном большом здании, столь напоминающем своим фасадом, голландской кровлей и всей вообще структурой воздвигнутый Мазепой, перестроенный митр. Рафаилом Заборовским и до сих пор существующий старый корпус Киевской Академии... Признать первоначальный вид Мазепинского корпуса в здании, изображённом на наших тезисах, мешает лишь то, что последнее помещено гравёром по южную сторону Богоявленского Братского храма, а первый находится на северной его стороне. Зубржицкий притом же украшал тезисы видами церквей, к построению или благоукрашению которых Иоасаф Кроковский имел прямое отношение, и вот почему, при взгляде на здание, на наших тезисах представленное, невольно возникает мысль: не обязано ли оно своим существованием только-что названному архипастырю? Не берёмся за разрешение этого вопроса, как не намерены были входить в подробнейшее рассмотрение истории старинных зданий Киевской Академии. Задачей нашей было сообщить на съезде в Киеве нечто из того, что может послужить к разъяснению прошлого некоторых из его памятников, но что до сих пор оставалось неизвестным местным археологам. А. Голубцов Лебедев А.П. Несколько сведений о нравственном состоянии духовенства от II по VIII в.//Богословский вестник 1903. Т. 2. 7/8. С. 431–475 (4-я пагин.). (Окончание.) —431— Идеал пастырского служения на Востоке и Западе. – Восточный идеал, начертанный Иоанном Златоустом и Григорием Богословом , его возвышенность и многосторонность, вообще привлекательность; Западный идеал, его черты, его свойства – внешность, мелочность и излишняя аскетичность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Collegio Bandinelli – заведение, содержавшееся на средства иезуитского ордена. Оно было основано в 1617 году и постоянно находилось в заведывании иезуитов. 4) Collegio Gbislieri – особенно любимое иезуитами заведение; в нем воспитывалось ежегодно до 70 сирот, которые, по окончании курса учения в Римском Коллегиуме, почти всегда принимали священническое посвящение. Заведение это было основано в Риме в 1630 году генералом иезуитского ордена. 5) Collegio или Convitto dei Nobili. Это заведение было предназначено иезуитами первоначально только для детей из аристократических семейств, и среди подобных ему заведений занимало привилегированное положение. Оно было учреждено, с разрешения папы Пия IV, около 1565 года во исполнение постановления Триэнтского собора, о котором я упомянул выше. Но уже до 1642 года оно выпустило из своих стен около 100 епископов, 43 кардинала, множество генералов, ученых, профессоров, государственных людей и служителей церкви на миссионерском поприще. Только большими удобствами жизни, но не постановкою воспитания и обучения, отличалось это заведение от других подобных ему коллегиумов. Иезуиты особенно дорожили всегда этою коллегиею, так как воспитанники ее, по окончании курса, обыкновенно занимали в жизни высокое положение и своим влиянием оказывали могущественную поддержку миссионерской деятельности своих воспитателей. 6) Collegium Preuckianum или, как его часто называют, Collegio Warmiense – был основан в 1629 году учеником иезуитов – Иоанном фон Преуком. В 1634 году папа Урбан VIII своим бреве от 19 июля снова подтвердил и его учреждение, и его устав, и дарованные ему права. В нем воспитывались дети немецкого происхождения, обязанные по окончании образования возвратиться в свое протестантское отечество для служения католической церкви. Поэтому коллегиум этот с самого начала своего существования, по существу своему, носил миссионерский характер. Прусское правительство всегда питало к нему крайнее нерасположение, – тем более, что воспитанием проживавших в нем мальчиков заведовали иезуиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Основными критериями при Б. являются мученический подвиг (martyrium) или святость жизни рассматриваемого кандидата, проявление им основных (благоразумие, справедливость, мужество, воздержанность) и богословских (вера, надежда, любовь) добродетелей (ККЦ. 1803-1829) на уровне героизма (heroicitas virtutum). В случае мученичества необходимо подтверждение, что кандидат в блаженные был подвергнут насильственной смерти в ситуации гонений на веру (odium fidei) и принял ее добровольно в силу побуждений сверхъестественного характера. Процессы Б. делятся на новые (novus) и исторические (antiquus). В первом случае могут быть заслушаны очевидцы или люди, лично знавшие подвижника, рассматриваемого как кандидат на Б.; во втором случае Б. проводится лишь на основании исторических документов. В особую группу выделяются ситуации, когда имеются свидетельства почитания, к-рое существовало до декретов папы Урбана VIII, запретившего публичное почитание подвижника до его Б. В этом случае на основании исторических документов следует представить подтверждение мученичества или героизма проявленных добродетелей кандидата на Б. Если эти условия соблюдены, процедура может быть проведена без провозглашения факта чуда, совершенного по заступничеству подвижника (как это требуется во всех случаях, кроме мученичества). Данная форма т. н. равноценной Б. встречается редко (последняя, блж. Маргариты Эбнер, была проведена папой Иоанном Павлом II 24 февр. 1979). Процедура Б. может быть начата не ранее чем через 5 лет со дня смерти подвижника. Необходимым условием для нее является наличие стихийно возникшей, естественной и широко распространившейся известности кандидата чисто религ. характера, т. е. глубокого убеждения большого числа верующих, что после своей примерной христ. жизни подвижник пребывает в раю и выступает нашим заступником перед Господом. Как правило, беатификационная церемония устраивается для одного человека; только мученики, принявшие смерть в один день или в одном и том же месте, могут быть беатифицированы вместе. В соответствии с церковным законодательством Б. проходит в 2 этапа: епархиальный (подготовительный, заключающийся в сборе материала) и римский (изложение собранного материала в виде доклада (positio), к-рый позднее рассматривается Конгрегацией канонизации святых).

http://pravenc.ru/text/77746.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Pokémon Go – путь в погибель Поразившая души миллионов людей на всех континентах новая компьютерная игра является очередным проектом стратегов глобализации 27.07.2016 1527 Время на чтение 9 минут Несомненно, что поразившая души миллионов людей на всех континентах новая компьютерная игра Pokémon Go является очередным проектом стратегов глобализации. Внутреннюю богоборческую сущность процесса глобализации блестяще раскрыл еще в 2004 году в своем выступлении на VIII Всемирном Русском Народном Соборе доктор богословия, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Необходимо назвать вещи своими именами. Истинными целями христоненавистников являются: разрушение христианского мира с его духовными ценностями и традициями; всеобщая компьютеризация и создание всемирного сетевого общества; построение богоборческого “нового мирового порядка” – царства антихриста, предреченного святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом в Откровении... В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические!.. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас, а весь совокупный процесс построения этой базы и обозначен термином “глобализация”». Итак, глобализация – это построение царства антихриста. Его предтечи делают все, чтобы лишить человека богоданной свободы и образа Божия, превратить его в объект манипуляций или зомбированный придаток автоматически действующей компьютерной системы. В этом направлении враги человечества достигли немалых успехов. Доктор технических наук, академик РАЕН, профессор Вячеслав Фаддеевич Прокофьев – профессиональный специалист в области новейших военных технологий – в фундаментальном научном труде «Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание» показывает, к чему может привести «постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet»: «Компьютерные сети все плотнее опутывают нашу планету. Глобальная сеть сетей Интернет ныне включает в себя сотни миллионов компьютерных абонентов практически во всех странах мира. Это обстоятельство не могут не учитывать военные специалисты, рассматривая различные варианты возможных конфронтаций. Так, еще в 1995 году в ходе командно-штабных учений американские стратеги откровенно заявили, что сегодня резко повышаются возможности эффективного информационного воздействия на образное мышление людей, и США могут реально использовать сеть Интернет в качестве важного механизма любой информационной кампании.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/27/po...

По мнению одних ученых (Г. Ахелис и др.), древнейший памятник – «Canones Hippolyti», а по мнению других (Ф. Функ) он – самый позднейший и образовался чрез постепенное сокращение и видоизменение VIII-oй кн. «Постановлений». Отсюда вытекают и два разные взгляда на Климентову литургию. Ученые, держащиеся перваго взгляда, полагают, что она – произведение составителя «Постановлений» (Brightman, напр., думает, что она составлена по рубрикам антиохийской литургии, тексты ектений – прямо антиохийские, ибо они, как это издавна уже отмечалось, сходны с текстами и изложением антиохийских ектений, приводимых в его творениях Иоанном Златоустом , – схема анафоры – сирийская, молитвы – в значительной степени – собственное сочинение составителя). Следующие же второму мнению полагают, что составитель «Постановлений» интерполировал уже готовую литургию, употреблявшуюся в антиохийском церковном округе и что Климентова литургия составлена не в одно какое-либо время: в ней есть новые элементы, IV-ro века, но есть и части, идущия еще от II-ro века. Второй взгляд правильнее. Составитель «Постановлений» во II-oй кн. сборника дает еще и собственное изложение литургии: порядок ея сильно отличается от Климентовой литургии. Литература. Текст литургии см. в изданиях «Апостольских Постановлений». F. Turriani (1563), Comelier’a (1672), Clericus’a (1724), Gallandi (Bibloteca vet. patr. III, 1767, Migne’a (gr. I), W. Uelmzen’a (1853), de-Lagarde’a (1862) и в новейшем F. X. Funk’a (t. 1, 1905). Отдельныя издания Климентовой литургии – Chr. Bunsen, Hippolytus II, Lpzg. 1853; Daniel, Codex liturgiens IV, Lips. 1853, Hammond, Liturgies Eastern and Western, Oxford 1878, и переработка этого издания у Brightman (тоже заглавие), vol. I, Oxford 1896. Русские переводы: – «Постановлений» – Казань 1864, отсюда перевод Климентовой литургии перепечатан у Ф. Смирнова [еп. Христофора], Богослужение Христианское со времени Апостолов до четвертаго века, Киев 1876 (оттиски из «Тр. Киевск. Дух. Академии» 1874–1876 г.), другой перевод – в «Собр. древн. литург. восточн. и западных», вып. I, Спб. 1874 г. Выдержки из Климентовой литургии см. у И. Ветринскаго, Памятники древн. христ. Церкви, т. III, 5, Спб. 1844. Взгляды и мнения указаны у Brighmman’a в введении. См. также F. Probst. Liturgie d. drei erst. Cliristlich. Jahrhundert, Tu1870, и его же, Liturgie d. viert. Jahrhunderts und der. Reform, Mu1893. P. Drews, Studien zur Geschichte d. Gottesdienstes u. d. gottesdienstlich en Leben, II u. III – Untersuchung. ud. sog. Clementinische Liturgie im 8 B. d. apostol. Konstitutionen Die Clementinische Liturgie im Rom, Tu1906. (Ср. «Theologieche Revue» 1908, 8, Sp. 182–184; «Theologische Literaturzeitung» 1908, 11, Sp. 333–335.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Некоторые из венценосцев оказывали папам и иные услуги, тоже унизительного свойства. Например, при торжественной церемонии вступления Бонифация VIII в латеранский дворец, неаполитанский король вел его коня под уздцы и потом, с короной на голове, прислуживал ему за столом. Притом короля не следует винить за избыток угодливости. Он выполнил только принятые при римском дворе церемонии. Любопытные предписания для подобных случаев даются в Sacrarum caeremoniarum ecclesiae romanae libri III. Здесь сказано, что во время банкета, даваемого папами при восшествии на престол, новому первосвященнику отводится особый стол на возвышении. Если при этом торжестве присутствовал император, он получал место на том же возвышении по правую сторону папы, но для него накрывался другой стол. Пред началом банкета император помогал папе умыть руки. Первое блюдо подавалось папе также императором, который выходил за этим блюдом за двери празднственной залы. Короли садились вместе с кардиналами, но последние занимали высшие места. Затем светские князья должны были служить папе за столом, хотя бы то были братья или сыновья королей. Тщеславие пап могло придавать берейторским услугам императоров и королей особенную важность в том отношении, что они имели публичный характер; притом публичность здесь самая полная, уличная, так как епископы Рима пользовались ими при церемониальных процессиях. Но для папского тщеславия было неприятно то, что церемониальные процессии случаются сравнительно редко, а еще реже приходилось присутствовать при них коронованным особам. Папство же требовало, чтобы весь мир раболепствовал пред епископами Рима во всякое время и при всяком случае. Ни венценосцы, ни простые смертные не должны были забывать ни на минуту, что они рабы, а папа полновластный повелитель. Отсюда развился в средние века обычай, обязательный без изъятия для всех, представляющихся папе, целовать ему ногу. Желание же хотя сколько-нибудь замаскировать унизительность этого обычая привело к мысли украшать папские туфли изображением креста. Католические богословы хотят уверить, что обычай целования ног папы есть обычай весьма древний. Византийские императоры служили будто бы примером в исполнении его. Пред напою Иоанном I пал дескать на землю император Иустин; туже почесть воздал папе Агапиту Иустиниан; император Иустин II облобызал ноги папы Константина. Факты довольно сомнительные, потому что впервые сообщает об них Анастасий библиотекарь, свидетель, по своей тенденциозности, не внушающий особенного доверия. Предполагают, что привилегию на эту почесть папы наследовали от древнеримских императоров, так как многие из них, напр. Нерон, Траян, Диоклетиан и др., подражая восточным деспотам, признавали за собою неотъемлемое право пользоваться этою почестью. Против этой догадки спорить едва ли возможно; потому что папы, величая себя наместниками Христа, действительно предпочитают подражать римским императорам, чем следовать заповеди божественного учителя о смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Стихиры    На псалмах «Господи воззвах» ветхозаветный песненный материал вечерни постепенно переходит в христианский: к последним стихам этих псалмов присоединяются церковные песни, и это попеременное пение означает то, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову Христову: «не приидох разорити закон, но исполните». Присоединяемые так к стихам псалмов церковные песни от этого получили наименование стихир, - вид церк. песней, который уставом ставится ниже других видов церковной песни, например, тропаря, кондака, светильна, ипакои, седальна, как и напев стихир проще напева всех последних.    Стихирами (τα στιχηρα, подразум. βιβλα) у св. отцов нередко называются учительные книги Ветхого Завета за их стихотворный размер. В греческих Часословах так называются иногда ветхозаветные песни – Моисея, Анны и др. Название «стихира» ­­ стишок наиболее подходило к припевам, взятым из библейских псалмов и песней, и первоначально, может быть, прилагалось только к ним: в Святогробском уставе IX-XI в. так называются псалмические припевы к антифонам в службе Страстей, например «Князи людстии».    О припевах к Господи воззвах упоминается уже в VI-VII в. в известном рассказе о посещении Софронием и Иоанном Мосхом Нила Синайского (Вступит. гл., с. 295), но они называются здесь тропарями. В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX в.) название «стихира» прилагается к песням на Господи воззвах, на стиховне и на хвалитех, но к первым и последним не во всех ркп. Ипотипосиса. И во время св. Симеона Солунского (XV в.) это не исключительное и не твердо установившееся название для песен, присоединяемых к стихам псалмов, по крайней мере для стихир на Господи воззвах; их св. Симеон Солунский называет «песнями в тропарях самогласных (μνων ν τροπαροις Ιδιομλονς), произносимыми вместе со стихами» (может быть, под тропарем здесь разумеется напев, глас); название стихира у него прилагается только к стиховным. Вполне нынешнее приложение слово получает впервые в полных списках Студийского и Иерусалимского уставов. – В первоначальной форме стихиры были короче нынешних и по объему, должно быть, равнялись стихам псалмов. По груз. ркп. с практикой VI-VIII в. стихира св. Стефану: «Облеклся еси в святость Стефане архидиаконе и первомучениче, сопричастниче Ангелов». Такой вид имеют стихиры еще на песненной вечерне по Симеону Солунскому (Вступит. гл., с. 342). На Господи воззвах стихиры нередко начинались «Вечернюю жертву»: ср. 1 воскресную стихиру 1 и 8 гл. на Господи воззвах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010