Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Помните, мы говорили о Иоакиме и Анне, родителях Пресвятой Богородицы. Когда священники в храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он в отчаянии и скорби ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве сорок дней и сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы. Долгие века монастырь, процветавший в пустыне при преподобных игуменах Иоанне и Георгии Хозевитах («хозевит» – житель ущелья Хозева, Хузива и монах одноименной лавры), лежал после персидского разорения в развалинах и забвении. Лишь в середине XIX в. православные иноки вновь появились в ущелье, которое называлось теперь уже по-арабски Вади Кельт. Это были иноки-отшельники Варнава и Неофит из монастыря Саввы Освященного. В 1859 г. они открыли почти случайно древнее пещерное кладбище, а потом и руины храма с древнейшими в Палестине образцами византийской живописи. В 1878 г., по благословению Патриарха Иерусалимского Иерофея, здесь поселился игумен Каллиник. Постепенно с помощью Святогробского братства и православных паломников он отстроил кельи для монашествующих и «кафоликон» – соборный храм во имя Рождества Богородицы с приделом Иоанна и Георгия Хозевитов и пещерным храмом пророка Божия Илии. Наш архимандрит Антонин (Капустин) еще успел к началу работ по восстановлению храма, чтобы увидеть древние мозаики. Соборный храм, освященный патриархом Герасимом 10 декабря 1893 г., представляет собой бесстолпную однокупольную церковь , стенные росписи и иконы в которой выполнены русскими мастерами. (Об этом свидетельствуют надписи на церковнославянском языке на сводах храма.) У северной стены, напротив входных дверей (вход в храм сделан из притвора, с южной стороны), стоят серебряные ковчеги с мощами (честными главами) великих Хозевитов: святых Георгия, Иоанна и Зенона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Иудифь. 9:1–14 ), так и подобная ей вдовица непрестанно возносит к Богу моление за церковь … Ее и око непорочно, и слух чист, и руки не запачканы, и ноги покойны, и уста говорят должное… Она воздержна, благоговейна, стыдлива – поет псалмы, молится, читает священное, постится 546 . Так жила блаженная Клеопатра. Она день и ночь молилась, соблюдала пост и вела теперь жизнь посвятивших себя Богу. Современный ей палестинский епископ Евсевий так писал об этой жизни. В церкви Божией два рода жизни. Один течет выше природы и обычной жизни, не заботится ни о браке, ни о рождении детей, ни о земном счастии, совершенно и во всем отделяется от обычного житья, посвящает себя на служение Богу по полной любви к небесному; избирающие эту жизнь представляются умершими для смертной жизни, остаются на земле по телу, но духом они на небе. При такой жизни преподобной Клеопатры, сын и мученик часто являлись ей с неба. В подвигах высокой духовной жизни провела она семь лет и мирно переселилась к мученику и сыну. Тело ее положено было близ мощей мученика. Это было не позже 327 года. Пустыня Рува Пустыня Рува в истории подвижничества на Святой Земле столь же славна и знаменита, как и пустыня Иорданская. В Руву обыкновенно удалялись для высших подвигов на всю Святую Четыредесятницу Евфимий Великий, Савва Освященный, Кириак, Герасим и другие; ее избирали местом подвижничества на более или менее продолжительное время славные в отцах-подвижниках мужи, как, например, Иоанн Хозевит, отшельник Сергий; в ней некоторые отшельники проводили и все время своей жизни. И неудивительно это: пустыня Рува представляла все удобства для высших подвигов – для подвигов строжайшего уединения и безмолвия, злострадания, терпения, богомыслия. Она занимала довольно большое пространство, заключаясь между западным берегом Мертвого моря, Иерихонскою и Вифлеемскою дорогами. Иоанн Фока, паломник XII века, говорит: «Поток, выходящий от Гефсимании, проходит до лавры св. Саввы и пустыни Рувы, которая находится у Мертвого моря Содомского».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VII век принес христианам Палестины невиданные ранее бедствия. В ходе продолжительной византийско-персид. войны (602-628) персы на нек-рое время овладели большими территориями на Ближ. Востоке (Сирией, Палестиной, Египтом, частью М. Азии). В кон. 613 г. персид. армия полководца Шахрбараза, продвигаясь из Сирии на юг, овладела Кесарией Палестинской и рядом др. приморских портов. В нач. весны 614 г. Шахрбараз подошел к Иерусалиму и предложил жителям сдать город. Горожане во главе с патриархом Захарией согласились при условии сохранения их жизни и имущества, и в Иерусалим был введен персид. гарнизон. Однако затем последовали восстание части населения и резня персов. 15 апр. город был осажден персами и вскоре взят штурмом; население подверглось избиению. Большинство оставшихся в живых, в т. ч. патриарх Захария, были уведены в плен и расселены в Персидской Месопотамии; храм Гроба Господня был сожжен; мн. храмы и святыни сильно пострадали и впосл. более не восстанавливались. В Персию, ко двору шаха Хосрова II, были отправлены сокровища и церковные реликвии, в т. ч. Животворящее Древо Креста Господня ( Антиох Стратиг. 1909; Chron. Pasch. P. 704-705; Antonius Chozibita. 1888. P. 129-130; Себеос. 1862. С. 91; Chron Edess. P. 21-23; Theoph. Chron. P. 300-301). Две христ. реликвии, Св. копье и Св. губка, были вывезены из Иерусалима в К-поль и положены в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 705). Вместе с Иерусалимом были разорены все мон-ри. Насельники большинства монастырей в окрестностях Иерусалима бежали в Заиорданье и Сиро-Аравийскую пустыню. Те, кому не удалось спастись в пустыне, погибли; их тела лежали непогребенными долгое время. Оставшаяся братия лавры св. Саввы 2 года жила в мон-ре аввы Афанасия и опасалась возвращаться в свою обитель. Братия мон-ря Хозива во главе с игум. Дорофеем жила в странноприимном доме в Иерихоне, в то время как прп. Георгий Хозевит переселился в Иерусалим, хотя затем воссоединился с братией и решил вернуться в лавру ( Antonius Chozibita. 1888. Р. 129-134; Antiochus Sabbaita. Epistola ad Eustathium//PG. 89. Col. 1424-1425; Читти. 2007. С. 254-255).

http://pravenc.ru/text/293788.html

26. Святой Лука Стирийский, молодой, с остроконечною бородою, говорит: Бог, имиже весть неизреченными судьбами, прославит место сие. 27. Коприй, старец с седою длинною бородою. 28. Святой Марко, старец с очень редкими волосами на подбородке. 29. Святой Даниил Скитский, старец с остроконечною бородою. 30. Святой Кассиан Римлянин , старец с остроконечною бородою. 31. Святой Нил, старец с длинною, раздвоенною бородою, говорит: бедное сердце, ты ищешь тщетного, оставляя мысленного жениха. 32. Святой Герасим, старец с густою бородою. 33. Святой Макарий Египетский , старец маститый. 34. Святой Иоанн Лествичник , старец с большою бородою говорит: восходи по степеням добродетелей, возвышая ум деятельностью и созерцанием. 35. Святой Иперихий, старец плешивый, с раздвоенною бородою. 36. Святой Стилиан Пафлагонский, старец с густою бородою, говорит: сохранив детей, я принес себя в дар Господу. 37. Святой Ефрем Сирин , старец с редкою бородою, в кукуле, говорит: дерзновение, со смехом смешанное, легко ниспровергает души. 38. Святой Харитон, престарелый. 39. Святой Иоанникий, старец с длинною бородою и с длинными волосами, в одном хитоне, босой. Руки и ноги его обнажены. Он держит крест и говорит на хартии: упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая слава Тебе. 40. Святой Захария, старец с бородою, разделенною на пять прядей. 41. Святой Иоанн, монах, маститый старец. 42. Святой Иоанн Хозевит, старец с длинною раздвоенною бородою. 43. Святой Аммун, старец с длинными волосами. 44. Святой Феодул, старец с остроконечною бородою. 45. Святой Маркиан, старец плешивый. 46. Святой Лазарь Исповедник, старец плешивый, с длинною бородою. 47. Святой Василий Новый, с проседью в курчавой бороде. 48. Святой Дометиан, старец с остроконечною бородою. 49. Святой Венедикт, старец с редкою бородою. 50. Святой Онуфрий, старец, нагой, с длинными волосами, с бородою длинною до ступней. Он говорит: пресыщение чрева да не отлучает тебя от Христа, пучина страстей да не услаждает тебя: иначе будешь плакать в пламени всепожирающем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Срав. гл. 27,150. О чудесах св. Евхаристии часто упоминается в «Луге Духовном», напр., гл. 27, 29, 79,196, и др. Scholares – императорская стража, гвардейцы. Преподобный Иоанн Хозевит род. в верхнем Египте, в Фивах. С юных лет подвизался он в Фиваиде под руководством деда – подвижника. С благословения последнего, он совершил путешествие в Палестину, на поклонение св. местам. По возвращении в Фиваиду он удалился в глубину пустыни и поселился в пещере, среди скал и ущелий. Там он служил Богу, питаясь кореньями и дикими травами. Но ему не суждено было навсегда остаться в Фиваиде. Снова явившись в Палестину, он прибыл в Хузивскую область и стал жить близ нее, в дикой пустыне, в расселине утеса. Бог прославил великого подвижника даром чудотворений. Скоро молва о нем разнеслась далеко… В царствование Юстина 1-го (518–527) Иоанн, против воли, был поставлен архиепископом Кесарийским. Но друг пустыни, безмолвия и сокровенных духовных подвигов оставил Кесарию и снова удалился в пустыню. Великий подвижник скончался раньше 536 года. Память его 3 октября. См. Чет. – Мин. и Пролог – 3 октября. О Кесарии см. прим. к гл. 131–132. Глава 26 Жизнь брата Феофана и его дивное видение Поди и познай истину! Старец, великий пред Богом, именем Кириак, жил в лавре Каламонской, около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат чужестранец, из страны Дора, по имени Феофан, спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: «Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого – я бы остался навсегда с тобой!» Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился о погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к святой кафолической и апостольской Церкви. – Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица. – Отче, – возражал брат, – да ведь все говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, несчастный, как мне и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Русский православный образовательный центр не намерен останавливаться на достигнутом. У руководителей и коллектива далеко идущие планы на будущее: выпуск православной газеты, создание нового русского православного радио на общенациональном кипрском канале. Наши соотечественники организуют паломнические поездки, ведут радиопрограмму на русском языке, открывают воскресные школы для русскоговорящих детей. В 2006 году на Кипре впервые состоялся Праздник славянской письменности и культуры. С каждым годом растёт число паломников из России к святым местам Кипра. Заканчивая обзор русско-кипрских церковных связей, следует отметить, что между обеими Церквами издревле существовало молитвенное общение; почитаемые кипрские святые были включены в Макарьевские Великие Четьи-Минеи: апостол Варнава (I в.), преподобный Георгий Хозевит (VII в.), святой Епифаний Кипрский (IV в.), святитель Иоанн Милостивый (VII в.), мученик Мамант (III в.), преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV в.), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (IV в.), святитель Тихон, епископ Амафунтский (IV–V вв.), священномученик Феодот, епископ Киринейский (ок. 320 г.), священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (IV век) и многие другие 157 . История русско-кипрских связей насчитывает несколько столетий; можно надеяться на то, что в будущем эти связи будут крепнуть и становиться всё более плодотворными. Русская и Кипрская Православные Церкви призваны осуществлять свою историческую миссию — служить на благо своим народам, способствовать укреп­лению всеправославного единства и межхристианского сотрудничества. Список сокращений БЭ Богословская энциклопедия. Византийский Временник. Государственный исторический музей. Журнал Московской Патриархии. Православный Палестинский сборник. Полное собрание русских летописей. Труды Отдела древнерусской литературы. Христианское чтение. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 История Кипрской Православной Церкви освещалась на страницах “Жур­на­ла Московской Патриархии” (ЖМП): 1955. 1. С. 64–67; 1964. 6. С. 38–44; 7. С. 47–51; 1973. 7. С. 52–56; 1977. 5. С. 59–61.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Египет Каир Жизнь 383 святого семейства в Египте. Палестина Назарет Мф. 2, 19–23 : Возвращение 384 святого семейства из Египта по смерти 385 Ирода 386 и поселение в Галилейском городе Назарете. Пророчество о пребывании в Египте: Ос. 11, 1 : “На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего”. Лк. 2, 40–41 : Отроческая жизнь Иисуса Христа. 9 г. от Р.Х. Иерусалим Лк. 2, 42–50 : Двенадцатилетний отрок Иисус 387 в храме Иерусалимском. Пророчество о благовествовании в Иерусалимском храме: Ис. 2, 3 : “И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима”. Назарет Лк. 2, 51–52 : О послушании и мудрости отрока Иисуса. Из преданий: Пресвятая Дева Мария с божественным отроком Иисусом посещала пещеру пророка Илии, когда они жили в Назарете. Крещение Спасителя Иудейская пустыня Краткая историческая справка – Иудейская пустыня: В глубокой древности здесь было очень много монастырей. Условия здесь суровые. Зелень лишь до Пасхи, а в летнее время – нещадное солнце все высушивает в пустыне, температура здесь доходит до †60. В Иудейской пустыне находятся несколько известных всему миру монастырей. Так здесь находится монастырь преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке. Первым известным святым там стал преподобный Иоанн Хозевит. В 614 году здесь проживало 14 тысяч монахов, персы их всех замучили. Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте. В обители находится пещера, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства “от соотечественников”, и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Оживились пустыни, огласились места дикие чудными ангельскими песнопениями... Тогда-то и пустыня св. Града процвела есть, яко крин. Преп. Иларион, ученик св. Антония Великого , был первоначальником иночества в Св. Земле; преп. Харитон был основателем иночества в пустыне св. Града. После них следует целый ряд великих подвижников: преп. Евфимий, друг и спостник его пр. Феоктист, ученик его авва Мартирий (впоследствии патриарх), преп. Савва, друг и спостник его преп. феодосий Киновиарх, преп. Иоанн Хозевит и преп. Герасим Иорданский. Все они были основателями множества монастырей, которые ютились в скалах и неприступных местностях иудеи вокруг св. Града, особенно к югу и востоку от него. Число иноков простиралось от десяти до четырнадцати тысяч – вдвое более нынешнего населения Афонской горы, которая наследовала славу пустыни св. Града. Одни из них были отшельниками, другие жили и трудились совместно, и сообразно с этим одне из обителей были лаврами, другие – киновиями 25 . Все эти монастыри в IV,      V и VI вв., при своей многолюдности, были очень благоустроены и сияли святостью жизни своих обитателей. Императрица Евдокия (в половине V в.), в духовном восторге при виде лавры св. Града, воскликнула: «коль добры доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю!» ( Числ.24:5 ). Слава о святой жизни сих подвижников была так велика и стремление подражать ей было так сильно, что некоторые из епископов при первой возможности оставляли свои кафедры, чтобы скрыться от мира в уединенной келлии той или иной лавры пустыни св. Града и соделаться собеседниками земных ангелов и небесных человеков. Но чаще случалось, что пустынники, как мужи духа и силы, были вынуждены, повинуясь воле Божией, оставлять свое уединение для занятия не только епископских, но и патриарших кафедр. Особенно великую услугу св. Церкви оказали эти архипастыри и иноки св. Града в борьбе с еретиками в V и VI вв. Иноки пустыни св. Града мужественно подвизались за св. веру и на соборах (вселенских и поместных) имели своих представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К преподобному Георгию Хозевиту — Такси! Такси! — кричат паломникам мальчишки на осликах! 10 долларов всего, а идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх — в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту 21 января, 2011 — Такси! Такси! — кричат паломникам мальчишки на осликах! 10 долларов всего, а идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх — в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту Такси! Такси! — кричат паломникам мальчишки на осликах! А идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх — в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту (память 21 января н.ст.) Фото Юлии Маковейчук Ущелье Вади-Кельт. Паломники на пути к монастырю св.Георгия Хозевита. До монастыря никакой транспорт не ходит. паломникам нужна самим преодолеть расстояние в 5 км по узкой горной тропке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем. Впрочем, для тех, кому тяжело идти, особенно по жаре, всегда к услугам ослики со своими хозяевами. Арабы предлагают услуги своего транспорта, громко крича: " Такси! Такси! " Вид на монастырь с половины пути Помещения монастыря выдолблены прямо в скалах Узкие лесенки ведут в кельи монахов, часть из них и сейчас обитаема По пути к монастырю установлены кресты в качестве указателей Пещера св.Илии Пророка, где он скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду. На террасе архондарика устроены столы с чаем и угощениями для паломников В монастыре очень любят собак, которые здесь добродушны и ласковы Пересохший ручей Айн Кельт Иконостас возведен в 20 в., однако его царские врата относят ко времени византийского императора Алексея II Комнина (12 в.) ( " Спутник паломника по святым местам " ) Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников. Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников. Ворота - начало пути к монастырю от стоянки автобуса. Преподобный Георгий Хозевит

http://pravmir.ru/k-prepodobnomu-georgiy...

Богослов пречудный Дионисий тайнозритель, Тайн Божественных списатель, к небу управитель, Ум собрал он в сердце, к Господу его вперил – И всю славу иерархии Небесных Сил явил: Херувимы, Серафимы и Престолы вышние – Се есть первый чин, к Владыке Богу ближний. Власти, Силы светлые, Господства вечные – Се срединный чин у Бога неботечный. С Архангелами Ангелы вкупе и с Началами – Третий чин, что знаменьми прославился немалыми. В страхе Матерь Божию святитель созерцал, Дивные небесные законы постигал: Видел он теченье бесконечных горних сил И сияньем звездным свое сердце озарил. В книгу все увиденное с тщанием собрал, Людям в назидание благое передал. Подвиг свой земной скончал он смертью за Христа, После же – в чертогах райских на небе блистал. Воинства бесплотные, дарами дивными богаты, Таинником именуют Дионисия и братом. 2. Преп. Иоанн Хозевит . Египтянин. Подвизался в Хозевитской обители в правление императора Иустиниана. Служа Божественную литургию, не раз видел небесный свет в алтаре. Близ него подвизался старец Анания. Удивительным было смирение этих святых подвижников. Некий человек привел своего помешанного сына к старцу Анании, чтобы тот своей молитвой его исцелил. Анания же послал его к Иоанну, почитая сего болыпим себя. Иоанн же не мог не послушаться старца, но приказал демону: «Во имя Иисуса Христа повелевает тебе Анания, а не я, выйти из сего юноши!» 3. Преп. Дионисий Печерский . Иеромонах и затворник. На Пасху 1463 года с ним произошел такой случай. С крестом и кадилом обходил он пещеры, чтобы окадить мощи и гробницы усопших святых подвижников. Преисполненный радости о Воскресении Христовом, он, войдя в пещеру, воскликнул: «Святые отцы и братья! Христос воскресе!» И в то же мгновение из гробниц раздался громогласный ответ: «Воистину воскресе!» 4. Блаж. Исихий Хоривит . Сначала нерадел о спасении своей души. Но тяжело заболел и умер – однако вернулся из смерти и выздоровел. Это событие его всецело переменило. Затворился он на Святой Горе (то есть в данном случае – на Хориве. – Пер.) в келью и на протяжении двенадцати лет ни с кем не перемолвился словом. Перед кончиной монахи отворили его келью и упросили его сказать им какое-нибудь наставление. Блаженный Исихий лишь ответил: «Кто помышляет о смерти, тот не может согрешить». От него произошли так называемые исихасты, которые безмолвие, богомыслие и умную молитву ставили в качестве высшего делания настоящих монахов. Был у них особый скит исихастов, или безмолвников, на Святой Горе. Рассказывают и о святителе Григории Богослове , что он брал на себя подвиг безмолвия в течение Великого поста. Жил блаженный Исихий в VI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010