2 . У Иордана в пещерах были-жили отшельники, так называемые воски, т.е. скитальцы пасущиеся. Они питались только травами и кореньями. Один из них, именно авва Илия, не хотел иметь общения с иерусалимским епископом Макарием II, который святительствовал с 563 по 574г. Он виделся с Иоанном Мосхом и рассказал ему, как была укрощена им похоть плоти на пути к соседней отшельнице. По сказанию этого же Мосха, были три воска за Мертвым морем, около Висимонта. Они скитались по горе, а иной воск странствовал по берегу сего моря. Однажды случилось: этот иной встретился с сарацинами, проходившими по тем местам. После того, как они уже прошли мимо его, один из них, возвратясь, отрубил воску голову. Видели сие те воски, которые ходили по горе, и плакали об убиенном, и вот вдруг спустилась сверху птица на сарацина, подняла его вверх и опустила на землю; и сарацин разбился до смерти 124 . 3 . За Иорданом и по сю сторону этой священной реки находилось много монастырей с церквами, кельями, трапезами и кладовыми клетями внутри. Известнейшие между ними были: – за Иорданом: Сапсас, Пентукла, аввы Петра, Пиргийская лавра 125 ; – между этой рекой и горным кряжем Иудеи, на равнине: монастырь св.Иоанна Предтечи, выше описанный мною, Иоанна Златоустог о, Анфима, Зосимы, Каламонский, преподобного Герасима, Илиотский подле Иерихона, Иустинианов в самом городе этом; – на горах Иудеи, по пути от Иерихона к Иерусалиму, направо, за Кельтийским потоком, лавра Иоанна Хозевита и далее к северо-западу лавра Фарэйская, неправильно рекомая Фаранская, в нынешней долине Фарэ; налево – лавра св.Евфимия Великого и выше ее и ближе в Св.Граду монастырь Евстохия, бывшего патриарха Иерусалимского; – на Иудейских же горах и у западного берега Мертвого моря, южнее нынешнего монастыря св.Саввы, от Рас-ел-Фешки до Рас-Мерсед и Энгадди расстилалась великая пустыня Рува, а далее на юг пустыня Кутилийская, ныне Кулил. Так определена местность Рувы Иоанном Фокой в 1185г.: Μετ τν ρημον (εριχοντος) μεγλη ρημος το ουβ μετ τν δοδον τν δο μονν το γου Εθυμου δηλοντι κα τς Λαρας (το γ.Σβα) ρται 126 . – Великая пустыня Рува начиналась после двух путей, δοδον, ведущих в две обители, именно св.Евфимия и лавры Саввы Освященного 127 , следовательно, южнее их обеих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 2012 году участок был передан России в собственность. На берегу Иордана построен русский храм, сюда приезжают те люди, кто не был крещен в детстве, и принимают Святое Крещение в водах Иордана. Матушка Евфалия рассказала, как красочно проходит празднование Крещения Господня. Патриарх Иерусалимский идет к Иордану с посохом, на котором сидит ручной белый голубь, после молитвы он бросает в воду реки венок с крестом — и все видят, что в тот момент вода начинает течь вспять — и выпускает голубя, и он долго кружит над Иорданом. И мы, придя к Иордану, увидели под крышей раздевалки одинокого белого голубка. Практический совет: рубашки для купания в Иордане лучше всего купить в старом городе, они там дешевле, в магазине на Иордане очень дорого. А ведь купить их нужно не одну, потому что это лучший подарок близким — рубашка, освященная в святых водах иорданских. А я получила рубашку в подарок задолго до моего паломничества – от блаженной матушки Тамары, героини фильма «Прощенное воскресенье», о которой писала в книге «Жертва вечерняя», потому не пишу о встрече с ней в этой книге. Но вспоминала я ее доброе напутствие не раз, а так же духовные стихи о паломничестве, которые она мне пела, а я их записала на диктофон. Отец Андрей читает Евангелие о Крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем, волнующе и торжественно. Окунаемся в Иордан, как и в наши святые источники — три раза с головой, с руками на груди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Я окунулась двадцать раз — за всех моих близких. Вода прохладная, мутная от песка, а в бутылке постояла полчаса, и стала прозрачной, песок осел на дно. Освятила в Иордане и свой посох от прп. Георгия Хозевита, повезу домой. Делаем общий снимок на память, а сверху на нас смотрят иностранцы. Они не окунаются в Иордан, а чинно сидят на скамейках и слушают проповедника. На нас смотрят как на аттракцион. Матушка Евфалия показывает нам «куст Марии Египетской» — траву, которой преподобная питалась в пустыне. Очень вкусная травка, кисло-соленая и сочная, немножко нарвали с собою, чтобы присоединить к гербарию, который уже собрали с разных мест Святой Земли.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

В 438-439 гг. город посетила визант. имп. Евдокия во время ее 1-й поездки на Св. землю. Ее сопровождал свт. Кирилл Александрийский, который в это время скорее всего также побывал в К. П. На обратном пути Евдокию от Иерусалима до К. П. сопровождала св. Мелания Младшая ( Delehaye H. S. Melaniae Iunioris: Acta Graeca//AnBoll. 1903. Vol. 22. P. 41). В 451 г., после получения в Палестине известий о Халкидонском Соборе, мн. промонофизитски настроенные монахи подняли восстание против свт. Иувеналия и не пустили его в Иерусалим. Иувеналий остановился в К. П. под охраной провинциальных властей и войск. Толпу восставших монахов не допустили в город, но позволили ей собраться в ц. св. Апостолов, которая находилась за воротами города. Согласно монофизитскому преданию, мн. монахи, участвовавшие в литургии в этом храме, унесли Св. Дары, позднее превратившиеся в плоть и кровь, с собой ( Johannes Rufus. Plérophoriae/Éd. F. Nau//PO. Vol. 8. Fasc. 1. P. 24). К. П. оставалась резиденцией Иувеналия до подавления монашеского движения в 453 г. Отсюда Иувеналий отправил послание к священству Церкви Палестины, к-рое подписал также Кесарийский еп. Ириней (ACO. T. 2. Vol. 5. 9). Одним из епископов К. П. во 2-й пол. V в., возможно, был некий Геласий; свт. Фотий (IX в.) упоминал о нем как об авторе трактата «Против аномеев» ( Phot. Bibl. 15, 88, 102). Фотий не считал этого Геласия автором «Церковной истории» (2-я пол. IV в.) и писал, т. о., о 3 Геласиях, включая Геласия Кизического (2-я пол. V в.). Сочинение Геласия не сохранилось, но Фотий отмечал чистоту стиля и продуманность аргументов писателя. Вопрос об идентификации Геласия остается нерешенным. В нач. VI в. в К. П. род. Прокопий Кесарийский - придворный историк и панегирист эпохи имп. Юстиниана I. Известно, что Прокопий проходил обучение в Газе, в риторической школе, но о влиянии церковно-научного центра К. П. на Прокопия сведений нет. В нач. VI в. епископом К. П. был Иоанн Хозевит , игумен лавры Хозива в Иудейской пустыне и ученик св. Саввы Освященного ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 162; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 24). В 518 г. Иоанн участвовал в Соборе в Иерусалиме, к-рый подтвердил приверженность Иерусалимской Церкви к халкидонскому православию и поддержал имп. Юстина I, провозгласившего православие офиц. вероисповеданием Византии. В К. П. был известен также некий благочестивый и ученый горожанин Аркесилай, много общавшийся с Иоанном Хозевитом и совершавший паломничества по монастырям. В доме Аркесилая Иоанн чудесным образом излечил его жену, к-рая выколола себе глаз ткацким челноком. В 526 г. также в его доме мон. Зосима из мон-ря в Синде близ Тира беспричинно предался скорби на глазах у людей. Зосима сказал, что был внезапно оглушен грохотом разрушенной Антиохии, и вскоре стало известно об антиохийском землетрясении ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 7).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Весь смысл замечаний Леонтия в том, чтобы подчеркнуть совершенную реальность телесной жизни Спасителя, исполняющейся чрез вольную смерть в воскресении, когда впервые тело Спасителя актуально облекается нетлением... Леонтий резко различает обожение души и тела. Человеческое во Христе чисто от греха. И потому душа Спасителя от начала причастна всем благам Слова, причастна блаженству и всеведению, - на этом Леонтий настаивает против Феодора Мопсуестийского с его учением о нравственном совершенствовании Христа и о Его изначальном неведении. Это изначальное обожение души связано с ее безгрешностью и чистотой. Но отсюда нельзя заключить о нетлении плоти. Непорочность не исключает возрастания, и родился Спаситель, как младенец... Смерть побеждается актуально только чрез смерть, вольную (ибо " нас ради " ), но естественную... И воскресение впервые актуализирует нетление; именно Воскресение становится источником жизни и нетления для всего рода человеческого, как " единосущного " со Христом по человеческому естеству, в силу своего таинственного " подобострастия " ( " гомеопатии " ). Это нетление я " бесстрастие " раскроется в последние дни. Грешники подпадут новым страданиям. Однако, эти грядущие страдания существенно отличны от нынешних, связанных с естественной страдательностью смертной плоти. Так в своих возражениях Юлиану Леонтий удачно приводит спор к его антропологическим предпосылкам, к учению о первозданной природе и о первородном грехе. II. Полемисты V-ro и веков 1. В самом начале века против Севира писал некий Нефалий, палестинский монах; об этом мы знаем только из ответа Севира, Несколько позже Севиру возражал Иоанн Кесариец или Грамматик, который писал также в защиту Халкидонского собора (его не следует смешивать с Иоанном Хозевитом). Об этих возражениях мы знаем тоже только из книг Севира " против Грамматика. " К тому же времени относится полемическое выступление Иоанна Скифопольского, - на его книгу против Севира ссылаются отцы собора (срв. и в Docmrina ратгит). Ираклион Халкидонский писал против евтихиан; патр.

http://sedmitza.ru/lib/text/538187/

Вода в Иордане от быстроты течения несколько беловатая, но скоро отстаивается. Вкус ее приятный и пить ее здорово: мы пили много и не почувствовали отягчения. Также и купаться в ней приятно. На Иордане бывшие с нами поклонники сделали из камней удобное место для стояния священнику в воде, чтобы погружать крест. Я совершил освящение воды: поклонники все пошли купаться, – женщины в одном месте, а мужчины в другом. Мы отошли от них еще подалее. Я раза два переходил Иордан и набрал камней иорданских. Потом на Иордане обедали и запивали водою иорданской. Посещение Иордана, где предано таинство крещения, омовение грехов наших, каковое доставляет утешение, не могу и сказать. После обеда мы поехали в монастырь св. Иоанна Крестителя. Монастырь св. Иоанна Крестителя Монастырь св. Иоанна Крестителя отстоит от Иордана около версты. Говорят, что на этом месте стоял св. Предтеча, ответствуя посланным из Иерусалима иереям и левитам. В этом монастыре причащалась св. таин преподобная Мария Египетская. Монастырь тоже недавно стал возобновляться: вокруг него сделана почти вся новая стена и создано несколько новых зданий; есть однако и остатки древнего здания церкви. Есть на стенах остатки древних фресок, но все не целые. Мы пропали молебен св. Иоанну Предтече в его монастыре, существующем на месте его пустынной жизни. Паки Иерихон Из монастыря Крестителя мы поехали ночевать в Иерихон на постройку о. Антонина. Поутру, на всходе солнца, я гулял опять в саду и любовался на огромные кусты иерихонского винограда. Потом поехали обратно к Иерусалиму. Когда стали подниматься на горы, гора Сорокодневная осталась у нас правее. Проехав по горам несколько верст, приблизились к месту обители Хозева. Обитель Хозева Обитель Хозева основана в первой половине 6-го столетия св. Иоанном Хозевитом. Она стоит в глубине оврага, по дну которого течет вода: местами по воде растет тростник. Потому в этой глубине пропасти воздух летом не имеет такой жары, как на потоке Кедрон при обители св. Саввы, но есть прохлада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вриенна, преподобная Нисивийская, жившая ири Диоклетиане. В субб. с. Всеволод-Гавриил, князь Псковский, ум. 1138. 11 февр., 22 апр. и 27 ноября. Вукол, еп., Смирнский, учен. Иоанна Богослова, 6 февр. Вера, Надежда, Любовь и София, мучч. Римские, ок. 137, при Адриане. 17 сент. Г Гаафа, княгиня Готфская, мученица 4 в., с 26 мучч. готфскими. 26 марта. Гаведдай, муч. Персидский, сын Сапора царя, с Дадой и Касдоей. 29 сент. Гавиний пресв., муч. Римский при Диоклетиане, с Сосанной дев. и др. 11 авг. Гавриил Архангел. 26 марта и 13 июля. Гавриил, муч. Болгарский (815–817), с Мануалом и др. 22 янв. Гавриил-Всеволод, князь Псковский, ум. 1138. 11 февр. Гад, из 12 патриархов. В нед. праотец. Гаиания, муч. Армянская при Тиридате, с Рипсимией и др. 30 сент. Гаий, ап. из 70, с Патровом и др. 5 ноября. Гаий, Фавст, Евсевий и Херимон, мучч. Александрийские при Валериане. 4 окт. Гаий, папа Р., муч. при Диоклетиане, с Сосанной дев. и др. 11 авг. Гаий, муч. Никомидийский, с Лисием и Зотиком. 21 окт. Гаий, муч. при Максимиане, с Евстохием и др. 23 июня. Гаий, из 40 мучч. Севатийских ок. 320 года. 9 марта. Гаий преп. В субб. с. Галактион и Епистима, мучч. Едесские при Декии от Урса. 5 ноября. Галактион и Иулиания, мучч. 22 июня. Галик муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Галина, мученица Коринфская ок. 251, с Леонидом. 16 апр. Гамалиил св. 2 авг. Гедеон, судия Израильский. В нед. праотец. Геласий, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Геласий, преп. Палестинский 5 в. В субб. с. Гемелл Пафлагонянин, муч. Едесский при Иулиане, ок. 361 года. 10 дек. Геннадий, патриарх Цареградский, ум. 471. 31 авг. Геннадий, преп. Костромской, ум. 1565. 23 янв. Георгий, великомуч. Никомидийский 303 года. 23 апр. Георгий Хозевит, преп. 7 века. 8 янв. Георгий патриарх константинопольский, ум. 683, с Иоанном. 18 авг. Георгий Лимпеот, преп. Олимпийский, исповедник при Льве Исавр. 24 авг. Георгий, еписк. Амастридский (Пафлаг.), сконч. в конце 8 или в начале 9 века. 21 февр. Георгий, еп. Деволтский, муч. Болгарский (814–817), с Мануилом и др. 22 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Когда сие царское повеление достигло святого града Иерусалима, все весьма возрадовались, а патриарх Иоанн просил преподобного Савву пойти в Кесарию и Скифополь 8156 , объявить сие царское послание и вписать в церковные книги определение Халкидонского собора. Хотя преподобный был уже слаб телом от старости и изнурен многими иноческими подвигами, однако, для Церкви Христовой не отказался исполнить сие приказание, не поленился предпринять столь трудный путь, но отправился вместе с некоторыми другими начальствующими иноками и был встречен в Кесарии святым Иоанном Хозевитом , который был тогда там иерархом. В Скифополе преподобный был с честью принят митрополитом Феодосием и всеми гражданами и сотворил там чудеса. Он пророчествовал об одном знатном самарянине Сильване, восстававшем на христиан, что он сгорит от огня посреди города, – о чем будет сказано ниже; исцелил кровоточивую женщину и бесноватую отроковицу и, принесши, таким образом, много пользы Церкви, возвратился в Иерусалим. Когда означенное определение Юстина было привезено в Иерусалим, то собралось бесчисленное множество монахов и мирских, прибыл также святой Савва, и много епископов, и 6 августа в праздник Преображение Господня определение четырех (Вселенских) соборов, по замечанию списателя жития преп. Саввы Освященного, внесены были в священные постановления. «Таким образом, – заключает писатель жития, – пророчество Божественного старца исполнилось на императоре Анастасии. К концу четвертого года бездождия в Палестине, при большом недостатке в воде, братия хотели разойтись и просили святого отпустить их. Упрекнув их за нетерпение, святой повелел им надеяться на Бога, и на третий день появилось над лаврою дождевое облако, пошел дождь и наполнились водою рвы лаврские; дождь сей был только в лавре, а в окрестных местах не было ни капли росы. Тогда пришли к старцу игумены из окрестных монастырей и сказали: – В чем мы согрешили против тебя, отче, что ты позабыл о нас и испросил от Бога дождя только своей лавре? Он ласково утешал их и обнадеживал, что и у них в монастырях не иссякнет вода, пока не даст Бог дождя всей Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда сие царское повеление достигло святого града Иерусалима, все весьма возрадовались, а патриарх Иоанн просил преподобного Савву пойти в Кесарию и Скифополь [ 89 ], объявить сие царское послание и вписать в церковные книги определения Халкидонского собора. Хотя преподобный был уже слаб телом от старости и изнурен многими иноческими подвигами, однако для Церкви Христовой не отказался исполнить сие приказание, не поленился предпринять столь трудный путь, но отправился вместе с некоторыми другими начальствующими иноками и был встречен в Кесарии святым Иоанном Хозевитом [ 90 ], который был тогда там иерархом. В Скифополе преподобный был с честью принят митрополитом Феодосием и всеми гражданами и сотворил там чудеса. Он пророчествовал об одном знатном самарянине Сильване, восстававшем на христиан, что он сгорит от огня посреди города, — о чем будет сказано ниже; исцелил кровоточивую женщину и бесноватую отроковицу и, принесши, таким образом, много пользы Церкви, возвратился в Иерусалим. Когда означенное определение Юстина было привезено в Иерусалим, то собралось бесчисленное множество монахов и мирских, прибыл также святой Савва, и много епископов, и 6-го августа в праздник Преображения Господня определения четырех (Вселенских) соборов, по замечанию списателя жития преп. Саввы Освященного, внесены были в священные постановления. «Таким образом, — заключает списатель жития, — пророчество Божественного старца исполнилось на императоре Анастасии». К концу четвертого года бездождия в Палестине, при большом недостатке в воде, братия хотели разойтись и просили святого отпустить их. Упрекнув их за нетерпение, святой повелел им надеяться на Бога, и на третий день появилось над лаврою дождевое облако, пошел дождь и наполнились водою рвы лаврские; дождь сей был только в лавре, а в окрестных местах не было ни капли росы. Тогда пришли к старцу игумены из окрестных монастырей и сказали: — В чем мы согрешили против тебя, отче, что ты позабыл о нас и испросил от Бога дождя только своей лавре? Он ласково утешал их и обнадеживал, что и у них в монастырях не иссякнет вода, пока не даст Бог дождя всей Палестине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Модель отношений Л. и киновии, предложенная прп. Герасимом, получила широкое распространение после его смерти. Мн. новые Л. Иорданской пустыни так или иначе ориентировались на нее. В нач. VI в. монахом Великой Л. Иаковом севернее мон-ря прп. Герасима Иорданского, недалеко от Иерихона, была основана т. н. Л. Башен (λαρα τν Πυργων; Cyr. Scyth. Vita Sabae. 16). Иоанн Мосх приводит сведения о нек-рых подвижниках Л. ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 8-10, 40, 100). Л. аввы Петра Горнита, основанная в V в. близ Иордана предположительно учеником прп. Герасима, к-рый был обращен из монофизитства прп. Евфимием, находилась в 300 м к югу от долины Нахаль-Прат ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 41; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 16-18). Элиотская Л. (λαρα τν Αλιωτν), в к-рой Иоанн Мосх провел 10 лет, была основана в VI в. неким мон. Антонием ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 66, 134). Вероятнее всего, она также располагалась в Иорданской пустыне, к северу от Нахаль-Прат ( Féderlin. 1903. P. 328), а не на Синае, как считают нек-рые ученые ( Vailhé. 1898. P. 106-116; Chitty. 1966. P. 149). По-видимому, Л. был мон-рь Петра Ивера († кон. V в.), находившийся между Газой и Маюмой и существовавший еще до прибытия в него Петра. Сразу после его смерти Л. была преобразована в киновию (Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh.: Syrische Übers. einer um das J. 500 verfassten griechischen Biographie/Hrsg. R. Raabe. Lpz., 1895. S. 130-131). Л. Хозива была основана в кон. V в. 5 сир. иноками, поселившимися в долине Нахаль-Прат между Иерусалимом и Иерихоном. В нач. VI в. она была расширена прп. Иоанном Хозевитом (Miracula B. Mariae in Choziba//AnBoll. 1888. T. 7. P. 366). Расцвет мон-ря связан с жизнью прп. Георгия Хозевита († ок. 625): при нем община насчитывала ок. 2 тыс. монахов. Во время персид. нашествия 614 г. Л. была разрушена, и ее монахи нашли убежище в соседней Л. Каламон. В XII в. мон-рь был восстановлен, однако спустя столетие монашеская жизнь в нем прекратилась вплоть до 1878 г., когда здесь поселился мон. Каллиник. В 1901 г. мон-рь был полностью перестроен.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Один из учеников святого Антония, Иларион, перенес монашество на свою родину – в Палестину – и основал обитель близ города Газа. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Когда же свт. Василий Великий посетил обители Палестины и Египта, то учредил монашество в Каппадокии и дал им устав. А Савва Освященный, соединивший благодать священства и иночества, учредил обитель близ Иерусалима в скале, что у потока Кедронского, и ввел там богослужебный устав. И мертвая, бесплодная пустыня Святого града – суровая Иудейская земля – около Мертвого моря процвела сонмом боголюбивых отцов палестинских, родоначальником которых был прп. Евфимий Великий, скончавшийся в 473 г. на 97-м году своей жизни. Подвижников насчитывалось до 15 тысяч, и жили они в великой ревности по Богу и в обилии даров Святого Духа. Блаженный Иоанн Мосх и святой Софроний, мужи духовные и образованные, указывают такие чудесные обители в горной части пустыни, существовавшие до вторжения исламизма: 1) лавра Фаранская, расположенная в шести милях от Святого града, у селения Фари; 2) лавра Сукка, или Ветхая лавра, близ Фекун в Хади-Харитун; 3) Феоктистов монастырь, в трех милях от лавры Евфимия, на дне потока; 4) лавра прп. Евфимия, в десяти милях от Иерусалима; 5) монастыри в пустыне Зиф, близ Хеврона и пещер Давида царя; 6) Мартириев монастырь, возле лавры прп. Евфимия; 7) монастырь прп. Феодосия; 8) лавра, или келлии Хузимы, основанная прп. Иоанном Хозевитом; 9) лавра прп. Саввы с девятью киновиями и двумя обителями, близ Еммауса и Васана, и лавра Фирминская с тремя обителями, близ Вифлеема. Были еще обители в Иерихонской долине над Иорданом: 1) лавра и монастырь прп. Герасима, в одной миле от Иордана; 2) лавра Каламон, или Каламонская, основанная на месте, где останавливалось Святое семейство при бегстве в Египет, поскольку здесь пролегает дорога из Галилеи в Газу; 3) лавра Пиргов, или Башен, называемая еще Иорданской обителью, основанная блаженным Иаковом, учеником прп. Саввы; 4) лавра св. Петра, близ Иордана;

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010