князя Василья III Васильевича Темного и правнук вел. князя Димитрия IV Иоанновича Донского. На четырнадцатом году возраста Иоанн, вместе с братом своим Князем Димитрием Андреевичем, сослан был дядей Велик. Князем Иоанном III Васильевичем, сперва в Переяславль Залесский, потом на Бело-озеро и наконец в Вологду, и пробыл в узах в темнице тридцать два года. Ежедневная молитва услаждала жизнь его во время тридцати двухлетнего заточения; безвинное страдание напоминало ему о награде в жизни будущей. Перед смертью он пострижен в монашество Спасо-Прилуцким игуменом Мисаилом, и, приняв схиму, скончался в 1522 году, мая 19 числа, в которое церковь , ублажая добродетели Игнатия, и совершает память его до ныне 25 . Брат же его Димитрий Андреевич, пожив после него несколько времени добрым и богоугодным житием, скончался и погребен при ногах его. 26 Над мощами Игнатия деревянная с резьбой гробница, на которой положен писанный в рост образ его в схиме. На образе венец и цата чеканные из позолоченного серебра; оклад серебряный басменного дела, также позолоченный; риза чеканная медная отбеленная. 3 . Новые сени над гробницами преподобного Димитрия и Благоверного Князя Игнатия, медные, литые, на таких же столбцах, высеребренные и по местам вызолоченные, устроенные по новейшему рисунку в 1882 году, на пожертвования разных боголюбцев, ценностью около 4.000 [рублей. 4.     Запрестольный деревянный восьмиконечный Крест,украшенный 84-мя резными из белой кости изображениями разных святых и покрытый позолоченной медью басменного дела. Этот крест называется Киликиевским, вероятно потому, что вывезен в Россию из Греческой Киликийской области, а в монастырь принесен самим преподобным Димитрием (см. VII. 4.). 5.     В верхнем холодном Спасском храме в завороте подле южных алтарных дверей Образ Преподобного Димитрия Прилуцкого, писанный Преподобным Дионисием Глушицким, бывший с Великим Князем Иоанном III во время похода его на Казань и почитаемый чудотворным (см. VII. 2.). Образ этот мерой в вышину 1 аршин и 3½ четверти, в ширину 1½ арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

25 августа 1906 г. Высокопреосвященнейший Владимир как Председатель Всероссийского Миссионерского общества вводит отца Иоанна в качестве члена в состав Совета Общества. Трудился он и в миссионерском Братстве Св. Петра Митрополита, членом Совета которого он был назначен еще 25 января 1906 г. Св. Синод также возлагает на отца Иоанна ряд ответственных поручений. С 1 июня 1906 г. он - член Предсоборного Присутствия при Св. Синоде. В сентябре 1906 г. он посетил Самарскую и Симбирскую епархии, знакомясь с состоянием там церковных школ. Обер-Прокурором Св. Синода в августе 1907 г. он был послан в Нижний Новгород для участия в работе Миссионерского съезда. 22 августа 1907 г. Обер-прокурор Св.Синода посылает его в командировку для изучения состояния миссионерского дела и доклада в 24-х епархиальных городах: Твери, Рязани, Тамбове, Воронеже, Ярославле, Вологде, Вятке, Калуге, Казани, Ставрополе, Харькове, Туле, Орле и др. 6 декабря 1906 г. отец Иоанн был Всемилостивейше пожалован митрою. К этим годам относится сближение его и общение любви со святым праведным Иоанном Кронштадтским. В день памяти свт. Николая 6-го декабря 1907 г. отец Иоанн Восторгов в Кронштадтском Андреевском соборе произнес взволнованное слово о великом старце-молитвеннике: " Здесь в этом святом храме, полвека трепетал самый воздух его от гласа молитв и воздыханий всероссийского пастыря и молитвенника... Он зажег священный огонь в тысячах душ ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец; он возвратил Богу и в ограду Церкви тысячи погибших чад; он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности о. Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту священства... " . В день памяти трех Вселенских святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, 30-го января 1909 г., отцом Иоанном Восторговым от всех Московских патриотических союзов была возложена на гробницу святого праведного Иоанна Кронштадтского икона Святителей Московских. Это был сороковой день кончины основателя Иоанновского монастыря, где теперь покоятся его святые останки.

http://pravoslavie.ru/1450.html

Ефремов Павел Сергеевич. Выпускник богословского факультета Института святого Владимира в Харбине (1939 г.) Р. Б. Павел Крынин Павел Павлович. Родился в 1880 г. в г. Иваново-Вознесенске. Окончил Московский институт путей сообщения (1903 г.) Работал в бассейне реки Амур, на Камчатке и в Якутии. В 1918–1920 гг. – начальник Амурского округа путей сообщения. В Харбине с 1920 г. Работал в правлении КВЖД. Член приходского совета Софийской церкви. Благотворитель. Скончался 28.02.1927 г. в Харбине. Похоронен на Новом кладбище. Р. Б. Павел Маркизов Павел Степанович. Родился в Калужской губернии в 1888 г. В Маньчжурии с 1918 г. Принимал активное участие в строительстве церкви при Доме милосердия и Алексеевской церкви в районе Модягоу Харбина. В 1960 г. уехал в Бельгию. Скончался в Брюсселе в 1975 г. Р. Б. Павел Опарин Павел Иванович. Родился в 1890 г. в г. Зея Амурской области в семье золотопромышленника. Закончил гимназию в Благовещенске, затем физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Эмигрировал в Китай в 1919 г. Жил в Харбине. Занимался типографским делом, преподавал в высших учебных заведениях. В 1957 г. уехал в Австралию, в Сидней. Участник создания библиотеки Австралийской епархии. Один из инициаторов и организаторов «Братства Святого Креста». Скончался в Сиднее 01.12.1967 г. Р. Б. Павел Тростянский Павел Иоаннович. Сын протоиерея Иоанна Тростянского, иподиакона владыки Нестора (Анисимова) в Харбине. В 1940-х гг. за патриотические позиции был заключен японцами в концлагерь, где проводились опыты на людях по применению биологического оружия. Из лагеря не вернулся. Р. Б. Пелагия Апостолова Пелагия Евграфовна. Активная прихожанка Свято-Покровской украинской церкви в Харбине. Скончалась 17.12.1928 г. в Харбине. Р. Б. Петр Гордеев Петр Захарович. Сын казачьего атамана на дальнем Востоке, убитого большевиками. В начале 1920-х гг. семья эмигрировала в Китай. Жили в Шанхае и Харбине. Взят на воспитание профессором Института святого Владимира Иоанном Тимбо. В середине 1950-х гг. приехал в СССР. Псаломщик при церкви г. Стерлитамака. Скончался в Стерлитамаке. Р. Б. Петр

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая мантия патриарха Адриана – объяринная 38 , источники её сделаны из белого атласа с алыми лентами; на скрижалях вышиты золотом и серебром, вверху – Благовещение Пресвятой Богородицы, а внизу слова: «Патриарх Адриан». Саккосы 39 . Саккос патриарха Адриана, аксамитный 40 , украшен жемчугом и драгоценными каменьями, на самой материи вытканы золотом и серебром орлы; этот саккос сделан из одежды царя Иоанна Алексеевич а. Другой саккос патриарха Адриана, аксамитный; он сделан в память по царе Алексии Михайловиче. Саккос патриарха Питирима (1672–1673), объяринный. На нём вынизана жемчугом вязью замечательная надпись, в которой выражено достоинство епископа и историческое происхождение саккоса: «всяк убо Епископ в своей Епископии Христово подобие яве обносит» и т.д. Надпись сделана с необыкновенным искусством. Саккос патриарха Никона – атласный. На нём с передней стороны вышиты золотом и обнизаны жемчугом изображения трёх Вселенских святителей и святителя Николая Чудотворца. Этот саккос сделан царём Алексием Михайловичем патриарху Никону и поднесён ему в подмосковном селе Коломенском, в 1653 году. Другой саккос патриарха Никона – тканный из пряденого золота и весь обнизан крупным жемчугом. Этот саккос называется «Корень Иессеев». Такое название присвоено этому облачению по причине сходства сделанных на нём в кругах изображений, с известными в церковной живописи изображением древа, при корени которого представляется Иессей, а на ветвях онаго, в кругах изображаются происшедшие от Иессея Христовы праотцы, начиная с Давида. Саккос патриарха Никона – аксамитный, украшенный, крупным жемчугом. Он сделан был царём Алексием Михайловичем, по боярине Никите Иоанновиче Романове. Саккос митрополита Дионисия (1581 – 1586), из двойного петельчатого аксамита. Это один из самых замечательных, по богатству украшений, саккосов. Он украшен самым крупным жемчугом и золотыми дробницами 41 . Множество крупных яхонтов, изумрудов и бурмицких зёрен 42 составляет великолепное украшение сего святительского облачения и сообщает ему такую тяжесть, что вес его простирается до полутора пуда. Этот саккос сделан царём Иоанном Васильевичем Грозным, в память по сыне его царевиче Иоанне митрополиту Дионисию 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Кроме церквей Архангельской, Благовещенской, Алексеевской и Андреевской Чудову монастырю принадлежала некогда церковь , апостолов Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в императорском Николаевском дворце. В этой обители были ещё церкви, в разное время уничтоженные: Великомученицы Евдокии, над задними вратами. Построенная царём Иоанном Васильевичем в 1556 году, в память рождения царевны Евдокии; Мучеников Платона и Романа, – сооружённая митрополитом Платоном в честь его ангела и впоследствии переименованная в честь Всех Святых 24 . В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались российские первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, например, погребены митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий, и знаменитый патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою, Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII века. Здесь был погребён блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался 1731 года, при императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого в присутствии своём приказывала служить панихиды. Чудов монастырь служит более пяти столетий убежищем, иноческой жизни, из него выходили достойные пастыри церкви. Во время патриархов Всероссийских, Чудов монастырь назывался Лаврою и служил рассадником духовного просвещения. В 1646 году, когда вызван был великим князем Василием Иоанновичем учёный Максим Грек , для разбора рукописей царской библиотеки, он был помещён в Чудовом монастыре. Во время патриарха Филарета Никитича, в этом монастыре заведена была школа, называвшаяся Патриаршею, потому что состояла под ведением самого патриарха; первым учителем в ней был Арсений Грек. Упражняясь в духовной жизни, иноки Чудова монастыря занимались изучением греческого и латинского языков и переводили книги на русский язык. Между другими занятиями иноков этого монастыря было исправление церковных книг по греческим подлинникам. Главным образом в этом деле трудился Арсений Грек и потом Епифаний Славинецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

«Мир тебе, духовный брат». Сергий сидел в это время за едой в общей столовой, но, почувствовав на расстоянии поклонение епископа, встал, помолился, поклонился и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господа да будет с тобой». Так святые заочно говорили друг с другом. Однажды два священника, которые служили вместе с св. Сергием, увидели четвертого, который, в виде диакона, прислуживал Сергию. Они спросили его: «Кто это?» Сергий им ответил, что раз Бог им это открыл, то он им скажет: «Это – Ангел, он всегда помогает при службе. Но до моей смерти никому об этом не говорите». Имя преподобного Сергия стало известно всему русскому народу, но св. Сергий все считал себя последним и недостойным. Митрополит Алексий хотел его поставить епископом и сделать своим преемником. В знак этого митрополит хотел возложить на Сергия драгоценный золотой крест. Но он, сказав, что никогда не носил золота на себе, решительно отказался. В то время Русская земля была под татарским игом и платила татарам дань, но хан Мамай не желал довольствоваться данью и решил снова разорить Русь. С великими силами шел он на бой. Князь Димитрий Иоаннович решил выступить против него и пришел к святому за благословением. Сергий помолился о нем и его войсках и, отпуская, сказал ему тихо: «Ты победишь». И князь победил Мамая на Куликовом поле. Во время сражения св. Сергий с братией молились в церкви, и святой видел все поле битвы и поминал по имени всех убитых. В конце жизни преподобного Сама Пресвятая Дева явилась ему с апостолами Петром и Иоанном и обещала не оставлять основанного им монастыря. Пятьдесят пять лет пробыл св. Сергий в монастыре, спасая своими молитвами приходящих к нему; и после его кончины чудеса и помощь его не прекратились. В нем имеем мы и теперь молитвенника и заступника за нас, призывающих и чтущих его святую память. Ему посвящаются два праздника: 5 июля и 25 сентября ст. ст. 6. Святой Серафим, Саровский чудотворец (2 янв. ст. ст.– 15 янв. н. ст.; 19 июля ст. ст.– 1 авг. н. ст.)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

За образом в стене ход наверх, в помещение прежнего придела во имя прп. Михаила Малеина. Пред входом в трапезу слева находится ход в ризницу. Третья церковь во имя трех святителей московских – Петра, Алексия и Ионы – находится под колокольней, внутри нее. Четвертая монастырская церковь , во имя прп. Сергия Радонежского, находится над свв. воротами. Затем еще две церкви, – кладбищенская, во имя Успения, за озером на Красном носу, и Крестовоздвиженская, в 8 верстах от монастыря, по дороге к Емецкому приходу, у озера Угловатого, на том месте, где св. Антоний встретился с крестьянином Самуилом, указавшим ему место для основания обители. На острове среди озера Дудницы, где часто в безмолвии подвизался преподобный Антоний, в память этого поставлена была часовня. Но недавно, когда праздновалось 350-летие со дня кончины преподобного Антония (7 декабря 1906 года), эта часовня была заменена новою деревянною церковью в прославление Св. Духа, Святителя Николая и прп. Антония. Возник в самое последнее время план основать здесь Антониевский скит «Дудинцы» – в трех верстах от монастыря: дорога сюда удобнее на карбасах, но можно пройти и берегом. В царствование Бориса Годунова в Сийский монастырь был сослан и насильно пострижен с именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, впоследствии патриарх московский. Он пробыл здесь в заточении шесть лет. Под колокольней доселе показывают маленькое тесное помещение в одну кубическую сажень, где жил опальный инок-боярин. Под конец заточения он был переведен в другое, более просторное помещение, которое находится в верхнем этаже каменного здания, с правой стороны по входе в монастырь; в маленьких комнатках, где помещался Филарет, убранство сохранилось в целости до настоящего времени. В монастырской ризнице хранится много древних евангелий, крестов, церковных сосудов и облачений. Здесь обращает на себя внимание духовная грамота прп. Антония братии монастыря с его собственноручною подписью. Здесь же хранится книга, содержащая службу прп. Антонию, составленная царевичем Иоанном Иоанновичем в 1579 г., как значится в надписи на этой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Встретившись с ап. Павлом, Евтихий проповедовал вместе с ним в разных странах. Был рукоположен в сан епископский или св. Иоанном Богословом или ап. Павлом. Св. Евтихию пришлось испытать весьма много мучений во время проповеди: его томили и голодом, и строгали тело его железом, и бросали его в огонь и на съедение зверям; но Господь все хранил Своего угодника. Однажды выпустили на неге льва, и лев заговорил человеческим голосом. Умер св. Евтихий, усеченный мечом, в своем отечественном городе. Перенесение мощей Петра, митрополита Киевского, в новосозданный Успенский собор, в 1479 г.; читать о нем под 21 дек. Представление преподобного Арсения Комельского. Он жил в ΧVΙ веке. Годился в Москве, от бояр Сухарусовых и, будучи еще юношей, постригся в обители св. преподобного Сергия Радонежского, где впоследствии был избран в настоятели за свои подвиги и благочестивую жизнь. Любя уединение, он желал удалиться в какое-нибудь пустынное место. Уважавшие его, князь Василий Иоаннович и братия, просили его, хотя на некоторое время, еще остаться в обители, и он остался. Но в 1527 г. тайно оставил обитель и удалился в непроходимые вологодские леса, чтобы найти полное уединение для себя. Господь Сам указал ему такое место в Комельском лесу, на берегах речек Кохтыжа и Лежи, озарив оное лучами света с неба. Крестьяне, ходившие сюда для звериной ловли, сочли келлию св. Арсения помехой для себя и заставили его на некоторое время удалиться отсюда. Он удалился верст за 30, в Шилегонский лес. Сюда начал стекаться к нему народ для поучения; тогда он удалился опять в Комельский лес. Тут собралось к нему много братии, и устроена была обитель. Прожив здесь долгое время в строгих иноческих подвигах, святой скончался в 1550 г. Мощи его источали многие чудеса. Они почивают в Комельской обители под спудом. Мученица Сира дева была дочь языческого жреца, – знаменитого волхва в персидском царстве. Отец, боясь, чтобы его дочь не сделалась христианкой, каковых уже было довольно в его время в Персии, по смерти жены, отдал ее, в младенческом возрасте, для воспитания к волшебнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Максим Грек Преподобный Максим Грек (XV - XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 - 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах. Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что " в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты " . Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю " Главы поучительные к начальствующим правоверных " , в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: " Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук " . В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: " Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну... "

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Теснимая Иоанном и видя, что Орден не может спасти ее, сия земля искала защиты отца Фридерикова, Христиана III: Ревель, вся Гаррия и Вирландия изъявили ему желание быть снова у него в подданстве. Но Христиан, уже старый и близкий к концу, отвечал равнодушно: «Мне трудно править и своими землями: благоразумно ли искать еще новых и за них сражаться?» Однако ж дал Эстонии несколько тысяч гульденов, несколько пушек и назначил посольство в Москву; между тем умер. Имея более властолюбия и деятельности, сын его желал возвратить Дании сию немаловажную область: писал к Магистру, к Епископу Ревельскому, к Дворянству Эстонскому; обещал им не только ходатайство, но и войско в случае нужды; дал послам своим наставление и велел им спешить в Москву. Уже более сорока лет мы не имели никакого сношения с сим Королевством: Фридерик I и Христиан III считали бесполезным союз России, столь уважаемый Христианом II, другом Василия Иоанновича. Самые торговые связи прервалися между Копенгагеном и Новымгородом. Уведомив Иоанна как доброго, любезного соседа о своем восшествии на престол, изъявив ревностное желание быть ему другом и восстановить торговлю с нами, уничтоженную смутными обстоятельствами минувших времен, Фридерик убедительно просил, чтобы он не тревожил Эстонии, издревле области Датской, только на время порученной Магистру, и чтобы, благосклонно уважив бескорыстное его, Фридериково, ходатайство, даровал мир и самому Ордену. Адашев именем Царя сказал послам: «Мы со вниманием слушали ваши речи; читали грамоты, писанные Государями Российскими к Датским и Датскими к Российским; видели их любовь взаимную; видели, что подданные обеих Держав свободно и выгодно торговали друг с другом. Если Король желает возобновить сию счастливую дружбу, то и мы, искренно расположены к оной. Но удивляемся, что он находит Датские Владения в той земле, которая уже шестьсот лет принадлежит России. Великий Князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев; построил там церкви Греческие, обложил всю землю данию – и с того времени она не бывала достоянием иных Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010