был избран архиепископ полоцкий Антоний. При нем упразднена была в 1572 г. опричнина. Тогда же последовали кары в отношении врагов св. Филиппа, объявленных клеветниками. Соловецкий игумен Паисий сослан был в Валаамский мон. Единомышленник Пимена в деле против святителя, еп. рязанский Филофей, лишен был сана. Монах Зосима и еще десять иноков, клеветавших на Святителя, были разосланы по разным монастырям. Кобылин, жестокий и грубый пристав св. Филиппа, был сослан в монастырь. Другие соучастники зла удалены от лида царского. Но казни еще повторялись. Митр. Антоний правил до 1580 г. Преемником его был игумен хутынский Дионисий. Он читал молитвы пострижения над умиравшим 18 марта 1584 г. царем Иоанном, названным в монашестве Ионой. Соловьев пишет о нем: «Дионисий мог быть умен и сладкоречив: во многих хронографах он называется мудрым грамматиком; но чтобы он действовал против Годунова из честолюбия, – на это нет никаких современных свидетельств». Борис Федорович Годунов, брат царицы Ирины, выдвинутый за свой ум и способности Иоанном Грозным, с 1586 г. стал, по свидетельству летописей, правителем государства. Царь Феодор Иоаннович, по словам Карамзина, был постником и молчальником, более для келии и пещеры рожденным, чем для державной власти. Родовитое боярство было недовольно выдвижением Годунова, потомка татарского мурзы Чета, прибывшего в Россию в середине XIV в. Главными врагами Годунова были князья Шуйские. Продолжим сказание Соловьева: «Дионисий является вначале миротворцем между Годуновыми и Шуйскими: потом, когда, тотчас же после примирения, Годунов опять начал вражду, сославши неизвестно куда двоих приверженцев Шуйского, митрополит соединяется с последним, но позволяет уговорить себя Борису не начинать дела о разводе (царя с царицей), ибо это дело долженствовало быть очень тяжело для совести святителя; Дионисий не мог не помнить, каким нареканиям подвергался митрополит Даниил за развод великого князя Василия. Наконец, когда, по прямому свидетельству летописца, Годунов, преследуя Шуйских, пролил много крови неповинной, Дионисий является явным обличителем неправд его перед царем – и страдает за это».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Казанские татары были союзниками России еще при прадеде Царя Иоанна Васильевича – Великом Князе Иоанне Васильевиче. И именно при поддержке Руси сумели выйти из-под власти Орды в XVI веке. Но Османские ставленники, захватившие власть в Казани, жестоко воевали с Русью и содержали в рабстве более ста тысяч плененных русских людей. Лишь третий военный поход в Царствование Иоанна Васильевича во главе с самим Царем Иоанном Васильевичем привел к разгрому захватчиков и присоединению Казанского ханства к России. Именно к присоединению, а не завоеванию. Казанские татары, по существу, лишились лишь возможности грабить русские земли и уводить в плен русских людей. В остальном сохранили культурную и религиозную свободу, часть из них добровольно приняли христианство. Многие казанские знатные князья вошли в состав русской знати, приняты были на Царскую службу со своими воинами и щедро одарены Царем Иоанном Васильевичем, который по матери был из чингизидов – законным наследником и Казанского царства. За кадром фильма остается и мирное присоединение к России Астраханского ханства (1556) и Сибирского ханства (1563), одно из главных деяний первого Русского Царя, его мудрая и дальновидная национальная, культурная и военная политика. Все это приводит к кардинальным искажениям образа Царя Иоанна Васильевича, его воевод и государственных мужей, умаляет их подвиг Защитников Отечества. 0.8) Также в фильме показан младенец «Наследник Димитрий Иоаннович». Наследник Царя Иоанна Васильевича родился в октябре 1552 г., когда Царь был с войском в Казанском походе, и был наречен Димитрием. Как сообщает Царственная летопись: «…И тут ко Государю приехал от его Царицы Анастасии боярин Василий Юрьевич Траханиот и возвестил Царю Государю, яже послал Бог у Царицы его, родися ему сын Царевич Дмитрей» . 0.9) В начале 2 серии фильма показан эпизод, указывающий на крайне неприязненное отношение «попа Сильвестра» к «Царице Анастасии Романовне». Как пишет русский историк С.М. Соловьев: «Влияние Сильвестра и советников его могло встретить препятствие только в одном близком к Царю семействе – Захарьиных-Юрьевых; отсюда ненависть советников Сильвестровых к Царице Анастасии и ее братьям» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

1552 г. 2 августа. Печальна Москва. 88 лет от роду умирает, блаженный Василий. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и «благородными царевичами» Иоанном и Феодором находятся у изголовья святого, просят его молитв. Блаженный при последнем вздыхании пророчески говорит царевичу Феодору: «Вся прародителей твоих, твоя будут, и наследник будеши им.» Необычайная радость озаряет лицо блаженного в миг кончины. «Исполнится от телесе святого весь город благоухания и все граждане течаху великим и скорым шествием видети погребение блаженного, – говорится в прилоге и житии святого. – Царь бо и князи тело святого сами несоша до святой церкви на раменах своих.» Митрополит Макарий, архиереи и много священников пели псалмы и песни духовные. Народ со слезами взывал: «О, преблаженне Василие, молись о нас прилежно Христу Богу нашему, буди граду нашему Москве и всем рооссийским градам и весем зобрало и щит и крестоносному царю нашему и его благочестивой царице и благородным чадам его похвала и утверждение и радости податель.» Царь и царица проливали слезы радостные и скорбные: «радостные – в таковом скончании видя совершенна и причтена святых лику: скорбные же – о лишении доброго подвижника.» «Мнози же тогда прикосновением к святым его мощам исцеление получиша.» 1552 г. Август. Казань на виду перед царем Иоанном IV и его ратью. Над войском высится святая хоругвь, на ней изображен Спас Нерукотворенный, а вверху водружен животворящий крест, бывший на Дону с великим князем Димитрием Иоанновичем… Царь воодушевляет войско сразиться для торжества христианства. «Дерзай царю! мы все едины душею за Бога и тебя.» «О твоем имени движемся!» – говорит Иоанн, взглянув на образ святой хоругви, и двигает рать поближе к городу… Город окружен… В ставке царской расставлены шатры и три церкви полотняные: архистратига Михаила, великомученицы Екатерины и преподобного Сергия… 2 октября. На рассвете. Царь назначил войску «пить общую чашу крови.» Приказано брать город приступом. Все готово к страшной битве. Стан опустел. В его безмолвии слышалось пение иереев, которые совершали литургию. Государь оставался в церкви с немногими из близких людей. Восходило солнце. Диакон, читая Евангелие, произносит слова: «да будет едино стадо и един пастырь.» Вдруг грянул сильный гром, земля дрогнула, церковь затряслась… Иоанн, выйдя, увидел страшные бедствия, происшедшие от русского подкопа. Густая тьма над Казанью. Глыбы земли, камни взлетали над городом. Русские войска врывались в Казань. Царь достаивает литургию… В Казани идет страшная сеча.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С 1483 г, игуменом был Исаия. При нем были перенесены в Соловецкую обитель нетленные останки препод. Германа. Обитель таким образом, приобрела третьего молитвенника и заступника. В игуменство Исаии Соловецкую обитель постигло большое несчастье. Пожар в 1485 г. истребил большую часть Соловецкого монастыря и его жизненных припасов. «Впав в крайнюю нищету», рассказывает об этом событии современник его, старец Савватий, «мы недоумевали, – терпеть ли лишения, оставаясь на месте, или разойтись по разным местам. Одно утешение оставалось нам – притекать к мощам преп. Зосимы и Савватия и просить их о помощи и заступлении». Старец Макарий, бывший сподвижником преп. Зосим и живший в пустыне, пришел посетить нас и утешал такими словами: «не скорбите, братия! Потерпите с благодарением, возложив упование на Бога». На помощь пострадавшим откликнулись Новгородцы и архиепископ Феофил, подарившей монастырю пустошь (Бобровскую гору) и при ней сельцо со всеми угодьями, а его преемник архиепископ Геннадий в 1491 г. освободил священно и церковнослужителей Варзужской монастырской волости от церковных пошлин; монастырь быстро оправился от несчастия. После 18 настоятелей, быстро сменивших друг друга, 33 более продолжительное время управлял монастырем Алексей Юренев (1534–1548). В его настоятельство подтверждена Иоанном Васильевичем Грозным, в 1541 г., несудимая грамота, данная Василием Иоанновичем, по которой монастырь с принадлежащими ему крестьянами был освобожден от гражданского суда, за исключением уголовных преступлений. Право суда над крестьянами было предоставлено непосредственно настоятелю; сам же настоятель находился в ведении великого князя. Со времени Иоанна Грозного Соловецкий монастырь принимает самое близкое участие в общерусской жизни. О всех важных событиях князья считают необходимым извещать настоятелей, просят их молитвенной помощи в предприятиях против врагов, делая богатые вклады, а в тяжелые годины государственных бедствий обращаются к обители за материальной помощью. Задумав поход против Казани, Иоанн Грозный посылает в Соловецкий монастырь деньги и письменно извещает настоятеля о своем намерении идти войною против Казанцев, «вы б, господине, молили Господа Бога и Пречистую Его Богоматерь и Великих Чудотворцев о здравии и тишине всего православного христианства, и о Государеве согрешеньи... в церквах молебны пели и обедни служили, чтобы от недруга казанского дал Бог помощь и крепость и утверждение и победу над ним. 34 Богатая помощь была оказана царем Иоанном Грозным и при вторичном пожаре, постигшем обитель по попущению Божию за то, что «имеющие власть в обители», как было открыто преп. Зосимою в видении старцу Леониду, «неправо поступают с братиею, а братия всегда ропщет и терпения не имеют и этим наводят гнев Божий на обитель». Иоанн Васильевич пожаловал три поморские деревни: Шижню с приходскою церковью Николая Чудотворца, Сухой Наволок и деревню Остров с соляными варницами и угодьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следуя благочестивым внушениям своего сердца, и с другой стороны зная, какое нравственное влияние имеют на возбуждение монашеского духа монастыри, св. Алексий воздвигал и монастыри для молитвенных подвигов за спасение Руси, за свободу которой в то время великий Князь Димитрий Иоаннович ограждал Москву каменными стенами и боролся с своими врагами, как внутри отечества, так и вне. Москва уже имела монастыри: Спасский в Кремле, основанный великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою, по благословению митрополита Феогноста, Даниилов, созданный В. Князем Даниилом Александровичем, Богоявленский, основанный тем же князем, а оконченный сыном его Иоанном Калитою, – монастырь, в котором пострижен был на 20 году от роду св. Алексий, и Петровский, в котором архимандрит Иоанн, первый из настоятелей московских, ввел устав общежития. Св. Алексий основал еще два монастыря мужеских: Спасо-Андроников и Чудов, один женский – Алексеевский. При нем же воздвигнут и монастырь Симоновский. Еще во время последнего путешествия своего в Константинополь, св. Алексий подвергся на пути жестокой буре на море. Среди опасности он дал обет устроить обитель в память того дня, в который достигнет пристанища. Судно вошло в пристань 16 августа 1357 г. и святитель положил основать монастырь во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коего нерукотворному образу совершается в тот день празднование. Среди своих святительских трудов, улучив время, он отправился к пустынножителю радонежскому, преподобному Сергию и просил у него опытного в духовной жизни инока из его учеников, чтобы мог быть благонадежным руководителем и другом. Выслушав это из уст св. Алексия, преподобный Сергий вручил ему своего любимого ученика Андроника, который с юных лет воспитывался под надзором блаженного отца и успел усвоить себе его строгие правила. Первосвятитель, дав довольно милостыни на Сергиеву обитель, отправился с Андроником в Москву, и на избранном месте при р. Яузе построил обетную церковь , во имя Спасителя – нерукотворенного Его образа, где и поставил образ Спасов принесенный с собою из Константинополя, создал общежительный монастырь, снабдил его всем нужным и поручил настоятельство в нем Андронику. Чрез несколько времени преподобный Сергий приходил взглянуть на новую обитель и призвал на нее благословение Божие. Этот Спасо-Андроников монастырь вскоре сделался велик и славен, особенно добродетелями и мудростью первых своих настоятелей: Андроника, ученика его Саввы и ученика Саввина – Александра. Отсюда вышли многие иноки на игуменства в другие обители, а некоторые и на епископские кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Важнейшим деянием Царя Иоанна стало укрепление Южных рубежей России в 1571-1584 годах, когда было создано регулярное пограничное войско со специальным уставом (1571 год) и выстроена эшелонированная многорядная Засечная Черта. Благодаря этому границы Дикого Поля, начинавшегося сразу за Серпуховом, были отодвинуты к Югу на многие сотни верст, а Русское Черноземье, пребывавшее в запустении после Батыева нашествия более 300 лет, вновь стало интенсивно заселяться русскими крестьянами. Протоиерей Олег Митров: Если смотреть на это десятилетие, это колоссальный прорыв русского государства, но кто его совершил? Его совершили советники его отца, его совершил митрополит Макарий, Сильвестр, Адашев, но позже им оклеветанные и униженные. Комментарии историков: К 1550-м годам советников Великого Князя Василия Иоанновича, умершего в 1533 году, в управлении государством практически не осталось. Святитель Макарий стал митрополитом через девять лет после смерти Великого Князя, а Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский были при Великом Князе Василии Иоанновиче детьми. Термин «избранная рада» встречается только в сочинениях предателя Андрея Курбского. Митрополит Макарий никогда в так называемую избранную раду не входил. Окольничий Алексей Адашев и поп Сильвестр - приближенные Царя Иоанна в 1550-е годы - выступали за увеличение роли Государевой Думы по польскому образцу, сближение России с Западом, то есть фактически выступали за умаление Царской власти. Собором 1560 года, а не Царём, была установлена их причастность к смерти Царицы Анастасии, за чем и последовало наказание: Алексей Адашев умер в тюрьме в Юрьеве, поп Сильвестр отправлен по решению Собора в ссылку в северные монастыри. Профессиональным историкам неизвестно о каких-либо конфликтах между Царём Иоанном и Митрополитом Макарием. Царь всегда высоко ценил заслуги и труды Митрополита. Митрополит Макарий был духовным наставником Царя Иоанна с момента его поставления на кафедру в Москве в 1542 году и до самой смерти в 1564 году. Какого-либо сотрудничества с Алексеем Адашевым и попом Сильвестром у Митрополита Макария не было. Созыв Освященных Соборов по прославлению сонма русских Святых, Стоглавый Собор по устроению жизни Церкви и Собор по утверждению Судебника и других вопросов государственного управления созывались и проводились в духовной симфонии Царем Иоанном и Митрополитом Макарием, как это прекрасно показал в своем фундаментальном труде «Драма русской истории» выдающийся современный российский историк, профессор Игорь Фроянов.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/09/...

1552 г. 2 августа. Печальна Москва. 88 лет от роду умирает блаженный Василий. Царь Иоанн Васильевич с Царицей Анастасией и «благородными Царевичами» Иоанном и Феодором находятся у изголовья святого, просят его молитв. Блаженный при последнем вздыхании пророчески говорит Царевичу Феодору: «Вся прародителей твоих, твоя будут и наследник будеши им». Необычайная радость озаряет лицо блаженного в миг кончины. «Исполнися от телесе святаго весь город благоухания и все граждане течаху великим и скорым шествием видети погребение блаженнаго,– говорится в Прологе и житии святого. – Царь бо и князи тело святаго сами несоша до святой церкви на раменах своих». Митрополит Макарий, архиереи и много священников пели псалмы и песни духовные. Народ со слезами взывал: «О преблаженне Василие, молись о нас прилежно Христу Богу нашему, буди граду нашему Москве и всем российским градом и весем забрало и щит и крестоносному Царю нашему и его благочестивой Царице и благородным чадом его похвала и утверждение и радости податель». Царь и Царица проливали слезы радостные и скорбные: «радостные – в таковом скончании видя совершенна и причтена святых лику, скорбные же – о лишении доброго подвижника». «Мнози же тогда прикосновением к святым его мощем исцеление получиша». 1552 г. Август. Казань на виду перед Царем Иоанном IV и его ратью. Над войском высится святая хоругвь, на ней изображен Спас Нерукотворенный, а вверху водружен Животворящий Крест, бывший на Дону с Великим Князем Димитрием Иоанновичем... Царь воодушевляет войско сразиться для торжества христианства. «Дерзай Царю! мы все едины душою за Бога и тебя». «О Твоем имени движемся!» – говорит Иоанн, взглянув на образ святой хоругви, и двигает рать поближе к городу... Город окружен... В ставке Царской расставлены шатры и три церкви полотняные: архистратига Михаила, великомученицы Екатерины и Преподобного Сергия... 2 октября. На рассвете. Царь назначил войску «пить общую чашу крови». Приказано брать город приступом. Все готово к страшной битве. Стан опустел. В его безмолвии слышалось пение иереев, которые совершали Литургию. Государь оставался в церкви с немногими из близких людей. Восходило солнце. Диакон, читая Евангелие, произносит слова: «Да будет едино стадо и един пастырь». Вдруг грянул сильный гром, земля дрогнула, церковь затряслась... Иоанн, выйдя, увидел страшные бедствия, происшедшие от русского подкопа. Густая тьма над Казанью. Глыбы земли, камней взлетали над городом. Русские войска врывались в Казань. Царь достаивает Литургию... В Казани идет страшная сеча.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Пермская земля неоднократно страдала от опустошительных набегов вогулов, остяков и сибир. татар (в 1481, 1505, 1531, 1539, 1547, 1572, 1573, 1581, 1582). Во время набега пелымского кн. Асыки погиб кн. Михаил Ермолич, ему наследовал его сын, Матвей Михайлович. Коми-пермяки принимали участие в походах московских воевод на югру (1482, 1485, 1499) и вогулов (1484). Окончательное присоединение Пермской земли к Русскому гос-ву произошло в 1505 г., после того как вел. князь Московский Иоанн III Васильевич назначил туда наместником кн. Василия Андреевича Ковра, сумевшего в том же году отразить нападение сибир. татар. В это же время вел. кн. Василий III Иоаннович выдал т. н. Великопермскую уставную грамоту (подтверждена и дополнена царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553), утвердившую полномочия наместника и волостелей на Пермской земле. В 1535 г. в Чердыни возведен деревянный кремль, к нач. XVII в. мощная деревянная крепость существовала также в Соли Камской. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Освоение территории совр. П. к. ускорилось после выдачи в 1558 г. царем Иоанном IV Грозным жалованной грамоты Строгановым на их пермские вотчины, центром которых сначала была Пыскорская слобода (ныне с. Пыскор Усольского р-на; в 1560 Строгановы основали там Преображенский монастырь), а затем Орёл-городок (ныне пос. Орёл Усольского р-на), построенный в 1564 г. в устье р. Яйва. С 70-х гг. XVI в. в городах региона действовало воеводское управление. Летом 1582 г. объединенное татаро-вогульское войско под командованием сибир. царевича Али и пелымского кн. Аблегирима разграбило Соль Камскую и вырезало все ее население, Чердынь была взята в осаду. Эти события стали одной из причин похода в Сибирь отряда Ермака Тимофеевича. В 1606 г. Строгановы приступили к возведению на Каме между Орлом-городком и Пыскорским Преображенским мон-рем слободы Нов. Усолье (ныне г. Усолье) - нового центра своей вотчины. На Пермской земле развивались солеварение, охота, рыболовство, судостроение, кузнечное и гончарное производство. Жители активно участвовали в защите и освоении вновь вошедших в состав Русского гос-ва территорий на вост. склоне Урала и в Зап. Сибири. Из районов раннего рус. заселения (Чердынского и Соликамского уездов) шел отток населения на Ср. Урал и в Зап. Сибирь. Наряду с этим в XVI-XVII вв. происходило масштабное переселение в регион из районов бассейна Сев. Двины и Заонежья. С XVII в. широкое распространение в регионе получила пермская деревянная скульптура. В 1708-1727 гг. территория совр. П. к. входила в состав Сибирской губ., в 1727-1781 гг.- Казанской губ.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

На другом саккосе Фотия Митрополита вышиты, также шелками и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа во ад; пророки: Исаия, Иеремия, Моисей, Софония, Изекииль, Иисус Навин, Иона, Елисей; святые: Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Пётр митрополит русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Димитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. Саккос святого Петра митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа; с вытканными в кругах четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда святой Пётр был ещё во Владимире, откуда и привёз его в Москву в 1325 году. Это священное одеяние первосвятителя Московского возлагаемо было на Всероссийских патриархов, при вступлении их на Патриарший престол. Саккос митрополита Макария (1543–1564), бархатный, украшенный жемчугом, и серебряными дробницами. Он сделан был царём Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения Богородицы. Саккос митрополита Дионисия; на нём выткано золотом шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено царём Иоанном Васильевичем Грозным в память по сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче. Саккос патриарха, Иосифа (1642–1652). На нём с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя сидящего на престоле и благословляющего. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей ризнице, святые встречаются благословляющими. Поэтому, когда приходят в Патриаршую ризницу старообрядцы и рассматривают святительские облачения, в особенности саккосы святого Фотия митрополита, то нередко приходят к убеждению в истине крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. Кресты. Крест из частей Животворящего Древа Креста Господня, Этот Крест устроен Германом митрополитом Андрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную этот Крест выносится в церковь Двунадесяти Апостолов, для поклонения

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

27 мая 1351 года в Константинополе открылся Собор под председательством Иоанна Кантакузина и патриарха Каллиста I, который должен был решить вопрос о православии учения свт. Григория Паламы. В результате богословие свт. Григория Паламы было признано православным и согласным с учением отцов Церкви и был обнародован соборный томос . В 1352 году  Иоанн V был отправлен из столицы в Дидимотих . С новой силой разгорался конфликт между Палеологами и Кантакузинами. Иоанн V, побуждаемый к войне Стефаном Душаном и венецианцами, недовольными миром Иоанна Кантакузина с Генуей, получил от Венеции деньги для войны с Иоанном Кантакузином на условиях уступки острова Тенедоса. Иоанну Кантакузину удалось погасить конфликт при посредничестве Анны Савойской; Иоанну V в удел был дан Дидимотих, а Матфею Кантакузину - Адрианополь. Между наместниками тотчас же начались военные действия. В июне 1352 года Османы опять действовали как союзники Иоанна Кантакузина, который двинул войско на помощь сыну Матфею, блокированному в Адрианополе Иоанном V. Турки разорили Пифион близ Дидимотиха. Осенью патриарх Каллист I безуспешно пытался погасить конфликт между императорами. В том же году сын Орхана Сулейман занял все крепости Фракии; Византия не имела сил для сопротивления. В начале 1353 года Иоанн Кантакузин предъявил патриарху Каллисту требование короновать его сына Матфея и не поминать более династию Палеологов за литургией, т. е. освятить авторитетом Церкви окончательный переход власти к Кантакузинам. Несмотря на уговоры, патриарх отверг требования, покинул резиденцию и удалился в монастырь в Константинополе, откуда продолжал исполнять свое служение. Иоанн Кантакузин безуспешно пытался уговорить патриарха Каллиста вернуться, посылая к нему видных епископов, а также Филофея Коккина . Для обоснования прав Иоанна Кантакузина анонимный автор написал специальный трактат , где подчеркивал, что патриарх не имеет права выбирать императора; выбор осуществляют «армия, сенат и народ», а патриарх - «священник», совершающий коронацию. Вскоре Каллист был официально низложен и бежал сначала к латинянам в Галату, а затем к Иоанну V на остров Тенедос, где опубликовал многочисленные обвинения против Иоанна Кантакузина и константинопольского клира. Обвинительная речь Каллиста против Иоанна Кантакузина, переданная Никифором Григорой, среди прочих упреков содержала и упоминание о денежных выплатах турецким наемникам Орхана в 1347 году из сумм, поступивших на ремонт собора Св. Софии от московского кн. Симеона Иоанновича Гордого .

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010