На другом саккосе Фотия Митрополита вышиты также шелком и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа во ад; пророки: Исаия, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, Иона, Елисей; свв. Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон. Иоанн Златоустый , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Димитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными в кругах четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда святой Петр был ещё во Владимире, откуда и привёз его в Москву, в 1325 г. Это священное одеяние первосвятителя Московского возлагаемо было на Всероссийских Патриархов при вступлении их на патриарший престол. Саккос Митрополита Макария (1543–1564), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан царём Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы. Саккос Митрополита Дионисия; на нём выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царём Иоанном Васильевичем Грозным по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу. Саккос Патриарха Иосифа (1642–1652). На нём с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и рассматривают святительские облачения, в особенности, саккосы св. Фотия Митрополита, то нередко приходят к убеждению в истине крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом Митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

– На другом саккосе Фотия митрополита вышиты также шелками и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа в ад; пророки Исайя, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, а, Елисей; свв.: Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Дмитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ Веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. – Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными, в кругах, четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда Святой Петр был еще во Владимире, откуда и привез его в Москву в 1325 г. Это священное одеяние Первосвятителя Московского возлагаемо было Всероссийских патриархов, при вступлении их на патриарший престол. – Саккос митрополита Макария (1343–1364), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан был Царем Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы. – Саккос митрополита Дионисия; на нем выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царем Иоанном Васильевичем Грозным, в память о сыне его, Царевиче Иоанне Иоанновиче. – Саккос патриарха Иосифа (1642–1632). На нем с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими именословно. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и осматривают святительские облачения, в особенности, саккосы Фотия митрополита, то нередко приходят к убеждению в истинно–крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. 7. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов, для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Через полгода И. И., не удовлетворенный безыскусностью повествования Ионы, составил свою редакцию Жития прп. Антония («Списано бысть сие многогрешным Иоанном русином, родом от племени варяжска, колена Августова, кесаря Римскаго, в лето 7087»), затем Похвальное слово прп. Антонию и рус. святым, начиная с равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича («Восписание и сказание предписанное о похвале святаго; и зде мало нечто имат к похвале святому, и о преподобьных и богоносных отец наших, иже в Росийстем острове просиавше. Списано же бысть сие мною же, многогрешным Иоанном, русина родом» - БЛДР. С. 668; единственный список памятника - РНБ. ОСРК. Q.1.22. Л. 369-385 об., сер. 80-х гг. XVI в.). Похвальное слово изобилует цитатами из Свящ. Писания и творений отцов Церкви, риторическими фигурами, центральная часть имеет акафистную форму. В отличие от отца, в своих произведениях часто нарушавшего принятые на Руси лит. нормы, И. И. им следует с особой старательностью. Важное место в творчестве И. И. занимает появляющееся в Житии прп. Антония и присутствующее в Похвальном слове осмысление Руси - правосл. земли в окружении мусульм. стран - как «острова святых». Е. А. Рыжова Изд.: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 668-677; Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. Ист.: ПСРЛ. Т. 13; Т. 14 (по указ.); Лихачёв Н. П. Дело о приезде в Москву Антония Поссевина. СПб., 1903; Государственный архив России XVI ст.: Опыт реконструкции/Подгот. текста, коммент.: А. А. Зимин. М., 1978 (по указ.). Лит.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 301-302; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-54; Строев. Словарь. С. 137; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Т. 1. С. 163-164; Тупиков Н. М. Лит. деятельность царевича Ивана Ивановича//ЖМНП. 1894. Ч. 296. Дек. С. 358-374; Дмитриев Л. А. Иван Иванович//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 384-386 [Библиогр.]; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 371-375; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Кн. центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Зимин А. А. Опричнина. М., 20012 (по указ.); Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206-221. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны

http://pravenc.ru/text/471251.html

Этот-то замечательный скит основанием своим и обязан священноиноку Иову, бывшему, в начале XVIII века, строителю Анзерского Троицкого скита и строгому подвижнику тогдашнему времени. Считаем священнийшим долгом поделиться с благочестивыми современниками тем, что об этом высокодивном подвижнике нашли мы в своих рукописях и слышали от соловецких старцев 4 . В этих сказаниях главными событиями представляются: 1) жизнь подвижника Иова, в мире священно-иерейская, и поступление в иереи в придворную церковь императора Петра I, с назначением его духовником его величества и прочих членов дома царского; 2) жизнь его придворная, в звании царского духовника, и отсылка его в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество; 3) далее, строгая жизнь иноческая в Соловецком монастыре, – по пострижении в монашество с именем Иова, – и подвижническая жизнь в Анзерском ските в качестве строителя его; 4) проявление в Иове следов высшей духовной жизни и силы пред основанием Голгофораспятского скита и по основании его; наконец 5) блаженная кончина подвижника и последнее предсмертное завещание братии. I. Священноинок Иов родился в Москве при благочестивейшем государе, царе и великом князе Михаиле Федоровиче, в 1635 году, и наречен во св. крещении Иоанном. О родителях его и первоначальном воспитании ничего не известно, кроме того, что отец его именовался тоже Иоанном 5 . Старцы вероятно не любопытствовали знать более этого не о роде его, не о воспитании, а смотрели на дела, коими отличался среди них богоугодный пришелец из мира. Неважное это опущение впоследствии может быть дополнено из других источников, например, из судебных дел, хранящихся в архивах, для нас теперь не доступных. Впрочем можно отчасти гадать, что Иоанн Иоаннович произошел от благочестивых родителей и едва ли не есть славная отрасль звания духовного, в котором с юности приготовлен он был в усердного слугу Царю небесному, а по достижению совершеннолетия рукоположен во иерея. С принятием священства, врожденная в душе Иоанна ревность к добродетельной жизни стала увеличиваться; начали постепенно процветать в нем плоды евангельского семени. Чтобы быть достойным служителем св. Церкви, он прежде всего взялся строго следить за собой – творить истину, какой требует обязанность священника. Во вверенной ему церкви, он старался ежедневно совершать божественную литургию сам. В противном случае, становился на клирос и пел всю божественную службу по киевскому напеву. Пение его, по природной способности, было сладостно и умилительно. Этим-то, а более добродетельной жизнью, о которой скоро прошла в народе молва, он привлекал в свою церковь множество посетителей. Удовлетворенные благоговейным служением в церкви, многие из этих посетителей, желая получить и благословение от о. Иоанна, как ревностного о них молитвенника ко Господу, спешили в его дом. Впрочем, не терпя мирских приветствий и народного любопытства, он более удалялся от этих посещений, и часто не удовлетворял общему желанию – видеть его в доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

кн. Тверского Михаила Борисовича, велел отослать назад дары, присланные вел. кн. Московским Иоанном III Васильевичем , его сыном, соправителем вел. кн. Иоанном Иоанновичем Молодым, и митр. Московским и всея Руси свт. Геронтием (Житие. 1899. С. 143-145; Рассказ. 1999. С. 258, 266). С этого дня П. покидал свою келью при помощи учеников только для присутствия на литургии, при этом он выполнял все правила и соблюдал строгий пост. Особенно настойчиво добивался благословения П. кн. Михаил Андреевич, приславший в мон-рь сначала диакона, а затем своего духовника свящ. Иоанна (Рассказ. 1999. С. 258, 264), однако П. категорически отказался принять посланных, сказав: «Ни о чем ему у мене дела нет, аще и самъ князь бы был» (Там же. С. 264). Когда в мон-рь с посланием вел. кн. Московского прибыл Федор Викентьев, то П., не распечатывая послание, велел вернуть его вел. князю. Следом прибыли посланцы от великих княгинь Московских Марии Ярославны и Софии Палеолог. Мон-рь наполнился слугами бояр, стремившихся передать П. все новые и новые дары и деньги, однако П. вновь запретил что-либо принимать и лишь скорбел, что приезжавшие так досаждают ему (Там же. С. 268). В числе последних прибывших к П. инок Иннокентий назвал духовника вел. кн. Московского протопопа Благовещенского собора Федора, а также доверенное лицо вел. кн. Московской Софии Палеолог Юрия Траханиота (Там же. С. 276). Сообщив об этих посланцах П., Иннокентий удостоился от него сурового выговора: «Что тебе на мысли? Не даси же ми от мира сего ни единъ часъ отдохнути. Не веси ли - 60 лет угажено миру и мирьскым человекомъ, княземъ и бояромъ: и въ сретенье им сованося, и в беседе съ ними маньячено, и вследъ по них такоже сованося, а того не вемъ, чесого ради? Ныне познах: никая ми от всего того полза, но паче души испытание о всемъ» (Там же. С. 276). Монашеская братия находилась в сильном волнении относительно буд. устройства мон-ря. Не дождавшись к.-л. указаний, Иннокентий решился просить П. написать завещание о монастырском строении.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

В 1471 году, Севастиян Кушелев послан был Иоанном Великим в Псков, собирать псковскую рать против Новгородцев, которую он 31 июля и привёл к Великому Князю, на берега Шелони. Он участвовал также, в качестве воеводы, в новгородском походе 1477 года. Василий Борисович Кушелев получил от Иоанна Великого, в земле новгородской, в вотской пятине, в погосте Егорьевском-Теребовльском, на Перебожье, отписные вотчины Новгородцев Дмитрия Победитцкого и Тимофея Иевлева. Иван чепец и Иван меньший Кушелевы находились, в 1495 году, в числе детей боярских, сопровождавших в Литву княжну Елену Иоанновну, нареченную супругу Литовского Великого Князя Александра. Из данной грамоты, Иоанном Великим, сыну его князю Юрию Иоанновичу на Дмитров и на Рузу видно, что Андрей Кушелев владел, в 1504 году, в Дмитровском уезде, деревнею Залесскою. Юрий Никитич убит в казанском походе 1550 года, а Дмитрий Данилович и Тимофей Иванович убиты при взятии Казани (2 октября 1552): имена всех трёх вписаны в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Фёдор Никитич и Пётр Григорьевич подписали, в 1571 году, поручную запись по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, первый в 35 рублях, второй в 40 рублях. Ляпун и Дмитрий Фёдоровичи жалованы поместьями в 1583 году. Иван Иванович служил, при Императоре Павле Петровиче, сенатором; при Императоре Александре действительным тайным советником Егор Андреевич (рождение 1763 † 1826) служил, при Императоре Павле Петровиче, генерал-лейтенант, а при Александре I сенатором; сын его Сергий Егорович (рождение 1821), ныне полковник и флигель-адъютант. Григорий Григорьевич служил в Гатчине, при Великом Князе Павле Петровиче, полковником, и пользовался особенным благоволением Великого Князя; по восшествии Государя на престол получил чин генерал-майора и Анненскую ленту; несколько месяцев спустя чин вице-адмирала; 24 окт. 1798 г. пожалован адмиралом и вице-президентом адмиралтейств-коллегии; 22 февраля 1799 года возведён в Графское Российской Империи достоинство; и 29 июня того же года получил Андреевскую ленту. В 1801 году он оставил службу, и скончался в глубокой старости, в 1833 году. От первого брака он имел одну дочь, графиню Александру Григорьевну, за сенатором князем Алексеем Александровичем Лобановым-Ростовским; от второго брака с графинею Любовью Ильинишною Безбородко († 14 июля 1809) имел двух сыновей: Александра и Григория († 16 февраля 1855, бездетным); из них старший, граф Александр Григорьевич (рождение 1800 † 6 апреля 1855), сенатор, исправляющий должность государственного контролера, по указу 6-го апреля 1816 года принял имя и герб графов Безбородко и именуется графом Кушелевым-Безбородко 176 . От брака с княжною Александрою Николаевною Репниною-Волконскою († 8 октября 1836), он имеет несколько человек детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лекция 23 К сожалению, столь блистательно начавшееся правление царя Иоанна, с его военными триумфами, блистательными гражданскими и церковными реформами, со временем стало трансформироваться в жестокую тиранию. Подававший столь большие надежды монарх постепенно обратился в кровавого деспота, перед которым трепетал в страхе весь народ – от боярина до последнего холопа. Почему такое стало возможным? С одной стороны, мы, безусловно, должны искать объяснение этому в личности самого царя с его явными психическими изъянами. А с другой... Ничего случайного не бывает, и каждый народ получает от Бога то правление, которого заслуживает. Духовный кризис, который столь явным образом стал проявляться в жизни русского народа, несоответствие между великим призванием Москвы – Третьего Рима как центра православного мира и все более обозначавшимися чертами духовного упадка, – все это, вероятно, стало причиной той аномалии, которой обернулось царствование Иоанна Грозного. Для понимания причин того, как протекали перемены в сознании самого государя, важен такой эпизод, как болезнь царя, случившаяся в марте 1553 г. Болезнь была чрезвычайно тяжелой. Царь слег, и думали, что он уже не сможет выздороветь. Что было с Иоанном на самом деле, да и было ли вообще, судить трудно. Некоторые впоследствии полагали, будто Иоанн лишь прикинулся умирающим, чтобы испытать верность своих подданных. И все же едва ли в эту пору окрыленный Казанской победой молодой царь стал бы устраивать подобный спектакль – склонность к жестокому лицедейству разовьется в нем намного позднее. Но, хотел того Иоанн или нет, а болезнь царя действительно выявила подлинные настроения его ближайшего окружения. Прежде всего подняли голову князья Старицкие – двоюродный брат Иоанна Владимир Андреевич и его мать, властная и энергичная княгиня Евфросиния. Старицкие открыто выражали свою радость: болезнь царя вплотную приближала их к трону. Иоанн на смертном одре потребовал от бояр присягнуть своему первенцу – грудному младенцу царевичу Димитрию Иоанновичу. И вот тут-то все те, кто прежде угодливо молчал и пресмыкался перед Иоанном, враз осмелели и заговорили о том, что не хотят «пеленичника», как называли они младенца Димитрия, а желают на царство Владимира Старицкого. Вновь воскресли все те настроения, которые, казалось, исчезли со времен Елены Глинской. Тщетно умирающий царь взывал к боярам, умоляя их целовать крест его законному наследнику, – они учинили по этому поводу страшную свару прямо у одра умирающего монарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

Предание говорит, что на самом этом месте была келья св. Сергия, где удостоился он видеть пришествие к нему Пресвятой Богородицы с Апостолами Петром и Иоанном Богословом; тут на стене есть и изображение этого явления. В этой палатке почивают под спудом мощи: св. Серапиона, бывшего игумена Лавры, а потом архиепископа Новгородского и св. Дионисия, знаменитого здешнего архимандрита; тут же стоит каменная гробница Иоасафа (Скрипицына), митрополита всея Руси, бывшего прежде здесь игуменом; близ этой палатки погребен келарь Арсений Суханов , известный Иерусалимский путешественник XVII века. – 3) Соб. Успения Божией Матери – огромнейший пятиглавый храм, подобный Московскому Успенскому же; сооружен царем Иоанном Васильевичем Грозным, а освящен в 1585 году 15 августа, Дионисием, митрополитом Московским, в присутствии царя Феодора Иоанновича и супруги его Ирины Феодоровны. Внутренние стены его расписаны фресками в 1681 году на вкладные деньги Моисея, архиепископа Разанского. При сем соборе три придела, в алтаре: Феодора Стратилата и Великомученицы Ирины (в честь царя Феодора и царицы Ирины) и Николая Чудотворца; из них первые два освящены в одно время с главным престолом, а последний устроен уже в начале XVII века и освящен 1609 года мая 9, в самое время Литовской осады при громе неприятельских пушек, для испрошения у Бога, с помощью молитв этого Святителя, освобождения от усилившейся между осажденными цинготной болезни, от которой в шесть месяцев погибло около 3000 человек. В иконостасе замечательны образа: Софии Премудрости Божией, называемый Новгородским, и Положения Ризы Господней; в алтаре, за престолом, находится большой двуглавый орел, вырезанный из дерева, с крестом на верху, поставленный здесь в память избавления во время стрелецкого бунта Петра I, который скрылся от убийц под престолом. – В Успенском соборе погребены: родственница царя Иоанна Васильевича Марфа Владимировна, супруга датского принца, единственного короля Лифляндского, Магнуса; дочь их, королевна Евдокия; Моисей, Архиепископ Рязанский; Иосиф, епископ Вологодский, бывший прежде архимандритом в Лавре, и Августин, архиепископ московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1561 г. на городище построен был Иоанном каменный, оригинальной архитектуры, пятиглавый соборный храм, с галереей кругом церкви. Собор этот в начале нынешнего столетия разобран на материал для постройки нового, ныне существующего собора. В настоящее время только часть фундамента и щебень, оставшейся от разломки стен, указывают место, где находился собор. Чертёж фасада этого собора хранится доселе в доме Старицкой городской управы и оригинальностью рисунка напоминает отчасти Московский собор Василия блаженного. Внизу чертежа следующая надпись: «Лета 7066 июля дня, зачат был сей храм в городе Старице Святых страстотерпцев Христовых, Князей Русских и обоих братьев по плоти Бориса и Глеба, наречённых во святом крещении Романа и Давида, при Державе Благоверного Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича и при Великом Князе Васильевиче и Феодоре Иоанновиче всея Руси и при Преосвященном Митрополите Тверском и отдалялась сея Святая церковь в лето 7069 и освящена великих страстотерпцев и Русских Князей Бориса и Глеба и Святого Чудотворца Николая Великорецкого, родителям на поминовение и в память прочим родом, сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов и всем Христианам на спасение. Эта надпись в городе Старице на соборной церкви сделана рубчатая под большим карнизом, кругом всего Борисоглебского собора, а где пунктирные линии, на этих местах следует подпись и имена». Очень жаль, что жители города Старицы не сохранили и не поддержали этого памятника древности, замечательного и в историческом и архитектурном отношении. В 1570 г, Иоанном же Грозным построена в Старицком Успенском монастыре теплая каменная церковь с одним Престолом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, с трапезою и келарьской комнатою, в память сына его Царевича Иоанна. Церковь эта в настоящее время является единственным памятником в Старице от времён Иоанна Грозного по церковно-строительному искусству. 3 Млеком Божией Матери называется белая глина, находящаяся в пещере Рождества Христова близ Вифлеема, которая в жидком состоянии имеет вид молока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010