Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Егда же крестиша Царя, Великого Князя Ивана Василиевичя всея Русии, и прияста его от святыя купели архимандрит Данила Переяславъский и старец Касиян, и даста на руки отцу его, Великому Князю Василью Ивановичу, всея Русии Самодерзцу; Боголюбивый же Великий Князь приим сына своего у старца Касияна с великою радостию, что желаемое у Бога получил. И егда же прихаша во град Москву, что же Боголюбивый и милостивый отець его, Князь Великий Василие Иванович всея Русии, от великиа радости на многых победных милость показа: овых от казни смертныя свобод и, а иных ис темницы пусти; и во вся монастыри посла милостыню. И во всем граде Москве бысть благоденьство и радость неизреченная; и не токмо же сиа бысть на Москве, но и во всей Русской земли. Архимандрита же и старца Касияна великому чрежению и чести сподоби, и великими дарованми одари, и отпущаеть их во своя» . 4 сентября. Игумен Троицкий Иоасаф, будущий Митрополит Московский, преподобный Даниил Переяславский и столетний инок Иосифо-Волоцкого монастыря преподобный Кассиан Босой крестили в Троице-Сергиевом монастыре младенца Иоанна Васильевича. Крещен будущий Царь в честь Великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По крещении Великий Князь Василий Иоаннович возложил Князя Иоанна на раку Преподобного Сергия Радонежского . Небесным покровителем будущего Царя Иоанна стал Великий Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень. 1533 год. 21 сентября. Великий Князь Василий Иоаннович и Великая Княгиня Елена вместе с наследником Князем Иоанном Васильевичем и младшим сыном Георгием Васильевичем отправляются в паломническую поездку в Троице-Сергиев монастырь. 6 октября. Великий Князь Василий Иоаннович прибывает в Волок Ламский. « И на Волоце начат изнемогати ногою, и почат болезнь люта быти». 25–26 октября. В Волоке Ламском Великий Князь и Государь Василий Иоаннович проводит совещание с ближними боярами о своем Духовном завещании. К Великому Князю Василию Ивановичу в Волок Ламский по его указу доставляют духовные грамоты его отца и деда, и Великий Князь начинает составление собственной Духовной грамоты.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

После Данилова монастыря самый древний монастырь в Москве был Спасо-Преображенский, находившийся в Кремле. Он был основан вел. князем Иоанном Даниловичем Калитой. Монастырь этот послужил началом всех московских монастырей. Когда московский Кремль начал расширяться новыми постройками, то при сооружении новых зданий обитель оказалась неудобной для иноческой жизни в нем, и вел. князь Иоанн III перенес Спасо-Преображенскую обитель на новое место вдали от Кремля, называемое Таганное, и устроил здесь так названный Ново-Спасский монастырь, а прежнюю Спасскую обитель обратил в собор 51 . Замечательна колокольня Новоспасского собора; она 32 саж. вышины. Новоспасский монастырь служил усыпательницей предков ныне царствующего Дома Романовых. Замечательна ризница Новоспасского монастыря, так как в ней много жертв вел. князей и царей. Донской монастырь Основан царем Федором Иоанновичем в 1591 г. в честь Донской иконы Богородицы, в память избавления Москвы от нашествия татар. Донская икона Пресв. Богородицы прославилась еще во времена вел. князя Димитрия Иоанновича Донского. Когда в 1380 г. татарский хан Мамай покушался завоевать Русское царство и приблизился уже к берегам Дона и Непрявды, в то время вел. князь Димитрий Иоаннович с своим войском пламенно молился Пресв. Богородице перед иконой, которая находилась в рядах войска, о заступлении и помощи. Икону эту носили и по рядам русского войска во время самого сражения. И Пресв. Богородица помогла победить врагов, в память чего икона ее названа была по месту сражения Донскою и поставлена в Москве в Кремле. Когда в 1591 г. было снова нашествие на Россию татар и когда они уже приблизились к Москве, тогда вел. князь Феодор Иоанович по примеру князя Донского обратился с молитвой к Пресв. Богородице и велел принести к войскам своим Ее Донскую икону, которая некогда спасла Россию от татар. Перед сражением царь Феодор Иоаннович с своими войсками целую ночь молился перед сей иконой. И что же? На другой день, когда произошло сражение, враги были устрашены невидимой силой и отступили от Москвы. В память сего чудесного избавления Москвы от врагов царь Феодор Иоаннович воздвиг монастырь во имя Донской иконы Пресв. Богородицы, установил праздник сей иконе 19-го августа и крестный ход в Москве из Успенского собора в Донской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Великомученика Феодора Стратилата и Св. Мученицы Ирины;  – а третий освящён в 1609 году, Мая 9, во имя Св. Николая Чудотворца во время осаждения монастыря от Поляков, для испрошения у Бога, с помощью молитв Святителя, освобождения от усилившейся на многих осаждённых цинготной болезни. На оной церкви средняя великая глава позолочена червонным листовым золотом тщанием Лаврского Архимандрита Афанасия, бывшего потом Епископа Ростовского, иждивением же монастырским между 1754 и 1758 годов. В 1781 году с западной стороны у того собора сделано для всхода парадное крыльцо. При этой Успенской церкви погребены Царь Борис Феодорович Годунов, супруга его Мария Григорьевна, сын их Феодор Борисович и дочь их Ксения. Их троих тела по повелению Царя Василия Иоанновича Шуйского в 1606 году перенесены были из Варсонофьевского, что в Москве бывшего монастыря, в Троицкой монастырь, где погрести их велено было честно; а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, (быв пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгой) по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной церкви на западной стороне за левым клиросом погребены: 1) Королева Марфа Владимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкого, который был сыном Князя Андрея Иоанновича, брата родного Великого Князя Василия Иоанновича, а дяди родного Царю Иоанну Васильевичу. Она была в супружестве за Принцем Датским Магнусом, Королём Лифляндским; 2) Королевна Евдокия, дочь того Принца Датского Магнуса и Марфы Владимировны. 6.  ЦЕРКОВЬ Сошествия Святого Духа каменная, стоящая в длину на 7 саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6 саженях. Она основана в 1559 году, Мая 16, в неделю Пятидесятницы повелением Царя Иоанна Васильевича во имя Святой Троицы, и на основании был сам Царь с Царицей Анастасией и с детьми Царевичами Иоанном и Феодором, и с братом своим Георгием Васильевичем и с Царём Казанским Александром; а закладывал Гугий, владыка Рязанский, (бывший прежде Игуменом в сей обители) при Игумене Иоасафе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской епархии Соборная Михаило-Архангельская церковь построена в 1818 г. на средства прихожан и в том же году освящена Аткарским протоиереем Иоанном Ильиным; в 1865 г. была перестроена и приведена в настоящий вид. Зданием она каменная, с таковою же колокольнею, теплая. Престолов в ней три: в главной части храма – во имя св. Архангела Михаила; два престола в трапезной: с правой стороны во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с левой во имя Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского. Настоящий храм начат постройкою в 1806 г., вместо такового же деревянного, построенного в 1761 г. и пришедшего в ветхость. Существовавший же храм до 1761 г. сгорел. Земли при церкви нет, но имеется в городе дворовое место на 450 кв. саж., пожертвованное землевладельцем Рославлевым. Здания, принадлежащие церкви: каменный дом, в коем помещается церковно-приходская школа, открытая 21 ноября 1887 г., деревянная сторожка и таковая же свечная, в церковной ограде, лавка. Существует с 1878 г. церковно-приходское попечительство. Причт состоит из семи лиц: протоиерея, двух священников, одного диакона и трех псаломщиков. Трое из членов причта помещаются в собственных домах; учитель-псаломщик квартирует при училище, остальные – в наемных квартирах. Средствами к содержанию причта служат исключительно доброхотные подаяния прихожан за требоисправления. В настоящее время наличный состав причта таков: протоиерей и благочинный церквей г. Аткарска Андрей Михайлович Розанов, священники: Иоанн Иоаннович Владыкин и Василий Иоаннович Соколовский, диакон Иоанн Степанович Беляков, псаломщик – диакон Алексей Васильевич Златорунский, псаломщики Константин Павлович Селезнев и Иаков Иоаннович Моногенов. В приходе Соборной Михаило-Архангельской церкви: в г. Аткарске 590 дворов, число душ мужского пола 2101 , женского 2114; в городе, Аткарской Пригородной Слободе, деревнях: Среднем Колышлее, Нижнем Колышлее, Андреевке, Барановке, Елизаветиной 1214 дворов, 3954 души муж. пола и 4064 души женск. пола.

http://sobory.ru/article/?object=18962

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ († 12.08.1399, на берегу р. Ворсклы), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), старший сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича, брат кн. Георгия (Юрия) Святославича . В источниках Г. С. упоминается начиная с 1386 г., когда он вместе с отцом, кн. Георгием Святославичем и двоюродным братом кн. Иоанном Васильевичем участвовал в неудачном для смоленских князей походе с целью вернуть г. Мстиславль. 29 апр. 1386 г. в решающей битве на р. Вехре (совр. Вихра) перед стенами Мстиславля князья Святослав и Иоанн были убиты, а Г. С. и Георгий Святославич, получив серьезные ранения, попали в плен. На смоленский стол в мае 1386 г. литовцы посадили Георгия Святославича, Г. С. в качестве заложника был уведен в Литву. Исполняя условия мирного договора, заключенного в сент. 1386 г. Георгием Святославичем Смоленским, с одной стороны, и Владиславом (Ягайло) и Иоанном Скиргайло - с другой, Г. С. в 1390 г. выступил на стороне последних против Витовта, когда Витовт начал борьбу за литов. великокняжеский трон (по-видимому, Г. С. вернулся в Смоленск после заключения мирного договора в 1386). В боях на р. Вилия у сел. Вейкулишки под Вильно Г. С. вместе с др. русско-литов. князьями попал в плен к Витовту, к-рый в 1392/93 г. передал смоленский стол отпущенному для этой цели из плена Г. С., а его брата Георгия перевел в Рославль. В 1395 г. среди сыновей Святослава Иоанновича обострилась борьба за перераспределение владений в не подвластной Литве части Смоленского княжества. В сент. Витовт, объявив, что желает быть посредником и примирителем смоленских князей, пленил их во главе с Г. С. в своем шатре за стенами города, куда князья явились для переговоров, а затем занял Смоленск. По сведениям западнорус. летописей - Супрасльской (список 1520) и Слуцкой (список 20-х гг. XVI в.), косвенно оправдывающих Витовта, в 1395 г. будто бы наметился конфликт между вел. князем литовским и Г. С., к-рый «нача не в послушани быти», за что был лишен Смоленска (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 72).

http://pravenc.ru/text/165109.html

2) Развитие мухаммеданского учения о пророках в Коране 3) Современное мухаммеданское учение о пророках 4) Замечания о некоторых пунктах мухаммеданского учения о пророках II. Священно-исторические мухаммеданские рассказы о пророках 1) Происхождение, характер и историческое значение священно-исторических рассказов о пророках 2) Изложение священно-исторических мухаммеданских рассказов о пророках Рабгузы «Рассказы о пророках» История Адама История Каина и Авеля История Сифа Итория Еноха История Гуда История Салиха История Авраама История Лота История Иакова История Иосифа История Иова История Шугаиба История Моисея История Давида История Соломона История Ионы История Илии и Елисея История Георгия История Ездры История Имрана, Захарии и Иоанна Предания о рождении пророка Иисуса История Симона, Иоанна, Павла с Ибтхалтисом История Кантали и Каххафы История Александра Македонского История Мухаммеда III. Недостатки мухаммеданского учения о пророках сравнительно с христианским о них учением Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Выпуск 5 (1874) Очерк распространения христианства между иноверцами казанского края. Сочинение студента Казанской духовной академии 3 учебного курса (1846–1850 г.) Александра Хрусталева Племена, населявшие и в настоящее время населяющие казанский край Религиозное состояние населения казанского края до покорения его Иоанном Грозным Покорение Казанского царства Иоанном Грозным и водворение здесь христианства Учреждение архиепископской кафедры и избрание на сию кафедру св. Гурия Наказ, данный Иоанном Грозным св. Гурию Деятельность св. Гурия Св. Варсонофий Св. Герман Заслуги монастырей казанской епархии на поприще миссионерства Волнения черемис вскоре после покорения Казанского царства Охлаждение крещеных инородцев к христианству Митрополит Гермоген и меры, принятые им для утверждения христианства в казанском крае Меры, принятые правительством Федора Иоанновича для пресечения беспорядков в среде крещеных инородцев Митрополит Ефрем

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Видимо, планировочная структура монастырского комплекса с его уникальным сочетанием монашеской обители и дворцовой резиденции соответствовала наиболее распространенному в рус. монастырском строительстве типу обители с центральным расположением собора. Со всех сторон собор окружали постройки, в некоторых из них размещались кельи настоятеля и братии. Некрополь XIV в. Мон-рь также являлся некрополем, и не только вел. княгинь. Это был 2-й по времени устроения (после Успенского собора) известный по летописям московский некрополь. В обители покоились останки кнг. Елены (в монашестве Соломонида; † 1331), супруги кн. Иоанна Калиты; кнг. Анастасии († 1345), супруги вел. кн. Симеона Гордого; кнг. Александры (в иночестве Мария; † 1364), супруги вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного, матери св. кн. Димитрия Донского; кнг. Марии (в монашестве Фотиния; † 1399), 3-й жены кн. Симеона Иоанновича (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46, 56, 78; Т. 25. С. 228), останки к-рой в 1472 г. были обретены нетленными и по приказу вел. кн. Иоанна III Васильевича облачены в новые ризы ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232). Это было последнее документально подтвержденное погребение в храме ( Панова. 2002. С. 9, 13). Также в обители в 1393 г. был похоронен сын Димитрия Донского вел. кн. Иоанн Димитриевич (в иночестве Иоасаф) - «в притворе, идее же гроб бабы его, княгине великие Александры Ивановны» ( Присёлков. 2002. С. 442-443). Во время ремонта храмового притвора (1836) были обнаружены 2 захоронения в каменных гробах характерной для XIV в. формы (широких в верхней части и сужающихся в нижней). В одном сохранилось погребение женщины в шелковом платье, в другом - мужчины в иноческих одеждах, их останки специалисты идентифицируют с вел. кнг. Александрой, матерью вел. кн. Димитрия Донского, и ее внуком кн. Иоанном Димитриевичем (в схиме Иоасаф; † 1393) ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232, 233). Но Т. Д. Панова считает, что оба погребения были женскими ( Панова. 2003. С. 93 и др.). В 1387 г. «в монастыри у святого Спаса в церкви» был погребен кн. Феодор Фоминский (в монашестве Симеон) ( Присёлков. 2002. С. 431). В Рогожском летописце и Симеоновской летописи его имя ошибочно читается как Федор Симоновский. Впрочем, в этих источниках могла идти речь и о др. Спасском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

– Другая мантия патриарха Адриана – объяринная, источники сделаны из белого атласа с алыми лентами, на скрижалях вышиты золотом и серебром, вверху – Благовещение Пресвятой Богородицы, а внизу слова: «Патриарх Адриан». 6. Саккосы. Саккос патриарха Адриана, аксамитный 2 украшен жемчугом и драгоценными каменьями; на самой материи вытканы золотом и серебром орлы; этот саккос сделан из одежды Царя Иоанна Алексеевич а. – Другой саккос патриарха Адриана – аксамитный. Он сделан на память по Царю Алексее Михайловиче. – Саккос патриарха Питирима (1672–1673), объяринный 3 . На нем вынизана жемчугом вязью замечательная надпись, в которой выражено достоинство Епископа и историческое происхождение саккоса: « всяк убо Епископ в своей епископии Христово подобие не обносит» и.т.д. Надпись сделана с необыкновенным искусством. – Саккос патриарха Никона – атласный. На нем с передней стороны вышиты золотом и обнизаны жемчугом изображения трех вселенских Святителей и Святителя Николая Чудотворца. Этот саккос сделан Царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону и поднесен ему в подмосковном селе Коломенском. – Другой саккос патриарха Никона – тканый из пряденого золота и весь обнизанный крупным жемчугом. Этот саккос называется «Корень Иессеев». Такое название присвоено этому облачению по причине сходства, сделанных на нем в кругах изображений, с известным в церковной живописи изображением древа, при корени которого представляется Иессей, а на ветвях оного, в кругах, изображаются, происшедшие от Иессея, Христовы Праотцы, начиная с Давида. – Саккос патриарха Никона – аксамитный, украшенный крупным жемчугом: он сделан был Царем Алексеем Михайловичем, по боярине Никите Иоанновиче Романове. – Саккос митрополита Дионисия (1581–1586), из двойного петельчатого аксамита. Это один из самых замечательных по богатству украшений саккосов. Он украшен самым крупным жемчугом и золотыми дробницами. Множество крупных яхонтов, изумрудов и бурмицких зерен составляют ему такую тяжесть, что вес его простирается до полутора пуда. Этот саккос сделан был царем Иоанном Васильевичем Грозным, в память по сыну его, Царевиче Иоанне Иоанновиче, митрополиту Дионисию, а в последствии, был переделан патриархом Никоном .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010