Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Иосиф, еп. Алавердский. Икона. XXI в. (частное собрание) [Алавердели; груз. ] († 570), свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский, один из 12 сир. отцов - основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского . Сведения об И. А. сохранились в соч. католикоса Картли (Мцхетского) Арсения II (955-980) «Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную» (НЦРГ. A 199, XII-XIII вв. Л. 17-21; Hieros. Patr. 36, XIII-XIV вв. Л. 117-183), где было указано, что «один из них (учеников прп. Иоанна.- Авт.) построил Алаверди, из которого по сегодняшний день исходят великие чудеса и исцеления...» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 247), а также в 2 метафрастических редакциях «Жития святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» (1-я ред.: НЦРГ. Q 795, XV в. Л. 426-470; 2-я ред.: НЦРГ. A 160, 1699 г. Л. 190-213; A 130, 1719 г. Л. 7-16; A 170, 1733 г. Л. 6-12 и др.). Отдельное синаксарное Житие И. А. (НЦРГ. S 3269, 20-е гг. XVIII в.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 403-406) было создано в 1-й пол. XVIII в. дочерью царя Картли Ираклия I мон. Макриной (Багратиони) (1697/98-1744). Поскольку исторических сведений об И. А. сохранилось очень мало, мон. Макрина при написании Жития использовала предания и сказания о нем. Вместе с прп. Иоанном и его учениками И. А. во 2-й пол. VI в. прибыл из Антиохии в Вост. Грузию. Монахи много проповедовали, затем прп. Иоанн избрал для подвижничества гору Задени близ Мцхеты и основал там мон-рь Зедазени . Спустя нек-рое время прп. Иоанну во сне явилась Пресв. Богородица и повелела отправить учеников в разные места Вост. Грузии проповедовать и укреплять народ в вере. И. А. отправился в Кахети и в окрестностях Алаверди на месте языческой молельни основал малую ц. во имя вмч. Георгия и мон-рь, ставший кафедрой Алавердских епископов. Постройки не сохранились: в 30-х гг. XI в. на месте церкви мтавар (князь) Кахети Квирике выстроил кафедральный Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня , остававшийся до недавнего времени самым высоким храмом в Грузии. И. А. стал первым предстоятелем Алавердской епархии . В Житии он назван «цветом чистоты и целомудрия», аввой. Вслед за ним всех Алавердских архиереев стали называть Амба (от евр. «авва») Алавердели.

http://pravenc.ru/text/673655.html

На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника 20 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Давида Гареджийского Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI-ro века, в Грузию прибыли из Сирии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии. В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским. Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе. Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую. Всю ночь Иоанн и его ученики провели, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: «Кирие елейсон». Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива. Это было то время, когда Симеон Столпник — вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРЕДЖИ [Давидгареджи; груз. ], комплекс пещерных мон-рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров. Пустынь была основана в сер. VI в. прп. Давидом Гареджийским , одним из 13 сир. отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен мон-рь, известный как Мамадавити ( - отец Давид), или Мтацминда ( - Св. гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня». Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в мон-рях Натлисмцемели ( - [Иоанна] Крестителя) и Додос Рка ( - рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница прп. Додо в его мон-ре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули ( - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани ( - местность монахов, VI и X вв.), неск. малых комплексов, наиболее значительными из к-рых являются Тетри Удабно ( - белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII вв.) и Берта Мта ( - гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве мон-рей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, нек-рые (напр., в лавре) действуют и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/161684.html

[груз. ] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре . По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест. Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским . В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета ) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

http://pravenc.ru/text/62750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

Перенесение мощей священномученика Авива Некресского состоялось в Грузии 13 декабря, 2011. Новостная служба Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси 13 декабря. ПРАВМИР. Вчера, 12 декабря, Грузинская Православная Церковь отметила день памяти священномученика Авива Некресского, одного из 12 сирийских отцов, которые во главе с прп. Иоанном Зедазнийским проповедовали Христианство в Восточной Грузии в VI в. Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси, сообщает Седмица.ru . В кварельском выставочном зале им. праведного Евфимия Такаишвили открылась приуроченная к торжеству выставка. На ней представлены иконы и ряд других экспонатов, хранящихся в Национальном музее искусств Грузии. Также состоялся концерт духовной музыки, в котором участвовали хоры студентов Кварельской духовной семинарии им. священномученика Авива Некресского, учащихся Кварельской гимназии имения праведного Илии Чавчавадзе и ансамбль народной песни «Хеуро». Священномученик Авив стал первым епископом Некресской епархии. Он проповедовал среди горцев, проживавших в Арагвий­ском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Восточной Грузии. Святой Авив принял мученическую кончину: недалеко от Некреси на зороастрийском капище он погасил «священный» огонь, и персидский марзпан (наместник), обеспокоенный успешной проповедью архипастыря, обвинил его в том, что он «убил бога». Подвижник был брошен в тюрьму в Рехи, подвергся бичеванию и пыткам, затем был забит камнями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/perenesenie-moshhej-sv...

Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия, с благословения родителей, отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский (сведения о нем помещены 7 мая). В числе 13 святых сирийских (каппадокийских) отцов (общая память 7 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных. Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос-Архиепископ Грузии Евлавий (533–544) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив (сведения о нем помещены 29 ноября) и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Труды его дали всходы – в Цилканской епархии утверждалось Православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворения. По его молитве, Именем Господа Иисуса Христа из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и другим горским народностям Главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткровенное учение.

http://pravicon.com/info-2588

«Всегда и во всем надо уповать на Бога: с Господом все легко!» Беседа с игуменом Иоанном (Абасашвили) Игумен Иоанн (Абасашвили) Игумен Иоанн (Абасашвили) – Отец Иоанн, как началась ваша церковная жизнь? – Она началась с Оптиной пустыни. В 1996 года меня один из моих московских друзей позвал туда на праздник прославления оптинских старцев. Я был еще далек от Церкви, а Юрий (так его звали) был духовным чадом схиигумена Илия (Ноздрина). Тогда я впервые в жизни исповедался – у отца Илия. Потом я почти каждую субботу и воскресение ездил в Оптину. В Москве тоже стал ходить в храмы. Я жил недалеко от Сретенского, и в этот монастырь ходил чаще, чем в другие места. – А как созрело решение принять монашеский постриг? – Знаете, если я смогу это вам объяснить, вы тоже станете монахом. Вы не подумайте, что это какой-то секрет, который я хочу скрыть. Нет, просто очень сложно – невозможно – раскрыть состояние души человека, который в определенный момент решает оставить мир раз и навсегда. – Кто из священников в наибольшей степени повлиял на выбор вами иноческого пути? Схииугмен Илий (Ноздрин) Схииугмен Илий (Ноздрин) – Отец Илий, оптинские и печорские современные насельники. – Как друзья и родственники отнеслись к вашему решению принять монашество? – Родственники достаточно долгое время вообще ничего не знали об этом. А когда узнали, были удивлены, и некоторые даже пытались переубедить меня. – Батюшка, отец Илий, узнав о вашем желании стать монахом, благословил вас ехать на родину – в Грузию. Почему? Как вы думаете? – Почему? Это знает только он. Я-то думал, отец Илий оставит меня в Оптиной или направит в Данилов или какой-нибудь другой монастырь. Батюшка еще рассказывал про грузинский монастырь на Афоне. Я ему сказал о своем желании монашества Великим постом 2000 года. Он благословил приехать к нему после Пасхи, а когда я приехал, неожиданно для меня благословил ехать в Грузию. – В каких обителях Грузии вы подвизались? – Сначала был Зедазнийский монастырь, куда направил меня Святейший Патриарх всей Грузии Илия. Это один из первых грузинских монастырей, его основал преподобный Иоанн Зедазнийский со своими двенадцатью учениками в VI веке. Но до отъезда в Грузию я на недолгое время (на неделю или две) приезжал в Псково-Печерский монастырь, жил какое-то время и в московском Сретенском, даже в скиту Данилова монастыря.

http://pravoslavie.ru/41596.html

Во время недавней поездки в Грузию корреспонденты сайта «Монастырский вестник» посетили один из самых древних монастырей – преподобного Шио Мгвимского, где состоялась встреча с настоятелем монастыря игуменом Саввой (Джишкариани). В начале беседы отец Савва рассказал об истории обители.      Монастырь основан в VI веке преподобным Шио, одним из тринадцати сирийских отцов. Он приехал из Сирии вместе со своим учителем, преподобным Иоанном Зедазнийским, для проповеди в Иверии Слова Божия. Место, где сначала поселился преподобный, было непроходимой лесной чащей. После сорокадневного строгого поста и молитвы, подвижнику было явление Преподобной Богородицы и Иоанна Предтечи. Божия Матерь вдохновила его, сказав, что это место станет обителью, где Бог будет прославляться до конца веков. В скале рядом с жилищем Шио чудесным образом открылся родник, а пищу ему приносил голубь. Через некоторое время сюда пришел один вельможа по имени Евагрий, во время охоты увидевший это чудо. Пораженный встречей с пустынником, Евагрий стал просить у Шио позволения подвизаться вместе с ним. Преподобный вначале отказал вельможе, но потом дал ему свой посох и сказал: «Возвратись, встань на берегу Куры и ударь посохом. Если река откроет тебе дорогу и ты сможешь перейти сюда, то, значит, есть Божия воля, чтобы ты подвизался вместе со мной. А если не сможешь перейти реку, то нет Божией воли на то, чтобы мы жили вместе.      Господь позволил Евагрию прийти к Шио; царедворец оставил все свое имущество и подвизался с преподобным. Их навестил сам царь Парсман VI, прося благословения у преподобного Шио и обещая помощь в устроении монастыря. Монахов здесь становилось все больше; говорят, что при царице Тамаре в этом ущелье, в пещерах, их подвизалось около пяти тысяч. Преподобный Шио творил много чудес, и многие люди приходили к нему для исцеления. Но в лесу на них часто нападали дикие звери, поэтому преподобный призвал однажды всех хищных животных, которые были в этой местности, и велел им уйти. Оставил только одного волка, чтобы он пас монастырское стадо ослов. Этот волк изображен рядом с ним на иконах. И, обратите внимание: святой кадил голой рукой, на иконе он держит уголь на руке, и так кадит. (По преданию, кадильный дым указал ему место постройки монастыря.)

http://pravoslavie.ru/111196.html

Грузинская Церковь молитвенно отметила память чудотворца Шио Мгвимского Тбилиси, 22 февраля 2015 г. Грузинская Православная Церковь отпраздновала память преподобного Шио Мгвимского чудотворца и скоропослушника. В монастыре Шио-Мгвимском монастыре епископом Михаилом были отслужены праздничная литургия и молебен при большом стечении народа.      Первая церковь, которую возвели в монастыре, была построена в честь Иоанна Крестителя еще в 560 году. В конце 6 века в обители подвизалось более 2000 тысяч иноков. Они приходили сюда из разных мест, услышав о чудесах и славе преподобного Шио. Еще в молодости он получил пророчество от своего будущего учителя и наставника Иоанна Зедазнийского: " Вот, Господь избрал Себе отрока сего, исполнил его благодати Святого Духа, и будет он отцом многих, руководствуя их своими добродетелями. Он будет светильник, стоящий на свещнице, чтобы светить многим " . Родители святого Шио приняли монашество, и он получив, в наследство огромное имение, потратил его на помощь монастырям и содержание нищих, а потом так же принял монашеский постриг. Он прибыл в Иверию (Грузию) вместе со своим духовным наставником Иоанном и духовными братьями по особому откровению от Господа. Вскоре по воле Божией он стал пустынником. Он взял на себя особый подвиг и однажды после особо жестокой борьбы со злым духом изнемог. Но ему явилась Сама Пресвятая Богородица и утешила его. Еще при жизни он слыл чудотворцем. Ему прислуживал волк, пася монастырское стадо. На протяжении многих столетий люди прибегали к помощи преподобного Шио и получали чудесные исцеления и скорую помощь от святого. До революции 1917 года его мощи помещались в специальном отверстии в стене, и на праздник святого Шио одна косточка сама выходила чудесным образом к людям на поклонение. Но в 1917 году вместо косточки появился череп святого Шио, тогда монахи поняли, что это предвещает тяжкие испытания, что и сбылось в последствии. В Грузии святой Шио известен как скоропослушник и удивительно добрый чудотворец.

http://pravoslavie.ru/77454.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010