Согласно положению Грузинской Православной Церкви, интронизация Католикоса-Патриарха совершается только в соборе «Свети-Цховели». 2. Сионский собор в Тбилиси во имя Успения Божией Матери. Свое название он получил от Иерусалимского Сиона — горы, на которой ветхозаветный патриарх Авраам видел день искупления всего человечества Христом Спасителем. Его основание было заложено еще в V веке, при царе Вахтанге I, но строительство было окончено лишь в первой половине VII века.   Этот собор, как и Мцхетский, являет собой несокрушимую скрижаль Православия грузинского народа. С древних пор и поныне Сионский собор является кафедральным собором Грузинского Предстоятеля.    Среди святынь собора наибольшей известностью пользуется крест святой Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. монашества в Грузии явились 13 сирийских Подвижников во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским, присланных сюда в VI веке из Антиохии преподобным Симеоном Столпником (†596). Святые отцы (память 7 мая), обходя с евангельским словом Грузию, поселялись в глухих местах, которые и становились очагами монашества. Основанные ими обители на протяжении многих веков истории Грузинской Церкви были училищами веры и благочестия, рассадниками духовного просвещения. «В них приготовлялось прежде все духовенство для занятия высших духовных мест; в них цари и их вельможи находили покой и мир для себя во время разных неурядиц и государственных переворотов, и даже не раз под мирным покровом святых отцов слагали с себя короны, порфиры цари и царицы и облекались в смиренные одежды иноков, исполняя все монастырские послушания наравне с прочими иноками. В них грузинские Католикосы находили для себя мирный покой и проводили не раз остатки своей жизни. В этих обителях собиралось все то, чем Грузинская Церковь могла гордиться своей церковностью». Из этих «обителей выходили впоследствии строгие проповедники слова Божия, грозные разрушители огнищ Зороастра и непобедимые противники ислама, мечтающего подавить своей силой Грузию, в частности, и христианство вообще. Говоря одним словом, сирийские отцы были для новопросвещенных христиан Грузии тем же, чем была святая Нина для языческой Грузии».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Памятник Ленина , просп. Ленина и все, связанное с его именем, конечно, вызывают вопросы... Хотя лично меня обрадовал и абсолютно удовлетворил ответ одного русского иерарха: «Он нам не мешает». Это слова мужественного ар­хи­пастыря. Но пока еще стоящие памятники Ленина говорят, наверное, о том, что темные силы только затаились. - Как на сегодняшний день идет воцерковление молодых людей в Грузии? Много ли молодежи приходит в храмы? - Неисповедимыми путями Господними приходят и молодые люди в Церковь. Для Грузинской Православной Церкви является характерным множество моло­дежи. Игумении Таисии, духовной дочери св. Иоанна Кронштадского, принадлежат слова: «Не слепо и безотчетно я верую, а сознательно, понимая - во что, почему и как верую». Хотелось бы, чтобы молодые люди понимали веру душой и сердцем. Монастырь Алаверди. Фото: Игорь Калядин - Расскажите немного об истории Алавердского монастыря святого Георгия. Алавердский монастырь св. великомученика Георгия был основан в VI веке. Его основателем является преподобный Авва Иосиф Алавердский. Он же является первым епископом этой местности, поэтому все алавердские архиереи носят титул «Авва Алавердский». Преподобный Иосиф был одним из 13 сирийских отцов, которых во главе с преп. Иоанном Зедазнийским Пресвятая Богородица направила в Грузию для укрепления в вере грузинского народа, принявшего христианство от св. равноапостольной Нины в начале IV века. Вспоминается одна из проповедей митрополита Давида, в которой он сказал: «Пресвятая Богородица направила в Грузию 13 боголюбивых иноков, отцов, а не золото, драгоценности или оружие. Этим Она открыла нам, на что должна надеяться и уповать страна в беде. Для нас оружие и сила - славословие и любовь к Господу. Сегодня наш народ должен знать: Матерь Божия в VI веке дала бесподобный пример того, что во всех нуждах и затруднениях спастись можно только Богом». Преподобные сирийские отцы Святые сирийские отцы являются основоположниками киновиального (обще­жительного) монашества в Грузии. По преданию преп. Иосиф Алавердский на груди носил крест, высеченный из древа Животворящего Креста Господня, с которым Он и был погребен. Этим объясняется тот факт, что особенным поклонением с самого момента основания монастыря был отмечен праздник Воздвижения Креста Господня. Позже, в XVI веке за освобождение Иеру­салима от турок-сельджуков и обновление храма Воскресения Христова, Иерусалимский Патриарх Герман передал в дар Грузинскому царю Леону большую часть Животворящего Креста Господня, которая была торжественно встречена народом в Алавердском соборе. Здесь же в XVII в. грузинский царь Теймураз I встречал святые мощи своей матери - великомученицы царицы Кетеван, которая после долгих лет заточения приняла мученическую смерть в Персии. Она является воистину «орлицей из гнезда Багратиони», как пишет о ней архимандрит Рафаил (Карелин) . Её святые мощи покоятся под престолом Алавердского собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Во время недавней поездки в Грузию корреспонденты сайта «Монастырский вестник» посетили один из самых древних монастырей – преподобного Шио Мгвимского, где состоялась встреча с настоятелем монастыря игуменом Саввой (Джишкариани). В начале беседы отец Савва рассказал об истории обители.      Монастырь основан в VI веке преподобным Шио, одним из тринадцати сирийских отцов. Он приехал из Сирии вместе со своим учителем, преподобным Иоанном Зедазнийским, для проповеди в Иверии Слова Божия. Место, где сначала поселился преподобный, было непроходимой лесной чащей. После сорокадневного строгого поста и молитвы, подвижнику было явление Преподобной Богородицы и Иоанна Предтечи. Божия Матерь вдохновила его, сказав, что это место станет обителью, где Бог будет прославляться до конца веков. В скале рядом с жилищем Шио чудесным образом открылся родник, а пищу ему приносил голубь. Через некоторое время сюда пришел один вельможа по имени Евагрий, во время охоты увидевший это чудо. Пораженный встречей с пустынником, Евагрий стал просить у Шио позволения подвизаться вместе с ним. Преподобный вначале отказал вельможе, но потом дал ему свой посох и сказал: «Возвратись, встань на берегу Куры и ударь посохом. Если река откроет тебе дорогу и ты сможешь перейти сюда, то, значит, есть Божия воля, чтобы ты подвизался вместе со мной. А если не сможешь перейти реку, то нет Божией воли на то, чтобы мы жили вместе.      Господь позволил Евагрию прийти к Шио; царедворец оставил все свое имущество и подвизался с преподобным. Их навестил сам царь Парсман VI, прося благословения у преподобного Шио и обещая помощь в устроении монастыря. Монахов здесь становилось все больше; говорят, что при царице Тамаре в этом ущелье, в пещерах, их подвизалось около пяти тысяч. Преподобный Шио творил много чудес, и многие люди приходили к нему для исцеления. Но в лесу на них часто нападали дикие звери, поэтому преподобный призвал однажды всех хищных животных, которые были в этой местности, и велел им уйти. Оставил только одного волка, чтобы он пас монастырское стадо ослов. Этот волк изображен рядом с ним на иконах. И, обратите внимание: святой кадил голой рукой, на иконе он держит уголь на руке, и так кадит. (По преданию, кадильный дым указал ему место постройки монастыря.)

http://pravoslavie.ru/111196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ [груз. ] (сер. VI в.), прп., столпник (пам. 19 янв.), один из 13 преподобных сир. отцов, основоположников монашества в Грузии (общая пам. 7 мая), основатель Марткопского мон-ря . Бóльшую часть жизни А. М. провел в одиночестве, из-за этого его прозвали Мартомкофели (пребывающий в одиночестве), откуда происходит название местности и мон-ря - Марткопи. Первое упоминание об А. М.- краткое сведение о его приезде в Грузию - включено в кн. «Житий сирийских отцов» (X в.). Более подробно говорит о нем гимнограф Католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1-я пол. XIII в.), составивший песнопение в честь доставленного А. М. в Грузию Нерукотворного образа Спасителя , где в стихотворной форме повествуется о неск. эпизодах жизни А. М. Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Отдельное синаксарное житие А. М., независимое от житий др. сир. отцов, было составлено неизвестным автором лишь в XVII в. и полностью вошло в поздние списки «Картлис Цховреба» . По сообщению жития, А. М. происходил из г. Эдессы. После неудавшейся осады города иран. шахом Хосровом I Ануширваном А. М. покинул город, унеся из несторианской церкви копию Нерукотворного образа Спасителя, по Промыслу Божию запечатленную на глиняной табличке, и направился в Грузию вслед за своим учителем св. Иоанном Зедазнийским . В Грузии А. М. обосновался на горе Акриани (к востоку от Тбилиси, позднее на этом месте был сооружен храм во имя Нерукотворного образа Спасителя) и обратил в христианство жителей окрестностей Зедазенской и Икалтойской гор, сел Ахметы и Лопотисхеви (к северо-востоку от Тбилиси). Подвиг молитвенной жизни А. М. привлек к нему множество учеников. Наставив их в иноческом делании, А. М. поселился невдалеке на высоком утесе, где и провел последние 15 лет жизни, построив столп (башню) и маленькую церковь.

http://pravenc.ru/text/116082.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Антоний Марткопский. Грузинская икона Антоний Марткопский (Марткобский), Иверский (груз. ; VI в.), столпник , преподобный , один из тринадцати каппадокийских святых отцов , основателей грузинского монашества Память 19 января , 16 августа (Груз.), и в числе 13 Сирийских отцов - 7 мая Происходил из Эдессы . После неудавшейся осады города иранским шахом Хосровом I Ануширваном прп. Антоний покинул город, унеся из несторианской церкви копию Нерукотворного образа Спасителя , по Промыслу Божию запечатленную на глиняной табличке (черепице), и направился в Грузию вслед за своим учителем св. Иоанном Зедазнийским . Бóльшую часть жизни Антоний провел в одиночестве, из-за этого его прозвали Мартомкофели (пребывающий в одиночестве). Поселился на горе (в 30 верстах от Мцхеты), названной в его честь Марткопской (Марткопи), что значит " уединённая " , где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Преподобный Антоний обратил в христианство жителей окрестностей Зедазенской и Икалтойской гор, сел Ахметы и Лопотисхеви (к северо-востоку от Тбилиси). Подвиг молитвенной жизни преподобного привлек к нему множество учеников. Святой Антоний стяжал такую меру духовного мира, что его не трогали дикие звери, и каждое утро приходили олени. Житие повествует о чуде, совершенном преподобным и свидетельствующем о безграничной любви преподобного ко всему живому: местный правитель, охотившийся однажды на оленей в местности, где подвизался святой, был рассержен молчанием преподобного в ответ на вопрос, где тот живет, и приказал отсечь Антонию руку. Когда кузнец собирался исполнить приказание, его собственные руки чудесным образом одеревенели, а рука преподобного была превращена в горящие угли. Потрясенный правитель был готов исполнить любое желание святого, но тот попросил лишь соли для своих оленей.

http://drevo-info.ru/articles/8692.html

Мужской монастырь Алаверди Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Алаверди Алаверди — монастырь и собор в Ахметском районе Кахетии. Монастырь Алаверди — обиходное название. Официально — монастырь св. вмч. Георгия Победоносца. Слово «Алаверди» () имеет турецко-арабское происхождение и переводится как «дарованный Богом». У слова есть еще одно значение — во время грузинского застолья тамада просит одного из гостей продолжить начатый тост. Содержание История [ править править код ] В начале одиннадцатого века, царь Квирике Кахи, на месте маленькой церкви Святого Георгия построил большой кафедральный собор, который и поныне, является одним из крупнейших соборов в Грузии. Церковь Святого Георгия была основана Иосеба Алавердели, одним из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества. Придя в Грузию со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским, святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком. Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Он дал авве Иосифу обет воздвигнуть храм в Алавердской пустыне и исполнил обещание: заложил фундамент Алавердского монастыря. Вскоре население узнало о пребывании в Алаверди святого старца. Толпы народа устремились туда, чтобы своими глазами увидеть его и услышать назидания и проповеди старца. Многие из тех, кого привлекала жизнь монаха-пустынника, безграничная любовь и чудотворения старца, оставались с ним. Постепенно число пустынников увеличилось настолько, что образовалась большая община. Авва Иосиф Алавердский был первым настоятелем этой братии. Святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Память его празднуется в первый четверток по Вознесении Господнем и еще 7 мая вместе с пр. Иоанном Зедазнийским. Ныне мощи пр. Давида покоятся в монастырском Преображенском храме в серебряной раке; близ нее гробница его сподвижника, Лукиана. В мон. также хранится камень, принесенный сюда пр. Давидом из Иерусалима. В церкви пр. Давида покоятся мощи пр. Додо, Гареджийского чудотворца. О нем известно, что он происходил из рода кахетинских князей Вачнадзевых и сначала проводил подвижническую жизнь в Кахетии. Узнав о пребывании в скалах Гареджийских (тогда называвшихся Иорскими) и подвижничестве там пр. Давида, он пришел к нему и сделался его учеником. Пять лет провел он со своим наставником в подвигах поста и молитвы. Затем пр. Додо, по благословению своего наставника, ископал себе новую обитель в честь Пресвятой Богородицы и населил ее множеством пустыннолюбцев. В течение 25 лет он управлял этой обителью, удивляя всех великими подвигами иночества и святостью жизни. Господь даровал угоднику Своему дар чудотворения и исходило от него необыкновенное благоухание. Скончался пр. Додо в мире, в глубокой старости, в начале VII в. (по иным около 603 г.) и честно был предан земле в своей пещере. Устроенная им обитель была закрыта около половины XIX в. и с того времени стала рушиться, разрушилась и самая усыпальная пещера угодника. В обитель пр. Давида св. мощи пр. Додо были перенесены 16 мар. 1881 г. Память его празднуется в первую среду по Вознесении Господнем. В 1617 г. основанная пр. Давидом обитель подверглась нападению звероподобного и коварного Персидского шаха Аббаса I. Охотясь в Караягской степи, Аббас из палатки своей ночью увидел на краю пустыни на горе огоньки: это братия обходила кругом малую Воскресенскую церковь , поя воскресшего Господа. Аббас велел немедленно изрубить всех Гареджийских иноков. Исполняя волю зверонравного повелителя, полчища персов отправились к соборному храму святого Воскресения, где, по случаю первого дня св. Пасхи, собралась братия и прочих 11-ти Гареджийских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1991, резиденция Католикоса-Патриарха всей Грузии); Антиохия, св. Стефана первомученика (г. Мцхета, жен., основан в сер. VI в. сир. отцами, возобновлен 10 апр. 2002); Гвтаеба, св. Антония Марткопского (гора Иално, в 5 км от с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан в VI в. прп. Антонием Марткопским, закрыт в 1934, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Антония Марткопского); Джвари (Крест), Воскресения Господня (вершина горы у слияния рек Арагви и Куры, близ г. Мцхеты, муж., основан в VI в., возобновлен в янв. 1989); Зедазени, св. Иоанна Зедазнийского (в 8 км к северо-западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Иоанном Зедазнийским; находится могила прп. Евфимия (Кереселидзе)); Ольгинский, св. Екатерины (г. Мцхета, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XIX в. женой рус. инженера Ольгой Горнич, в советское время не закрывался); Шиомгвиме (в 9 км к западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Шио Мгвимским, закрыт в 1932, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Шио Мгвимского); Бетаниа, Рождества Пресв. Богородицы (в 17 км к западу от г. Тбилиси, муж., основан не позднее XI в.; в мон-ре находятся могилы преподобных Иоанна (Маисурадзе) и Георгия (Мхеидзе)); Самтавро, св. Нины (г. Мцхета, жен., основан в 1820, закрыт в 30-х гг. XX в., возобновлен в 90-х гг. XX в.; находятся могилы св. блгв. царя Мириана и его супруги св. Наны); Преображения Господня (г. Тбилиси, р-н Авлабари, жен., основан в 1821-1822, закрыт в 20-х гг. XX в., возобновлен в 1990); св. прор. Илии (г. Тбилиси, Патриархия Грузинской Церкви, жен., основан в 1978 Католикосом-Патриархом Илией II); Дидубе, Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (г. Тбилиси, р-н Дидубе, жен., основан в 1992); Телети, св. Георгия (с. Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Шавнабада, св. Георгия (с. Квемо-Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Рождества св. Иоанна Крестителя (г. Тбилиси, р-н Авчала, жен., основан 27 июня 1994); Цхнети, Успения Пресв. Богородицы (с. Квемо-Цхнети, Тбилисский р-н, жен., основан в 1996); Дзегви, св.

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

Грузинская Церковь молитвенно отметила память чудотворца Шио Мгвимского Тбилиси, 22 февраля 2015 г. Грузинская Православная Церковь отпраздновала память преподобного Шио Мгвимского чудотворца и скоропослушника. В монастыре Шио-Мгвимском монастыре епископом Михаилом были отслужены праздничная литургия и молебен при большом стечении народа.      Первая церковь, которую возвели в монастыре, была построена в честь Иоанна Крестителя еще в 560 году. В конце 6 века в обители подвизалось более 2000 тысяч иноков. Они приходили сюда из разных мест, услышав о чудесах и славе преподобного Шио. Еще в молодости он получил пророчество от своего будущего учителя и наставника Иоанна Зедазнийского: " Вот, Господь избрал Себе отрока сего, исполнил его благодати Святого Духа, и будет он отцом многих, руководствуя их своими добродетелями. Он будет светильник, стоящий на свещнице, чтобы светить многим " . Родители святого Шио приняли монашество, и он получив, в наследство огромное имение, потратил его на помощь монастырям и содержание нищих, а потом так же принял монашеский постриг. Он прибыл в Иверию (Грузию) вместе со своим духовным наставником Иоанном и духовными братьями по особому откровению от Господа. Вскоре по воле Божией он стал пустынником. Он взял на себя особый подвиг и однажды после особо жестокой борьбы со злым духом изнемог. Но ему явилась Сама Пресвятая Богородица и утешила его. Еще при жизни он слыл чудотворцем. Ему прислуживал волк, пася монастырское стадо. На протяжении многих столетий люди прибегали к помощи преподобного Шио и получали чудесные исцеления и скорую помощь от святого. До революции 1917 года его мощи помещались в специальном отверстии в стене, и на праздник святого Шио одна косточка сама выходила чудесным образом к людям на поклонение. Но в 1917 году вместо косточки появился череп святого Шио, тогда монахи поняли, что это предвещает тяжкие испытания, что и сбылось в последствии. В Грузии святой Шио известен как скоропослушник и удивительно добрый чудотворец.

http://pravoslavie.ru/77454.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010