Незнание древних языков закрывает для учащегося как прямой доступ к Священному Писанию, так и в сокровищницу святых отцов, чьи труды написаны на древних греческом, сирийском и других мертвых языках. Несомненно, часть из этих трудов переведены и изданы на русском языке, в том числе нашим ректором митрополитом Иларионом . Но это капля в море. Переводы делаются крайне медленно и несистематично, основная часть творений будет переведена нескоро. Многие проблемы, касающиеся развития церковной науки, признания ее достижений, участия наших студентов, аспирантов и ученых в совместных проектах и мероприятиях, связаны, в частности, и с тем, что Русская Церковь долгое время находилась в условиях определенной изоляции и преподавание языков (как современных, так и древних) в духовных школах было очень слабым. Выпускники духовных академий в советское время часто почти не знали иностранные языки. Но ситуация, слава Богу, изменилась. Сегодня совершенно недопустимо, чтобы ученый знал только родной язык. Как сказал митрополит Диоклийский Каллист : «Современный богослов должен знать иностранные и древние языки, чтобы быть в курсе современных западных открытий». Добавлю, что, изучая язык, мы знакомимся с иной цивилизацией, с иным образом мышления. А это ценно и важно и для ученого, и для пастыря. — Часто приходится сталкиваться с мнением, что изучение иностранного языка дано не всем, что это особый дар, доступный не каждому. — На мой взгляд, так говорят люди, которые не хотят прилагать усилий. Никто не говорит, что изучение языка — процесс быстрый и легкий. Но если у студента есть твердое желание, он своего добьется. И мы ему в этом поможем. — Каким образом? — Как я уже говорил, у нас преподают опытные специалисты, которые не только читают лекции, но и проводят большую внеурочную работу. На занятиях по иностранным языкам, помимо объяснения грамматики и практики устной и письменной речи, преподаватели уделяют немало внимания и времени преподаванию специфической, богословской лексики. Любой студент может попросить о частных консультациях. С помощью преподавателя студенты несколько раз в году готовят рефераты, презентации или выступления на научные темы на иностранном языке.

http://patriarchia.ru/db/text/3646770.ht...

XVI. Неохалкидониты. Наряду со строгими сторонниками халкидонского языка в среде халкидонитов образовалась группа богословов, к-рые пытались найти компромисс между халкидонскими формулировками и выражениями свт. Кирилла. Они сформировали направление в богословии, к-рое в совр. науке нередко называется неохалкидонизмом, или Кирилловым халкидонизмом. Расцвет данного направления пришелся на VI-VII вв. Его главными представителями в VI в. считаются авторы т. н. «Кириллова сборника» (Florilegium Cyrillianum - сборник 244 цитат из произведений свт. Кирилла, являющихся, по мнению составителей, свидетельством тождественности его учения с халкидонским богословием) мон. Нифалий, Иоанн Грамматик Кесарийский и др. В VII в. главными представителями неохалкидонизма были прп. Максим Исповедник и прп. Анастасий Синаит . XVII. Имп. св. Юстиниан I , действовавший в рамках неохалкидонского богословия, пытался снять противостояние между севирианами и халкидонитами средствами не только богословской полемики, но и политического воздействия. Он организовал богословский диалог между 2 партиями последователей свт. Кирилла, способствуя тем самым более глубокому осмыслению связи между богословием Халкидонского Собора и свт. Кирилла Александрийского. Важным богословским вкладом св. Юстиниана в примирение двух спорящих групп стала т. н. теопасхитская формула: «один от Св. Троицы пострадавший (распявшийся, умерший)» (unus ex Trinitate passus/crucifixus/mortuus). Данная формула была впервые предложена в качестве основы для компромисса между сторонниками и противниками Халкидона группой правосл. скифских монахов во главе с антиохийским пресвитером мон. Иоанном Максентием . Св. Юстиниан оказал этой инициативе политическую поддержку и внес ряд уточнений в формулу, предложив, напр., заменить слова «один от Св. Троицы» (unus ex Trinitate) на «одно Лицо из Св. Троицы» (una persona ex Trinitate). По его замыслу формула должна была стать общей богословской основой для объединения халкидонитов и севириан, так как обе группы ее принимали.

http://pravenc.ru/text/155236.html

С этого времени Денисов делается душою и «законодавцем» всего общества. Но заботясь об общине, Андрей Денисов заботился и о своём самообразовании: изучал священное Писание, присматривался к людям, изучал характеры и нужды своих братий; не раз странствовал, под видом купца, по разным городам России и приобрёл немало хитрости и изворотливости; наконец, пробыл даже в Киеве около года, прилежно изучая «риторское, философское и геологическое учение». Кроме Данилы Викулова и Андрея Денисова, благоустройству Выговской общины много содействовали Семён Денисов, Пётр Прокопьев и некоторые другие лица. Брат Андрея Денисова Семён поселился в Выговской общине в 1697 г. вместе с отцом и младшим братом Иоанном. Он не уступал своему брату Андрею в природных дарованиях и, во время странствований с ним по России, «грамматику, риторику, пиитику и часть философии изучивши», не переставал заниматься чтением книг в самой пустыни. При жизни брата, он деятельно помогал ему в управлении Выгорецким общежитием, а после его смерти (в 17:30 г.) десять лет был настоятелем, деятельно поддерживая и распространяя раскол. Четвёртый деятель по устроению Выгорецкой общины, родственник Денисовых, Пётр Прокопьев пришёл к Даниле Викулову в 1692 г. Как человек искусный в церковном чтении и пении и знаток церковного устава, он был сделан первым екклезиархом в Выгорецком общежитии, завёл в нём строгий порядок в отправлении церковных служб и праздновании праздников и вообще был одним из деятельных сотрудников Данилы Викулова и братьев Денисовых. Из других сотрудников его можно назвать Трифона Петрова, занявшего место уставщика по смерти Петра Прокопьева, Мануила Петрова и некоторых других. Под руководством названных лиц, Выгорецкая община получила чисто монастырское устройство. Но сделалось это не вдруг. Сначала, пока община Данилы Викулова и Андрея Денисова была не велика и помещалась в доме Захария Дровнина, братия собиралась на молитву в столовую, при чем мужчины становились по одну сторону, а женщины – по другую, по средине же была завеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Византийский учёный не только разрешил все недоуменные вопросы своего багдадского корреспондента, но и в свою очередь разъяснил ему другие трудности геометрии и астрономии, чем и привёл халифа в большой восторг. Аль-Мамун после этого отправил письмо к императору Феофилу и просил его на короткое время отпустить в Багдад «знаменитого по своим познаниям в философии и других науках мужа», так как сам он, халиф, не может прибыть в Константинополь и сделаться учеником славного византийского дидаскала. В благодарность Аль-Мамун обещал прислать басилевсу двадцать кентинариев золота ( κεντηνριον – 100 литр или фунтов ­­ 28 800 золотых рублей), заключить мир и навсегда отказаться от войны с Византией. Но император Феофил отказался лишить Византию знаменитого учёного, пользовавшегося общим уважением и вызывавшего изумление своими обширными и глубокими познаниями, и не согласился отдать сарацинам благо, в котором нуждались и сами ромеи. Вскоре Лев был хиротонисан в епископский сан и возведён на архиепископскую кафедру Фессалоники. Здесь учёный иерарх пользовался большими почестями за мудрость, хорошее знание наук и добродетельную жизнь. Историки рассказывают, что Лев, благодаря своим познаниям, имел возможность спасти жителей Фессалоники и окрестности от голода и нужды, указав им наиболее благоприятное для посева время; урожай хлеба был так велик, что надолго обеспечил народ достаточным содержанием. По этому поводу в Фессалонике были устроены торжественные литании и совершились молебные пения. Но Лев лишь три года занимал Фессалоникийскую кафедру. Он находился в родстве с Византийским патриархом Иоанном Грамматиком и разделял его иконоборческие воззрения. Когда Иоанн был низложен с престола (843г.), то и Лев Философ должен был отказаться от управления епархией. Он возвратился в Константинополь и опять стал заниматься наукой. Будучи умеренным иконоборцем, Лев потом совершенно отказался от иконоборческих воззрений и примирился с Православной Церковью. После торжества Православия кесарь Варда, соправитель императора Михаила III и большой любитель наук и просвещения, открыл в Магнаврском дворце высшую школу и пригласил Льва для преподавания здесь философии. Другими профессорами этой школы были – ученик Льва Феодор (по Кедрину – Сергий), преподававший геометрию, Феодигий, состоявший дидаскалом астрономии, и Комитас, преподававший греческую грамматику. Варда много покровительствовал школе и профессорам, благодаря которым, особенно же архиепископу Льву, замечательному философу ( πνυ φιλσοφος), стоявшему во главе Академии, наука достигла в Византии окончательного процветания. 26 Известно, что учениками Льва были – знаменитый патриарх Фотий (Hergenröter, I, 323) и просветитель славян св. Кирилл. В числе писем патриарха Фотия одно носит надписание « Λοντι φιλοσοφ» и говорит об употреблении глагола εμ в Св. Писании и его значении. Вероятно, письмо было отправлено Льву, бывшему архиепископу Фессалоникийскому, профессору Константинопольской академии. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

и славяно-молдав. лит. связей в данный период. В ресавских списках этого времени, принадлежащих общей болг. и серб. традиции, известны Житие св. Стефана Дечанского и служба ему, Похвальное слово первомч. Стефану, Повесть о перенесении мощей прп. Параскевы и 1-е (анонимное) Похвальное слово вмч. Георгию. Присутствие в 2 сборниках Владислава Грамматика (в т. ч. в Рильском Торжественнике (Панегирике) 1479 г.) Похвального слова вмч. Димитрию Солунскому с определением Г. в заглавии как архиеп. Российского заставляет предполагать локальные и непродолжительные контакты писца или скриптория с рус. традицией, возможно через посредство Афона. В славяно-молдав. списках (старшие из к-рых связаны с деятельностью книгописца Гавриила ) помещен ряд торжественных (включая Похвальное слово патриарху Евфимию Тырновскому) и учительных слов (хотя нет списков «Книги Григорий Цамблак»), житийный и гимнографический материал ограничен текстами, связанными с мч. Иоанном Новым. Наиболее полно творческое наследие Г. представлено в совокупной восточнослав. традиции, где отсутствуют (либо пока не найдены) Похвальные слова первомч. Стефану и вмч. Георгию (3-е). Здесь заметны региональные варианты (напр., Похвальные слова патриарху Евфимию и отцам Констанцского Собора неизвестны в великорус. списках, а Слово надгробное митр. Киприану, Житие кор. Стефана Дечанского и служба ему не встречаются в западнорус. рукописях) и разница в судьбе созданных Г. памятников церковного красноречия, с одной стороны, и агиографических и гомилетических сочинений - с другой. Торжественные и учительные слова бытовали на Руси почти в прижизненных списках (сб. РНБ. Погод. 1026). Корпус негомилетических сочинений, созданных Г. в Молдавии и Сербии (жития, повесть и службы), попал на Русь значительно позднее - не ранее рубежа XV и XVI вв. ( Турилов А. А. К вопросу о периодизации русско-южнослав. лит. связей XV-XVI вв.//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 68-74). Лит. талант Г. признавали и его противники - в летописном некрологе о нем сказано: «Книжен зело, изучен...

http://pravenc.ru/text/166685.html

Молодой и старый профессор, вероятно, оказывали и взаимные услуги в общем деле, скреплявшие их дружбу. Но скоро на молодого профессора, достигшего около двадцати четырех лет, стали возлагать особые и все более и более важные поручения. Первым было – прение с отставленным патриархом Иоанном или Ианнием. Этот Янний или Иоанн Грамматик, слывший в свое время великим ученым, некогда синкелл и учитель императора Феофила иконоборца, возведенный им в 833 году на престол патриарший, низложенный собором 842 года, продолжал иконоборствовать и теперь. Вольнодумство соединялось в нем, как то нередко бывает, с суеверием, в виде гадания на воде, по полету птиц, по внутренностям животных и веры в заклинания, чему он выучился, вероятно, в сочинениях древних языческих прорицателей и за что и получил название Ианния ( 2Тим.3:8 ) и лекоманта. Тяжкое телесное наказание, которому он подвергнут был по низложении с патриаршества, еще больше ожесточило Ианния. Наказание его, конечно, не было делом великодушия и христианского незлобия; но и Ианний забыл о том, как сам он, будучи в силе при Феофиле, жестоко преследовал почитателей икон, по его внушению мучимы были, например, святые братья Феодор и Феофан начертанные. Только себя считал он обиженным и в ожесточении против православных иконопочитателей доходил до дерзкого кощунства над святыми иконами. 18 Гордый своей ученостью и своим прошлым, он любил говорить: «Меня изгнали только насилием, но не могли осилить меня прением». Такими речами некогда сильный синкелл и патриарх производил соблазн, тем более опасный, что несмотря на последовавшее восстановление иконопочитания, противников его было еще немало, так что православные как бы сдерживались заново и повсюду украшать храмы св. иконами, остерегаясь делать это и в самом Софийском храме. 19 Надлежало пресечь соблазн, чинимый закоснелым и неугомонным Ианнием. Константин призван был держать с ним прение в назначенном для сего собрании. При виде молодого философа Ианний, старый иконоборец, поддался гордости и заговорил резко к нему и спутникам: «Подножия моего вы не стоите, стоит ли мне с вами препираться?» Константин отвечал с кротостью: «Не по людскому обычаю суда, а по Божию учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Прослеживаются истоки богословской терминологии в античной философии — у Аристотеля и его комментаторов, у стоиков и в неоплатонизме, реализация у великих каппадокийцев в триадологии и перенесение ее на христологию прп. Максимом Исповедником, Леонтием Византийским, пресвитером Иоанном Грамматиком Кесарийским, свт. Софронием Иерусалимским и другими православными богословами. Прп. Анастасий Синаит проявляет строгую приверженность православной христологии, выраженной на Халкидонском Соборе. По мнению Синаита, христология еретиков противоречит святоотеческому преданию, и поэтому они подпадают под анафемы трех первых Вселенских Соборов. Святой отец активно использует наработки неохалкидонского богословия. Большая часть христологического учения прп. Иоанна Дамаскина, как и прп. Анастасия Синаита, имеет полемическую направленность. 6 марта 2024 Цикл статей доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН Алексея Владимировича Гоманькова посвящён анализу взглядов святых отцов «золотого века» христианской письменности на продолжительность процесса сотворения мира, описанного в 1-й главе книги Бытия. Абсолютный, вселенский смысл каждого из «дней» Творения обуславливает неразрывную связь представлений о его продолжительности с общими взглядами данного автора на устройство мироздания в целом. В первой статье цикла рассматриваются взгляды прп. Ефрема Сирина, который считал земную поверхность плоской и накрытой сверху полусферическим небосводом. Первые три «дня» Творения, согласно прп. Ефрему, были обусловлены периодическими пульсациями «мирового света», сотворённого в первый «день» Творения (т. е. ещё до солнца). Последующим «дням», определявшимся уже движением солнца, можно (так же, как и первым трём «дням») приписать абсолютный смысл благодаря представлениям о плоской поверхности Земли. 23 февраля 2024 20 февраля 2024 14 февраля 2024 13 февраля 2024 5 февраля 2024 В статье аспиранта кафедры богословских дисциплин Сретенской духовной академии священника Димитрия Дегтярёва рассматривается использование термина «безбожник» (θεος) в апологетическом трактате «Евангельское приуготовление» по отношению к эллинской философии и ее представителям.

http://bogoslov.ru/topic/20541

Ибо или лукавы наши начинания, лукавы и движения ума нашего, каковы, например, прелюбодеяния, воровство, идолослужения, клеветы, ссоры, гнев, происки, надмение и все то, что апостол Павел причислил к делам плотским (Гал. 5:19-20); или действование души бывает чем-то средним, не имеет в себе ничего достойного ни осуждения, ни похвалы, каково, например, обучение искусствам ремесленным, которые называем средними, потому что они сами по себе не клонятся ни к добродетели, ни к пороку. Ибо что за порок в искусстве править кораблем или в искусстве врачебном? Впрочем, искусства сии сами по себе и не добродетели, но по произволению пользующихся ими склоняются нату или другую из противоположных сторон» . Вот продолжение этой мысли «о среднем и безразличном» в другом письме св. Василия: «Здравие и болезнь, богатство и бедность, слава и бесчестие, поелику обладающих ими не делают добрыми, по природе своей не суть блага; поелику же доставляют жизни нашей некоторое удобство, то прежде поименованные из них предпочтительнее противоположных им, и им приписывается некоторое достоинство» . Кроме того, аристотеле-стоическое учение об адиафорных поступках было воспринято блаж. Августином, Климентом Александрийским (Строматы 4,26), Оригеном (на Числа 16:7; на Иоанна 20:55), Тертуллианом, Лактанцием, св. Амвросием Медиоланским, блаж. Иеронимом, св. Иоанном Кассианом . Значит, и несовершенное может быть принято и разрешено. Значит – хотя бы «на полях» христианской культуры может быть и чисто риторическое (а не духовное) упражнение и улыбка. И сказка. Но император Юлиан Отступник предложил христианам быть предельно серьезными. Законом от 17 июня 362 года он предложил им не изучать классическую литературу (ибо она вся пропитана мифами), не беседовать об этих книгах с детьми, то есть – отказаться от преподавания в светских школах. Даже среди языческих писателей эта мера вызвала возмущение: «Жестокой и достойной вечного забвения мерой было то, что он запретил учительскую деятельность риторам и грамматикам христианского вероисповедания», – писал языческий историк (Аммиан Марцеллин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

4) Владислав, по прозванию грамматик, что значит книжный образованный человек, бывший сначала дьяком, а потом монахом монастыря Богородицы в подкрылии Черныя горы в пределе жеглиновецком, живший во второй половине пятнадцатого века (Григоровича Путеш. стр. 188). Он приписал к житию Иоанна рыльского, составленному патр. Евфимием, «слово о обновлении монастыря Рыльского и како паки принесен бысть (Св. Иоанн) из Тернова в тот же монастырь» (напечатано в Гласнике кн. XXII). 5) Монах Феодосий. Он написал житие болгарского Святого Петра коришского (новый список взятый из одной рукописи Рыльского монастыря у А. Ф. Гильфердинга). 6) В библиотеке Ундольского, 231, л. 236 есть житие Антония Великого , написанное Афанасием александрийским , на конце которого (л. 309 об.) не назвавший себя по имени переводчик говорит, что житие это, а также житие Петрова ученика Панкратия, переведены на славянский язык по поручению «строителя церковного Иоанна, господина архиепископа болгарския земля, яко несущим преложеным ни коли же пред нами». Под архиепископом Иоанном, вероятно, должен быть разумеем Иоанн, поставленный, в 1019 г. (о котором выше стр. 40). 7) Афанасий, монах иерусалимский, неизвестно когда живший. Он написал: 1) слово о древе разумнем добру и злу, которое адресовано к какому-то Панкови и в котором доказывается, что древо познания добра и зла не было виноградное дерево, как учил Панка, и опровергаются другие заблуждения этого последнего (напечатано А. Л-м в 3-м Московских Епархиальных Ведомостей за 1871 г.); 2) слово о наузех и о стрелце громней (Царск. 213, л. 164 и 214, гл. 95). 3) Вероятно, ему же принадлежат небольшие статьи: а) о кресте, иже на земли и на леду пишут, б) о кресте Христове (о подножии Христове, иже на кресте), потому что в рукописях они, обыкновенно, помещаются между двумя названными выше сочинениями Афанасия (Царск. 214, л. 610, Лаврск. Троицк. Кормч. 205, л. 434 об.). Что Афанасий был не грек, а болгарин, это ясно из того, что он знал и читал сочинения еретика попа Богомила, которые, конечно, не были переведены на греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антоний I Кассимата (греч. Αντνιος Κασσυματς; + 837), б. патриарх Константинопольский (январь 821 - январь 837?), иконоборец В миру Константин, родился в семье сапожника (на что указывает прозвище, от греч. κσσυμα - ремень сандалии), но получил хорошее образование и около 800 года был юристом и преподавателем в константинопольском квартале Сфоракия. Впоследствии постригся в монашество в Митрополитовом монастыре в Константинополе и стал там игуменом . Между 806 и 814 годами патриарх Никифор рукоположил Антония Кассимату, бывшего к тому времени уже в летах, митрополитом Силейским (в Памфилии). Однако около Пятидесятницы 814 года Антоний, которому имп. Лев V Армянин , возможно, обещал патриаршество, присоединился к возглавляемой Иоанном Грамматиком (впоследствии патриархом Константинопольским) иконоборческой комиссии, располагавшейся в императорском дворце и занимавшейся подбором святоотеческих цитат и аргументов для опровержения иконопочитания. В течение нескольких месяцев Антоний Кассимата оставался единственным архиереем, принявшим сторону иконоборцев. Узнав о его деятельности, патриарх Никифор призвал Антония к себе и потребовал объяснений. Тот подписал клятвенную грамоту с провозглашением анафемы тем, кто отвергает иконы, а сам доложил Льву, что " посмеялся " над патриархом и другими епископами . Такое лавирование объяснялось тем, что императору нужно было выиграть время до планируемой им дискуссии между иконоборцами и иконопочитателями, в которой имп. Лев собирался выступить посредником, чтобы решить дело в пользу первых. До этого никто из членов комиссии Иоанна Грамматика не должен был быть низложен или отлучен. Однако в конце 814 года, после провала попыток поставить на обсуждение вопрос о священных изображениях, император разрешил Антонию Кассимате и Иоанну публично выступить с критикой почитания икон.

http://drevo-info.ru/articles/13679337.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010