В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова) . В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях и беседах, произнесенных автором. Николай Сергеевич Леонов Ангелы-хранители не только внушают нам благие помыслы к вечному спасению, они действительно охраняют нас в житейских обстоятельствах. Слово «хранитель» – совсем не аллегория, а живой и драгоценный опыт многих поколений христиан. Недаром, например, в молитвах о путешествующих мы просим у Господа особого попечения о нас ангела-хранителя. Да и правда, где, как не в путешествиях, нам необходимо особое попечение Божие. Лет, наверное, тринадцать назад мы с нашим прихожанином Николаем Сергеевичем Леоновым , профессором-историком, генерал-лейтенантом разведки, с которым мы на протяжении многих лет вместе участвовали в телевизионной передаче «Русский дом», были в Псково-Печерском монастыре. Там Николай Сергеевич впервые познакомился с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Как потом сам Николай Сергеевич рассказывал, старец произвел на него не просто огромное впечатление, но своими молитвами очень ему помог. Николай Сергеевич в те годы только входил в жизнь Церкви, и поэтому у него было много вопросов, в том числе он просил меня объяснить православное учение об ангельском мире, об ангелах-хранителях. Я очень старался, но, как мне было ни досадно, все же чувствовал, что Николай Сергеевич был разочарован моими неумелыми объяснениями. Ранним летним утром, напутствованные в путь отцом Иоанном, мы выехали из монастыря назад в Москву. Дорога предстояла длинная, и перед отъездом я попросил механиков из монастырского гаража осмотреть машину и долить масло в мотор. Мы быстро мчались по пустынной дороге. Сидя за рулем, я не отрываясь слушал рассказ Николая Сергеевича об одной из его дальних командировок. Об этой истории он давно мне обещал поведать. Я в жизни не встречал более интересного рассказчика: Николая Сергеевича всегда слушаешь, затаив дыхание. Так было и на этот раз.

http://pravoslavie.ru/46172.html

27 апреля 2022 года в возрасте 93 лет отошёл ко Господу генерал-лейтенант Николай Сергеевич Леонов, аналитик внешней разведки СССР, доктор исторических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО. Николай Сергеевич Леонов Человек, которого я бесконечно уважаю и люблю, – Николай Сергеевич Леонов. Один из самых поразительных людей, которых я встречал в своей жизни. Мы познакомились с ним на передачах «Русского дома», куда нас вместе приглашал Александр Крутов. Впечатления от встреч и бесед с Николаем Сергеевичем были необыкновенно сильны — настолько глубоко и по-иному этот человек мыслил, исходя, в первую очередь, из своего удивительного опыта и мировосприятия, не говоря уже о потрясающем образовании! Наши долгие беседы закончились тем, что он принял Святое Крещение, будучи уже в возрасте. Не побоюсь назвать Николая Сергеевича одним из самых близких моих старших друзей. Он сыграл огромную роль в моей жизни, научив меня по-другому думать и анализировать, сам будучи совершенно уникальным аналитиком. Николай Сергеевич научил меня любить Родину по-настоящему. Ей он посвящал свои главные мысли, думы и деятельность. Николай Сергеевич был настоящим рыцарем вневременной России. Конечно, когда-то он был коммунистом. Но я убеждён: не это было главным. Идеи справедливости и равенства — вот, что искренне привлекало его в той партии, в которой он состоял. Но в первую очередь это был русский человек. Ещё раз повторю: рыцарь России! С такой же убеждённостью и силой он стал рыцарем православной веры. Мы приехали с ним в Псково-Печерский монастырь, где он встретился с отцом Иоанном (Крестьянкиным) и долго-долго с ним беседовал. Впоследствии отец Иоанн всякий раз меня спрашивал: «Как Николай Сергеевич?», всегда молился за него. Николай Сергеевич был человеком убеждений, блага, преданности России; преданности той истине, которую он нашёл во Христе. Слава Богу, незадолго до смерти он несколько раз причащался Святых Христовых Таин. Я совершенно не мыслю, что Николая Сергеевича больше нет рядом с нами. Поверьте мне: он всегда со мной — так же, как и с теми людьми, которым выпало счастье общаться с ним. Этот человек — вне времени. Это человек, который своими мыслями, своей убеждённостью, своей поразительной жизненной силой и своим сочетанием со Христом не может пропасть из жизни, раствориться, уйти… Я могу сказать о себе: Николай Сергеевич — всегда соприсутствовавший, и соприсутствующий сейчас, мне человек. Я никогда не забуду той дружбы, которую он мне дарил.

http://pravoslavie.ru/145893.html

Αρχεο Архимандрит Тихон (Шевкунов): О воле Божией, современных монастырях, роскоши и скуке 21 Νοεμβρου 2012 τος 14:20 Наместник Сретенского ставропигиального монастыря , член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, один из авторов «Положения о монастырях и монашествующих» архимандрит Тихон (Шевкунов) в интервью порталу «Православие и мир» рассказал об организации монастырской жизни в современной России. — Отец Тихон, в чем главная задача монастыря? Должны ли монастыри служить миру? — Главная задача монастыря — помочь монаху оставить мир и все, что в мире, для служения Богу и людям во спасение своей души. Если монастырь промыслом Божиим расположился в центре большого города, и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает. — Можно ли как-то определить баланс между внешней и внутренней монастырской жизнью? — Не знаю. Данное нашему Сретенскому монастырю послушание — воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя? Удивительные приходят к нам в семинарию ребята. Я искренне ими восхищаюсь. Мы издаем книги, это и внешняя деятельность — так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это и духовное послушание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным). Или внутреннее служение — это только келейная молитва и богослужение? Думаю, это неправильно. Мы стали строить скит в Рязанской области, чтобы иногда уйти от толчеи и шума. И нашли там новых прихожан, разрушенные храмы, даже колхоз получили в попечение. Пришлось возродить целое село, чтобы был храм, чтобы люди жили вокруг. Новый храм, который мы строим, нужен нашим прихожанам. Они на большие праздники не помещаются в старом храме и вынуждены стоять на улице. У братии же нет потребности в большем храме. Получается, что это внешняя деятельность? Святые отцы говорили, что монах все должен делать, как служение Господу Богу — хоть двор мести, хоть за плитой стоять. Наверное, если делать так, то и вопросов подобных не возникнет.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527565...

     12 июля 2022 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, престольного праздника Оптинского подворья в Москве Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Это событие послужило поводом для беседы с отцом Мелхиседеком о его многочисленных послушаниях и приобретенном в трудах опыте, которым мы попросили его поделиться с читателями «Монастырского вестника». Батюшка, сердечно поздравляем Вас с наградой. Расскажите, пожалуйста, какие события монашеской жизни особенно дороги для Вас? О чем вспоминали в день юбилея и когда получали орден преподобного Сергия? Что из приобретенного в монашеской жизни хотелось бы сохранить в душе и чем, может быть, поделиться с теми, кто сегодня выбирает иноческий путь?      Я себя считаю счастливым человеком, потому соприкоснулся в своей жизни с настоящими старцами. При постриге меня вручили архимандриту Кириллу (Павлову), я исповедовался ему, активно пользовался его наставлениями и возможностью общения с батюшкой. Советовался с архимандритом Наумом (Байбородиным), архимандритом Венедиктом (Пеньковым) – наместником Оптиной пустыни, с отцом Николаем с острова Залит. О духовном общении с архмандритом Иоанном (Крестьянкиным) я даже написал книгу воспоминаний, где изложил ответы на вопросы, которые задавал ему лично. Очень хотелось поделиться его духовными размышлениями. Пользовался советами духовника Тульской епархии, отца Христофора и схимонахини Сепфоры. С благоговением вспоминаю старых лаврских монахов – отца Матфея, схиигумена Селафиила, схиигумена Гавриила... Все эти люди навсегда остались в моей памяти. У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть мысль о том, что иноку на первых порах духовной жизни крайне необходимо получить правильное направление, общаясь с преуспевшими монахами, потому что образ мысли, поведение навсегда запечатлеваются в юной душе. Я застал удивительное время, когда наместником Лавры был архимандрит Алексий (Кутепов), сейчас митрополит Тульский и Ефремовский, благочинным – архимандрит Онуфрий (Березовский), ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, а духовниками Лавры – архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Трудно пока сказать, каким я сам стал монахом, но я видел, каким монах должен быть, и не в одном образе, а во многих. Прожив два года в Лавре, я оказался в Оптиной. Но два года, проведенные в обители преподобного Сергия, помогли получить представление о том, чтó есть подлинная монашеская жизнь. Я видел великие образцы монашества, достойные подражания, мог наблюдать за повседневной жизнью святых людей, их общением с молодыми послушниками.

http://pravoslavie.ru/147418.html

Архив Пн Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Сайт монастыря должен быть уникальным 7 апреля 2016 г. 15:43 Зачем монахам Интернет, должен ли у каждого монастыря быть свой сайт и почему нельзя сторониться социальных сетей, журналу «Монастырский вестник» рассказывает пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Приобретенный опыт — Отец Мелхиседек, Ваша биография достаточно известна, есть в открытом доступе. Единственное, что интересно было бы узнать, какое послушание для Вас было самым сложным? — Думаю, что послушание благочинного Оптиной пустыни . Представьте: ответственность за каждодневное течение жизни обители, за дисциплину многочисленной братии, за их отношение к послушаниям... Плюс к этому — постоянные встречи по делам обители, переговоры, разъезды. А ведь нужно же еще и за своей собственной душой следить, молиться, не рассеиваться помыслами. Словом, это был настоящий «курс молодого бойца». Но я благодарен Богу, что все это было в моей жизни. Теперь на новых послушаниях весь этот приобретенный опыт помогает мне. — Кто из подвижников прошлого и настоящего оказал на Вас, Ваше мировоззрение самое ощутимое влияние? — Мне посчастливилось встретиться со многими подвижниками нашего времени. Из них особенно близкое общение было с духовниками Троице-Сергиевой лавры архимандритом Кириллом (Павловым) и архимандритом Наумом (Бойбородиным), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), протоиереем Николаем Гурьяновым, схиархимандритом Зосимой (Сокуром), духовником Тульской епархии схиархимандритом Христофором (Никольским), наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым). — Расскажите о Вашем сегодняшнем послушании на посту пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству. — В первую очередь Священноначалием была поставлена задача формирования единого информационного пространства и координации работы сайтов монастырей. Это сейчас и является одним из основных направлений работы. Пока есть такая возможность, интернет-пространством надо пользоваться во благо Церкви, во благо монастырей. Как это сделать лучше, качественнее — этими вопросами мы и занимаемся.

http://patriarchia.ru/db/text/4423444.ht...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Мне бы надлежало лучше молчать, чем говорить, ведь все, что будет сказано, неизбежно будет нести на себе отпечаток субъективизма моего личного восприятия. По-настоящему об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) мог бы рассказать сам отец Иоанн, ибо сказано: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2: 11), а посему и я не мог бы сказать, что же находится за внешней оболочкой этого старца. Но поскольку труд мой воспринят из послушания и из любви к батюшке, то по мере сил я попытаюсь поделиться краткими воспоминаниями о прожитых рядом с отцом Иоанном днях. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), – сказано в Священном Писании, вот и я постараюсь вспомнить о тех плодах, которые увидел в отце Иоанне. Каким был отец Иоанн в юности, мало кто знал или знает. Расцвет его духовных дарований мы встретили в тот момент, когда уже большая часть его жизни была за плечами и настало время мудрой старости. Но надобно заметить, что в Священном Писании «мудрость» вовсе не приписывается какому-то сроку прожитых лет или какому-то положению; оно говорит прямо и неуклонно: «Возраст старости есть житие нескверное» (ПремСол. 4: 9), а вовсе не число прожитых лет. То есть по логике Священного Писания можно понять, что и юноша может стать «старцем», а равно и глубокий старик может являть собой жалкое зрелище необузданных страстей, свойственных скорее безумной юности. Батюшка душой своей был юн и подвижен, и энергия в нем кипела юная и созидательная Так вот батюшка Иоанн представлял собой по душе 18-летнего юношу, стяжавшего настоящую духовную мудрость еще в ранней юности и сохранившего трезвенный и бодрый дух до самой старости. Он и сам об этом, не стесняясь, говорил. «Эх, душа-то как молода, будто ей 18 лет, а вот тело, увы, за ней не поспевает». Да-да! Батюшка душой своей был юн и подвижен, и энергия в нем кипела юная и созидательная, а вот тело и болело, и скорбело, и немощи носило. Вот таким он мне и запомнился: порхающим, бодрым, заводным, с прекрасным чувством юмора, живым, деятельным, изобретательным, активным и внимательным, очень ласковым и при этом необыкновенно добрым. От него как будто потоком изливалось добро. Господь говорил: от того, кто вкусит от Духа Святого, потекут реки воды живой, скачущей в жизнь вечную.

http://pravoslavie.ru/90363.html

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) С глубокой печалью легла на сердце весть о кончине отца Иоанна (Крестьянкина). Его земная жизнь — это непрерывная цепь духовных и человеческих подвигов во имя укрепления православной веры в нашей многострадальной стране и среди нашего истерзанного многогрешного народа. Недалеко то время, когда мы выделим в особую когорту тех священнослужителей, которые не погибли под пулями расстрельных команд, не умерли от болезней и лишений в лагерях и тюрьмах богоборческого лихолетья (их мы поминаем как новомучеников), а выжили несмотря на всё и вопреки всему, не согнулись и не сломались, оставаясь негасимыми светочами в долгой глухой атеистической ночи, опустившейся на нашу Россию. Это особая категория людей, которые всю жизнь противостояли насилию и репрессиям, обрушенным на них государственным молохом, и выстояли благодаря вере и во славу веры. Слава Богу, что многим из них и отцу Иоанну (Крестьянкину) в том числе, довелось увидеть иные времена, которые они приближали всем своим духовным подвижничеством. Мне довелось лично познакомиться с отцом Иоанном (Крестьянкиным) благодаря заботам моего духовного отца архимандрита Тихона, который в свое время подвизался в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и получал духовные наставления от отца Иоанна. Произошло это в самом конце августа 1997 года, в трудное для меня время. В семье ожидали рождения внука, но шансов на благополучный исход почти не было. Дочь не выходила из больниц месяцами, и врачи прятали глаза и пожимали плечами в ответ на все вопросы. Нелегко было мне, неофиту, подошедшему к порогу восьмого десятка лет, поверить в то, что молитва даже такого подвижника, как отец Иоанн, окажется спасительной. Беда и горе укорачивают путь к вере, в ворота Псково-Печерского монастыря я вошел с надеждой. Через два дня мне сказали, что отец Иоанн ждет меня в своей келье. К этому времени я уже ознакомился со всеми доступными мне трудами старца, услышал многое о его жизненном пути. По дороге к келье я с тревогой думал, как сложится встреча между умудренным старцем-монахом и мною, вчерашним генералом КГБ с почти полувековым партийным стажем в КПСС. Но, к моему облегчению, уже первые слова отца Иоанна сняли все вериги с моего сердца.

http://pravoslavie.ru/440.html

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Без Православия Россия невозможна» 14 сентября 2006 г. 13:30 Наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов) —  проповедник, организатор, духовный наставник множества людей, в том числе и очень известных — дал интервью газете «Труд» . Родился я не в церковной семье. Родители мои были ученые и к Церкви относились нейтрально. Крещение я принял после окончания сценарного факультета ВГИКа. Главным для меня событием в жизни стало посещение Псково-Печерского монастыря в 1982 году, где я познакомился со своим духовником — отцом Иоанном Крестьянкиным. И сам монастырь, и отец Иоанн произвели на меня потрясающее впечатление. Пробыл там послушником до 86-го года. Послушания были самые разные: и работа на коровнике, и колка дров. Плюс к тому — большие монастырские службы, ранние подъемы. Для москвича, совершенно не приспособленного к такой жизни, выросшего единственным ребенком в семье, конечно, все это тяжеловато. Но ничего более счастливого в жизни у меня не было. Я почувствовал, во-первых, совершенно поразительные отношения между людьми, основанные на евангельских заповедях любви к Богу и ближнему. А во-вторых, самое главное, что есть в монастыре: здесь место, где люди познают Бога. Монашество — это особый путь познания Бога через покаяние, через изменение самого себя, через новое духовное рождение. То, что открывает душе монашеский путь, — это настолько потрясающая картина, что все остальное в сравнении с этим просто меркнет. «Отдай кровь и прими дух», — говорили древние отцы, но понять эти странные слова можно только личным опытом. У меня есть один близкий друг — иеромонах в Псково-Печерском монастыре. Когда-то его пытался забрать из монастыря отец — сотрудник советского торгпредства в то время, долго живший в Америке ... Он приехал, помню, на черной «Волге», чтобы вытащить сына «на свободу», а сын категорически не желал этого. Хотя ни отец, ни многие другие не могли поверить, что это всерьез. Мальчишка вырос в Америке, долгие годы прожил там. И уже думал по-английски. Потом приехал в Москву, поступил в институт и прошел примерно тот же путь, что и я. Помню, как он появился у нас. Это было в воскресенье после службы — единственное время, когда нам, послушникам, удавалось отдохнуть. И вот, когда мы лежали на своих кроватях в келье, где было нас человек 15, вошел Саша Швецов. Такой «крутой», в каких-то очень модных джинсах. Огляделся: «Ну, вообще, мне здесь нравится! Я, пожалуй, останусь». Мы переглянулись: сейчас, мол, посмотрим, как поставят тебя чистить коров... Но он действительно остался. Так вот отец его разговаривал с архимандритом Нафанаилом, и тот говорит: «Да вы так не кручиньтесь. Пройдет время, сынок ваш монахом будет, Богу послужит...» И тут мы услышали совершенно истошный вопль: «Никогда!»

http://patriarchia.ru/db/text/141978.htm...

«В истинном христианине время плодоношения не прекращается никогда» Проповедь в Псково-Печерском монастыре 5 февраля 2019 года после литургии в день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем евангельском тексте мы слышали историю о проклятии Господом Иисусом Христом бесплодной смоковницы. Это одно из непростых для понимания мест в Евангелии. Господь проклял бесплодную и пышную смоковницу, не найдя на ней плодов. Казалось бы, все достаточно ясно. Но евангелист Марк неожиданно добавляет: «…еще не время было собирания смокв» (Мк. 11:13), то есть попросту не пришел еще срок для плодоношения, для урожая. Но Господь неумолимо проклинает эту смоковницу, и она засыхает. Многих ставил в тупик этот неожиданный, жесткий и, казалось бы, несправедливый суд над смоковницей. Но вот нам с вами, находящимся сегодня здесь в храме, в день кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина), ответ на это недоумение дает тот, в память которого мы ныне собрались. Большинство из нас, стоящих здесь, помнят свои встречи с отцом Иоанном. Для многих он был духовником. Но разве было время, когда мы приходили к нему, и это не было временем его духовного плодоношения? Разве была хоть одна встреча за многие годы, когда он не дарил нам плоды Святого Духа, взлелеянные им на древе своей монашеской и священнической жизни? Такого не случалось никогда! В истинном пастыре Божием, в истинном христианине время плодоношения не прекращается никогда. Отец Иоанн дал нам великий, прекрасный и радостный пример возможности именно такого непрестанного, столь угодного Богу плодоношения. Во время его молодости, затем зрелости и даже, не побоюсь этих слов, телесной старческой немощи и дряхлости, мы, приходя к нему, всякий раз обретали чистейшие духовные плоды его спасительных советов, его горячих молитв, которые батюшка подносил нам, как он любил говорить: «от всея души и всего сердца». Болен он был или здоров, уставший после многочасовых, день за днем продолжавшихся приемов сотен людей, или полный сил после небольшого молитвенный отдыха, отец Иоанн преображался, когда слышал голос Божий, возвещающий ему, что надо насытить, укрепить людей плодами его, отца Иоанна, духовной жизни. Укрепить, поддержать, утешить пришедшего к нему страждущего человека.

http://pravoslavie.ru/119164.html

В Орле открыт первый в России памятник архимандриту Иоанну (Крестьянкину) 12 июня 2021 г. 10:45 10 июня 2021 года, в праздник Вознесения Господня, на территории Николо-Песковского храма города Орла состоялось открытие первого в России памятника одному из наиболее почитаемых священников Русской Православной Церкви приснопамятному архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Чин освящения совершил митрополит Орловский и Болховский Тихон . Подготовительные работы велись три года. Памятник изготовлен известным скульптором Сергеем Полегаевым по одному из прижизненных снимков отца Иоанна. Средства на скульптуру передали дарители и благотворительный фонд. Проект координировал советник ректора Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева Александр Бударин. В открытии памятника участвовали те, кому довелось лично общаться с отцом Иоанном: его племянница схимонахиня Анна (Москвитина), насельница Свято-Введенского женского монастыря г. Орла; Виктор Ливцов, почетный гражданин Орловской области, заместитель директора Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС. Участие в мероприятии приняли сенатор Российской Федерации Василий Иконников и первый заместитель председателя Правительства Орловской области Валентина Нордстрем. Скульптура архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на территории Николо-Песковской церкви в Орле появилась неслучайно. Будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), родившийся 11 апреля 1910 года в Орле, в детстве служил здесь алтарником и пономарем. Позднее был послушником и иподиаконом у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова), прославленного в лике святых. В годы юности его духовными наставниками были орловские протоиереи Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние священноисповедника Георгия Коссова из орловского села Спас-Чекряк.  Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей-архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская прозорливая старица-монахиня Вера (Логинова, благословляя его на жизнь в Москве, предрекла ему встречу с ней на Псковской земле, которая и состоялась через 40 лет. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании юного Ивана Крестьянкина обаяние Божиего человека, силу его духа и тепло любви к людям. . 

http://patriarchia.ru/db/text/5819182.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010