К 10-летию Сретенской духовной школы «Священник должен понимать, что он служит всем» Беседа с профессором Алексеем Ивановичем Сидоровым В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС. – Алексей Иванович, какое образование вы получили? – Естественно, сначала я получил среднее образование, но уже примерно с 14 лет начал самостоятельно заниматься философией. Поступал в университет довольно поздно – после трехлетней службы в армии. А потом учился на историческом факультете МГУ – сразу на двух кафедрах: древнего мира и древних языков. Так что я получил и историческое, и филологическое образование. Тема моего диплома звучала так: «Трактат Плотина как источник по истории гностицизма». Я тогда перевел этот трактат в качестве приложения к диплому. После МГУ я поступил в Институт истории СССР АН СССР и одновременно в аспирантуру Института всеобщей истории. – А как в советское время вы пришли к вере? – Я стал верующим вслед за женой; она пришла к Богу первой и справедливо решила, что жить в невенчанном браке невозможно, хотя мы любили друг друга и наш брак, разумеется, был зарегистрирован. Жена поехала в Псково-Печерский монастырь, виделась там с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Батюшка сказал ей, чтобы она привезла мужа, то есть меня. Сначала я не очень обрадовался, но у меня тогда был отпуск, и я подумал: «Ну ладно, похожу по лесу, грибы пособираю и заодно посмотрю на монастырь». По приезде мы сразу пошли к отцу Иоанну, он долго с нами говорил и благословил на венчание. Общались мы и с отцом Адрианом (Кирсановым). Там же, в Печорах, и обвенчались, ведь в советское время сделать в Москве это было совсем непросто. Таинство совершил отец Евгений, а свидетелями были две рабы Божии, которые собирали милостыню у монастырского храма, где мы с ними и познакомились. Я думал, что на этом все и закончится, но когда я вышел из храма, вдруг неожиданно для себя сказал жене: «Ты думаешь, нас священник венчал? Нет, нас Сам Бог венчал». До сих пор помню слова отца Адриана: «Алексеюшка, я буду за тебя молиться». Тогда я впервые пережил этот чудесный и для меня еще не изведанный опыт: когда знаешь, что за тебя молятся – как бы на руках носят. Потом много чего еще было; например, трудно было причащаться, исповедоваться. Сложность была и в том, что я был заядлый курильщик, борьба с этой привычкой доставляла мне много мучений… Сейчас отец Иоанн уже почил, а отец Адриан, слава Богу, жив. Я их считаю своими первыми наставниками в вере. А когда я уже начал воцерковляться, моим духовником стал один лаврский батюшка. Вообще я убежден, что без окормления, без духовничества христианская жизнь является неполной.

http://pravoslavie.ru/30711.html

Поступивший в семинарию при нашем монастыре молодой человек (из алтайских немцев, ставший гражданином Германии) украл в монастыре из сейфа 180 тысяч долларов. Эти деньги мы долго копили, издавая книги, чтобы купить зерноуборочные комбайны для подъема разрушенного хозяйства, взятого нашим монастырем в Рязанской области. Наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов) —  проповедник, организатор, духовный наставник множества людей, в том числе и очень известных — дал интервью газете «Труд» . Родился я не в церковной семье. Родители мои были ученые и к Церкви относились нейтрально. Крещение я принял после окончания сценарного факультета ВГИКа. Главным для меня событием в жизни стало посещение Псково-Печерского монастыря в 1982 году, где я познакомился со своим духовником — отцом Иоанном Крестьянкиным. И сам монастырь, и отец Иоанн произвели на меня потрясающее впечатление. Пробыл там послушником до 86-го года. Послушания были самые разные: и работа на коровнике, и колка дров. Плюс к тому — большие монастырские службы, ранние подъемы. Для москвича, совершенно не приспособленного к такой жизни, выросшего единственным ребенком в семье, конечно, все это тяжеловато. Но ничего более счастливого в жизни у меня не было. Я почувствовал, во-первых, совершенно поразительные отношения между людьми, основанные на евангельских заповедях любви к Богу и ближнему. А во-вторых, самое главное, что есть в монастыре: здесь место, где люди познают Бога. Монашество — это особый путь познания Бога через покаяние, через изменение самого себя, через новое духовное рождение. То, что открывает душе монашеский путь, — это настолько потрясающая картина, что все остальное в сравнении с этим просто меркнет. «Отдай кровь и прими дух», — говорили древние отцы, но понять эти странные слова можно только личным опытом. У меня есть один близкий друг — иеромонах в Псково-Печерском монастыре. Когда-то его пытался забрать из монастыря отец — сотрудник советского торгпредства в то время, долго живший в Америке … Он приехал, помню, на черной «Волге», чтобы вытащить сына «на свободу», а сын категорически не желал этого. Хотя ни отец, ни многие другие не могли поверить, что это всерьез. Мальчишка вырос в Америке, долгие годы прожил там. И уже думал по-английски.

http://pravmir.ru/bez-pravoslaviya-rossi...

Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы Скачать epub pdf «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» публикуется впервые. Оно было сказано отцом Иоанном в первой половине 1980-х годов во время празднования престольного праздника нашей святой обители. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Други наши! «Божественному погребению Матери Божия песни воспоим». Великое событие породило нынешний праздник. «Небо ныне сорадуется земле и славит преставление Матери Божией». И как поклоняется мир Живоносному Гробу Сына Божия и Сына Девы – источнику нашего воскресения, так припадает он ко гробу Матери Божией. «Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, чествуется яко чертог царский». И по сей день со всех концов земли стекаются люди туда, к Ее гробу. Они несут Ей молитвы благодарения и радости, моления в скорбях, печалях и болезнях; несут любовь своих сердец и безграничное доверие Ее материнской любви и заботе. И в каждом православном храме стоит ныне в центре икона Успения Матери Божией или гроб Ее – Плащаница. И везде во всем мире слышит Небесная Царица и молитвы наши и видит благоговейное поклонение подвигу Ее жизни и Славе Ее, венчавшей жизнь. А гроб – источник слез, преложился на источник радости, а смерть стала Успением. И сегодня слышим мы в церковных песнопениях голос Матери Божией, обращенный к нам: «Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия моего к Богу не претворяйте в плач слезами Вашими. Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». С этого достославного дня Своего Успения Светоносная Дева становится Матерью всего человечества и Царицей Небесной. И со всей очевидностью стала открываться человеку материнская Ее забота. Земная жизнь Девы Марии была сокрыта в смирении, безмолвии и тайне. И только из-за гроба воссияли миру  Свет Ее славы и величие Ее жизни. Свою принадлежность человеческой природе Она явила рождением и смертию Своею. Но многие ли при жизни Пресвятой Девы знали, что зачатие Ее – бессеменно, рождение – нетленно, успение – бессмертно. Смерть же и гроб не смогли удержать рождшую смерти Разрушителя, «и через три» дня гроб Ее опустел, извещая мир о великой тайне жизни Марии, о бессмертии Ее души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Протоиерей Валериан Кречетов: Духовник должен быть готов за своих чад пойти в ад Разговор о духовниках и духовничестве с протоиереем Валерианом Кречетовым, бывшим духовником Московской епархии 19 ноября, 2015 Разговор о духовниках и духовничестве с протоиереем Валерианом Кречетовым, бывшим духовником Московской епархии Изменились ли пастыри и паства за двадцать пять лет церковной свободы, можно ли сегодня найти настоящего духовника, и что делать человеку, который ищет духовного руководства, но не находит опытного священника? Ответы на эти и другие вопросы о духовничестве – в интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым, долгое время исполнявшим послушание духовника Московской епархии. Формула духовничества Что такое духовничество вообще и какая мера ответственности у того, кто берет на себя обязанности духовного отца? Протоиерей Валериан Кречетов рассказывает: «Конечно, духовное руководство – важно и нужно, но требования к духовному отцу очень высокие. Однажды я вышел из церкви, и какая-то женщина вдруг побежала за мной: «Батюшка, что мне делать? Мой духовник сказал мне: «Я не хочу из-за тебя попадать в ад!» Я что-то ответил, а вскоре поехал на Афон и попал к одному старцу. К нему пришел духовник, который 20 лет окормлялся у старца Паисия. И вот тот старец сказал мне формулу настоящего духовного отца: «Духовным отцом может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад». Самое удивительное, что я не рассказывал ему о вопросе, который задала мне та женщина, а он слово в слово повторил ее слова, только в обратную сторону». Протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году в семье репрессированного бухгалтера и впоследствии священника Михаила Кречетова. Окончил школу в 1959 году и тогда же был зачислен в Московский лесотехнический институт, спустя три года после окончания которого поступил в Московскую семинарию. Рукоположен 12 января 1969 года, а в 1973 году окончил Московскую духовную академию. За долгие годы своего служения общался со многими выдающимися пастырями, в том числе с отцом Николаем Голубцовым, отцом Иоанном Крестьянкиным, отцом Николаем Гурьяновым. Сегодня протоиерей Валериан – настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Одинцовского района.

http://pravmir.ru/protoierey-valerian-kr...

Протоиерей Владимир Вигилянский: Люди шли добиваться прозрачности выборов Еще за полтора часа до начала митинга было понятно, что всё идеально подготовлено, что на площади царит приподнятое настроение у москвичей и очень спокойное и деловитое настроение у полицейских – такое же, какое я видел у охраны в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. 11 декабря, 2011 Еще за полтора часа до начала митинга было понятно, что всё идеально подготовлено, что на площади царит приподнятое настроение у москвичей и очень спокойное и деловитое настроение у полицейских – такое же, какое я видел у охраны в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. Протоиерей Владимир Вигилянский присутствовал 10 декабря на Болотной площади на митинге протеста против фальсификации выборов. Своими впечатлениями от акции он поделился с читателями ПРАВМИРа. На митинге 10 декабря на Болотной площади я был в качестве наблюдателя от Общественного совета ГУВД г. Москвы, членом которого являюсь четвертый год. Пожалуй, это было единственной мотивацией моего появления на массовом мероприятии. Я никогда, даже до моего священства, не бывал на митингах, кроме одного случая – в ночь с 3 на 4 октября 1993 года, когда я дежурил в «Московских новостях» и вышел на Тверскую улицу, чтобы купить что-то к чаю… Дело в том, что у верующего человека, тем более – у священника, есть другие уникальные способы «влияния» на общественные и политические процессы в стране – это молитва. Для людей с другой ментальностью такое объяснение не очень понятно. Вспоминаю, как я в 1987 году был посредником между диссиденткой Зоей Крахмальниковой, получившей срок за издание религиозного журнала, и псково-печорским старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), которому передал от нее письмо. Отец Иоанн тогда для Зои Александровны послал целую сумку «святынек» и сказал на словах, чтобы она не беспокоилась, что монастырь за неё уже несколько лет ежедневно молится. Она очень болезненно восприняла это послание и с досадой сказала: «Почему они все боятся власти, даже владыка Антоний, сидя в безопасной Англии, не написал письмо протеста, а сказал, что будет за меня молиться у Престола». Что на это ответишь? Всё равно не поняла бы.

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vi...

протоиерей Георгий Нейфах Скачать epub pdf От издателей Беседы «О страстях и покаянии» обращены к современным христианам, живущим обычной мирской жизнью. Не случайно второе название книги – «Аскетика для мирян». Можно ли среди растущих соблазнов мира сохранить христианские ценности? Как уберечь душу от смертных грехов – страсти чревоугодия, сребролюбия, блуда, гордости и других? В чем смысл покаяния? Как правильно проходить путь Божий? Такие непростые, но так необходимые всем нам вопросы подробно рассматриваются в этой книге. Ее автор – протоиерей Георгий Нейфах (1952–2005) – был ученым-биологом, в 31 год крестился, в 37 стал священником. Служил настоятелем Успенского храма в городе Курчатове, шесть последних лет возглавлял Курчатовское благочиние Курской епархии. В течение многих лет батюшка окормлялся у отца Иоанна (Крестьянкина) , и это воспитало в нем серьезное отношение к пастырскому долгу и помогло раскрыть дар рассуждения, столь важный при разъяснении духовных вопросов. Издание осуществлено благодаря помощи друзей и духовных чад отца Георгия. Несколько слов об авторе и книге Протоиерей Георгий Нейфах, как многие представители его поколения, пришел в Церковь во взрослом возрасте. К этому моменту он закончил биофак МГУ, защитил диссертацию, уже одиннадцать лет был женат и имел девятилетнюю дочь. 8 ноября 1983 года в глухой деревушке Курской епархии состоялось крещение, а на следующий день – венчание будущего священника. В том же году Георгий знакомится с архимандритом Псково-Печерского монастыря отцом Иоанном Крестьянкиным , и всю последующую жизнь, вплоть до кончины, молитвенная поддержка, советы, а главное – живой пример старца неизменно направляют, научают и укрепляют его. Через два года после крещения Георгий оставил науку и целиком перешел на работу в Церковь : он и рабочий, и чтец, и алтарник. Но годы научных занятий не пропали даром: к моменту рукоположения Георгий, несмотря на отсутствие богословского образования, хорошо знал и любил святоотеческую литературу, всеми силами он стремился быть не только слушателем и совопросником, но и неленостным делателем на ниве Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

ЦВ 8 (333) апрель 2006 /  30 апреля 2006 г. Встречи со старцем 10 апреля состоялся вечер, посвященный памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 11 апреля отцу Иоанну должно было исполниться 96 лет. Он скончался 5 февраля этого года в своей келье в Псково-Печерском монастыре. Вечер проходил в новом здании ПСТГУ в Лиховом переулке. Место проведения вечера было выбрано не случайно. Это здание, построенное в начале XX века, было Московским епархиальным домом. Именно в нем проходили заседания Собора 1917 года, более 40 участников которого причислены к лику святых. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал: «Благословение на создание нашего университета я просил у отца Иоанна, и он всегда внимательно следил за нашим развитием. Я думаю, что не случайно этот дом, связанный с памятью новомучеников Российских и патриарха Тихона, спустя столько лет оказался единственным официально принадлежащим нашему университету зданием. Думаю, что молитвы отца Иоанна также способствовали нам в этом». В начале вечера была отслужена лития по архимандриту Иоанну. Затем протоиерей Владимир Воробьев рассказал о жизненном пути батюшки. Рассказ сопровождался показом слайдов на большом экране. Среди фотографий были и ранее не публиковавшиеся редкие архивные кадры. Среди выступавших было немало тех священнослужителей, чей духовный путь был связан с отцом Иоанном: протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Сергий Правдолюбов, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владимир Волгин и другие. «Чем же отличаются старцы от ярких духовников, от ярких священников, от людей, которые стремятся в той или иной степени к праведной жизни? Ну конечно, это любовь, — сказал в своем выступлении один из духовных чад отца Иоанна протоиерей Владимир Волгин. — И конечно, это то, о чем сказал апостол и евангелист Иоанн Богослов: кто видел и познал Господа, тот перестает грешить. Старцы, как мне кажется, это небожители среди нас. Они вестники Божии, и благодать, истекающая от них, навсегда остается в сердце того человека, который соприкоснулся с этим потрясающим явлением — старчеством».

http://e-vestnik.ru/analytics/vstrechi_s...

Екатерина Васильева: Ювенальная юстиция — оружие против заповеди о почитании родителей 5 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Ювенальная юстиция враждебна нравственным устоям. Это оружие, которое направлено на уничтожение пятой заповеди: «почитай отца твоего и мать твою» Известная российская актриса, казначей московского храма Священномученика Антипы Екатерина Васильева выступила с критикой ювенальной юстиции. «Ювенальная юстиция — это ужасно! Я всегда говорю: не надо обольщаться, нас никто в покое не оставит. Идет третья мировая война. Только брань эта — духовная. И враг — как всегда! — сильный и страшный. Ювенальная юстиция — это одно из оружий массового поражения, которое применяет враг в отношении России», — сказала актриса в интервью, опубликованном на сайте православного общества «Радонеж». По ее словам, это оружие направлено на уничтожение пятой заповеди: «почитай отца твоего и мать твою». Е.Васильева рассказала, что, когда была на лечении в Швейцарии, к ней в гости приезжала одна русская эмигрантка с младшим сыном. «Мальчику было семь лет, и вел он себя… как бы это помягче сказать… ну очень вольно. На мой вопрос, почему она позволяет ему так себя вести, женщина ответила, что здесь так положено. Я спросила о ее старшем сыне, которому на тот момент было 16 лет. Она сказала, что юноша все-таки жил в России, и он другой», — вспоминает Е.Васильева. Прошло немного времени, и актриса узнала, что «этот самый юноша вызвал полицию, чтобы полицейские задержали его мать за то, что она, будучи у себя дома, сказала его девушке, чтобы та шла домой, поскольку уже поздно». Е.Васильева также коснулась темы духовного наставничества. По мнению актрисы, в том, что она и ее сын, священник храма Священномученика Антипы, обрели духовника в лице протоиерея Владимира Волгина, есть «промысел Божий». «Помимо нашего дорогого батюшки, мы много общались и с отцом Иоанном Крестьянкиным — духовником отца Владимира Волгина. Мы нередко сопровождали нашего батюшку в его частых поездках к отцу Иоанну в Печоры и не только видели их отношения, но и многому учились. Это такая школа для нас!» — рассказала актриса.

http://pravmir.ru/ekaterina-vasileva-yuv...

Архив Пн Издательство Свято-Тихоновского университета выпустило книгу « " Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут… " : Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в тюрьме и лагере» 24 августа 2023 г. 13:42 В Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла книга ректора ПСТГУ  протоиерея Владимира Воробьева «Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут…: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в тюрьме и лагере». Книга посвящена малоизвестному периоду в жизни старца — его пятилетнему пребыванию в заключении. В предисловии к изданию отмечается, что эта книга была написана вскоре после кончины отца Иоанна (Крестьянкина) по просьбе его келейницы Татьяны Сергеевны Смирновой. В основу книги положено следственное дело отца Иоанна, ранее не опубликованные письма и фотографии из архива ПСТГУ, воспоминания людей, отбывавших свои лагерные сроки вместе с отцом Иоанном, а также собственные записки автора книги протоиерея Владимира Воробьева, о совершенных сотрудниками университета в 2006 году экспедициях в места заключения старца. Написанная в 2008 году книга была передана келейнице старца и стала основным источником для сборника «Школа молитвы», изданного в 2009 году Псково-Печерским монастырем . В 2023 году книга «Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут…» была подготовлена к самостоятельному изданию. Важной частью книги стало следственное дело отца Иоанна — оно публикуется впервые. «Следственное дело отца Иоанна оставляет, как это ни парадоксально, такое светлое и даже радостное чувство, какое испытывал посетитель в его присутствии, когда бывало, посадит он его рядом с собой на диванчике в своей келье и ласково беседует по душам. В деле так явственно открывается святое состояние его души, такой очевидной оказывается его благодатная победа над адским злом, так непоколебимо твердо он сохраняет христианское отношение ко всем, кто его окружает: к следователю, к лжесвидетелям, что вспоминаются слова преподобного Силуана Афонского: " Кто врагов своих не любит, тот Христа не знает " », — пишет протоиерей Владимир Воробьев.

http://patriarchia.ru/db/text/6051842.ht...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Кирьянова Скончался отец Иоанн (Крестьянкин) Источник:  Интерфакс-Религия Ушел из жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он скончался в возрасте девяноста пяти лет воскресным утром, когда во всех православных храмах страны совершались богослужения в честь " малой Пасхи " – так христиане называют каждый воскресный день, прообразом которого является Воскресение Христово. Вместе с отцом Иоанном канула в лету целая эпоха в жизни Русской православной церкви. Архимандрит Иоанн был почитаем всей православной Россией как старец-духовник. Каждый день на протяжении почти четырех десятилетий в Псково-Печерский монастырь приезжали сотни людей для того, чтобы поделиться с батюшкой своими бедами и радостями, спросить совета в трудных обстоятельствах, услышать его авторитетное пастырское слово, измерить его строгим мерилом себя и свою жизнь. Среди тех, кто посещал старца, были и простые прихожанки, и представители политической, научной и культурной элиты России. В августе 2000 года, посещая Псково-Печерский монастырь, отца Иоанна в его келье навестил президент Путин. Книги архимандрита Иоанна, посвященные различным аспектам духовной жизни, расходились тысячными тиражами не только в нашей стране, они переводились и распространялись за рубежом. Само по себе старчество – явление преимущественно монастырской жизни. Оно предполагает руководство нравственным возрастанием человека через советы и наставления со стороны более духовно опытного старца, которому ученик всецело вверяет себя. Подвиг старчества особенно труден, недаром за всю историю Русской церкви людей, совершавших его, было весьма немного. Традиции старчества были перенесены на Русь в XVIII столетии с Афона монахом Паисием (Величковским), который несколько лет назад был прославлен в лике святых. Наиболее известными продолжателями его дела стали оптинские старцы, старцы Глинской и Саровской пустыни, откуда вышел и преподобный Серафим Саровский. Старец мог быть и монахом, и белым, т.е. женатым священником – но обязательно молитвенником, подвижником-аскетом. А самое главное – он должен был обладать даром любви к Богу и ближним. Этим талантом отец Иоанн был изобильно наделен. Он не отталкивал от себя никого, даже людей, повинных в самых тяжких преступлениях. Почти до самой кончины, будучи уже совсем немощным, архимандрит Иоанн продолжал принимать нуждающихся в его помощи и совете. Старческое служение он сравнивал с отцовством, считая, что духовник помогает человеку нравственно возродиться и указывает путь к уподоблению Богу.

http://religare.ru/2_25772.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010