Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко. Мелкие хорошие поступки — это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение. Группа Вконтакте Facebook группа Слово о малом доброделании Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово о малом доброделании Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово о малом доброделании Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах. Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу. Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие: «Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется». У самого входа в религиозную область, существует некий «гипноз больших дел», – «надо делать какое-то большое дело – или никакого». И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию. «Желающий приблизиться» – тут именно и кроется вся трудность религиозных путей человека. Обычно он хочет войти в Царствие Божие совершенно для себя неожиданно, магически чудесно, или же – по праву, через какой-то подвиг. Но ни то, ни другое не есть истинное нахождение высшего мира.

http://predanie.ru/ioann-krestyankin-arh...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Смелость и любовь: как рассказать детям о великих старцах ХХ века 16.02.2024 58 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру В издательстве «Вольный Странник» продолжает выходить серия детских книг «Научись у святого». Как маму и педагога воскресной школы, она меня очень радует. Яркие, красочные, просто и интересно написанные книги нравятся и старшим дошкольникам, и младшим школьникам, и даже детям постарше. Да и взрослые узнают из нее для себя немало нового. Главное достоинство этой необычной житийной серии – даже не формат, а посыл. Каждая книга словно бы говорит читателю: «Посмотри, каким человеком был герой рассказа! И ты можешь стать таким же! Можешь стать святым». Этот смелый призыв воплощен в примерах из жизни, в конкретных, простых советах. Дети любят обсуждать факты из этих книг. Им близка риторика серии, они с радостью примеряют на себя советы, сравнивают свою жизнь, свои возможности и устремления с теми, которые были у святых. И образы с икон становятся ближе, приходит понимание, что это тоже когда-то были просто люди, ходящие по земле, как мы, – а теперь они с Богом. Недавно в серии вышли две книги о великих старцах ХХ века – архимандрите Иоанне (Крестьянкине) и архимандрите Алипии (Воронове). Они не канонизированы, но все православные люди знают, какую огромную роль они сыграли в церковной жизни, скольких спасли, вразумили, исцелили, направили на верный путь. Важно, чтобы об этом знали и дети. Мой опыт взаимодействия с детской литературой, чтения детям показывает: с ребенком можно говорить практически обо всем. У него чуткая и мудрая душа, он поймет суть, главное – уметь выразить ее, найти верные слова. Книги об отце Алипии и отце Иоанне вышли именно такими: интересно и доходчиво они рассказывают о важном и сложном. Почему надо быть смелым. Книга об архимандрите Алипии Для детей старше шести лет. Судакова Ирина Николаевна. Архимандрит Алипий (Воронов)/И. Н. Судакова ; художник А. Н. Ельчина. — Москва : Вольный Странник, 2023. — 32 с. : ил. — (Жизнь как пример). ISBN 978-5-00178-172-1

http://ruskline.ru/opp/2024/02/16/smelos...

     О том, как Промысл Божий помогает писать книги и какие удивительные истории случаются в нашей жизни, мы беседуем с Ольгой Рожневой – автором популярных книг «Монастырские встречи» и «Непридуманные истории», постоянным автором многих православных сайтов. – Здравствуйте, Ольга! На «Православии.ру» много Ваших бесед с американскими, греческими, грузинскими православными священнослужителями. Я заметила, что Вы часто задаете вопрос о Промысле Божием в жизни людей. А Вы сами можете ответить на этот вопрос? – Здравствуйте! Чаще всего Промысл Божий действует в нашей жизни тайно, но иногда он явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Недавно вышла моя книга «Удивительное путешествие в православную Америку». Написана она совершенно чудесным образом. – Расскажите, пожалуйста! – Предыстория такова. С ноября 2014 года мы работали, по благословению Владыки, тогда ещё архимандрита Тихона (Шевкунова), над небольшими по формату книжечками из серии «Люди Божии» - о современных святых и подвижниках благочестия. Этот проект придумал сам Владыка, он же придумал и форму увлекательной подачи материала в виде современного патерика. Владыка Тихон сам редактировал первые две книги из серии «Люди Божии» - о великих старцах Паисии Святогорце и архимандрите Иоанне Крестьянкине. Думаю, что многим знаком духовный опыт, когда читая или слушая рассказ о святых, ощущаешь их незримое присутствие, их молитвенную помощь. Собирая материал для книг, я чувствовала: святые рядом. Среди прочих мы подготовили книжечку о великом старце Иосифе Исихасте и его духовных чадах. Это были иеросхимонах Ефрем Катунакский, старец Арсений Пещерник, и ныне живой и здравствующий архимандрит Ефрем Филофейский (Мораитис). Во время работы над этими книжечками о великих афонских старцах, чувство их близости, их присутствия, духовной связи с ними стало настолько сильным и реальным, что я даже начала сомневаться: настоящие ли это чувства, действительно ли существует эта духовная связь? Помыслы сомнения, недоверия искушали, теснились, лезли в душу. И тогда мою маловерную голову посетила следующая мысль: если такая духовная связь действительно существует – это же можно проверить на практике! Я могу обратиться мысленно к архимандриту Ефрему (Мораитису) с какой-либо просьбой. Если он мне ответит – значит, эта духовная связь реальна.

http://pravoslavie.ru/103718.html

     Что общего между спортом, химическими опытами, музицированием и аскетикой? О покаянии на языке подростков и об отдыхе в Сибири для греческой и русской молодежи, в том числе из эмиграции, рассказывает епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный). – Владыка Савватий, как воцерковить молодежь? – Молодежь надо просто любить. А в так называемой «работе с молодежью» есть две крайности. Одна, когда мы молодежь ставим во главу угла, – хотя в Писании сказано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Другая крайность, когда мы, занимаясь молодежью, пытаемся их загнать в те рамки, в которые сами, будучи молодыми, далеко не вписывались. Вспомните себя. «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?!» – вопрошал одного раба Божия батюшка Иоанн (Крестьянкин). Святые отцы советуют нам идти «царственным путем», придерживаться золотой середины. – В чем это выражается? – С одной стороны, очень важно оставить молодым возможность проявлять инициативу – ее Сам Господь даровал этому пытливому, жаждущему самостоятельности возрасту. С другой стороны, надо дать им почувствовать и радость, например, рассудительности и других плодов зрелости. Не отрицая права «чушь прекрасную нести», показать примеры мудрости в общении со старшим поколением благочестивых людей. Старость таковых озарена особым светом и отмечена умиротворением. Я уже более 20 лет служу, как правило, на деревенских приходах, и мне никогда не было скучно в общении с воцерковленными бабушками и дедушками. Их отличает некое внутреннее ликование, тихая радость. Так про духовно продвинутых монахов говорят, что у них «оптинская веселость». В псалме это поэтически передано: «обновится, яко орля, юность твоя» (Пс. 102:5). Такой опыт душа получает в результате затраченных усилий, духовного напряжения, подвига. Нечто подобное ощущаешь, потрудившись с самоотдачей. Но еще более явственна радость от внутренней работы над собой. Потому что все, над чем мы трудимся во внешнем мире, преходяще, а душа бессмертна. Давайте прививать молодежи вкус к этому внутреннему деланию.

http://pravoslavie.ru/114163.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриотизм и милосердие – русская свобода! 17.06.2017 1442 Время на чтение 13 минут Если наше молодое поколение, наше будущее воспитается на чужих хлебах (и идеях), то Родина для них станет чужая и они ей тоже. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Когда мы говорим о милосердии, то понимаем, что за этим стоит отзывчивость, забота, внимание к нуждам обездоленных и больных людей: стариков, инвалидов, детей. Только сегодня, когда в нашем обществе многое поменялось, когда привычные понятия трансформируются, меняется их смысловая нагрузка, мы уже начинаем говорить о милосердии к людям, не отмеченным ранее печатью обездоленности. Все мы видим, какое отношение у наших чиновников от власти к институту семьи, образованию, культуре своего народа, и мне каждый раз так и хочется сказать: господа, будьте милостивы к здоровым детям, не делайте их больными и инвалидами, они этого не заслужили, они вообще ещё не умеют служить. Мы, взрослые, должны очень хорошо понимать, что детей нужно всему учить. Их нужно учить не только разным естественным и гуманитарным наукам, но также любви, верности, долгу, чести, отзывчивости - нужно учить добру и милосердию! Если этого не делать, они заболевают как физически, так и духовно, что гораздо тяжелее любых телесных недугов. Отсутствие нравственных добродетелей уродует человека, а тем более детей. Без этого они никогда не научатся быть внимательными и отзывчивыми к близким людям, не смогут верой и правдой служить своему Отечеству. Эта служба почётна и глубоко патриотична, её должны нести не только воины, но каждый человек, молод он или стар, потому что за патриотизмом стоит любовь к Родине: земле, на которой родился и вырос, предкам, истории и памяти народной. Защищая свою страну от врагов, наш народ охранял её свободу и самобытность. Даже в советское время, которое многие современники считают тоталитарным отрезком нашей истории, эта свобода сохранялась, потому что в той самобытности, которая присуща русским людям, не угасал дух патриотизма. Если бы это было не так, мы никогда не смогли бы выиграть ту кровавую и безумную войну, которую затеяли фашисты по всему миру, не смогли бы освободить свою страну от врага.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

На Кресте, пред священным изображением которого мы с вами предстоим с глубоким благоговением, совершилось избавление человеческого рода от власти греха! Совершилось примирение Бога с людьми. Мы с вами знаем, что за грехопадение первых людей Бог , на определенное Им время, отдалился от людей. Но было дано людям и обетование, что придет на землю Мессия, Который примирит людей с Богом и восстановит прежние отношения. И вот наступило это время. На землю пришел Христос Спаситель, чтобы вернуть людям утраченное ими сыновнее достоинство. Но очерствели сердца людей вдали от Бога, и, когда пришел на землю Спаситель, многие иудеи не признали в Нем обетованного Мессию. Они не только не приняли Его и принесенного Им Божественного учения, но восстали на Него и предали Его на позорную казнь. Как понять и чем объяснить это страшное событие? Вожди иудейского народа ожидали восстановления земных прав своего народа. Их не интересовало духовное возрождение людей. Не думали они и о примирении с Богом, от Которого в своем жестокосердии и эгоизме все более и более удалялись. В таком настроении воспитывали они и народ свой. Но Сын Божий, пришедший спасти погибающее человечество, принес на землю учение, которое должно было совершенно изменить духовный облик человека. Людям было дано обетование о пришествии Мессии, Который примирит человека с Богом. За Христом устремились люди, которые духовно изголодались в своем удалении от Бога. Его учение о безграничной любви и правде влекло к Нему многих. Творил невиданные до тех пор чудеса. Еще никогда в Израиле не было пророка большего, чем Он. Поэтому люди хотели провозгласить Его своим царем, но Он уклонялся от этого. Фарисеи и книжники, видя, что Христос привлекает к Себе все больше людей, боялись потерять свое влияние и сумели восстановить иудеев против Него. Достигнуть этого было нетрудно. Люди, восхищавшиеся Его учением и удивлявшиеся чудесам, не проникали глубоко в это учение и потому сделались послушным орудием в руках врагов Христа. А Христос строго обличал фарисеев и книжников за искажение закона (в тексте написано «зако на»), развращение народа и злоупотребление своим положением. Фарисеи же клеветали на Христа, будто Он нарушал закон Моисеев и этому учил народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

О малых грехах и малых добрых делах Нужно опасаться малых грехов, и нельзя пренебрегать малыми добрыми делами. Это прописная истина. О ней сказано немало, причем людьми праведными, такими как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в слове «О малом доброделании». Но можно ведь, можно и должно говорить об одном и том же разным людям, в разное время. Не нужно думать, что все самое важное уже сказано, например, людьми святыми. Во-первых, не все сказано. Во-вторых, сказанное однажды требует многократного повторения. В-третьих, в мире не существует чистого плагиата. Даже дословно повторяя чужие мысли, я, пропустив их через себя, превращаю эти мысли в свои собственные. Итак, вернемся к грехам и добродетелям. В мире нравственности затруднен счет. Иногда счет в мире нравственности просто невозможен. То есть качество в этом мире есть, а о количестве говорить не всегда получается. Вот пример. Человек бросил на пол кусок хлеба. Бросил и не поднял. Не обдул, не поцеловал, не сказал «Господи, помилуй». Такой человек тяжко согрешил. Он проявил черствость, глупость, неблагодарность своей души, свою непричастность к повседневному труду как нельзя ярче. Можно ли здесь вести речь о размере хлебного куска? Есть ли разница, кусок этот велик или это только корочка? Конечно, нет. Грех совершен в принципе, и неважно, сколько граммов в хлебе, которым пренебрегли. Граммы могут стать фактором нравственности в других условиях. В блокадном Ленинграде человек, отрезавший ниткой от своей пайки ничтожный кусочек для ближнего, достоин называться именем святого. Вот там граммы входят в область нравственности и подсчитываются. А в обычном быту что буханка, что горбушка – разницы нет. Нет разницы, и когда ребенок при родителях бросает на землю недоеденный бублик, а взрослым до этого дела нет. Чтобы назвать грех грехом, здесь граммы подсчитывать не надо. По телевидению не раз показывали, как возмущенные своими правительствами фермеры в разных странах Запада устраивают демонстрации. Они съезжаются на площади городов на тракторах, запруживают техникой магистрали. Нередко демонстративно выливают на асфальт сотни бидонов молока в знак того, что производить его невыгодно. Всегда больно смотреть на это безумие, у которого есть «экономическое оправдание». Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика. И вот я думаю: бросивший наземь кусок бутерброда человек и бизнесмен, уничтожающий тонны продуктов ради рыночной целесообразности, сильно ли отличаются? Баржа с зерном относится к горбушке хлеба, как слон – к мухе. Но вот люди, совершающие эти поступки, могут быть друг другу равны.

http://pravoslavie.ru/47371.html

Об искушениях и терпении Чтобы понятнее было тебе, как всякие вообще искушения посылают­ся Богом на пользу нам, прими во внимание, что скажу. Человек, по вле­чению растленного естества своего, горд, славолюбив, любит показность, крепко стоит за свои мысли и реше­ния и желает всегда быть высоко це­нимым всеми, гораздо выше, нежели он есть на самом деле. Такое самоценение и самомнение крайне пагубно в деле духовного пре­успеяния, так что одной его тени дос­таточно, чтобы не дать человеку дос­тигнуть истинного совершенства. По­чему человеколюбивый Отец наш Небесный, премудро промышляя о всех нас, особенно же о тех, кои ис­кренно предали себя на служение Ему, искушениями, какие попускает найти на нас, поставляет нас в такое настроение, в коем легко можем из­бежать страшной опасности от этого самоценения и почти вынужденно дойти до истинного смиренного себя познания... Невидимая брань. Гл. 25 Несправедливости от Бога никогда не приходят, но попускаются они Богом во благо тому, на кого попуска­ются. Истинно во благо! Это не простая фраза, а настоящее дело. Но тому, на кого падают, претер­петь их надо. Вот эта надобность тер­петь и нас встретила. И извольте бла­годушно терпеть, что бы у вас там ни было. Того хочет от нас Бог для нашего блага. Коль скоро так настроитесь, всем беспокойствам конец. Теперь вы заботитесь о себе и все случайности хотите устроить и по­ворачивать по-своему. А как все не клеится, то вы и мучаетесь: что-то не так, другое не этак. А когда все преда­дите Господу и будете принимать как от Него исходящее и для вас благопо­требное, то никакого беспокойства иметь не будете, а только будете по­сматривать кругом, чтобы увидеть, что посылает Господь. Богу угодить стараясь, а не своему желанию удов­летворить напрягаясь. Вникните хо­рошо, о чем говорю, и положите дос­тигнуть такого настроения. Облеки­тесь верою и терпением. Переменится и то, что вас тяготит. Настанут дни, когда свободно будете дышать. Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удосто­верится, что он испекся. Владыка мира и вас посадил в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Тер­пите же и ждите. Как только испече­тесь, и минуты не будете сидеть долее в печи. Тотчас вынут вас вон. Если же рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением! Извольте хорошенько на­печатлеть это в мысли своей и наве­вайте тем утешение себе на сердце. Все от Бога. К Нему и прибегайте, и молитесь. Своими словами сказы­вайте Ему: «Видишь, Господи, что у меня! Справиться не могу с собой. Помоги, Всемилостивый!» И всякую частицу своей нужды перескажите Ему, и на это все просите соответ­ственной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

ОБЩЕСТВО СЧАСТЛИВЫХ РАБОВ В прошлом году мы начали открытую дискуссию по проблеме глобального электронного контроля в рубрике " Шенгенская зона " . Дискуссия вызвала огромный интерес, хотя и породила шквал обвинений в " мракобесии " , " нагнетании страхов " и проч. После публикации на нашем сайте письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) для нас определилось главное - понимание проблемы и образ конкретных действий православных в связи с возникшей проблемой. Однако развитие темы, как и следовало ожидать, не прекращается, и доказательством тому - активное обсуждение вопроса глобального контроля в церковном и светском обществе. Один из недавних примеров - опубликованная в " Огоньке " статья Никона Зайцева, которую мы приводим ниже. Стоит обратить внимание на следующие слова автора: " Когда у человека не остается никаких секретов в личной жизни, когда каждый его поступок выдает предательская электроника, когда ничего нельзя скрыть от близких и государства... вот тогда только и можно облегченно рассмеяться, простить все себе и окружающим и стать полностью свободным. Как бы плохо ты ни поступил, все равно этого не скроешь, так что поступай как хочешь! " Именно такая ситуация нарисована в рассказе Достоевского " Бобок " , где общество мертвецов с невероятным восторгом принимает предложение " перестать стыдиться " , открыто предаться всем порокам без необходимости скрывать что-то под маской приличия. " Огонек " , (4675), декабрь 2000 Общество счастливых рабов ЧИП И ДЕЙЛ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ Что мы наблюдаем в этом мире? Мы наблюдаем тенденции. Продлив сегодняшние тенденции во времени, мы получим свое будущее. Здесь главное -- не ошибиться с выбором значимых веяний. Зарубежные исследователи компьютерных технологий полагают, что одной из важнейших тенденций нашего времени является на первый взгляд безобидное стремление к тотальной " чипизации " . Микрочипы становятся настолько маленькими и дешевыми, что их возможно установить практически куда угодно -- на бутылочную пробку, поздравительную открытку, подошву ботинка, пакет молока... Зачем? А очень удобно!

http://pravoslavie.ru/press/happyslaves....

Скачать epub pdf В Неделю о Мытаре и фарисее 1 Храм Божий – дом Отца нашего Небесного – дом молитвы. В него созывает Он детей Своих, чтобы в молитвенном общении они острее восчувствовали Его близость, Его любовь, чтобы тепло Отцовского назидания и силу его, унесли с собой в трудности человеческой жизни. Всех Он видит, свет Его Евангельской Истины освящает собравшихся до последних глубин. Так было во времена земной жизни Спасителя, когда фарисей и мытарь молились в огромном Иерусалимском храме, так и сейчас зрит Господь нас с вами предстоящих Ему с молитвой, так будет всегда до последних дней мира. Но о молитве только двух богомольцев говорит сегодня Евангельская притча. Фарисей и мытарь. Почему именно они обратили на себя внимание Всевидящего Ока? Чем отличились? Казалось бы между ними нет ничего общего. Один стоит в первых рядах молящихся, первый, как праведник, он и во мнении людей; другой остановился у дверей храма, как последний пред Богом, и в глазах окружающих он – вопиющий грешник. Фарисей возносит взор горе с молитвой: «Боже! Хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы» ( Лк.18:11 ); мытарь зрит подножие ног своих, и ударяя себя в грудь шепчет: «Боже, милостив буди мне грешнику» ( Лк.18:13 ). Две молитвы устремлены к Богу: – два состояния души, два образа жизни. Оба человека – в храме, оба с молитвой на устах, но обоих ли покрыла милость Божия и Его благоволение? И слышим мы глас Божий: «Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется» ( Лк.18:14 ). Безумствует на молитве, предстоя пред Богом в храме, фарисей: – «несмь, якоже прочии человецы» ( Лк.18:11 ) – в этих кратких словах излилась, обнажилась его душа во всей полноте и во всей своей неприглядности: здесь и самодовольство и любование собой, уничижение и укорение других, превосходство над всеми. В эти минуты стоя пред святилищем он забыл Бога, любящего праведников и милующего грешников, знающего наше тайное, и значит единого имеющего власть судить. Забыл, что ин суд человеческий, ин суд Божий. Не достойнее ли было ему, заглянув в свое сердце, прошептать вслух Господа: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» ( Пс.18:13–14 ). Не произносит этих спасительных слов самовлюбленный, самодовольный фарисей. Ведь он не как прочие человецы, не как тот мытарь, не хищник, не прелюбодей. Да, что там; за праведность – «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк.18:12 ) – Бог еще за заслуги и воздать должен. Бог ему должен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010