Важнейшим источником сведений об иргизских б-ках является описание книг И. м. 1828 г. (РГИА. Ф. 379. Оп. 1. Д. 971; опубл.: Ряжев, Починская. 1991). Б-ки муж. мон-рей предстают в описании значительными собраниями со сложившимся учетом книг, сохранившиеся экземпляры имеют нумерацию, относящуюся к 1-й трети XIX в. По описи 1828 г., Нижне-Воскресенский мон-рь владел 477 книгами: 346 печатными и 131 рукописной (из них 39 нотно-певч. рукописей). 225 изданий установлены: 115 книг московской печати 1-й пол. XVII в., 14 «книг киевской печати», 17 московских изданий 2-й пол. XVII-XVIII в., 79 старообрядческих изданий XVIII - нач. XIX в. Уникален для старообрядческих б-к хранившийся в Нижне-Воскресенском монастыре Требник, изданный в 1547 г. в серб. Вознесенском монастыре Милешева . В б-ке Средне-Никольского монастыря значилось 311 книг: 259 печатных и 52 рукописные (из них 27 нотно-певч. рукописей). 158 изданий установлены: 100 книг московской печати 1-й пол. XVII в., 55 старообрядческих изданий XVIII в. и 3 книги синодальной печати. Собрание Верхне-Спасо-Преображенского монастыря насчитывало 187 книг: 119 печатных и 68 рукописных (из них 30 нотно-певч. рукописей). Определены 85 изданий: 28 московской печати 1-й пол. XVII в., 30 старообрядческих, 17 московских изданий 2-й пол. XVII-XVIII в., 8 укр. книг XVII в., 2 книги гражданской печати. Б-ки жен. обителей на Иргизе были беднее, содержали преимущественно богослужебные книги: в Верхне-Покровском мон-ре имелось 32 книги, в т. ч. 4 рукописные, в Средне-Успенском мон-ре - 31 книга, в т. ч. 3 рукописные. В описании 1828 г. отмечено значительное число западнорус. книг, в основном хранившихся в Нижне-Воскресенском мон-ре: «Полуустав, сиречь Требник» (Вильно, 1622), Евангелие (Львов, 1690), «Страсти Христовы» (1624, 1691). В б-ках И. м. имелись московские и киевские издания 2-й пол. XVII-XVIII в., нетипичные для старообрядческих б-к: сборник переводов Епифания (Славинецкого) (М., 1665), «Мессия правдивый» Иоанникия (Галятовского) (К., 1669), «Мир с Богом человеку» Иннокентия (Гизеля) (К., 1669), «Книга житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (К., 1689-1704. 4 т.), «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония (М., 1719), соч. «О добротолюбии» (М., 1793) и др. По мнению И. В. Починской, основную часть неатрибутированных книг, упомянутых в описи 1828 г., составляли старообрядческие издания XVIII в.

http://pravenc.ru/text/673915.html

В нач. 70-х гг. XVII в. по инициативе архим. Иоанникия (Галятовского) гетман Демьян Игнатович утвердил за Е. м. «давние его владения»: села Горбов и Авдеевка с перевозами и с угодьями, перевоз на р. Десне «против хутора Онисова под Черниговом», оз. Богородичное, села Серединка и Надиновка «с грунтами, лесами, полями, озерами, ставами и другими угодьями». Универсалом от 22 июня 1672 г. гетман И. Самойлович утвердил за Е. м. села Авдеевка, Надиновка, Серединка, Анисов, Горбов, перевоз через Десну и все ранее принадлежавшие обители угодья. В дек. 1687 г. новый гетман И. С. Мазепа также выдал обители подтвердительный универсал. О благоустройстве Е. м. заботились также жители Чернигова и Черниговского полка, имена которых внесены в монастырский синодик: «Пан Колчицкий надал в монастырь Елецкий село свое Буянку в сотне Ройской», «Максим Уласенко, казак Черниговский, надал грунта пахотные, лежачие под Черниговом», «Пан Иерофей Конвисар, бурмистр Черниговский, дарил утварь церковную». По инициативе архим. Феодосия (Углицкого) на р. Смолянке, между селами Надиновка и Копачов, была насыпана плотина и построена водяная мельница. Универсалом от 10 февр. 1689 г. гетман Мазепа по просьбе Феодосия (Углицкого) с. Мощёнка приписано к Е. м. Гетман позволил архим. Феодосию занять «своими людьми» и с. Лемешовка, соседнее с Мощёнкой. В 1695-1697 гг. архим. Иоанн (Максимович) получил универсал Мазепы на владение мельницей на р. Белоус близ Чернигова, подаренной обители полковником Л. Полуботком. Архим. Димитрий (Савич (Туптало)) устроил близ с. Копачов мельницу, выхлопотал разрешение монастырю продавать водку на монастырских паромах. Зимой 1697/98 г. вслед. неурожая в Черниговском крае был сильный голод. Димитрий (Туптало) покупал за границей хлеб для монастырских крестьян и кормил в обители всех бедных за свой счет. По просьбе архим. Димитрия гетман Мазепа освободил монастырских подданных от постойной повинности и приказал, чтобы «козаки в селах монастырских живучий избытков жадных над жителями тамошными чинити неважилися и грунта я кие неслушне позаймали, жеб монастырови зповертали конечне». Универсалом от 22 мая 1698 г. Мазепа разрешил Е. м. на монастырских перевозах близ Чернигова и в Авдеевском «горелку свою для шинку держати и продавати оную».

http://pravenc.ru/text/189789.html

Для коллегии при В. был построен каменный корпус с аудиториями, вмещавшими до 1 тыс. слушателей. В 1701 г. благодаря стараниям В. коллегия получила от Петра I права академии. В. погребен в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Перу В. принадлежит ряд сочинений: стихотворное предисловие к книге Иоанникия (Галятовского) «Мессии правдивому» (К., 1669. Л. 9 об.), стихотворные эпитафии Киевскому митр. Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) (Рукописная заметка о Киев. митр. Иосифе Нелюбович-Тукальском (из архива Киево-Выдубицкого мон-ря)//Киев. ЕВ. 1878. 13. Отд. 2. С. 396-398) и «всечестному отцу Михайлу Лежайскому, архимандриту Новгородка-Северского» ( Величко. С. 543), вирши «Николае, победе тезоименитый», посланные В. царю Феодору Алексеевичу ( О. Л. [Орест Левицкий]. Письмо и стихи Варлаама Ясинского//Киев. старина. 1890. Т. 28. 3. С. 537-539) и «О полунощници и утрени» ( Перетц В. Н. Украинская антология 1670-1680-х годов// он же. Исслед. и мат-лы по истории старинной укр. лит-ры XVI-XVIII вв. Л., 1929 (СбОРЯС: Т. 1. Вып. 3). С. 91-92; Величковський. С. 104), кн. «Три венца молитвенные» (К., 1688), полемическое соч. на польск. языке «Prawdziwa wiara stara Cerkwie switey» (неопубл.), посвященное разбору католических учений Filioque и о главенстве Римских пап. Н. И. Петров считал В. автором неск. проповедей и 4 статей на польск. языке в сб. Киево-Софийского собора 448. Л. 73-76). П. П. Пекарский и В. Н. Перетц усваивали В. авторство сб. силлабических вирш «Венец молитв седмичных дванадесят звездный» (К., 1694; 17022 - Пекарский П. П. Наука и лит-ра в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2. С. 58). Помимо вышеуказанных трудов В. приписывают (впрочем, небесспорно) еще ряд сочинений, а также обширную переписку. Митр. Евгений (Болховитинов) указывал, что в Патриаршей б-ке хранилась написанная В. кн. «Икона, или Изображение дел Московского Патриаршего Престола». Еще при жизни В. его преданный ученик Стефан (Яворский) написал в его честь 3 панегирика на лат. и польск. языках: «Hercules post Atlantem infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens» (Чернигов, 1684), «Arctos et antarctos caeli rossiaci» (К., 1690), «Pelnia xiyca w klegnocie swicego z trzech luminarzow Barlaamov» (К., 1691) ( Запаско Я.

http://pravenc.ru/text/154219.html

От времени изгнания униатов в начале Хмельниччины и до 1669 года монастырем непосредственно руководил знаменитый Лазарь Баранович, бывший профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии. Собрав вокруг себя выдающиеся научные и культурные силы того времени, он сумел превратить Чернигов вообще и Елецкий монастырь в частности в настоящую мастерскую, которая подготовила множество церковных деятелей, писателей, полемистов, богословов, философов и даже будущих святых не только для Украины, но и для России. В 1669 году Лазарь Баранович рукоположил на Елецкого архимандрита бывшего игумена Киевского Братского монастыря и ректора коллегии Иоанникия Галятовского, уже тогда известного писателя, проповедника, полемиста. Он прославился как автор проповедей, собранных в сборнике «Ключ разумения», сборника рассказов «Небо новое», написанных укаинским книжным языком, богословско-полемических произведений на польском и немецком языках. В Елецком монастыре он написал произведения «Старая восточная церковь новой римской», «Алфавит еретиков», «Ответ римлянам на фундаменты унии», «Мудрость Божия» (против ариан), «Души людей умерших». Все эти произведения были изданы Новгород-Северской и Черниговской типографиями. Умер И. Галятовский 12 января 1688 года и похоронен в Успенском соборе. Его преемником в сане архимандрита стал Феодосий Углицкий, будущий святой русской православной церкви. До сих пор на территории монастыря сохранился его деревянный домик с соответствующей резной надписью на сволоке. Это старейшее деревянное жилое здание на всей Левобережной Украине. В 1696 году Феодосий уже в сане архиепископа черниговского рукоположил нового Елецкого архимандрита Иоанна Максимовича, который приложил много труда в создание «Черниговских Афин» – коллегии, которая в начале XVIII века называлась его именем. А с 1697 до 1699 года архимандритом Елецким был Дмитрий Саввич Тупталенко – будущий святой Димитрий Ростовский. Все эти иерархи были известными книжниками, поэтому благодаря их стараниям монастырская библиотека стала одной из самых богатых в Украине. Архиепископ Лазарь Баранович в 1674 году передал в монастырь Евангелие, позолоченный серебряный оклад которого чудом сохранился по сей день и является выдающимся памятником украинского ювелирного искусства XVII века. На фигурных угловых накладках лицевой стороны оклада изображены четыре евангелиста, а в центре в фигурном картуше, – Деисус: Богородица и Иоанн Предтеча предстоящими перед Христом на троне. Все поле оклада украшено прорезным орнаментом с мотивами цветов роз и гвоздик. Характер орнаментации напоминает тогдашние деревориты черниговской типографии. Среди декоративных элементов оклада встречаем и святительськие атрибуты с монограммой Лазаря Барановича.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Эпистолярные источники являются ключевыми для исследования отношений митр. Димитрия с современниками. Но не менее важно для исследователя и то, что в письмах, обращённых к единомышленникам, полнее раскрываются взгляды митр. Димитрия: находясь в отдалённом Ростове он нередко делился идеями и раздумьями с московскими друзьями, такими как иером. Феолог и митр. Стефан Яворский . Кроме того, благодаря тому, что переписка велась с людьми разного статуса, находившимся в различных отношения с Ростовским владыкой, благодаря ей мы можем полнее представить личность последнего. 3. Предписания для духовенства В отдельную группу, представленную разными видами источников, но единую по тематике, следует выделить многообразные предписания для духовенства, которые митр. Димитрия Ростовский составлял за годы своего архиерейского служения. Эти предписания были самыми разнообразными по форме. Это и то, что бы мы сейчас назвали циркулярами: к ним относятся два письма к иереям, предназначенные для священников Ростово-Ярославской епархии 157 : и инструкции для представителей митрополита на местах: таковы послание иеромонаху Иосифу, наместнику архиерейского двора в Ярославле 158 и «Указание» иеромонаху Варлааму 159 , отправлявшемуся в 1705 г. в Угличский уезд для разрешения там церковных дел; и грамоты, дозволявшие служить овдовевшим священникам 160 ; и , наконец, специальные сочинения, написаны для священников и, очевидно, рассылавшиеся по храмам: такова «Память духовному отцу како управить ставленника». Эти тексты помогают понять требования Ростовского владыки к приходским священникам, какие основные проблемы он видел в жизни клира своего времени. Сравнительно-исторический характер данной работы делает необходимым и обращение к ряду источников, представляющих собой церковную традицию XVII в. Это печатные Требники киевской и московской печати 161 ; духовные сочинения могилянской традиции: «Книга души именуемая Злато» 162 и «Лифос» 163 митр. Петра Могилы , «Ключ разумения» 164 архим. Иоанникия Галятовского, «Мир с Богом человеку» архим. Иннокентия Гизеля 165 ; акты соборов: киевского 1691 г. 166 и иерусалимского 1672 г. 167 ; грамоты царя Алексея Михайловича 168 и ростовского митрополита Ионы Сысоевича 169 ; сочинения протопопа Аввакума 170 и духовное завещание митр. Митрофана Воронежского 171 . В этих памятниках нашли отражения различные религиозно-культурные перемены, происходившие в православном мире в Раннее Новое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С начала издания в неофиц. части публиковались объемные исследования по церковной истории Волыни и прилегающих областей (Галиция, Полесье, Подолия). Самым значительным из них было «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии» Н. И. Теодоровича , печатавшееся с 1868 г. частями, впосл. изданное в 5 т. (1888-1903). Свящ. Аполлоний Сендульский в 1868-1892 гг. опубликовал более 40 историко-статистических описаний приходов епархии, начав с собственного прихода в с. Сивки. Преимущественно местной истории были посвящены статьи Н. П. Уводского (Историческое исследование об епископах Волынской епархии со времени ее учреждения до 1867 г.- 1867. 1, 9; 1868. 20; 1869. 22, 24; Исторический очерк древних Волынских епархий: Владимирской и Луцкой - 1878. 5, 9-12), Ф. В. Четыркина (Религиозные отношения литовско-польских королей к древней Волыни: 1337-1569 - 1874. 14, 15), И. С. Барановского (Краткие исторические сведения о бывших на Волыни православных типографиях - 1877. 18; Минско-Волынский архиеп. Виктор Садковский - 1878. 3), И. Гвоздиковского (Материалы для историко-статистического описания православных церквей Волынской епархии - 1874. 22), А. В. Прахова (О волынских древностях - 1890. 12), И. И. Малышевского (Участие дворян в защите Православия на Волыни - 1892. 19), О. А. Фотинского (Социнианское движение на Волыни в XVI-XVII вв.- 1894. 25; Волынь на XI археологическом съезде - 1899. 33-36; Очерк истории мелкого дворянства овруч-житомирского в эпоху польского режима - 1900. 5-7), Г. Я. Крыжановского (Рукописные Евангелия Волынского епархиального древлехранилища - 1895. 7-11, 13-15), Ф. Уловича (Волынь в церковном отношении в конце XVI и начале XVII столетия. 1911-1914), С. Н. Дьякова (Православные и униатские иерархи Галицко-Львовской епархии - 1914. 38) и др. В журнале были опубликованы исторические очерки о всех мон-рях епархии, в первую очередь о Почаевской лавре, Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре , о мн. храмах, святынях, правосл. и униатских братствах, Острожской академии XVI в., более поздних учебных заведениях, типографиях, о сокровищах епархиального древлехранилища. Печатались многочисленные житийные и биографические статьи о прмч. Афанасии (Филипповиче) (1868. 32. С. 1086-1088), о свт. Стефане , еп. Владимиро-Волынском (1870. 18), о прп. Иове Почаевском (1875, 1878, 1879; 1914. 10-14, 16-19), о прп. Феодоре , кн. Острожском (1871, 1889), о деятельности на Волыни Всероссийских митрополитов святителей Киприана (1873. 14) и Фотия (1873. 16), о западнорус. церковных деятелях Стефане и Лаврентии Зизаниях (1887. 6-17; 1890), архим. Иоанникии (Галятовском) (1890), архиеп. Мелетии (Смотрицком) (1875) и др. В 1899-1902 гг. была опубликована подробная биография архиеп. Модеста (Стрельбицкого) .

http://pravenc.ru/text/155192.html

Рассказ о вносимой на египетские пиршества мумии или изображении мертвеца 230 имеет в подлиннике характер иной: перед лицом грозящей всем смерти усиливается чувство жизни и еще сильнее ощущается радость посюстороннего и быстротечного. Πν τε κα τρπευ – пей и наслаждайся – читаем у Геродота. Сходное – у Плутарха. У свт. Димитрия появление черепа оказывается жутким гротеском, парализующим веселие пира, и самое повествование окрашено в элегический цвет. Характерно, что образы древности заменило caput mortuum. Этот рассказ о мертвой голове встречается в южно-русской литературе XVII в. довольно часто. Его, например, мы находим у Иоанникия Галятовского. Но достаточно сравнить проповедь свт. Димитрия хотя бы с проповедью последнего в неделю 20-ю по Пятидесятнице, чтобы увидеть всю разницу между ними. Свт. Димитрий не удаляется от берегов Средиземного моря: собеседники его философы Греции и Библии. Галятовский топит мысль в пучине эрудиции: вслед за рассказом о «Птолемее царе египецком» приводится рассказ о костях Адамовых в ковчеге Ноевом, о трубах, делавшихся Лацедемонянами из костей человеческих, о «Бразылиянах» и их стрелах из костей и т. д. 231 Этот груз иллюстраций душит проявление философического чувства. Свт. Димитрий странствует в поисках мудрости по родным местам философии: тайная глубина Эллады шлет ему свой ответный отклик, и постигший сиысл прижизненного умирания Платон остается созвучным святому. Задача философа в том и состоит, чтобы «отрешать и отделять душу от тела» 232 , как можно скорее уходить отсюда туда» 233 . В эпоху развивавшегося в России под влиянием протестантизма монахоборчества свт. Димитрий указывал путь к высотам монастыря. Невольно опять приходит мысль о церкви воинствующей, ecclesia militans, церкви, воюющей с грехом и диаволом оружием монахов и ангелов. Мудрость языческая «вооружается софистическими силлогизмами». Мудрость христианская «слово крестное аки мечь приемлет» 234 . Крест – меч, меч, посекающий демонов. «Прежде пришествия Христова... не имеяху человецы оружия на диавола; ныне же имамы крест Христов; положи токмо на себе крестное знамение, и абие отбегнет от тебе» 235 . «Аще иногда оружие, которым Давид победи и обезглави Голиафа, в великое бяше почитании и за олтарем в Соломонове церкви честно хранимо бе: кольми паче оружие крестное, имже Христос Господь не человека Голиафа, но адского голиафа диавола со всем воинством победи, достойно большего почитания и поклонения» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоанн Дамаскин. Гравюра В. Вощанки. 1702 г. (РГБ) белорус. типографы и граверы сер. XVII - 1-й трети XVIII в. Максим Ярмолинич (50-е гг. XVII в., Могилёв - 1708, ?), гравер по меди, издатель, один из основателей могилёвской Богоявленской братской типографии. Учился в Виленской иезуитской академии, бакалавр философии и свободных искусств (с 1672), магистр (с 1673). Сначала работал в типографии в Слуцке (выполнил гравюры для кн. «Монархия турецкая». Слуцк, 1678), затем с 80-х гг.- в Могилёве. Арендовал могилёвскую Богоявленскую братскую типографию (была открыта в посл. четв. XVII в.), где выполнил ок. 30 подписных и 10 неподписных иллюстраций для книг: «Акафисты и каноны» (1693, 1726), «Акафисты» (1728). Одним из первых в белорус. кириллическом книгопечатании использовал технику резцовой гравюры на меди. Мн. гравюры, созданные под влиянием западноевроп. художественных традиций, отличаются мастерством рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен. Василий Максимович сын Максима Ярмолинича, гравер по дереву. С 1694 по 1730 г. работал в могилёвской Богоявленской братской типографии, где выполнил ок. 10 подписных и 10 неподписных гравюр для изданий братства. Автор титульных листов книг: «Диоптра» (1698), «Небо новое» архим. Иоанникия (Галятовского) (1699); «Перло многоценное» К. Ставровецкого (1699); «Жития святых» свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского (1702); гравюр «Св. Иоанн Дамаскин», «Рождество Христово» и др. для «Осмогласника» (1702). Гравировал доски для антиминсов (1694, 1708, 1723). Его ксилографии отличаются выразительностью контурного рисунка, композиционным мастерством, близостью к традициям народного искусства. Лит.: Жудро Ф. А. История Могилевского Богоявленского братства//Могилевские ЕВ. 1889-1890 (отд. отт.: Могилев, 1890. С. 100-104); Ровинский. Словарь граверов. Т. 1. С. 122-124; Шчakaцixih М. Baciль Вашчанка - гравер кан. XVII - нач. XVIII ст. Mihck, 1925; В. Ф. Беларус. khiжhaя гравюра XVII-XVIII ст. Mihck, 1984. С. 159-170. Е. Н. Пикулик Рубрики: Ключевые слова: НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/155398.html

Много внимания он уделял развитию образования, книгоизданию, благотворительности и т. д., что привело к возрождению Православия в регионе после падения коммунистического режима. 12 сент. 2007 г. он был избран патриархом РумПЦ. С 5 марта 2008 г. митрополитом Молдовы и Буковины стал архиеп. Крайовский и митр. Олтенийский Феофан (Саву). Интронизация состоялась 8 июня. Выпускник богословского ин-та Бухарестского ун-та (1984), он защитил диссертацию на звание доктора богословия в Православном богословском институте преподобного Сергия Радонежского в Париже (1990) «Богочеловечество Христа и обожение человека в произведениях свт. Максима Исповедника». Митр. Феофан продолжил начинания своего предшественника. В 2016 г. были завершены реставрационные работы в митрополичьем комплексе в Яссах, к-рый открыт для посещения вместе с вновь основанным Музеем митрополии, ставшим местом хранения и экспозиции памятников церковного искусства, а также, благодаря его современному оснащению, здесь проводятся конференции, симпозиумы и т. д. Святыни Одна из наиболее почитаемых святынь М. и Б. м.- чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» из Нямецкого мон-ря. Она была изучена К. Костей в кон. 80-х гг. XX в. и после снятия оклада ее датировали XIV в., атрибутировали как памятник визант. живописи высокого палеологовского стиля ( Costea. 1989. P. 381-392). Как чудотворная икона известна со средневековья. В XVII в. в книге архим. Иоанникия (Галятовского) «Новое небо» описаны 2 чуда, во время которых икона приподнималась в воздух: в 1491 г. на Вознесение Господне, и в 1655 г. на Пасху ( Luca (Diaconu). 2010. P. 238-242). Ист.: Erbiceanu C. Istoria mitropoliei Moldovei i a Sucevei i a catedralei mitropolitane din Jai. Bucur., 1888; Dobrescu N. Istoria Bisericii din România, 1850-1895. Bucur., 1905; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Bucur., 19302. Vol. 2; T. S. (Simedrea T.) Mitropolitul Pimen al Moldovei i Sucevei//BOR. Bucur., 1934. An. 52. N 11/12. P. 754-755; Vasilescu E.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

В 1683 г. Андрей Лызлов перевел вновь (или переделал) Двор цезаря Турецкого Старовольского с польского издания 1649 г. 432 В 1683 г. перевод Лебеди с перием своим Иоанникия Галятовского с польского издания 1679 г. 433 В 1684 г. монах Феофан перевел с польского сочинения какого-то бенедиктинца: Купель душевная или учение жития духовного. 434 В том же году перевод геометрических отрывков из Плиния. 435 В 1685 году с польского переведен Зодиак Дрекселиуша (Drexellius). 436 В том же году едва ли не Сильвестр Медведев перевел с латинского или польского «Краткое удобство разсуждения и познания спеяния духовнаго». 437 В том же году в Москве переводчик Стахий Гадзеловский перевел (с польского) четыре книги О конской езде. 438 В том же 1685 г. Гавриил Домецкий, архимандрит Симонова монастыря, перевел Вертоград духовный. 439 К тому же году относится и перевод Православного исповедания веры Петра Могилы с латинского, с соизволения патриарха Иоакима. 440 Не позже 1686 года перевод с польского сочинения Невейского «Комета 1680 года. 441 К 1687 году относится перевод с польского, книги: Против человека всечестнаго творения Божия завистное суждение и злое поведение проклятаго демона. 442 В том же году перевод хождения кн. Радзивила в св. землю. 443 В том же году переведено с латинского Судопрение Ария и Афанасия, сочинение Вигилия епископа Тридентийского. 444 В 1688 г. известный Феофан перевел с польского »Дезидерий или стезя к любви Божией и к совершенству жития христианского« кардинала Беллярмина. 445 Он же в том же году перевел с польского сочинение Дрекселия: Солнечник или управление воли человеческой с волею Божиею. 446 В том же году Церковносоставник преведеся с латинскаго на славянороссийский, изложенный от книг Григория Кассандра, в царствующем граде Москве. 447 К тому же году относился польско-русский словарь. 448 В 1689 году переведена часть летописи Барония, в сокращении Скарги с польского неким царским синклитиком (едва ли не Андр. Арт. Матвеевым). 449 Не позже 1689 г. переведено, с латинского Фомы Кемпийского о подражании Христу каким то А. X. Б. (Андреем Христофоровым Белободским?). 450

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010