Иоанникия (Галятовского



 001   002   003   004   005   006   007

ИОАННИКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, духовный писатель, полемист, проповедник, автор 1-го в восточнослав. книжности печатного пособия по гомилетике и первых сборников, посвященных описанию чудес Пресв. Богородицы. Биография По гипотезе Н. И. Костомарова, И. род. на Волыни. По предположению др. исследователей, И. был родом из Пинского повета и принадлежал к одному из местных белорусских мелкопоместных дворянских родов (Нарижная Е. П.) Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII-XVIII вв. Неверова З. А., Юрис Т. А., Нарижная Е. П. Культурология: Учебное пособие. Минск, 2008. С. 150 (. В XVII в. мелкопоместный род Галятовских был известен также в центр. Польше, возможно, происходил из Мазовии, принадлежал к гербу Лада) Kosieradzki D. Łada herb Gazeta Sokołowska. 23. 11. 2008 (. В 40-х гг. XVII в. И. учился в Киево-Могилянской коллегии, где его «покровителем, другом и наставником» был буд. архиеп. Черниговский Лазарь) Баранович (, преподававший у И. в классах инфимы, грамматики и риторики) Stary Kościół... 1678. Przedmowa. S. 4 (. В Киево-Могилянской коллегии И. оставался до ок. 1649 г.) Об отъезде на Волынь после ... далее ...
Отзыв о сочинении В.О. Эйнгорна: Очерки из ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 571–1033) , равно и предшествующих (начиная с третьей) глав (стр. 98–570) , нами указана выше, при чем замечено, что некоторые сообщаемые автором, на основании архивных материалов, сведения, при всей их детальности, в общей совокупности, проясняют с тех или иных сторон историческое прошлое рассматриваемой эпохи. Для примера и в подтверждение сказанного проследим рассеянные в разных местах книги нашего автора краткие сведения о киево-могилянской коллегии и ее деятелях. На стр. 299 (примеч. 569) и 346 (примеч. 395) автор указывает на «письмо» (точнее следовало бы сказать «челобитную») Иоанникия Галятовского к царю Алексею Михайловичу, от 27 июня 1669 года, где бывший ректор киево-могилянской коллегии объясняет причины удаления своего из Киева во Львов, – именно, что он вынужден быть к тому преследованиями со стороны местоблюстителя киевской митрополии Мефодия Филимоновича: «понеже – говорит Галятовский отец Мефодий мене оскорбил и гонил». Этот факт новый, доселе остававшийся неизвестным. На стр. 346 (примеч. 395) указаны два, доселе неизвестные документа: письмо Василия Дворецкого к гетману от 29 февраля 1666 года и челобитная Варлаама Ясинского к государю ... далее ...
Списки Елецкой Черниговской иконы — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... со времени его основания и до наших дней ( 1060-1902 ) : Его святыни и достопримечательности. Чернигов, 1903; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования ( с 1655-го по 1905-й год ) . Х., 1905. Т. 1. С. 354-356. Ил. на с. 355; Поселянин. Словник чудотворних богородичних iкон Украпни Науковий зб. Украпнського католицького ун-ту св. Климента папи. Рим, 1984. Т. 62. С. 154, 187; Адруг А. К. Чернiгiвська чудотворна iкона Єлецької Богоматері Родовід. 1996. № 2 (14) . С. 106-111; он же. Визначна памятка давнього українського малярства. Чернiгiв, 2001; Черниговский Елецкий Свято-Успенский жен. мон-рь: Ист. очерк (от основания до 1998 года) , описание святынь и достопримечательностей мон-ря с прил. док-тов, относящихся к новейшей его истории Сост. : мон. Вероника (Терехова) . К., 1999; Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская Никодим Павлович Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 91-99; Емельянова Е. А. " Сказание о чудотворной иконе Елецкой Богоматери " в книге Иоанникия Галятовского " Скарбница потребная " Книга в пространстве культуры. М., 2007. Вып. 1 (3) . С. ... далее ...
Елецкий Черниговский Успенский монастырь — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Черниговской и Нежинской епархии) , в Чернигове (Украина) . Основные сведения об истории Е. м. содержатся в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная» 1676 г. По преданию, Е. м. был основан в XI в. к западу от Детинца на месте явления на ели иконы Пресв. Богородицы (см.) Елецкая икона Божией Матери (. Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице... », черниговский кн.) Святослав Ярослави ч ( 1027-1076 ) на месте обретения иконы построил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, а ок. 1069 г. основал мон-рь ( см. : Ioaникiй ) Галятовський (.) 1985. С. 344-371 (. В составленном еп. Черниговским Зосимой) Прокоповичем («Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой») утрачен (, на к-рый ссылался архим. Иоанникий, кн. Святослав поминался в Е. м. как основатель) «Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой» (.) Сильвестра (Коссова) , а также на предание, архим. Иоанникий связывал устроение Е. м. с деятельностью удалившегося из Киева в Чернигов прп. Антония Печерского. Здесь, ... далее ...
Русское гомилетическое наследие как предмет ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... оказавших существенное влияние на развитие церковной письменности. Так для XVI века одним из важнейших писателей, безусловно, является митрополит Даниил. Однако отношение исследователей к его церковной деятельности чрезвычайно неоднозначно. И если говорить о патрологии в строгом смысле слова, то он, конечно же, не является святым отцом, и потому едва ли будет включен в программу нового предмета. Не менее сложная ситуация с наследием XVII-XVIII веков. Вряд ли можно в полноте понять творения святого Димитрия Ростовского, если не учитывать сочинений его предшественников и современников (Иоанникия Галятовского, Лазаря Барановича, Стефана Яворского и т. д.) . Однако в курсе истории русского проповедничества все эти персоналии присутствуют. И студенты, приходя на пятый курс, уже отчасти осведомлены об основных особенностях развития отечественной церковной письменности. Таким образом, сегодня, с одной стороны, есть опасность существенного дублирования материала в рамках курсов гомилетики и русской патрологии. Но с другой, эти курсы не являются полностью тождественными. И введение в учебную программу русской патрологии ни в коем случае не должно повлечь за собой отказ от ... далее ...
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... патерика Сильвестра (Коссова) , «Тератургима» Афанасия (Кальнофойского) , в к-рой повествуется о чудесах от иконы Божией Матери и от мощей святых в Киево-Печерском мон-ре, «Сказание о чудесах» (Parergon cudów) от Купятицкой иконы Божией Матери Илариона (Денисовича) (1638) . В сер. XVII в. появилась редакция Киево-Печерского патерика, принадлежащая перу архим. Иосифа (Тризны) , в 1661 г. в Киеве вышло 1-е издание Патерика. В 1665 г. во Львове был издан свод кратких сказаний о чудесах Пресв. Богородицы и о Ее чудотворных иконах «Небо новое с новыми звездами» Иоанникия (Галятовского) . В 1670-1700 гг. неск. раз издавалось Житие равноап. кн. Владимира, «выбранное из Летописца русского». В 1677 г. в Киеве была издана Служба Казанской Божией Матери. К кон. XVII в. были созданы повести о находившихся в Киеве мощах вмц. Варвары и о прав. кнж. Иулиании Ольшанской. В Белоруссии и на Украине имели хождение рукописные сборники переводов житий с лат. и польск. языков на «просту мову». Систематизация восточнослав. Ж. л. в печатном издании была осуществлена Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) , издавшим в Киеве в 1670 г. на польск. языке ... далее ...
ИОАКИМ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... полемики патриарх обратился к др. иерархам. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара отправил в ответ сочинения архиеп. Симеона Фессалоникийского, «Православное исповедание» свт. Петра (Могилы) и др. произведения, прислал книги также и Молдавский митр. Досифей; их переводил чудовский инок Евфимий и свидетельствовал И. Созванный И. в янв. 1690 г. Собор осудил Сильвестра (Медведева) и запретил к распространению книги правосл. авторов (преимущественно украинских) , содержащие «латинские ереси». Были запрещены сочинения Симеона Полоцкого, Петра (Могилы) , Иннокентия (Гизеля) , Иоанникия (Галятовского) , Лазаря (Барановича) , Сильвестра (Косова) и др. Цензуре подвергся 1-й т. «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича) Туптало () ; патриарх потребовал изъятия и переделки листов, на к-рых, по его мнению, содержались суждения, не согласные с учением правосл. Церкви. По распоряжению И. были составлены произведения, в к-рых правосл. позиция в отношении вопроса о времени преложения Св. Даров нашла наиболее полное выражение, - «Остен» (автор Евфимий Чудовский) и «Щит веры» (автор архиеп. Афанасий) Любимов (, название произведению дал И.) . Сб. «Остен» ... далее ...
ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста ( К., 1623 ) . При закрытии мон-ря в опись 1923 24 г. для передачи в музей было внесено 353 книги, в т. ч. 27 рукописей, 113 изданий XVII-XVIII вв., но сохранить б-ку не удалось. К 2006 г. в различных собраниях обнаружено 4 книги из этой б-ки. Нек-рые далматовские монахи занимались книгописной и лит. деятельностью. Так, игум. Афанасий (Любимов) переписал в 1666 г. Толковую Псалтирь в 3 книгах. В нач. 20-х гг. XVIII в. мон. Авраамий (Карамышев) перевел с польск. на рус. язык соч. «Лебедь с перием» архим. Иоанникия (Галятовского) . Рукопись он сопроводил авторским предисловием с посвящением книги Петру I. До сер. 30-х гг. XVIII в. в б-ке мон-ря хранилась рукописная «Летопись ротмистра Станкевича», к-рая была использована В. Н. Татищевым при написании «Истории Российской», благодаря чему известно ее содержание. XX в. В 1904 г. Д. м. последним из муж. обителей Екатеринбургской епархии был переведен на общежительный устав. Помощь в этом оказал верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь, из к-рого были переведены 10 насельников для укрепления братии Д. м. В мон-ре был принят устав ... далее ...
ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени основания и до наших дней ( 1060-1902 ) : Святыни и достопримечательности обители. Чернигов, 1903; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования ( с 1655-го по 1905-й г. ) . Х., 1905. Т. 1. С. 354-356. Ил. на с. 355; Поселянин Е. Словник чудотворних богородичних iкон Украïни Intrepido pastori: Наук. зб. на честь блаж. патр. Йосифа Слiпого. Рим, 1984. С. 154, 187; Адруг А. К. Чернiгiвська чудотворна iкона Єлецькоï Богоматерi Родовiд. 1996. № 14. С. 106-111; он же. Визначна памятка давнього украïнського малярства. Чернiгiв, 2001; Черниговский Елецкий Св. -Успенский жен. мон-рь: Ист. очерк (от основания до 1998) , описание святынь и достопримечательностей мон-ря с прил. док-тов, относящихся к новейшей его истории Сост. : мон. Вероника (Терехова) . К., 1999; Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 91-99; Емельянова Е. А. «Сказание о чудотворной иконе Елецкой Богоматери» в книге Иоанникия Галятовского «Скарбница потребная» Книга в пространстве культуры. М., 2007. Вып. 1 (3) . С. ... далее ...
БРАТСКИЕ ШКОЛЫ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... издан Стефаном Зизанием в 1595 г. (не сохр.) . «Катехизис, албо Вызнане веры святое соборное апостольское въсходное Церкви» (Вильно, 1600) являлся извлечением из обширного курса догматики, читавшегося в виленской школе. Использовались также «Катехизис» Лаврентия Зизания ( К., 1627 ) , сочинения правосл. полемистов, в первую очередь Захарии (Копыстенского) . Диалектика сначала преподавалась по соч. Иоанна Дамаскина, затем и по лат. пособиям. Риторика и гомилетика первоначально изучались по лат. и польск. руководствам, в 1659 г. впервые была издана «Наука, албо Способ, зложения казаний» Иоанникия (Галятовского) (впосл. неоднократно переиздавалась) . Пению учили по Ирмологиям, до XVIII в. существовавшим в рукописном виде. Пособием по пиитике в какой-то мере выступало «Перло многоценное» Кирилла ( Транквиллиона-Ставровецкого ) (Чернигов, 1646) . Светский характер образования в Б. ш. вызывал критику со стороны части западнорус. правосл. об-ва. Афонский мон. Иоанн (Вишенский) выступал против изучения риторики и философии, считая совр. ему братское образование латинским и даже языческим. Внешней учености он противопоставлял внутренний христ. опыт, прежде всего монашеский. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанникия (Галятовского
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"