321 Подобных ложных традиций Литургическая наука знает несколько. Мы можем указать на обычное мнение о Литургии Преждеосвященных даров как произведения св. Григория Двоеслова ; еще на распространенное в современных богослужебных и руководственных Греческих и Славянских книгах и в учебных курсах Литургии мнение о II песни канона как свойственной только дням Великого Поста. Или еще трипеснцы Постной Триоди и Пендикостария, которые кардинал Angelo Maio в IV томе своего Spicilegium Romanum издал в 1840 г. по одной Ватиканской рукописи, приписав их св. Софронию, патриарху Иерусалимскому († 634–644). 324 Παπαδοπολου Γ. Συμβολα… С. 150, 157, сравн. Κ. Οκονμου. μνδν… σελ. ζ и др., Migne, gr. ser. T. CV. P. 929–930. 325 Migne, gr. ser. I. CV. P. 931. – В комментарии Godefridi Henschenii сказано: святого Иосифа от написанных (им) священных гимнов или канонов Печатные Минеи и многие рукописные синаксари, напр. Claromontanium Chiffetianum, Mazarinianum и др., называют μνογρον. Два же, сохраняющиеся в монастыре Cryptae-Ferratae, называют ποιητν τν καννων. Такое же наименование дается ему в Минологии Василия импер. (см. Migne. T. CXVII. P. 365). Последнее наименование не является специфическим наименованием св. Иосифа. Так называли и других песнописцев, напр., Климента, Георгия и др. Интересно заметить, что Афонский пролог 769, как мы приводили выше, резко отличает св. Иосифа, определенно называя его μνογρον, тогда как других песнотворцев – ποιητ τν καννων, а св. Романа – ποιητν τν κοντακων. 326 Παπαδοπολου Γ. Συμβολα… С. 245: ξοχο Θεοτοκαριογρο. Первым по времени ν το Θεοτοκαριογροι считается прп. Андрей Критский , как написавший на восемь гласов το καννα παρακλητικο в честь Богородицы. На этом же основании к ним причисляются прп. Феодор Студит и прп. Феофан Начертанный. См. Ibid. С. 148; 236–237. 334 Высокопр. Филарет, арх. Черниг. Историч. обозр. песнопевцев и песнопений Греческой церкви. С. 368. 353 Монастырь Γελου из мон. Олимпа Вифинского. Сюда поступал прп. Иоанникий Великий и здесь изучил вступительные науки (τν τν γραμμτων εσαγωγν). См.: Визант. Временник. 1913 г. С. 68–74.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В других случаях упоминания об иконах могут быть приняты вполне как способ выражения в житии смысла почитания икон, и, как мы увидим аргументация агиографов подобна той, которую при описании встречи с Михаилом II, избрали биографы Студита. Примеры таких жизнеописаний – житие братьев Давида, Симеона и Георгия и одно из житий свт. Феофилакта Никомедийского. Об упоминаниях в них священных изображений мы подробнее остановимся ниже и рассмотрим те иконопочитательские аргументы в пользу изображений, которые были выражены в житиях с помощью включенных в текст отдельных фраз об иконах. Итак, подведем итог второй главе нашего исследования. За редким исключением, практически во всех отобранных житиях так или иначе присутствует информация для реконструкции теории образа. В том числе имеются в наличие достаточно подробные апологии (исповедания веры, речи, послание), которых было обнаружено более десяти («трактат об образе» в житии свт. Евфимия Сардского, диалог об иконах (условно отнесенный нами к речи-апологии) в житии свт. Никифора Константинопольского , четыре исповедания Саввы в житиях прп. Иоанникия и Петра, а также исповедания и речи в житиях Никиты Мидикийского и Феодора Студита ). Для того, чтобы иметь более точное и наглядное представление о числе обнаруженных эпизодов, а также о способе включения в житийный текст каждого из них, составим список обнаруженных отрывков в виде таблицы. В таблице 6, жития перечислены в том же порядке, как и в таблице 1, содержащей обзор источников, но на этот раз внимание сосредоточено на основных для каждого автора способах, примененных для введения в текст информации о священных изображениях. Таблица 6 Имя святого (автора жития 526 ) Речь-апология (диалог) об иконах Исповедание веры Евфимий Сардский (Мефодий) Речь-апология, «трактат об образе» (исповедание веры) Не говорится об иконах Иоанникий Великий (Петр) Исповедание веры Иоанникий Великий (Савва) 3 исповедания веры, речь-апология Петр Атройский (Савва) Речь-апология, исповедание веры во второй редакции жития

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В пятый год царствования Михаила, причтенный впоследствии к лику святых, патриарх Мефодий, провидя приближение отшествия Иоанникия к Господу, пришел к нему с своим клиром, испрашивая у него последнего благословения и молитвы. Преподобный же Иоанникий, довольно долго побеседовав с святым Мефодием и давши пришедшим с ним наставление о православной вере, предсказал Мефодию, что и тот, по его кончине, вскоре перейдет от временной жизни к вечной. Потом, сотворивши молитву и поцеловавши друг друга последним целованием, они расстались, и патриарх воротился домой, а преподобный отец остался в своей келлии, молитвою приготовляясь к кончине. На третий день по уходе патриарха, преподобный и богоносный отец наш Иоанникий отошел ко Господу, в четвертой день ноября, проживши от рождение девяносто четыре года. На восьмом же месяце, по преставлении его, почил о Господе и святейший патриарх Мефодий, в четырнадцатой день июня. И так сбылось пророчество преподобного Иоанникия, которое он изрек патриарху, что и тот вскоре вслед за ним перейдет из временной жизни в вечную. Когда же преподобный отец наш Иоанникий умирал, иноки жившие в то время на горе Олимпе, видели огненный столп, восходивший от земли к небу, пред которым шли Ангелы, отверзая пред ним райские двери и возводя к горнему блаженству. Из этого иноки и узнали, что преподобный Иоанникий, скончав подвиг жизни своей, переходит к небесному покою. Преподобный сотворил многие чудеса не только во время своей жизни, но и по своем преставлении, ибо многие больные, прикасаясь к его святым мощам, получали здравие, другие избавились от бесов, расслабленные вставали с одра и всякий, каким бы ни был одержим недугом, если только касался его ковчега, тотчас выздоравливал. Так Бог чудесами прославлял Своего угодника и при жизни и по смерти. Его молитвами да явит и нам Господь милость Свою и да исцелит нас от болезней наших, душевных и телесных, для прославления Своего святого имени. Аминь. Тропарь, глас 8: Слезъ твоих теченьми пустыни безплотное возделал еси, и иже изъ глубины воздыханьми, во сто трудов оуплодоносилъ еси, и былъ еси светильникъ вселенней, сияя чудесы, и Иоанникие отче нашъ, моли Христа Бога спастися душам нашимъ. Кондак, глас 8: Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй, и сущыя во мраце страстей облиставаяй: врачь же крепчайший явился еси. Но яко приял еси благодать исцелений, просящым тя подаждь исцеление, да зовем: радуйся, отче Иоанникие. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иоанникий Великий, прп. " .

http://pravicon.com/info-2512

Оставить всё и молиться о моих грехах! Это моё последнее желание. Ибо нет ничего легче, чем учить других, и ничего тяжелее, чем делать то, чему учишь других. Поэтому сейчас и мне хотелось бы оставить всё и на деле исполнить то, чему я учил других всю жизнь. 145. Отец Клеопа, в заключение скажите и мне слово на пользу души. Отец Иоанникий, прежде всего будем уверены, что мы во всякое мгновение огорчаем Бога. Без этого смирения, идущего от сердца, мы не можем спастись. Я так начинаю свою исповедь. Затем, если хочешь спастись, соблюдай следующие три правила, как говорит святой Антоний Великий : «Не переходи скоро с места на место, всегда имей Бога перед собою и, что бы ты ни захотел сделать, имей на то свидетельство Священного Писания и святых отцов». А другой преподобный отец говорил: «Сделай келью свою раем, монахов почитай Ангелами, ищи мира, и спасёшься!» Так и мы, отец Иоанникий, будем тщательно исполнять поучения святых отцов и заповеди, данные Спасителем нашим Иисусом Христом, и будем уповать, что благодатью Его спасёмся и обретём вечный покой. Аминь. 125 Здесь под словом «крёстный» подразумевается не только сам крёстный, но и посажённый отец, поскольку по румынским традициям посажёнными молодых являются их крёстные. Поэтому у них даже отсутствуют такие слова, как «крёстный отец» и «посажённый отец», их заменяет одно слово «восприемник» (nas). Этим же словом называется и восприемник от Евангелия при монашеском постриге («восприемник в монашестве»). 128 В Русской Церкви последование обручения совершается непосредственно перед Таинством венчания. Следующие далее этапы венчания у нас также несколько отличаются от румынских. 130 По книге: Sf. Nicodim Aghioritul. Hristoitia. Cap. 26. (Другое название этого труда прп. Никодима Святогорца – «Христианское благонравие, или 13 душеполезных поучений о исправлении нравов, по главнейшим заповедям Ветхого и Нового Завета»; в переводе на русский язык отсутствует.) 131 Или брачное родство. В нём состоят: муж с кровными родственниками жены, жена с кровными родственниками мужа, а также кровные родственники мужа с кровными родственниками жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

113 . Полезно не спеша, с чувством покаяния произносить молитву Иисусову с земными и поясными поклонами. 114 . В общежитии александрийском, которое описывает прп. Иоанн Лествичник , вся братия занималась умной молитвой. 115 . Этот святой, равно как и Варсонофий Великий, заповедует боримому блудной страстью особенно усиленное моление именем Иисуса. 116 . Иисусова молитва, вкоренившись, – оружие против греховных помыслов, против мечтательности, рассеянности. 117 . Страшен бесам, любезен Богу и Ангелам Его тот, кто ночью и днем с горячей ревностью взыскует Бога в сердце своем и искореняет из него прозябающие прилоги врага. Именем Моим бесы ижденут ( Мк.16:17 ) – молитва Иисусова изгоняет их и открывает присутствие их. Много нужно времени и подвига, чтобы был изгнан враг и вселился Христос, потому что пленившие нас и держащие в своей власти крепче нас. 118 . В молитве Иисусовой господствует не подвиг тела, а подвиг духа. При молитве дышать надо тихо, чтобы удержать движение крови и содержать душу и тело в спокойном положении тишины, благоговения и страха Божия. Удерживание дыхания, то есть нечастое и негрубое производство дыхания, очень способствует к приведению себя в состояние тишины и к собранию ума от скитания. 119 . Сосредоточить ум в сердце у отцов называется художественным деланием молитвы. 120 . Молитва Иисусова сначала действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом на сердце, являя чувства умиления и плача, потом на тело, вселяя бесстрастие. 121 . Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу. Краткую молитву должно иметь на всяком месте, во всякое время, при всяком занятии, даже при церковном богослужении, даже при отчетливом чтении. И на трапезе и за всяким занятием не оставляй умственного подвига. 122 . Исаак Безмолвник непрестанно повторял 2-й стих 69-го псалма: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. 123 . Прп. Досифей повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и «Сыне Божий, помоги мне». 124 . Прп. Иоанникий непрестанно повторял: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

120 BHG 936. Petro altera vita S. Ioannicii/van den Gheyn J., ed.//Acta Sanctorum Novembris. T. II. 1. Bruxellis: Société des Bollandistes, 1894. P. 384435. (Далее – VI2). 121 Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., Индрик, 2004. С. 143 122 Написанная им Похвала Феофану Исповеднику сохранилась только в переводе (см.: Афиногенов Д. Е. Иоанникий Великий, преподобный.//Жития византийских святых. С. 511), идентичность его с Саввой, автором жития Макария Пелекитского сомнительна (La vie merveilleuse de s. Pierre d’Atroa/Laurent V., ed. [=Subsidia Hagiographic. Vol. 29]. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1956. Р. 16.) 123 BHG 935. Saba monacho Vita S. Ioannicii/van den Gheyn J., ed.//Acta Sanctorum Novembris. T. II. 1. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1894. P. 332–384. (Далее – VI1). 124 Laurent V. La vie merveilleuse de s. Pierre d’Atroa [=Subsidia Hagiographica. Vol. 29]. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1956. Р. 65–225. (Далее – VP) 125 Эти два памятника он даже объединяет общим эпизодом с собственным участием: Знакомый не только с прп. Петром, но и с прп. Иоанникием, Савва сам слышит от Иоанникия рассказ о бывшем ему в момент кончины Петра видении. VP. Р. 215. VI1. Р. 370. 129 Laurent V. La vie merveilleuse... Р. 15. Это текст жития BHG 2365: Laurent V. La Vita retractata et les Miracles posthumes de saint Pierre d’Atroa [=Subsidia Hagiographica 31]. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1958. Р. 75–132. (Далее – VP2). 131 Гора Олимп находится в Малой Азии, в то время принадлежала византийской феме Опсикий. Menthon B. L " Olympe de Bithynie, ses saints, ses couvents, ses sites. Paris: Bonne presse, 1935. P. 16. 132 VP. P. 93. Р. 223. По названию местности преподобный и именуется атройским. См.: Atroa//The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. New York-Oxford, 1991. P. 228. 133 Прп. Петр читает мысли Саввы, вызывает дождь для его посевов, умножает вино, которое подает Савва, исцеляет Савву от горячки, изгоняет из келии демона в его присутствии. VP. P. 165, 201, 175, 179, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Ипатий Руфинианский, прп. † 446 г. (Болланд.). Происходил из Фригии от отца схоластика. Подвизался в Вифинии в Руфинианском монастыре. Очень ценное житие, представляющее переделку и исправление (с орфографической стороны) монахом того же монастыря, ещё помнившими Ипатия, основного жития, написанного учеником святого, Каллиником (см. житие, стр. 247−248). Издано в AASS, июнь, IV, 247−282. Память 31 марта. Ирина Игумения, прп. † 920 (Сергий). Происходила из Каппадокии от знатных родителей и предназначалась в жёны Михаилу III. После избрания последним другой невесты, ушла в монастырь на Олимпе. Потом основала монастырь в Константинополе для знатных девушек. Скудное подробностями, написанное в XI в. (автор говорит о 5 поколениях Македонской династии, стр. 616) житие издано в AASS, июль, VI, 602−634. Память 28 июля. Исаакий, преп., современник им. Валента, Валентиниана и Феодосия, предшественник игумена Далмата. Происходил с Востока. Житие, написанное в VI–IX вв. (см. исследование, стр. 243), содержащее, главным образом, факты из церковной истории IV века, издано в AASS, май, VII, 247−253. Память 30 мая. Иаков Постник, прп. VI века. Происходил из Порфиреона близ Сидона. Подвизался в Палестине. Житие, представляющее позднейшую переработку аскетических легенд, издано у Migne, P.G., 114, 1013−1224. Память 4 марта. Иисус Христос, чудеса Икон Спасителя. 1) Повесть о Бейрутском Образе, одна из версий которой напечатана у Migne, P.G., 28, 797−812, а другая издана Dobschümz’oм (в «Zeitschrift für Wissenschaft Theologie», 1902 г., стр. 882−394). 2) Повесть об Эдесском Нерукотворном Образе и его перенесении, разные версии которых издали Dobschütz («Christusbilder», и 3) Чудеса икон Спасителя и Богородицы по Мюнхенскому кодексу XIII в. 108), издал он же (ibidem, 213−232). Иоаникий Великий, преп. Род. 754, † 846 г. (Болланд.). Про интересные для истории монастырской жизни и иконоборчества в IX в. жития, составленные иноком агаврского монастыря Петром, писавшим по личным воспоминаниям и рассказам знавшего Иоанникия Евстратия и Саввою, писавшим по Петрову житию и своим воспоминаниям (см. Лопарев, Греческие жития, стр. 293−295). Изданы в AASS, ноябрь, II, 384−435 и 332−383. Метафрастова переработка жития Саввы (см. AASS, стр. 315) напечатана у Migne, P.G., 116, 36−92. Память 4 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30. Апп. Тертия, Марка, Иуста, Артема; свящ.-мч, Зиновия и Маркиана; мучиц.: Анастасии, Евтропии, Зиновии; св.: Стефана, Драгутина и Елены. 31. Апп.: Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула; мч. Епимаха; прп.: Спиридона и Никодима; прп. Мавры. У пр. Спиридона просфорника (XII в.), три первые перста правой руки соединены вместе, а два последние – пригнуты к ладони. Ноябрь 1. Св. безсребр. Космы и Дамиана; п. Феодотии, мц. Кириены, Иулиании; м.: Ерминингельда, царевича готфского, Кесария и Дасия; свм. Иоанна и Иакова. 2. Мч.: Акиндина, Пигасия, Афеония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (7000 христиан); п. Маркиана. Муч. Акиндин и его содруги († 345 г.) были крещены чудесным образом, посредством дождя. Однажды к пр. Маркиану († 388 г.), подвизавшемуся в пустыне, вползла в келью змея, он сотворил перстом крестное знамение, и она пала, опаленная огнем. Такова чудодейственная сила крестного знамения, с верой и благоговением творимого. В Прологе под этим числом рассказывается, что авва Серапион, обратив на путь истины блудницу, привел ее в монастырь и сказал игуменье: «прими сестру сию и не даждь на ню епитимию». Значит, несправедливо утверждают раскольники-безпоповцы, что епитимия составляет необходимую принадлежность таинства покаяния. 3. Обновление храма вм. Георгия в Лидде; м. Акепсимы, Иосифа, Аифала; Аттика, Ахания, Евдоксия, Катерия, Истукария, Никтополиона, Пактовия.; преп. Акепсимы и Снандулии. 4. Преп. Иоанникия вел. (846); м. Никандра, Ермея, блаж. Симона юрьевск. (1584); п. Никандра городноезерского. Пр. Иоанникий Великий был родом из Вифинии. При Льве, сыне Копронима, воинствовал в ексубиторах и воевал с Болгарами. По окончании войны, отрекся от мира и удалился на Олимп. Преставился в 846 году, имея от роду 94 года. 5.      Галактиона и мц. Епистимы, ап. Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога; свт. Григория, еп. александр., Ионы, архиеп. новгородск. (1470). Св. Патров епископствовал в Неаполе и Путеолах, Ерм ( Рим 16, 14 ) в Филипполе; Лин ( 2Тим. 4, 21 ) в Риме, Гаий ( Рим. 16, 23 ) в Ефесе по св. Тимофее, Филолог ( Рим. 16, 15 ) в Синопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

42 .Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiôma, 2006. – XX+553 с. 43 .Луховицкий Л. В. Основное богословско-полемическое сочинение патриарха Никифора Константинопольского «Apologeticus atque antirrhetici»: опыт комплексного историко-филологического анализа: дисс….канд. филол. наук 10.02.14/Луховицкий Лев Всеволодович. М., 2010. 44 .Он же. Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2013. 4 (34). С. 58–73. 45 .Он же. Скажи «арфа»: прп. Иоанникий Великий как логопед//Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2014. Вып. 18. С. 581–590. 65 . Мейендорф И. , прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы/Марутик В., пер. с англ. Минск, Лучи Софии, 2001. – 336 с. 66 .Милтенов Я. Славянская рукописная традиция жития Панкратия Тавроменийского//Wiener Slawistischer Almanach. 2013. Sonderband 82. S. 135– 144. 67 .Острогорский Г. А. История Византийского государства/Грацианский М. В., пер. с нем.; Кузенков П. В., ред. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 895 с. 68 .Полякова С. В. Византийские легенды. Л.: Наука, 1972. –304 с. 69 .Попова О. С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013. – 460 с. 70 .Раевская Н. Ю. Изображение в иудаизме и христианстве: возможность и действительность//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. 2. C. 11–19. 71 .Она же. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб: Сатис, 2011. – 271 с. 72 . Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. – 295 с. 73 . Сидоров А. И. Послание Евсевия Кесарийского к Констанции (к вопросу об идейных истоках иконоборчества)//Византийский Временник. 1991. 1. С. 58–73. 74 . Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в её иконе. М.: ИнфорАрт, 1991. – 112 с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

64 Eadem. L " Hagiographie et l " Iconoclasme Byzantin: Le cas de la Vie d " Etienne le Jeune. [=Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs 5] Birmingham: Ashgate, 1999. – 342 p. В 2007 г. труды французской исследовательницы, посвященные истории иконоборчества вышли в виде сборника. Auzépy M. F. L’histoire des iconoclasts. Paris: Association des amis du Centre d’Histoire et Civilisation de Byzance, 2007. – 386 c. 65 Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (с. 680–850): The Sources: An Annotated Survey [=Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs 7]. 2001. – xxxi+324 р. Brubaker L. Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era c. 680–850: A History. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. – xxvi+918 p. Brubaker L. Inventing Byzantine Iconoclasm. London: Bristol Classic Press, 2012. – 134 c. 66 Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М.: Индрик, 2004. – 192 с.; Он же. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М.: Индрик, 1997. – 224 с. 67 Баранов В. А. Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества.: дисс….канд. филол. наук 10.02.14/Баранов Владимир Александрович. Новосибирск, 2010. 68 Луховицкий Л. В. Скажи «арфа»: прп. Иоанникий Великий как логопед//Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2014. 18. С. 581–590. Он же. Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2013. 4 (34). С. 58–73. 69 Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX вв. Петроград.: Типография императорской академии наук, 1914. – XII+568 с. Начало исследования: Лопарев Х М. Описание некоторых греческих житий святых//Византийский временник. 1897. 4. С. 337–401. 70 70 Papadakis A. Hagiography in Relation to Iconoclasm//The Greek Orthodox Theological Review. 1969. Vol. 14. Р. 159–180. 71 Ševenko I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham. March 1975/Bryer A., Herrin J., ed. Birmingham, 1977. Р. 113–131.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010