Одна из наиболее важных фигур этого времени - прп. Иоанникий Великий († 846), к-рый поступил в общежительный мон-рь Антидий на севере О., а затем с благословения игумена Агаврской обители поселился как отшельник на горе Трихалик (PMBZ, N 3389; см. также: Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays Presented to I. Ševenko on His 60th Birthday/Ed. C. Mango, O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1983. P. 393-404. (HUS; 7)). Удалившись на время в фему Фракисий, он вернулся на О. и продвинулся еще далее в горную местность, периодически меняя свое местопребывание (в частности, он жил в горах над Агаврским и Антидийским мон-рями). Др. важная для О. персона - прп. Петр Атройский (PMBZ, N 6022), к-рый в 805/6 г. стал преемником своего учителя Павла на посту игумена лавры св. Захарии. Прп. Петр основал также неск. келлий-исихий, в т. ч. пещерных. Кроме того, из-за преследований со стороны иконоборцев (после 815) он часто оставлял О., много путешествовал по всему региону со своим братом Павлом. Вокруг мон-ря св. Захарии также группировалась часть обителей, причем не только близ О. (Валейская, св. Порфирия), но и в соседних Лидии (Калонорская мужская и анонимная женская) и Фригии (Иппская). Такие объединения мон-рей, подобно зап. орденам, были связаны единством устава, однако часто распадались после смерти их основателя, как это и случилось с мон-рями прп. Петра Атройского в 837 г. Во 2-й пол. IX-X в. число мон-рей значительно увеличилось. О. привлекал мн. людей, ищущих монашеской жизни, в т. ч. высокообразованную молодежь: здесь поселился, напр., равноап. Мефодий, затем его брат - равноап. Кирилл, занимавшийся на О. чтением книг, а также Иоанн Ксифилин - буд. патриарх К-польский (см. Иоанн VIII Ксифилин ). Имп. Василий I Македонянин (867-886) созывал к себе игуменов О. В 958/9 г. имп. Константин VII Багрянородный (945-959), посещавший О. в поисках исцеления, обнаружил в мон-ре Мегас-Агрос пропавшие из столицы военные трактаты периода Исаврийской династии (717-802). С сер. XI в. начался упадок монашества на О. ( Janin. Grands centres. P. 128-129). В частности, Мидикийский и Кафарский мон-ри и лавра Келлии перешли во владение Михаила Пселла. Мон-рь Элегмон пришел в полное запустение. Наиболее сложным было положение высокогорных лавриотских мон-рей, сохранились гл. обр. расположенные ниже киновии, приспособленные к хозяйственной деятельности. По всей видимости, решающим ударом для мон-рей О. стало нашествие тюрок-сельджуков на Вифинию вскоре после 1071 г. В XIII-XIV вв. большинство сохранившихся обителей потеряли свою самостоятельность и стали метохиями столичных мон-рей. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Одним из самых близких и любимых учеников П. был архим. Лаврентий (Макаров), наместник Киево-Печерской лавры (1844-1852), впосл. настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Также духовными чадами П. были Антоний (Амфитеатров), юродивый прп. Паисий (Яроцкий) , прп. Алексий (Шепелев) , свт. Иоанникий (Руднев) , митр. Киевский и Галицкий, игум. Парфения (Адабаш), кнг. В. С. Голицына и ее дочь В. П. Шереметева, В. И. Молчанова, тайная монахиня Е. Н. Бердяева, Н. Шупинская. С П. тесно общались дочери сенатора А. И. Муханова, Татьяна, Екатерина, Елизавета (фрейлины Высочайшего двора) и Прасковья, сохранившие сведения и свидетельства о смерти П., а также его письма ( Миловский. 1905. С. 446-460). О встречах с П. упоминал свт. Феофан Затворник (Говоров) . С особым почтением к П. и его духовному правилу, составленным им молитвам относились сщмч. Кирилл (Смирнов) , митр. Казанский и Свияжский, священноисп. Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, схиархим. прп. Варсонофий (Плиханков) . Последние годы жизни П. провел в келье, устроенной в доме за Крестовоздвиженским храмом, при входе в Ближние пещеры, ежедневно служил литургию в пещерном храме прп. Антония. Когда его самочувствие ухудшилось и он не мог выходить из келий, митр. Филарет благословил устроить церковь в зале при кельях, что было исполнено за неск. дней при помощи духовных чад П., особенно Бердяевой. Храм освятили в честь Сретения Господня. П. считал устройство храма высшим благодеянием митрополита по отношению к себе. За год до смерти, весной 1854 г., П. уже не мог совершать литургию, но всегда присутствовал во время службы в алтаре и ежедневно причащался. Он предвидел день своей смерти, о чем упоминал в письме к сестрам Мухановым ( Хрулёва. 2008. С. 153). 25 февр. 1855 г. по его желанию над ним было совершено таинство Елеосвящения. На Страстной седмице, в Великую среду, его посетил митр. Филарет, в Великий четверг П. простился с самыми близкими духовными чадами, дал им наставления, а также нек-рые духовные распоряжения. В Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения, в 5 ч. утра пономарь, готовивший к литургии Сретенскую ц., услышал, как П. вышел из кельи, и, закончив уборку, подошел к старцу за благословением. Он нашел П. уже мертвым, сидящим на стуле у церковных дверей. В Великую субботу тело П. было перенесено митр. Филаретом и архимандритами лавры из келейной церкви, не вмещавшей всех желающих проститься с ним, в Крестовоздвиженскую ц. 28 марта, в Светлый понедельник, митр. Филарет совершил отпевание усопшего, затем духовные сыновья старца перенесли гроб в Голосеевскую пуст. Несмотря на сильный дождь, шествие сопровождала многочисленная толпа. В 6-м часу вечера тело П., не тронутое тлением, было похоронено в деревянной ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Живоносный Источник». В кельях П. у Ближних пещер устроена часовня (в наст. время там находится резиденция наместника Киево-Печерской лавры).

http://pravenc.ru/text/2579067.html

Церкви - той, к-рую возглавляли патриархи Тарасий, Никифор и теперь М., и студитской монашеской «федерацией». Не ранее 1-й пол. 844 г. М. предал анафеме сочинения против святителей Тарасия и Никифора, написанные прп. Феодором Студитом во время михианской схизмы, и приказал предавать их сожжению. Будучи информирован своим осведомителем в Студийском мон-ре, что эти сочинения хранятся в б-ке обители, М. прямо потребовал от студитов анафематствовать и уничтожить их. Те, хотя и никак не использовали и не распространяли упомянутые произведения, не подчинились требованию патриарха, поскольку благоговение перед учителем не позволяло им предавать проклятию или уничтожать что-либо, вышедшее из-под его пера. Против М. выступили также нек-рые епископы и влиятельные придворные. Версия студийской стороны конфликта, отраженная в сохранившемся Житии М., заключалась в том, что М. якобы в некоторых случаях рукополагал в архиереи недостойных кандидатов, против чего студиты протестовали. Воспользовавшись помощью императрицы, М. лишил своих противников сана, монахам Студийского мон-ря, а также мон-рей Саккудион и Ката-Савва запретил выходить из обителей. Мощную поддержку М. оказывал прп. Иоанникий Великий , однако он умер 3 нояб. 846 г. До конца патриаршества М. кризис так и не был урегулирован, следующий патриарх свт. Игнатий просто отменил прещения, наложенные М. По-видимому, именно с этими событиями было связано выдвинутое против М. обвинение в прелюбодеянии. Жертвой преступления выставили мать Митрофана (впосл. епископ Смирнский) и одного из лидеров игнатиан, расследование вели тесно связанный со студитами протомагистр Мануил и фактический правитель империи Феоктист. М. рассказал о том, как, будучи в Риме, был одолеваем блудной бранью, но после горячей молитвы ему явился во сне ап. Петр и, прикоснувшись к его чреслам, иссушил их. Свои слова М. подтвердил наглядной демонстрацией, после чего был оправдан. Основным содержанием конфликта стало стремление М. всемерно утвердить авторитет патриаршей власти в Церкви.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

С Пелагией Тодеску у него родилось пятеро детей: два мальчика (Иоанн и Василий, умерший в младенчестве) и три девочки (Мария, Анна и Марфа). Ища безмолвия, молодой Георгий соорудил себе домик в 4 км от села, в горах, где у него было пастбище. «В этом домике он каждый день вычитывал Псалтирь», – пишет протоиерей Думитру Стэнилоае . Ночью уходил на опушку леса, клал сотни земных поклонов, подолгу стоял на молитве с воздетыми к небу руками, затем читал Псалтирь, подавал милостыню из того, что было, и всегда постился. Отец Думитру Стэнилоае также пишет: «В 1883–1884 году после 14 лет семейной жизни Георгий принял решение отправиться с односельчанами в Иерусалим на богомолье. Получил согласие жены, которая осталась одна с четырьмя детьми. Взял с собой Евангелие и Псалтирь. Непрестанная молитва Иисусова была в его сердце. Пешком они дошли до Констанцы, а там сели на пароход; ночью он спал только пару часов и непрестанно молился. В Иерусалиме пробыл 4 дня и каждый день ходил ко Гробу Господню по 3 раза на святую литургию и иные богослужения. Затем обошел другие святые места Палестины и какое-то время прожил в монастырях в посте и непрестанной молитве. Один великий отшельник сказал, что ему не надо становиться монахом, но пускай ходит, постясь и молясь, по миру, чтобы пробуждать в людях веру. А чтобы к этому подготовиться, ему надо провести 40 дней в пустыне в полной аскезе». Об этом происшествии, изменившем его жизнь, подробно сообщает отец Иоанникий (Бэлан). Георгий пошел испросить «благословения у одного святого отшельника, подвизавшегося в пещере святого Ксенофонта. Подвижник сказал ему: Пещера св. Ксенофонта в окрестностях лавры прп. Саввы Освященного (отмечена белой стрелкой справа) «Знай, брат, что ты не призван стать монахом, но будешь нести подвиг повыше монашеского», – сказал ему святой отшельник – Знай, брат, что ты не призван стать монахом, но будешь нести подвиг повыше монашеского. Ибо будешь переходить с места на место в молитве, посте и великих лишениях. Но если ум твой непрестанно будет с Богом, благодать Его всегда пребудет с тобой, и ты препобедишь все искушения вражии. Имущества себе не собирай, монахов и священников почитай, мирянам давай советы, нищим, сколько можешь, помогай, в храме молись день и ночь – и так спасешься.

http://pravoslavie.ru/147924.html

Сочинения прп. Феодора Студита подтверждают предположение о том, что приблизительно в это время между ним и И. В. произошел серьезный конфликт: если в письме 461 от 823 г. прп. Феодор превозносит добродетели И. В., то в письме 490 от 825 г. речь идет о неких разногласиях с И. В., а в «Малом Оглашении» прп. Феодор упрекает И. В. и «подобных ему» в том, что они не подвергаются иконоборческим преследованиям ( Theod. Stud. Сатесн. parv. P. 141). И. В. совершал множество чудес, среди к-рых наиболее примечательны исцеления (бесноватой, утратившей человеческий облик, скитавшейся в пустыне и поедавшей собственную плоть (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 27); расслабленной (Cap. 34); Евстратия, страдавшего носовым кровотечением (Cap. 54)). И. В. перемещался по воздуху (Cap. 25), ходил по воде (Cap. 42) и укрощал диких зверей (Cap. 51). По его молитве в безводной пустыне открылся целебный источник (Cap. 45), спаслись схваченные арабами пленники (Cap. 62), а крест, упавший в пропасть, сам вернулся (Cap. 32). Среди чудес И. В. агиографы особенно выделяют победы над чудовищами: драконами (длина одного из них достигала 60 локтей (Cap. 29, 37, 40, 46)), ехиднами (Cap. 40, 41), аспидом (Cap. 47), бесами (Cap. 21, 28, 53), а также над колдунами (Cap. 20). Однажды зимой в дикой горной местности И. В. набрел на пещеру, в которой теплилось 2 огонька. Обрадовавшись возможности погреться у костра, преподобный принялся дуть на огонь, чтобы разжечь костер посильнее, но оказалось, что это был не огонь, а в темноте светились глаза огромного змия. И. В. усмирил его и разделил с ним пещеру до конца холодов (Cap. 48). Помимо упомянутых выше пророчеств о кончине императоров И. В. предсказал кончину митр. Никейского Ингера (Cap. 38), игумена Агаврского монастыря (Cap. 59), мон. Фомы (Cap. 65), Евфимия, брата игум. Даниила (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 31). Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В период гонений при имп.-иконоборце Феофиле И. В. твердо придерживался иконопочитания и дерзко возражал высокопоставленным имп. посланникам, пришедшим обратить его в свою веру (Cap. 45). В версии мон. Петра в уста И. В. в качестве иконопочитательского исповедания веры вложены слова, принадлежащие др. защитнику Православия, патриарху Никифору (PG. 100. Col. 581-589). Мон. Петр использовал для своей версии и др. произведения антииконоборческой направленности, в частности Житие Никиты Мидикийского, эпилог к-рого был почти полностью заимствован мон. Петром.

http://pravenc.ru/text/578008.html

В верхнем регистре росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947) помещена полуфигура святого вполоборота вправо, в мантии и епитрахили, с седой, немного раздвоенной на конце бородой и волнистыми, спадающими на плечи волосами, правая рука на груди, левая опущена и повернута ладонью; надпись: «Св. преп. Ioahhukiй». Ростовой образ И. в рясе и мантии, руки на груди (на левой - четки), волосы разделены на прямой пробор, широкая борода с проседью, написан вместе с образом прп. Елисея Радонежского на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.). Возможно, И. также был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). На миниатюрах из троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) фигуры иноков, учеников святого, за редким исключением, не персонифицированы. Изображения И. неизвестны в клеймах житийных икон прп. Сергия и на сюжетных эстампах. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/577944.html

Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г. Вероятно, Е. м. был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители. По свидетельству архим. Иоанникия, при ремонте Успенского собора Е. м. в 1670-1674 гг. были обнаружены неск. захоронений «без сомнения або яких князей або панов руских». По преданию, сын черниговского кн. блгв. Давида Святославича кн. черниговский прп. Николай Святоша в юности посещал обитель и любил молиться в юго-зап. углу Успенской ц., там, где впосл. устроили часовню-«келью» во имя прп. Николая Святоши. Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в. Е. м. находился в упадке, но иноческая жизнь продолжалась в пещерах. После включения Чернигова в состав Московского вел. княжества в нач. XVI в. началось восстановление Е. м., по словам архим. Иоанникия, в обители «мешкали иноки московские». Архим. Иоанникий называет несколько имен настоятелей Е. м.: архимандритов Нифонта, Адриана, Ионы, Герасима, Никифора, Серапиона (Высоцкого). Со слов современников - престарелых монахов и мещан Иоанникий сообщает: «Купола были мурованые на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленные. А монастыр был палями вокруг оставленый так, як теперь замок Черниговский, и келий около церкви были и монахи мешкали». В мон-ре находились колодец и огромный колокол на 2 столбах, малые же колокола были установлены на колокольне. Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. загородный Е. м., расположенный за чертой основных оборонительных сооружений, разорялся. В 1610-1611 гг. при нападении на Чернигов польских войск под командованием киевского подкомория Самуила Горностая деревянные постройки Е. м. были сожжены, купола Успенской ц. обрушились, причем, по словам архим. Иоанникия, главный купол рухнул с таким грохотом, что «по всем Чернигове люди чули». Висевший на столбах великий монастырский колокол поляки хотели увезти в Любеч, «але взяти мнозтву людей не дался, з мисца не могли жадною мирою того звона порушити».

http://pravenc.ru/text/189789.html

Г., оставшийся на Лесбосе, также подвергся гонениям со стороны епископа, к-рый продал принадлежавшее храму помещение в частное владение. Г. был изгнан из обители и обосновался в дер. Мирсина. Однажды некий высокопоставленный военный чиновник прислал ему список своих грехов в запечатанном свитке с просьбой помолиться о прощении. Г. оставил свиток нераспечатанным, а потом отослал его обратно, сочтя себя недостойным исполнить такую просьбу. Когда же чиновник развернул свиток, все написанное в нем исчезло. C., пребывая на о-ве Афусия, предрек смерть имп. Феофила, к-рый явился ему во сне в убогой одежде и трижды произнес: «Помоги мне, монах!» Вскоре оба брата вместе с др. сосланными иконопочитателями по приказу имп. Феодоры прибыли в столицу на Собор, посвященный восстановлению иконопочитания (843). Г., С. и буд. патриарх К-польский Мефодий были удостоены совместной трапезы с императрицей, во время к-рой она попросила их не предавать анафеме ее умершего супруга. Г., Мефодий и прп. Иоанникий Великий обещали исполнить ее просьбу. С., вспомнив о своем сне, также готов был простить императора (тот же сюжет содержится в Житии прп. Илариона Далматского, написанном современником событий Саввой Монахом ( Matantseva T. La Vie d " Hilarion, higoumène de Dalmatos, par Sabas (BHG, N 2177)//RSBN. 1993. Vol. 30. P. 17-29). Перед началом Собора иконоборческий патриарх Иоанн VII Грамматик с разрешения императрицы затеял диспут с С., чтобы в его лице, используя свое красноречие и ученость, показать невежество иконопочитателей. Но малолетний имп. Михаил III оттолкнул патриарха и потянулся к С., Иоанн смутился и во время диспута не смог произнести ни одной связной фразы. После смещения патриарха Иоанна VII и избрания патриархом Мефодия С. стал патриаршим синкеллом и настоятелем храма во имя святых Сергия и Вакха. Г. была предложена Эфесская кафедра, но он категорически отказался, и тогда ему было приказано отправляться на родину и принять сан архиепископа Митилинского. Императрица передала для жителей острова щедрые дары и освободила Лесбос от всех гос. налогов на время правления Г. По возвращении на родину Г. продолжал совершать чудеса исцеления. Во время путешествия в Смирну (совр. Измир) ему явился ангел и возвестил о скорой кончине. Г. поспешил на родину. Он умер в Великую субботу 28 марта 845 г. или 18 апр. 846 г. Г. был похоронен в храме Пресв. Богородицы, куда позже были доставлены мощи и его братьев С. и Д. Научная проблематика

http://pravenc.ru/text/168580.html

После этого семья П. Л. переехала во Фригию, в дер. Петру (το Πτρου), недалеко от дер. Марикату, откуда происходил прп. Иоанникий Великий , приходившийся матери П. Л. Евдокии (PMBZ, N 21757) родственником. Эти сообщения ненадежны, поскольку дер. Марикату находилась не во Фригии, а в Вифинии. Старший брат П. Л. Василий был против воли обручен, но бежал из-под венца и удалился сначала в мон-рь прор. Илии (метох Агаврского мон-ря) на Вифинском Олимпе (впосл. он стал его игуменом), а затем на гору Врахиан (Микале). После смерти матери П. Л. нанялся свинопасом, но Василий вызвал к себе брата и отвел его в мон-рь Кария на Латросе. В мон-ре П. Л. был назначен поваром. Его духовным наставником стал игум. Петр. П. Л. предался аскезе: он отказывался от сна или спал на камне и донашивал за учителем его грязную одежду. Игум. Петр не позволял ему покинуть мон-рь и удалиться в пустыню, П. Л. и его духовный брат Димитрий смогли исполнить задуманное только после смерти игумена. Они побывали в лавре Келливарон, а затем углубились в горы, где неподалеку от развалин античной Ираклии нашли пещеру Пресв. Богородицы. Димитрий призывал П. Л. поселиться ближе к лавре, опасаясь, что в пещере им будет нечего есть. П. Л. заставил Димитрия поститься 8 дней, а затем попробовать дикие желуди. Их сразу же вырвало, но, по словам П. Л., вместе с желчью их тела покинули и все прежние, и все будущие недуги. П. Л. поселился в пещере Пресв. Богородицы, а Димитрий стал прислуживать одному из старцев лавры Келливарон, по имени Матфей, к-рый обладал пророческим даром. Желая еще более удалиться от людей, П. Л. попросил Афанасия, игум. мон-ря Спасителя, выстроить неподалеку от обители столп, на к-рый он мог бы взойти. Афанасий указал святому на нерукотворный столп (скалу) с пещерой на вершине, где во времена императора-иконоборца Михаила II Травла (820-829) укрывался чудотворец Афанасий (PMBZ, N 681). По словам агиографа, столпник провел на скале 22 года, а перед кончиной спустился во фригийский мон-рь Афапсис (Αφαψις).

http://pravenc.ru/text/2578555.html

Последующие годы жизни святого (вплоть до возобновления иконоборчества в 815) описаны в источниках по-разному: согласно сообщениям мон. Петра, 794-815 гг. (за исключением краткого посещения фемы Фракисий в 807) И. В. по благословению игумена Агаврского мон-ря провел вместе с Евстратием и Феофилактом на Агаврской горе, называемой также Трихаликс (см.: Janin. Églises et monastères. P. 188-189). Согласно мон. Савве, И. В. совершил в эти годы множество путешествий (в т. ч. весьма продолжительных, напр. 7 лет провел в Киликии (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 7)), а летом 807 г. принял монашеский постриг в мон-ре Эристе (см.: Janin. Églises et monastères. P. 148-149; Mango. 1984. P. 403. N 26). К этому периоду относятся и первые предсказания И. В. о судьбах императоров. Так, в 811 г., находясь в мон-ре, он чудесным образом узнал о гибели имп. Никифора I и предрек его сыну и преемнику имп. Ставракию скорую кончину; в 815 г. открыл Вриеннию, сыну Вардана Турка, что его родственник вскоре станет императором. Когда предсказание святого сбылось и на престол взошел Лев V, Вриенний неоднократно пытался узнать у И. В., долго ли продлится это правление, однако тот лишь обличал ересь, к-рая возобновится при имп. Льве. Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) После возврата к иконоборчеству и низложения патриарха Никифора И. В. покинул Вифинию (по сообщению мон. Петра, за его поимку была назначена награда) и укрылся на горе Алсос в Лидии, где основал храмы во имя вмч. Евстафия Плакиды, Богородицы и апостолов Петра и Павла (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 19-23; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 18-20). И. В. вернулся на Олимп Вифинский незадолго до убийства Льва V, к-рое он также предвидел. Между нояб. 823 и мартом 824 г. в храме прор. Илии в метохе Агаврского мон-ря, у подножия горы Трихаликс, состоялась встреча правосл. иерархов, в числе к-рых были митр. Халкидонский Иоанн, митр. Никейский Петр, бывш. эконом Великой ц. Иосиф (к-рому И. В. предсказал скорую кончину), прп. Феодор Студит и мн. др. (всего более 100 чел.). По версии мон. Петра, их беседа с И. В. была посвящена вопросу о высшей добродетели (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 36). Согласно гипотезе Т. Прача, приверженцы иконопочитания собрались, чтобы обозначить новую линию поведения в условиях более мягкой (по сравнению с политикой времен имп. Льва V) иконоборческой политики имп. Михаила II. Однако из-за разногласий И. В. с прп. Феодором Студитом, к-рые, во-первых, оба претендовали на ведущую роль в оппозиции, а во-вторых, имели противоположные взгляды на принципы организации монашеской жизни ( Pratsch. 1998. S. 281-288), этого сделать не удалось.

http://pravenc.ru/text/578008.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010