П.В. Долгоруков Вельяминовы По древним родословным книгам, родоначальником Вельяминовых был знатный варяг Симон, сын Африкана, прибывший в Россию при Ярославе Великом, в 1027 году, и сын его Юрий Симонович находился боярином при сыне Ярослава, великом князе Всеволоде Ярославиче. Иждивением Симона Африкановича сооружена была, в Киево-печерской лавре, церковь Успения Богородицы, и в этой церкви он был похоронен. Родословные книги говорят, что у Юрия Симоновича были: сын Иван, внук Фёдор и правнук Протасий, боярин Иоанна Калиты. Таким образом, боярин Протасий Фёдорович, умерший около 1330 года, был бы потомком в пятом колене Симона Африкановича, жившего в цервой половине одиннадцатого века! Тут явная ошибка. Признавая несомненным происхождение Вельяминовых от Симона Африкановича, подтверждаемое древнейшими родословными книгами, мы полагаем, что в поколенной росписи, между Симоном Африкановичем и боярином Протасием Фёдоровичем, пропущено несколько поколений, и потому начинаем здесь поколенную роспись с Протасия Фёдоровича, бывшего боярином в Москве при великом князе Иоанне Даниловиче Калите. У него были: сын Вениамин Протасьевич и внук Василий Вениаминович 336 , по прозвищу взолмен, бывший тысяцким в Москве при великом князе Симеоне Гордом. отцовский ОТ БОЯРИНА ПРОТАСИЯ КОЛЕНО III: Василий Вениаминивич, московский тысяцкий КОЛЕНО IV: Василий Васильевич, последний московский тысяцкий † 17 сентября 1374; женат на Марие Михайловне NN Тимофей Васильевич, окольничий Юрий Васильевич грунка КОЛЕНО V: Иван Васильевич, казнён 30 августа 1379 Николай Васильевич, боярин † 8 сентября 1380; женат на княжне Марие Дмитриевне Суздальской Полуехт Васильевич Тимофей Васильевич, боярин Семён Тимофеевич, боярин Андрей-Фёдор Юрьевич колома КОЛЕНО VI: NN, за боярином Иваном Дмитриевичем Всеволожем Евфросиния Полуехтовна, за князем Петром Дмитриевичем Дмитровским Вениамин Андреевич (или Фёдорович) Фёдор Андреевич (или Фёдорович) пьяница Александр Андреевич (или Фёдорович) Данило Андреевич (или Фёдорович)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВГОРОДСКАЯ (КЛИМЕНТОВСКАЯ) КОРМЧАЯ Пергаменная рукопись (ГИМ. Син. 132, в лист, 631 л.), называемая обычно в научной литературе Новгородским Синодальным списком Кормчей книги . Была изготовлена по заказу архиеп. Новгородского Климента (1276-1299) при блгв. вел. кн. Димитрии Александровиче (1276-1294, с перерывами) и хранилась в новгородском соборе Св. Софии. Над кодексом работали несколько писцов, текст написан в 2 столбца уставным письмом. Он начинается с пространной записи, повествующей об обстоятельствах создания Н. К., однако от даты остались только цифры 6700, что не позволяет уверенно датировать кодекс. Предлагаемые исследователями датировки: 1280 ( Тихомиров. 1941; СКСРК, XI-XIII вв.), 1280-1282 ( Щапов. 1978; Корогодина. 2017), 1284-1291 ( Щапов. 1962), 1285-1291 ( Янин. 1978; Столярова. 1998; Она же. 2000) гг. Наиболее обоснованной версией датировки являются 1280-1282 гг. (листы 628-631 относятся к сер. XIV в.). Хранившийся в Новгороде кодекс был вывезен в Москву, вероятно, в 1478 г., после присоединения Новгородского государства к Московскому великому княжеству , при вел. кн. Иоанне III Васильевиче . В Москве рукопись использовалась Вассианом (Патрикеевым) в работе с Кормчими книгами в 1-й четв. XVI в. В 1526 г. рукопись была передана для возвращения в Новгород в собор Св. Софии вел. кн. Василием III Иоанновичем архиеп. Новгородскому и Псковскому свт. Макарию сразу после его поставления на кафедру. В 1658 г. рукопись находилась среди келейных книг патриарха Никона (Минова). В 1700 г. к ней обращались при создании сборника «О святительских судах», готовившегося по повелению патриарха Московского Адриана ; уже в то время год создания Н. К. в записи было невозможно прочитать. Внимание исследователей к Н. К. впервые привлечено Н. М. Карамзиным , к-рый сообщил о ее находке в 1806 г. в письме М. Н. Муравьёву. В 1815 г. рукопись впервые описана К. Ф. Калайдовичем, издавшим по ней «Правду Русскую» и нек-рые др. тексты. С тех пор Н. К. неизменно занимала центральное место в исследованиях по истории древнерус. права, в т. ч. церковного. Наиболее полное ее описание, с исследованием источников и сопоставлением с др. ранними списками Кормчих книг, подготовлено И. И. Срезневским ( Срезневский. 1897). Совр. представления об этапах формирования Кормчей книги в посл. трети XIII в. и о месте Новгородского Синодального списка преимущественно базируются на исследовании Я. Н. Щапова ( Щапов. 1978).

http://pravenc.ru/text/2577767.html

Содержание Предисловие I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV II. Сношения с Востоком при царе Иоанне Васильевиче III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Учреждение Патриаршества в России. Пришествие Патриарха Иеремии Пришествие Митрополита Тырновского Дионисия Милостыня царская Востоку V. Сношения с Востоком при царе Борисе Годунове VI. Пришествие Патриарха Феофана Иерусалимского Сношения России с Востоком Часть II. Сношения Российской Церкви с Восточною в царствие Михаила Феодоровича Сношения с Патриархами, Вселенским Кириллом и Иерусалимским Феофаном 1627 1628 1629 1630 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 1641 1642 1643 1644 1645 Воцарение Алексея Михайловича     Предисловие Если извлечь из церковных и гражданских актов Государственного Архива в Москве все то, что относится до наших духовных и политических сношений с Востоком, со времени падения Царяграда, то здесь откроется обширное поле для любознательности православных. Сыны Церкви Российской, которая заимствовала духовное просвещение из лона Греческой, с утешением увидят, что они уже отчасти заплатили сыновний долг страждущей своей матери на Востоке. По неисповедимым путям Божиим, мы освободились от двухвекового ига неверных в ту самую эпоху, когда Греки подпали столь же тяжкому игу, и конечно не без тайного Промысла произошло такое событие, по видимому как бы случайное: в свое время суждено было Греческой Церкви утешать и подкреплять Российскую в годину ее бедствий, и в свою очередь священная сия обязанность перешла к отечественной нашей Церкви, дабы таким образом, по слову Апостольскому, нося взаимно тяготы одна другой, исполнить тем закон Христов ( Гал. 6:2 ), и засвидетельствовать пред лицом вселенной взаимную, неразрывную связь. Чтобы изложить, хотя в кратком очерке, все наши сношения с Востоком в течение четырех веков, надобно написать целые книги, потому что, начиная от Uoahha III (собирателя Руси, как его называли в летописях) и до новейших времен, представляется множество таковых актов; в особенности обильно ими царствование первых двух Государей дома Романовых, и наипаче благочестивого Царя Алексия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Крестные ходы на Востоке и в Москве В ряду крестных ходов, которыми так богата наша первопрестольная столица, крестный ход 23-го июня, в честь Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, один из самых замечательных. Замечателен он уже по своей древности: он установлен в 1480 году и, следовательно, существует более четырех столетий. Но еще более замечателен он потому, что установлен в память окончательного избавления России от татарского ига при великом князе Иоанне Васильевиче III. Владимирская икона Богоматери, по преданию, написанная евангелистом Лукой, почиталась главной святыней старой Москвы. К молитвам пред ней московская Русь прибегала всякий раз в крайних обстоятельствах своей жизни и всякий раз по предстательству Царицы небесной получала необходимую помощь. Когда, в 1480 году, грозные силы хана Ахмата отступили от пределов московских, гонимые непонятным для них страхом, чем и было положено начало совершенному освобождению России от ига татарского, – благочестивые жители московские, в благодарное воспоминание об этом явном заступлении Божией Матери, положили ежегодно 23 июня совершать большой крестный ход в Сретенский монастырь. На месте монастыря была встречена москвичами Владимирская икона 26 августа 1395 года. По молитвам перед ней в тот же день чудесно был прогнан сильный завоеватель Востока Тамерлан, в память чего и построен сам монастырь и также установлен к нему крестный ход из Кремля. Обычай совершать крестные ходы весьма древний. Подобные учреждения существовали еще в церкви ветхозаветной. История народа Божия представляет немало примеров священных шествий. Употребление таких благочестивых шествий в Церкви христианской освящено примером Самого Иисуса Христа, который торжественно вошел в Иерусалим на крестные страдания, в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: Осанна Сыну Давидову ( Мф. 21:7–9 ). В состав христианского богослужения торжественные шествия, уже с крестом во главе, крестные ходы, вошли еще в глубокой древности. Основание этому, несомненно, лежит в человеческом сердце, которое в тяжелой скорби и в великой радости ищет служения Богу, преимущественно всем открытого и для всех доступного. Еще о Константине Великом известно, что он не иначе отправлялся на войну, как в сопровождении священников, с преднесением креста и перед сражением с неприятелями имел обыкновение совершать крестный ход, supplicationibus (λιτας) ac precibus Deum placans (Eusebii, De vita Constantini, lib. II, cap. 4 et 14). Императором Юстинианом уже законодательным порядком были определены отчасти время, а главное порядок совершения крестных ходов (Nov. CXXIII, сар. 32 et cet.). Он узаконил совершать крестный ход пред началом постройки монастыря, храма или часовни и запретил крестные ходы без епископов и клириков. Он узаконил хранить священные предметы, употребляемые при крестных ходах, только в местах священных и позволил носить их во время ходов только хоругвеносцам, qui consuete eas (sanctas cruces) portare solent.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на левом берегу Яузы. История Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Основными источниками сведений об основании А. м. являются жития прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях, отчасти противоречащих друг другу) и свт. Алексия , составленные иером. Пахомием Логофетом . По свидетельству жития свт. Алексия, мон-рь был основан при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , по-видимому ок. 1357-1358 гг., свт. Алексием, митр. Московским. Когда он возвращался из К-поля на Русь в 1354/55 г., на море поднялась буря и корабль начал тонуть, свт. Алексий дал обет: если избежит гибели, то построит мон-рь в честь святого, чей праздник случится в тот день. Корабль пристал к берегу 16 авг.- в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Житие сообщает, что святитель поместил в новопоставленном храме икону Спасителя, привезенную им из К-поля. Возможно, в воспоминание топографии К-поля впадавший в Яузу ручей получил название Золотой Рожок по аналогии с зал. Золотой Рог у входа в Босфорский прол. А. м. был возведен не только по обету святителя, но и по желанию вел. кн. Иоанна Иоанновича, давшего землю под строительство. Земли около мон-ря принадлежали вел. князю, о чем свидетельствует московская запись о душегубстве XV в., согласно к-рой судьи вел. князя рассматривали уголовные преступления на территории Заяузья до А. м. и Городища (Запись о душегубстве. С. 188). Известно, что А. м. в Москве принадлежала Ильинская слободка, к-рую вел. кн. Иоанн III Васильевич выменял у обители до 1504 г. (Духовные и договорные грамоты. С. 354). Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Первым игуменом и строителем А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии), в г. Вел. Новгороде. Название обители происходит от микротопонима Зверинец, по одной из версий обозначавшего лес, в к-ром охотились новгородские князья. Время основания неизвестно, исследователи датировали возникновение З. м. периодом с кон. XI в. (В. Л. Янин) до 1-й трети XII в. ( Петров. 1999. С. 6). Впервые З. м. упоминается под 1148 г., когда в нем от удара молнии сгорела деревянная Богородицкая ц. (ПСРЛ. Т. 3. С. 28, 124; Т. 4. Ч. 1. С. 587). Под 1192 г. сообщается о поставлении в монастыре в Зверинце игум. Евфросинии (Там же. С. 231). В 1300 г. в З. м. была срублена деревянная Богородицкая ц. (Там же. С. 91). В 1335 г. архиеп. свт. Василием Каликой построена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (Там же. С. 346-347), к-рая в 1399 г., при архиеп. Иоанне II , была полностью перестроена на собранную новгородцами сумму и освящена архиепископом «с попы и с клиросом святеи Софии» 1 окт. того же года (Там же. С. 389, 394). 1 сент. 1465 г. Новгород поразила эпидемия, вероятно, чумы, позднее именовавшаяся Симеоновским мором (Там же. Т. 16. Стб. 219-221). Об этом известно из текста хранившейся в церкви З. м. и впосл. утраченной «летописной доски», которую С. Н. Азбелев датировал XV в. (он полагал, что этот текст в переработанном виде был включен в Погодинскую летопись - Новгородские летописи XVII в. Новгород, 1960. С. 120), а С. И. Сивак - периодом между 1653 и 1661 гг. Кроме доски на стене храма сохранилось большое граффити - сокращенный вариант текста утраченной доски. Для погребения умерших в обители была устроена общая скудельница. По преданию, архиеп. Новгородскому св. Ионе во время молитвы был глас, призвавший его идти соборным крестным ходом «на скудельню», где произошло явление образа св. прав. Симеона Богоприимца. Согласно тексту на доске и летописным источникам (Н4Л. С. 127, 132; Н2Л. С. 141 [ПСРЛ. Т. 13. 1965. С. 172]), утром 1 окт. 1466 г. состоялись крестный ход и молебен перед явленным образом, одновременно началось строительство деревянного храма: бревна люди несли из леса на плечах. Обетный храм был срублен «единым днем», свт. Иона отслужил в нем литургию, после чего мор прекратился. В «Летописи Авраамки» изложена др. последовательность событий: 26 сент. 1466 г. свт. Иона отслужил литургию, при этом посвящение престола обыденной церкви, освященной 1 окт., выбиралось необычным образом - по жребию (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 219-222). К марту 1467 г. мор угас, 1 окт. того же года на месте деревянного был освящен каменный храм во имя св. Симеона Богоприимца «в славу Богу и святым Его угодником» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 498; Т. 16. Стб. 219-222). В 1471 г. в связи с подходом к Новгороду войск вел. кн. Иоанна III Васильевича жители «пожгли» посады, в т. ч. Зверинец, пострадала и новая церковь.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Монастыри и монашество Московской Руси в XVI веке Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 25 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Наряду с существовавшими ранее монастырями в Московской Руси созидаются новые обители, развивается монашеская жизнь, основываются новые монастыри, причем не только в городах, но и в глухих местах. Их строительство может начаться одновременно с началом создания нового города, и место для них выделялось сразу при начале устроения крепости и межевания земель для посада. Так был основан Троицкий монастырь в Свияжске в 1551 году 1 . С развитием населенных мест некоторые монастыри, возникшие первоначально как пригородные, могли в последующее время оказаться в черте города и стать городскими. Примером этого может служить московский митрополичий Высоко-Петровский монастырь, основанный в начале XIV века как подмосковная пригородная обитель на холме близ села Высокое. В XVI веке он оказался в черте городских укреплений Белого города и вокруг него располагались дома и дворы московского посада. Нечасто, но имели место случаи, когда при перепланировке в городе или по другой причине происходило перенесение монастыря на другое место. Так, в XV веке в связи с развернувшимся строительством в Кремле при Великом князе Иоанне III Спасский монастырь был переведен на новое место. Поэтому он получил именование Новоспасского. Алексеевский монастырь, основанный святителем Алексием (†1378; пам. 12 февр.) около 1358 года на Остоженке, после большого пожара 1547 года был перенесен в Чертолье 2 . При Новгородском архиепископе Пимене (1552–1570) было совершено перенесение Перекомского монастыря с затопляемого места на более сухое. Поскольку земля на новом месте, куда переносился монастырь, была дворцовой, то игумен, “взем благословение убо архиепискупа Пимена”, направился к царю в Москву. “И помощию Божию и Пречистыя Его Матере, и молитвами великаго в чудесех преподобнаго Ефрема великий государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевичъ, всея Росии самодержицъ, имея любовь ко святым Божиим церквям, паче же ко преподобному Ефрему, и нимало укоснив, повеле дати свою государя жалованную грамоту на вышепомянутую землю и деревню Клинково во веки неотъемлемо, и да буде на той земли обитель и собрание монахом, да молят Бога о нем и о всем синклите, палате его и воинстве” 3 . При этом на новое место были перенесены и святые мощи преподобного Ефрема Перекомского “чесно архиерейскими рукама со освещеным собором” 4 .

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

Первым создателем его был сын и преемник Димитрия Донского Великий Князь Василий 1397–1416 года, а по сомнительному свидетельству одной летописи, Владимирский Князь Андрей Александрович 1291 г., соорудивший первую церковь Благовещения деревянную на мест Кучкова села 486 . Сперва сей храм назывался церковью Благовещенья на площади, на Великокняжеском, Государевом дворе, потом на Царских стенах, у Царской казны 487 , а в 1722 и 26 г. у Его Императорскаго Величества на сенях, потому что он на запад соединялся с набережными Государевыми палатами посредством сеней, а с востока стояла подле него кирпичная палата, построенная в 1483 году, или Казенный двор, замененный в 1758 году каменными галереями, в коих помещались Оружейная, Мастерская и Конюшенная палаты, сломанные 1770 года. В грамотах он именуется, подобно соседственному с ним Архангельскому, святою, великою, божественной соборною церковию 488 . Пресловутый в свой век иконописец Андрей Рублев с Гречином Феофаном и Прохором старцем расписал ее в 1405 году; тогда же у этого храма поставлены были первые в Москве боевые часы (часомерье) Лазарем Сербином. Пришедший в ветхость 1482 или 83 года, при Великом и Князе Иоанне III, он разобран был по казну и подклет Псковскими мастерами и вновь выведен, чрез шесть лет, был окончен, и 9 Августа 1489 года освящен Митрополитом Геронтием 489 . В 1508 г. Великий Князь Василий велел Феодору Едикееву с братией расписать по золоту стены его, Деисус, Праздники и Пророки иконостаса обложил драгоценными окладами, верх церковный покрыл и позолотил; с того времени церковь сия стала именоваться златоверхою. После великого пожара в Москве 1547 года, когда в златоверхой церкви сгорел Деисус Рублева письма, обложенный золотом и многоценные образа Греческого письма Царских прародителей 490 , тогда Царь Иоанн Васильевич, при возобновлении сего храма, Новгородским золотом позолотил верхи его 491 ; там, как видно из актов собора 1554 года, устроение жертвенника не у стены, новонаписанные иконы, библейское письмо и притчи были предметом спора и рассмотрения собора 492 , который утвердил то и другое, основываясь на древних образцах. К Благовещенской церкви в последствии, с южной стороны пристроена была с крыльцом паперть, где, по преданию, слушал божественную литургию Иоанн IV, как оглашенный, со времени вступление своего в четвертый брак; на лестнице с этой паперти, в 1584 году, Царь увидев комету с крестообразным знамением между Благовещенским собором и церковью С. Иоанна Лествичника , предсказал: «вот знамение моей смерти!» 493

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

сост. свящ. Иоанн Кузнецов Святый блаженный Василий, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец Св. блаж. Василий родился в 1469 г. при Великом князе Московском Иоанне III Васильевиче. Родители его, Иаков и Анна, жили в подмосковном (в то время) селе Елохове – что теперь в Москве Елоховская и Басманная улицы – близ церкви Владимирской Божией Матери (ныне св. муч. Никиты в Басманной). 18 С малых лет преисполненный любви к Богу, Василий желал всецело посвятить себя на служение Ему и для Бога отрекся от мира и плоти. Дабы никакия земные привязанности не могли помешать ему в последовании за Христом, он решился порвать самую дорогую и близкую для сердца привязанность к своим благочестивым родителям: имея всего 16 лет от роду он покинул их дом и пришел в Москву 19 , где и подвизался потом до самой своей блаженной кончины. Зная, как легко наша любовь к земным удовольствиям превращается в страсти, которые затем порабощают себе наш дух, Василий не только лишил себя всех дозволенных благ и удобств земной жизни, её невинных радостей, но и стал всячески изнурять тело свое: он совершенно отринул самые обыкновенные, естественные человеческия заботы об одежде, обуви, крове и пищи. Москвичи стали видать на улицах блаженного совершенно нагим и босым. Летом его опалял солнечный зной, холодный дождь пронизывал осенью, зимою мучили жестокие морозы, от которых и самая земля разседалась, но блаженный ничем не прикрывал своего тела, до самого конца своей жизни ходил без всякой обуви и одежды, так что и прозван был «нагоходцем». Вместе с этим он томил себя голодом и жаждой: никто из Московских жителей не видал его рано ядущим или пьющим: лишь поздно вечером вкушал он чего-нибудь и то в самом умеренном количестве. Не имел блаженный и определенного пристанища. Днем скитался он по Москве, а ночи проводил (не столько в отдыхе и сне, сколько в молитве) или на папертях церковных (где к утру и засыпал на их жестоком каменном помосте) или в башне у Варварских ворот в стене Китай города. Только в редких случаях блаженный позволял себе воспользоваться приютом на несколько часов у одной благочестивой вдовы боярыни Стефаниды Юрловой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010