" Первый монастырь на Москве " был закрыт одним из последних - в 1930 году. Настоятель монастыря, архиепископ Волоколамский Фёдор (Александр Васильевич Поздеевский) (1876-1937), и около пятидесяти даниловских монахов были расстреляны. В монастыре был устроен детский приёмник-распределитель, просуществовавший до 1938 года. Сооружения монастыря были искажены до неузнаваемости. В мае 1983 года Данилов монастырь был передан Русской православной церкви. После шестидесяти лет запустения, осквернения от стал первым действующим монастырём в Москве. Ныне здесь находится местопребывание патриарха и Священного Синода. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече Древнейшая иноческая обитель Москвы была основана святым благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Первым зданием монастыря был деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, имя которого носил святой князь Даниил и небесному покровительству которого он вверил свою обитель. Святой князь построил и содержал обитель на свои княжеские средства, пожаловал ей земли, луга, «рыбные ловли», разместил вокруг несколько крестьянских дворов. С самого основания монастыря князь Даниил возвел его на высшую степень обителей, установил навсегда, чтобы настоятель в нем был в сане архимандрита (в то время на Руси так было всего в двух-трех крупнейших монастырях). После смерти князя Даниила (†1303) монастырь недолго просуществовал на своем месте: в 1330 году сын святого князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита, перевел даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса-на-Бору. Второе переселение монастыря произошло в конце XV века при великом князе Иоанне Васильевиче III, который перевел монастырь из Кремля на Крутицкий холм. По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским, или монастырем «Спаса на Новом». Более двухсот лет на месте древнего Данилова монастыря стояли лишь храм Даниила Столпника да небольшое сельцо Даниловское. И вот настало время, когда по воле Божией святой князь Даниил стал напоминать о себе и своей обители явлениями и чудесами. Возрождение монастыря началось в середине XVI века и связано с именами царя Иоанна Грозного и митрополита Московского и всея Руси Макария. В 1555 году в двухстах метрах от деревянной церкви преподобного Даниила Столпника, на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила, был заложен новый каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, построены деревянные кельи, территория обнесена деревянными стенами,  и монастырская братия вернулась на свое изначальное место – монастырь продолжил свое существование. 30 августа/12 сентября 1652 года в обители были обретены святые мощи благоверного князя Даниила Московского. Вскоре преподобный и благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

http://sobory.ru/article/?object=03047

III. В нескольких шагах от Троицкого собора находится церковь во имя сошествия Св. Духа, построенная иждивением царя Uoahha IV Васильевича. В южном приделе этого храма, во имя Филарета милостивого, почиют два знаменитых русских архипастыря, московские митрополиты: Филарет и Иннокентий. Пастырские жезлы стоят у их скромных гробниц; иконы, поднесенные им в разное время, украшают стены придела. Тут же, в двух шкафах, хранятся архиерейские облачения почивших. IV. Самый большой из храмов лавры – собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он построен при царе Иоанне IV Васильевиче и отличается своим величественным видом. V. Ризница. Двухэтажное здание, длиной в 24 саж., построено в 1788 году на западной стороне Троицкого собора, с которым оно соединяется крытой папертью. В нижнем этаже живут ризничий и пономари собора, а в верхнем, в четырех палатах, хранится драгоценная ризница Сергиевой Лавры, драгоценная не только по своему богатству, во и по древности и святости хранимых в ней предметов. Между ними первое место занимает так называемая ризница преподобных Сергия и Никона, вмещающая в себе: 1) крест, присланный преп. Сергию патриархом Константинопольским Филофеем, обложенный золотом и украшенный драгоценными камнями с подписью на задней стороне; 2) евангелие преп. Никона малое, писанное на пергаменте; 3) св. сосуды, из дерева, покрытые красной краской, в которых преп. Сергий священнодействовал; 4) сосуды из дерева преп. Никона; 5) священная риза преп. Сергия из темной бумажной ткани с крестиком под оплечьем и звездицей на подоле из крашенины; 6) Священническая риза преп. Никона из белой камки с оплечьем и крестом парчевыми; 7) кадило преп. Никона серебряное позолоченное, четырехугольное в виде церкви; 8) сандалии кожаные 30 лет бывшие на ногах преп. Серия во гробе. Особенным великолепием отличаются священно-служебные сосуды; некоторые из них золотые с алмазами и бриллиантами. Сосуды, пожалованные императрицей Екатериной II-й, золотые, украшенные антиками 537 , обрамленными алмазами, а потир, принесенный в дар обители преп. Сергия за его предстательство в 1856 году императрицей Александрой Феодоровной, украшен драгоценными камнями и отличается изящностью своей отделки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

73 См. рукописное сказание об обретении чуд. иконы св. Николая, хранящееся в Никольском соборе; ср. Новг. 1, 2, 3 и 4 л. под 6621 г. Неизвестно, на каком основании в рукописи сказано, что образ явился при св. Никите. Здесь ошибка или в показании года явления, или в имени святителя, или, может быть, время явления иконы при св. Никите, соединено с временем построения храма, в память совершившегося чуда. Далее в рукописи говорится, что и близ места явления иконы основан храм и монастырь. 74 Это народное бедствие описывается в лет. но Ник. сп. ч. 2 н в Новг. перв. Л. четв. лет. под 6635 и 6636 г. в истор. Рос. Г. К. т. II на стр. 203. О благодеяниях Всеволода в это время говорится в житии его; об Иоанне же не упоминается; но местное предание чтит память его, как благодетеля человечества. 78 Истор. Р. Иер. ч. 1, стр. 69. Киев. патер. ч. 3. л. 187 на обор. до 191. Чет.-Мин. и прол. под 8 ч. апреля; жития св. Р. Ц. за м. апрель по изд. 1858 г. стр. 30–42; Ист. сл. о св. Р. Ц. стр. 215 и 210. Эпциклоп. сл. Старчевского т. III стр. 422. Истор. Р. Г. К. т. II о деяниях Нифонта стр. 209, 213, 224, 252 и 253, 264, 271 и 272; 313 и 323. 79 В сочинении «Очерк внутренней истории церкви в В. Новгороде» говорится, что еп. Нифонт был родом грек. Греческое его происхождение, по словам автора сказ. сочинения, свидетельствуется двумя обстоятельствами. Прежде всего, в споре с Киевским митрополитом, Нифонт, как увидим позднее, твердо поддерживал права Константинопольского патриарха. А потом, когда Нифонта оставил Новгородскую кафедру и направился на юг, то некоторые Новгородцы говорили, что владыка пошел в Царьград; ограбив св. Софию. Слова эти несомненно показывают, что Новгородцы считали Нифонта греком. Но такое мнение, кроме того, что основано на неверных предположениях и догадках, совершенно несогласно с жизнеописанием святителя Нифонта, где он признается природным россиянином. Автор «Очерка» или не видал этого жизнеописания или, может быть, происхождением еп. Нифонта из Греции хотел подтвердить своеобразный свой взгляд на спор его относительно избрания Киевского митрополита без согласия царьградского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

По случаю прибытия в Москву престарелого Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Саввы I, митрополитом Московским и всея Руси Макарием было издано Окружное послание «ко всем православным христианом русскаго великаго православия». В послании Первосвятитель оповещал православный русский народ о прибытии в первопрестольный град почтенного старца игумена и призывал всех оказать посильную помощь нуждающейся русской обители. С почестями принял старца сам Государь. Обитель получила статус первой Царской богомолии. Всем таможенным и миграционным службам под угрозой царской опалы приказано было оказывать всячекое содействие старцам при переездах по внутренним границам Росии. Собранная щедрая милостыня помогла значительно поправить хозяйство и восстановить ветшающую обитель, но главным образом средства пошли на выплату огромного монастырского долга Османской Порте. Много потрудился для восстановления былого благолепия славянских монастырей царь Иоанн IV Васильевич. Государь щедро покровительствовал всей Святой Горе, однако сугубое его внимание и попечение, в отличие от отца его, были обращены к двум Обителям: Русской и Сербской. Взаимное притяжение Святой Руси и Святой Горы в это время было обусловлено еще и тем, что они вместе остались единственным оплотом и единственной опорой Православия в мире. Все другие Православные Государства, все другие Поместные Церкви находились в пленении. Сложившиеся как никогда ранее благоприятные отношения Русика с Россией в этот периуд времени не поправили существенно положения, потому что вскоре началась так называемая Ливонская война, опустившая «железный занавес» перед Россией. Это была первая «большая» война в истории нашего Отечества, в которой ему противостояло не одно какое-либо государство, например Речь Посполитая, как при Иоанне III, но мобилизованные силы Западной цивилизации. В конфликте учавствовали Польша, Швеция, Дания, Священная Римская Империя, немецкие княжества. На стороне Запада и в союзе с ним находилась и Османская Империя со своим вассалом Крымсим ханством, вступившим в войну на завершающем ее этапе.

http://radonezh.ru/analytics/istoriya-vz...

Имея попечение о храме Успения Богоматери, Великий Князь начал заботиться о построении нового храма. В то время славился в Венеции зодчий Фиоравенти, прозванный за своё искусство Аристотелем. Великий Князь послал звать его в Москву, где он принят был с радостию. В 1474 году он приступил к сооружению нового храма Успения Богоматери. Великий Князь и Митрополит доставляли все необходимые для сего средства. В 1479 году собор был кончен и августа 12 был освящён Митрополитом Геронтием. Когда в новосозданную церковь перенесены были мощи св. Петра Митрополита из церкви Иоанна Лествичника , где они находились во время перестройки храма, то было неописанное торжество. Бесчисленные свечи, горевшие в новосозданной церкви, уподоблялись небесным звёздам; народ день и ночь стекался к св. угоднику и, от сладости духовного пения и торжества, воображал себя на небесах стоящим. Все с умилением взывали: «Господи, помилуй!» О святых иконах, находящихся в Успенском соборе Успенский собор, в расположении икон иконостаса, представляет собою всю торжествующую на небеси церковь . На пятиярусном его иконостасе изображены: св. праотцы, патриархи, пророки, апостолы, господские и богородичные праздники; по стенам вселенские соборы, мученики и другие святые. Успенский собор заключает в себе четыре престола. Главный во имя Успения Богоматери, почему и собор называется Успенским, в тремя приделами: а) апостолов Петра и Павла, б) Похвалы Богородицы и в) св. великомученика Димитрия Солунского. Все иконы, находящиеся в Успенском соборе, более или менее замечательны по святыне, древности и богатству украшений. Из них особенно замечательны: а) По правую сторону царских врат – икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле с Евангелием и с указующею долу десницею. Эта икона Спасителя писана была, по преданию, Греческим Императором Мануилом, с указующей десницею на Евангелие. Однажды, когда царь Мануил наказал одного иерея, и, таким образом, восхитил себе суд святительский, Спаситель явился ему в сонном видении и повелел ангелам Своим наказать его. Пробудившись от сна, царь действительно ощутил на себе язвы и увидел на иконе перст Спасителя, указующий долу. Эта икона, древнего греческого письма, взята была, по преданию, из Корсуни в Новгород, откуда потом перенесена была в Москву в 1476 году, при Великом Князе Иоанне Васильевиче III-м. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Храм сей существует в том же виде и доселе. Св. иконы в церкви, утварь и ризница богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями. Из священных древностей церкви замечательны: Св. иконы: 1. За правым клиросом в холодной церкви, древний, большой, устроенный из трех дерев; кипариса, кедра и мужжевела, св. крест, с изображением на нем Распятия Господня. Крест этот устроен был в 1770 году вместо сгоревшего в том году точно такого же креста, устроенного в 1654 году. На Распятом Спасителе один венец сребропозлащенный, другой – жемчужный; препоясание и оклад сребропозлащенные. На задней стороне креста – изображение Пр. Симеона столпника с предстоящими. На этой стороне – оклад медный, вызолоченный чрез огонь. Крест вызолочен усердием купеческой вдовы Е. В. Крайкиной. Длина креста 4 ½ арш. и ширина 2 арш. 14 вер. 2. Аналойный образ Св. Чудотворцев и Безсребреников Козьмы и Дамиана, в серебряной ризе. Образ этот древний. Устроен в 1606 году, как видно из надписи на нем. Св. кресты. 1. Крест древний, времен Великого Князя Иоанна Васильевича III, с резным по дереву Распятием Господним, осьмиконечный, 12 вершков длиною, в сребропозлащенном окладе, устроенном в 1831 году. На противоположной стороне – клейма с изображением страстей Господних. Крест этот поставлен на престоле, на посеребренном пьедестале. На задней стороне его вырезана полууставом следующая надпись: «В лето 6989 (1481) при Великом Князе Иоанне Васильевиче и при Митрополите Геронтие, а положил сей крест Василий Дмитриев». 2. Крест осьмиконечный, древний, в сребропозлащенном окладе. На нем следующая надпись: «Построен сей крест в церковь Нерукотворенного образа в град Шую тщанием и иждивением иеромонаха Павла, иже прежде бе тоя церкви диакон Петр купно тоя же церкви с иеромонахом Иаковом и прихожанами мироздания 1698 лета месяца марта». Крест с мощами разных святых. 3. Крест сребропозлащенный старинной работы, с мощами разных святых. 4. Крест медный посеребренный, с мощами разных святых. Св. евангелия: 1. Евангелие в поллист в сребропозлащенном окладе. Издано в 1753 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

При имп. Валенте он был сослан арианами в заточение. Возвратившись на свою кафедру при имп. Грациане, св. Евсевий вскоре скончался от раны, нанесенной ему в голову одною женщиной арианкой, в городе Долихине, в 379 или 380 г. Св. Церковь именует св. Евсевия «православия столпом», «Церкви утверждением», «нечестия губителем», «серпом, плевелы посекающим, пшеницу небесную собирающим», «святителем истинным», «церковным оком» и «истины поборником», потребившим «суетное мудрование» «мерзскаго Ариева неистовства». Мощи св. Евсевия были перенесены в Константинополь. Кондак, гл. 4. Благочестие во святительстве пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие: но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу моли спастися душам нашим. Мучч. и Муч. Галактион был потоплен в море, а муч. Иулиания скончалась в огне. Мучч. Зинна и Зины. Св. Зинон, богатый житель Филадельфии аравийской, сделавшись христианином, раздал все имение свое нищим, освободил рабов своих и, во время гонения Максимиана, со своим слугой св. Зиной, явившись к императору, начал обличать его в идолопоклонстве. За сие оба свв. мученики после темничного заключения и жестоких истязаний были обезглавлены, в 304 г., в Егах Киликийских. 23. А. Св. муч. Она была замучена в Риме при имп. Валериане. Св. Мощи ее, по откровению свыше, были перенесены из Рима на остров Сицилию, откуда около XI века перенесены в Константинополь. От них совершались чудесные исцеления. Кондак, гл. 4. Светлым подвиг твоих светоносный наста день, воньже почитающи сих Божественная Церковь , вся созывает весело вопити тебе: радуйся дево и мученице, Агрипино всечестная. Cpmehie Пречистой Богородицы, чудотворный иконы Празднование сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (с крестным ходом в Москве из Успенского собора в Сретенский монастырь) установлено в 1480 году в память избавления Руси заступлением Богоматери от Ордынского царя Ахмата, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Этим избавлением положен был конец и татарскому игу, тяготевшему над Русью два с половиной века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Православная Церковь совершает ещё и 23 июня празднование иконы Владимирской, в память избавления России чудесным заступлением Богоматери от ордынского царя Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, хан Золотой Орды, шёл с громадными полчищами ограбить и разорить Москву. Он достиг уже реки Угры, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим московские владения. Великий князь, укрепляемый советами и молитвами святителей, приготовился защищать веру и отечество. Оба войска стояли целый день друг против друга, в ожидании нападения; река Угра разделяла их. По предстательству Богородицы совершилось дивное избавление нашего отечества: великий князь приказал своим войскам отступить от Угры, желая дождаться перехода татар, а татары объяснили это отступление тем, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сперва медленно, а ночью внезапно напал на них такой страх, что они побежали без оглядки. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, тяготевшего над Россией двести лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь. В благодарность за освобождение России от тяжкого и позорного ига татар установлено в 1480 году 23 июня празднество, и в этот день совершается в Москве крестный ход в Сретенский монастырь с Владимирскою иконою Пресвятой Богородицы. В 21-й день мая Православная Церковь совершает в третий раз празднество сретению чудотворной Владимирской иконы по двум событиям. Первое было в 1514 г. ради поновления иконы Владимирской в доме митрополита Варлаама, почему и установлен был крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь 21 мая. С воспоминанием поновления соединено празднование другого исторического события: избавления России заступлением Владычицы в 1521 году от татар крымских, ногайских и казанских, под предводительством Мехмет-Гирея, который вторгся в пределы московские с такою быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берег Оки, чтоб удержать дальнейшее вторжение врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги взяли в плен множество жителей, женщин и девиц; младенцев убивали, бросая их на землю; продавали толпами пленников в Казани и Астрахани; слабых и старых морили голодом; оскверняли святыни храмов. Под заревом пылающих деревень стоял Мехмет-Гирей в нескольких верстах от Москвы, и неоткуда было ждать помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Помощью Пресвятой Богородицы и преподобной Марии Москва была спасена. В вечную память о покровительстве Богоматери покаявшимся горожанам был основан Сретенский монастырь и учрежден первый памятный крестный ход 26 августа. На месте получения чудесной помощи был поставлен деревянный Сретенский монастырский собор и помещен список Владимирской иконы. Святая Мария Египетская стала небесной покровительницей Москвы. На протяжении первого столетия своего существования церкви святой Марии Египетской и Сретения оставались деревянными, потому что при каждой новой угрозе вражеского нападения на Москву монахи с монастырскими иконами прятались за стены Кремля, а посад часто сгорал. Во время набегов татары старались среди прочего уничтожить ненавистный им Сретенский монастырь, воспринимавшийся как символ московской независимости. Но каждый раз деревянные церкви возобновляли.      Ситуация в корне поменялась после освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 году при государе Иоанне Васильевиче III. И снова для получения чудесной помощи при нашествии войск хана Ахмата москвичи совершили покаянное моление перед Владимирской иконой у церкви преподобной Марии Египетской. Крестным ходом 23 июня чудотворную икону приносили в Сретенскую обитель. В память второго чудесного спасения Москвы был учрежден второй ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. В 1482 году церкви Сретения Владимирской иконы Богоматери и преподобной Марии Египетской были возведены кирпичными. Кирпичную Марьинскую церковь ремонтировали и перестраивали в XVI, в XVII и XVIII веках. В 1521 году произошло третье спасение Москвы от объединенного войска крымских, ногайских и казанских татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Повесть о том событии была составлена в середине XVI века летописцами под руководством митрополита Макария по литературному образцу сказания о гибели града Константинополя, чтобы подчеркнуть значимость описываемого. Махмет-Гирей уподоблялся султану Махмету, Пресвятая Богородица оставляла град за грехи его обитателей, и упоминались признаки скорого конца света .

http://pravoslavie.ru/144342.html

Особенно же много потрудился над усилением Москвы и утверждением в ней единодержавия св. Алексий митрополит. Его помощь особенно нужна была при слабом Иоанне Иоанновиче и малолетнем сыне последнего Димитрие Донском. Последний только благодаря влиянию святителя, несмотря на юность свою, получил от хана золотой орды, также уважавшего первосвятителя земли русской, титул великого князя; при его же мудром руководстве и содействии обуздал порывы властолюбия князей Новгородских и Тверских, а прочих держал в повиновении себе. Ольгерд Литовский чувствовал всю силу влияния святителя на уничтожение его собственных замыслов, направленных к возмущению удельных князей против князя Московского и жаловался на него Константинопольскому патриарху: «до ныне и при отцах наших не бывало такого митрополита, каков сей митрополит: благословляет Москвитян на пролитие крови! А кто целовал крест ко мне и убежит к нему, митрополит снимает с него крестное целование» (Филар. Черниг. Ист. р. ц., стр. 83). Само собой разумеется, что жалоба эта осталась без последствий. Мудрой заботливости и предусмотрительности того же святителя Россия обязана введением и нового порядка престолонаследия – от отца к сыну, чрез что предотвращались столь частые и бедственные споры князей о престолонаследии. Подобным же образом и следуя тем же мудрым предначертаниям, митроп. Фотий действовал в пользу малолетнего Василия Васильевича (Темного) против притязаний сильного Юрия Галицкого. Другие представители церкви действовали затем в пользу того же Василия и против притязаний сына Юрьева, Димитрия Шемяки; и по преимуществу благодаря силе влияния церковной власти, после долгих колебаний, окончательно утвердилась власть великих князей Московских, чему особенно много послужил последний из чествуемых русской церковью трех святителей Московских – св. Иона, и в соборе пастырей и властью митрополичьей действовавший в пользу Василия против Шемяки, пока первый не утвердился окончательно на престоле и тем не утвердилось единодержавие, ввиду которого сын Василия, Иоанн III мог уже справедливо именоваться Царем и Самодержцем всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010