(РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Портрет из «Царского Титулярника» 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Образ И. И. был представлен в стенописи Золотой палаты Московского Кремля (не сохр.), созданной в 1552 г., при царе Иоанне IV Грозном: «...слева от царского места был изображен Дмитрий Донской, а далее в третьем окне его отец, великий князь Иван Иванович» ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2000р. Ч. 1. С. 177). К сер. XVI в. восходит иконография «исторического портрета» И. И. В Архангельском соборе Московского Кремля изображение И. И. находится над местом его захоронения, у юж. стены собора. И. И. представлен в рост вполоборота вправо, в княжеском одеянии - красном кафтане и синей шубе, руки в молении вытянуты вперед (см.: Коновалов И. В. Первая колокольня Св. Руси//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 93. Ил. 7). Фрески выполнены в сер. XVII в. (работы закончены в 1666) артелью из 92 мастеров, среди к-рых были Симон Ушаков, Федор Зубов, Гурий Никитин и др., стенопись повторяет иконографию 1-й росписи Архангельского собора, созданной в 1564-1565 гг. при царе Иоанне Грозном. В Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III) и в его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764) есть условный оплечный «исторический портрет», представляющий И. И. молодым мужчиной с вьющимися волосами и короткой прямой бородой. Фигура развернута вполоборота вправо, взгляд устремлен на зрителя, нос тонкий, с горбинкой, брови слегка нахмурены. И. И. изображен в княжеской одежде - хорошо видна меховая опушка ворота накинутой на плечи шубы. По обе стороны изображения надпись: «beлukiu кнзь иоан ioahhobiчь» (см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 20). Заключение мира между вел. кн. Иоанном Иоанновичем и суздальским кн. Константином Васильевичем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ФЕОДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Переславль-Залесский Феодоровский женский монастырь, 2016 год. Фото Марины Ческис В начале XIV века Переславль являлся вторым центром Московского княжества. Москве не раз пришлось бороться за верный Переславль и не раз защищать его от других князей, имевших на него виды. Так, когда московский князь Юрий Данилович отправился в Орду за ханским ярлыком на княжение в Переславле, полки тверичей под водительством боярина Акинфа решили захватить союзный Москве Переславль. Переславцы и москвичи хорошо подготовились к встрече противника. 8 июня 1304 года, в день памяти вмч. Феодора Стратилата, в окрестностях Переславля между двумя войсками произошло сражение. Тверичи потерпели поражение, а сам Анкинф погиб в бою. В честь победы переславцы на месте битвы основали мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата , покровителя воинов. В 1511 году великий князь Московский Василий III Иоаннович (1479- 1533) пожаловал монастырю деревни и пустоши, что нашло отражение в документах монастырского архива. В частности, сохранилась «великого князя Василия Ивановича всея Руси старая тарханная грамота за красной печатью на подмонастырское сельцо Феодоровское и на село Половецкое и на деревню Потанино с пустошами…» Расцвета Феодоровский мужской монастырь достиг при царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) (1530-1584). Как и его отец, царь Иван Грозный любил ездить в Переславль-Залесский на богомолье. Одним из его восприемников при крещении был игумен Переславского Троицкого Данилова монастыря Даниил. Повзрослев, Иоанн испытывал особую привязанность к Переславлю, он неоднократно бывал здесь со своими домочадцами. Иногда причиной поездки в Переславль-Залеский было паломничество. По его личному распоряжению были укреплены два монастыря – Феодоровский и Никитский, фланкирующие въезды в город и охраняющие переславскую дорогу. Иоанн Грозный неоднократно жаловал Феодоровскому монастырю обширные земли с селами и деревнями. В 1551- 1552 годах при игумене Макарии царь дал вклад " слободку Ямскую, свое дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иоанне " .

http://drevo-info.ru/articles/5001.html

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, Киевских и всея России чудотворцев Память 27 мая В апреле месяце 1472 года во время княжения христолюбивого великого князя всея России Иоанна Васильевича 3477 при преосвященном митрополите Филиппе 3478 в славном городе Москве положено было начало основания святого и великого соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. И когда начали разбирать первый храм, которой был построен святым Петром чудотворцем 3479 , и разобрали его до полов, то в то время обнаружились гробы прежде бывших святителей русских, преосвященных митрополитов Киприана, Фотия и Ионы. 28 мая в начале второго часа дня гробы их окопали, и тогда пришел преосвященный митрополит всея России Филипп с архиепископами и с ним все московское духовенство, пришел также благоверный великий князь Иоанн Васильевич с сыном своим, мать великого князя, братья его, князья Георгий, Андрей, Борис и Андрей, все сановники великокняжеского двора, князья и бояре, и множество православных христиан, жителей славного города Москвы, мужей и жен. Воспев подобающие сему случаю псалмы, взяли сперва гроб митрополита всея России Киприана и поставили его на приготовленное место в новооснованном храме в особый ковчег на правой стороне, а потом взяли гроб митрополита Фотия и поставили на том же месте. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, оказались нетленными, несмотря на много лет со дня их кончины, ибо после кончины митрополита Киприана прошло без восемнадцати дней 65 лет, а после кончины митрополита Фотия без тридцати четырех дней 41 год. По перенесении мощей святых Киприана и Фотия пришли ко гробу святителя митрополита Ионы, и когда немедленно после сего снята была с него крышка, то распространилось такое сильное благоухание, что все, стоявшие вокруг этого места, слышали его. При этом все увидели, что святые мощи святителя совершенно целы, только тело присохло к костям, и одежды, в которые он был облачен, также целы и нетронуты тлением, а между тем после кончины его исполнилось тогда 11 лет и 2 месяца. Взяв гроб святителя, поставили его на верху земли с левой стороны храма. Благоверный князь Иоанн и преосвященный митрополит со множеством православного народа возблагодарили после сего за это Бога и повелели праздновать память обретения честных мощей святителей в 27 день месяца мая. 3477 Здесь разумеется великий князь Иоанн Васильевич III, княживший в Москве с 1462 до 1505 года. 3478 Это был митрополит Филипп I, занимавший московскую кафедру при великом князе Иоанне III с 1465 до 1473 года. 3479 Разумеется святой митрополит Петр, который в 1325 году из Владимира переселился в Москву и по настоянию которого был построен первый каменной храм Успения Божией Матери московским князем Иоанном Калитою. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Князь Сергий Дмитриевич 44) находился, при Императоре Петре II, посланником в Берлине, а при Императрице Анне Иоанновне послом в Персии, потом губернатором в Казани; брат его, действительный тайный советник князь Алексей Дмитриевич, был сенатором при Иоанне Антоновиче, при Императрице Елисавете Петровне, при Петре III и при Екатерине Великой. Князь Пётр Михайлович 47), сын знаменитого фельдмаршала, был шталмейстером при Императрице Елисавете Петровне. Брат его князь Александр Михайлович отличился в семилетнюю войну, а при начале первой Екатерининской войны с Турками предводительствовал первою армиею, взял Хотин, и получил жезл фельдмаршальский; потом находился генерал-губернатором в Петербурге. Из братьев его, князь Дмитрий Михайлович, муж учёный, отличный знаток и любитель изящных искуств, находился при Екатерине Великой тридцать лет послом в Вене, где и скончался, обезсмертив имя своё, в летописях человечества, учреждением, в Москве, обширной и богатой больницы Голицынской; князь Николай Михайлович был обер-гофмаршалом Екатерины Великой. Из сыновей генерал-адмирала, князь Александр Михайлович при Петре III и при Екатерине Великой, был сперва вице-канцлером и вице-президентом коллегии иностранных дел, потом обер-каммергером, а князь Пётр Михайлович, блистательными воинскими подвигами приобрёвший славу отличного полководца, имевший перед собою обширное государственное поприще, погиб, 11 ноября 1775 года, на 38-м от рождения, на поединке, куда вызван был коварными разсчётами врагов и завистников своих 110 . Князь Сергий Алексеевич 62) был губернатором в Москве, при Императрице Елисавете Петровне, когда не было генерал-губернатора, и несколько лет управлял первопрестольною столицею; князь Борис Васильевич 66) служил вице-адмиралом при Императрице Елисавете Петровне, а при Петре III уволен с чином адмирала; князь Николай Фёдорович 78) генерал-поручиком и женат был на сестре знаменитого покровителя наук и художеств в России, Ивана Ивановича Шувалова; сын их, князь Фёдор Николаевич, муж блистательной образованности умственной и превосходных качеств душевных, был попечителем Московского университета; князь Иван Фёдорович 79) был генерал-адъютантом Петра III, а по восшествии на престол Императора Павла Петровича, принял в службу, из отставных генерал-майоров, генералом от инфантерии 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Когда при Иоанне III освящали Успенский собор, то некоторые поставили митрополиту Терентию в вину, зачем не посолонь ходил с крестом вокруг церкви, и даже вооружили против него великого князя. Скоро, впрочем, узнали, что и на Афонской горе крестные ходы совершаются против солнца, и оправдали митрополита. Но это не помешало многим остаться при своем заблуждении. В начале XVI века сделалось известным слово (подложное) Феодорита (учителя Церкви V века). Им некоторые доказывали, что надо складывать для молитвы не три перста, а два, три же пригибать.    С целью исправления вкравшихся ошибок в книгах и беспорядка при богослужении при царе Иоанне Васильевиче Грозном, в первую, счастливую половину его царствования, созывались соборы. Из них в особенности замечателен собор, называемый Стоглавым (по книге «Стоглаву», содержащей некоторые из его определений). Он созван был в 1551 году под председательством просвещенного митрополита Макария. На этом соборе относительно книг ясно сознана была необходимость исправления их, но приняты были только частные и нерешительные к этому меры, именно: повелено было протопопам и старейшим священникам осматривать по церквам священные и богослужебные книги, если какие окажутся неправильными и с описками, то исправлять их по лучшим спискам, наблюдать за писцами, чтобы они списывали книги с хороших переводов, неисправленные же отбирать от писцов и у тех, кто у них купил книги. Такие частные меры, очевидно, не могли повести к полному повседневному исправлению богослужебных книг, а напротив, вследствие произвола и недостаточного образования самих исправителей, повели к большей порче их. Рассуждали на соборе и о вновь появившихся обрядах, но не пришли к соглашению, напротив, собор этот обнаружил, как глубоко было по вопросу об этих обрядах разделение между его членами. Председатель собора митрополит Макарий. например, был против двуперстного сложения креста, а нашлись и горячие приверженцы этого обряда. То же произошло и относительно других обрядовых разностей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Угодник в это время лежал на гноище и, лишь, только завидел слугу наместника, тотчас проговорил: – «Да здравствует князь и княгиня!» Когда слуга уже подошел к блаженному, он снова сказал: – «Пусть будут здоровы князь и княгиня!» Слуга удивился такой прозорливости Иоанна и, когда воротился назад, увиделкнягиню совершенно здоровою. Княгиня прославила Бога за свое чудесное исцеление и всем громко объявила, что на юродивом Иоанне почивает благодать Божия. Много и других чудес совершил блаженный Иоанн. Наконец, приспело его отшествие из земного мира. Он умер в 1494 году, 29-го мая, при великом князе Иоанне Васильевиче III. Перед кончиною своею, которую он уразумел еще за насколько дней, он сотворил пламенную молитву к Богу и Пресвятой Богородице. Он молился о себе самом, о терпящих нужды, о несущих скорби и о всем мире. Затем он сотворил крестное знамение и скончался. Тело блаженного Иоанна было вынесено торжественно в церковь , при которой он жил. К погребению стеклось большое множество народа; здесь был почти весь город, начиная со старцев и кончая детьми. Лицо блаженного Иоанна было подобно ангельскому: оно было так живо и так свежо, как будто он лежал живой. Во время погребения многие глубоко рыдали, сознавая, что они в лице Иоанна лишились своего лучшего помощника. Гроб угодника был зарыт возле храма Успения Пресвятой Богородицы. Так кончил свою жизнь угодник Божий Иоанн. Много скорбей, лишений, поруганий и насмешек потерпел он от людей, которые, по своей греховности, не могли понять, что в нем обитает Дух Божий. Но за то Господь прославил его. Дар чудодействования, которым обладал Иоанн, служит самым живым свидетельством того, что Господь награждает и прославляет тех, которые, из любви к Нему, подвергаются людскому поруганию. Блажени есте, егда поносят вы. Скоро после кончины блаженного Иоанна один благочестивый поселянин – Федор Тугин, по обещанию своему, решился построить церковь над гробом угодника. Наместник города Устюга и протоиерей соборной церкви одобрили его благочестивое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Долгоруков Шеины Предок их Василий Михайлович Морозов, по прозвищу шея, был потомком Михаила Прушанина в седьмом колене. У него было два сына: младший, по прозвищу баташ, был бездетным; старший, Дмитрий Васильевич Шеин, находился боярином при Иоанне Великом, и в начале княжения Василия Иоанновича убит в казанском походе 1506 года. Он имел трёх сыновей, которые все трое находились боярами в начале царствования Uoahha IV : Юрия Дмитриевича († 1546), Василия Дмитриевича († 1550) и Ивана Дмитриевича († 1556); и десять внуков; Михаила и Исаака Юрьевича; Бориса, Андрея, Григория, Ивана и Петра, по прозвищу горбатого, Васильевичей; Андрея Ивановича, († 1569) бывшего боярином при Царе Иоанне IV; Ивана Ивановича, по прозвищу клепик, и Алексея Ивановича, и двух правнуков: Дениса и Михаила Борисовичей. Сей последний, известный в своё время боярин и военачальник, в эпоху междуцарствия прославился неустрашимою защитою Смоленска от поляков; казнён в 1634 году 372 . Он имел сына Ивана, внука Семёна, и двух правнуков: из них старший, Алексей Семёнович, находился боярином при Царе Феодоре III, в правление Царевны Софии Алексеевны, и в начале царствования Петра Великого; был одним из лучших полководцев и из самых образованных россиян своего времени, пользовался милостию Петра Великого; при учреждении новых чинов, в 1699 году, пожалован в генералы от инфантерии, и в начале следующего года скончался, не имев детей от двух браков своих: с княжною Анною Петровною Долгоруковою († 12 августа 1667) и с Марфою Михайловною Приклонскою. Младший брат его, Василий Семёнович, за болезнию служить не мог, и умер в двадцатилетнем возрасте, оставив сына, Ивана, имевшего пять сыновей: Якова, Ивана, Фёдора, Федота и Василия. Потомство их доныне существует в Новосильском уезде Тульской губернии. Фамилия Шеиных в гербовник ещё не внесена. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

126 Царя или Хана Ахмыта не было. Если здесь разумеется Хан Ахмат, делавший нашествие на Россию, при Василии Темном в 1459 и при Иоанне III в 1465; то он не был современником Епископу Прохору (1511– 1527). Если же разуметь Ахмыла, посла Ордынского, сопровождавшего в Россию Князя Иоанна Даниловича в 1322 году, то это будет ранее предыдущей тяжбы Юрия, отца Игнатиева. 127 Означенное рукописное житие должно быть современно потомкам Св. Петра. Оно заключается так: «Дай же Господи Петрову сему роду соблюдение и умножение животу и не оскудеет радость до старости без печали, о х-е и-се г-е (Христе Иисусе Господе) нашем, емуже слава ныне и присно и во векы веков. Аминь». 129 В 1474 году, в Ростове были Князья Владимир Андреевич и Иоанн Иоаннович, у которых Великий Князь Иоанн III Васильевич купил остальную часть Ростова. 131 Житие Св. Исидора, довольно древняя рукопись, сохраняется в церкви, где почивают мощи его, и помещено во многих древних Сборниках. В Прологе и Четь-Минее 14 Мая помещено оно сокращенно. 132 Старинная рукопись, содержащая в себе описание жизни Иоанна Власатого, сохраняется в церкви Св. Власия. 138 В Белогостицкой обители, также и в Ростовском Успенском Соборе, сохраняются помянники Княжеские, в которых перечислены Князья: Владимир, Иван, Адриан, Симеон, Василий, Феодор, Иоанн, Созонт, Георгий (Темкин), Димитрий, Иоанн, Иоанн инок, Серапион инок, Павел (Темкин), Григорий (Темкин), Феодор (Гвоздев), Иоанн (Глинский), Борис, Борис, Василий, Иона инок (Судской), Мисаил инок (Темкин), Григорий, Иоанн (Зюзин), схимник Дионисий, Михаил (Темкин). Первые из этих Князей, кажется, те, которые продали последнюю половину Ростова Иоанну III, а последний – современник Митропол. Ионы Сисоевича и сотрудник его в строении обители значительными вкладами, как видно из сохраненной доселе описи Белогостицкого монастыря, составленной еще при жизни Митр. Ионы. 139 В библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры находится Сборник в четверку, под 20, в котором помещена «повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало». Из этой повести заимствован последующий рассказ о старцах Феодоре и Павле, и об Игумене Феофиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

890 На поле: Трогедиа есть игра плачевная, яже радостию починается и зло многими бдами и скорбми скончевается. 892 ... am Магмета-паши... – Махмет-паша был великим визирем турецким в 1565–1579 гг. Его войска также участвовали в качестве подкрепления в походе Девлет-Гирея. 898 ...Иоанна Петровича... – Имеется в виду Иван Петрович Челяднин-Федоров, предводитель оппозиционной группировки, раскрытой в 1567 г. Точная дата его смерти неизвестна. Он был женат на вдове Ивана Осиповича Дорогобужского, погибшего в казанском походе 1530 г. Курбский имеет в виду приемного сына Ивана Петровича Челяднина – Ивана Ивановича Дорогобужского. 899 О Иоанне Шереметве. – Иван Васильевич Большой-Шереметев – один из выдающихся политических и военных деятелей 50-х гг. В 1564 г., подозреваемый в измене, был арестован, a затем пострижен в Кирилло-Белозерский монастырь. Казнен ок. 1573 г. 902 ...именем Хозяинъ... – Хозяин Юрьевич Тютин. Казнен по неизвестным причинам ок. 1568 г. Курбский называет его подскарбием. Подскарбием в Польше и в Великом княжестве Литовском назывались казначеи. 903 ...Хаборовъ... – Иван Иванович Хаборов, боярин и смоленский наместник, вероятно, ок. 1558 г. В 1573 г. он был еще жив, что видно из писем Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. По некоторым данным, он умер в 1581 г. Хронология Курбского таким образом и в данном случае несколько отлична от сведений других источников. 906 ...Старого Сигизмунда... – Король Сигизмунд I Старый, отец Сигизмунда II Августа, на службу к которому перешел Курбский. 907 ...род Колычовых... – Неясно, кого из представителей рода Колычевых Курбский имеет в виду. Известно, что после низложения митрополита Филиппа страшные гонения обрушились на его близких. Было казнено около десяти человек из рода Колычевых. См. также коммент. к Предисловию к Новому Маргариту. 908 Василей, глаголемы Разладинъ... – Причина и дата смерти Василия Васильевича Квашнина неизвестны. 912 ...Дмитрей онъ... – Дмитрий Васильевич Шеин был взят в плен во время Казанского похода Ивана III в 1514 г. и убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строже и определённые высказывается по этому предмету академик Е.Е. Голубинский . В своём капитальном труде – Истории русской церкви – Е. Е. Голубинский полагает, что Сионы были дарохранительницами, – именно дарохранительницами праздничными, употреблявшимися только в торжественных случаях (в Москве) и хранившимися в ризнице; тогда как обыкновенные дарохранительницы находились постоянно на престоле. Наименование их «Сионы или Иерусалимы», по-видимому, указывает, на Иерусалимский храм Воскресения или на Сионскую горницу 36 . Последнее из этих замечаний, касающееся наименований Сионов, как увидим ниже, вполне вероятно. Решение же вопроса о назначении Сионов едва ли может считаться решённым правильно. 1) В самом деле, если Сионы были дарохранительницами и заключали в себе освящённые дары, то едва ли могли быть они переносимы во время великого входа на литургии, в торжественной процессии, в которой переносятся на престол дары для «тайной жертвы», ещё не освящённые? И чем возможно было бы оправдать подобное явление? 2) Почему ни в одном из Сионов, – ни Московских, ни Новгородских, нет никаких приспособлений, даже следов приспособлений, для хранения здесь св. даров? 3) Появление Сионов в Москве только при Иоанне III, а не ранее, заставляет искать другую причину их устроения в современных условиях церковной и государственной жизни; между тем дарохранительницы, даже золотые, были в Москве и ранее того времени. 4) Почему Сионы мы видим не во всех церквах, а только в древнейших соборах? Если бы Сионы были дарохранительницами, то они были бы и в знаменитых, и в богатых древних монастырях. Дарохранительницы нужны для каждой церкви. Однако здесь мы не видим их; Иоанн III, сооружая два Сиона для Москвы, руководится примером Новгорода, где были в Софийском соборе два Сиона. А.П. Голубцов в своём прекрасном исследовании о Соборных чиновниках предполагает, что Сионы могли заменять собою дискосы при перенесении даров на великом входе, или – что дискосы переносились в Сионах 37 . Соображение весьма остроумное, и с ним, возможно, было бы согласиться, тем более, что и самая форма Сионов, как увидим ниже, вполне гармонирует с этим объяснением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010