Первое издание хроники Феофана появилось в Париже 1655 г. и сделано Гоаром, который снабдил ее примечаниями. В отношении текста он стоял на слабой почве, так как рукопись, которой он пользовался, была переполнена сокращениями, для него не всегда понятными. Самое лучшее новейшее издание де Боора (Lipsiae 1883), который пользовался десятью рукописями. Из них сам он отдает предпочтение ватиканской рукописи 154, доведенной, к сожалению, только до начала царствования Юстиниана. Остальные рукописи распадаются на три категории, и каждая из них имеет свой особенный характер, хотя нельзя отдать предпочтения ни одной из них, – все они испорчены, на полях сделаны выноски, попадаются сокращения. Для контроля и выбора между ними важен латинский перевод, сделанный чрез 60–70 лет библиотекарем римским Анастасием с большой близостью к греческому тексту, а потому весьма пригодный для его критики. Вследствие этого, начиная с царствования Юстиниана, история Анастасия имеет несколько большее значение, чем греческие списки позднейшего происхождения, которые гораздо менее устойчивы. Перевод Анастасия также издан де Боором (1885). Первым по времени продолжателем Феофана выступил монах Георгий, известный под именем Амартола (грешный). Эта хроника в первый раз издана была в 1859 г. в Записках СПб Академии наук Муральтом. Издатель имел под руками много рукописей; сам он насчитывает их до 27-и, но издание его не было удовлетворительно. В сущности, эта первая обработка сделана на основании московского кодекса XII в., а этот последний сходен с парижским списком X в. [В настоящее время это издание заменено изданием де Боора 1904–1905 гг.]. Георгий Амартол довел свою хронику от Адама до 842 г.; древняя история в ней изложена очень кратко. Мы имеем несколько переработок этой хроники. Во многих рукописях она является с продолжением Логофета, до 948 года. В некоторых рукописях есть ряд продолжений до 1071, до 1081 года, и даже в московской рукописи до 1143 года. Продолжателем (continuator) Феофана – по преимуществу – был анонимный автор, несправедливо принимаемый за какого-то Леонтия. Он писал по поручению Константина Порфирородного, у которого было собрано много исторического материала. Но в настоящем своем виде он обработал свою хронику и, вероятно, вполне закончил при императоре Иоанне Цимисхии (969–976) или даже при его преемниках. Хроника (813–961) состоит из 6 книг: 1–4 книги принадлежат автору, 5-я книга составляет собственное сочинение Константина Порфирородного, который пользовался хроникой Генесия; 6-я (886–961) – опять автору [или, может быть, Феодору Дафнопату]. Хроника анонимного автора – самая содержательная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Историю Святослава Нестор начинает двадцать вторым годом его жизни, и прежде всего описывает его характер, потом говорит о походах к Оке и Волге, о войне с Казарами, Ясами и Касогами, о походе на Дунайских Болгаров и о войне с Цимисхием, между которыми помещены две войны с Печенегами, из них в последней погиб Святослав. Здесь главным и почти единственным источником у Нестора было народное предание, которого Святослав был любимцем. Замечательнейшие и самые памятные для народа события в княжение Святослава были: нападение Печенегов на Киев в отсутствие Святослава, и война Святослава с Цимисхием; а посему народное предание успело сохранить их с большими или меньшими подробностями, Нестор же, верный народности, передал потомству рассказы в их натуральном колорите. Рассказ о нападении Печенегов на Киев заключает в себе столько простодушия и сказочности, что не может выдержать строгой исторической критики, ежели о войнах с полудикими племенами X века судить по нынешним войнам; но, к счастию Нестора, если так можно сказать, характеры тогдашних полудиких и нынешних регулярных войн, так различны, что сравнивать их между собою и поверять одни другими, решительно нет никакой возможности. А по сему и рассказ Нестора, как совершенно сообразный с своим предметом, остается при своем неоспоримом достоинстве: и отрок Киевский, переплывающий Днепр, и Воевода Претичь, и Князь Печенежский, верны своему народному характеру и своему времени, а следовательно и рассказ остается верен истине; даже если угодно, исторической, хотя и кажется сказочным, он невиноват, что происшествия и лица не походят на нынешние. Может быть возразят: каким образом далее у Нестора Киевляне дают весть Святославу, бывшему в Болгарии, когда на дороге в эту сторону кочевали Печенеги, и как Святослав успел пробраться сквозь их кочевья? На это можно дать один ответ: Московские гонцы и даже целые отряды при Донском, при Иоанне III и при Грозном пробирались же в Крым и даже делали там нападения, не смотря на то, что им нужно было проходить обширные степи от Оки до Черного и Азовского морей усеянные Татарскими ордами, и с которыми Татары, кочевавшие на них более, нежели в продолжении 200 лет, вероятно были знакомее, нежели Печенеги с Приднепровскими степями, на которых они жили не более 50 лет. Разве менее сказочны походы Данилы Адашева и дьяка Ржевского в Крым? Но мы им верим, да и не можем не верить, поскольку у нас на это есть официальные документы; зачем же, после этого, не верить подобным рассказам о походах и разъездах X века по тому только, что у нас нет официальных документов, которые бы подтверждали их?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Заслуживает особого внимания публикация, посвященная выдающемуся церковному деятелю и духовному писателю Западной Руси конца XVI — начала XVII в. иноку Иоанну Вишенскому. В ней не только рассказывается о жизненном пути этого замечательного подвижника монашеской жизни, окончившего свои дни на Святой Горе Афон, но и дается подробный анализ его литературных трудов. В новом томе энциклопедии помещен цикл статей о 23 Римских Папах, носивших имя Иоанн. Он открывается публикацией о Папе Иоанне I (VI в.), которого причисляет к лику святых и Православная Церковь. Представляет интерес материал об Иоанне VII (конец VII — начало VIII в.), последнем епископе Рима греческого происхождения. Не менее важна статья об Иоанне VIII, в период понтификата которого в IX в. произошло множество судьбоносных для стран Европы и Византии событий, существенно отразившихся на отношениях между Римом и Константинополем. Деятельность большинства последующих Пап с именем Иоанн — вплоть до Иоанна XXII (XIV в.) — была теснейшим образом связана с утверждением папского главенства в западном мире. В ряду понтификов с этим именем особняком стоит лишь Иоанн XXIII — глава Католической Церкви, чья деятельность пришлась уже на 50-е — 60-е годы ХХ века. В историю католицизма он вошел как великий реформатор, созвавший Второй Ватиканский собор и положивший начало грандиозным преобразованиям во всех сферах жизни Католической Церкви. XXIII-й том также содержит множество статей, рассказывающих о епископах Коптской, Сиро-Яковитской, Несторианской и других Церквей, носивших имя Иоанн. Среди материалов тома — статьи о знаменитых византийских императорах Иоанне I Цимисхии, Иоанне II Комнине, Иоанне III Дуке Ватаце, Иоанне IV Дуке Ласкаре, Иоанне V Палеологе, Иоанне VI Кантакузине, Иоанне VII и Иоанне VIII — из династии Палеологов. Все они играли исключительно важную роль не только в государственно-политической, но и в церковной жизни Империи Ромеев. В этом византийским василевсам не уступали и великие князья Московские, впоследствии по праву считавшие себя их преемниками. В XXIII томе содержатся статьи, рассказывающие об Иоанне I Калите, Иоанне II Красном, Иоанне III, трудами которых русские земли объединились вокруг Москвы в единую великую державу, свободную от ордынского ига. В статье об Иоанне III особый интерес представляет анализ перемен, происшедших при этом государе в государственно-церковных отношениях.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

С именем Симеона связывается первая попытка заменить на Балканском полуострове греческое владычество владычеством славянским. После смерти Симеона на болгарский престол вступил кроткий Петр, породнившийся с византийским императором. Империя признала за Петром царский титул. В то же время было признано Византией учрежденное еще Симеоном болгарское патриаршество. Мир длился примерно сорок лет. После долгой череды блестящих болгарских побед условия мира, «едва скрывающие упадок болгарского могущества », 906 были удовлетворительны для Византии. Этот договор представлял реальный успех мудрой и энергичной политики Романа Лакапина. «Великая Болгария» времен Симеона была раздираема внутренними смутами. В связи с ослаблением политической мощи Болгарии, мадьяры и печенеги наводнили Фракию и в 934 году дошли вплоть до Константинополя. В 943 году они вновь появились во Фракии. Роман Лакапин заключил с ними пятилетний мирный договор, который был возобновлен после его падения и действовал во время всего правления Константина Багрянородного. 907 Позже, во второй половине Х века, мадьяры наводняли Балканский полуостров много раз. Упадок болгарского могущества был очень выгоден Византийской империи. Никифор Фока и Иоанн Цимисхий продолжали упорную борьбу с болгарами. Им помогал и русский князь Святослав по приглашению Никифора Фоки. Однако Византия была встревожена успехами русского оружия в Болгарии, доведшими Святослава до византийской границы и позволившими ему затем вторгнуться настолько глубоко на территорию империи, что Начальная русская летопись замечает: «за малом бо бе не дошел Царягряда». 908 Иоанн Цимисхий, выступивший под предлогом защиты Болгарии против русского вторжения, после своей победы над Святославом завоевал уже для себя всю восточную Болгарию и захватил всю болгарскую династию. Таким образом, произошло при Иоанне Цимисхий присоединение к его державе восточного болгарского царства. После его смерти покоренные болгары, воспользовавшись внутренними затруднениями империи, подняли восстание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

гос-в Латинской Романии ( Латинская империя и др.), а также ряд греч. владений ( Никейская империя и др.). Эти события крайне осложнили ситуацию на Балканах, тем более что «латиняне» претендовали на все наследство Византии, в т. ч. и на земли Б. В ходе начавшейся войны между болгарами и крестоносцами в битве под Адрианополем 14 апр. 1205 г. армия Калояна с помощью половецкой конницы нанесла сокрушительное поражение крестоносцам; был взят в плен и вскоре умер первый имп. Латинской империи Балдуин I . С этого момента болгары оказались втянуты в длительную борьбу за гегемонию на Балканах, продолжавшуюся в течение всего XIII в. между Латинской и Никейской империями, Эпирским деспотатом, Сербским королевством, лат. владениями в Греции. Все они, включая Б., были раздроблены и могли лишь время от времени претендовать на ведущую роль в регионе, ведя сложную политическую игру со сменой союзов и враждебных коалиций. При Калояне болгары быстро расширили свои владения на юг почти до побережья Эгейского м. Однако эти успехи были крайне непрочны. Осенью 1207 г. Калоян погиб при осаде Фессалоники, что вскоре привело к потере приобретенных им земель. Эпизоды войны в Болгарии киевского кн. Святослава и визант. имп. Иоанна I Цимисхия. Миниатюры из Хроники Константина Манасси. 1344–1345 гг. (Vat. slav. 2. Fol. 178v) Эпизоды войны в Болгарии киевского кн. Святослава и визант. имп. Иоанна I Цимисхия. Миниатюры из Хроники Константина Манасси. 1344–1345 гг. (Vat. slav. 2. Fol. 178v) К власти пришел племянник первых Асеней Борил (1207-1218), при к-ром в Тырнове состоялся Собор, осудивший богомильство (1211). При Иоанне II Асене (1218-1241) была возвращена зап. часть Фракии с Филиппополем, 9 марта 1230 г. в битве под Клокотницей болг. войско разгромило армию эпирского правителя Феодора Комнина, после чего болгары завладели Зап. Фракией, Македонией, частью побережья Адриатического м., землями в Фессалии и Эпире. Эти победы дали возможность Иоанну II Асеню принять титул «царя болгар и ромеев»; в то же время он разорвал унию с Римом и вступил в союз с Никейским имп.

http://pravenc.ru/text/149669.html

По «Повести временных лет» именно обиженные жестокостью русского вождя жители Преслава сообщили печенегам, что добыча на ладьях киевлян огромная, а охраны мало. Возвратившись, Иоанн I справил триумф. Император от Золотых Ворот столицы – традиционного места, где начинались шествия, – шел пешком, а на богато убранной колеснице, запряженной четверкой белых коней, на ворохе пышных одеяний болгарских царей везли икону Богоматери Влахернской – патронессы ромейского войска. На форуме Иоанн в знак ликвидации суверенитета северо-западной Болгарии (Паристриона) снял царский венец с головы Бориса и передал его патриарху. На земли, опустошенные войной, были переселены жители фем Малой Азии. Теперь император мог обратиться на Восток, не опасаясь удара с тыла. Летом 972 г. Цимисхий с огромной армией перешел Евфрат и вторгся во владения ислама . Василевс вновь блестяще проявил свои военные таланты: византийцы захватили Амиду, Мартирополь и старую крепость Нисибис. Летом следующего года арабы в отсутствие Иоанна потеснили христиан, но весной 974 г. он прибыл на театр военных действий и исправил положение. За год Цимисхий прошел Сирию и Палестину, взяв Эмесу, Гелиопольс, Назарет и Кесарию Палестинскую, а к весне следующего, 975 г. ему сдалась древняя столица халифата арабов Дамаск. Лишь недостаток воды в пустыне Баб-эль-Хамран не позволил грозному императору прорваться к Багдаду. Внутренней политикой Византии при Иоанне I, большую часть своего недолгого царствования посвятившего далеким походам, заведовал паракимомен Василий Ноф. Василий вернулся к земельному устройству времен Константина VII, поддерживая стратиотов и свободное крестьянство в ущерб интересам магнатов. С начала 970-х гг. церковная подать – каноникон – была узаконена и стала взиматься наряду с государственными (однако каноникон был значительно меньше десятины, которую требовало себе западное духовенство). Паракимомен, обустраивая дела государства, не забывал и себя. Алчность Василия вызывала возмущение не только народа и синклити-ков, за счет которых обогащался предприимчивый сын Романа I, но и императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сыновья Романа II уже достигли возраста, необходимого для царствования: Василию было 18, а Константину 16 лет 680 . При деятельной поддержке евнуха Василия, их двоюродного деда, они приступили к правлению. Правда, только старшему брату было суждено по настоящему заниматься государственными делами, ибо Константин VIII, как истинный сын своего отца, был легкомысленным бонвиваном, который не желал ничего иного, кроме как проводить жизнь в расточительных удовольствиях. Совсем иным был Василий II, который вскоре проявил себя как человек железной воли и необыкновенной энергии: среди всех потомков Василия I он один обладал характером властителя и был единственным ьо-настоящему великим государственным мужем. Однако и он был совершенно не подготовлен к исполнению своих обязанностей правителя. С детства рассматриваемый лишь как фигурант придворных церемоний, как декоративный, в сущности, совершенно ненужный довесок могущественных узурпаторов, он поначалу был беспомощен перед внешними влияниями. Только тяжелые испытания, которые выпали на его долю после принятия власти, сделали его зрелым и закалили его характер. Кормило власти в своих опытных руках держал паракимомен Василий. Скорее против него, чем против его внучатых племянников, которые сами по себе выглядели неопасными, было направлено мятежное движение, которое поднял Варда Склир. Этот представитель одного из старейших и богатейших византийских родов, выдающийся генерал, при Цимисхии занимавший высший военный пост доместика Востока, был провозглашен своими войсками императором летом 976 г. Одержав несколько побед над высланными против него верными императору полководцами, он постепенно поставил под свою власть всю Малую Азию и в начале 978 г., после взятия Никеи, приблизился к столице. В этот момент наивысшей опасности евнух Василий обратился к Варде Фоке, племяннику императора Никифора, отважному воину исполинского телосложения, который при Иоанне Цимисхии сам предпринял попытку узурпации. И так же, как тогда Варда Склир на службе у Иоанна Цимисхия нанес ему поражение, так теперь и он на службе у новых правителей должен был одолеть Склира. В действительности Варда Фока победил своего прежнего соперника не столько как слуга законных императоров, сколько как представитель могущественной семьи Фок. Не ввязываясь в сражение у Константинополя, он отошел к Кесарии, цитадели Фок, и тем самым принудил узурпатора к отступлению. Первые сражения выиграл Склир, однако 24 мая 979 г. на Панкалийской равнине близ Амория Фока смог сначала одолеть своего соперника в единоборстве, а затем нанести его армии решительное поражение. Склир бежал ко двору халифа, и этим завершилась длившаяся три года первая гражданская война, за которой, однако, вскоре последовали новые тяжелые осложнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

782 Распространенный в византийской литературе эпитет Константинополя, заимствованный и на Руси («Царьград»). 784 Дословное повторение Продолжателя Феофана за одним исключением: слова «спустя немного времени» отнесены здесь не к прибытию посольства, а к уходу росов из Константинополя. 785 В соответствующем тексте «Жизнеописания Василия», как известно, фигурирует архиепископ. Архиереем же мог быть назван и простой епископ. 801 Византийский полководец, затем император Иоанн I Цимисхий (969–976). Описываются события 970 г. 833 Тавроскифами Пселл, в соответствии с византийской традицией, называет русских. В данном случае речь идет о 6-тысячном отряде, присланном киевским князем Владимиром в ответ на просьбу Василия II. Эти события стоят в тесной связи с женитьбой Владимира на императорской сестре Анне и Крещением Руси в 988 г. 835 Имеется в виду низложение императрицы Зои 19 апреля 1042 г., вслед за чем последовало в столице восстание против Михаила. 849 Сражение произошло 20 августа 1057 г. Пселл свидетельствует об участии русских («тавроскифов») в подавлении мятежа. 860 Речь идет о событиях 1064 г., когда узы вторглись из-за Дуная на территорию Империи, но были поражены эпидемией. 867 Какая-то часть русского наемного корпуса и варяжского, служившего на Руси, а затем и в Византии. 869 Харальд Суровый Правитель (1015–1066), конунг в 1046–1066 гг., в Византии служил ок. 1033–1043 гг. Стоял во главе варяго-русского воинского корпуса в 40-е гг. XI в. 871 Олав Харальдссон, занимавший норвежский трон в 1014–1028 гг. Погиб в 1030 г. Впоследствии прославлен Церковью как Олав Святой – «креститель норвежцев». Его упоминания в скандинавских текстах см.: Древняя Русь. Т. V. 2009. С. 61 сл. 879 Кочевники, нахлынувшие при Иоанне II Комнине на Византию, практически единогласно до сих пор считались печенегами. Сложность вопроса заключается в многозначимом содержании этникона «скифы», которым в большинстве византийских источников обозначаются вторгшиеся в Византию из-за Дуная в конце 1121 г. кочевники. Мы имеем дело с фактически последним крупным передвижением печенежских (в союзе с узами) племен. Византийские авторы говорят об их переходе «всем войском», или «всеми силами» 7.16–17; Mich. Ital. III: P. 83.9–11). Такое движение могло в то время быть вызвано, в частности, и давлением Руси, если к тому же учесть половецкую опасность для печенегов и узов, вытеснявшихся из причерноморских степей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русь совершила высадку на вифинском побережье и опустошила весь азиатский берег Босфора. Затишье на Востоке дало Иоанну Куркуасу возможность явиться на театр военных действий на Босфоре и активно выступить против неприятеля. Русские потерпели несколько поражений, а когда приготовились к отступлению, их корабли были уничтожены греческим огнем в морском сражении, которое им навязал паракимомен Феофан 640 . Разница в исходе русских нападений 907 и 941 гг. позволяет видеть, насколько возросла за этот промежуток времени военная мощь византийского государства. Но когда в 943 г. русский князь Игорь с большими силами руси и печенегов появился на Дунае, византийское правительство сочло разумным достичь с ним договоренности и возобновить с Киевом торговый договор 641 . Этот договор, который был подписан в 944 г., по существу следует договору, составленному в 911 г. после нападения на Константинополь Олега, однако в некоторых пунктах является более выгодным для Византии 642 . После разгрома русов на Босфоре Иоанн Куркуас смог вновь отправиться на Восток, чтобы возобновить свои операции в Месопотамии. Во время быстрого и победоносного похода он захватил Мартирополь, Амиду, Дару и Нисибин (943), а затем повернул на Эдессу, где хранилась одна из величайших христианских святынь – известное по легенде об Авгаре чудесное изображение Христа. Тяжелая осада заставила горожан выдать нерукотворный святой Убрус (Мандилион). С большой торжественностью эта святыня, освобожденная из-под власти неверных силой византийского оружия, была доставлена в Константинополь. Ее встреча в византийской столице 15 августа 944 г. превратилась в особый религиозный праздник. Победы Иоанна Куркуаса отодвинули византийскую границу далеко на Восток, византийский авторитет в Азии вырос, заложив основу для решительного наступления при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Под впечатлением раскрывшейся мощи Византийской империи целые арабские племена переходили на ее сторону, чтобы после принятия христианства поселиться в византийских провинциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На протяжнии всех 30 лет своего крайне унизительного для Церкви патриаршества он больше интересовавшегося светскими развлечениями, нежели исполнением своих патриарших обязанностей. В годы правления императоров Льва Мудрого и Романа Лакопина состоялись очердные контакты Византии и Руси: после нападения руссов на Константинополь в 907 году был заключен договор 911 года, а по результатам похода 943 года князя Игоря Старого в 944 году был заключен очередной договор. В 944 году в Византии произшел очередной государственный переворот – сыновья Романа Лакопина свергли своего отца. Однако победила партия сторонников Контантина (945–959 гг.), достигшего к тому времени уже почти 40-летнего возраста. Мятежные сыновья Лакопина вслед за своим отцом были отправлены в ссылку. Контантин, как и его отец, был ученым энциклопедического склада, хотя гораздо более мягкохарактерный. Правителем он был довольно посредственным, зато написал много поучительных книг в области государственного управления. Это было воистину воплощение типа ученого и писателя на троне. В царствование Константина в 957 году в столицу империи прибыла с визитом вдова великого Киевского князя Игоря – святая равноапостольная Ольга. По-видимому, там же она и приняла крещение с именем Елены, супруги императора. § 27. Расцвет Византийской империи при императорах Никифоре Фоке (962–969), Иоанне Цимисхии (969–976) и Василии II (976–1025) После смерти в 959 году Константина VII Багрянородного Византийская империя вступила в эру своего зенита, наивысшего могущества. Императором стал его сын Роман II Лакопин (959–963 гг.), внук Романа I. В 956 году он женился на простолюдинке Анастасии, ставшей императрицей Феофанией. После смерти своего молодого царственного супруга она стала регентше при двух малолетних сыновьях Василии II и Констатине VIII и вскоре вышла замуж за известного и знатного генерала Никифора Фоку (963–969 гг.). Параллельно с этим императором его провозгласила и армейская среда. В царствование Никифора Фоки начинается расцвет святой Афонской горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010