Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — март 2017 г. 01.03.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " О выборе духовных книг для чтения Великим постом одно воскресенье особо посвящается преподобному Иоанну Лествичнику. Это значит, что Церковь хочет обратить наше внимание на подвиг святых, подвизавшихся в посте и молитве. Их поучения удивительным образом перекликаются с тем, что пишет преподобный Иоанн Лествичник. Часто одни и те же слова, потому что вместе с духовным опытом они передавали их друг другу из века в век. Преподобный Арсений, ученик преподобного Иоанна Колова, постоянно слышал от него наставление: «Бегай людей, и спасешься». Сам преподобный Арсений говорил: «Я вас люблю, но я не могу быть вместе с Богом и с людьми. Тысячи и тысячи ангелов имеют одну волю, а у людей множество воль, поэтому подвиг, который я избираю, есть подвиг отшельничества». И другой преподобный, тоже Иоанн, говорил, что он уходит в пустыню, потому что хочет жить, как ангелы, служа Богу. Какое отношение это может иметь к нам, как это может быть связано с нашей жизнью? И в связи с этим еще один вопрос. Иногда можно слышать, что не все духовные книги полезно читать живущему в миру. В чем дело? Разве не все духовные книги, я имею в виду православные, учат нас, как обрести спасение? Евгений Веселов, г. Красноярск Мы должны с рассуждением подходить к выбору книг для чтения, чтобы нам, неопытным в духовной жизни, ищущим подражания несравненно более искусным и опытным людям, не впасть в ошибку. Подражание необходимо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что когда народ Божий исходил из Египта или когда Лот с семейством покидал Содом и Гоморру, они были водимы: в первом случае это был Моисей, совершенный человек, верный Богу, во втором — сами ангелы. Подражание необходимо, но чтение, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), должно быть в соответствии с тем образом жизни, который нам дан. Близкие к нам церковные мужи, имеющие дар духовной рассудительности, советуют читать прежде всего святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, тех отцов, которые хотя и отстоят от нас уже более чем на сто лет, говорят об опыте древних духоносных отцов применительно к нашему времени, часто сообразуя этот опыт с жизнью мирян.

http://moral.ru/dom_03_2017/

Ольга Васильевна Орлова Книга третья (401–403 г.) Долгие братья. – Патриарх Александрийский Феофил. – Его борьба с великим странноприимцем Исидором, которого поддерживают Долгие братья. – Феофил обвиняет Долгих братьев в оригенизме. – Нашествие патриарха на монастыри Нитрийские; грабеж и пожар этих монастырей; монахи их рассеяны. – Долгие братья отправляются в Константинополь искать правосудия. – На пути их преследуют происки Феофила. – Их свидание с Златоустом, который испрашивает им помилование у патриарха. – Патриарх отказывает. – Долгие братья доводят до сведения Императора о насилиях патриарха. – Аркадий созывает Собор в Константинополе. – Епифаний, епископ Саламинский, обманут Феофилом. – Его положение в Константинополе перед лицом Златоуста. – Нарушение Епифанием церковных прав епископа; Серапион запрещает ему вход в церковь ; старый епископ падает духом. – Его отъезд и смерть. – Речь Златоуста против императрицы. – Гнев Евдоксии и всего двора. I В стране монастырей, занимавшей пустыню Нитрийскую с присоединением части Скитской области, между Нильской долиной и Ливийской горной цепью, – в стране, населенной монахами общежительными и отшельниками, где городами были монастыри, а земледельцами пустынники, жили четыре человека, хорошо известные во всем Египте под прозвищем Долгих братьев. Этим странным прозвищем они были обязаны своему высокому росту, который еще более увеличивал их чрезвычайную худобу, следствие неумолимо-сурового образа жизни. Почти младенческая простота этих сынов пустыни сочеталась с необыкновенной ясностью их ума и глубокими познаниями. Ученики той великой Александрийской школы, где Дидим Слепой продолжал преподавание Климента и Оригена , они, можно сказать, имели единое желание и дыхание, до того чувства их и поведение были неизменно согласны. И так как они в действительности составляли единое, то их любили всех четверых соединять общим прозвищем Долгих братьев. Александрийские патриархи всегда их очень уважали. Святитель Афанасий, отправляясь в 341 году в Рим, взял с собой из Скитского монастыря Аммония, старшего из братии, и в вечном городе долго вспоминали доброго монаха, который, вздыхая среди столичного блеска о пустыне, не пожелал видеть никаких столичных чудес, кроме гробниц Святых Апостолов. Когда окончилась «ссылка» святителя Афанасия, окончилась и «ссылка» Аммония, – он простился с миром, дабы снова похоронить себя в ужасной пустыне, которая была для него раем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Он был светильник, горящий и светящий ( Ин. 5, 35 ). Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане ( Мф. 3, 5–6 ). После многовековых ожиданий верующих Ветхого Завета наконец наступило предвозвещенное святыми пророками время пришествия обетованного Мессии, так как предопределенные для этого седмины Данииловы ( Дан. 9, 24–27 ) приходили к своему концу и пророчество патриарха Иакова об оскудении князя от Иуды ( Быт. 49, 10 ) уже исполнилось, ибо на престоле Давида сидел чужестранец Ирод идумеянин. Но грядущему Мессии, Царю праведному и спасающему ( Зах. 9, 9–10 ), должен был предшествовать необыкновенный посланник, провозвестник Сына Божия – ангел-предуготовитель путей Мессии ( Ис. 40, 3–5 ; Мф. 3, 1–3 ). Таким предтечей Мессии на границе, отделяющей подзаконный период и предначинающей время благодати Нового Завета, явился в 779 году от основания Рима (ср. Лк. 3, 1–2 ) Иоанн, сын праведных священника Захарии и Елисаветы, свыше предуказанный еще до рождения ( Лк. 1, 13–17 ). Рано лишившись отца, по церковному преданию мученически скончавшегося от руки посланных Иродом убийц, и затем недолгое время испытавши нежную заботливость своей матери, вскоре после смерти Захарии скончавшейся, Иоанн остался сиротой с раннего детства. Под влиянием окружавшей церковной среды, богослужебного благочестия, в Иоанне воспитано религиозное уважение к предписаниям закона Моисеева, был зажжен в душе его горячий энтузиазм, при чем высшее понимание им смысла жизни выразилось в аскетизме с искренним стремлением к высокому нравственному совершенству. И вот, еще в незрелом возрасте он удалился от людского общества в пещеры пустыни, в которой и жил отшельником до призвания на предопределенное высокое служение. Предпочитая мирскому шуму и волнению тишину пустынного уединения, вдали от грешного человеческого общества Иоанн, сын Захариин, сохранил ум и сердце свободными от земных пристрастий и неправых предубеждений, порождавших ложные надежды в народе. Лишь иногда, во дни великих иудейских праздников Пасхи, Пятидесятницы и Кущей (ср. Втор. 16, 16–17 ), великий этот подвижник оставлял свою любимую пустыню, чтобы предпринять путешествие в Иерусалим для удовлетворения живому чувству своего благочестия. Там смиренный, молчаливый, сосредоточенный Иоанн имел возможность ближе познакомиться со свойствами и образом мыслей современного иудейского народа, с духовными потребностями разных классов его, и затем чистым, непричастным грешной суете мирской, он возвращался в свою пустыню для подвигов своего благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Отец Иларион (в миру Иоанн) родом был великорусе 51 , духовного звания. Мальчиком он учился в духовном училище, потом перешёл в семинарию. По рассказу его, не докончив одного класса семинарии, он решил избрать себе иноческий образ жизни. Но обстоятельства заставили пока его поступить учителем, и он потрудился два года в школе из-за некоторых мальчиков. Как он говорил, в учительстве пришлось ему выдержать немало испытаний. Это происходило от того, что мальчики эти происходили от родителей, которые совершенно ни во что не верили, и дети их были с почти непорчеными нравами и поведением. Этот боящийся Бога юный учитель предпринимал самые лучшие меры, чтобы внушить и показать этим своим воспитанникам путь истинный, просвещённый учением Христовым. Но вот однажды самый развязный из мальчиков на глазах учителя напроказничал, и пришлось его наказать. На другой день пришёл отец этого мальчика и начал выговаривать учителю весьма сурово и даже непристойно. Кроткий учитель стал объяснять, что юным не будет в убыток, если их накажут за дерзкий поступок, что они могут увидеть пользу от этого, только придя в совершенный возраст. А пока они в юном возрасте, их можно уподобить молоденькой ветке, которую можно как угодно гнуть и выправлять, но если она состарится, то не так-то удобно бывает согнуть её, скорее поломаешь. Так бывает и с юными детьми, и надо знать, что мы за них дадим Богу ответ. Отец мальчика в ярости вспыхнул и громко закричал во всю глотку: «Какой там Бог , ты Его видел?» – и вдобавок обругался скверными словами. Набожный учитель, слыша богохульные слова, был весьма огорчён. Это столкновение с безбожником произвело тяжёлое впечатление на душу Иоанна, и ему пришли на память слова Спасителя: Какая бо польза человеку, аще приобретает мир весь и отщетит душу свою.? 52 Или по-русски: какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? И он стал всё чаще и чаще размышлять, как бы ему скорее уйти из этого многосуетного мира. Дождавшись мая, он подал прошение об увольнении со службы и вскоре получил положительный ответ. Он немедленно уехал на Старый Афон. Приехав туда, Иларион решил сначала обойти всю Афонскую гору и поклониться афонским святыням. Много он видел здесь монастырей, скитов, келий, калив, много видел пустынников, живших и поблизости и в удалении от обители. Но более всего ему запомнились пустынники, жившие на Каруле 53 . Это был большой крутой утёс, спускающийся к морю и там обрывающийся отвесно в самое море. Над самым отвесом жили отшельники – кто под навесом какого-либо камня, кто сделал себе из камня маленькую каливу. (Каливой на Афоне называют хижину, где живёт один монах, и нет церкви). Так жило их там человек двенадцать. Понравилась такая жизнь Иоанну, и он подумал: «Дай спрошу какого-либо старца, не примет ли он меня жить к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пётр Сладкопевцев Обители шестого и седьмого веков Историческая справка Христианское подвижничество, в IV веке насажденное в Святой Земле, в VI и VII веках достигает полного развития и самого цветущего состояния. Необычайное и вместе отрадное и глубоко назидательное зрелище представляет в эти века Святая Земля. На всем пространстве ее от Дана до Вирсавии 415 , по библейскому выражению, не говоря об отшельниках и пустынниках, одиночно подвизавшихся в пещерах и ущельях гор, повсюду: в городах и близ селений, на равнинах и гористых местах – красовались святые обители ревнителей подвижничества – лавры и киновии. От молитвенного пота их (Евфимия, Саввы, Феодосия), говорит нам известный писатель истории Святого града Иерусалима, процвели яко крин неплодные пустыни Иорданская и Кедронская, обратив в одно псаломное согласие все восточные и южные ущелья Пелестины, так что от Сиона и до Мертвого моря ополчился народ Божий отшельников, как некогда при исходе Израиля из Египта. Неизвестно число всех обителей, а не только самих монашествующих, ибо все было наполнено ими. И племя Иларионово глубоко пустило корни на помории западном: оно также процвело многими обителями и знаменитыми подвижниками 416 . И действительно, умножились лавры отшельников в долине Иорданской; явились новые обители в Святом граде и его окрестностях, на священном Елеоне, у дуба Мамврийского, в Хевроне; Газу и Маюму прославили новые великие подвижники; увидели тружеников Креста Господня Самария и Галилея; даже на Фаворе, месте преславного Преображения Господня, под сенью храма, построенного еще равноапостольною Еленой, возвысилась святая обитель. Прекрасным цветником, или лугом духовным, испещренным благовонными цветами добродетелей, представилась умственному взору блаженного Иоанна Мосха Палестина, когда он, составляя в Риме свой знаменитый «Лимонарь» («Луг духовный»), перенесся воображением в Святую Землю, к тем дивным старцам-подвижникам, которых он видел, с которыми беседовал и в обителях, и в пещерах, и в ущельях гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По многовременном и многолетнем моем странствии по России и Молдавии и Буковине, по оставлении раскола и всех толков его, и по присоединении ко Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви Православной, находясь в православном общежительном монастыре Вороне, при церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на пономарском послушании, возимел я непременное желание спутешествовать в пресловутую Святую Афонскую Гору, как в тихое и небурное пристанище, к сей иноческого пустынного и безмолвного жития наставнице, в сей от сует и от соблазнов мира сего удаленный жребий Царицы Небесной, находящийся под Ея покровительством, посетить афонские обители, лавры и киновии, и безмолвные скиты и отшельнические пустынные келии и колибы, посмотреть на тамошних земных ангелов и небесных человеков, и ангельскому житию подражателей, святых отцов афонских, избрать одного из них себе пастыря и учителя, безмолвному иноческому житию наставника и к вечному блаженству руководителя, и препроводить с ним остальные дни жизни своей, и скончать живот свой. Сие желание имел я с самых юных лет жизни моей, но был удерживаем по разным благословным обстоятельствам: во-первых, по смутному военному времени, которое продолжалось почти десять лет (от 1818 по 1828-й год); во-вторых, по частым моровым язвам; в-третьих, по главной причине, именно возбранял природный мой раскол. Но пришло время самое удобное: рати утихли, моры престали, от раскола Господь Бог Своим неизреченным милосердием меня освободил и очистил. Всюду стало спокойно и благополучно; потому я возимел неотлагаемое намерение отправиться в путешествие. И прежде всего прибегнул с теплою молитвою ко Всевышнему моему Творцу и Небесному Отцу, да управит мой путь благополучно, и аще по Его святой воле мое желание в Святую Гору, то да известит мне Свою святую волю чрез духовного моего отца. Такожде просил и Царицу Небесную, споручницу и назирательницу Святой Горы Афонской, Пресвятую Богородицу Владычицу, Пречистую Деву Марию, да будет мне спутешественница и назирательница и помощница во всем пути моем, и да сподобит достигнуть благополучно до Святой Горы Афонской, и да приимет меня грешного и непотребного раба в Свой Святой жребий под Свое покровительство, и да причислит меня к Своему богособранному великому полчищу, ко афонских отцов множеству, хотя бы последним послушником, и да сподобит мне тамо обрести отца и наставника, в иноческом житии искусного, и Сама да будет мне помощница на врага моего древнего, диавола, и на все козни его, и Сама да очистит от страстей моих душевных и телесных. 2. Благословение от духовника и от старца, схимонаха Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

«Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс» Преподобный Григорий Синаит В историческом контексте можно усмотреть четыре основных смысла в употреблении слова «исихазм». Наиболее древний смысл этого термина отражает отшельническую форму христианского монашества, возникшую в Египте, Палестине и Малой Азии в конце III века. Слово «исихия» – «безмолвие» – указывает на идеал отшельничества, отличного от общежительного монашества, основанного преподобным Пахомием. Жизнь монаха-исихаста определялась внутренней молитвой, «умным деланием», стремлением к «обожению». Когда отшельническое монашество привлекло в свою среду образованных греков, воспитанных на идеях неоплатонизма, толкование отшельничества расширилось за счет включения небиблейских элементов, а именно – противопоставления материи и духа. Наиболее известным выразителем этого этапа в истории исихазма был ученик Оригена Евагрий Понтийский. В основу учения Евагрия была положена идея о первоначальном существовании всех тварей в качестве совершенных «умов», созерцающих Божественную сущность. Целью духовной жизни, по Евагрию, является восстановление первоначального созерцания Божественной сущности. В этой системе догмат христианства – «Слово стало плотию» (Ин. 1: 14) – был уже не нужен, так как человек призывался к развоплощению. Факт осуждения Оригена и Евагрия Церковью на V Вселенском соборе ограничил опасность, грозившую созерцательному монашеству, но не упразднил популярность исихазма. «Умное делание» стало пониматься не в смысле развоплощения, а как приобщение к «воплощенному Слову» путем «молитвы Иисусовой». Вторым более узким значением термина «исихазм» является особый метод «непрестанной молитвы» в среде византийского монашества в XIII–XIV веках. «Непрестанная молитва», «молитва Иисусова» – есть постоянное обращение ко Христу, Чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника, «прилепиться к дыханию». Это предписание понималось буквально, в смысле использования дыхания как способа сосредоточить внимание и связать молитву с непрерывающейся функцией организма. В отличие от подхода Евагрия этот метод молитвы предполагал положительное отношение к телесному аспекту человеческой жизни.

http://pravoslavie.ru/31354.html

Подпишитесь на наш Телеграм В прошлый раз мы рассказывали о патериках . В этот раз — подборка житий святых. О том, как стать святым, расскажет жизнь мученика, отшельника, «матери Пустыни», раскаявшейся блудницы, аскета, плачущего от женской красоты, столпника, юродивого, атеиста, бездомного, беспечного благотворителя, политиков-непротивленцев и других. На специальной странице мы рассказываем, что такое святость.   Мученичество святого Поликарпа Смирнского Начало житийной литературы — мученические акты, то есть протоколы допросов христианских мучеников. Поликарп — ставленник апостолов на кафедре Смирны, товарищ Папия и Игнатия Богоносца, учитель Иринея Лионского. Игнатий в своем Послании пишет Поликарпу Смирнскому: « как кормчим нужны ветры или застигнутым бурей — пристань, так настоящему времени нужен ты — для того, чтобы достигнуть Бога ». По словам блаженного Иеронима, после смерти апостола Иоанна Богослова Поликарп стал главой всего малоазийского христианства, что и послужило причиной его мученической смерти: толпы язычников кричали Поликарпу: « вот учитель Азии и отец христиан ». Поликарп был сожжён заживо.   Житие Антония Великого Житие «отца монашества», написанное Афанасием Великим — не просто образцовое житие подвижника, но и цельная философия подвижничества как такового. «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме он услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: « если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною » (Мф 19. 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел, продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34), Антоний Великий раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к « известным и верным девам », а сам начал вести монашеский образ жизни недалеко своего села.

http://blog.predanie.ru/article/kak_stat...

Преосвященного Иеремии, Епископа Нижегородского и Арзамасского, говоренные к Нижегородской пастве, с присовокуплением келейных его записок, 1851–1853 года Поучение 1 на второй день св. Пасхи Христос Воскресе! Воскресение Христово видевше поклонимся Господу Иисусу.   Святое и Божественное Евангелие от Иоанна, в конце своем, замечает нам, что Святые и Богоглаголивые Евангелисты не все-то могли написать и сказать о нем, что совершил и чему научил воскресший Господь и Спаситель наш, Иисус Христос . Суть же и ина многа, говорит Св. Иоанн, яже сотвори Иисус; яже аще бы по единому – подробно писана быша ни самому, мню, всему миру вместити пишемых книг ( Ин. 21:25 ). Но и то, что преподали Св. Евангелисты, что написали в евангельских книгах, не открывает ли в полном свете и не делает ли совершенно очевидным, коль достоин, воскресший Господь наш во все времена пет быти гласы преподобными; коль достойно и праведно покланяться Ему и покланяются на небесах Ангелы и Архангелы, на земле чада церкви Им основанной и зиждемой. Воистину достойно и праведно есть покланяться Господу нашему Иисусу Христу, яко небесному Учителю, Наставнику, просветителю рода человеческого. Ибо кто когда-либо в поднебесной так учил, и так глаголал, как Он? Никто. Кто так ясно, так просто и вместе так возвышенно исповедал нам Бога, живущего в неприступном свете, и возвестил Его присносущную силу, Его непостижимые, беспредельные совершенства, премудрость, всемогущество, правду, благость, кто до Него? Никто. Кто так учил и научил молиться Единосущному Отцу Его, Богу Вседержителю, как научил Он, и собственным примером Своим, и преподав нам сию краткую, но все объемлющую молитву: Отче наш иже еси на небесех, и пр.? Никто. Кто так и внятно и убедительно вселял в сердца учеников и последователей своих спасительный страх Божий, как Он сими словами: глаголю вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело – Сказую же вам, кого убойтеся, убойтеся имущаго власть по убиении, во врещи в дебрь огненную. Ей глаголю вам: того убойтеся? то есть Бога (ср. Мф. 10:28 ). Кто до Христа, в такой чистоте, полноте и совершенстве изложил обязанности к Господу Богу; обязанности к ближним нашим; обязанности к нам самим? Никто. Достойно убо и праведно во веки покланятися Господу Иисусу Христу, яко единому и единственному Божественному Учителю и Просветителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Преподобные Давид и Феодора Фессалоникийские (версия для печати)/Православие.Ru Преподобные Давид и Феодора Фессалоникийские Православие.Ru , 28 сентября 2010 г. Диакон Георгий Максимов Среди главных святых мест, которые посещают паломники в Фессалониках, – монастырь святой Феодоры. Он находится в центре города, на улице Ерму; до него нетрудно дойти пешком как от Митрополичьего собора, где покоятся честные мощи святителя Григория Паламы, так и от знаменитого храма великомученика Димитрия. В монастыре святой Феодоры почивают мощи одних из самых почитаемых святых города: в монастырском храме справа от входа стоит рака с мощами преподобного Давида, а слева – рака с мощами преподобной Феодоры. Иногда открывается вход в нижний – старый – храм, где можно видеть части древнейших строений, а также места первоначального погребения святой Феодоры и ее дочери. Для прошлых и будущих паломников, как и для всех боголюбцев, будет полезно узнать о жизни этих двух угодников Божиих – Давида и Феодоры. Преподобный Давид Фессалоникийский (Память 26 июня/9 июля) Слава этого великого святого еще при его жизни широко распространилась по христианским землям. Самое раннее письменное упоминание о преподобном Давиде мы находим в книге его младшего современника святого Иоанна Мосха «Луг духовный». Святой Иоанн так записывает рассказ аввы Палладия, которого встретил в Александрии: «Мы пришли к авве Палладию с просьбой: “Сделай милость, отче, скажи нам, по каким побуждениям принял ты монашество?” “В моем отечестве, – а старец был из Фессалоник, – за три версты от городской стены жил отшельник, родом из Месопотамии, по имени Давид. То был муж строгой жизни, весьма добродетельный и исполненный любви. Он провел в затворничестве около семидесяти лет. Однажды ночью военная стража охраняла стены города от варваров. Воины стояли на стене, обращенной к той стороне, где в затворе жил старец. И видят воины в одну ночь, что огонь исходит из всех окон кельи. Решив, что варвары подожгли келью старца, они, лишь только рассвело, бросились к келье, где с изумлением увидели, что и старец невредим, и келья цела. В следующую ночь воины снова видят огонь в келье старца – и это повторялось потом не раз. Необычайное явление стало известно всему городу и всей той стране, так что многие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. Явление продолжалось до самой кончины старца. Я сам видел это чудо не однажды и не дважды, а много раз. И сказал себе: если еще и в этом мире Бог прославляет рабов Своих столь великой славой, то что же будет в грядущем веке, когда лице их просияет, как солнце?! Вот, чада мои, это и было поводом к тому, что я принял монашество”».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010