Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.), наиболее почитаемый святой в Болгарии и Республике Македонии, болг. отшельник, чудотворец, считается основателем Рильского монастыря . Исторические сведения об И. Р. Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Оснований для датирования жизни И. Р. весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной лит-ре (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330-354). Визант. агиограф Георгий Скилица связывает жизнь И. Р. с правлением визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-959) и Иоанна I Цимисхия (969-976), а Жития И. Р. болг. происхождения - с правлением болг. царя св. Петра (927-970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что И. Р. скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой род. ок. 876-880 гг. В «Завете Иоанна Рильского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рильского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти И. Р. встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство - в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болг. лит-ре 946-й как год кончины И. Р. появился в связи с распространением в XVII-XVIII вв. в Болгарии рус. печатных книг (Прологов и Святцев). Жизнь Биографические сведения об И. Р. в Житиях весьма скудны. Он род. в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упом. в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ПУСТЫННИК [Греч. Μρκος Ερημτης] (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), прп. (пам. 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Житие Биографические сведения о М. П. скудны и основываются на упоминаниях позднейших авторов. О егип. происхождении М. П. говорит заглавие его сочинений в древнейшей сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12175, датированной 533-534 гг., где М. П. именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает М. П. в своей «Хронике» ( Georg. Mon. Chron. Vol. 1. P. 103-104; Vol. 2. P. 593, 599), называя его учеником свт. Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в нач. V в. Никифор Каллист Ксанфопул (нач. XIV в.) в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30//PG. 146. Col. 1157A, 1256CD) также говорит о М. П. как об ученике свт. Иоанна Златоуста и приводит подробности, независимые от сообщения Георгия Амартола и, возможно, восходящие к не сохранившемуся до настоящего времени источнику ( Durand. Introd. 1999. P. 22-23). Сир. писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиеп. Феофилом I († 412) ( Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas, Bischop of Margâ, AD 840. L., 1893. Vol. 1. P. 52-53). Ввиду схожести написания имен Макарий и Марк в сир. консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений М. П. Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся М. П. и относить деятельность преподобного к 385-412 гг. ( Hesse. 1967). Поскольку в сочинениях М. П. присутствует антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. М. П. в агиографии и гимнографии В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются Житием, в к-ром он отождествляется с егип. аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия , еп.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Глава 1. Сотворение пастыря Приходское духовенство и православная традиция в модернизирующейся России Детство Иоанна Сергиева выпало на эпоху Николая I. К этому времени запущенные Петром Великим модернизационные преобразования уже заметно осложнили жизнь приходского духовенства и даже серьезно понизили его общественный статус. Да, русские продолжали оставаться одним из самых воцерковленных и благочестивых народов Европы 24 . Однако народное благочестие отнюдь не всегда автоматически подразумевало почитание священника, поставленного вести свою паству. После петровских преобразований незыблемое положение приходских пастырей заметно пошатнулось, к ним даже могли теперь применяться телесные наказания 25 . Наиболее распространенные религиозные обычаи – будь то паломничество, почитание местных святынь, икон и мощей – не были напрямую связаны с приходским духовенством. Зато монашество по-прежнему высоко чтилось и считалось наиболее богоугодной формой церковного служения. Традиционное почитание монашества неизбежно приводило к определенной десакрализации приходских батюшек, бывших в подавляющем большинстве людьми семейными и, следовательно, остававшимися в этом бренном земном мире. В то же время монашествующие, а также различные Божьи люди – странники, отшельники, блаженные – в сознании большей части как мирян, так и самого клира находились как бы ближе ко Творцу 26 . Священники уступали не только чернецам и подобного рода подвижникам, но и архиереям. Только если в первом случае приходским батюшкам не хватало личной харизмы, то во втором явно недоставало официальной влиятельности и материального достатка. Столь несообразное значение священников – самой массовой части духовенства, на которую менее всего обращали внимание, – отразилось и на русской святости. К XIX в., спустя восемь с лишним веков после крещения Руси, практически ни один из представителей белого духовенства не был канонизирован. Основные «персонажи» Минеи – монашествующие и архиереи, светские правители и воины, разного рода Божьи люди. В Российской империи середины XIX в. святость по-прежнему определялась либо некоей врожденной «неотмирностью», либо причастностью к власти 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О монашестве и монастырях В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, Св. Иоанна Предтечи, апостолов Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами , т. е. подвижниками. С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками . Так положено было начало монашеству , или по-русски иночеству , т. е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иноческая жизнь или монашество есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание» , т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: «Кто может вместить, да вместит». ( Мф.19:12 ). Св. Афанасий говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество ; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое» . Преп. Нил Росанский говорит: «Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления». Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение: «отречься от мира», т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни , во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество : самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений. Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, и Иоанн, спостник его Святые Симеон и Иоанн были родом из Сирии и жили около 590 года. Иоанну в то время было 22 года, он только что женился. Симеон был двумя годами старше, и вся его семья состояла из престарелой матери. Во время паломничества по святым местам по случаю праздника Крестовоздвижения они подружились и решили продолжать путь вместе. Когда они достигли Иерихона, Иоанн сказал другу, что люди, живущие в монастырях на берегах Иордана, подобны ангелам Божиим. Указав на ведущую к ним дорогу, он промолвил: «Вот путь, ведущий к жизни». Обратившись к широкой дороге, по которой шли все путники, добавил: «А вот путь, ведущий к смерти». Помолившись и бросив жребий о том, какой путь им избрать, они отправились в монастырь святого Герасима, полные радости и отринув всякие узы, соединявшие их с миром. Настоятель обители, блаженный Никон, имел видение о приходе в монастырь двух юношей. Он встретил Симеона и Иоанна у ворот, радостно приветствовал и призвал отречься от мира, предсказав, какой будет их дальнейшая судьба. По их просьбе он немедля совершил иноческий постриг, возродив Симеона и Иоанна к новой жизни вторым крещением. И все же они боялись утратить посланное свыше рвение, воспламенявшее их сердца, и великую славу, даруемую монашеством. Поэтому через два дня Иоанн и Симеон решили оставить монастырь и удалиться от людей ради жизни в пустыне, предав себя воле Божией. Они направились к Мертвому морю и остановились в пустынном месте, именуемом Арнона. Там сподвижники нашли убежище и запас продовольствия, которые принадлежали отшельнику, умершему за несколько дней до того. Как только они приступили к аскетическим подвигам, ими овладели воспоминания о близких: Иоанн думал о жене, а Симеон – о матери. Угнетаемые такими мыслями и искушением уныния, они чуть было не сдались, но всякий раз память о славе, даруемой монашеством, и видение во сне их духовного отца придавало им мужества и стойкости. Они пребывали в кельях, удаленных друг от друга на бросок камня, а когда их одолевали искушения или уныние, сходились ради совместной молитвы. Тогда они рассказывали друг другу о посылаемых им видениях и радовались, что избавлены Богом от тревоги за близких ради непрестанного молитвенного делания. И в нем они столь преуспели, что спустя всего несколько лет были удостоены явлений Божества и дара чудотворения.

http://pravoslavie.ru/55112.html

Прп. Неофит Затворник. Икона. XVI в. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника) [Греч. Νεφυτος Εγκλειστος] (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?), Кипр), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря (см. ст. Неофита Затворника преподобного монастырь ). Один из главных источников сведений о жизни Н. З.- написанное преподобным в 1214 г. «Уставное завещание» (Τυπικ Διαθκη) (в лит-ре встречаются др. датировки), в котором он сообщает важнейшие биографические данные (BHG, N 1325m). Согласно «Завещанию», Н. З. род. в дер. Като-Дрис около Лефкары (Кипр) в бедной многодетной (8 детей) крестьянской семье. Когда ему исполнилось 17 лет, родители Афанасий и Евдоксия решили женить его и по договоренностью с семьей невесты совершили помолвку молодых людей. Однако буд. подвижник с детства чувствовал призвание к монашескому служению. Узнав о помолвке, он бежал из дома в мон-рь во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (см. ст. Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса) . Там неграмотный крестьянский юноша в течение 5 лет исполнял послушание виноградаря. В обители он научился читать и писать, выучил наизусть Псалтирь и настоятель назначил его помощником экклесиарха (пономаря, церковного служащего). Со временем Н. З. понял, что его духовный путь связан с отшельничеством. Он попросил у настоятеля разрешения удалиться из мон-ря в одну из близлежащих пещер, однако тот, ссылаясь на молодость инока, к-рому было только 24 года, отказал ему в благословении на этот подвиг. Тогда Н. З. попросил отпустить его в паломничество на Св. землю и получил согласие настоятеля. В Палестине, известной древнейшими монашескими традициями, молодой инок надеялся найти наставника, к-рый бы понял его духовные искания. Шесть месяцев он путешествовал по палестинским обителям, но так и не встретил духовного учителя. По возвращении на Кипр Н. З. вновь просил благословения на затвор и вновь получил отказ. Тогда он самовольно покинул мон-рь (1159), решив отправиться на поиски наставника на гору Латрос в М. Азии - известный монашеский центр. Но в порту Пафоса его задержали как подозрительную личность, отобрав 2 номисмы, к-рые Н. З. хотел отдать в качестве платы корабельщикам, и заточили на 2 месяца в крепость. Инок понял, что на его отъезд в дальние края нет Господней воли, и после того как его отпустили на свободу, он обосновался в окрестностях Пафоса в естественной пещере, к-рую назвал Енклистра (Εγκλεστρα), что значит «затвор» (ныне часть мон-ря во имя Н. З.). Со временем Н. З. в мягкой породе высек храм, к-рый посвятил Честному Кресту Господню, и келью. Постелью подвижнику служила каменная гробница, также высеченная из скалы. Через 5 лет Н. З. поместил в своем храме частицу Честного Древа Креста Господня, видимо, взятую из одного из кипрских мон-рей (возможно, из мон-ря Ставровуни).

http://pravenc.ru/text/2565024.html

С.В. Шумило Иоанн Вишенский и его связь с православным духовно-культурным центром в Остроге Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось очень мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или других источниках. Изучая рукописи старца Иоанна, Иван Франко на основе его писаний так охарактеризовал подвижника: «была это натура простая и сильная, которая не умела кривить душой». 19 Из писаний старца известно, что родился он в г. Судовая Вишня в Галиции (ныне Львовская область). Точная дата его рождения неизвестна, поэтому на основе косвенных свидетельств большинство исследователей считали, что родился он между 1533–1550 годами. По всей видимости, происходил будущий подвижник из местного шляхетского рода Вишенских и получил неплохое начальное образование. И хоть о самом себе он отзывается как о человеке неученом («риторичное игрушки не видах, философского высокомечтателного ни слыхах»), 20 но это скорее необходимо понимать как попытку собственного монашеского самоуничижения и смирения, что характерно было и для многих других афонских аскетов и отшельников (а может быть, и как полемический выпад против иезуитской системы духовного образования, утвердившейся в то время в Речи Посполитой). Во всяком случае, его послания свидетельствуют, что человеком он был грамотным, умело владел литературным стилем, знал церковнославянский, греческий, латинский и польский языки. Также он хорошо знал не только Священное Писание и творения восточных святых отцов, но и некоторых античных философов (в частности, критикует увлеченность Аристотелем и Платоном, обличает учение Оригена и католических богословов и апологетов того времени). А говоря о своей «неучености», он тут же добавляет, что «мой ест даскал простак, але от всх мудрйший, Который безкнижных упремудряет; мой даскал простак, Которий рыболовци в человколовци претворяет; мой даскал, Которий смирением гръдость потлумляет». 21 Этими словами, «смирением гръдость потлумляя», он утверждает, что все прежние его внешние познания не имеют для него больше никакого значения, поскольку они неспособны дать ему самое главное – познание и единение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Иоанн Беверлийский Святой Иоанн Беверлийский. Витраж часовни Квинс Колледж. Фото: Лоуренс Лью. Обработка: Православие.Ru Есть немало святых древней Англии, чей пример любви, тепла, простоты и смирения особенно важен для нас сегодня. Это, прежде всего, святой Кутберт, а также святые Свитин Винчестерский, Освальд Вустерский и еще целый сонм, возможно, менее известных святых подвижников и отшельников, таких как Этильвальд с острова Линдисфарн, Герберт с озера Дервентуотер, Алнот из Стоу и Кутман из Стейнинга. Но вспоминая этих святых, мы не должны забывать и про святого Иоанна Беверлийского. Каков же был этот святой? Святой Иоанн родился в Харпхеме, в графстве Йоркшир, в благородной семье, примерно в середине VII столетия. Из родного дома он уехал в Кентербери учиться в знаменитой школе аббата Адриана и архиепископа Феодора. В этой школе он постигал греческий и латынь, математику, астрономию, духовную музыку, церковную поэзию и медицинскую науку. Знание последней позднее помогло святому многих избавить от мук телесных. В Кентербери учились молодые люди со всех концов Британских островов. И здесь-то святитель Феодор нарек будущего подвижника именем Иоанн. Закончив обучение, Иоанн вернулся в родной Йоркшир, где монашествовал в двойном монастыре святой Хильды в городе Уитби . Этот монастырь был главным центром церковной культуры, созерцательной монашеской жизни, различных ремесел, образования и учености Йоркшира и Нортумбрии. Эта обитель подготовила не менее пяти епископов, три из которых почитаются церковью в лике святых. Образование в монастыре Уитби, в котором святая аббатиса Хильда собрала огромную библиотеку, было основано на Священном Писании. Со временем святой Иоанн прославился толкованием священных книг. 25 августа 687 года начался новый период в жизни святого Иоанна. После смерти святого епископа Эты святой Иоанн был хиротонисан в епископа Хексема . Как и святой Кутберт, святой Иоанн неустанно трудился в своей епархии, однако сердце его жаждало затворнической жизни.

http://pravoslavie.ru/30238.html

Скачать epub pdf Монастырь святого Неофита Затворника     Главная паломническая достопримечательность округа Пафос – монастырь св. Неофита Затворника (Agios Neofytos) – находится в 10 километрах к северо-западу от города Пафос. Добратся до монастыря св. Неофита из Пафоса можно двумя дорогами. Первая проходит через селение Емпа (Етра) и Тала (Tala) . Вторая – через деревни Месоги (Mesogi) и Тримитуса (Tremitxousa) . Обе эти дороги соединяются недалеко от монастыря. Из монастыря, расположенного на высоте 412 метров над уровнем моря, открывается великолепный вид на водный простор и город Пафос. Святой Неофит Затворник Св. Неофит – один из почитаемых и любимых святых на Кипре. Житиё его подтверждает, что это был дествительно великий человек. Неграмотный юноша из деревни стал не только основателем одного из самых известных монастырей на острове, но плодовитым писателем средневизантийского периуда. Св. Неофит родился в 1134 году в маленькой деревне Като Дрис недалеко от Лефкары на севере округа Ларнака в большой и бедной крестьянской семье. Уже с ранних лет он избрал монашенское поприще. Когда ему исполнилось 18 лет, родители решили его женить. Юноша тайно покинул отчий дом и стал послушником монастыря св. Иоанна Златоуста на севере острова у горы Кутсовенди. Поскольку Неофит был неграмотен, настоятель монастыря Максим дал ему послушание возделовать монастырские виноградники. В течение пяти лет он совмещал тяжёлый труд с учением. За эти годы он овладел грамотой и письмом, изучил Священное Писание и наизусть выучил Псалтырь. Упорство и преданность вере Неофита были замечены, его назначили помошником ризничего, и два года он исполнял это послушание. Проживание в монастыре укрепило его стремление к аскетической жизни, и он просил у настоятеля разрешения стать отшельником. Неофит был ешё молод, и настоятель отказал ему. Тогда с благословения настоятеля он совершил поломничество на святую землю, где провёл в скитаниях полгода, безуспешно пытаясь найти отшельника, который взял бы его в ученики. После возвращения в монастырь св. Иоанна Златоуста он снова просил настоятеля разрешения стать аскетом, и снова получил отказ. Тогда Неофит решил покинуть монастырь и отправиться в Малую Азию на гору Латрос, где жили монахи – отшельники. В порту Пафоса Неофита арестовали как беглеца и посадили в тюрьму. После ходатайства влиятельных знакомых он был вскоре отпущен и решил искать уединения на Кипре.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010